Международный транспортный коридор Европа — Западный Китай

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Международный транспортный коридор Европа — Западный Китай (МТК ЕЗК) — проект скоростной автомобильной дороги между Западным Китаем и Европой. Длина трассы — более 8,4 тыс. км. Дорога пройдёт по территории Китая, Казахстана и России. Планируется, что дорога будет построена к 2023 году, что позволит грузоперевозчикам значительно сократить время в пути.[1]

Содержание

[править] История

Сама идея единой скоростной автомобильной магистрали, которая свяжет страны ЕС с Китаем, родилась ещё в середине 2000-х. Связано это было со стремительным увеличением объёмов торговли между ЕС и Китаем, оборот которой в 2014 году достиг €467 млрд. По данным Европейской конференции министров транспорта, за 20 лет торговля между европейскими и азиатскими странами выросла в шесть раз.[2]

Сегодня львиная доля грузоперевозок между Китаем и ЕС осуществляется по морскому пути через Суэцкий канал. Протяжённость такого маршрута составляет примерно 24 тыс. км, доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль будет обеспечивать высокий уровень безопасности и позволит сократить время в пути как минимум до 10 суток. Уже сегодня основную часть грузопотоков между Китаем и странами ЕС составляют товары с высокой добавленной стоимостью, объективно тяготеющие к перевозкам автомобильным транспортом.[3]

Меморандум о сотрудничестве, предполагающий развитие данного коридора, президенты России и Казахстана подписали ещё в 2008 году. Позже Китай изложил глобальные планы по возрождению экономического пояса Великого шёлкового пути, который должен включить не только транспортные сети, но и объекты энергетической и промышленной инфраструктуры. В мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве двух стран в рамках проекта экономического пояса. Китайские власти уже готовы вложить в его развитие более $40 млрд, для этого создан специальный Фонд развития Шёлкового пути (Silk Road Fund Co Ltd), инвесторами которого выступают Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития Китая и Суверенный фонд благосостояния Китая. Предполагается, что китайские инвесторы, заинтересованные в продвижении этого проекта, профинансируют строительство МТК на российских участках.[4]

[править] Маршрут

[править] Россия

Некоторые участки МТК ЕЗК уже созданы, другие находятся в стадии реализации. Его российская часть (протяжённость более 2,3 тыс. км) состоит из нескольких участков, каждый из которых является отдельным важным инфраструктурным проектом.[5]

Первый участок — от Санкт-Петербурга до Москвы — можно будет преодолеть по платной дороге М-11. Стоимость строительства всей трассы оценивается в 373 млрд рублей. Две из семи её секций уже построены и функционируют: головной участок на выходе из Москвы через аэропорт Шереметьево до Солнечногорска (концессионер Северо-Западная концессионная компания) и обход Вышнего Волочка (строила компания «Мостотрест»). Эффект уже почувствовали все водители: разгрузилась старая «Ленинградка» М-10, город Вышний Волочёк перестал задыхаться от фур, грузоперевозчикам стало удобнее доставлять товары. Остальные участки М-11 уже разыграны на конкурсах, сейчас ведется их строительство.[6]

Далее, не доезжая до Москвы 30 км, с М-11 надо будет свернуть на Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД) — трассу, которая станет мощным стимулом для развития столичного региона. Строительство двух участков (1-го и 5-го) ЦКАД уже ведется. Таким образом, северная часть МТК ЕЗК будет введена в строй в ближайшие три года.[7]

Те, кто продолжает свой путь в сторону китайской границы, проедут по ЦКАД примерно 100 км и свернут в сторону Казани на новую скоростную трассу, которая должна пройти между существующими федеральными дорогами М-7 «Волга» и М-5 «Урал» через Гусь-Хрустальный, Муром, Ардатов, южнее Нижнего Новгорода (рабочее название — трасса «Евразия»). Строительство этой новой автомагистрали обойдется в сумму около 400 млрд рублей, что существенно ниже варианта реконструкции существующих М-7 и М-5. Помимо этого большинство экспертов единодушны во мнении, что задачу развития транспортного коридора между Европой и Китаем эффективно можно реализовать только лишь путем строительства новой современной магистрали, обеспечивающей скоростной режим движения и отвечающей всем современным требованиям и стандартам. В своё время именно такой подход был положен в основу решения о строительстве новой скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург.[8]

Создание трассы по новому направлению обеспечит увеличение плотности федеральной дорожной сети и даст сильный толчок развитию как минимум восьми российским регионам, по территории которых пройдёт этот участок коридора: Московская, Владимирская, Нижегородская, Чувашия, Мордовия, Ульяновская, Самарская область, Татарстан. Речь идёт о формировании по сути нового пояса инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов и будут созданы новые рабочие места.[9]

Далее магистраль пойдет по территории Татарстана: в данный момент там уже строится 297-километровая автодорога Шали—Бавлы (участок протяженностью около 40 км уже функционирует). Эта трасса также включает в себя новый 14-километровый мост через реку Кама, крайне необходимый для развития региона. Кроме того, участок соединит между собой существующие федеральные магистрали М-7 и М-5, повысив, таким образом, их связность.[10]

В Башкортостане 282-километровый участок МТК начнется от посёлка Бавлы пройдет до города Кумертау: здесь уже разрабатываются проекты (в частности, моста через реку Ик). Стоимость проекта оценивается в 156 млрд рублей. В Оренбургской области 172-километровый отрезок трассы пройдёт в обход Оренбурга, Саракташа и до границ с Казахстаном. Его сейчас проектируют, размер необходимых инвестиций оценивается в 84 млрд рублей.[11]

Таким образом, весь российский участок МТК от Санкт-Петербурга до границ с Казахстаном должен быть готов к 2023 году, отдельные его участки запустят уже к 2018 году. Кроме того, до 2020 года будет проведена реконструкция автодороги М-1 «Беларусь», которая должна обеспечить прямой выход грузов, перевозимых по коридору, в Белоруссию и страны Западной Европы. В зоне тяготения формируемого коридора проживает почти треть населения и производится более 40 % ВВП России.[12]

[править] Казахстан

На территории Казахстана трасса пройдёт через всю страну с севера на юг до крупного промышленного центра Шымкет и далее на восток вдоль южной границы до Китая. Общая протяжённость дороги составит 2,7 тыс. км. Коридор пройдёт по территории пяти областей — Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алма-Атинской.[13]

На участках между городом Актобе и селом Игриз (273 км), а также между Алма-Атой и Бишкеком (205 км) трасса уже построена. Под гарантии правительства Казахстана в проект вовлечены более $5 млрд, выделяемых Международным и Европейским банками реконструкции и развития, Азиатским банком развития и другими инвесторами. К примеру, 25 млрд тенге (более $100 млн) выделено на 102-километровый участок от границы России через город Мартук в город Актобе (работы начались в июле 2015 года). 215-километровый отрезок от города Карабутак до границы с Кызылординской областью построят за 21,5 млрд тенге ($89 млн).[14]

[править] Китай

На территории Китая дорога уже практически построена: от границы с Казахстаном она проходит через города Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и приходит в порт Ляньюньган на восточном побережье Китая: общая протяжённость трассы составляет 3,4 тыс. км.[15]

[править] Показатели

По итогам 2019 года в России доля автомобильных дорог, работающих без перегрузки, в общей протяжённости автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай», составила 26,9 %.[16]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  2. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  3. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  4. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  5. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  6. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  7. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  8. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  9. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  10. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  11. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  12. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  13. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  14. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  15. Великий шелковый путь. Дорога, которая соединит Китай и Запад
  16. Доклад о реализации в 2019 году Плана деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2019—2024 годы
Личные инструменты