Владимир Путин и налогообложение в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России

3 марта 2000 г. Путин на всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса заявил, что как в топливно-энергетическом комплексе, так и в целом по экономике, налоговое бремя будет снижаться.[1]

6 июня 2000 г. на встрече с лидерами делового мира Италии Путин в частности отметил, что ослабление фискального характера российской экономики — одно из главных условий улучшения инвестиционного климата.[2]

8 июля 2000 года в Послании Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов.[3] В послании Путин подчеркнул, что введение законов, меняющих положение дел в налоговой сфере, «станет точкой отсчета нового времени в правилах поведения в экономике».[4]

10 июля 2000 г. Путин направил Председателю Государственной Думы Г.Селезневу заключение на проект федерального закона «О внесении дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах в связи с принятием Федерального закона „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Государственной Думой в первом чтении 26 мая 2000 года. Поддерживая в целом предлагаемые дополнения, Президент отметил, что некоторые положения законопроекта не корреспондируют с положениями законов, в которые они вносятся.[5]

В середине 2000 года Путин приступил к проведению масштабных налоговых преобразований.[6]

В августе 2000 года Путин подписал закон о новом Налоговом кодексе. Новый кодекс предусматривал, в частности, переход на «плоскую» шкалу подоходного налога со ставкой в 13 %, замену социальных платежей единым социальным налогом, а также резкое сокращение налогов с оборота.[7]

24 января 2001 г. в ходе встречи с представителями российских деловых кругов в Кремле Путин обратил особое внимание на конкретную сферу взаимодействия власти и бизнеса — законодательство о налоге на доходы организаций. По словам В.Путина, позитивным в законопроекте о налоге на доходы организаций является значительное расширение списка необлагаемой налогом деятельности. Но предлагаемый режим ускоренной амортизации встречает опасение у некоторых предприятий в связи с тем, что на многих крупных фирмах оборудование в значительной степени изношено, основные фонды в плачевном состоянии, и эти предприятия могут попасть в сложное положение. Президент призвал доработать нюансы законопроекта в течение одного-полутора месяцев. Дополнения в первую и вторую части Налогового кодекса предполагают отмену ресурсных платежей и введение роялти — важной составляющей деятельности энергетики и совершенствования системы трансфертного ценообразования.[8]

13 февраля 2001 г. Путин на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции заявил, что налоговая политика государства — один из ключевых инструментов стратегии экономического развития. Первая и главная задача налоговой реформы — создать эффективную систему государственного финансового контроля, сделать ее более действенной и работоспособной. Для этого надо не только ясно представлять, но и откровенно обсуждать фундаментальные вопросы налоговой политики, ее принципы и перспективы. Глава государства назвал современную ситуацию в налоговой системе «общим кризисом». Люди стали смотреть на налоги, как на наипервейшее зло. Надо менять сами подходы, принципы налоговой системы, устанавливать простые, ясные и стабильные условия налогообложения. Такие действия начались. Приняты важнейшие законодательные акты, и с 1 января 2001 года они вступили в силу. На их основе принят бюджет 2001 года. Это — начало масштабной, многоэтапной работы, рассчитанной на несколько лет. По мнению Президента, логика действий в налоговой сфере должна быть следующей. Первое — достижение стабильности и предсказуемости налоговой политики. Без этого нельзя говорить о стратегическом развитии экономики и каких-либо долгосрочных инвестициях. Второе — последовательное и просчитанное снижение налогового бремени. Изменения в налоговой сфере не должны ухудшать положения налогоплательщика. Третье — упрощение и дебюрократизация налоговой системы. Анализ ситуации показывает, что именно в административные барьеры упираются очень многие, годами не решаемые проблемы. Исходя из этих принципов, следует выстраивать и приоритеты в работе. Надо преодолевать психологию ведомственности, совершенствовать механизмы кооперации и сотрудничества. Четче координировать деятельность органов финансового контроля и правоохранительной сферы. Существует множество схем ухода от уплаты налогов государству. При этом налоговой службе не хватает аналитической работы. Законы, в особенности налоговые, должны иметь характер прямого действия, не должны нуждаться в отсылках и разного рода толкованиях. Следует отходить от практики преимущественного регулирования налоговых отношений ведомственными инструкциями.[9]

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному Собранию Путин напомнил, что кардинальная налоговая реформа была одним из пунктов его предвыборной программы. «Сделаны первые шаги, и нужно, конечно, двигаться дальше», — отметил он. В.Путин обозначил как стратегический приоритет «рациональное, справедливое обложение природных ресурсов — основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».[10][11] Путин подчеркнул, что налоговая реформа должна продолжаться.[12][13]

16 апреля 2001 г. Путин на расширенном заседании коллегии Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам заявил, что цель реформирования налоговой сферы — хорошо просчитанное последовательное снижение налогового бремени. Президент обратил внимание на необходимость повышения качества готовящихся в налоговой сфере документов, прежде всего законопроектов.[14]

31 мая 2001 г. Путин на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что одна из проблем в сфере налогообложения — налог на добычу полезных ископаемых. Две соответствующие главы Налогового кодекса, которые регулируют данную сферу отношений, в целом бизнес-сообществом поддерживаются. По этому поводу есть определенная обеспокоенность в отдельных регионах, прежде всего, в добывающих. Совместно с экспертами РСПП Правительство формулирует ряд предложений, суть которых — выйти на определенную пропорцию разделения этих налогов: что должно оставаться в регионе, а что — идти в федеральный бюджет (со значительным перевесом в пользу федерального бюджета).[15]

29 июня 2001 г. Путин подписал также федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Госдумой 27 июня и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001.[16]

18 июля 2001 г. в ходе пресс-конференции в Кремле Путин назвал преобразования в налоговой сфере революционными.[17]

6 августа 2001 Путиным был подписан закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (Налог на прибыль организаций), который дополнил часть вторую Налогового кодекса главой 25 «Налог на прибыль организаций». Ставка налога на прибыль была снижена с 35 % до 24 %, при этом было принято решение отказаться от всех льгот (включая инвестиционную).[18]

26 ноября 2001 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 Закона РФ „Об основах налоговой системы в РФ“».[19]

В декабре 2001 года Путин настолько очаровал налоговыми планами Всемирный экономический форум, что буквально во время форума инвесторы решили озвучить намерение инвестировать в проект «Сахалин-1» дополнительно 30 млрд долл.[20]

5 декабря 2001 г. На встрече с представителями Объединения предпринимательских организаций России Путин заявил о необходимости ввести так называемый единый налог на результаты хозяйственной деятельности, который заменил бы более пяти действующих статей налогообложения. Президент сообщил предпринимателям о мерах в области налогового администрирования, которые прорабатываются во властных структурах. В частности, обсуждается возможность упрощения самой процедуры уплаты налогов. Прежде всего, это касается единого социального налога.[21]

18 апреля 2002 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию Путин призвал извлечь урок из ситуации с введением единого социального налога, когда налоговая нагрузка на малый бизнес только возросла. Президент указал на то, что это уже не первый случай, когда «по пути» в Думу проходит скрытая ревизия первоначальных проектов, приводящая к искажению самой идеи этих проектов. В.Путин подчеркнул значимость стабильной законодательной базы как одного из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики. Между тем, на практике принятые законы часто противоречат друг другу. В связи с подготовкой нового пакета поправок в Налоговый кодекс Президент обратил внимание на недопустимость проявления правовой небрежности и недооценки последствий принимаемых решений.[22]

23 мая 2002 г. как «большой шаг вперед» оценил Путин действия Правительства по снижению налогов для малого и среднего бизнеса, выступая на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Участники встречи считают, что работу по снижению нагрузки на малый и средний бизнес нужно продолжать. По мнению главы «Интерроса» В.Потанина, общий налог, включая налог на добавленную стоимость, остается слишком большим, чтобы ожидать скорого экономического роста.[23]

23 мая 2002 г. Президент В.Путин принял доклад Председателя Правительства М.Касьянова о намечаемом уточнении налогового режима в России с 2003 года. Это уточнение предпринято по итогам встречи Президента с руководителями центристских фракций Государственной Думы, состоявшейся 20 мая 2002 года.[24]

29 мая 2002 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[25][26]

1 июня 2002 г. в Бюджетном послании Президента «О бюджетной политике в 2003 году» говорилось, что в 2003 году следует в основном завершить налоговую реформу, призванную создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования, максимально благоприятный для экономической деятельности. Приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинального налогового бремени, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. В 2003 году перестанет действовать последний оборотный налог — на пользователей автомобильных дорог. В результате расширяется налоговая база, увеличивается собираемость налогов, повышается качество налогового администрирования. Можно констатировать, что налоговая система в основном упорядочена. Для дальнейшего совершенствования бюджетного процесса в России в 2002—2003 годах должен быть снижен уровень номинальной налоговой нагрузки. Одна из первоочередных задач бюджетной политики в области доходов — сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Наряду с этим, в целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате единого социального налога. Предстоит принять и ввести в действие с 1 января 2003 г. главы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов. Президент считает, что с 1 января 2003 г. необходима законодательная отмена налога на покупку иностранных денежных знаков. Предстоит принять главы Налогового кодекса, регулирующие порядок применения специальных режимов налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также в отношении субъектов малого предпринимательства. Необходимо предусмотреть возможность выбора субъектами малого предпринимательства режима налогообложения, в том числе упрощенной и облегченной системы налогообложения, заменяющей стандартную налоговую систему. В 2002 году необходимо завершить разработку глав Налогового кодекса, посвященных имущественному налогообложению, включая налог на недвижимость.[27]

1 июля 2002 г. на встрече с руководителями депутатских объединений Государственной Думы Президент В.Путин высоко оценил принятый нижней палатой 1 июля закон о налогообложении малого бизнеса. При этом В.Путин отметил, что нужно прислушаться и к критике этого законодательного акта. Необходимо убрать административные барьеры, особенно в сферах сертификации и лицензирования. На предстоящей осенней сессии Государственной Думы следует доработать и принять весь пакет законов по дебюрократизации экономики и оптимизации налогообложения.[28]

24 июля 2002 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (принят Госдумой в третьем чтении 1 июля 2002 года). Закон вводит с 1 января 2003 года новые главы второй части НК РФ: «Упрощенная система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» и «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Закон компенсирует субъектам Российской Федерации отмену с 1 января 2003 года 1-процентного оборотного налога, средства от которого зачислялись в дорожные фонды. Компенсировать потери бюджетов субъектов РФ предлагается путем передачи в региональные бюджеты 50 % акцизов на горюче-смазочные материалы. Закон увеличивает долю налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов РФ, с 14,5 % до 16 %. Производится индексация ставок земельного налога и арендной платы за землю по сравнению с действующими в 2002 году в 1,8 раза. Предусматривается индексация акцизных ставок на табачные изделия на 70 %, на пиво — 25 %, на бензин — на 45 %.[29][30][31][32]

20 августа 2002 г. В.Путин обсудил с Министром по налогам и сборам Г.Букаевым итоги первого полугодия 2002 года по обеспечению исполнения бюджета Президент . Президент выразил обеспокоенность собираемостью налогов в 2002 году по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Г.Букаев пояснил, что такая ситуация связана с «налоговой революцией». В качестве одной из мер, направленной на повышение собираемости налогов, Министерство по налогам и сборам использует усиление налогового администрирования. Президент обратил внимание Министра, что не нужно оказывать чрезмерное давление на налогоплательщиков. Государство должно предусматривать возможные действия налогоплательщиков по минимизации выплат и «адекватно реагировать». Г.Букаев информировал Президента о действии принципа «одного окна» при регистрации юридических лиц. Этот принцип введен с 1 июля 2002 года после принятия в 2001 году закона о регистрации юридических лиц. До этого регистрацией юридических лиц занимались все муниципальные образования России (это — 4,5 тысячи муниципальных органов). После введения принципа «одного окна» налогоплательщик через пять дней после сдачи документов получает свидетельство о регистрации и свидетельство о постановке на учет.[33]

25 сентября 2002 г. Президент В.Путин на встрече с участниками Всероссийского совещания молодых руководителей производства заявил, что снижать налоги ниже существующего уровня нельзя. Глава государства выразил сомнение в целесообразности введения льгот на налоги российским предприятиям. Введение льгот «должно происходить очень аккуратно».[34]

1 октября 2002 г. Президент В.Путин в ходе рабочей встречи с вице-премьером, Министром финансов А.Кудриным заявил, что планка снижения налогов на данный момент достигнута, и теперь следует посмотреть, как принятые решения будут отражаться на реальной экономике и доходах бюджета. Вместе с тем, это вовсе не означает, что не следует думать о снижении налогового бремени на экономку в перспективе.[35]

4 ноября 2002 г. о первых результатах применения упрощенной схемы регистрации юридических лиц по принципу «одного окна» в рамках реализации программы дебюрократизации экономики доложил Президенту В.Путину Министр по налогам и сборам Г.Букаев. Президент предложил распространить действие этой системы на предпринимателей.[36]

10 декабря 2002 г. Президент В.Путин заявил, что считает возможным вносить изменения в государственную налоговую политику, чтобы увеличить приток инвестиций в производство. Выступая на церемонии подведения итогов III Всероссийского конкурса «Российской организации высокой социальной эффективности», В.Путин высказал мнение, что Правительству вместе с депутатами Государственной Думы следует совершенствовать соответствующие механизмы.[37]

28 декабря 2002 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Законом вводится в действие глава 29 части второй Налогового кодекса РФ, устанавливающая региональный налог на игорный бизнес. Плательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением ими доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари. В качестве объектов налогообложения устанавливаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Ставки данного налога устанавливаются субъектами Российской Федерации в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Дополняемая глава Налогового кодекса Российской Федерации вступит в силу с 1 января 2004 года. До этого момента Федеральным законом предусмотрены переходные нормы, устанавливающие временный порядок уплаты налога на игорный бизнес. Федеральный закон направлен на соблюдение прав и защиту интересов налогоплательщиков и обеспечение стабильных налоговых поступлений в федеральный бюджет, осуществление экономического роста в Российской Федерации.[38]

31 декабря 2002 г. Президент подписал Федеральный закон N 196-ФЗ «О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральным законом устанавливается в качестве постоянного действующий ныне временный порядок проведения сверки правильности применения налогового вычета по единому социальному налогу в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральный закон направлен на обеспечение контроля за правильностью уплаты единого социального налога.[39]

В 2003 году Президентом России В. В. Путиным были подписаны законы, предусматривающие с 1 января 2004 года:[40]

  • отмену налога с продаж;
  • снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18 %;
  • отмену акциза на природный газ и введения вместо него ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 193 рублей за 1000 кубометров, а также увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 %;
  • отмену налогового контроля за расходами физических лиц (при приобретении ими недвижимого имущества, транспортных средств, акции, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках);
  • увеличение при налогообложении доходов граждан имущественного налогового вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. при использовании ими указанных средств на строительство или приобретение жилья.

В 2003 году В. В. Путин своим указом освободил банки от обязанности сообщать в налоговые органы обо всех операциях физических лиц на сумму более 10 тысяч долларов. Был отменён налог с валютообменных операций в размере 1 %, что вывело из теневого оборота значительные суммы.[41]

16 мая 2003 г. в Послании Президента Федеральному Собранию говорилось, что основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм, равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов. В налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному. Одобрена программа налоговых изменений на ближайшие 3 года. Далее следует разработать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие годы.[42]

7 июня 2003 г. N 65-ФЗ Президент В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Законом вводится в действие новая глава Налогового кодекса РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Указанный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением некоторых налогов и сборов, уплата которых специально оговорена. Закон призван, с одной стороны, создать наиболее благоприятные условия для инвесторов, вкладывающих средства в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а с другой — гарантировать получение государством части прибыли от указанной деятельности. Закон принят Государственной Думой 21 мая 2003 года и одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года.[43]

20 июня 2003 г. Президент В.Путин на ежегодной пресс-конференции для российских и зарубежных СМИ заявил, что перераспределение налоговой нагрузки является основной задачей Правительства в 2003—2004 годах. Это связано с тем, что необходимо создавать лучшие условия для развития перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей. В связи с этим Правительство планирует принять ряд мер. В частности, с 1 января 2004 года планируется снизить ставку НДС с 20 % до 18 %. Также планируется отменить налог с продаж. Будет улучшена структура налога на добычу полезных ископаемых, оптимизировано налогообложение физических лиц. Предлагается возместить расходы граждан на приобретение недвижимости. С 2005 года планируется снижение ставки ЕСН, что должно привести к дальнейшей легализации зарплат. Средства, высвобождаемые в результате налоговой реформы, будут инвестированы в экономику России.[44]

7 июля 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом предусматривается снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и производится индексация ставок акцизов. Вместе с тем отменяются акцизы, взимаемые с углеводородного сырья, с одновременным компенсирующим повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью.[45][46]

7 июля 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом предусматривается увеличить с 25 000 до 38 000 рублей предельный размер социальных налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам в случае оплаты ими в налоговом периоде расходов на обучение в образовательных учреждениях и расходов на услуги по лечению в медицинских учреждениях. Также увеличивается с 600 000 до 1 000 000 рублей предельный размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику при оплате им расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.[47]

7 июля 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом расширяется право налогоплательщиков на получение стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. До принятия Федерального закона такие вычеты могли быть получены в упрощенном порядке только у работодателя. Это приводило к тому, что некоторые неработающие налогоплательщики, имеющие право на получение стандартных вычетов, были вынуждены проходить сложную процедуру, включающую в себя, в частности, подачу налоговой декларации. В результате внесенных данным Федеральным законом изменений налогоплательщики приобрели право получать стандартные налоговые вычеты у любого налогового агента. Такой порядок позволяет разрешить указанную выше проблему и в значительной мере улучшает положение налогоплательщиков. В первую очередь будут существенно сокращены процедуры, связанные с получением пенсионерами различных видов материальной помощи. Действие устанавливаемого Федеральным законом порядка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.[48]

7 июля 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 104-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц», принятый Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом признаются утратившими силу некоторые положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях отмены налогового контроля за крупными расходами физических лиц.[49]

17 июля 2003 г. выступая на совещании по проблемам развития малых городов России в Старой Ладоге, Президент В.Путин отметил преимущества системы сбора налогов с физических лиц по месту жительства, принятой в большинстве стран мира. Существующая система сбора подоходного налога осталась из советского прошлого. Проблема на сегодняшний день — в организации эффективного администрирования по сбору налогов с физических лиц. Считается, что собирать их на предприятии проще. Существуют опасения, что при отсутствии должного учета населения переход на сбор налогов по месту жительства приведет к большим потерям, уклонению от уплаты налогов. Однако такой переход рано или поздно должен произойти, указал Президент. Подобная система решит многие проблемы муниципалитетов, их финансовое обеспечение станет более надежным, вырастет заинтересованность в создании дополнительных рабочих мест. В целом же налоговая система должна быть более гибкой и нацеленной на привлечение средств и инвестиций в экономику. В этой связи принято решение о снижении НДС. В 2005 году предусматривается снижение единого социального налога.[50]

13 августа 2003 г. в ходе встречи с руководителями предприятий перерабатывающей промышленности Президент В.Путин отметил, что чрезмерное налоговое бремя более не стоит на первом месте среди главных проблем российских производителей. Правительство приняло решение об уменьшении на два процента налога на добавленную стоимость с соответствующим выравниванием налогов для добывающих отраслей экономики. В.Путин подчеркнул, что у предприятий добывающих отраслей налоговая нагрузка будет более чувствительной, и это делается для развития перерабатывающей промышленности.[51]

11 ноября 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации „Об основах налоговой системы Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов». Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса дополняется главой 30 «Налог на имущество организаций». Налог на имущество организаций является региональным и вводится в действие на территории субъекта Российской Федерации соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом устанавливаются налоговая ставка (в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, дополнительные налоговые льготы. В ходе работы над Федеральным законом был принят ряд компромиссных решений. В частности, предельная ставка налога повышена до 2,2 процента, а также серьезно пересмотрен перечень льгот по данному налогу. В итоге от уплаты налога на имущество организаций освобождаются, например, научные организации и государственные научные центры, протезно-ортопедические предприятия, общероссийские общественные организации инвалидов, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Также были доработаны и уточнены формулировки некоторых других льгот.[52]

11 ноября 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Устанавливаемая Федеральным законом система имеет некоторые существенные отличия от действующего на сегодняшний день налогового режима. Переход на данную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения будут осуществляться налогоплательщиками добровольно, тогда как по действующей системе данные действия производятся в обязательном порядке. В качестве объекта налогообложения будет определяться не площадь сельскохозяйственных угодий, а доходы, уменьшенные на величину расходов. Федеральным законом вносится ряд других изменений, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства о налогах и сборах в части налогообложения сельскохозяйственных производителей.[53]

8 декабря 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон 163-ФЗ. Он внес ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, а также другие законы, посвященные налогообложению.[54]

18 декабря 2003 г. Президент В.Путин, отвечая на вопросы в прямом теле- и радиоэфире, заявил, что продолжение налоговой реформы, прежде всего, будет направлено на предотвращение утечки капиталов за рубеж. Предполагается снижение налога на добавленную стоимость (НДС), а также ликвидация с 1 января 2004 года налога с продаж. Должны быть увеличены экспортная пошлина и ставки налога на добычу полезных ископаемых. Эти предложения, направленные на изъятие сверхприбылей в нефтяной сфере, были заблокированы лоббистами в Думе третьего созыва. Отчисления могут составить максимум 3 миллиарда долларов, подчеркнул В.Путин. Кроме того, Правительству поручено разработать дифференцированную шкалу налогообложения в нефтегазовой отрасли — в зависимости от качества скважин.[55]

27 января 2004 г. Президент В.Путин на встрече с пенсионерами в ходе рабочей поездки в Ленинградскую область заявил, что закон «Об унификации налогообложения в сельскохозяйственном производстве» снижает нагрузку на сельскохозяйственные предприятия, в целом снижает и упрощает расчеты по уплате налогов. Президент считает этот закон хорошим инструментом для оздоровления всего сельскохозяйственного сектора. Предпринимаются и другие шаги для поддержки сельского хозяйства, такие как предоставление кредитов «под урожай», передача сельскохозяйственной техники на условиях лизинга. В 2003 году проведены мероприятия по привлечению импорта продуктов сельскохозяйственного назначения. Все эти меры пошли на пользу внутренним товаропроизводителям, прежде всего в животноводстве.[56]

19 марта 2004 г. Президент В.Путин на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли заявил, что налоговая реформа — один из инструментов борьбы с бедностью. Именно через адекватную налоговую систему можно обеспечить повышение уровня оплаты труда, исключить «серые схемы» выплат денежного вознаграждения. Условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере, а налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса. После завершения реформы основные компоненты налоговой системы не должны пересматриваться много лет. Президент перечислил основные направления налоговой реформы:[57]

  • снижение единого социального налога с одновременным укреплением доходной базы государственных внебюджетных фондов и обеспечением социальных гарантий граждан;
  • реформирование налогообложения в сфере природных ресурсов; система платежей в этой области должна обеспечивать изъятие справедливого и экономически обоснованного объема природной ренты;
  • перераспределение налоговых источников между уровнями власти в рамках реформы межбюджетных отношений.

Председателю Правительства поручено представить полный пакет предложений по изменениям в налоговой системе, а также по законодательным изменениям, связанным с принятием основополагающих актов по разграничению полномочий между уровнями власти.

5 апреля 2004 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон № 16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О внесении изменений в главу 26-прим части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“». Федеральный закон направлен на дальнейшее совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и призван обеспечить соблюдение прав и интересов данной категории налогоплательщиков. Федеральный закон уточняет порядок отнесения принятых к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями сумм налога на добавленную стоимость при переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), а также порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость при возврате к общему режиму налогообложения. Вносимые федеральным законом изменения позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям избежать необоснованных расходов при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, федеральным законом до 1 июня 2004 года продлевается срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.[58]

26 мая 2004 г. в Послании Федеральному Собранию Путин заявил, что налоговая система должна стать необременительной для бизнеса. Она должна быть более благоприятной для инвестирования, а условия налогообложения — равными для предприятий, работающих в одной сфере. Необходимо вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении. Наряду с изменением процедур взимания налога на добавленную стоимость надо пойти на дальнейшее снижение ставки НДС, решить вопрос о своевременном возмещении налога по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить налогообложение авансовых платежей.[59][60]

В июле 2004 года Путин высказался за разграничение «правомерной практики налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов».[61]

В июле 2004 года Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах». Федеральным законом предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, направленных на уточнение видов налогов и сборов в РФ, формирующих налоговую систему, полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов, а также признание утратившими силу некоторых законодательных актов РФ о налогах и сборах или отдельных их положений. Закон направлен на обеспечение реализации налоговой реформы и реформы федеративных отношений и местного самоуправления, а также создание правовой основы для системы межбюджетных отношений, предусматривающей четкое разграничение бюджетных полномочий, налоговых доходов и расходных обязательств между различными уровнями власти.[62]

2 ноября 2004 года Путин подписал Федеральный закон № 127-ФЗ, который дополняет Налоговый кодекс новой главой 25.[63]

28 марта 2005 года Путин, на встрече с членами Правительства, поставил перед главным исполнительным органом задачу подготовить предложения по регламентации ряда процедур налогового контроля и налогового администрирования.[64]

25 апреля 2005 года Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. В числе поставленных Путиным задач — отмена налога на имущества, передаваемое по наследству или путем дарения.[65][66]

6 июня 2005 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах».[67]

7 ноября 2005 г. Владимир Путин подписал федеральный закон, допускающий с 1 января 2006 года возможность внесудебного взыскания налоговых санкций с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.[68]

В ноябре 2005 года Владимир Путин высказывался за уменьшение ставок налогов для граждан, желающих вложить средства в золото.[69][70][71]

В течение длительного времени при получении недвижимости по завещанию или дарственной действовали нормы принятого еще в 1991 году закона о переходе прав в указанном порядке. В 2005 году В. В. Путин подписал закон, который отменяет положения принятого в начале 1990-х и вводит соответствующие поправки в Налоговый Кодекс РФ. Кратко новые правила можно определить так. Налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования с января 2006 года не взимается. Это относится к ограниченному списку видов имущества, в котором фигурирует недвижимость, а также паи и акции (хотя и в редких случаях, это может быть важным, например, в случае, когда недвижимое имущество находится в собственности юридического лица, учредитель которого выступает дарителем или завещателем). Вместо существовавших ранее налогов в ряде случаев следует платить налог на доходы физических лиц от суммы получаемого имущества. Исключением являются переходы имущества между близкими родственниками, которым платить вовсе ничего не требуется. К таковым закон относит супругов, детей (в том числе усыновленных), родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек и, соответственно, внуков-внучек (в том числе неполнородных, то есть имеющих общего отца или мать). Если одаряемый не относится к перечисленным категориям, ему надо платить подоходный налог, то есть 13 % от суммы получаемого имущества. В случае наследования налог не платится вообще (вне зависимости от степени родства).[72]

Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005-2011 годах, по данным Всемирного банка
Совокупная налоговая ставка, уплачиваемая компаниями в России (в % коммерческой прибыли), в 2005-2011 годах, по данным Всемирного банка

В 2006 году в послании Федеральному собранию Путин, говоря о налоговой системе, подчеркнул, что она должна быть:[73]

  • Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности.
  • Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система должна быть такой, которая не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.
  • В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим — прежде всего, функции стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи, налоговая система России должна быть более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, — более благоприятной, чем в странах-конкурентах. Она сама должна стать конкурентоспособной.

27 июля 2006 года Президент подписал Федеральный закон № 137-ФЗ,который существенно изменяет налоговое администрирование.[74]

28 июля 2006 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года и одобрен Советом Федерации 14 июля.[75]

28 июля 2006 года Президент России подписал закон о налоговых льготах для российской IT-отрасли. В частности, льготы предусматривают существенное снижение ЕСН для ИТ-компаний, работа которых ориентирована на экспорт.[76]

В 2007 году Владимир Путин заявил, что существующие нормы налогообложения имущества не достаточно справедливы в первую очередь по отношению к малообеспеченным людям.[77]

В декабре 2007 года, В.Путин заявил, что у добывающих отраслей «жирок есть» и «можно немножко перераспределить [налоговую] нагрузку».[78]

26 мая 2008 года Путин заявил о снижении налогов.[79]

В ноябре 2008 года Путин объявил о снижении ставки налога на прибыль с 24 до 20 % с 1 января 2009 года. Как пояснил Путин, сокращение произойдет за счёт федеральной части этого платежа.[80]

В апреле 2009 года Путин в соответствии с подписанным еще в декабре 2008 указом президента, обязывающем председателя правительства представлять в налоговые органы сведения не только о своих доходах, но и доходах членов семьи, отчитался о доходах.[81]

29 апреля 2009 года Владимир Путин провел заседание Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, на котором было принято решение «активизировать введение местного налога на недвижимость».[82]

В апреле 2009 года Владимир Путин заявил, что условия для введения единого налога на недвижимость будут созданы в 2010 году.[83]

7 мая 2012 года Путин подписал президентский указ «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно указу, правительству России нужно:[84]

  • обеспечить до конца декабря 2012 г. реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • обеспечить до 1 января 2015 г. существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур в следующих сферах государственного регулирования: меры налогового стимулирования и налоговое администрирование.

Содержание

[править] Налогообложение ТЭКа

В.Путин в период своего президентства инициировал ужесточение нагрузки на нефтяников и начал кампанию по изъятию у них сверхдоходов.[85]

8 декабря 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон № 159-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенном тарифе“» и в Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предусмотренные Федеральным законом поправки обеспечивают Правительству Российской Федерации возможность оперативно изменять ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и тем самым регулировать объемы их экспорта из Российской Федерации с учетом сезонных колебаний спроса и обеспеченности внутреннего рынка данными товарами.[86]

18 декабря 2003 года Путин заявил: «Действительно, очень многое говорится о необходимости более жесткого налогообложения нефтегазовой сферы. Здесь есть определенный смысл, он заключается в следующем. У нас одностороннее развитие экономики: дело не только в „нефтянке“ — у нас ТЭК развивается быстрее, чем перерабатывающая промышленность; в конечном итоге это ударит и по ТЭКу, поэтому нам нужно сбалансировать развитие различных секторов экономики, и делать это, конечно, нужно очень аккуратно. Есть специфические вещи, на которые я бы хотел обратить Ваше внимание — Ваше, Ваших коллег и руководителей отрасли. Эти специфические вещи заключаются в следующем. В прошлом году была большая дискуссия по поводу повышения налогообложения в нефтяной и газовой сфере. И надо сказать, что основания для этого были, потому что отрасль получала так называемые сверхдоходы в связи с большими ценами на нефть на мировых рынках. Но и налоги были повышены существенно — в четыре раза, то есть на 400 процентов, вот как. То есть это действительно была очень серьезная нагрузка для отрасли. Вместе с тем Правительство предложило увеличить отбор сверхприбыли у нефтянки — сверхприбыли: не вообще душить налогами, а сверхприбыль изъять в большем объеме. Во всех развитых экономиках сверхприбыль у нефтяных компаний изымается государством в соотношении 20 к 80 примерно, в разных странах — по-разному, но примерно так; я еще раз повторяю, речь идет о сверхприбыли: вот 20 процентов остается нефтяникам, 80 — в доход государства. У нас сверхприбыль делится между нефтяниками и государством — 50 на 50. В прошлом году Правительство вышло с предложением в Государственную Думу изменить это соотношение и увеличить изъятие сверхприбыли в доход государства. Лоббисты нефтяных компаний в Государственной Думе не позволили это сделать Правительству. Правительство предлагало увеличить экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ. Это предполагалось сделать двумя инструментами. Повторяю, лоббисты нефтяных компаний это сделать Правительству не позволили. По непонятным для меня причинам против этого предложения проголосовала целиком фракция КПРФ, против целиком проголосовала фракция „Яблоко“, почти не дал голосов СПС, 90 процентов проголосовало „за“ от „Единства“ — тоже не все, „соскочили“ там некоторые депутаты. И другие фракции, центристские фракции Думы, тоже не дали нужного количества голосов. В принципе предложение было справедливым. Повторяю еще раз, сделать это Правительству не дали. Но тогда доход от сверхприбыли в государственную казну увеличился бы тоже не на десятки миллиардов, как считают некоторые эксперты, которые говорят о том, что из „нефтянки“ можно выкачать еще до 20 миллиардов, увеличился бы примерно доход на 3 миллиарда долларов. Но — и я согласен с Вами — эта рента должна быть дифференцированной, вот сейчас Правительство думает об этом. И налогообложение должно зависеть от качества скважин, от объема добычи, от обводненности и так далее. В свое время от этого отказались, сделали плоскую шкалу НДПИ, потому что рассматривалось это просто как антикоррупционные меры. Правительство созрело до того, чтобы перейти к дифференциации».[87][88]

В начале 2000-х годов была кардинальным образом перестроена и система налогообложения сырьевого сектора. Введение НДПИ и перенастройка механизма экспортных пошлин — последние, как и НДПИ, были привязаны к текущей мировой цене на нефть — позволили увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.[89]

Одним из акцентов программной речи В.Путина перед депутатами Госдумы РФ, предшествовавшей голосованию по кандидатуре председателя правительства в мае 2008 года, стало решение проблем нефтегазового комплекса страны. «Мы изымаем в бюджет разными способами с помощью НДПИ и таможенных вывозных пошлин 75-80 % прибыли нефтяных компаний… Настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики».[90]

Спустя несколько дней после назначения премьер-министром, на совещании в Усть-Луге по вопросам создания БТС-2, В.Путин заявил, что законопроект о снижении ставки НДПИ необходимо как можно скорее внести в Госдуму. Помимо общего снижения налоговой нагрузки на сектор, премьер-министр пообещал нефтяникам еще целый ряд налоговых преференций — налоговые каникулы при разработке новых месторождений Тимано-Печоры, Ямала и континентального шельфа, изменение схемы администрирования по выработанным месторождениям, совершенствование порядка амортизации месторождений. Кроме того, правительство готовит предложения по реформированию системы пошлин и акцизных ставок на нефтепродукты — «чем выше качество нефтепродуктов, тем ниже акцизы на них».[91]

[править] Налогообложение АПК

11 февраля 2000 г. на Всероссийском совещании о состоянии и неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса Исполняющий обязанности Президента В.Путин напомнил о необходимости рассмотреть целесообразность введения для аграрных предприятий единого сельскохозяйственного налога взамен множества уже действующих.[92]

24 июня 2002 г. Президент В.Путин сообщил на пресс-конференции в Кремле о предложении ввести плоскую единую шкалу налога для производителей сельскохозяйственной продукции по аналогии со шкалой налогов для мелких и средних предпринимателей. Это предложение требует уточнения и доработки, однако может стать одной из мер по поддержке отечественного сельского хозяйства.[93]

13 марта 2006 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 39-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.1 и 26.3 части второй Налогового Кодекса РФ». Данный Федеральный Закон вносит существенные изменения в ранее действующий порядок исчисления Единого сельскохозяйственного налога, при этом большинство изменений, предусмотренных Законом, действуют, начиная с 1 января 2006 года.[94]

7 мая 2007 года Президент России подписал Федеральный закон № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», затрагивающий интересы плательщиков ЕСХН, единого налога по упрощенной системе и ЕНВД.[95][96]

[править] Налогообложение малого и среднего бизнеса

27 февраля 2002 г. на совещании по экономическим вопросам Президент В.Путин отметил, что после изменений в налоговом законодательстве малый бизнес оказался в сложной ситуации. То, с чем сегодня сталкивается малый бизнес не просто бюрократия — это дополнительные фискальные нагрузки. Президент выразил сожаление, что Правительство с задержкой выступает с предложениями по выходу из этой ситуации.[97]

28 марта 2002 г. Президент В.Путин поручил Правительству представить в Государственную Думу предложения о снижении налогов для малого бизнеса. Льготная система налогообложения для малого бизнеса, в частности, подразумевает сокращение совокупного налогового бремени, совокупной налоговой нагрузки на малые предприятия, упрощение системы учета и отчетности. О своем поручении Правительству глава государства сообщил на встрече с представителями российской науки в Байкальске (Иркутская область).[98]

18 апреля 2002 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент В.Путин призвал извлечь урок из ситуации с введением единого социального налога, когда налоговая нагрузка на малый бизнес только возросла. Президент указал на то, что это уже не первый случай, когда «по пути» в Думу проходит скрытая ревизия первоначальных проектов, приводящая к искажению самой идеи этих проектов.[99]

20 мая 2002 г. проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса Президент В.Путин обсудил с членами Правительства и лидерами центристских фракций Государственной Думы. Вопросы дальнейшего изменения системы налогообложения малого и среднего бизнеса должны увязываться с созданием оптимальных условий развития самого бизнеса и выполнением государством своих социальных обязательств, считает В.Путин. Для этого необходимо выработать оптимальные формы налогового администрирования. Достигнуто согласие о подготовке ряда поправок в законопроект о налогообложении малого и среднего бизнеса, снижающих налоговую нагрузку на малые предприятия. Президент поручил Правительству снизить ставку налога с оборота до 6 процентов с возможностью зачтения дополнительно 3 процентов в качестве выплаты в Пенсионный фонд. Ставка налога на чистую прибыль будет снижена с 20 до 15 процентов. Получило одобрение предложение считать предприятиями малого и среднего бизнеса те, оборот которых не превышает 15 миллионов рублей. Таким образом, число предприятий, попадающих в категорию малого и среднего бизнеса, увеличивается. Президент поручил Правительству подготовить на основе предложений депутатов законопроект об отмене задним числом, с 1 января 2002 года, единого социального налога на те предприятия, которые работают на основе единого вмененного налогообложения. С них будет взиматься только страховой взнос в Пенсионный фонд.[100]

23 мая 2002 г. как «большой шаг вперед» оценил Президент В.Путин действия Правительства по снижению налогов для малого и среднего бизнеса, выступая на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей. Участники встречи считают, что работу по снижению нагрузки на малый и средний бизнес нужно продолжать.[101]

30 мая 2002 г. вопросы административной реформы и проблемы малого бизнеса были темой беседы Президента В.Путина с генеральным директором холдинга «Объединенные машиностроительные заводы» К.Бендукидзе. Обсуждалась, в частности, тема налогообложения малого бизнеса. По мнению К.Бендукидзе, в ходе дискуссии по этой проблеме, которая в настоящее время разворачивается в Государственной Думе, речь идет не о том, удобно ли это малому бизнесу, а о том, не уменьшится ли налогообложение, не приведет ли это к бюджетным потерям.[102]

1 июля 2002 г. на встрече с руководителями депутатских объединений Государственной Думы Президент В.Путин высоко оценил принятый нижней палатой 1 июля закон о налогообложении малого бизнеса.[103]

26 июля 2002 г. Президент В.Путин обсудил с Министром экономического развития и торговли Г.Грефом работу Правительства по совершенствованию системы налогообложения малого и среднего бизнеса. Президент особо выделил тему избыточного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса, в частности, большого числа проверок предприятий. По информации Г.Грефа, согласно исследованиям Всемирного банка, принятые в прошлом году законы не решали проблемы малого бизнеса. Количество проверок не уменьшилось. Число лицензий, выдаваемых предприятиям малого и среднего бизнеса, сократилось, однако это обстоятельство обострило проблему: получать лицензии стало сложнее.[104]

[править] Налоговые органы

18 апреля 2000 года Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ», предусматривающий расширение полномочий налоговой полиции.[105]

29 июня 2001 года Путин подписал указ о меняющий состав и структуру руководства ФСНП.[106]

11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых, в частности, упразднил Федеральную службу налоговой полиции.[107][108][109][110][111][112][113][114]

[править] Ссылки

[править] Документы

[править] Примечания

  1. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  2. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  3. http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/355E80E899AF257F432571BB005AC8AA?OpenDocument
  4. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  5. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  6. Влияние цен на нефть на бюджет в России
  7. Путин подписал закон о новом Налоговом кодексе[1]
  8. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  9. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  10. [2]
  11. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  12. http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=272805
  13. http://portal.economy.gov.ru/UnidocFileServlet/FileServlet?unidoc_id=1177075433734&template_id=9
  14. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  15. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  16. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/eeg/eeg20010810/eeg20010810_003.htm
  17. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  18. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[3]
  19. [4]
  20. http://www.klerk.ru/articles/?7704
  21. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  22. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  23. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  24. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  25. [5][6]
  26. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  27. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  28. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  29. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  30. [7]
  31. [8]
  32. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90001;fld=134;dst=4294967295;from=54745-0
  33. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  34. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  35. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  36. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  37. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  38. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  39. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  40. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[9]
  41. [10]
  42. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  43. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  44. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  45. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  46. http://www.opb.ru/cgi-bin/bip.cgi?news=pravo&view=6
  47. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  48. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  49. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  50. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  51. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  52. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  53. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  54. [11][12]
  55. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  56. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  57. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  58. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  59. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  60. [13][14]
  61. http://krasnoyarsk.biz/news/2005/06/01/zakon/
  62. ПУТИН ПОДПИСАЛ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИЮ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
  63. [15]
  64. [16]
  65. [17][18]
  66. http://kvartiranto.ru/archives/71
  67. [19]
  68. http://www.ofdp.ru/news/_news081105at100719/full.shtml
  69. http://www.ng.ru/economics/2008-09-25/1_gold.html
  70. http://radota-indrin.livejournal.com/122949.html
  71. http://bizkiev.com/content/view/583/205/
  72. http://www.realto.ru/journal/likbez/show/?id=6335
  73. http://www.kronshtadt.org/PageCard.php?id=198
  74. [20][21][22]
  75. [23]
  76. [24]
  77. http://dom63.ru/news/192123.html
  78. http://web.archive.org/web/20080605141916/http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=25345
  79. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  80. Налог на прибыль пошел на убыль
  81. http://www.lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  82. http://rieltlebed.ru/news/example/index.php?id=79
  83. http://www.polit.ru/news/2009/05/05/medved_nalog.html
  84. Владимир Путин подписал Указ «О долгосрочной государственной экономической политике»
  85. http://web.archive.org/web/20080605141916/http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=25345
  86. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  87. http://web.archive.org/web/20080605141916/http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=25345
  88. http://2004.kremlin.ru/text/appears/2003/12/57398.shtml
  89. Безопасные финансы опасны для экономики[25]
  90. http://web.archive.org/web/20080605141916/http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=25345
  91. http://web.archive.org/web/20080605141916/http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=25345
  92. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  93. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  94. [26]
  95. [27]
  96. [28][29][30]
  97. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  98. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  99. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  100. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  101. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  102. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  103. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  104. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2002.shtml
  105. http://www.agentura.ru/timeline/2000/nalog/
  106. [31]
  107. [32][33]
  108. http://www.agentura.ru/timeline/2003/reform/
  109. http://forum.dragonsky.com/viewthread.php?tid=254793
  110. http://www.qxwar.com/read-htm-tid-18616-uid-14683.html
  111. http://www.neftegaz.ru/persons/view/569
  112. http://www.index.org.ru/journal/26/sobo26.html
  113. http://www.ofdp.ru/news/_news120303at135322/full.shtml
  114. [34]


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина


Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты