Экономические реформы в Китае в 1970-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Периоды

[править] 1978 год

18 декабря 1978 года в Пекине прошёл III пленум ЦК КПК 11-го созыва, на котором было отмечено, что экономика страны более десяти лет топталась на месте или «терпела регресс», в результате чего в жизни городского населения и крестьян накопилось множество проблем, которые «ждут своего надлежащего разрешения».[1][2][3]

Главный вывод пленума ЦК — партия начиная с 1979 года должна уделять основное внимание социалистической модернизации. Решения пленума по данному вопросу заключались в следующем:[4]

  1. важным недостатком современной хозяйственно-управленческой системы является чрезмерная централизация власти. Поэтому необходимо, чтобы руководство смело передало её низовым организациям, с тем чтобы местные органы власти и сельскохозяйственные и промышленные организации в пределах единого плана получили бόльшую независимость в управлении и ведении хозяйства;
  2. нужно сократить административные аппараты управления экономикой всех уровней и передать бόльшую часть их прав специализированным предприятиям и совместным обществам;
  3. необходимо действовать по законам рынка, придавая большое значение функции закона стоимости, объединять идеологическую и политическую работу с экономическими средствами, полностью мобилизовать производственную активность кадровиков и рабочих;
  4. необходимо также под централизованным руководством партии разобраться с явлением разделения властей, то есть неразграниченности партии, правительства и предприятий, когда партия заменяет правительство, а правительство — руководство предприятий, разделить обязанности по уровням, осуществить разделение труда, расширить компетенцию и обязанности управленческих организаций и управленцев, уменьшить количество собраний и официальных бумаг, повышать производительность труда, добросовестно осуществлять систему проверок, награждения и наказания, повышения и понижения по службе и т. д. Только так можно полностью использовать инициативу, активность и творческие способности центральных и местных органов управления, руководства предприятий и трудящихся. Благодаря этому все отрасли и сегменты экономики начнут бурно развиваться.

С 1978 года реформа государственных предприятий стала центральным звеном реформы экономической системы.[5]

В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению.[6]

В 1978 года в госбюджете Китая была введена новая статья расходов — «ценовые субсидии», предназначенные для борьбы с инфляцией, поддержки сравнительно высокого уровня расходов на развитие науки и техники, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры.[7]

[править] 1979 год

В 1979 году Дэн Сяопин выдвинул идею о том, что при социализме можно строить рыночную экономику.[8]

На состоявшемся в апреле 1979 года рабочем совещании ЦК Ли Сяньнянь, комментируя вопрос реформы системы экономического управления, указал на то, что «во всей нашей экономике главной является плановая экономика, но мы большое внимание уделяем вспомогательной функции рыночного регулирования», после чего фраза «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование — вспомогательным» стала официальной формулировкой и основным направлением в среде теоретиков экономической реформы.[9]

В апреле 1979 года на рабочем совещании ЦК КПК представитель комитета партии провинции Гуандун заявил о своём желании, чтобы ЦК передал права низовым организациям, дав провинции Гуандун достаточно большие права на самоуправление и свободу действий и позволив городам Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу, соседствующим с Гонконгом и Макао, создать районы обработки товаров на экспорт, и тем самым оживив экономику прибрежного района. Выслушав доклад, Дэн Сяопин отметил, что можно выделить часть земли, назвав её специальной экономической зоной (СЭЗ). В соответствии с инициативой Дэн Сяопина, ЦК обязал провинции Гуандун и Фуцзянь составить обоснование по вопросу осуществления данными провинциями особой политики и гибких мер по созданию СЭЗ и представить конкретный проект на рассмотрение ЦК. После этого провинции Гуандун и Фуцзянь представили докладные в ЦК. В докладных были указаны конкретные условия к осуществления особой политики создания СЭЗ. Эти условия состояли в следующем: 1) обе провинции берут на себя нормативные обязательства по финансам; 2) по отношению к материальным ресурсам и торговле необходимо использовать рыночное регулирование при наличии руководящей роли государственного планирования; 3) полномочия местных властей по планированию, установлению цен и заработной платы, управлению предприятиями, а также ведение внешнеэкономической деятельности должны быть расширены; 4) сначала должны быть созданы СЭЗ, занимающиеся экспортом в городах Шэньчжэнь и Чжухай, а когда будет приобретён опыт, можно будет решать вопрос о создании таких зон в городах Шаньтоу и Сямэнь. 15 июля 1979 года ЦК КПК и Госсовет одобрили докладные обоих провинций, было принято официальное решение об осуществлении особой политики и гибких мер в отношении внешнеэкономической деятельности данных двух провинций и создании особых экспортных районов.[10]

В апреле 1979 года, как было определено в утверждённой Госсоветом «Краткой записи совещания директоров филиалов Народного банка, расположенных по всей стране», был введён новый метод контроля банковского кредитного капитала, заключавшийся в «едином планировании, управлении по ступеням, сцеплении вкладов и кредитов и контроля сальдо». Согласно этому методу, главное отделение Народного банка в соответствии с утвержденным государством планом кредитования утверждает ежегодный баланс кредитных приходов и расходов филиалов банка во всех провинциях, городах и автономных районах, этим балансом контролировались местные отраслевые банки в соответствии с утверждённым по плану «балансом вкладов и кредитов».[11]

В мае 1979 года 6 различных органов, включая Государственную экономическую комиссию и Министерство финансов, выбрали в Пекине, Тяньзине и Шанхае 8 предприятий, в том числе столичную металлургическую фирму, для проведения попытки расширения прав предприятий и распространения опыта провинции Сычуань.[12]

В июле 1979 года Госсовет выпустил ряд важных документов, включая «Некоторые распоряжения о расширении прав государственных предприятий на самостоятельное управление и ведение хозяйства».[13]

В ноябре 1979 года Дэн Сяопин, встречаясь с вице-президентом редколлегии американского издательства энциклопедии «Britannica», заявил: «Если сказать, что рыночная экономика существует только в капиталистическом обществе, это, конечно же, будет неверно. Почему в социалистическом обществе нельзя создать рыночную экономику? Это нельзя назвать капитализмом».[14]

В первом сводном проекте преобразований (3 декабря 1979 года) было подчёркнуто, что осуществление реформ требует не только большой решимости, но и тщательной подготовки, поэтапности, последовательности, отказа от поспешных шагов.[15]

В 1979 году государством было принято распоряжение о том, что при гарантии выполнения заказа металлургическим предприятиям разрешалось самостоятельно продавать часть проката.[16]

Реформирование банковской системы в Китае началось в 1979 году с восстановления Аграрного банка, специализировавшегося на принятии депозитов и выдаче кредитов сельскому населению с целью содействия развитию частных фермерских хозяйств.[17]

Начиная с 1979 года Народный банк Китая начал отделять свои «коммерческие» операции, поручая их выполнение отраслевым банкам.[18]

С 1979 года в китайских сёлах началась реформа экономической системы, основным содержанием которой была система семейного подряда.[19]

[править] Примечания

  1. Роль экономических реформ в решении социальных проблем в КНР
  2. Экономические реформы в Китае
  3. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  4. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  5. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  6. Экономические реформы в Китае
  7. Экономические реформы в Китае
  8. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  9. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  10. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  11. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  12. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  13. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  14. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  15. Экономические реформы в Китае
  16. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  17. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  18. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
  19. Ковалёв М. М., Дин Жуджунь Китайские экономические реформы: опыт, возможности применения в Беларуси
Экономические реформы в Китае в XX-XXI веках
1900-е годы  1901 год1902 год1903 год1904 год1905 год1906 год1907 год1908 год1909 год
1910-е годы  1910 год1911 год1912 год1913 год1914 год1915 год1916 год1917 год1918 год1919 год
1920-е годы  1920 год1921 год1922 год1923 год1924 год1925 год1926 год1927 год1928 год1929 год
1930-е годы  1930 год1931 год1932 год1933 год1934 год1935 год1936 год1937 год1938 год1939 год
1940-е годы  1940 год1941 год1942 год1943 год1944 год1945 год1946 год1947 год1948 год1949 год
1950-е годы  1950 год1951 год1952 год1953 год1954 год1955 год1956 год1957 год1958 год1959 год
1960-е годы  1960 год1961 год1962 год1963 год1964 год1965 год1966 год1967 год1968 год1969 год
1970-е годы  1970 год1971 год1972 год1973 год1974 год1975 год1976 год1977 год1978 год1979 год
1980-е годы  1980 год1981 год1982 год1983 год1984 год1985 год1986 год1987 год1988 год1989 год
1990-е годы  1990 год1991 год1992 год1993 год1994 год1995 год1996 год1997 год1998 год1999 год
2000-е годы  2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год
2010-е годы  2010 год2011 год2012 год2013 год2014 год2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
Темы  Реформы с 1978 годаЛиберализация цен
Личные инструменты