Транспортировка экспортируемой из России нефти
Материал из Documentation.
Основная доля экспортных поставок нефти из России осуществляется морским и трубопроводным транспортом. В I полугодии 2013 года экспорт сырой нефти из России составил 115 млн тонн, из них трубопроводным видом транспорта вывезено 45,5 млн тонн, морским видом транспорта — 68,7 млн тонн, железнодорожным видом транспорта — 471 тыс. тонн, составом автотранспортных средств — 60 тыс. тонн., автомобильным видом транспорта — 15 тыс. тонн.[1]
Содержание |
[править] Морской транспорт
Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. — 140 млн тонн, или 66 %, в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн тонн). В 2009 г. в структуре поставок нефти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4 % относительно 2008 г.[2]
Экспорт нефти из России осуществляется, в частности, через морские порты Приморск (Балтийское море), Усть-Луга (Балтийское море), Козьмино (Японское море).[3][4] Российская нефть также экспортируется через Новороссийский морской торговый порт (крупнейший российский порт в Черноморском бассейне) и через терминал в Туапсе.[5]
Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», — Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2009 году осуществлялся, прежде всего, за счёт дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».[6]
Де-Кастри — один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки нефти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20 %. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.[7]
Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет, в частности, нефть в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 году экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2008 году. Было отгружено около 59 партий нефти.[8]
Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск — Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.[9]
[править] Приморск
Около 50 % всех морских поставок нефти из России в дальнее зарубежье осуществляется через порт Приморск.[10]
В 2009 году через порт было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в 2009 году: 61,7 % экспортировано в Нидерланды, 15,1 % — в Финляндию, 5,2 % — в Швецию, 3,8 % — в Испанию, по 2,4 % — во Францию и Данию, 2,3 % — в Литву, 2,1 % — в США, 1,6 % — в Тринидад и Тобаго.[11]
[править] Усть-Луга
Морской порт Усть-Луга является конечной точкой трубопроводной системы БТС-II.[12]
В апреле 2012 года через порт Усть-Луга было экспортировано 998 тыс. тонн нефти.[13]
Весной 2012 года компания «Транснефть» заявила, что увеличение объёмов экспорта нефти через порт Усть-Луга увеличивает профицит экспортных мощностей России в Западном направлении. Как уточнили в «Транснефти», нефтяные компании, таким образом, получают дополнительную возможность по выбору направлений поставок, что позволит в среднесрочной перспективе увеличить цены на российскую нефть марки Urals.[14]
[править] Козьмино
Козьмино — крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря. Функционирует с конца 2009 года.[15]
Порт Козьмино — конечная точка трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. Ввод в эксплуатацию порта дал возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. В декабре 2009 года из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе 2010 года партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе — марте 2010 года объём перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi — Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.[16]
[править] Трубопроводный транспорт
Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России.[17]
[править] Железнодорожный транспорт
В 2009 году поставки нефти из России в дальнее зарубежье по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8 %).[18]
[править] Транзит через Белоруссию
8 января 2007 года Россия прекратила прокачку нефти через Белоруссию по нефтепроводу «Дружба». Поводом стало введение задним числом пошлины на транзит. 10 января Минск отменил пошлину, и поставки возобновились.[19]
В 2010 году Россия экспортировала в Европу через белорусскую территорию 63,5 млн тонн нефти.[20]
[править] Перевозки по Балтийскому морю
В 1991 году Россия экспортировала по Балтийскому морю примерно 15 млн тонн нефти в год.[21]
В 2000 году Россия прекратила перевалку сырой нефти через Вентспилсский порт.[22]
[править] Маршруты поставок на тихоокеанский рынок
В середине 2011 года отмечалось, что в настоящее время основные маршруты поставок нефти из России на тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:[23]
- транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино — 15,3 млн тонн в 2010 году;
- поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») — 13,1 млн тонн в 2010 году;
- поставки по железнодорожной дороге в Китай — 9,5 млн тонн в 2010 году.
- прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия — Китай» (Сковородино — Дацин) — 0,5 млн тонн (в 2010 г. — технологическая нефть), 15 млн тонн в год, начиная с 2011 г.
[править] Ссылки
- Россия увеличила в 1 полугодии 2012 года экспорт нефти через морские порты на 6,2 проц до 59,189 млн тонн
- Перспективы морского экспорта нефти
- Нефтепровод «Дружба». Справочная информация
- Нефти много не бывает
[править] Примечания
- ↑ ЦЭТ: об экспорте энергоносителей в первом полугодии 2013 года
- ↑ [1][2]
- ↑ [3][4]
- ↑ Экспорт нефти через новый порт Усть-Луга в июне возрастет на 30 процентов, до 1,3 млн тонн [5]
- ↑ [6][7]
- ↑ [8][9]
- ↑ [10][11]
- ↑ [12][13]
- ↑ [14][15]
- ↑ [16][17]
- ↑ [18][19]
- ↑ Экспорт нефти через новый порт Усть-Луга в июне возрастет на 30 процентов, до 1,3 млн тонн [20]
- ↑ Экспорт нефти через новый порт Усть-Луга в июне возрастет на 30 процентов, до 1,3 млн тонн [21]
- ↑ Экспорт нефти через новый порт Усть-Луга в июне возрастет на 30 процентов, до 1,3 млн тонн [22]
- ↑ [23][24]
- ↑ [25][26]
- ↑ [27][28]
- ↑ [29][30]
- ↑ http://www.kommersant.ru/doc-y/1656245
- ↑ http://lenta.ru/articles/2011/01/18/oil/
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33][34]