Машиностроение Германии
Материал из Documentation.
Машиностроение Германии — крупная отрасль германской обрабатывающей промышленности.
Германия является по уровню развития машиностроения одной из ведущих стран мира и крупнейшей державой Западной Европы.[1]
По уровню развития машиностроения Германия практически в два раза опережает идущую за ней Италию, хотя доля Германии в европейском машиностроении за последние десятилетия и уменьшилась (с 42 % в 1990-х годах до 38 % в 2012 г.).[2]
Машиностроение занимает ведущее положение в экономике страны: на него приходится 13 % всего производства обрабатывающей промышленности (в среднем по странам Евросоюза — 9 %).[3]
Компаниям в стране предоставлены очень благоприятные условия для исследований и разработок, производства важнейших технических компонентов. Созданная в Германии инфраструктура, включающая налоговые льготы, признана экспертами Евросоюза в качестве «наилучшей практики». Тем не менее машиностроительные компании сталкиваются с проблемами структурных сдвигов и высокой заработной платы. Традиционно в этой отрасли делался упор на производстве внутри страны в рамках одной корпорации. В 1990-х годах ситуация стала меняться. Многие компании превратились в глобальных игроков, имеющих производственные площадки на наиболее важных зарубежных рынках.[4]
Длительный процесс консолидации отрасли сопровождался в Германии активными слияниями и поглощениями. Это привело к прекращению деятельности ряда крупных корпораций. Так, корпорация «Mannesmann» была поглощена в 1999 г. британской телекоммуникационной компанией «Vodafone». Дочерние компании корпорации, такие как «Mannesmann Rexroth» (производитель гидравлического оборудования) и «Demag Cranes», были проданы. Через некоторое время обе эти компании вошли в состав «Siemens». А еще позже «Rexroth» была приобретена компанией «Bosh», а «Demag Cranes» в 2002 г. перешла под контроль американской машиностроительной компании «Terex».[5]
В 1990-х годах в машиностроительную отрасль стали активно вкладываться финансовые инвесторы, способствуя, таким образом, процессу консолидации. Мелкие компании со своими дополняющими производственными программами были вынуждены присоединяться к большим промышленным группам, чтобы обеспечить комплексные решения для крупных клиентов, таких как «MAG Powertrain» и «Schleifring Group».[6]
Германскому машиностроению присущи тесные связи компаний вдоль всей цепочки добавленной стоимости. Такая особенность базируется не только на долговременной и надежной кооперации, но и на обмене технологиями, а также стандартами качества. Это способствовало сохранению стабильного сотрудничества даже в эпоху тотальной глобализации. Крупные компании демонстрируют большую заинтересованность в поддержке своих национальных поставщиков.[7]
Со времени падения «железного занавеса» страны Центральной и Восточной Европы стали частью цепочек добавленной стоимости германских машиностроительных компаний. Германские компании активно инвестировали в этот регион. Большое внимание уделяется связям и с другими странами и регионами. Это позволяет, с одной стороны, использовать более низкие трудовые издержки для эффективной финальной сборки оборудования в самой Германии, а с другой — организовывать производство и финальную сборку на важных региональных рынках с целью более быстрого доступа туда германского оборудования.[8]
Содержание |
[править] Роль в экономике
Доля машиностроения в валовой добавленной стоимости Германии — 8,1 %, в том числе производство оборудования — 3,0 %, производство электрооборудования — 2,5 %, производство транспортных средств — 2,6 % (по данным за 2009 год).[9]
[править] Отрасли
Германское машиностроение известно широким разнообразием продукции. В то же время последние 15 лет здесь усиливалась специализация. На ведущие 10 подотраслей машиностроения в 1995 г. приходилось 48 % продукции отрасли, а в 2012 г. — уже 64 %. Удельный вес станкостроения вырос с 3 до 6 %. Более высокими темпами развивалась подшипниковая промышленность, доля которой выросла с 5,6 до 8 %. Обе подотрасли имеют тесные нисходящие связи с инвестиционными отраслями, и прежде всего с автомобильной промышленностью, которая составляет мощный общеевропейский индустриальный кластер. Значение этих подотраслей машиностроения в Германии существенно выше, чем в среднем по ЕС (где имеем 4 % для станкостроения и 6 % для подшипниковой промышленности).[10]
Другим важным сектором остаётся энергетическое машиностроение. Его доля в общей продукции отрасли в середине 2000-х годов достигала в Германии 17 %. Позже этот показатель снизился до 14 %. Такая волатильность объясняется особенностью контрактов на производство больших турбин для электростанций, выполнение которых имеет длительный временной лаг. Германия с такими крупными производителями, как «Siemens», занимает заметный сегмент глобального рынка турбин.[11]
[править] География
Машиностроительные предприятия Германии сконцентрированы в земле Северный Рейн — Вестфалия — традиционном регионе тяжёлого машиностроения, в Баден-Вюртенберге и Баварии. После объединения Германии к этой региональной группе присоединилась и Саксония.[12]
[править] Примечания
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Развитие машиностроения в государствах — участниках ЕАБР // Алматы, 2012. — с. 60
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013