Авиационная промышленность России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Авиационная промышленность России — отрасль российской аэрокосмической промышленности.

Россия является одним из крупнейших производителей авиационной техники, занимая третье место в мире по объёму выпуска после США и Евросоюза.[1] Большая часть активов отрасли сосредоточена в двух крупных государственных холдингах, сформированных в середине 2000-х годов: «Объединённая авиастроительная корпорация» (производит самолёты) и «Вертолёты России» (производитель вертолётов).

В 2014 году в России было произведено:[2]

  • около 150 военных самолётов, в том числе истребители Су-35С — 24 единицы, истребители Су-30СМ — 21, истребители Су-30М2 — 8, фронтовые бомбардировщики Су-34 — 18, истребители Миг-29К/КУБ — 10, учебно-боевые самолёты Як-130 — 20, самолёт наблюдения Ту-214ОН — 1;
  • 43 гражданских самолёта, в том числе SSJ 100 — 34 единицы;
  • свыше 300 вертолётов гражданского и военного назначения.

Содержание

[править] История

[править] Российская империя

Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—1912 годах. До 1917 года насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих).[3]

[править] Советское время

Декретом Советского правительства от 28 июня 1918 года была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).[4]

В СССР современная авиационная промышленность фактически создана в процессе социалистической индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—1932 годов, когда был построен ряд крупных самолётостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась авиационная промышленность во 2-й пятилетке 1933—1937 годов. Объём производства с 1933 по 1938 год вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и других создали ряд оригинальных конструкций самолётов, которые по своим лётно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и другие создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва — США (1937 год) и другие.[5]

Выдающуюся роль сыграл советский авиапром в годы Великой Отечественной войны. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советский авиапром превзошёл авиапром Германии, несмотря на то, что в период Второй мировой войны производство самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. в 1939 году до 39,8 тыс. в 1944 году (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7,9 тыс. в 1941 году, 22,8 тыс. в 1942 году, 35 тыс. в 1943 году, свыше 40 тыс. в 1944 году и 20,9 тыс. за I полугодие 1945 года.[6]

В послевоенные годы авиапром освоил производство турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Туманского и других, что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.[7]

Авиационная промышленность технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его самолётами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производились также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 года самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолётостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и другие вертолёты конструкции М. Л. Миля).[8]

[править] С 1991 года

Гражданское авиастроение в постсоветский период поразил настолько глубокий кризис, что долгое время стоял вопрос о самом существовании этой подотрасли. Количество производимых самолётов исчислялось единицами и было сопоставимо с числом авиационных заводов. Авиакомпании резко сократили спрос, а имеющиеся потребности стремились удовлетворить за счёт лайнеров иностранного производства, объявляя их неизмеримо более экономичными. То же относится и к военно-транспортной авиации: её традиционный заказчик — вооружённые силы — также свернул закупки. В результате этих, а также некоторых иных обстоятельств предприятия ОКБ «Туполев» и «Ильюшин», вошедшие в рынок с сильными позициями, встретили новый век в предельно деградированном состоянии. При этом и оба эти ОКБ, и основные серийные заводы, выпускающие их продукцию (ульяновский «Авиастар», воронежское ВАСО и казанское КАПО), всё время оставались под контролем государства.[9]

Приватизация захватила лишь малую часть гражданского сектора авиастроения. Это относительно небольшие ОКБ «Яковлев» и ТАНТК имени Бериева. А ещё самарский завод «Авиакор», купленный Олегом Дерипаской ещё в середине 1990-х. Однако добиться серьёзных улучшений в силу отсутствия спроса частный собственник не смог.[10]

По-иному сложилась судьба военного авиастроения. Высокая репутация российских истребителей на мировом рынке и спрос на эту продукцию со стороны десятков стран привели к тому, что в этом секторе сложились сразу три весьма успешные по российским меркам и способные к дальнейшему развитию компании, две из которых государственные, третья — частная. Во-первых, это ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация МиГ» (РСК МиГ).[11]

Во-вторых, это акционерная холдинговая компания «Сухой» (АХК «Сухой»). В этот холдинг, доминирующим собственником которого выступает государство, входит ОКБ Сухого, а также два серийных завода — КНААПО (Комсомольск-на-Амуре) и НАПО (Новосибирск). Его дела шли лучше, чем у МиГа, в основном благодаря уникальному предложению тяжёлого истребителя Су-30МК. Главным потребителем для АХК «Сухой» стал Китай (модификация Су-30МКК). Бесспорной заслугой АХК «Сухой» является то, что часть полученных от продажи истребителей денег она вложила в гражданские разработки предложила рынку региональный самолёт SSJ-100 — единственный новый самолёт, разработанный в России в постсоветский период для массового производства.[12]

Наиболее успешен в коммерческом отношении, вероятно, ещё один производитель истребителей «Су» — научно-промышленная корпорация «Иркут» (НПК «Иркут»). Она была создана на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), которое в отличие от остальных производителей боевых самолётов в первой половине 1990-х было полностью приватизировано. В настоящее время НПК «Иркут» включает в себя ИАПО, ОКБ Яковлева, ТАНТК имени Бериева, а также КБ «Русская авионика» — небольшую инновационную фирму. Контрольным пакетом акций «Иркута» по состоянию на начало 2006 года владел менеджмент во главе с председателем совета директоров Алексеем Фёдоровым (ранее президент НПК «Иркут», до этого гендиректор ИАПО), 10 % акций принадлежали европейскому авиастроительному консорциуму EADS, а еще 20 % в результате IPO оказались на свободном рынке. Главный хит «Иркута» — тот же истребитель Су-30МК, но модифицированный им специально под индийский заказ — Су-30МКИ. Кроме того, ИАПО и ТАНТК имени Бериева совместно доработали и активно продвигают на рынок самолет-амбифию Бе-200. В настоящее время совместно с ильюшинским КБ и индийской корпорацией HAL начата разработка многофункционального среднего транспортного самолета Ил-214MTA, а с туполевским КБ — среднемагистрального самолета МС-21 на замену Ту-154.[13]

В конце 2007 года отмечалось, что события последних трёх лет в авиастроении в наибольшей степени подходят под классическое определение национализации — и по формальным действиям, и по имеющимся для них основаниям. Основная часть отрасли пребывает в глубоком кризисе, нуждается и в консолидации, и в формировании национальной программы действий, и в прямой государственной поддержке. Власть приняла наиболее простое и радикальное решение, предполагающее переход в прямую государственную собственность подавляющего числа предприятий отрасли, одновременно пытаясь использовать и потенциал имеющихся здесь успешных частных предпринимателей.[14]

Планы по реструктуризации авиастроения за счёт укрупнения работающих предприятий стали всерьез рассматриваться государством с самого начала XXI века. Первым предложил свой вариант вице-премьер Илья Клебанов. Он предполагал создание двух самолёто- и вертолётостроительных компаний для сохранения советской традиции конкуренции в отрасли. Речь шла об объединении лишь предприятий и компаний с доминирующим участием государства, причем по принципу уже сложившихся деловых связей. В СВСК-1 предлагалось включить «Сухой», «Миль», «Ильюшин», в СВСК-2 — МиГ, «Камов» и «Туполев». Серийные заводы также предполагалось каким-то образом разделить между двумя холдингами.[15]

Однако сменивший Клебанова на посту вице-премьера Борис Алёшин выдвинул другую идею, более соответствовавшую, по его представлениям, реалиям российского рынка и мировым тенденциям в отрасли. Она состояла в том, чтобы объединить только самолётостроительные активы, но при этом все (как частные, так и государственные), в единую структуру, получившую название Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). По плану Алёшина, эта корпорация должна быть единоличным собственником всех являющихся самостоятельными субъектами компаний, ОКБ и заводов. При этом частные акционеры, если таковые существуют, должны обменять свои пакеты на миноритарные пакеты в самой ОАК. Что касается ФГУПов, то они перед вхождением в ОАК должны быть акционированы. Эта конструкция принципиально отличная от атомной промышленности, где именно головные структуры находятся в стопроцентной государственной собственности, а на уровне «внучек» допускаются частники.[16]

Несмотря на резкое понижение Бориса Алешина в правительстве М. Фрадкова, его идея победила и была принята к исполнению. Распространено мнение, что этому способствовала поддержка главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова. Указ президента России В. В. Путина о создании ОАК был подписан в феврале 2006 года. В указе и принятом в его исполнение постановлении правительства процесс формирования корпорации разбит на три этапа, из которых к настоящему времени, по-видимому, завершен первый и реализуется второй. Основными текущими задачами являются оценка переходящих к ОАК активов, а также акционирование ФГУП «РСК МиГ» и КАПО (Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова). Генеральным директором назначен Алексей Фёдоров, а председателем совета директоров — Сергей Иванов.[17]

Таким образом, Объединённая авиастроительная корпорация сегодня занята необходимой, но формальной работой. Но одновременно с ней была создана и другая структура под той же аббревиатурой — некоммерческое партнерство «Объединенный авиастроительный консорциум» во главе с заместителем Фёдорова по «Иркуту» Валерием Безверхним. Представители авиационной промышленности обсуждают и решают содержательные вопросы — проводят инвентаризацию активов отрасли и определяют производственные перспективы. Похоже, здесь уже сложилось понимание того, какие проекты должны стать приоритетными для корпорации, а какие отойти на второй план или умереть. Определен перспективный модельный ряд: региональный самолет SSJ, среднемагистральный МС-21 (на замену устаревшему Ту-154), возможно, средний транспортный самолет MTA и истребитель пятого поколения. В ограниченных масштабах будет продолжаться производство самолетов Ил-96 и возрождаться — сверхтяжелого Ан-124 «Руслан». Основной сборочной площадкой для гражданской авиации на сегодня смотрится ульяновский «Авиастар», а для производства компонентов — ВАСО.[18]

Осуществляемая государством полная консолидация в самолетостроительной промышленности выглядит осмысленной и рациональной. Ни одной из российских компаний по отдельности не под силу масштабный выход на мировой рынок с региональными и среднемагистральными самолетами, где нашими конкурентами являются канадская Bombardier и бразильский Embraer. Не поднять одной компании и проект истребителя пятого поколения.[19]

Фундаментальный недостаток ОАК — полная ликвидация конкуренции внутри страны. А именно её наличие являлось важнейшей предпосылкой впечатляющих успехов советского авиастроения.[20]

На российские вертолёты даже в худшие 1990-е годы имелся устойчивый внутренний и, главное, внешний спрос (речь идет прежде всего о нашем главном военном и гражданском брэнде «Ми»). Налаженные технологии, отсутствие острой необходимости освоения принципиально новых моделей давали возможность каждому из заводов успешно функционировать по отдельности и поддерживать необходимую кооперацию с помощью чисто рыночных механизмов. У каждого из заводов был свой, исторически сложившийся состав акционеров, в ряде случаев государству принадлежал некий пакет акций, но нигде он не был доминирующим.[21]

По мере роста своего административного ресурса «Рособоронэкспорт» стал засматриваться на производителей вертолётов. Особенно на тех, которые обеспечены стабильным потоком заказов и не требуют радикальной технологической или управленческой модификации. Вертолётные заводы с этой точки зрения представлялись оптимальным приобретением. И для экспансии в отрасль была создана объединённая промышленная компания «Оборонпром», которой был поручен выкуп контрольных пакетов у частных акционеров. За три-четыре года поставленная задача была успешно выполнена. К 2007 году был сформирован холдинг «Вертолёты России», включающий в себя практически все производственные и проектно-конструкторские структуры подотрасли (как милевской, так и камовской ветви). 100 % акций «Вертолётов России» принадлежат «Оборонпрому».[22]

Состав акционеров последнего: 51,01 % в федеральной собственности, 31,13 % у «Рособоронэкспорта», 15,07 % у Республики Татарстан, 2,79 % у «Роствертола». Последние два акционера появились в результате сложных процедур консолидации Казанского и Ростовского вертолетных заводов. Сейчас полный контроль над «Оборонпромом» осуществляет непосредственно «Рособоронэкспорт».[23]

Третья подотрасль, в которой государство задумалось о консолидации,— двигателестроение. В августе 2007 года на совещании под руководством президента России В. В. Путина в Санкт-Петербурге было принято решение, которое подразумевает формирование четырёх холдингов — в основном на базе уже имеющихся кооперативных и корпоративных связей.[24]

Первый холдинг создается на базе ММПП «Салют» и технологически связанного с ним Омского машиностроительного завода имени Баранова. Второй объединяет двигателестроительные предприятия, уже входящие в РСК МиГ, главные из которых — заводы имени Климова и Чернышева. Третий включает самарские предприятия во главе с СМТК имени Кузнецова. Четвертый должен интегрировать ОАО «НПО „Сатурн“», Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОАО УМПО) и предприятия пермского моторостроительного комплекса. Основные предприятия первых двух холдингов являются ФГУПами или ОАО со стопроцентной федеральной собственностью, а третьего — ОАО с контрольными пакетами у государства. Поэтому здесь не должно возникнуть ни корпоративных, ни юридических проблем, за исключением, может быть, обычной чиновничьей неразберихи и подковерной борьбы.[25]

С четвёртым холдингом, в который должны войти предприятия, имеющие на сегодня самый большой объём продаж, все сложнее. Определённая логика в их объединении есть. Не случайно именно такой вариант объединения в 2006 году предложила АФК «Система», выкупившая для этого у ВТБ акции предприятий пермского моторного комплекса. Однако формирование холдинга поручено «Рособоронэкспорту», хотя у государства имеются лишь блокирующие пакеты акций основных предприятий, а контрольные принадлежат частникам.[26]

В сентябре 2012 года Минпромторг опубликовал проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013—2025 годы. Ее целью поставлено формирование глобально конкурентоспособной авиационной отрасли, в число задач, в частности, входят создание корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения и продвижение продукции отечественных компаний на внешних рынках.[27]

[править] Вертолётостроение

Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжелых вертолетов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолеты семейства Ми-8/17, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, боевые вертолеты семейства Ми-24, соосные средние вертолеты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в 1960-е — 1970-е годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолёты нового поколения Ми-28 Н и Ка-52.[28]

По итогам 2010 года до 10 % всех производимых в мире вертолётов приходятся на российские вертолёты ОАО «Вертолёты России». Также по результатам работы предприятий холдинга в 2010 году, доля России составляет 14 % вертолетного рынка в стоимостном выражении, а доля российских вертолетов в общем вертолетном парке мира составляет примерно 13 %.[29]

[править] Роль на мировом рынке

Общий объём мирового рынка авиационной продукции в 2011 году оценивался примерно в $257 млрд, из которых на долю российской продукции приходилось около 5,2 %.[30]

На рынке самолетостроения (включая военное), объём которого оценивается примерно в $110 млрд, доля российской продукции составляла 4,8 %, в основном за счёт продаж военной продукции. Рынок авиационных двигателей составил $60,1 млрд, доля России — 2,1 %. Рынок авионики — $21,6 млрд, доля России — 11,2 %. Рынок авиационных систем и агрегатов — $45,3 млрд, доля России — 2,3 %.[31]

Совокупный мировой объём рынка вертолётостроения в 2011 году составил $20,3 млрд, и доля российских производителей составляла на нём 16,3 %, в основном за счёт продаж военных и многоцелевых вертолётов.[32]

[править] Национальный центр авиастроения

Национальный центр авиастроения (НЦА) — это авиастроительный территориально-отраслевой комплекс, создаваемый на территории города Жуковского (Московская область) в рамках президентского указа Путина от 20 февраля 2008 года № 217. НЦА призван обеспечить ускоренное развитие авиапрома России, усилить интеграцию и межотраслевую кооперацию, стимулировать инвестиционную деятельность и предпринимательство, стать движущей силой социально-экономического развития региона.[33]

Для создания НЦА было образовано некоммерческое партнерство, учредителями которого выступили Объединенная авиастроительная корпорация, «Ростехнологии», власти Подмосковья и ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт». В центре, в частности, планируется разместить конструкторские бюро ОАК и транспортно-выставочный комплекс «Россия».[34]

В рамках создания НЦА рядом с наукоградом планируется построить город на 60 тыс. человек. Проект предполагается реализовать на 887 гектарах земли, выкупленных у собственников некоммерческим партнерством НЦА в конце 2011 года. Согласно градостроительной концепции, подготовленной архитектурным бюро John Thompson and Partners, новые территории НЦА будут разбиты на три участка — инновационный комплекс «Жуковский» (в его состав войдут федеральный университет, технопарк и офисы), жилой комплекс и земли под инвестпроекты (около 380 гектаров). Всего будет возведено 3 млн квадратных метров недвижимости, два из которых придется на малоэтажное жилье. Совокупный объём инвестиций в проект оценивается в $4 млрд.[35]

[править] Государственная поддержка отрасли

Динамика государственного финансирования авиастроительной отрасли России в 2001—2010 годах, в млрд рублей
Динамика государственного финансирования авиастроительной отрасли России в 2001—2010 годах, в млрд рублей

В 2001 году совокупные объёмы финансирования российского авиастроения из госбюджета составили около 1,5 млрд руб., то в 2006-м — уже 17,5 млрд. С началом глобального экономического кризиса 2008—2009 годов государственные вливания в отрасль не только не сократились, но, напротив, значительно выросли. В 2009 году размер госдотаций достиг пиковых значений в 128,8 млрд руб., включая 58,4 млрд, выделенных в рамках антикризисного пакета, что позволило отрасли пройти пик кризиса сравнительно безболезненно.[36]

«Общее финансирование [российского авиапрома со стороны] федерального бюджета выросло по отношению к 2004 году в 2008 году более чем в 10 раз, а в 2009 году — более чем в 20 раз с учётом мер антикризисного характера», — сказал Христенко в августе 2009 года. Он рассказал, что выделяемые государством средства направлены прежде в ряд конкретных проектов, в том числе на создание боевого самолета пятого поколения, разработку модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета на базе Ил-76 — проект «476», а также на разработку совместно с Индией многоцелевого транспортного самолета. На капитализацию Объединенной авиастроительной корпорации в 2009 году выделено 6 млрд рублей. Остальные средства в 2009 году направляются на подготовку производства и опытно-конструкторские работы по региональному самолету «Сухой Суперджет-100». Кроме того, в 2009 году развернуто конструирование нового пассажирского самолета МС-51, который планируется создать не позже 2016 года. В 2009 году на эскизное проектирование самолета направлено более 1,5 млрд рублей. Проект предусматривает разработку 16 новых технологий, связанных с созданием так называемого «черного крыла», состоящего из композиционных материалов. Часть средств господдержки идет на подготовку производства «омоложенной версии» пассажирского самолета Ту-204 — Ту-204СМ.[37]

В 2010 году суммарная величина бюджетного финансирования российского авиапрома составила 72 млрд рублей. В том числе на 57 млрд руб. был увеличен уставный капитал ОАК, для чего была проведена дополнительная эмиссия ее акций, выкупленных ВЭБом.[38]

В декабре 2012 года правительством России была утверждена госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Цель программы — создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска. В результате реализации госпрограммы, как ожидается, доля российских производителей авиационной продукции на мировом рынке в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 % и 11,9 % в гражданском и военном сегментах соответственно. В том числе, по самолетам эти доли запланированы в 3,2 % и 10,9 %, по вертолетам — 12 % и 16,5 % мирового рынка соответственно.[39]

В июле 2013 года Дмитрий Медведев утвердил план реализации государственной программы по развитию авиационной промышленности на 2013—2015 годы. Этот план является частью госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Согласно плану, в 2013 году на реализацию мер по развитию авиапрома планируется направить из бюджета 78,3 млрд рублей, в 2014 году — 107 млрд рублей, в 2015 году — 124 млрд рублей.[40]

[править] Трудовые ресурсы

В отрасли занято 408 тыс. человек, в том числе на промышленных предприятиях — 308 тыс. человек. Производительность труда на одного работающего — 1272 тыс. рублей в год. ($43.3 тыс.).[41]

Средняя численность на авиастроительных предприятиях России с 2006 по 2010 год сократилась с 350 тыс. до 319 тыс. человек. Средняя заработная плата на авиастроительных предприятиях за период с 2006 по 2010 год увеличилась с 10,7 до 18,7 тыс. рублей.[42]

По данным статистической отчётности, средняя численность по научным организациям авиационной промышленности России с 2006 по 2010 год сократилась с 98,7 тыс. до 94,5 тыс. человек. Средняя заработная плата по научным организациям отрасли с 2006 по 2010 год увеличилась с 13,9 до 26,6 тыс. рублей.[43]

[править] Показатели

В состав авиационной промышленности России сейчас входит около 250 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей. Из них 413 млрд рублей — выручка промышленных предприятий и организаций, 141 млрд рублей — выручка научных организаций, и 54 млрд рублей — выручка прочих предприятий и организаций.[44][45]

В 2003 году в России было произведено 11 гражданских самолётов (в том числе 5 магистральных и региональных самолётов), в 2004 году — 20 (5), в 2005 году — 31 (6), в 2006 году — 21 (9), в 2007 году — 17 (5), в 2008 году — 46 (9), в 2009 году — 40 (11), в 2010 году — 9 (6), в 2011 году — 29 (19).[46]

[править] Ссылки

[править] Sdelanounas

[править] Коммерсантъ

[править] Эксперт

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Триллион в воздух[1]
  2. См. Авиационная промышленность России в 2014 году
  3. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  4. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  5. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  6. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  7. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  8. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  9. Как национализируют Россию: авиастроение
  10. Как национализируют Россию: авиастроение
  11. Как национализируют Россию: авиастроение
  12. Как национализируют Россию: авиастроение
  13. Как национализируют Россию: авиастроение
  14. Как национализируют Россию: авиастроение
  15. Как национализируют Россию: авиастроение
  16. Как национализируют Россию: авиастроение
  17. Как национализируют Россию: авиастроение
  18. Как национализируют Россию: авиастроение
  19. Как национализируют Россию: авиастроение
  20. Как национализируют Россию: авиастроение
  21. Как национализируют Россию: авиастроение
  22. Как национализируют Россию: авиастроение
  23. Как национализируют Россию: авиастроение
  24. Как национализируют Россию: авиастроение
  25. Как национализируют Россию: авиастроение
  26. Как национализируют Россию: авиастроение
  27. Неэкспортируемый лизинг
  28. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[2]
  29. [3][4]
  30. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  31. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  32. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  33. Официальный сайт Национального центра авиастроения
  34. Рядом с Жуковским появится мини-город для авиаторов
  35. Рядом с Жуковским появится мини-город для авиаторов
  36. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/53/1329/
  37. http://www.newsru.com/finance/10aug2009/avia.html
  38. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/53/1329/
  39. На развитие Российского авиапрома потратят более 300 миллиардов рублей
  40. На развитие Российского авиапрома потратят более 300 миллиардов рублей
  41. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  42. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  43. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  44. Триллион в воздух[5]
  45. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  46. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
Авиационная промышленность России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  СамолётостроениеВертолётостроениеВоенное авиастроениеГражданское авиастроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Прочее  Владимир Путин и авиационная промышленность России


Машиностроительная продукция в России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Автомобили  ЛегковыеГрузовыеАвтобусы
Телекоммуникационное оборудование  РадиоприёмникиТелевизорыТелефоны (Мобильные, Стационарные)
Машиностроение  Авиационная промышленностьАвтомобильная промышленностьЖелезнодорожное машиностроениеСельскохозяйственное машиностроениеСтанкостроениеСудостроениеЭнергетическое машиностроение
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт


Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Промышленность России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана


Авиация
Страны  РоссияСШАКитайИндияФранцияТурцияМонголияУкраинаЯпония
Самолёты  Airbus А-310А380Boeing 727Boeing 737Boeing 777Ан-2Ан-8Ан-12Ан-14Ан-26Ан-28Ан-124Ан-124-100Ан-140Ан-148Ан-225 «Мрiя»Ил-18Ил-76Ил-86Ил-114КонкордМиГ-29МиГ-31Су-17Су-24Су-25Су-30МККСу-33Су-35Ту-95Ту-134Ту-154Ту-160Ту-204Ту-204-120СЕТу‑334Як-18Як-40ARJ21‑700Sukhoi SuperJet-100МС-21Л-39
Вертолёты  Ми-2Ми-8
Аэродромы  ИркутскУльяновск-ВосточныйВнуковоДомодедовоШереметьевоОмск-ЦентральныйБольшое СавиноАэропорты России
Авиастроительные компании  АК имени ИльюшинаММПП «Салют»Объединённая авиастроительная корпорацияРоствертолАвиастар-СПКомсомольский-на-Амуре авиационный заводЛуховицкий машиностроительный заводВертолёты РоссииТбилисское авиационное государственное объединение
Авиаконструкторские бюро  АНТК им. О. К. АнтоноваОКБ им. А.Н. Туполева
Авиаперевозчики  АэрофлотВнуковские авиалинииАрмавиаМалобюджетные авиакомпании
Авиаконструкторы  О. К. Антонов
Лётчики  А. А. НоговицынВ. С. Михайлов
Авиационные происшествия  Падение самолётаКатастрофа Ан-14 в Приморском крае (1999)Катастрофа самолёта A310 в Кемеровской области (22 марта 1994)Катастрофа самолёта Ил-76 в Китае 18 мая 2004 годаКатастрофа самолёта Боинг 737-500 в Перми (14 сентября 2008)Катастрофа самолёта Ту-134 в Самарской области (17 марта 2007)Катастрофа самолёта Ту-154 в Донецкой области (22 августа 2006)Террористические акты в двух самолётах (24 августа 2004)Захват самолёта, совершавшего рейс Стамбул—Москва (15 марта 2001)Катастрофа самолёта Ан-12 в мае 2001 годаКатастрофы и аварии на авиашоуСлучаи захватов российских самолётов
Прочее  Авиационный керосинОтложенные неисправности в самолётахПосадка дополнительноПрава пассажиров авиационных рейсовАвиационная промышленность РоссииИстория авиационной промышленности РоссииВладимир Путин и авиационная промышленность РоссииРасход топлива у самолётовВоздушное патрулирование Ирака


Статьи
Россия  Место среди стран мираСписок позиций среди стран мираЛидирующие позиции в миреРоссия в международных рейтингахНаукаСеверный КавказМинфинМинистерство образования и наукиРелигии на Северном КавказеТраурные дниНаводненияЛесные пожарыНесчастные случаи на аттракционахСлучаи захватов самолётовЗолотоАлкогольБаженовская свитаРоссийские фильмы — лауреаты Каннского фестиваля
Экономика России  Валовой национальный доходРасходы на конечное потреблениеОборонно-промышленный комплексВысокотехнологический комплексРыболовствоСтроительство (Жилищное) • Мобильная связьИнтернетТуризмТорговля (Розничная торговля) • Валовое накопление основного капиталаОсобые экономические зоныНанотехнологииИнновации (Технологические) • Малое предпринимательствоМодернизация экономикиПроизводительность трудаБезработицаОсновные фондыФондоотдачаДоходы населенияЗаработная платаМинимальный размер оплаты труда и прожиточный минимумБартер • Товарные рынки (Автомобили, Мясо птицы, Баранина, Сахар, Яблоки, Шины, Алюминий, Медь) • Крупнейшие производители • Запасы полезных ископаемых (Нефть, Природный газ, Уголь) • Монополизм (Картельные соглашения) • ЖильёПриватизацияРаздаточная экономикаТехнологическое отставаниеМежрегиональная дифференциация по уровню экономического развитияДоля России на мировом рынкеСписок продукции, производящейся в РоссииСписок проектируемых и строящихся производств в РоссииЛьготы, предусмотренные для молодежи и студентов
ВВП России  Структура ВВПСписок регионов России по ВРП на душу населения
Промышленность России  Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность) • Промышленность стройматериаловПроизводство автокомплектующихЛесная промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьЭлектроэнергетикаТепловая энергетикаГидроэнергетикаАтомная энергетикаАтомная промышленностьПроизводство оружейных делящихся материаловДобыча полезных ископаемых (Нефть, Природный газ, Уголь, Торф, Золото, Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность
Машиностроение России  Транспортное машиностроениеЖелезнодорожное машиностроениеТяжёлое машиностроениеАэрокосмическая промышленностьСельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Энергетическое машиностроениеМеталлургическое машиностроениеМикроэлектроникаРадиоэлектроникаСудостроение (Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленностьАвтопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома) • Авиапром (Самолётостроение, Вертолётостроение) • СтанкостроениеПодъёмно-транспортное машиностроениеПроизводство стиральных машинПроизводство суперкомпьютеров
Топливная промышленность России  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленность
АПК России  Сельское хозяйствоРастениеводствоЖивотноводствоПищевая промышленностьСахарная промышленностьПроизводство мяса (Мясо птицы, Куриное мясо, Свинина, Говядина) • Производство зернаПроизводство картофеля
Транспорт России  Автомобильный транспортЖелезнодорожный транспортРоссийские железные дорогиТрубопроводный транспортВодный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспортВосточная Сибирь — Тихий океанСеверный потокСеверный морской путь
Финансы в России  Банковская системаГосударственные финансыГосударственный долг (Внешний долг) • Международный финансовый центрИспользование рубля в международных расчётахИспользование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭСАнтиинфляционная политикаДолговая политикаВнешний долгГосударственные и муниципальные облигации
Налогообложение в России  НалогиУклонение от налоговПодоходный налог с физических лицНалогообложение добычи полезных ископаемых
Инвестиции в России  Инвестиционный климатИнвестиционная политикаИностранные инвестицииИнвестиции Германии в РоссиюИнвестиции Франции в РоссиюИностранные инвестиции в автомобильной промышленности РоссииИностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении РоссииНациональная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
Внешнеэкономические отношения России  Внешняя торговляВоенно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежом (Китай, Иран, Финляндия) • Либерализация внешней торговлиТаможенный союз ЕврАзЭСОтношения с ВТООтношения с ЕСОтношения с Латинской АмерикойОтношения с ГрузиейОтношения с ТурциейОтношения с УкраинойДенежные переводы из РоссииПриток капитала в РоссиюРоссийские инвестиции на УкраинеДеятельность компании Siemens в России
Экспорт из России  Металлургическая продукция (Сталь, Никель) • Химическая продукция (Минеральные удобрения) • ДревесинаБумагаЦеллюлозаШиныАлмазыВысокотехнологическая продукцияПоставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing) • УслугиТранспортные услугиПошлиныТранспортировка экспортируемых товаровДоля России в мировом экспортеКрупнейшие компании-экспортёры
Экспорт энергоносителей из России  Нефть и нефтепродуктыНефть (Транспортировка) • Ограничения экспорта нефти в 2001—2002 годахНефтепродукты (Мазут, Дизельное топливо, Бензин, Пошлины на мазут) • Природный газ (Транспортировка) • УгольЭлектроэнергияКоксЯдерное топливоДоля экспорта в производстве энергоносителей
Экспорт машиностроительной продукции из России  ВооруженияВоенная авиатехникаВоенные самолёты (Истребители) • Военные вертолётыТанкиАвиатехникаГражданская авиатехникаВертолётыАвтомобили (Грузовые автомобили) • ЛазерыМикросхемыТелевизоры
Экспорт пищевой продукции из России  Зерно (Пшеница, Рис, Транспортировка) • Растительное масло (Подсолнечное масло) • Мясо и мясопродукты (Мясо птицы) • ГорохАлкоголь (Водка) • ПивоСахарКондитерские изделия (Шоколад и шоколадные изделия) • РыбаЭкспорт зерна из Российской империи
Экспорт из России по импортёрам  АзербайджанАргентинаАфрикаБелоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • Великобритания (Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • ГерманияГрузия • Дания (Природный газ) • ЕвросоюзИзраильИндия (Самолёты) • Иран (Вооружения) • ИспанияИталияКазахстанКанадаКитай (Энергоносители, Вооружения, Пищевая продукция) • Нидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители) • ТунисТурция (Природный газ) • Украина (Природный газ, Автомобили) • ФинляндияФранция (Природный газ) • ЧехияШвецияЭстонияЯпония
Импорт в Россию  Доля России в мировом импортеДоля импортной продукции на российском рынкеМашиностроительная продукцияАвтомобили (Легковые автомобили) • СтанкиПищевая продукцияДоля импортного продовольствия на российском рынкеМясо и мясопродукты (История) • СвининаГовядинаМясо птицыМолоко и молочные продуктыСахарЧайБананыЗерноАлкогольИмпортозамещениеИмпортозамещение машиностроительной продукцииИмпортозамещение химической продукцииИмпортозамещение пищевой продукцииИмпортозамещение металлургической продукцииИмпортозамещение продукции из УкраиныАзербайджанБелоруссияБразилияВеликобританияГерманияКанадаКитайЛитваМолдавияПольшаСШАУкраина (Машиностроительная продукция, Пищевая продукция) • ЧилиРасследование в отношении возросшего импорта столовых приборов (2008—2009)
Экономические реформы в России  1990-е годы2000-е годыЛиберализация ценРеформа ВПК в 2000-х годахРеформа электроэнергетикиХронология реформы электроэнергетической системыРеформа ЖКХЗемельная реформа в 2000-х годахПенсионная реформа (с 2002)Реформа госзакупок в 2000-х годахРеформа железнодорожного транспортаБанковская реформа в 2000-х годахРеформа системы обязательного медицинского страхованияБюджетная реформа в 2000-х годахНалоговые реформыНалоговая реформа в 2000-х годахПоследствия реформы подоходного налогаРеформа валютного регулирования в 2000-х годахРеформа финансовой инфраструктуры в 2000-х годах
Компании России  ГоскомпанииМашиностроительные компанииРостехГазпромЛУКойлСУЭКРосатомРоссийская венчурная компанияТ-платформыАмурский судостроительный заводЛуховицкий машиностроительный заводМагнитогорский металлургический комбинатХендэ Мотор Мануфактуринг РусКоломенский заводРоснано (История) • АнгстремСитрониксНПО «Сатурн»GM AutoРостсельмашРособоронэкспортВНИИЭФГруппа ГАЗABBYYСевмашКировлесТорговля нефтью и нефтепродуктами ЮКОСом в 2002 году
Внутренняя политика в России  Государственное устройствоПредседатель правительстваГосдумаПрезидентство Дмитрия МедведеваПослания президента Федеральному собраниюЧеченский конфликтКонтртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009)Список иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
ЦФО  ЭкономикаВРППромышленностьАгропромышленный комплексТранспортПриродные ресурсыПродолжительность жизни населения • Белгородская область (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (ВРП) • Калужская область (Экономика, Автомобильная промышленность) • Костромская область (ВРП) • Курская область (Экономика) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Экономика Подольска, Экономика Подольского района) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
СЗФО  Экономика, ВРПДобыча полезных ископаемых • Карелия (Экономика, ВРП) • Архангельская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика) • Калининградская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика)
ЮФО  ЭкономикаВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика) • Астраханская область (Экономика, ВРП) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Добыча полезных ископаемых)
КФО  ПромышленностьСельское хозяйствоДоходы населения • Крым (Доходы населения)
СКФО  ЭкономикаВРП • Дагестан (Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП)
ПФО  ЭкономикаВРПБашкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Здравоохранение, Население) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Население) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП)
УФО  Экономика • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
СФО  ВРП • Хакасия (Промышленность) • Иркутская область (Обрабатывающая промышленность) • Кемеровская область (Экономика, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность) • Омская область (Трудовые ресурсы) • Алтайский край (ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП)
ДФО  ЭкономикаСельское хозяйствоЖелезнодорожный переход на Сахалин • Амурская область (Экономика) • Сахалинская область (Экономика) • Камчатский край (Экономика) • Приморский край (Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (ВРП, Сельское хозяйство)
Внешняя политика России  Внешняя политика в 2000—2008 годах • Отношения со странами (Белоруссия, Германия, Китай, США, Украина) • Политика России в Центральной Азии и ЗакавказьеСовет Россия-НАТОДекларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба
Реформы в России  1990-е годы2000-е годыБорис Ельцин и реформыДмитрий Медведев и реформыАдминистративные реформыАдминистративная реформа (с 2002)Первый этап административной реформы (2003—2005 годы)Второй этап административной реформы (с 2006 года)Административная реформа в субъектах федерацииРеформа здравоохраненияФедеративная реформа в 2000-х годахРеформа государственной службы в 2000-х годахРеформа социальных льгот в 2000-х годах • Реформы образования (1990-е годы, 2000-е годы) • Судебные реформы (1990-е годы, 2000-е годы) • Реформа МВД в 2000-х годахРеформа местного самоуправленияРеформа системы государственного управления в 2000-х годахПравовая реформа в 2000-х годахРеформа уголовно-исполнительной системыРеформы в 1906 годуРеформы в 1918 году
Вооружённые силы России  Главное оперативное управление ГенштабаВВСВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия) • Военные реформы (1990-е годы, 2000-е годы)
Население России  Продолжительность жизниСмертностьДемографическая политикаНаселение с высшим образованиемРождаемость
Преступность в России  Иностранная преступностьОграбления банковПогибшие в результате преступных посягательствКоррупцияКоррупция в 1990-х годахПохищение и убийство троих англичан и новозеландца в ЧечнеДело ХодорковскогоДело Hermitage CapitalПокушения на Евгения РыбинаДело Кировлеса (Показания свидетелей на судебном процессе) • Убийства и покушения на мэров городовДело статистиков
Терроризм в России  Теракты в РоссииНациональный антитеррористический комитетВихрь-антитеррор
Убийства в России  Убийства в 1997 годуУбийства в Чечне в 1990-х годахУбийства сотрудников МВД ДагестанаМассовое убийство в МекенскойУбийство шестерых российских военных (5 сентября 1999)Убийство Владимира Петухова
Терроризм  Теракт в минском метроИсламский джихад — Джамаат моджахедовИсламская партия ТуркестанаИсламское движение Восточного ТуркестанаДжунд аш-ШамОбщество социальных реформКонтртеррористическая операция
Экономика  Экономическое прогнозированиеМеждународный финансовый центрНалоговый менеджментДоходы населенияЭкспортные пошлиныКонференция ООН по торговле и развитиюАТЭСЦены на нефтьКиберсинЭкономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной ЕвропыМеждународный валютный фондСписок стран по потреблению электроэнергии на душу населенияPetroleos de Venezuela S.A.Kuwait Petroleum CorporationУгольная промышленность ЕвропыСебестоимость добычи сланцевого газа
Энергоносители  Сланцевая нефтьСжиженный природный газСланцевый газРасход топлива у самолётов
США  ЭкономикаЖильёУгольная промышленностьСельское хозяйствоЭкспорт природного газаСланцевый газПрава человекаОтношения с УзбекистаномПротиворакетная оборонаКоррупция
Германия  ЖильёУгольная промышленностьПрава человекаКоррупцияТеракты
Украина  ВВПОбрабатывающая промышленностьАвиационная промышленностьРакетно-космическая промышленностьДоходы населенияЭкспорт (Пищевая продукция, Машиностроительная продукция, Электроэнергия) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке УкраиныЭлектроэнергияРеформыМиграционная политика УкраиныДискриминация русских на Украине
Грузия  ЭкономикаВВПТЭК (Электроэнергетика) • Сельское хозяйствоТранспорт (Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золотаИнвестицииВнешнеэкономические отношения (Экспорт, Импорт, Импорт пищевой продукции) • Денежные переводы в ГрузиюТрудовые ресурсыТбилисское авиационное государственное объединениеОбразованиеНаукаГосударственное устройствоКоррупцияОтношения с СШАОтношения с Францией
Постсоветское пространство  СНГКоллективные силы по поддержанию мира в СНГОбъём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и БелоруссииПокупательная способность средней зарплаты в России и УкраинеСписок продукции, потребляемой в России, Украине и БелоруссииРусские в Центральной Азии и ЗакавказьеГрузино-абхазский конфликтГрузино-осетинский конфликтЗакавказьеНагорный КарабахЭкономика ПрибалтикиТранспорт ПрибалтикиВопрос об оккупации стран Прибалтики Советским СоюзомРоль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
Страны  Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • ИндияИран • Исландия (Экономика) • Казахстан (Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность) • Катар (Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Импорт) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность) • Финляндия (Права человека) • Франция (Коррупция) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Япония (Промышленность, Коррупция, Прокуратура)
Персоналии  Дмитрий МедведевВладимир КасатоновЕвгений РыбинСергей ГорьковУвайс МагомадовТамерлан ХасаевЮсуф КрымшамхаловЗаур АкавовАрасул ХубиевЛечи ИсламовМихаил КоданёвТони БлэрВладимир ЭренбургСергей ОганесянМарио БлюменфельдИльяз МуслимовИгорь СтрелковСергей КарнауховВалерий Мальцев
В. В. Путин  Путин и российские реформыПрезидентствоТретий президентский срокПрезидентские указыСоциально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, ТЭК, АПК, ЖКХ, Доходы населения, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и транспортПутин и судебная система РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и внешняя политика РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и образование в РоссииПутин и регионы РоссииРоссия во время президентства ПутинаОценки деятельности
Право  Международный розыскМеждународные трибуналыЗакрытые судебные заседанияПравовой режим Каспийского моря
Международные отношения  Дипломатические отношенияШанхайская организация сотрудничестваАСЕАНБольшая восьмёркаПолитика Китая в Центральной АзииПолитика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
Прочее  GRICSФутбольный трансферНанотехнологииЛев ЩаранскийКреативная партия свободы совестиМежнациональные конфликтыКаспийское мореКоррупцияОтложенные неисправности в самолётахДискриминация русскихИсламский экстремизмСпуск с орбиты космических аппаратовКаспийский регионВыход в открытый космосИндекс восприятия коррупцииОтветственность родителей за оставление детей без присмотраНезаконное вооружённое формированиеПрава человека в Евросоюзе
Личные инструменты