Авиационная промышленность России


Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск

Авиационная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения.

Россия является одним из крупнейших производителей авиационной техники, занимая третье место в мире по объёму выпуска после США и Евросоюза.[1] Большая часть активов отрасли сосредоточена в двух крупных государственных холдингах, сформированных в середине 2000-х годов: «Объединённая авиастроительная корпорация» (производит самолёты) и «Вертолёты России» (производитель вертолётов).

Совокупная выручка авиапрома России по итогам 2015 года составила свыше 1 трлн рублей.[2]

В 2015 году авиапромом России на внешний и внутренний рынки поставлено 156 самолётов и 212 вертолётов.[3]

Содержание

[править] История

[править] Российская империя

Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—1912 годах. До 1917 года насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих).[4]

[править] Советское время

Декретом Советского правительства от 28 июня 1918 года была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).[5]

В СССР современная авиационная промышленность фактически создана в процессе социалистической индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—1932 годов, когда был построен ряд крупных самолётостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась авиационная промышленность во 2-й пятилетке 1933—1937 годов. Объём производства с 1933 по 1938 год вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и других создали ряд оригинальных конструкций самолётов, которые по своим лётно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и другие создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва — США (1937 год) и другие.[6]

Выдающуюся роль сыграл советский авиапром в годы Великой Отечественной войны. Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советский авиапром превзошёл авиапром Германии, несмотря на то, что в период Второй мировой войны производство самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. в 1939 году до 39,8 тыс. в 1944 году (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7,9 тыс. в 1941 году, 22,8 тыс. в 1942 году, 35 тыс. в 1943 году, свыше 40 тыс. в 1944 году и 20,9 тыс. за I полугодие 1945 года.[7]

В послевоенные годы авиапром освоил производство турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Туманского и других, что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.[8]

Авиационная промышленность технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его самолётами: Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производились также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 года самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолётостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и другие вертолёты конструкции М. Л. Миля).[9]

[править] С 1991 года

Гражданское авиастроение в постсоветский период поразил настолько глубокий кризис, что долгое время стоял вопрос о самом существовании этой подотрасли. Количество производимых самолётов исчислялось единицами и было сопоставимо с числом авиационных заводов. Авиакомпании резко сократили спрос, а имеющиеся потребности стремились удовлетворить за счёт лайнеров иностранного производства, объявляя их неизмеримо более экономичными. То же относится и к военно-транспортной авиации: её традиционный заказчик — вооружённые силы — также свернул закупки. В результате этих, а также некоторых иных обстоятельств предприятия ОКБ «Туполев» и «Ильюшин», вошедшие в рынок с сильными позициями, встретили новый век в предельно деградированном состоянии. При этом и оба эти ОКБ, и основные серийные заводы, выпускающие их продукцию (ульяновский «Авиастар», воронежское ВАСО и казанское КАПО), всё время оставались под контролем государства.[10]

Приватизация захватила лишь малую часть гражданского сектора авиастроения. Это относительно небольшие ОКБ «Яковлев» и ТАНТК имени Бериева. А ещё самарский завод «Авиакор», купленный Олегом Дерипаской ещё в середине 1990-х. Однако добиться серьёзных улучшений в силу отсутствия спроса частный собственник не смог.[11]

По-иному сложилась судьба военного авиастроения. Высокая репутация российских истребителей на мировом рынке и спрос на эту продукцию со стороны десятков стран привели к тому, что в этом секторе сложились сразу три весьма успешные по российским меркам и способные к дальнейшему развитию компании, две из которых государственные, третья — частная. Во-первых, это ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация МиГ» (РСК МиГ).[12]

Во-вторых, это акционерная холдинговая компания «Сухой» (АХК «Сухой»). В этот холдинг, доминирующим собственником которого выступает государство, входит ОКБ Сухого, а также два серийных завода — КНААПО (Комсомольск-на-Амуре) и НАПО (Новосибирск). Его дела шли лучше, чем у МиГа, в основном благодаря уникальному предложению тяжёлого истребителя Су-30МК. Главным потребителем для АХК «Сухой» стал Китай (модификация Су-30МКК). Бесспорной заслугой АХК «Сухой» является то, что часть полученных от продажи истребителей денег она вложила в гражданские разработки предложила рынку региональный самолёт SSJ-100 — единственный новый самолёт, разработанный в России в постсоветский период для массового производства.[13]

Наиболее успешен в коммерческом отношении, вероятно, ещё один производитель истребителей «Су» — научно-промышленная корпорация «Иркут» (НПК «Иркут»). Она была создана на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), которое в отличие от остальных производителей боевых самолётов в первой половине 1990-х было полностью приватизировано. В настоящее время НПК «Иркут» включает в себя ИАПО, ОКБ Яковлева, ТАНТК имени Бериева, а также КБ «Русская авионика» — небольшую инновационную фирму. Контрольным пакетом акций «Иркута» по состоянию на начало 2006 года владел менеджмент во главе с председателем совета директоров Алексеем Фёдоровым (ранее президент НПК «Иркут», до этого гендиректор ИАПО), 10 % акций принадлежали европейскому авиастроительному консорциуму EADS, а еще 20 % в результате IPO оказались на свободном рынке. Главный хит «Иркута» — тот же истребитель Су-30МК, но модифицированный им специально под индийский заказ — Су-30МКИ. Кроме того, ИАПО и ТАНТК имени Бериева совместно доработали и активно продвигают на рынок самолет-амбифию Бе-200. В настоящее время совместно с ильюшинским КБ и индийской корпорацией HAL начата разработка многофункционального среднего транспортного самолета Ил-214MTA, а с туполевским КБ — среднемагистрального самолета МС-21 на замену Ту-154.[14]

В конце 2007 года отмечалось, что события последних трёх лет в авиастроении в наибольшей степени подходят под классическое определение национализации — и по формальным действиям, и по имеющимся для них основаниям. Основная часть отрасли пребывает в глубоком кризисе, нуждается и в консолидации, и в формировании национальной программы действий, и в прямой государственной поддержке. Власть приняла наиболее простое и радикальное решение, предполагающее переход в прямую государственную собственность подавляющего числа предприятий отрасли, одновременно пытаясь использовать и потенциал имеющихся здесь успешных частных предпринимателей.[15]

Планы по реструктуризации авиастроения за счёт укрупнения работающих предприятий стали всерьез рассматриваться государством с самого начала XXI века. Первым предложил свой вариант вице-премьер Илья Клебанов. Он предполагал создание двух самолёто- и вертолётостроительных компаний для сохранения советской традиции конкуренции в отрасли. Речь шла об объединении лишь предприятий и компаний с доминирующим участием государства, причем по принципу уже сложившихся деловых связей. В СВСК-1 предлагалось включить «Сухой», «Миль», «Ильюшин», в СВСК-2 — МиГ, «Камов» и «Туполев». Серийные заводы также предполагалось каким-то образом разделить между двумя холдингами.[16]

Однако сменивший Клебанова на посту вице-премьера Борис Алёшин выдвинул другую идею, более соответствовавшую, по его представлениям, реалиям российского рынка и мировым тенденциям в отрасли. Она состояла в том, чтобы объединить только самолётостроительные активы, но при этом все (как частные, так и государственные), в единую структуру, получившую название Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). По плану Алёшина, эта корпорация должна быть единоличным собственником всех являющихся самостоятельными субъектами компаний, ОКБ и заводов. При этом частные акционеры, если таковые существуют, должны обменять свои пакеты на миноритарные пакеты в самой ОАК. Что касается ФГУПов, то они перед вхождением в ОАК должны быть акционированы. Эта конструкция принципиально отличная от атомной промышленности, где именно головные структуры находятся в стопроцентной государственной собственности, а на уровне «внучек» допускаются частники.[17]

Несмотря на резкое понижение Бориса Алешина в правительстве М. Фрадкова, его идея победила и была принята к исполнению. Распространено мнение, что этому способствовала поддержка главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова. Указ президента России В. В. Путина о создании ОАК был подписан в феврале 2006 года. В указе и принятом в его исполнение постановлении правительства процесс формирования корпорации разбит на три этапа, из которых к настоящему времени, по-видимому, завершен первый и реализуется второй. Основными текущими задачами являются оценка переходящих к ОАК активов, а также акционирование ФГУП «РСК МиГ» и КАПО (Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова). Генеральным директором назначен Алексей Фёдоров, а председателем совета директоров — Сергей Иванов.[18]

Таким образом, Объединённая авиастроительная корпорация сегодня занята необходимой, но формальной работой. Но одновременно с ней была создана и другая структура под той же аббревиатурой — некоммерческое партнерство «Объединенный авиастроительный консорциум» во главе с заместителем Фёдорова по «Иркуту» Валерием Безверхним. Представители авиационной промышленности обсуждают и решают содержательные вопросы — проводят инвентаризацию активов отрасли и определяют производственные перспективы. Похоже, здесь уже сложилось понимание того, какие проекты должны стать приоритетными для корпорации, а какие отойти на второй план или умереть. Определен перспективный модельный ряд: региональный самолет SSJ, среднемагистральный МС-21 (на замену устаревшему Ту-154), возможно, средний транспортный самолет MTA и истребитель пятого поколения. В ограниченных масштабах будет продолжаться производство самолетов Ил-96 и возрождаться — сверхтяжелого Ан-124 «Руслан». Основной сборочной площадкой для гражданской авиации на сегодня смотрится ульяновский «Авиастар», а для производства компонентов — ВАСО.[19]

Осуществляемая государством полная консолидация в самолетостроительной промышленности выглядит осмысленной и рациональной. Ни одной из российских компаний по отдельности не под силу масштабный выход на мировой рынок с региональными и среднемагистральными самолетами, где нашими конкурентами являются канадская Bombardier и бразильский Embraer. Не поднять одной компании и проект истребителя пятого поколения.[20]

Фундаментальный недостаток ОАК — полная ликвидация конкуренции внутри страны. А именно её наличие являлось важнейшей предпосылкой впечатляющих успехов советского авиастроения.[21]

На российские вертолёты даже в худшие 1990-е годы имелся устойчивый внутренний и, главное, внешний спрос (речь идет прежде всего о нашем главном военном и гражданском брэнде «Ми»). Налаженные технологии, отсутствие острой необходимости освоения принципиально новых моделей давали возможность каждому из заводов успешно функционировать по отдельности и поддерживать необходимую кооперацию с помощью чисто рыночных механизмов. У каждого из заводов был свой, исторически сложившийся состав акционеров, в ряде случаев государству принадлежал некий пакет акций, но нигде он не был доминирующим.[22]

По мере роста своего административного ресурса «Рособоронэкспорт» стал засматриваться на производителей вертолётов. Особенно на тех, которые обеспечены стабильным потоком заказов и не требуют радикальной технологической или управленческой модификации. Вертолётные заводы с этой точки зрения представлялись оптимальным приобретением. И для экспансии в отрасль была создана объединённая промышленная компания «Оборонпром», которой был поручен выкуп контрольных пакетов у частных акционеров. За три-четыре года поставленная задача была успешно выполнена. К 2007 году был сформирован холдинг «Вертолёты России», включающий в себя практически все производственные и проектно-конструкторские структуры подотрасли (как милевской, так и камовской ветви). 100 % акций «Вертолётов России» принадлежат «Оборонпрому».[23]

Состав акционеров последнего: 51,01 % в федеральной собственности, 31,13 % у «Рособоронэкспорта», 15,07 % у Республики Татарстан, 2,79 % у «Роствертола». Последние два акционера появились в результате сложных процедур консолидации Казанского и Ростовского вертолетных заводов. Сейчас полный контроль над «Оборонпромом» осуществляет непосредственно «Рособоронэкспорт».[24]

Третья подотрасль, в которой государство задумалось о консолидации,— двигателестроение. В августе 2007 года на совещании под руководством президента России В. В. Путина в Санкт-Петербурге было принято решение, которое подразумевает формирование четырёх холдингов — в основном на базе уже имеющихся кооперативных и корпоративных связей.[25]

Первый холдинг создается на базе ММПП «Салют» и технологически связанного с ним Омского машиностроительного завода имени Баранова. Второй объединяет двигателестроительные предприятия, уже входящие в РСК МиГ, главные из которых — заводы имени Климова и Чернышева. Третий включает самарские предприятия во главе с СМТК имени Кузнецова. Четвертый должен интегрировать ОАО «НПО „Сатурн“», Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОАО УМПО) и предприятия пермского моторостроительного комплекса. Основные предприятия первых двух холдингов являются ФГУПами или ОАО со стопроцентной федеральной собственностью, а третьего — ОАО с контрольными пакетами у государства. Поэтому здесь не должно возникнуть ни корпоративных, ни юридических проблем, за исключением, может быть, обычной чиновничьей неразберихи и подковерной борьбы.[26]

С четвёртым холдингом, в который должны войти предприятия, имеющие на сегодня самый большой объём продаж, все сложнее. Определённая логика в их объединении есть. Не случайно именно такой вариант объединения в 2006 году предложила АФК «Система», выкупившая для этого у ВТБ акции предприятий пермского моторного комплекса. Однако формирование холдинга поручено «Рособоронэкспорту», хотя у государства имеются лишь блокирующие пакеты акций основных предприятий, а контрольные принадлежат частникам.[27]

В сентябре 2012 года Минпромторг опубликовал проект государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013—2025 годы. Ее целью поставлено формирование глобально конкурентоспособной авиационной отрасли, в число задач, в частности, входят создание корпораций мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения и продвижение продукции отечественных компаний на внешних рынках.[28]

[править] Вертолётостроение

Российское вертолётостроение с линейками средних и тяжелых вертолетов занимает уникальное нишевое место на мировом рынке. В этом классе конкуренция на рынке носит достаточно ограниченный характер, и Россия обладает здесь отработанными хорошо известными продуктами с выгодными ценовыми характеристиками. Это средние транспортные вертолеты семейства Ми-8/17, тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, боевые вертолеты семейства Ми-24, соосные средние вертолеты Ка-27/28/32. Все эти машины в своей основе были созданы в 1960-е — 1970-е годы, многократно модернизировались. В последнее время в серийное производство пошли боевые вертолёты нового поколения Ми-28 Н и Ка-52.[29]

По итогам 2010 года до 10 % всех производимых в мире вертолётов приходятся на российские вертолёты ОАО «Вертолёты России». Также по результатам работы предприятий холдинга в 2010 году, доля России составляет 14 % вертолетного рынка в стоимостном выражении, а доля российских вертолетов в общем вертолетном парке мира составляет примерно 13 %.[30]

[править] Роль на мировом рынке

Общий объём мирового рынка авиационной продукции в 2011 году оценивался примерно в $257 млрд, из которых на долю российской продукции приходилось около 5,2 %.[31]

На рынке самолетостроения (включая военное), объём которого оценивается примерно в $110 млрд, доля российской продукции составляла 4,8 %, в основном за счёт продаж военной продукции. Рынок авиационных двигателей составил $60,1 млрд, доля России — 2,1 %. Рынок авионики — $21,6 млрд, доля России — 11,2 %. Рынок авиационных систем и агрегатов — $45,3 млрд, доля России — 2,3 %.[32]

Совокупный мировой объём рынка вертолётостроения в 2011 году составил $20,3 млрд, и доля российских производителей составляла на нём 16,3 %, в основном за счёт продаж военных и многоцелевых вертолётов.[33]

[править] Национальный центр авиастроения

Национальный центр авиастроения (НЦА) — это авиастроительный территориально-отраслевой комплекс, создаваемый на территории города Жуковского (Московская область) в рамках президентского указа Путина от 20 февраля 2008 года № 217. НЦА призван обеспечить ускоренное развитие авиапрома России, усилить интеграцию и межотраслевую кооперацию, стимулировать инвестиционную деятельность и предпринимательство, стать движущей силой социально-экономического развития региона.[34]

Для создания НЦА было образовано некоммерческое партнерство, учредителями которого выступили Объединенная авиастроительная корпорация, «Ростехнологии», власти Подмосковья и ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт». В центре, в частности, планируется разместить конструкторские бюро ОАК и транспортно-выставочный комплекс «Россия».[35]

В рамках создания НЦА рядом с наукоградом планируется построить город на 60 тыс. человек. Проект предполагается реализовать на 887 гектарах земли, выкупленных у собственников некоммерческим партнерством НЦА в конце 2011 года. Согласно градостроительной концепции, подготовленной архитектурным бюро John Thompson and Partners, новые территории НЦА будут разбиты на три участка — инновационный комплекс «Жуковский» (в его состав войдут федеральный университет, технопарк и офисы), жилой комплекс и земли под инвестпроекты (около 380 гектаров). Всего будет возведено 3 млн квадратных метров недвижимости, два из которых придется на малоэтажное жилье. Совокупный объём инвестиций в проект оценивается в $4 млрд.[36]

[править] Государственная поддержка отрасли

Динамика государственного финансирования авиастроительной отрасли России в 2001—2010 годах, в млрд рублей
Динамика государственного финансирования авиастроительной отрасли России в 2001—2010 годах, в млрд рублей

В 2001 году совокупные объёмы финансирования российского авиастроения из госбюджета составили около 1,5 млрд руб., то в 2006-м — уже 17,5 млрд. С началом глобального экономического кризиса 2008—2009 годов государственные вливания в отрасль не только не сократились, но, напротив, значительно выросли. В 2009 году размер госдотаций достиг пиковых значений в 128,8 млрд руб., включая 58,4 млрд, выделенных в рамках антикризисного пакета, что позволило отрасли пройти пик кризиса сравнительно безболезненно.[37]

«Общее финансирование [российского авиапрома со стороны] федерального бюджета выросло по отношению к 2004 году в 2008 году более чем в 10 раз, а в 2009 году — более чем в 20 раз с учётом мер антикризисного характера», — сказал Христенко в августе 2009 года. Он рассказал, что выделяемые государством средства направлены прежде в ряд конкретных проектов, в том числе на создание боевого самолета пятого поколения, разработку модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета на базе Ил-76 — проект «476», а также на разработку совместно с Индией многоцелевого транспортного самолета. На капитализацию Объединенной авиастроительной корпорации в 2009 году выделено 6 млрд рублей. Остальные средства в 2009 году направляются на подготовку производства и опытно-конструкторские работы по региональному самолету «Сухой Суперджет-100». Кроме того, в 2009 году развернуто конструирование нового пассажирского самолета МС-51, который планируется создать не позже 2016 года. В 2009 году на эскизное проектирование самолета направлено более 1,5 млрд рублей. Проект предусматривает разработку 16 новых технологий, связанных с созданием так называемого «черного крыла», состоящего из композиционных материалов. Часть средств господдержки идет на подготовку производства «омоложенной версии» пассажирского самолета Ту-204 — Ту-204СМ.[38]

В 2010 году суммарная величина бюджетного финансирования российского авиапрома составила 72 млрд рублей. В том числе на 57 млрд руб. был увеличен уставный капитал ОАК, для чего была проведена дополнительная эмиссия ее акций, выкупленных ВЭБом.[39]

В декабре 2012 года правительством России была утверждена госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Цель программы — создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска. В результате реализации госпрограммы, как ожидается, доля российских производителей авиационной продукции на мировом рынке в денежном выражении к 2025 году составит 3,6 % и 11,9 % в гражданском и военном сегментах соответственно. В том числе, по самолетам эти доли запланированы в 3,2 % и 10,9 %, по вертолетам — 12 % и 16,5 % мирового рынка соответственно.[40]

В июле 2013 года Дмитрий Медведев утвердил план реализации государственной программы по развитию авиационной промышленности на 2013—2015 годы. Этот план является частью госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Согласно плану, в 2013 году на реализацию мер по развитию авиапрома планируется направить из бюджета 78,3 млрд рублей, в 2014 году — 107 млрд рублей, в 2015 году — 124 млрд рублей.[41]

[править] Трудовые ресурсы

В отрасли занято 408 тыс. человек, в том числе на промышленных предприятиях — 308 тыс. человек. Производительность труда на одного работающего — 1272 тыс. рублей в год. ($43.3 тыс.).[42]

Средняя численность на авиастроительных предприятиях России с 2006 по 2010 год сократилась с 350 тыс. до 319 тыс. человек. Средняя заработная плата на авиастроительных предприятиях за период с 2006 по 2010 год увеличилась с 10,7 до 18,7 тыс. рублей.[43]

По данным статистической отчётности, средняя численность по научным организациям авиационной промышленности России с 2006 по 2010 год сократилась с 98,7 тыс. до 94,5 тыс. человек. Средняя заработная плата по научным организациям отрасли с 2006 по 2010 год увеличилась с 13,9 до 26,6 тыс. рублей.[44]

[править] Показатели

В состав авиационной промышленности России сейчас входит около 250 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей. Из них 413 млрд рублей — выручка промышленных предприятий и организаций, 141 млрд рублей — выручка научных организаций, и 54 млрд рублей — выручка прочих предприятий и организаций.[45][46]

В 2003 году в России было произведено 11 гражданских самолётов (в том числе 5 магистральных и региональных самолётов), в 2004 году — 20 (5), в 2005 году — 31 (6), в 2006 году — 21 (9), в 2007 году — 17 (5), в 2008 году — 46 (9), в 2009 году — 40 (11), в 2010 году — 9 (6), в 2011 году — 29 (19).[47]

[править] Ссылки

[править] Sdelanounas

[править] Коммерсантъ

[править] Эксперт

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Триллион в воздух[1]
  2. См. Авиационная промышленность России в 2015 году
  3. См. Авиационная промышленность России в 2015 году
  4. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  5. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  6. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  7. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  8. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  9. Авиационная промышленность // БСЭ, 1969—1978
  10. Как национализируют Россию: авиастроение
  11. Как национализируют Россию: авиастроение
  12. Как национализируют Россию: авиастроение
  13. Как национализируют Россию: авиастроение
  14. Как национализируют Россию: авиастроение
  15. Как национализируют Россию: авиастроение
  16. Как национализируют Россию: авиастроение
  17. Как национализируют Россию: авиастроение
  18. Как национализируют Россию: авиастроение
  19. Как национализируют Россию: авиастроение
  20. Как национализируют Россию: авиастроение
  21. Как национализируют Россию: авиастроение
  22. Как национализируют Россию: авиастроение
  23. Как национализируют Россию: авиастроение
  24. Как национализируют Россию: авиастроение
  25. Как национализируют Россию: авиастроение
  26. Как национализируют Россию: авиастроение
  27. Как национализируют Россию: авиастроение
  28. Неэкспортируемый лизинг
  29. Советских вертолетов хватит еще на четверть века[2]
  30. [3][4]
  31. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  32. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  33. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  34. Официальный сайт Национального центра авиастроения
  35. Рядом с Жуковским появится мини-город для авиаторов
  36. Рядом с Жуковским появится мини-город для авиаторов
  37. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/53/1329/
  38. http://www.newsru.com/finance/10aug2009/avia.html
  39. http://www.bolshoybusiness.ru/archive/53/1329/
  40. На развитие Российского авиапрома потратят более 300 миллиардов рублей
  41. На развитие Российского авиапрома потратят более 300 миллиардов рублей
  42. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  43. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  44. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
  45. Триллион в воздух[5]
  46. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  47. Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности проведения конкурсов и заключения контрактов для государственных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральных целевых программ «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009—2015 годы)», «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»
Авиационная промышленность России
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  СамолётостроениеВертолётостроениеВоенное авиастроениеГражданское авиастроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Машиностроительная продукция в России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Автомобили  ЛегковыеГрузовыеАвтобусы
Телекоммуникационное оборудование  РадиоприёмникиТелевизорыТелефоны (Мобильные, Стационарные)
Машиностроение  Авиационная промышленностьАвтомобильная промышленностьЖелезнодорожное машиностроениеСельскохозяйственное машиностроениеСтанкостроениеСудостроениеЭнергетическое машиностроение
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт


Машиностроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Промышленность России
История  1990-е годы (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Машиностроение  Транспортное машиностроениеАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьСудостроениеЖелезнодорожное машиностроениеЭнергетическое машиностроение (атомное) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Аэрокосмическая промышленностьДвигателестроениеИнвестиционное машиностроениеМоторостроениеЭлектронная промышленностьМикроэлектроникаСтанкостроениеПриборостроениеМеталлургическое машиностроениеХимическое машиностроениеЭлектротехническая промышленностьРадиоэлектроникаИнструментальная промышленностьТяжёлое машиностроениеГорнорудное машиностроениеУгольное машиностроениеРакетно-космическая промышленность
Топливная промышленность  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленностьТорфяная промышленностьСланцевая промышленность
Металлургия  Чёрная металлургияЦветная металлургия (Алюминиевая промышленность) • Горная металлургияСталелитейная промышленность
Добыча полезных ископаемых  Добыча угляДобыча торфаДобыча нефтиДобыча природного газаДобыча уранаДобыча торияДобыча металлических руд
Прочие отрасли  Химическая промышленностьЛесная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаАтомная промышленностьЛесобумажная промышленностьОбрабатывающая промышленностьТяжёлая промышленностьФармацевтическая промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьШинная промышленностьПроизводство автокомплектующихЛёгкая промышленностьПроизводство урана


Статьи
Россия  Место среди стран мираСписок позиций среди стран мираЛидирующие позиции в миреПервое место России среди стран мираРоссия в международных рейтингахВузы России в международных рейтингахНаукаСеверный КавказАнгараПАК ФАКомплектующие и материалы МС-21МинфинМинистерство образования и наукиПрезидентская программа подготовки управленческих кадровРелигии на Северном КавказеТраурные дниНаводненияЛесные пожарыНесчастные случаи на аттракционахСлучаи захватов самолётовБеспризорникиБаженовская свитаРоссийские фильмы — лауреаты Каннского фестиваляЗемельный кодексМФЦ
Экономика России  Валовой национальный доходРасходы на конечное потреблениеОборонно-промышленный комплексВысокотехнологический комплексРыболовствоСтроительство (Жилищное, Автодорожное, Стоимость жилищного строительства, Оконная индустрия) • Канализация (Централизованные системы) • Мобильная связьИнтернетТуризмТорговля (Розничная торговля) • Трудовые ресурсыВаловое накопление основного капиталаОсобые экономические зоныНанотехнологииИнновации (Технологические, Экологические) • Малое предпринимательствоМодернизация экономикиПроизводительность трудаБезработицаОсновные фондыФондоотдачаДоходы населенияЗаработная платаПенсииМинимальный размер оплаты труда и прожиточный минимумБартерКрупнейшие производителиМонополизм (Картельные соглашения) • Жильё (Благоустройство) • ПриватизацияРаздаточная экономикаТехнологическое отставаниеМежрегиональная дифференциация по уровню экономического развитияДоля России на мировом рынкеСписок продукции, производящейся в РоссииСписок проектируемых и строящихся производств в РоссииРынок машин и оборудованияРынок молока и молочных продуктовЛоббизм российских компанийЛьготы, предусмотренные для молодежи и студентовПодземные хранилища природного газаЭкономические рекорды
ВВП России  Структура ВВПСписок регионов России по ВРП на душу населения
Промышленность России  Обрабатывающая промышленность (Конкурентоспособность) • Металлургия (Чёрная, Сталелитейная промышленность, Производство рельсов, Цветная, Алюминиевая промышленность, Цинковая промышленность) • Химическая промышленность (Шинная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Производство полипропилена) • Промышленность стройматериалов (Цементная промышленность) • Производство автокомплектующихЛесная промышленностьЦеллюлозно-бумажная промышленностьЭлектроэнергетикаТепловая энергетикаГидроэнергетикаАтомная энергетикаАтомная промышленностьПроизводство оружейных делящихся материаловДобыча полезных ископаемых (Себестоимость добычи нефти) • Тяжёлая промышленность
Машиностроение России  РакетостроениеАэрокосмическая промышленностьРакетно-космическая промышленностьАвиапром (Самолётостроение, Военное самолётостроение, Гражданское самолётостроение, Вертолётостроение) • Судостроение (Подводное кораблестроение) • Лазерная промышленностьМикроэлектроникаТранспортное машиностроениеЖелезнодорожное машиностроение (Вагоностроение) • Сельскохозяйственное машиностроение (Тракторостроение) • Энергетическое машиностроениеМеталлургическое машиностроениеРадиоэлектроникаАвтопром (Легковое автомобилестроение, Грузовое автомобилестроение, Сборочные производства автомобилей-иномарок, Уровень локализации производимых автомобилей-иномарок, Поставки металлургической продукции для автопрома, Поставки ММК для автопрома) • ТанкостроениеСтанкостроениеПодъёмно-транспортное машиностроениеПриборостроениеТяжёлое машиностроениеНефтяное машиностроениеДвигателестроение
Топливная промышленность России  Нефтяная промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьГазовая промышленностьУгольная промышленность
АПК России  Сельское хозяйствоРастениеводствоЖивотноводствоПищевая промышленностьСахарная промышленность
Транспорт России  Автомобильный транспортЖелезнодорожный транспортРоссийские железные дорогиТрубопроводный транспорт (Нефтепроводный) • Водный транспорт (Морской транспорт) • Воздушный транспортТранзит через РоссиюВосточная Сибирь — Тихий океанСеверный потокСеверный морской путьЛиния метро «Подольск — Раменское»
Финансы в России  Банковская системаФондовый рынокГосударственные финансыГосударственный долг (Внешний долг) • Валютный рынокМеждународный финансовый центрРоссийский рубльИспользование рубля в международных расчётахИспользование рубля в расчётах между странами ЕврАзЭСАнтиинфляционная политикаДолговая политикаВнешний долгГосударственные и муниципальные облигацииБюджетные послания президента РоссииНеплатежи
Налогообложение в России  НалогиУклонение от налоговПодоходный налог с физических лицНалогообложение добычи полезных ископаемых
Инвестиции в России  Инвестиционный климатИнвестиционная политикаИнвестиции в обрабатывающей промышленностиИностранные инвестицииИнвестиции Германии в РоссиюИнвестиции Франции в РоссиюИностранные инвестиции в автомобильной промышленности РоссииИностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении РоссииНациональная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата
Внешнеэкономические отношения России  Внешняя торговляВоенно-техническое сотрудничествоСтроительство Россией атомных электростанций за рубежом (Китай, Иран, Финляндия) • Зарубежная деятельность российских компанийЛиберализация внешней торговлиТаможенный союз ЕврАзЭСОтношения с ВТООтношения с ЕСОтношения с Латинской АмерикойОтношения с АфганистаномОтношения с ГрузиейОтношения с КазахстаномОтношения с Турцией (Торговые отношения) • Отношения с Украиной (Торговые отношения) • Отношения с Центральной АзиейДенежные переводы из РоссииПриток капитала в РоссиюРоссийские инвестиции на УкраинеДеятельность компании Siemens в России
Экспорт из России  Металлургическая продукцияХимическая продукцияУрановая продукцияВысокотехнологическая продукцияПоставки для зарубежных авиастроительных компаний (Airbus, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing, Поставки «ВСМПО-Ависма» для Airbus) • УслугиТранспортные услугиIT-экспортПошлиныТранспортировка экспортируемых товаров (Нефть, Нефтепродукты, Природный газ, Зерно) • Доля России в мировом экспортеКрупнейшие компании-экспортёры
Экспорт энергоносителей из России  Нефть и нефтепродуктыЭкспортные пошлины на мазут в РоссииДоля экспорта в производстве энергоносителей
Экспорт машиностроительной продукции из России  ВооруженияВоенно-морские вооруженияАвиатехникаВоенная авиатехникаГражданская авиатехника
Экспорт пищевой продукции из России  Мясо и мясопродуктыШоколад и шоколадные изделия
Экспорт из России по импортёрам  АзербайджанАргентинаАфрикаБахрейнБелоруссия (Природный газ) • Болгария (Природный газ) • БразилияВеликобритания (Природный газ) • Венгрия (Энергоносители, Природный газ) • Венесуэла (Вооружения) • Вьетнам (Вооружения) • Германия (Природный газ) • Грузия • Дания (Природный газ) • ЕвросоюзИзраильИндия (Вооружения, Самолёты) • Иран (Вооружения) • ИспанияИталияКазахстанКанадаКитай (Энергоносители, Нефть, Вооружения, Пищевая продукция) • КолумбияНидерланды • Польша (Природный газ) • Сирия • Словения (Природный газ) • США (Энергоносители, Ракетные двигатели) • Судан (Вооружения) • ТунисТурция (Природный газ) • Украина (Энергоносители, Природный газ, Машиностроительная продукция, Автомобили, Пищевая продукция) • ФинляндияФранция (Природный газ) • ЧехияШвецияЭстонияЯпония
Импорт в Россию  Доля России в мировом импортеДоля импортной продукции на российском рынкеМашиностроительная продукцияПищевая продукцияДоля импортного продовольствия на российском рынкеМясо и мясопродукты (История) • Молоко и молочные продуктыИмпортозамещениеИмпортозамещение машиностроительной продукцииИмпортозамещение вертолётной техникиИмпортозамещение химической продукцииИмпортозамещение пищевой продукцииИмпортозамещение металлургической продукцииИмпортозамещение продукции из УкраиныАзербайджанБелоруссияБразилияВеликобританияГерманияКанадаКитайЛитваМолдавияПольшаСША • Туркмения (Природный газ) • Украина (Машиностроительная продукция, Грузовые железнодорожные вагоны, Пищевая продукция) • Чили
Экономические реформы в России  Реформа электроэнергетикиРеформа ЖКХПенсионная реформа (с 2002)Реформа железнодорожного транспортаРеформа системы обязательного медицинского страхованияНалоговые реформы
Компании России  ГоскомпанииКомпании-экспортёрыМашиностроительные компанииКомпании ОПКРостехАлмаз-АнтейТ-платформыАмурский судостроительный заводЛуховицкий машиностроительный заводАнгстремСитрониксНПО «Сатурн»GM AutoТрансмашхолдингРостсельмашАвтоВАЗГазпромЛУКойлСУЭКРосатомОбъединённая металлургическая компанияРоссийская венчурная компанияМагнитогорский металлургический комбинатХендэ Мотор Мануфактуринг РусКоломенский заводРоснаноРособоронэкспортВНИИЭФТяжмехпрессГруппа ГАЗОптоганБассольABBYYСевмашЛебедянскийX5 Retail Group N.V.ВСМПО-АвисмаМосковский завод полиметалловКировлес
Товары в России  Алмазы (Экспорт) • Аммиак (Производство) • Бумага (Экспорт) • Древесина (Экспорт) • Лакокрасочная продукция (Рынок) • Минеральные удобрения (Экспорт) • Пиломатериалы (Экспорт) • Целлюлоза (Экспорт) • Шины (Рынок, Экспорт)
Машиностроительная продукция в России  Автобусы (Экспорт) • Автомобили (Рынок, Экспорт, Импорт) • Беспилотники (Производство) • Вертолёты (Рынок, Экспорт) • Военные вертолёты (Экспорт) • Военные самолёты (Экспорт) • Грузовые автомобили (Экспорт) • Истребители (Экспорт) • Легковые автомобили (Импорт) • Лазеры (Экспорт) • Микросхемы (Экспорт) • Самолёты (Экспорт) • Станки (Экспорт, Импорт) • Стиральные машины (Производство, Экспорт) • Суперкомпьютеры (Производство) • Танки (Экспорт) • Телевизоры (Экспорт) • Тракторы (Экспорт)
Энергоносители в России  Бензин (Экспорт) • Дизельное топливо (Экспорт) • Кокс (Экспорт) • Мазут (Экспорт) • Нефтепродукты (Экспорт) • Нефть (Рынок, Добыча, Экспорт, Запасы) • Природный газ (Добыча, Экспорт, Запасы) • Торф (Добыча) • Уголь (Добыча, Экспорт, Запасы) • Электроэнергия (Экспорт, Импорт) • Ядерное топливо (Рынок, Экспорт)
Пищевая продукция в России  Алкоголь (Экспорт, Импорт) • Бананы (Импорт) • Баранина (Рынок) • Водка (Экспорт, Импорт) • Говядина (Производство, Импорт) • Горох (Экспорт) • Зерно (Производство, Экспорт, Импорт) • Картофель (Производство) • Кондитерские изделия (Экспорт) • Кукуруза (Экспорт) • Куриное мясо (Производство) • Мёд (Производство) • Минеральная вода (Экспорт) • Мясо (Производство) • Мясо птицы (Рынок, Производство, Экспорт, Импорт) • Пиво (Экспорт) • Подсолнечник (Производство) • Подсолнечное масло (Экспорт) • Пшеница (Экспорт, Твёрдые сорта) • Растительное масло (Экспорт) • Рис (Экспорт) • Рыба (Экспорт) • Сахар (Рынок, Экспорт, Импорт) • Свинина (Производство, Импорт) • Чай (Импорт) • Яблоки (Рынок) • Ячмень (Экспорт)
Металлургическая продукция в России  Алюминий (Рынок) • Железная руда (Добыча, Экспорт) • Золото (Добыча) • Медь (Рынок) • Никель (Экспорт) • Рельсы (Импорт) • Сталь (Экспорт) • Трубы из чёрных металлов (Экспорт)
Внутренняя политика в России  Государственное устройствоПредседатель правительстваГосдумаПослания президента Федеральному собраниюЧеченский конфликтСписок иностранных наёмников, уничтоженных в Чечне
ЦФО  ЭкономикаВРППромышленностьАгропромышленный комплексТранспортВнешнеэкономические отношенияПриродные ресурсыПродолжительность жизни населения • Белгородская область (Экономика, ВРП, Продолжительность жизни населения, Белгород) • Брянская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Владимирская область (Экономика) • Воронежская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Ивановская область (Экономика, ВРП) • Калужская область (Экономика, Автомобильная промышленность) • Костромская область (Экономика, ВРП) • Курская область (Экономика, Транспорт) • Липецкая область (Экономика, ВРП) • Московская область (Экономика, Промышленность, Машиностроение, Транспорт, Добыча полезных ископаемых, Экспорт, Доходы населения, Природные ресурсы, Экономика Подольска, Экономика Подольского района, Выбросы загрязняющих веществ в Подольске, ИТК-5) • Орловская область (Экономика, ВРП) • Рязанская область (Промышленность) • Смоленская область (Экономика) • Тамбовская область (Экономика, Обрабатывающая промышленность) • Тверская область (Экономика, Деревня Кривоносовка) • Тульская область (Экономика, ВРП, Промышленность) • Ярославская область (Экономика, ВРП, Транспорт, Доходы населения) • Москва (Экономика, ВРП, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Машиностроение, Сельское хозяйство, Шуховская телебашня, Улица Борисовские пруды, дом № 16, корпус 2)
СЗФО  ЭкономикаВРПДобыча полезных ископаемыхАвтопромСельское хозяйство • Карелия (Экономика, ВРП) • Коми (ВРП) • Архангельская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Продолжительность жизни населения) • Вологодская область (Экономика, Сельское хозяйство) • Калининградская область (Экономика, ВРП, Обрабатывающая промышленность, Автомобильная промышленность, Производство электроэнергии) • Ленинградская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт, Продолжительность жизни населения, Порт Приморск) • Мурманская область (Добыча полезных ископаемых) • Новгородская область (Экономика, ВРП) • Псковская область (ВРП) • Санкт-Петербург (Экономика, ВРП, Потребление электроэнергии) • Ненецкий автономный округ (Экономика, ВРП)
ЮФО  ЭкономикаВРП • Адыгея (ВРП) • Калмыкия (Экономика, Продолжительность жизни населения) • Астраханская область (Экономика, ВРП, Машиностроение) • Волгоградская область (Экономика, ВРП, Доходы населения, Трудовые ресурсы) • Ростовская область (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Краснодарский край (Экономика, Промышленность, Добыча полезных ископаемых)
КФО  ПромышленностьЭлектроэнергетикаНефтегазовый комплексСельское хозяйствоТранспортДоходы населения • Крым (Экономика, Растениеводство, Импорт, Доходы населения, Зарплата)
СКФО  ЭкономикаВРП • Дагестан (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Инвестиции) • Ингушетия (Экономика) • Северная Осетия (Экономика, ВРП) • Чечня (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Промышленность, Добыча полезных ископаемых, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Добыча нефти, Доходы населения, Образование) • Ставропольский край (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт)
ПФО  ЭкономикаВРППроизводство вертолётовБашкортостан (Экономика, ВРП, Промышленность, Сельское хозяйство, Строительство, Транспорт, Финансы, Инвестиции, Инновации, Социально-экономическая политика, Образование, Здравоохранение, Население, Президент) • Мордовия (Экономика, ВРП) • Татарстан (Экономика) • Удмуртия (Экономика) • Чувашия (Занятость) • Кировская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Нижегородская область (Экономика, Автомобильная промышленность, Экспорт, Население) • Оренбургская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Пензенская область (Экономика) • Самарская область (Экономика) • Саратовская область (Экономика, ВРП) • Пермский край (Экономика, ВРП) * Ульяновская область (ВРП)
УФО  ЭкономикаВРПДобыча полезных ископаемых • Курганская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Свердловская область (Добыча полезных ископаемых, Екатеринбург) • Тюменская область (Экономика, ВРП, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Финансы, Доходы населения) • Челябинская область (ВРП, Сельское хозяйство, Транспорт) • Ханты-Мансийский автономный округ (Экономика) • Ямало-Ненецкий автономный округ (Новый Уренгой)
СФО  ВРППромышленностьЗанятость • Хакасия (Экономика, Промышленность, Транспорт) • Иркутская область (ВРП, Обрабатывающая промышленность, Занятость) • Кемеровская область (Экономика, ВРП, Добыча полезных ископаемых) • Новосибирская область (Экономика, ВРП, Промышленность, Транспорт) • Омская область (ВРП, Добыча полезных ископаемых, Трудовые ресурсы) • Томская область (Добыча полезных ископаемых) • Алтайский край (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство, Добыча полезных ископаемых, Продолжительность жизни населения) • Забайкальский край (Экономика, ВРП) • Красноярский край (Экономика, ВРП)
ДФО  ЭкономикаВРПСельское хозяйствоЖелезнодорожный переход на Сахалин • Амурская область (Экономика, ВРП) • Сахалинская область (Экономика, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых) • Камчатский край (Экономика) • Приморский край (Экономика, Добыча полезных ископаемых, Доходы населения) • Хабаровский край (Экономика, ВРП) • Чукотский автономный округ (Экономика) • Еврейская автономная область (Экономика, ВРП, Сельское хозяйство) • Чукотский автономный округ (ВРП)
Внешняя политика России  Отношения со странами (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Киргизия, Китай, Словакия, США, Украина, Швейцария, Япония) • Политика России в Центральной Азии и ЗакавказьеСовет Россия-НАТОРоссия и Швейцария
Реформы в России  Дмитрий Медведев и реформыАдминистративные реформыАдминистративная реформа (с 2002)Второй этап административной реформы (с 2006 года)Административная реформа в субъектах федерацииРеформа здравоохраненияСудебные реформыРеформа уголовно-исполнительной системы
Вооружённые силы России  Главное оперативное управление ГенштабаВВСВМФ (Северный флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия)
Население России  Продолжительность жизниСмертностьДемографическая политикаНаселение с высшим образованиемРождаемость
Преступность в России  Иностранная преступностьУбийстваОграбления банковПогибшие в результате преступных посягательствКоррупцияДело Hermitage Capital
Терроризм в России  Теракты в РоссииНациональный антитеррористический комитетВихрь-антитеррор
Терроризм  Исламский джихад — Джамаат моджахедовИсламская партия ТуркестанаИсламское движение Восточного ТуркестанаДжунд аш-ШамОбщество социальных реформКонтртеррористическая операция
Экономика  Экономическое прогнозирование (Бюджетное) • Международный финансовый центрНалоговый менеджментДоходы населенияЭкспортные пошлиныКонференция ООН по торговле и развитиюАТЭСЦены на нефтьКиберсинЭкономические реформы в Китае с 1978 года (1970-е годы, 1980-е годы) • Экономические реформы в странах Восточной ЕвропыМеждународный валютный фондСписок стран по потреблению электроэнергии на душу населенияPetroleos de Venezuela S.A.Kuwait Petroleum CorporationУгольная промышленность ЕвропыСебестоимость добычи сланцевого газаЗатраты-выпускМТК ЕЗКОсакская программа действий
Энергоносители  Сланцевая нефтьСжиженный природный газСланцевый газРасход топлива у самолётовОПЕКМетодики оценки запасов нефтиСланцевый газ в Америке
США  ЭкономикаЖильёУгольная промышленностьСельское хозяйствоЭкспорт природного газаФинансыСланцевый газПрава человекаОтношения с УзбекистаномПротиворакетная оборонаКоррупция
Германия  МашиностроениеУгольная промышленностьЖильёПрава человекаКоррупцияТеракты
Украина  ВВПОбрабатывающая промышленностьАвтомобильная промышленностьАвиационная промышленностьРакетно-космическая промышленностьДоходы населенияБедностьЭкспорт (Пищевая продукция, Машиностроительная продукция, Вооружения, Электроэнергия) • Автомобильный транспорт • Транзит грузов через Украину (Нефть, Газ) • Доля импорта на рынке УкраиныЭлектроэнергияПальмовое маслоВыездной туризм из УкраиныЖильёПриродный газАвтомобильный кабельЗоря-МашпроектКанализация КиеваРеформыКоррупцияКачество продовольствияМиграционная политика УкраиныДискриминация русских на УкраинеАн-132Ан-140Ан-148
Грузия  ЭкономикаВВПМашиностроениеТЭК (Электроэнергетика) • Добыча полезных ископаемыхСельское хозяйствоТранспорт (Трубопроводный, Морской) • Финансы (Налоги, Банковская система, Государственные финансы, Государственный внешний долг) • Производство золотаИнвестицииВнешнеэкономические отношения (Экспорт, Экспорт электроэнергии, Импорт, Импорт пищевой продукции, Денежные переводы в Грузию) • Доходы населения (Заработная плата) • Трудовые ресурсыЗестафонский завод ферросплавовТбилисское авиационное государственное объединениеОбразованиеНаукаГосударственное устройствоГеографияКоррупцияОтношения с СШАОтношения с Францией
Постсоветское пространство  СНГКоллективные силы по поддержанию мира в СНГОбъём производства в обрабатывающей промышленности России, Украины и БелоруссииПокупательная способность средней зарплаты в России и УкраинеСписок продукции, потребляемой в России, Украине и БелоруссииРусские в Центральной Азии и ЗакавказьеГрузино-абхазский конфликтГрузино-осетинский конфликтЗакавказьеНагорный КарабахЭкономика ПрибалтикиТранспорт ПрибалтикиВопрос об оккупации стран Прибалтики Советским СоюзомРоль МВФ в экономическом развитии стран бывшего СССР
Страны  Абхазия (Экономика, Промышленность) • Австралия (Угольная промышленность) • Азербайджан (Экономика) • Албания • Армения (Внешняя торговля) • Афганистан • Белоруссия (Экономика, Сельское хозяйство, Доходы населения, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Импорт, Транзит природного газа, Место в международных рейтингах) • Бразилия (Экономика) • Великобритания (Коррупция, Права человека) • Гондурас (Экономика) • Индия (Угольная промышленность, Доходы населения) • Иран • Ирландия (Доходы населения) • Исландия (Экономика) • Казахстан (Машиностроение, Внешнеэкономические отношения, Внешняя торговля) • Канада (Угольная промышленность, Жильё, Права человека, Коррупция) • Катар (Катар, Экспорт природного газа) • Китай (Экономика, Угольная промышленность, Финансы, Внешняя торговля, Экспорт, Либерализация цен, Коррупция) • Латвия (Экономика, Внешняя торговля, Лица без гражданства) • КНДР (Экономика) • Ливия • Литва (Экономика, Вооружённые силы) • Мексика (Экспорт, Импорт) • Монголия (Метро Улан-Батора) • Нидерланды (Экономика, Коррупция) • Никарагуа • Пакистан (Теракты) • Польша (Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Автомобильная промышленность, Угольная промышленность, Экспорт) • Саудовская Аравия (Экономика) • Финляндия (Жильё, Права человека) • Франция (Коррупция) • Швейцария (Экономика) • Швеция (Права человека) • Эстония (Экономика, Транзит, Теневая экономика, Вооружённые силы) • ЮАР (Экономика, Угольная промышленность) • Южная Корея (Экономика, Коррупция) • Южная Осетия (Экономика) • Япония (Промышленность, Машиностроение, Внешняя торговля, Коррупция, Прокуратура)
Персоналии  Дмитрий МедведевАлексей КудринВладимир КасатоновЕвгений РыбинСергей ГорьковУвайс МагомадовТамерлан ХасаевЮсуф КрымшамхаловЗаур АкавовАрасул ХубиевЛечи ИсламовМихаил КоданёвТони БлэрВладимир ЭренбургСергей ОганесянМарио БлюменфельдИльяз МуслимовИгорь СтрелковСергей КарнауховВалерий МальцевДмитрий ГололобовМирей МатьеДенис НикандровБорис Ломакин
В. В. Путин  Путин и российские реформыПрезидентствоТретий президентский срокПрезидентские указыСоциально-экономическая политика • Путин и экономика России (Промышленность, Автопром, ТЭК, АПК, ЖКХ, Налогообложение, Доходы населения, Госкомпании, Формирование МФЦ) • Путин и демографическая политика в РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и транспортПутин и судебная система РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и внешняя политика РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и образование в РоссииПутин и регионы РоссииРоссия во время президентства ПутинаОценки деятельности
Право  Международный розыскМеждународные трибуналыЗакрытые судебные заседанияПравовой режим Каспийского моря
Международные отношения  Дипломатические отношенияШанхайская организация сотрудничестваАСЕАНБольшая восьмёркаПолитика Китая в Центральной АзииПолитика НАТО в Центральной Азии и Закавказье
Прочее  GRICSФутбольный трансферНанотехнологииЛев ЩаранскийКреативная партия свободы совестиМежнациональные конфликтыКаспийское мореКоррупцияОтложенные неисправности в самолётахДискриминация русскихИсламский экстремизмСпуск с орбиты космических аппаратовКаспийский регионВыход в открытый космосИндекс восприятия коррупцииОтветственность родителей за оставление детей без присмотраНезаконное вооружённое формированиеПрава человека в ЕвросоюзеТермины Counter-StrikeУглеводы
Личные инструменты