Ан-132
Материал из Documentation.
Ан-132 — лёгкий транспортный самолёт. Является модернизованной версией самолёта Ан-32. Разрабатывался компанией «Антонов».[1][2]
Содержание |
[править] Характеристики
Ан-132 — модификация созданного ещё в советское время самолёта Ан-32. При этом сам Ан-32 — это развитие Ан-26, который является грузовой модификацией пассажирского ветерана Ан-24, что взлетел ещё в 1959 году. Чтобы самолёт, созданный по технологиям 1950-х, получил новую жизнь, планируют полностью поменять носовую часть фюзеляжа (до грузовой кабины), внедрить т. н. «стеклянную кабину», цифровую авионику и англо-канадскую силовую установку с моторами Pratt & Whitney Canada PW-150 и винтами Dowty Rotol, что повлечёт за собой замену электросистем и монтажей, воздушных систем и ряда других.[3] Нечто похожее 20 лет назад сделал Китай, создав самолёт MA-60 на базе Ан-24.[4]
Самолёт может применяться, в том числе, на песчаных аэродромах. Дальность самолёта по сравнению с предшественником повышена вдвое, улучшены характеристики, в том числе топливная эффективность. В результате создания Ан-132 будет изменена носовая часть фюзеляжа, центроплан крыла и мотогондола его прототипа Ан-32.[5]
Дальность полёта Ан-132 — более 3 тыс. км, вместимость грузового отсека — 71 десантник.[6]
Ан-132 будет иметь крейсерскую скорость до 500 км/ч, максимальную высоту крейсерского полета до 9000 м с максимальной полезной нагрузкой до 9,2 тонн.[7]
[править] Комплектующие
На Ан-132 будут установлены:
- двигатели Pratt&Whitney Canada PW150 с шестилопастными винтами R408 фирмы Dowty Propellers.[8]
- системы жизнеобеспечения производства компании Liebherr.[9]
- комплекс авионики компании Honeywell.[10]
На Ан-132 планируется использовать новую вспомогательную силовую установку западного производства.[11]
Доля украинских комплектующих в самолёте составляется около 15-20 %. В частности, исполнительные механизмы поставляет харьковский ФЭД. Топливные системы, авионика разрабатывались на Украине. Программное обеспечение и управляющий комплекс системы управления самолёта разработал НТК Экран.[12]
В конструкции кессона центральной части крыла Ан-132 применяются прессованные панели из России. В случае их замены придётся спроектировать новый центроплан самолёта.[13]
В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Полностью на сегодня отработан по импортозамещению [российских комплектующих] один самолет — демонстратор Ан-132D перспективного легкого многоцелевого самолета Ан-132, который создается по заказу Саудовской Аравии.»[14]
[править] Производство
По состоянию на июнь 2017 года линия в Киеве по сборке Ан-132 была почти готова. Нужны небольшие доработки под выпуск серийного самолёта.[15]
[править] Цена
В июне 2017 года директор программы самолетов Ан-132D Александр Хохлов заявил: «Самолеты такого класса в базовой комплектации стоят примерно $30-35 млн. Мы рассчитываем приблизиться по цене к нижней границе этого диапазона».[16]
[править] Нереализованный проект производства в Саудовской Аравии
Первоначально проект создания самолёта Ан-132 осуществлялся в интересах Саудовской Аравии и предполагал передачу ей документации и интеллектуальных прав на самолёт.[17] Интеллектуальная собственность на самолёт была разделена в равных долях между Украиной и Саудовской Аравией.[18]
Был подписан меморандум о намерении совместного производства 80 самолётов Ан-132 для Саудовской Аравии. Часть самолётов планировалось производить на Украине, но одновременно с этим в Саудовской Аравии предполагалось создавать мощности для производства этого самолёта и компонентов.[19]
В компании «Антонов» планировали, что будут созданы две линии сборки самолётов Ан-132: в Киеве и Саудовской Аравии.[20] На начальном этапе самолёты Ан-132 планировалось выпускать на Украине. Саудовская сторона, как предполагалось, будет производить в основном композитные материалы и оснастку для планера, остальное — Украина. Затем производство планировалось развернуть в Саудовской Аравии в условиях международной кооперации, в том числе с участием предприятий Украины.[21]
В июне 2017 года директор программы самолетов Ан-132D Александр Хохлов заявил, что завод в Саудовской Аравии будет построен «примерно через три года».[22]
Аналитики скептически оценивали планы «Антонова». Так, в блоге bmpd говорилось: «90 шансов из 100, что ни до каких серийных закупок [Ан-132], а тем более сборки саудитами дело не дойдёт.»[23]
В итоге проект так и не был реализован, сотрудничество было прекращено по инициативе саудовской стороны.
[править] Оценки
Оценка Сергея Меренкова: «Для ГП „Антонов“ [проект Ан-132] — это шаг назад. Семейство Ан-24/-26/-30/-32 заслужило своё почётное место в истории авиации и отвлечение творческих сил ОКБ на его реинкарнацию принесёт больше вреда, чем пользы. Звучала сумма $60 млн, якобы планируемая за эту работу, но по курсу 2015 года это вдвое меньше, чем было получено от Ирана в 1996 году за пользование документацией Ан-140, причём — без передачи интеллектуальных прав.»[24]
По словам Меренкова, двигатель Ан-132 (PWС-150) в мире используется только на пассажирских самолётах Bombardier Dash 8Q-400 и малопригоден для военно-транспортного самолёта.[25]
Оценка авиаконструктора Анатолия Вовнянко (март 2019 года): «Построенные в единственном экземпляре самолёты Ан-178 и Ан-132D неконкурентоспособны и никому не нужны, а поэтому их используют исключительно для пиара».[26]
[править] История
[править] 2015 год
7 мая 2015 года Taqnia Aeronautics, дочерняя организация саудовской компании по вопросам развития и инвестиций (Taqnia), подписала соглашение с ГП «Антонов» о разработке и производстве легкого транспортного самолёта (Ан-132) в Саудовской Аравии. В соответствии с соглашением, Научно-технологический центр имени короля Абдулазиза (KACST), компания Taqnia Aeronautics и ГП «Антонов» выполнят доработку существующей модели самолёта (Ан-32) с целью обеспечить улучшение характеристик самолёта в отношении полезной нагрузки, дальности полёта и взлётных параметров. Новая модель самолета будет носить название Ан-132, и Саудовская Аравия также будет обладать правом интеллектуальной собственности и конструкторскими чертежами на самолет.[27]
16 июня 2015 года ГП «Антонов» подписал соглашение об участии в проектировании и постройке авиационного завода в Саудовской Аравии. Партнёрами по программе являются: Taqnia (Королевство Саудовская Аравия), УкрНИИАТ, «Алтис холдинг» (Украина) и Broetje-Automation (Германия). Согласно достигнутым договорённостям, первым самолётом, постройку которого планируется освоить на новом авиационном комплексе, станет самолёт Ан-132.[28]
По сообщению ГП «Антонов», 29 декабря 2015 года оно завершило сборку агрегатов фюзеляжа первого демонстрационного образца самолёта Ан-132D.[29]
[править] 2016 год
8 февраля 2016 года на госпредприятии «Антонов» завершили сборку фюзеляжа первого экземпляра самолёта Ан-132.[30]
21 февраля 2016 года госпредприятие «Антонов» подписало с саудовской корпорацией Taqnia соглашение о кооперации в производстве Ан-132 в Саудовской Аравии.[31]
15 марта 2016 года был заключен и контракт с корпорацией «Honeywell International Inc.» на услуги интегрирования системы авионики на $17,7 млн. Его условиями предусмотрено до 20 октября 2017 года завершить интеграцию системы Primus Epic 2.0 для установки на самолёт-демонстратор Ан-132D.[32]
В апреле 2016 года ГП «Антонов» завершило крупноагрегатную сборку самолёта−демонстратора Ан-132D. На самолёт установлено хвостовое оперение. Таким образом, планер самолёта собран, подключен фюзеляж, крыло и хвостовое оперение, сообщается на официальном сайте украинского предприятия.[33]
Три комплекта агрегатов воздушного винта R408 прибыли в мае 2016 года.[34]
Контракт на поставку интегрированной воздушной системы, включая систему автоматического регулирования давления в кабине и противообледенительную систему, для первого самолета-демонстратора Ан-132D с Liebherr-Aerospace Toulouse SAS (Тулуза, Франция) был подписан 1 июня 2016 года на выставке ILA в Берлине. Сумма его не оглашалась, но условия сразу предусматривали поставку на ГП «Антонов» такой системы еще для четырёх самолётов Ан-132, которые будут использоваться в лётных испытаниях.[35]
20 декабря 2016 года на авиационном заводе «Антонов» (бывший «Авиант») в Киеве состоялась церемония выкатки самолёта-демонстратора Ан-132D, который фактически является опытным образцом самолёта Ан-132. На церемонии выкатки присутствовал президент Украины Пётр Порошенко.[36]
[править] 2017 год
31 марта 2017 года с киевского аэродрома Святошино совершил первый полёт самолёт-демонстратор Ан-132D.[37]
В рамках международной оборонной IDEF-2017 в Стамбуле (Турция) в мае, «Укроборонпром», саудовская Taqnia Aeronautics и турецкая Havelsan закрепили подписанием меморандума планы сотрудничества по созданию на базе Ан-132 модификации для несения морской патрульной службы.[38]
По итогам переговоров в ходе международной Dubai Airshow-2017 в ноябре в Дубаи (ОАЭ), сторонами достигнута договоренность о переходе к новому этапу сотрудничества и началу формирования программы кооперации серийного производства самолета.[39]
[править] 2018 год
В январе 2018 года президент ГП «Антонов» Александр Кривоконь заявил: «Сейчас идёт второй этап [реализации проекта Ан-132]. Отрабатывается технико-экономическое обоснование проекта по строительству завода в Саудовской Аравии. Под производственные мощности уже выделено место площадью 25 га. Следующий шаг — подписание контракта на строительство завода и начало финансирования.»[40]
В марте 2018 года пресс-служба компании «Антонов» заявила, что организовать серийное производство самолёта Ан-132 планируется в рамках создания технопарка возле города Таиф, расположенного на западе Саудовской Аравии. «Компания TAQNIA Aeronautics и „Антонов“ работают над технико-экономическим обоснованием построения авиационного завода с участием западных экспертов. Начать строительство предприятия планируется в 2019 году, срок постройки — 9 месяцев, а сборка серийных Ан-132 должна быть запущена в 2021 году», — говорилось в сообщении.[41]
В июле 2018 года президент компании «Антонов» Александр Донец заявил: «Второй этап [проекта Ан-132] предполагает доведение прототипа Ан-132D до облика серийной машины. В то же время рассматривается вопрос создания на территории Саудовской Аравии предприятия по сборке самолета. Чтобы оценить коммерческие перспективы этого проекта, Саудовская Аравия заказала у испанской фирмы технико-экономическое обоснование. К настоящему времени оно готово на 80-85 %. В этом исследовании испанцы, в частности, предложили создание современного модернизированного сборочного производства в Киеве, где будет выпущена начальная партия Ан-132 с последующим увеличением доли производства в КСА. <...> В Киеве в кооперации с предприятиями Саудовской Аравии будет построена установочная партия машин (количество самолетов в ней будет определено по результатам технико-экономического обоснования). Со временем доля производства на заводе в КСА будет увеличиваться, но сборка самолётов будет выполняться во взаимодействии с предприятиями Украины и других стран.»[42]
В сентябре 2018 года директор инжиниринговой компании «Прогресстех-Украина» Андрей Фиалковский заявил: «Мы участвовали в тендере по проектированию завода в Саудовской Аравии [по сборке Ан-132]. Сейчас проект приостановлен и сроки отодвинулись. Если будет повторный тендер, будем участвовать.»[43]
[править] 2019 год
В апреле 2019 года президент ГП «Антонов» Александр Донец заявил: «Мы презентовали программу [по самолёту Ан-132] руководству Саудовской Аравии, продемонстрировали перспективы строительства завода. Было выделено место под него. Компания KACST (King Abdulaziz City Science and Technology) свои обязательства по первому договору выполнила — оплатила работы по постройке самолета-демонстратора. В свою очередь „Антонов“ построил Ан-132D и начал его испытания. Саудовская компания Taqnia Aeronautics стала нашим партнером по продвижению Ан-132 на рынке. Для оценки перспективности проекта обратились к авторитетной испанской компании, которая выполнила его технико-экономическое обоснование. Получен положительный результат. Однако по причинам, не связанным с ГП „АНТОНОВ“, в Саудовской Аравии произошла смена партнера по программе, и процесс приостановился. У них <...> был военный заказчик, который решил, что нужна немного другая машина. <...> Однако, я могу сказать, что „Антонов“ не заморозил проект Ан-132. Мы ищем и заказчика, и партнёра.»[44]
[править] Ссылки
- Раздел об Ан-132 в ЖЖ bmpd
- Раздел об Ан-132 в ЖЖ diana-mihailova
- Ан-32/Ан-132
- Ан-132
- Презентація багатоцільового літака Ан-132. 24 февраля 2016
- «Антонов» запустил производство нового многоцелевого транспортного самолета Ан-132. 9 сентября 2015
- Амбициозный проект «Антонова»: на заводе кипит работа над самым большим за годы независимости заказом. 8 сентября 2015
- Самолет Ан-132. 6 апреля 2016
- [45]
- [46]
- Рекламный буклет по Ан-132. 11 марта 2017
- Ан-132 взлетит не раньше марта 2017 года, твердых контрактов на Ан-178 и «Мрию-2» пока нет — bmpd // Bmpd.livejournal.com
- Александр Хохлов — директор программы Ан-132 ГП «Антонов»: твердые контракты с КСА пока не подписаны. 1 июля 2017
[править] Примечания
- ↑ В Саудовской Аравии построят завод по производству Ан-132. 17 июня 2015
- ↑ 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
- ↑ ГП «Антонов», за кулисами. Взгляд от Сергея Меренкова, часть 2. 29 мая 2015
- ↑ Проблемы украинского авиастроения
- ↑ В Саудовской Аравии построят завод по производству Ан-132. 17 июня 2015
- ↑ В Саудовской Аравии построят завод по производству Ан-132. 17 июня 2015
- ↑ ГП «Антонов» на выставке China Air Show’2016 о западных комплектующих самолета-демонстратора Ан-132D: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
- ↑ 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
- ↑ 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
- ↑ 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
- ↑ 07-09-2015 / ГП «АНТОНОВ» ПЕРЕОРИЕНТИРУЕТСЯ НА ЗАПАДНЫЕ РЫНКИ
- ↑ [1]
- ↑ Есть ли будущее у авиастроительной отрасли Украины? 25 сентября 2016
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ ГП «Антонов», за кулисами. Взгляд от Сергея Меренкова, часть 2. 29 мая 2015
- ↑ «Антонов» подписал дорожную карту производства Ан-132 в Саудовской Аравии. 22 февраля 2016
- ↑ «Антонов» подписал дорожную карту производства Ан-132 в Саудовской Аравии. 22 февраля 2016
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ Текст комментария «Да ни за чем особо — 90 шансов из 100, что ни до каких серийных закупок, а тем более сборки саудитами дело не дойдет.» 21 декабря 2016
- ↑ ГП «Антонов», за кулисами. Взгляд от Сергея Меренкова, часть 2. 29 мая 2015
- ↑ Интервью бывшего исполняющего обязанности руководителя ГП «Антонов» Сергея Меренкова. 12 марта 2018
- ↑ Конструктор Ан-225: Авиастроение в Украине умерло. 8 марта 2019
- ↑ Проблемы украинского авиастроения
- ↑ Проблемы украинского авиастроения
- ↑ ГП «Антонов» завершило сборку фюзеляжа второго опытного образца Ан-178 и агрегатов Ан-132. 6 января 2016
- ↑ На «Антонове» собрали фюзеляж первого Ан-132. 11 февраля 2016
- ↑ «Антонов» подписал дорожную карту производства Ан-132 в Саудовской Аравии. 22 февраля 2016
- ↑ Жесткая посадка «Антонова»: Ан-132D взлетит не раньше марта 2017 г.: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
- ↑ Завершена крупноагрегатная сборка самолета-демонстратора Ан-132D. 5 апреля 2016
- ↑ Жесткая посадка «Антонова»: Ан-132D взлетит не раньше марта 2017 г.: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
- ↑ Жесткая посадка «Антонова»: Ан-132D взлетит не раньше марта 2017 г.: diana_mihailova // Diana-mihailova.livejournal.com
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ Кресло для Маска. Как украинские инженеры помогают Boeing и Teslа. 5 сентября 2018
- ↑ Президент ГП «Антонов» Александр Донец: Мы должны вернуться к тому, что умеем делать очень хорошо — к грузовым, военным самолетам. Это у нас всегда получалось. 26 апреля 2019
- ↑ [15]
- ↑ [16]
Самолёты Ан | |
---|---|
История | 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
Самолёты | Ан-2 • Ан-2П • Ан-3 • Ан-4 • Ан-6 • Ан-8 • Ан-10 • Ан-12 • Ан-14 • Ан-22 • Ан-24 • Ан-26 • Ан-28 • Ан-30 • Ан-32 • Ан-34 • Ан-38 • Ан-38-100 • Ан-40 • Ан-70 • Ан-71 • Ан-72 • Ан-74 • Ан-88 • Ан-124 • Ан-124-100 • Ан-132 • Ан-140 • Ан-148 • Ан-158 • Ан-168 • Ан-174 • Ан-178 • Ан-178-111 • Ан-180 • Ан-188 • Ан-204 • Ан-218 • Ан-225 |