Экспорт нефти и нефтепродуктов из России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Динамика суммарного экспорта нефти и нефтепродуктов из России в 1994—2010 годах, в млн тонн и $млрд
Динамика суммарного экспорта нефти и нефтепродуктов из России в 1994—2010 годах, в млн тонн и $млрд

Экспорт нефти и нефтепродуктов — одна из главных статей российского экспорта энергоносителей.

В 2013 году из России было экспортировано 388 млн тонн нефти и нефтепродуктов на общую сумму $283 млрд. В страны дальнего зарубежья было направлено 90 % физического объёма экспорта, в страны СНГ — 10 %.[1][2]

В 2023 году Россия экспортировала 7,5 млн баррелей в сутки нефти и нефтепродуктов (4,9 млн б/с и 2,6 млн б/с соответственно), что соответствует уровню 2022 года и на 300 тыс. б/с больше, чем в 2021 году. При этом небольшое снижение экспорта нефти (на 100 тыс. б/с) в 2023 году компенсировано эквивалентным ростом поставок нефтепродуктов (в основном мазута).[3]

Содержание

[править] История

Доля выручки от поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж в общем объёме экспорта России возросла с 35 % в 2000 году до 52 % в 2010 году. В 2011 году отмечалось, что в результате роста международных цен и увеличения объёмов поставок за последние десять лет экспортная выручка российских нефтяных компаний увеличилась почти в шесть раз, свыше 90 % поступлений приходится на дальнее зарубежье.[4]

В 2000—2010 годах физический объём экспорта российской нефти вырос более чем в 1,7 раза с 144 до 240—260 млн тонн в год. Быстрыми темпами возрастал экспорт нефтепродуктов, увеличившись более чем в 2 раза — с 62 до 133 млн тонн, что стало результатом фискальной политики, когда при опережающем увеличении таможенной пошлины на сырую нефть были введены понижающие коэффициенты для нефтепродуктов, особенно для тёмных.[5]

В 2013 году Россия поставила абсолютный рекорд по физическому объёму экспорта нефти и нефтепродуктов.[6][7]

В 2022 году экспорт нефти и нефтепродуктов из России вырос на 4 % до 7,8 млн барр./сутки. Основной прирост пришёлся на нефть, экспорт нефтепродуктов остался на прежнем уровне.[8]

[править] Виды продукции

[править] Нефть

Основная статья: Экспорт нефти из России

В 2011 году Россия экспортировала 219 млн тонн нефти общей стоимостью $172 млрд.[9] Снижение экспорта нефти вызвано рядом причин, одна из которых — рост внутренней переработки. Объём нефтяного сырья, направленного на переработку в России в 2011 году, вырос на 3,4 % (на 8,4 млн тонн) — до 257 млн тонн.[10]

Большая часть российского экспорта нефти поставляется в дальнее зарубежье. Так, в 2009 году в страны дальнего зарубежья из России было поставлено 212 млн тонн, что составило 86,1 % совокупного экспорта нефти из России за тот год. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.[11]

В организационной структуре экспорта нефти из России через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объёме экспорта нефти составила в 2009 году около 27,9 % (48,4 млн тонн), ТНК-ВР — 19,5 % (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» — 15,6 % (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ — 14,3 % (24,9 млн тонн). На эти 4 компании приходится более 77 % суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10 % (14 — 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 году в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.[12]

[править] Нефтепродукты

Динамика экспорта нефтепродуктов из России (суммарного, в страны вне СНГ, в страны СНГ) в 1994—2010 годах, в млн тонн.
Динамика экспорта нефтепродуктов из России (суммарного, в страны вне СНГ, в страны СНГ) в 1994—2010 годах, в млн тонн.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г. вырос на 8,9 % и составил 131,3 млн тонн. Доля мазута в общей структуре экспортных поставок возросла с 53 до 55 % (до 72 млн тонн). Доля дизельного топлива осталась практически неизменной, при увеличении физических объемов — 3 млн тонн. Экспорт автомобильного бензина сократился на 34 % — до 3 млн тонн.[13]

В середине 2011 года отмечалось, что в структуре экспорта нефтепродуктов из России преобладают средние и тяжёлые дистилляты — мазут и дизельное топливо, предназначенные для дальнейшей переработки в странах-реципиентах, в результате средние цены корзины экспортируемых нефтепродуктов не превышают цены сырой нефти.[14][15] Массированные инвестиции в модернизацию нефтепереработки, производящиеся в России в последние годы, приводят к постепенному повышению качества экспортируемого топлива.[16]

Около 90 % экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7 %, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4 % (с 7,79 до 5,18 млн тонн).[17]

В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.[18]

Свыше 90 % (2010 г. — 115 млн тонн) всего экспорта нефтепродуктов из России направляется на Атлантический рынок и менее 10 % (11,8 млн тонн) — на Тихоокеанский рынок, что обусловлено, прежде всего, ограниченностью перерабатывающих мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, их удаленностью от традиционных центров добычи нефти.[19]

[править] Компании

[править] Газпром нефть

«Газпром нефть» поставляет нефть на экспорт в дальнее зарубежье и страны СНГ. Поставки нефти в дальнее зарубежье и экспорт нефтепродуктов осуществляются через трейдера — дочернюю компанию Gazprom Neft Trading GmbH. Офис компании расположен в Вене (Австрия).[20]

Главными направлениями отгрузки нефти на экспорт в дальнее зарубежье являются морские порты Новороссийск, Туапсе на Черном море и порт Приморск на Балтийском море, а также Чехия и Германия по трубопроводу «Дружба».[21]

Экспорт нефтепродуктов группы «Газпром нефть» в 2011 году вырос на 1,3 % по сравнению с 2010 годом — до 15,1 млн тонн.[22]

Объём реализации нефти на экспорт в 2011 году составил в абсолютном выражении 13,1 млн тонн. Этот показатель снизился по сравнению с предыдущим годом в связи с ростом объема переработки нефти на НПЗ компании в 2011 году. В страны СНГ в 2011 году было поставлено 2,99 млн тонн нефти.[23]

«Газпром нефть» является одной из немногих российских нефтяных компаний, которая производит и с успехом реализует на зарубежных рынках дизельное топливо европейского качества (марка EN 590). Gazprom Neft Trading GmbH реализует основные объемы EN 590 во Франции, Германии и Великобритании. Кроме того, на экспорт идут мазут, нафта, бензин и другие нефтепродукты.[24]

[править] ТНК-BP

ТНК-BP в I квартале 2012 года сократила экспорт нефти на 1,6 % по сравнению с показателем в I квартале 2011 года до 62 млн баррелей. При этом выручка от экспорта нефти увеличилась на 18 % до $7,12 млрд. В страны дальнего зарубежья ТНК-BP поставила 60 млн баррелей нефти (рост на 9 %), в страны СНГ поставки нефти сократились в 4 раза до 2 млн баррелей.[25]

Экспорт нефтепродуктов ТНК-BP сократился в I квартале 2012 года на 6,5 % до 43 млн баррелей. В страны дальнего зарубежья поставлено 35 млн баррелей (сокращение на 14,6 %), в страны СНГ — 8 млн баррелей (рост на 60 %). Выручка от экспорта нефтепродуктов увеличилась на 5,7 % до $4,74 млрд.[26]

[править] Экспортные пошлины

6 сентября 1999 года Путин на встрече с руководителями ведущих нефтяных компаний и руководством РАО «Газпром» рекомендовал в течение недели рассмотреть вопрос о размере увеличения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.[27]

В марте 2000 года Путин заявил о необходимости привязки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к мировым ценам на нефть.[28]

С 2005 по 2010 год существовал налоговый режим с соотношением вывозной пошлины на светлые нефтепродукты и нефть на уровне около 70 % и с аналогичным соотношением для мазута на уровне 40 %, что создавало мощные стимулы для расширения производства продуктов нефтепереработки при одновременной консервации технического уровня отрасли. Существовавшая по факту система стимулирования производства и экспорта мазута не позволила повысить глубину переработки нефти, которая на протяжении всего десятилетия составляла около 70 %. Это идет вразрез с тенденциями развития мировой нефтепереработки, где за последние тридцать лет этот показатель вырос до 85 % в Европе и до 96 % — в США. У экспертов-макроэкономистов такая система получила название «стимулирование создания отрицательной добавленной стоимости в нефтепереработке», поскольку экспортная цена набора нефтепродуктов, экспортируемого Россией, устойчиво оказывалась ниже (за счет большой доли мазута) экспортной цены нефти.[29]

В конце августа 2011 года Путин подписал постановление правительства № 716, устанавливающее новый порядок расчёта вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Постановление было принято в рамках введения так называемой схемы «60-66», призванной стимулировать развитие нефтеперерабатывающей отрасли и увеличивать глубину нефтепереработки. Согласно этой схеме, с 1 октября 2011 года были повышены пошлины на экспорт тёмных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7 % от пошлины на нефть до 66 %. При этом экспортная пошлина на сырую нефть по схеме 60—66 была снижена, чтобы компенсировать нефтяным компаниям затраты, которые возникнут у них в связи с повышением пошлин на нефтепродукты. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65 % от разницы между этой ценой и $182 за 1 тонну ($25 за 1 баррель — цена, принятая за основную)», теперь в формуле фигурируют 60 % от разницы цен. Согласно постановлению № 716, с 1 января 2015 года пошлина на тёмные нефтепродукты увеличится до 100 % от пошлины на сырую нефть, пошлина на светлые не изменится.[30][31][32][33]

После введения режима «60-66» соотношение эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов заметно изменилось в том направлении, как задумывали авторы реформы. При этом резкое снижение эффективности экспорта мазута случилось в начале 2012 года, а начиная с IV квартала 2011 года «экспортный набор» нефтепродуктов стал приносить меньшую прибыль, чем экспорт сырой нефти.[34]

[править] Транспортировка

Нефть и нефтепродукты поставляются на экспорт из России по магистральным нефтепроводам и через нефтеэкспортные порты: Приморск, Усть-Луга (оба — Ленинградская область), Новороссийск, Туапсе (оба — Краснодарский край) и Козьмино (Приморский край).[35]

24 июля 2007 года министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что Россия перестанет использовать иностранные порты для экспорта энергоносителей. «Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и из нее грузы через свои порты. Но стратегические грузы, в частности энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы», сказал Левитин. В министерстве транспорта пояснили, что под «стратегическими грузами» Левитин имел в виду только нефть и нефтепродукты. Причина отказа от транзита стратегических грузов через порты Украины и Прибалтики — «возвращение перевалки внешнеторговых грузов через российские порты, которая была потеряна после распада Советского Союза».[36]

В середине 2007 года отмечалось, что на перевалке каждой тонны обработанной нефти и нефтепродуктов украинский порт получает около $2,5. При отказе России от этой практики его убытки могут составить около $16,8 млн. Стоимость перевалки нефтепродуктов в прибалтийских портах составляет $4 за тонну, и общий объём потерь стран Прибалтики от прекращения поставок из России превысит $95,2 млн. Столько же потеряют балтийские железнодорожные компании.[37]

В 2011 году отмечалось, что за последние 10 лет одной из основных особенностей экспортной политики России в области поставок нефти и нефтепродуктов стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Прибалтики и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба». Были полностью прекращены поставки жидких углеводородов за рубеж через порты — Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва). В 2005—2010 гг. сократился экспорт сырья по нефтепроводной системе «Дружба» — с 70 млн тонн до 53 млн тонн. В 2010 г. в три раза сократился объем перевалки через порт Южный (Украина), а в 2011 г. поставки российской нефти через этот порт не велись.[38]

В 2011 году отмечалось, что за последние 10 лет был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит, прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платёжеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).[39]

Нарастить экспорт нефти в Европу, минуя транзитные страны, позволил ввод в эксплуатацию первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-1), включающей нефтепровод «Ярославль — Приморск» и перевалочный комплекс в морском порту Приморска. Поставки нефти были начаты в 2001 г., а в 2007 г. система вышла на проектную мощность 70 млн тонн. В 2011 г. введена в эксплуатацию вторая очередь БТС (БТС-2). В систему входит нефтепровод «Унеча — Усть-Луга» и спецморнефтепорт в Усть-Луге, что позволило дополнительно нарастить объемы поставок на 40 млн тонн.[40]

[править] Импортёры

По итогам 2023 года Россия нарастила долю экспорта нефти в дружественные страны до 86 %, нефтепродуктов — до 84 %.[41]

В 2023 году основными импортёрами нефти и нефтепродуктов из России были Китай (2,3 млн баррелей в день), Индия (1,9 млн), Турция (0,7 млн) и Евросоюз (0,6 млн).[42]

[править] Азиатско-Тихоокеанский регион

В 2023 году основными покупателями российской нефти стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2023 году в страны АТР было поставлено более 80 % российской нефти и более 35 % нефтепродуктов.[43]

[править] Ссылки

[править] Рунет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
  2. Экспорт Российской Федерации нефтепродуктов за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
  3. [1]
  4. [2][3]
  5. [4][5]
  6. Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
  7. Экспорт Российской Федерации нефтепродуктов за 2000—2013 годы (по данным ФТС России и Росстата)
  8. [6]
  9. РФ в 2011 г снизила экспорт нефти в дальнее зарубежье на 4,3 %[7]
  10. Нефтепорты вылетели в трубу[8]
  11. [9][10]
  12. [11][12]
  13. [13][14]
  14. [15][16]
  15. [17][18]
  16. Замедление экономического роста в России приводит к увеличению потока дизельного топлива в Европу, а это может привести к новому витку закрытия нефтеперерабатывающих заводов
  17. [19][20]
  18. [21][22]
  19. [23][24]
  20. Экспорт нефти и нефтепродуктов[25]
  21. Экспорт нефти и нефтепродуктов[26]
  22. Экспорт нефти и нефтепродуктов[27]
  23. Экспорт нефти и нефтепродуктов[28]
  24. Экспорт нефти и нефтепродуктов[29]
  25. ТНК-ВР сократила экспорт нефти и нефтепродуктов
  26. ТНК-ВР сократила экспорт нефти и нефтепродуктов
  27. [30]
  28. http://www.kommersant.ru/doc-rss/1639372
  29. Нефтяников могут ждать новые перемены[31]
  30. Принуждение к крекингу[32]
  31. Бюджет подогреется мазутом
  32. Оценка налогообложения по системе «60-66»
  33. Экономисты предлагают ликвидировать в России нефтепереработку
  34. Нефтяников могут ждать новые перемены[33]
  35. [34]
  36. Россия отказывается от экспорта нефти и нефтепродуктов через украинские порты
  37. Россия отказывается от экспорта нефти и нефтепродуктов через украинские порты
  38. [35][36]
  39. [37][38]
  40. [39][40]
  41. [41]
  42. [42]
  43. [43]
  44. Объёмы экспорта нефти и нефтепродуктов из России
Экспорт энергоносителей из России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Нефть и нефтепродукты  НефтьНефтепродукты (Бензин, Дизельное топливо, Керосин, Мазут)
Прочие энергоносители  Природный газУгольЭлектроэнергияЯдерное топливоКоксТопливные пеллетыТорфСланцы
Экспортные пошлины  НефтьНефтепродукты (Бензин) • 60-66
Компании-экспортёры нефти  РоснефтьЛУКойлБашнефтьТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьГазпром нефть
Компании-экспортёры нефтепродуктов  РоснефтьТНК-BPСургутнефтегазГазпром нефтьБашнефть
Компании-экспортёры угля  СУЭККузбассразрезуголь
Транспортировка экспортируемых энергоносителей  НефтьНефтепродуктыПриродный газУгольЭлектроэнергия
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экспорт из России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Энергоносители  Нефть и нефтепродуктыПриродный газУгольЭлектроэнергияЯдерное топливоКоксТопливные пеллетыСланцыТорф
Пища  ЗерноМясо и мясопродуктыРастительное масло
Химическая продукция  Азотная кислотаАммиакБензолЗубная пастаКарбид кальцияКарбонатыЛакокрасочные материалыЛекарственные средстваМетанолМинеральные удобрения (Азотные, Калийные, Смешанные) • Моющие средстваМылоПластификаторыПластмассыПолипропиленПолиэтиленСерная кислотаСернокислый натрийСераСиликатыСинтетические красителиСинтетический каучукСинтетические смолыСодаСтиролУглеродФенолЭтилен
Металлургическая продукция  Алюминиевый прокатАлюминийБронзовый прокатВольфрамЖелезная рудаЗолотоКобальтМагнийМедный прокатМедьМеталлокордНикелевый прокатНикельОловоПлатинаСвинецСвинцовый прокатСтальСтальной прокатТрубы из чёрных металлов (Стальные трубы) • ТитанФерросплавы (Ферромарганец) • ЦинкЦинковый прокатЧугун
Машиностроительная продукция  Вооружения (Авиатехника, Военно-морские вооружения) • Авиационная техника (Вертолёты, Самолёты) • Железнодорожный подвижной составАвтомобили
Целлюлозно-бумажная продукция  БумагаКартонОбоиЦеллюлоза
Продукция деревообработки  Дверные блокиДревесноволокнистые плитыДревесностружечные плитыОконные блокиПиломатериалыФанера
Стройматериалы  Керамическая плиткаКирпичОконное стеклоЦементЦементно-стружечные плитыЧерепицаШифер
Продукция лёгкой промышленности  БлузкиБрюкиКовры и ковровые изделияКостюмыКурткиОбувьПалаткиПальтоПапкиПлатьяПортфелиРюкзакиСумкиТканиТрикотажные изделияЧулочно-носочные изделияШвейные изделияЮбки
Мебель  ДиваныДиваны-кроватиКреслаКроватиМатрасыСтолыСтульяШкафы
Прочие товары  АлмазыДревесинаЛинолеумЛыжиПластмассовые изделияПолиэтиленовые трубыТабачные изделия (Сигареты) • УдобренияУрановая продукцияШины (Для легковых автомобилей, Для грузовых автомобилей)
Услуги  ГосударственныеКомпьютерные и информационныеПоездкиСтраховыеСтроительныеТранспортные (Водный транспорт, Воздушный транспорт) • Услуги в сфере культуры и отдыхаУслуги связиФинансовые
Экспортные пошлины  НефтьНефтепродукты (Бензин) • 60-66ДревесинаМедьНикельЗерноМинеральные удобренияЧёрные металлы
Транспортировка экспортируемых из России товаров  НефтьНефтепродуктыПриродный газУгольЗерноУдобренияАвтомобилиЭлектроэнергияЖелезная рудаДревесинаПиломатериалыАммиакАлмазы
Экспортные морские порты  Большой порт Санкт-ПетербургВысоцкДудинкаКозьминоНовороссийскПриморскУсть-Луга
Экспортные трубопроводы  Балтийская трубопроводная система-IIВосточная Сибирь — Тихий океанГолубой потокДружбаУренгой — Помары — УжгородЯмал — ЕвропаТурецкий потокСила Сибири
Крупнейшие компании-экспортёры  ЭлектроэнергияВоенная авиацияНефтьПриродный газВооруженияУгольКоксующийся угольЭнергетический угольЛегковые автомобилиПиво
Компании-экспортёры нефти  РоснефтьЛУКойлБашнефтьТНК-BPСургутнефтегазТатнефтьРусснефтьГазпром нефть
Компании-экспортёры нефтепродуктов  РоснефтьТНК-BPСургутнефтегазГазпром нефтьБашнефть
Компании-экспортёры угля  СУЭККузбассразрезуголь
Компании-экспортёры автомобилей  АвтоВАЗГруппа ГАЗКамАЗ
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Российские поставки для зарубежных авиастроительных компаний  Поставки «ВСМПО-Ависма»Поставки Каменск-Уральского металлургического заводаПоставки для AirbusПоставки «ВСМПО-Ависма» для AirbusПоставки «ВСМПО-Ависма» для BoeingПоставки «ВСМПО-Ависма» для BombardierПоставки «ВСМПО-Ависма» для EmbraerПоставки «Иркута» для Airbus
Доля экспорта в производстве в России  ЭнергоносителиМашиностроительная продукцияМеталлургическая продукцияХимическая продукцияПродовольствие
Темы  Ненефтегазовый экспорт товаровКвазиэффективный экспортЭкспорт в СНГВладимир Путин и экспорт из РоссииДоля России в мировом экспортеСтруктура экспорта товаров
Личные инструменты