Авиационная промышленность России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Авиационная промышленность России — отрасль российской аэрокосмической промышленности.

Россия является одним из крупнейших производителей авиационной техники, занимая третье место в мире по объёму выпуска после США и Евросоюза.[1] Большая часть активов отрасли сосредоточена в двух крупных государственных холдингах, сформированных в середине 2000-х годов: «Объединённая авиастроительная корпорация» (производит самолёты) и «Вертолёты России» (производитель вертолётов).

В 2013 году в России было произведено:

Содержание

[править] История

[править] Российская империя

Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—1912 годах. До 1917 года насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих).[6]

[править] Советское время

Декретом Советского правительства от 28 июня 1918 года была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).[7]

В СССР современная авиационная промышленность фактически создана в процессе социалистической индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—1932 годов, когда был построен ряд крупных самолётостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась авиационная промышленность во 2-й пятилетке 1933—1937 годов. Объём производства с 1933 по 1938 год вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и других создали ряд оригинальных конструкций самолётов, которые по своим лётно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и другие создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва — США (1937 год) и другие.[8]

Выдающуюся роль сыграл советский авиапром в годы Великой Отечественной войны. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советский авиапром превзошёл авиапром Германии, несмотря на то, что в период Второй мировой войны производство самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. в 1939 году до 39,8 тыс. в 1944 году (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7,9 тыс. в 1941 году, 22,8 тыс. в 1942 году, 35 тыс. в 1943 году, свыше 40 тыс. в 1944 году и 20,9 тыс. за I полугодие 1945 года.[9]

В послевоенные годы авиапром освоил производство турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Туманского и других, что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.[10]

Авиационная промышленность технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его самолётами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производились также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 года самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолётостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и другие вертолёты конструкции М. Л. Миля).[11]

[править] С 1991 года

Гражданское авиастроение в постсоветский период поразил настолько глубокий кризис, что долгое время стоял вопрос о самом существовании этой подотрасли. Количество производимых самолётов исчислялось единицами и было сопоставимо с числом авиационных заводов. Авиакомпании резко сократили спрос, а имеющиеся потребности стремились удовлетворить за счёт лайнеров иностранного производства, объявляя их неизмеримо более экономичными. То же относится и к военно-транспортной авиации: её традиционный заказчик — вооружённые силы — также свернул закупки. В результате этих, а также некоторых иных обстоятельств предприятия ОКБ «Туполев» и «Ильюшин», вошедшие в рынок с сильными позициями, встретили новый век в предельно деградированном состоянии. При этом и оба эти ОКБ, и основные серийные заводы, выпускающие их продукцию (ульяновский «Авиастар», воронежское ВАСО и казанское КАПО), всё время оставались под контролем государства.[12]

Приватизация захватила лишь малую часть гражданского сектора авиастроения. Это относительно небольшие ОКБ «Яковлев» и ТАНТК имени Бериева. А ещё самарский завод «Авиакор», купленный Олегом Дерипаской ещё в середине 1990-х. Однако добиться серьёзных улучшений в силу отсутствия спроса частный собственник не смог.[13]

По-иному сложилась судьба военного авиастроения. Высокая репутация российских истребителей на мировом рынке и спрос на эту продукцию со стороны десятков стран привели к тому, что в этом секторе сложились сразу три весьма успешные по российским меркам и способные к дальнейшему развитию компании, две из которых государственные, третья — частная. Во-первых, это ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация МиГ» (РСК МиГ).[14]

Во-вторых, это акционерная холдинговая компания «Сухой» (АХК «Сухой»). В этот холдинг, доминирующим собственником которого выступает государство, входит ОКБ Сухого, а также два серийных завода — КНААПО (Комсомольск-на-Амуре) и НАПО (Новосибирск). Его дела шли лучше, чем у МиГа, в основном благодаря уникальному предложению тяжёлого истребителя Су-30МК. Главным потребителем для АХК «Сухой» стал Китай (модификация Су-30МКК). Бесспорной заслугой АХК «Сухой» является то, что часть полученных от продажи истребителей денег она вложила в гражданские разработки предложила рынку региональный самолёт SSJ-100 — единственный новый самолёт, разработанный в России в постсоветский период для массового производства.[15]

Наиболее успешен в коммерческом отношении, вероятно, ещё один производитель истребителей «Су» — научно-промышленная корпорация «Иркут» (НПК «Иркут»). Она была создана на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), которое в отличие от остальных производителей боевых самолётов в первой половине 1990-х было полностью приватизировано. В настоящее время НПК «Иркут» включает в себя ИАПО, ОКБ Яковлева, ТАНТК имени Бериева, а также КБ «Русская авионика» — небольшую инновационную фирму. Контрольным пакетом акций «Иркута» по состоянию на начало 2006 года владел менеджмент во главе с председателем совета директоров Алексеем Фёдоровым (ранее президент НПК «Иркут», до этого гендиректор ИАПО), 10 % акций принадлежали европейскому авиастроительному консорциуму EADS, а еще 20 % в результате IPO оказались на свободном рынке. Главный хит «Иркута» — тот же истребитель Су-30МК, но модифицированный им специально под индийский заказ — Су-30МКИ. Кроме того, ИАПО и ТАНТК имени Бериева совместно доработали и активно продвигают на рынок самолет-амбифию Бе-200. В настоящее время совместно с ильюшинским КБ и индийской корпорацией HAL начата разработка многофункционального среднего транспортного самолета Ил-214MTA, а с туполевским КБ — среднемагистрального самолета МС-21 на замену Ту-154.[16]

В конце 2007 года отмечалось, что события последних трёх лет в авиастроении в наибольшей степени подходят под классическое определение национализации — и по формальным действиям, и по имеющимся для них основаниям. Основная часть отрасли пребывает в глубоком кризисе, нуждается и в консолидации, и в формировании национальной программы действий, и в прямой государственной поддержке. Власть приняла наиболее простое и радикальное решение, предполагающее переход в прямую государственную собственность подавляющего числа предприятий отрасли, одновременно пытаясь использовать и потенциал имеющихся здесь успешных частных предпринимателей.[17]

Планы по реструктуризации авиастроения за счёт укрупнения работающих предприятий стали всерьез рассматриваться государством с самого начала XXI века. Первым предложил свой вариант вице-премьер Илья Клебанов. Он предполагал создание двух самолёто- и вертолётостроительных компаний для сохранения советской традиции конкуренции в отрасли. Речь шла об объединении лишь предприятий и компаний с доминирующим участием государства, причем по принципу уже сложившихся деловых связей. В СВСК-1 предлагалось включить «Сухой», «Миль», «Ильюшин», в СВСК-2 — МиГ, «Камов» и «Туполев». Серийные заводы также предполагалось каким-то образом разделить между двумя холдингами.[18]

Однако сменивший Клебанова на посту вице-премьера Борис Алёшин выдвинул другую идею, более соответствовавшую, по его представлениям, реалиям российского рынка и мировым тенденциям в отрасли. Она состояла в том, чтобы объединить только самолётостроительные активы, но при этом все (как частные, так и государственные), в единую структуру, получившую название Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). По плану Алёшина, эта корпорация должна быть единоличным собственником всех являющихся самостоятельными субъектами компаний, ОКБ и заводов. При этом частные акционеры, если таковые существуют, должны обменять свои пакеты на миноритарные пакеты в самой ОАК. Что касается ФГУПов, то они перед вхождением в ОАК должны быть акционированы. Эта конструкция принципиально отличная от атомной промышленности, где именно головные структуры находятся в стопроцентной государственной собственности, а на уровне «внучек» допускаются частники.[19]

Несмотря на резкое понижение Бориса Алешина в правительстве М. Фрадкова, его идея победила и была принята к исполнению. Распространено мнение, что этому способствовала поддержка главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова. Указ президента России В. В. Путина о создании ОАК был подписан в феврале 2006 года. В указе и принятом в его исполнение постановлении правительства процесс формирования корпорации разбит на три этапа, из которых к настоящему времени, по-видимому, завершен первый и реализуется второй. Основными текущими задачами являются оценка переходящих к ОАК активов, а также акционирование ФГУП «РСК МиГ» и КАПО (Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова). Генеральным директором назначен Алексей Фёдоров, а председателем совета директоров — Сергей Иванов.[20]

Таким образом, Объединённая авиастроительная корпорация сегодня занята необходимой, но формальной работой. Но одновременно с ней была создана и другая структура под той же аббревиатурой — некоммерческое партнерство «Объединенный авиастроительный консорциум» во главе с заместителем Фёдорова по «Иркуту» Валерием Безверхним. Представители авиационной промышленности обсуждают и решают содержательные вопросы — проводят инвентаризацию активов отрасли и определяют производственные перспективы. Похоже, здесь уже сложилось понимание того, какие проекты должны стать приоритетными для корпорации, а какие отойти на второй план или умереть. Определен перспективный модельный ряд: региональный самолет SSJ, среднемагистральный МС-21 (на замену устаревшему Ту-154), возможно, средний транспортный самолет MTA и истребитель пятого поколения. В ограниченных масштабах будет продолжаться производство самолетов Ил-96 и возрождаться — сверхтяжелого Ан-124 «Руслан». Основной сборочной площадкой для гражданской авиации на сегодня смотрится ульяновский «Авиастар», а для производства компонентов — ВАСО.[21]

Осуществляемая государством полная консолидация в самолетостроительной промышленности выглядит осмысленной и рациональной. Ни одной из российских компаний по отдельности не под силу масштабный выход на мировой рынок с региональными и среднемагистральными самолетами, где нашими конкурентами являются канадская Bombardier и бразильский Embraer. Не поднять одной компании и проект истребителя пятого поколения.[22]

Фундаментальный недостаток ОАК — полная ликвидация конкуренции внутри страны. А именно её наличие являлось важнейшей предпосылкой впечатляющих успехов советского авиастроения.[23]

На российские вертолёты даже в худшие 1990-е годы имелся устойчивый внутренний и, главное, внешний спрос (речь идет прежде всего о нашем главном военном и гражданском брэнде «Ми»). Налаженные технологии, отсутствие острой необходимости освоения принципиально новых моделей давали возможность каждому из заводов успешно функционировать по отдельности и поддерживать необходимую кооперацию с помощью чисто рыночных механизмов. У каждого из заводов был свой, исторически сложившийся состав акционеров, в ряде случаев государству принадлежал некий пакет акций, но нигде он не был доминирующим.[24]

По мере роста своего административного ресурса «Рособоронэкспорт» стал засматриваться на производителей вертолётов. Особенно на тех, которые обеспечены стабильным потоком заказов и не требуют радикальной технологической или управленческой модификации. Вертолётные заводы с этой точки зрения представлялись оптимальным приобретением. И для экспансии в отрасль была создана объединённая промышленная компания «Оборонпром», которой был поручен выкуп контрольных пакетов у частных акционеров. За три-четыре года поставленная задача была успешно выполнена. К 2007 году был сформирован холдинг «Вертолёты России», включающий в себя практически все производственные и проектно-конструкторские структуры подотрасли (как милевской, так и камовской ветви). 100 % акций «Вертолётов России» принадлежат «Оборонпрому».[25]

Состав акционеров последнего: 51,01 % в федеральной собственности, 31,13 % у «Рособоронэкспорта», 15,07 % у Республики Татарстан, 2,79 % у «Роствертола». Последние два акционера появились в результате сложных процедур консолидации Казанского и Ростовского вертолетных заводов. Сейчас полный контроль над «Оборонпромом» осуществляет непосредственно «Рособоронэкспорт».[26]

Третья подотрасль, в которой государство задумалось о консолидации,— двигателестроение. В августе 2007 года на совещании под руководством президента России В. В. Путина в Санкт-Петербурге было принято решение, которое подразумевает формирование четырёх холдингов — в основном на базе уже имеющихся кооперативных и корпоративных связей.[27]

Первый холдинг создается на базе ММПП «Салют» и технологически связанного с ним Омского машиностроительного завода имени Баранова. Второй объединяет двигателестроительные предприятия, уже входящие в РСК МиГ, главные из которых — заводы имени Климова и Чернышева. Третий включает самарские предприятия во главе с СМТК имени Кузнецова. Четвертый должен интегрировать ОАО «НПО „Сатурн“», Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОАО УМПО) и предприятия пермского моторостроительного комплекса. Основные предприятия первых двух холдингов являются ФГУПами или ОАО со стопроцентной федеральной собственностью, а третьего — ОАО с контрольными пакетами у государства. Поэтому здесь не должно возникнуть ни корпоративных, ни юридических проблем, за исключением, может быть, обычной чиновничьей неразберихи и подковерной борьбы.[28]

С четвёртым холдингом, в который должны войти предприятия, имеющие на сегодня самый большой объём продаж, все сложнее. Определённая логика в их объединении есть. Не случайно именно такой вариант объединения в 2006 году предложила АФК «Система», выкупившая для этого у ВТБ акции предприятий пермского моторного комплекса. Однако формирование холдинга поручено «Рособоронэкспорту», хотя у государства имеются лишь блокирующие пакеты акций основных предприятий, а контрольные принадлежат частникам.[29]

В сентябре 2012 года Минпромторг опубликовал проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013—2025 годы. Ее целью поставлено формирование глобально конкурентоспособной авиационной отрасли, в число задач, в частности, входят создание корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения и продвижение продукции отечественных компаний на внешних рынках.[30]

[править] Вертолётостроение

Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжелых вертолетов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолеты семейства Ми-8/17, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, боевые вертолеты семейства Ми-24, соосные средние вертолеты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в 1960-е — 1970-е годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолёты нового поколения Ми-28 Н и Ка-52.[31]

По итогам 2010 года до 10 % всех производимых в мире вертолётов приходятся на российские вертолёты ОАО «Вертолёты России». Также по результатам работы предприятий холдинга в 2010 году, доля России составляет 14 % вертолетного рынка в стоимостном выражении, а доля российских вертолетов в общем вертолетном парке мира составляет примерно 13 %.[32]

[править] Национальный центр авиастроения

Национальный центр авиастроения (НЦА) — это авиастроительный территориально-отраслевой комплекс, создаваемый на территории города Жуковского (Московская область) в рамках президентского указа Путина от 20 февраля 2008 года № 217. НЦА призван обеспечить ускоренное развитие авиапрома России, усилить интеграцию и межотраслевую кооперацию, стимулировать инвестиционную деятельность и предпринимательство, стать движущей силой социально-экономического развития региона.[33]

Для создания НЦА было образовано некоммерческое партнерство, учредителями которого выступили Объединенная авиастроительная корпорация, «Ростехнологии», власти Подмосковья и ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт». В центре, в частности, планируется разместить конструкторские бюро ОАК и транспортно-выставочный комплекс «Россия».[34]

В рамках создания НЦА рядом с наукоградом планируется построить город на 60 тыс. человек. Проект предполагается реализовать на 887 гектарах земли, выкупленных у собственников некоммерческим партнерством НЦА в конце 2011 года. Согласно градостроительной концепции, подготовленной архитектурным бюро John Thompson and Partners, новые территории НЦА будут разбиты на три участка — инновационный комплекс «Жуковский» (в его состав войдут федеральный университет, технопарк и офисы), жилой комплекс и земли под инвестпроекты (около 380 гектаров). Всего будет возведено 3 млн квадратных метров недвижимости, два из которых придется на малоэтажное жилье. Совокупный объём инвестиций в проект оценивается в $4 млрд.[35]

[править] Государственная поддержка отрасли

Динамика государственного финансирования авиастроительной отрасли России в 2001—2010 годах, в млрд рублей
Динамика государственного финансирования авиастроительной отрасли России в 2001—2010 годах, в млрд рублей

В 2001 году совокупные объёмы финансирования российского авиастроения из госбюджета составили около 1,5 млрд руб., то в 2006-м — уже 17,5 млрд. С началом глобального экономического кризиса 2008—2009 годов государственные вливания в отрасль не только не сократились, но, напротив, значительно выросли. В 2009 году размер госдотаций достиг пиковых значений в 128,8 млрд руб., включая 58,4 млрд, выделенных в рамках антикризисного пакета, что позволило отрасли пройти пик кризиса сравнительно безболезненно.[36]

«Общее финансирование [российского авиапрома со стороны] федерального бюджета выросло по отношению к 2004 году в 2008 году более чем в 10 раз, а в 2009 году — более чем в 20 раз с учётом мер антикризисного характера», — сказал Христенко в августе 2009 года. Он рассказал, что выделяемые государством средства направлены прежде в ряд конкретных проектов, в том числе на создание боевого самолета пятого поколения, разработку модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета на базе Ил-76 — проект «476», а также на разработку совместно с Индией многоцелевого транспортного самолета. На капитализацию Объединенной авиастроительной корпорации в 2009 году выделено 6 млрд рублей. Остальные средства в 2009 году направляются на подготовку производства и опытно-конструкторские работы по региональному самолету «Сухой Суперджет-100». Кроме того, в 2009 году развернуто конструирование нового пассажирского самолета МС-51, который планируется создать не позже 2016 года. В 2009 году на эскизное проектирование самолета направлено более 1,5 млрд рублей. Проект предусматривает разработку 16 новых технологий, связанных с созданием так называемого «черного крыла», состоящего из композиционных материалов. Часть средств господдержки идет на подготовку производства «омоложенной версии» пассажирского самолета Ту-204 — Ту-204СМ.[37]

В 2010 году суммарная величина бюджетного финансирования российского авиапрома составила 72 млрд рублей. В том числе на 57 млрд руб. был увеличен уставный капитал ОАК, для чего была проведена дополнительная эмиссия ее акций, выкупленных ВЭБом.[38]

В декабре 2012 года правительством России была утверждена госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Цель программы — создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска. В результате реализации госпрограммы, как ожидается, доля российских производителей авиационной продукции на мировом рынке в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 % и 11,9 % в гражданском и военном сегментах соответственно. В том числе, по самолетам эти доли запланированы в 3,2 % и 10,9 %, по вертолетам — 12 % и 16,5 % мирового рынка соответственно.[39]

В июле 2013 года Дмитрий Медведев утвердил план реализации государственной программы по развитию авиационной промышленности на 2013—2015 годы. Этот план является частью госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Согласно плану, в 2013 году на реализацию мер по развитию авиапрома планируется направить из бюджета 78,3 млрд рублей, в 2014 году — 107 млрд рублей, в 2015 году — 124 млрд рублей.[40]

[править] Трудовые ресурсы

В 2009 году на 106 предприятиях российского авиапрома было занято 400 тыс. человек, в том числе в ОАК — 100 тыс. человек.[41]

Средняя численность на авиастроительных предприятиях России с 2006 по 2010 год сократилась с 350 тыс. до 319 тыс. человек. Средняя заработная плата на авиастроительных предприятиях за период с 2006 по 2010 год увеличилась с 10,7 до 18,7 тыс. рублей.[42]

По данным статистической отчётности, средняя численность по научным организациям авиационной промышленности России с 2006 по 2010 год сократилась с 98,7 тыс. до 94,5 тыс. человек. Средняя заработная плата по научным организациям отрасли с 2006 по 2010 год увеличилась с 13,9 до 26,6 тыс. рублей.[43]

[править] Показатели

В состав авиационной промышленности России сейчас входит около 250 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей.[44]

В 2003 году в России было произведено 11 гражданских самолётов (в том числе 5 магистральных и региональных самолётов), в 2004 году — 20 (5), в 2005 году — 31 (6), в 2006 году — 21 (9), в 2007 году — 17 (5), в 2008 году — 46 (9), в 2009 году — 40 (11), в 2010 году — 9 (6), в 2011 году — 29 (19).[45]

[править] Ссылки

[править] Sdelanounas

[править] Коммерсантъ

[править] Эксперт

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Триллион в воздух[1]
  2. Военные самолёты, производство[2]
  3. 112. Авиапром[3]
  4. Итоги 2013 года в картинках: гражданская авиация
  5. Холдинг «Вертолеты России» показал рост производственных и финансовых показателей. 30 января 2014
  6. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  7. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  8. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  9. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  10. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  11. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  12. Как национализируют Россию: авиастроение
  13. Как национализируют Россию: авиастроение
  14. Как национализируют Россию: авиастроение
  15. Как национализируют Россию: авиастроение
  16. Как национализируют Россию: авиастроение
  17. Как национализируют Россию: авиастроение
  18. Как национализируют Россию: авиастроение
  19. Как национализируют Россию: авиастроение
  20. Как национализируют Россию: авиастроение
  21. Как национализируют Россию: авиастроение
  22. Как национализируют Россию: авиастроение
  23. Как национализируют Россию: авиастроение
  24. Как национализируют Россию: авиастроение
  25. Как национализируют Россию: авиастроение
  26. Как национализируют Россию: авиастроение
  27. Как национализируют Россию: авиастроение
  28. Как национализируют Россию: авиастроение
  29. Как национализируют Россию: авиастроение
  30. Неэкспортируемый лизинг
  31. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[4]
  32. [5][6]
  33. Официальный сайт Национального центра авиастроения
  34. Рядом с Жуковским появится мини-город для авиаторов
  35. Рядом с Жуковским появится мини-город для авиаторов
  36. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/53/1329/
  37. http://www.newsru.com/finance/10aug2009/avia.html
  38. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/53/1329/
  39. На развитие Российского авиапрома потратят более 300 миллиардов рублей
  40. На развитие Российского авиапрома потратят более 300 миллиардов рублей
  41. http://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/news/Konferentsiya_Vedomosti.pdf
  42. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  43. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  44. Триллион в воздух[7]
  45. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
Авиационная промышленность России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Отрасли  СамолётостроениеВертолётостроениеВоенное авиастроениеГражданское авиастроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Владимир Путин и авиационная промышленность России


Машиностроительная продукция в России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Автомобили  АвтобусыГрузовые автомобилиЛегковые
Телекоммуникационное оборудование  РадиоприёмникиТелевизорыТелефоны (Мобильные, Стационарные)
Машиностроение  Авиационная промышленностьАвтомобильная промышленностьЖелезнодорожное машиностроениеСельскохозяйственное машиностроениеСтанкостроениеСудостроениеЭнергетическое машиностроение
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт


Машиностроение России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Тяжёлое машиностроение  Металлургическое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеПодъёмно-транспортное машиностроениеВагоностроениеТепловозостроениеДизелестроение
Общее машиностроение  Железнодорожное машиностроениеСудостроениеСельскохозяйственное машиностроениеСтроительно-дорожное машиностроение
Среднее машиностроение  Автомобильная промышленностьТракторостроениеСтанкостроениеИнструментальная промышленностьПодшипниковая промышленностьРобототехникаПромышленность бытовых приборов и машин
Наукоёмкое машиностроение  Радиотехническая промышленностьЭлектронная промышленностьПриборостроение (Часовая промышленность) • Электротехническая промышленность
Инвестиционное машиностроение  Тяжёлое машиностроениеЭнергетическое машиностроениеТранспортное машиностроениеХимическое машиностроениеНефтяное машиностроениеСтроительно-дорожное машиностроение
Транспортное машиностроение  Автомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроение
Прочие отрасли  Продовольственное машиностроениеПолиграфическое машиностроениеРадиопромышленностьГрузовое автомобилестроениеЛегковое автомобилестроениеПроизводство суперкомпьютеровЛазерная промышленностьЛифтостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
События  Автомобильная промышленность Москвы станет огромным холдингом


Промышленность России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015) • История газовой промышленностиИстория нефтяной промышленности
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Пищевая промышленность  Мясная промышленностьМолочная промышленностьРыбная промышленностьМукомольно-крупяная промышленностьХлебопекарная промышленностьСахарная промышленностьКондитерская промышленностьКонсервная промышленностьМасло-жировая промышленностьПивоваренная промышленностьТабачная промышленность
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана
События  Правительство намерено завершить приватизацию угольной промышленности в 2002 годуВ марте 2002 года правительство рассмотрит стратегию развития отраслей промышленности на 8 летПрежде чем говорить о пенсионной реформе и авиационной промышленности, Касьянов призвал бороться с инфляциейВ июне 2002 года темпы роста в сырьевых отраслях превысили все прогнозыВсемирный банк даст России кредитные гарантии на $200 млн. для привлечения инвестиций в угольную промышленностьВсемирный банк готов оплатить структурную перестройку угольной промышленности


Авиация
Страны  РоссияСШАКитайИндияФранцияТурцияМонголияУкраинаЯпония
Самолёты  Airbus А-310А380Boeing 727Boeing 737Boeing 777Ан-2Ан-8Ан-12Ан-14Ан-26Ан-28Ан-124Ан-124-100Ан-140Ан-148Ан-225 «Мрiя»Ил-18Ил-76Ил-86Ил-114КонкордМиГ-29МиГ-31Су-17Су-24Су-25Су-30МККСу-33Су-35Ту-95Ту-134Ту-154Ту-160Ту-204Ту-204-120СЕТу‑334Як-18Як-40ARJ21‑700Sukhoi SuperJet-100МС-21Л-39
Вертолёты  Ми-2Ми-8
Аэродромы  ИркутскУльяновск-ВосточныйВнуковоДомодедовоШереметьевоОмск-ЦентральныйБольшое СавиноАэропорты России
Авиастроительные компании  АК имени ИльюшинаММПП «Салют»Объединённая авиастроительная корпорацияРоствертолАвиастар-СПКомсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединениеЛуховицкий машиностроительный заводВертолёты РоссииТбилисское авиационное государственное объединение
Авиаконструкторские бюро  АНТК им. О. К. АнтоноваОКБ им. А.Н. Туполева
Авиаперевозчики  АэрофлотВнуковские авиалинииАрмавиаМалобюджетные авиакомпании
Авиаконструкторы  О. К. Антонов
Лётчики  А. А. НоговицынВ. С. Михайлов
Авиационные происшествия  Падение самолётаКатастрофа Ан-14 в Приморском крае (1999)Катастрофа самолёта A310 в Кемеровской области (22 марта 1994)Катастрофа самолёта Ил-76ТД в Китае (18 мая 2004)Катастрофа самолёта Боинг 737-500 в Перми (14 сентября 2008)Катастрофа самолёта Ту-134 в Самарской области (17 марта 2007)Катастрофа самолёта Ту-154 в Донецкой области (22 августа 2006)Террористические акты в двух самолётах (24 августа 2004)Захват самолёта, совершавшего рейс Стамбул—Москва (15 марта 2001)Катастрофа самолёта Ан-12 в мае 2001 годаКатастрофы и аварии на авиашоуСлучаи захватов российских самолётов
Прочее  Авиационный керосинОтложенные неисправности в самолётахПосадка дополнительноПрава пассажиров авиационных рейсовАвиационная промышленность РоссииИстория авиационной промышленности РоссииВладимир Путин и авиационная промышленность РоссииРасход топлива у самолётовВоздушное патрулирование Ирака


Статьи
Россия  Государственное устройствоВнутренняя политикаГосдумаНаукаМесто среди стран мираСписок позиций среди стран мираЛидирующие позиции в миреСеверный КавказНациональный проект «Здоровье»Религии на Северном КавказеЧеченский конфликтКонтртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009)Список иностранных наёмников, уничтоженных в ЧечнеТраурные дниКатастрофы в 1997—2000 годахНаводненияЛесные пожарыНесчастные случаи на аттракционахСлучаи захватов самолётовЗолотоАлкогольБаженовская свитаИстория хоккейных матчей сборных России и ФинляндииПрезидентство Дмитрия Медведева
Экономика России  Валовой национальный доходОборонно-промышленный комплексВысокотехнологический комплексСтроительство (Жилищное) • Мобильная связьИнтернетТуризмТорговляВаловое накопление основного капиталаОсобые экономические зоныНанотехнологииИнновации (Технологические) • Малое предпринимательствоМодернизация экономикиПроизводительность трудаБезработицаОсновные фондыФондоотдачаДоходы населенияЗаработная платаБартер • Товарные рынки (Автомобили, Мясо птицы, Сахар, Шины, Алюминий, Медь) • Крупнейшие производители • Запасы полезных ископаемых (Нефть, Природный газ, Уголь) • МонополизмЖильёНациональный проект «Жильё»ПриватизацияРаздаточная экономикаТехнологическое отставаниеМежрегиональная дифференциация по уровню экономического развитияДоля России на мировом рынкеСписок продукции, производящейся в России
ВВП России  Структура ВВПСписок регионов России по ВРП на душу населения
История экономики России  История воздушного транспортаИстория фондового рынкаИстория Северного потокаИстория ГазпромаИстория РосатомаИстория ЮКОСаЭкономика в 1913 годуЭкономика России в 1990-х годахИнновации в 1990-х годахДоходы населения в 1990-х годахЭкономика России в 2000-х годах2000-2007 годыПрограмма социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005—2008)Экономический кризис 2008—2009 годовСписок производств, открытых в 2000-х годах
Промышленность России  Обрабатывающая промышленностьМеталлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Цветная) • Фармацевтическая промышленностьПромышленность строительных материаловПроизводство автокомплектующихЛесная промышленностьЭлектроэнергетикаГидроэнергетикаАтомная промышленностьДобыча полезных ископаемых (Нефть, Уголь, Торф, Золото) • Тяжёлая промышленность
История промышленности России  1990-е годы2000-е годыИстория машиностроенияИстория авиационной промышленностиИстория нефтяной промышленностиИстория газовой промышленностиЧёрная металлургия в 2000-х годахПищевая промышленность в 2000-х годах
Машиностроение России  Транспортное машиностроениеЖелезнодорожное машиностроениеТяжёлое машиностроениеАэрокосмическая промышленностьСельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Энергетическое машиностроениеМеталлургическое машиностроениеМикроэлектроникаСудостроениеЛазерная промышленностьАвтопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок) • Авиапром (Вертолётостроение)
Топливная промышленность России  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленность
АПК России  Сельское хозяйствоРастениеводствоЖивотноводствоПищевая промышленностьСахарная промышленностьПроизводство мяса (Мясо птицы, Куриное мясо, Свинина) • Производство зернаНациональный проект «Развитие АПК»
Транспорт России  Автомобильный транспортЖелезнодорожный транспортЖелезнодорожный переход на СахалинРоссийские железные дорогиТрубопроводный транспортВодный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспортЮжный поток
Финансы в России  Банковская системаУниверсальный банк сбереженийГосударственные финансыГосударственный внешний долгМеждународный финансовый центрИспользование рубля в международных расчётахИспользование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭСАнтиинфляционная политика
Налогообложение в России  НалогиОсновные направления налоговой политики на 2008—2010 годыУклонение от налоговПодоходный налог с физических лицНалогообложение добычи полезных ископаемых
Инвестиции в России  Инвестиционный климатИнвестиционная политикаИнвестиции Германии в РоссиюИнвестиции Франции в РоссиюИностранные инвестиции в автомобильной промышленности РоссииИностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России
Внешнеэкономические отношения России  Внешняя торговляВоенно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежом (Китай, Иран) • Либерализация внешней торговлиТаможенный союз ЕврАзЭСОтношения с ВТООтношения с ЕСОтношения с ГрузиейДенежные переводы из РоссииПриток капитала в РоссиюРоссийские инвестиции на Украине
Экспорт из России  Металлургическая продукция (Никель) • Химическая продукция (Минеральные удобрения) • ДревесинаБумагаПоставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus) • УслугиТранспортные услугиПошлиныТранспортировка экспортируемых товаровДоля России в мировом экспорте
Экспорт энергоносителей из России  Нефть и нефтепродуктыНефтьОграничения экспорта нефти в 2001—2002 годахНефтепродукты (Мазут, Дизельное топливо, Бензин) • Природный газ (Транспортировка) • УгольЭлектроэнергияДоля экспорта в производстве энергоносителей
Экспорт машиностроительной продукции из России  ВооруженияВоенная авиатехника (Самолёты, Вертолёты) • ТанкиАвиатехникаГражданская авиатехникаВертолётыАвтомобилиЛазерыМикросхемы
Экспорт пищевой продукции из России  Зерно (Пшеница, Рис) • Подсолнечное маслоМясо и мясопродукты (Мясо птицы) • ВодкаСахарКондитерские изделия (Шоколад и шоколадные изделия) • РыбаЭкспорт зерна из Российской империи
Экспорт из России по странам  АзербайджанБелоруссия (Природный газ) • Великобритания (Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • ГерманияГрузия • Дания (Природный газ) • ИранИспанияКазахстанКитай (Энергоносители, Вооружения) • Нидерланды • Польша (Природный газ) • СирияСШАТурцияУкраина (Природный газ) • ФинляндияЧехияШвецияЭстонияЯпония
Импорт в Россию  Доля импортной продукции на российском рынкеМашиностроительная продукцияАвтомобилиПищевая продукцияДоля импортного продовольствия на российском рынкеМясо и мясопродуктыСвининаГовядинаМясо птицыМолоко и молочные продуктыСахарАлкогольИмпортозамещениеИмпортозамещение химической продукцииИмпортозамещение пищевой продукцииАзербайджанБразилияГерманияЛитваМолдавияСШАУкраина (Пищевая продукция)
Экономические реформы в России  1990-е годы2000-е годыЛиберализация ценРеформа ВПК в 2000-х годахХронология реформы электроэнергетической системыРеформа ЖКХЗемельная реформа в 2000-х годахПенсионная реформа (с 2002)Реформа госзакупок в 2000-х годахРеформа железнодорожного транспортаБанковская реформа в 2000-х годахРеформа системы обязательного медицинского страхованияБюджетная реформа в 2000-х годахНалоговые реформыНалоговая реформа в 2000-х годахПоследствия реформы подоходного налога
Компании России  ГоскомпанииМашиностроительные компанииЛУКойлСУЭКРосатомРоссийская венчурная компанияТ-платформыАмурский судостроительный заводЛуховицкий машиностроительный заводМагнитогорский металлургический комбинатХендэ Мотор Мануфактуринг РусКоломенский заводРоссийская корпорация нанотехнологийАнгстремСитрониксНПО «Сатурн»GM Auto
История России  1550-е годыXVII век1772 год1833 год1850-е годы1880-е годы1893 год1910 год1915 год1916 годИстория Серпухова
Россия в 1990-х годах  Президентство Бориса ЕльцинаПервая чеченская война • 1991 год (Экономика) • 1992 год (Экономика, Экономика в январе, Внешняя политика, Реформы) • 1993 год (ВВП, Налогообложение, Реформы) • 1994 год (Экономика, Реформы, Катастрофа самолёта A310) • 1995 год (Экономика, ВВП, Землетрясение на Сахалине) • 1997 год (Внутренняя политика) • 1998 год (Экономика, ВВП, Экономический кризис, Внутренняя политика, Реформы) • 1999 год (Экономика, Внешняя политика, Нападение боевиков на Дагестан в мае, Нападение боевиков на Ставропольский край и Дагестан 17-18 июня, Вторжение боевиков в Дагестан в августе, Воздушные бомбардировки Чечни в августе-сентябре, Взрыв в Волгодонске 12 сентября, Выборы в Госдуму, Отставка Ельцина с поста президента)
Россия в 2000-х годах  Катастрофы в 2001—2003 годах2000 год (Экономика, Внешнеэкономические отношения, Внешняя политика) • 2001 год (Бюджетная политика, Реформы) • 2002 год (Экономика, Внутренняя политика, Внешняя политика, Реформы, Наводнение в Краснодарском крае в августе 2002 года) • 2003 год (Экономика, ВВП, Внешняя торговля, Реформы) • 2004 год (Реформы) • 2005 год (Экспорт, Реформы) • 2006 год (Экономика, Налогообложение) • 2007 год (Экономика) • 2008 год (ВВП, Реформы) • 2010 год (Экономика, Реформы) • 2011 год (Экономика, ВВП, Экспорт вооружений, Реформы) • 2012 год (Экономика, ВВП, Авиапром, Налогообложение, Инвестиции, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Экспорт природного газа, Экспорт вооружений, Реформы) • 2013 год (ВВП, Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Авиационная промышленность, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Экспорт энергоносителей, Экспорт природного газа, Вооружённые силы, Реформы) • 2014 год (Присоединение Крыма к России)
ЦФО  ЭкономикаПромышленностьАгропромышленный комплексТранспортПриродные ресурсы • Белгородская область (Экономика, Белгород) • Воронежская область (ВРП) • Курская область (Экономика) • Московская область (Экономика, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых) • Смоленская область (Экономика) • Тверская область (Экономика) • Тульская область (Экономика, Промышленность) • Ярославская область (ВРП, Транспорт) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Машиностроение, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
СЗФО  Добыча полезных ископаемых • Карелия (Экономика) • Архангельская область (Обрабатывающая промышленность) • Калининградская область (Обрабатывающая промышленность) • Ленинградская область (Экономика, Транспорт) • Мурманская область (Добыча полезных ископаемых) • Санкт-Петербург (Экономика)
ЮФО  Экономика • Калмыкия (Экономика) • Астраханская область (ВРП) • Волгоградская область (ВРП) • Ростовская область (Экономика) • Краснодарский край (Экономика, Добыча полезных ископаемых)
СКФО  Экономика • Дагестан (Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Северная Осетия (Экономика) • Чечня (Экономика, Промышленность, Добыча нефти, Образование) • Ставропольский край (Экономика)
ПФО  ЭкономикаБашкортостан (Экономика, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Инвестиции, Здравоохранение, Население) • Мордовия (Экономика) • Чувашия • Нижегородская область (Население) • Оренбургская область (Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика) • Пермский край (Экономика)
УФО  Экономика • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых) • Тюменская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Челябинская область (Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
СФО  Хакасия (Промышленность) • Новосибирская область (Экономика, Промышленность) • Забайкальский край (Экономика) • Красноярский край (Экономика)
ДФО  Экономика • Амурская область (Экономика) • Сахалинская область (Экономика) • Камчатский край (Экономика) • Приморский край (Добыча полезных ископаемых) • Хабаровский край (Экономика) • Чукотский автономный округ (Экономика)
Внешняя политика России  Внешняя политика в 2000-х годахВнешняя политика (2000—2008) • Отношения со странами (Белоруссия, Германия, США) • Политика России в Центральной Азии и ЗакавказьеСовет Россия-НАТОДекларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба
Реформы в России  1990-е годы2000-е годыБорис Ельцин и реформыДмитрий Медведев и реформыАдминистративные реформыАдминистративная реформа (с 2002)Первый этап административной реформы (2003—2005 годы)Административная реформа в субъектах федерацииРеформа здравоохраненияФедеративная реформа в 2000-х годахРеформа государственной службы в 2000-х годахРеформа социальных льгот в 2000-х годах • Реформы образования (1990-е годы, 2000-е годы) • Судебные реформы (1990-е годы, 2000-е годы) • Реформа МВД в 2000-х годахРеформа местного самоуправленияРеформа системы государственного управления в 2000-х годахПравовая реформа в 2000-х годахРеформа уголовно-исполнительной системы
Вооружённые силы России  ВВСВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия) • Военные реформы (1990-е годы, 2000-е годы)
Население России  Продолжительность жизниСмертностьДемографическая политикаНаселение с высшим образованием
Преступность в России  Иностранная преступностьКоррупцияКоррупция в 1990-х годахПохищение и убийство троих англичан и новозеландца в ЧечнеДело ХодорковскогоДело Hermitage CapitalПокушения на Евгения Рыбина
Терроризм в России  Теракты в РоссииТеракт в Архангельской области 5 сентября 1998Взрывы жилых домов в сентябре 1999 года (Хронология событий в сентябре 1999 года, Теракт в Буйнакске, Теракт на улице Гурьянова, Теракт на Каширском шоссе, Теракт в Волгодонске, Реакция на взрывы, Сообщения прессы в первой половине сентября 1999 года) • Теракт в Москве (5 июля 2003)Теракт в московском метро (6 февраля 2004)Теракт в Самаре (4 июня 2004)Теракты в двух российских самолётах 24 августа 2004Теракт в Санкт-Петербурге 18 февраля 2007Национальный антитеррористический комитетВихрь-антитеррор
Терроризм на Северном Кавказе  Теракт в Будённовске (14 июня) • Теракт во Владикавказе (май 1999)Теракт во Владикавказе (10 ноября 2001)Теракт во Владикавказе (28 апреля 2002)Теракт в Грозном (27 декабря 2002)Теракт в Краснодаре (25 августа 2003)Теракт в Грозном (9 мая 2004)Теракт в Беслане
Убийства в России  Убийства в 1997 годуУбийства в Чечне в 1990-х годахУбийства сотрудников МВД ДагестанаМассовое убийство в МекенскойУбийство шестерых российских военных (5 сентября 1999)Убийство Владимира Петухова
СССР  Отношения с ЯпониейКатастрофы в 1945—1969 годахКатастрофы в 1970—1991 годахСССР в 1920-х годахСССР в 1928 годуСССР в 1930-х годахСССР в 1931 году1932 годСССР в 1940 годуСССР в 1955 годуСССР в 1957 годуСССР в 1974 годуРеформы в 1944 годуРеформы в 1980-х годахРеформы в 1988 годуСтавка Главного Командования Вооружённых сил
Экономика СССР  1930-е годы1936 год1937 год1980-е годы1985 год1990 годСельское хозяйствоНалоговая системаПромышленность в 1936 годуИстория нефтяной промышленности
Внешнеэкономические отношения СССР  Внешняя торговля в 1980-х годахИмпорт пищевой продукции
Экспорт из СССР  ЭнергоносителиНефть и нефтепродуктыНефть и нефтепродукты в 1930-х годахПриродный газЗерноЗерно в 1930-х годах1980-е годы
Терроризм  Теракты в ПакистанеТеракт в минском метроИсламский джихад — Джамаат моджахедовИсламская партия ТуркестанаКонтртеррористическая операция
Экономика  Международный финансовый центрДоходы населенияКонференция ООН по торговле и развитиюЕвразийское экономическое сообществоАТЭСЦены на нефтьМировой кризис (1914)Мировой кризис 1973 годаМировой кризис 2007—2009 годовЭкономика БелоруссииЭкономика БразилииКиберсинЭкономические реформы в Китае с 1978 года (1980-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной ЕвропыМеждународный валютный фондСписок стран по потреблению электроэнергии на душу населенияМетро Улан-БатораСписок продукции, потребляемой в России, Украине и БелоруссииЭкономика КитаяPetroleos de Venezuela S.A.
Промышленность  Промышленность ЯпонииУгольная промышленность АвстралииУгольная промышленность КанадыУгольная промышленность КитаяУгольная промышленность СШАУгольная промышленность ЕвропыСебестоимость добычи сланцевого газа
Международные экономические отношения  Внешнеэкономические отношения БелоруссииВнешнеэкономические отношения КазахстанаВнешняя торговля КазахстанаВнешняя торговля КитаяЭкспорт из БелоруссииИмпорт в Мексику
Нефть  1980-е годы1990-е годы1995 год1998 год1999 год2000 год2002 год2008 год
США  ЖильёСланцевый газПрава человекаБилль о правахПротиворакетная оборонаКоррупцияУотергейтское делоСША в 1917 годуСША в 1963 годуАварии и неполадки на американских шаттлах
Германия  ЖильёУгольная промышленностьКоррупцияТерактыГермания в 1988 годуГермания в 2001 годуВнешняя политика в 1939 годуПодготовка вооружённых сил Германии к войне против СССР
Украина  Обрабатывающая промышленностьЭкспорт (Пищевая продукция, Машиностроительная продукция) • Транзит нефти через УкраинуДоля импорта на рынке УкраиныРеформыМиграционная политика УкраиныДискриминация русских на УкраинеУкраина в 1975 годуУкраина в 1991 годуУкраина в 2014 годуСоглашение об ассоциации с ЕС
Грузия  ЭкономикаВВПТЭК (Электроэнергетика) • Сельское хозяйствоТранспорт (Морской) • Финансы ( Налоги, Банковская система, Государственный внешний долг) • ИнвестицииВнешнеэкономические отношения (Экспорт, Импорт пищевой продукции) • Денежные переводы в ГрузиюТрудовые ресурсыЭкономика в 2009 годуОбразованиеНаукаКоррупцияГрузия в 1992 году
Прибалтика  Экономика ПрибалтикиЭкономика ЛатвииЭкономика ЛитвыЭкономика ЭстонииВооружённые силы ЛитвыВопрос об оккупации стран Прибалтики Советским СоюзомТеневая экономика ЭстонииТранзит через ЭстониюВнешняя торговля Латвии
Права человека  ЕвросоюзФинляндияШвецияВеликобритания
Страны  АзербайджанАфганистанИндияИранКазахстанЛивияНикарагуа
Вооружённые конфликты  Советско-финская война 1939-1940 годовБерлинская наступательная операцияВойна в Афганистане (1979—1989)Война в Ираке с 2003 годаПятидневная война (8 августа, Действия авиации, Действия ВДВ)
Персоналии  Дмитрий МедведевБорис ЕльцинВладимир КасатоновВладимир ПетуховЕвгений РыбинСергей ГорьковУвайс МагомадовТамерлан ХасаевШамиль БасаевЮсуф КрымшамхаловЗаур АкавовАрасул ХубиевИса МунаевМихаил КоданёвСемён КоробейниковИгорь ПоповБорис НемцовСлободан МилошевичТони БлэрАдольф ГитлерВладимир ЭренбургСергей Оганесян
В. В. Путин  Путин и российские реформыПрезидентствоПервый президентский срокВторой президентский срокТретий президентский срокПрезидентские указыСоциально-экономическая политикаПутин и доходы населения РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и ТЭК РоссииПутин и автопром РоссииПутин и транспортПутин и ЖКХ РоссииПутин и формирование международного финансового центра в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и внешняя политика РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и образование в России • «Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики» • Кандидатская диссертация • «Россия на рубеже тысячелетий» • «Открытое письмо» избирателям • «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» • Биография Путина (1999 год, 2000 год, 2003 год, 2005 год, 2008—2012 года, 2008 год, Август 2008 года) • Послание Федеральному собранию в 2002 годуПутин и регионы РоссииРоссия во время президентства Путина
И. В. Сталин  Социально-экономическая политикаВнешняя политикаСталин в 1927 году
Прочее  Шанхайская организация сотрудничестваСНГАСЕАНБольшая восьмёркаКоллективные силы по поддержанию мира в СНГФинляндия во Второй мировой войнеНаводнение в Голландии в 1953 годуGRICSРасход топлива у самолётовФутбольный трансферНанотехнологииЛев ЩаранскийКреативная партия свободы совестиЗакрытые судебные заседанияМежнациональные конфликтыКаспийское мореКоррупция (Великобритания, Нидерланды, Франция) • Русские в Центральной Азии и ЗакавказьеГрузино-абхазский конфликтАбхазия в 1991 годуОтложенные неисправности в самолётахФранция в 1920 годуДискриминация русскихАдольф Гитлер в 1939 годуПолитика Китая в Центральной АзииДипломатические отношенияЦхинвал в августе 2008 годаЭдуард Кокойты в августе 2008 годаКатастрофа самолёта Ил-76ТД в Китае (18 мая 2004)Военно-политическая обстановка накануне Великой Отечественной войныПравовой режим Каспийского моряЗакавказьеПрокуратура ЯпонииСжиженный природный газСланцевый газИсламский экстремизмМеждународный розыскМеждународные трибуналыПопытка международной изоляции Китая после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года
Личные инструменты