Су-35

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Истребитель Су-35С
Истребитель Су-35С
Истребитель Су-35 ВВС НОАК
Истребитель Су-35 ВВС НОАК

Су-35 (Фланкер-Е) — российский многофункциональный сверхманевренный истребитель. Является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и соответствует поколению 4++.

Предназначен для завоевания господства в воздухе путём уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным (управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами) при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может использоваться для ведения попутной разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.

Отличительными особенностями самолёта являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.[1]

Содержание

[править] Характеристики

Основная статья: Характеристики Су-35

Само название Су-35 известно достаточно давно. Под таким наименованием почти пятнадцать лет демонстрировался на различных авиасалонах Су-27М. В ходе дальнейшего его совершенствования возникла концепция глубокой модернизации истребителя семейства Су-27.

Новый истребитель призван занять место между нынешними Су-30МК разных вариантов и перспективными машинами пятого поколения. Су-35 — это самолёт поколения «4++», в котором использовано большое количество технологий пятого поколения.

В ходе анализа характеристик самолётов были использованы авиационные симуляторы, имитирующие тактико-технические характеристики машин. Они были «вооружены» соответствующими ракетами, а пилоты старались использовать тактику, характерную для пилотов, использующих эти самолеты.

Оснащенный двигателями с изменяемым вектором тяги и усовершенствованным бортовым радиоэлектронным комплексом, Су-35 значительно превосходит по возможностям своего прародителя Су-27М. В отличие от предлагаемого сейчас на мировом рынке вооружений Су-30, он более приспособлен для ведения маневренного боя, в том числе и за счет меньшей массы.

[править] Вооружение

Основная статья: Вооружение Су-35

Вооружение Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными и полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также ракет ближнего боя (в общей сложности 34 штуки) составят пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух — поверхность» включает 25 противокорабельных и противорадиолокационных ракет средней и большой дальности. В том числе — систему «Клаб», а также одну тяжелую ракету большой дальности типа «Яхонт».

В части корректируемых авиабомб с телевизионным, лазерным и спутниковым наведением Су-35 практически не отличается от сегодняшних Су-30МК. Но, в принципе, на нем могут применяться и новые модели. Эффективность использования корректируемых авиабомб обеспечивается лазерно-телевизионной прицельной станцией. Она размещается в подвесном оптико-электронном контейнере. Станция обеспечивает обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей.

Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг. Размещается она на 12 точках подвески.

[править] Система управления вооружением

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная станция «Ирбис» с фазированной антенной решеткой (ФАР). Она обладает уникальными характеристиками по дальности обнаружения и количеству сопровождаемых целей. Станция представляет собой дальнейшее развитие РЛС «Барс». ФАР обеспечивает электронное сканирование луча, как по азимуту, так и углу места. Для увеличения обзора в горизонтальной плоскости реализован дополнительный механический доворот антенны по азимуту посредством гиропривода. В режиме «воздух-воздух» радиолокатор может обнаруживать на встречных курсах на дальностях в 350—400 км и сопровождать (при сохранении непрерывности обзора пространства) до 30 целей, а также вести обстрел восьми из них. «Сверхмалоразмерные» цели с эффективной отражательной поверхностью (порядка сотой доли квадратного метра) обнаруживаются на дальности в 90 км. Это уникальные показатели для современных авиационных радиолокационных станций.

Дополнительные возможности управления вооружением Су-35 обеспечивает оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая теплопеленгатор, лазерный дальномер — целеуказатель и телевизионный канал.

[править] Средства РЭБ

Истребитель Су-35 оснащён комплексом радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины», который искажает волны РЛС противника и направляет его ракеты по ложному курсу. Это существенно снижает возможности по засечке и поражению Су-35.[2]

[править] Производство

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (Хабаровский край) осуществляет производство истребителей Су-35, включая вариант Су-35С.[3][4]

УМПО производит двигатели для самолётов Су‑35С (изделие 117C).[5]

[править] История

В 2003 году появился проект Су-35.[6]

Сборка первого опытного самолета Су-35 была завершена летом 2007 года на КнААЗ им. Ю. А. Гагарина, после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.[7]

В 2008 году в подмосковном филиале НПО «Сатурн» успешно завершились испытания всех пяти двигателей типа «117С» опытной партии, предназначенной для Су-35.[8]

Первый Су-35-1 с бортовым номером «901» взлетел 19 февраля 2008 года, а 2 октября 2008 года за ним последовал второй самолёт с бортовым номером «902».[9]

Министерство обороны России заказало 48 самолётов Су-35 в ходе авиасалона МАКС-2009.[10]

3 мая 2011 года истребитель Су-35С-1 — первый самолет в конфигурации для ВКС России, совершил первый полет. Испытания Су-35С продвигались медленно из-за проблем с интеграцией авионики.[11]

12 февраля 2014 года первая партия из 12 Су-35С была торжественно передана первой строевой части — 23-му истребительному авиационному полку на аэродроме Дземги.[12]

В 2015 году был получен первый экспортный заказ на Су-35 (от Китая на 24 самолёта).[13]

В декабре 2015 года Министерство обороны России заказало 50 дополнительных самолётов Су-35, что довело общий заказ до 98 машин. Первые десять машин этого контракта были получены ноябре-декабре 2016 года.[14]

Четыре Су-35С были переброшены в Сирию в конце января 2016 года. Кроме ракет Р-27 и Р-73, Су-35С были замечены с новыми ракетами Р-77-1, недавно принятыми на вооружение. Изредка самолеты применяли 250-кг бомбы. Самолеты в Сирии летали с бортовым комплексом РЭБ «Хибины». Экипажи самолетов находились в Сирии по системе ротации с целью обеспечить боевой опыт большому числу строевых летчиков.[15]

[править] Поставки

[править] Вооружённые силы России

По состоянию на май 2015 года в России на вооружении находится 34 самолёта Су-35 и ещё десяток машин на подходе.[16]

[править] Египет

Россия подписала с Египтом контракт на поставку нескольких десятков истребителей Су-35. Соответствующее соглашение, подразумевающее поставку свыше двух десятков машин и средств авиационного поражения к ним на сумму около $2 млрд, вступило в силу в конце 2018 года, а сами поставки могут начаться уже в 2020—2021 годах.[17]

[править] Ливия

Одним из первых заказчиков должна была стать Ливия, и переговоры с ней вошли в продвинутую стадию, однако после интервенции западной коалиции и свержения режима Муамара Каддафи этот вопрос отпал.[18]

[править] Китай

По состоянию на лето 2015 года в завершающей стадии находились предконтрактные переговоры по поставке 24 Су-35 для Военно-воздушных сил Китая.[19]

19 ноября 2015 года российская компания «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24-х истребителей Су-35. Китай стал первым иностранным покупателем этих самолётов.[20] Стоимость контракта составила около $2,5 млрд.[21]

Четыре первых Су-35 были поставлены в Китай в 2016 году.[22] В 2017 году были поставлены 10 самолётов, в 2018 году — ещё 10 самолётов.[23]

В ВВС НОАК истребители Су-35 поступают на вооружение 6-й авиационной бригады на аэродроме Суйцзы близ Чжаньцзяна (провинция [Гуандун]]), оснащенной российскими истребителями Су-27СК.[24]

[править] Индонезия

Переговоры с Индонезией о покупке Су-35 шли несколько лет.[25]

В феврале 2018 года было сообщено, что Россия и Индонезия подписали контракт на поставку 11 истребителей Су-35.[26] По условиям контракта, Индонезия покрывает встречными поставками своих товаров 50 % из общей стоимости контракта в $1,14 млрд.[27]

Как сообщил в марте 2019 года индонезийский веб-ресурс SINDOnews.com, ВВС Индонезии начали практическую подготовку к получению истребителей Су-35, заказанных в России в количестве 11 единиц по контракту, заключенному 14 февраля 2018 года. К перевооружению на Су-35 готовится 14-я авиационная эскадрилья (Skadron Udara 14) ВВС Индонезии, дислоцированная на авиабазе Ишваюди (Iswahyudi) близ Мадиуна (Восточная Ява) и до последнего времени оснащенная старыми американскими легкими истребителями Northrop F-5E/F Tiger II — последние были официально сняты с вооружения эскадрильи в октябре 2018 года (эксплуатировались с 1980 года).[28]

[править] Сравнение с аналогами

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 — это, на самом деле, опасная боевая машина, и по многим параметрам российский самолёт не уступает самым последним модификациям F-15 или даже превосходит их. <…> Когда этот самолет [Су-35] имеет относительно небольшую нагрузку, он способен сохранять сверхзвуковую скорость, не прибегая к использованию форсажных камер. Хотя великолепное ускорение на больших высотах до сверхзвуковой скорости является огромным преимуществом, истребителю F-15C тоже есть чем ответить — и в результате подобное превосходство российского самолета не будет решающим. Однако на низких скоростях Су-35 имеет непреодолимое преимущество. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги и невероятной маневренностью на низких скоростях. Однако использование нашлемных систем отображения и прицеливания, а также таких ракет с большими у глами целеуказания как AIM-9X и российской Р-73 при близком визуальном контакте, чаще всего, будет приводить к ситуации „обоюдного уничтожения“ (mutual kill), о чем свидетельствуют многие пилоты. Вместе с тем немало будет зависеть от умения летчика и, если честно, от удачи. <…> Кроме того, Су-35 может иметь на борту огромный арсенал ракет воздух-воздух, тогда как у F-15 оснащен устарелой оборонительной электроникой. Военно-воздушные силы США прекрасно осознают наличие этой проблемы, и именно поэтому так много внимания уделяется проекту модернизации системы пассивно/активного предупреждения и выживания (EPAWSS) для F-15, на которую предполагается потратить 7,6 миллиарда долларов. Реальная дилемма состоит в том, что Су-35 и современные модели F-15 Eagle сопоставимы — и именно это вызывает беспокойство у руководства Военно-воздушных сил США. Американские летчики привыкли к ведению боевых действий в ситуации, когда они обладают огромным технологическим превосходством, тогда как в случае с Су-35 такого превосходства нет, а в некотором отношении „Фланкер-Е“ даже превосходит „Орла“. В целом, при прочих равных, даже полностью модернизированный F-15C и оснащенный новейшим радаром с активной фазированной антенной решеткой вынужден будет использовать все свои возможности в противоборстве с Су-35. Однако подобная ситуация означала бы, что Соединенные Штаты ведут войну против России или против какой-нибудь другой великой державы — такой как Китай. Но это, само по себе, маловероятно. Более вероятно то, что F-15 может столкнуться с Су-35, стоящим на вооружении у какого-нибудь деспота из третьего мира. Однако пилоты подобного деспота вряд ли будут обладать подготовкой, тактикой и опытом, необходимыми для того, чтобы вести бой против американских летчиков, и поэтому реальных шансов на победу у них не будет. Кроме того, российские истребители, как известно, не отличаются особой надежностью, и если к этому добавить плохо подготовленный технический персонал и отсутствие запасных частей, то какая-нибудь страна третьего мира не будет способна постоянно поддерживать истребитель в должном состоянии. Важно еще и то, что у потенциального противника — если не считать Россию и Китай, — скорее всего, не будет системы АВАКС и полноценных наземных комплексов перехвата, что создаст для них дополнительные проблемы.»[29]

В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Это [Су-35] исключительно маневренный и хорошо вооруженный самолёт, способный соперничать с самыми лучшими западными машинами, даже с F-22 Raptor. <…> Поскольку самолет ПАК-ФА сталкивается с определёнными проблемами, Су-35 может еще довольно надолго остаться лучшим истребителем в российских ВВС.»[30]

[править] Средства РЭБ

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «В одной области Су-35E, судя по всему, удерживает превосходство [по сравнению с F-15] — речь идет о средствах радиоэлектронной борьбы. Су-35С может похвастаться мощной цифровой системой радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания, которая способна сбить с толку американскую ракету AIM-120 AMRAAM. Хотя эти американские ракеты, в конечном итоге, вероятно, смогут преодолеть защиту российского самолета, потребуется больше ракет для уничтожения цели, чем рассчитывали военные планировщики.»[31]

[править] Скорость

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 немного проигрывает в максимальной скорости F-15».[32]

[править] Ускорение

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Он [Су-35] превосходит „Орла“ [F-15] по ускорению, что достигается благодаря его мощным спаренным двигателям „Сатурн“ (Изделие 117С), каждый из которых создает тягу в 14500 кг».[33]

[править] Средства наблюдения

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Если говорить о более значительных радиусах действия, то F-15C и F-15E всё ещё имеют превосходство над Су-35, что обусловлено их радарами с активной фазированной антенной решеткой (active electronically scanned array radar). Радары Raytheon APG-63 (v) 3 и APG-82 (v)1, устанавливаемые на обоих „Орлах“, всё ещё значительно превосходят по своим возможностям „тихомировскую“ радиолокационную станцию с пассивной фазированной антенной решеткой Ирбис-Е, которыми оснащаются Су-35. Российский истребитель пока, действительно, имеет незначительное преимущество в области пассивных сенсоров, поскольку обладает встроенной инфракрасной оптико-локационной системой поиска и сопровождения, однако самолёты F-15 получат весьма совершенную систему поиска и сопровождения уже в ближайшем будущем, что сведёт на нет преимущество российского „Фланкера“.».[34]

[править] Оценки

В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-35 — самая грозная машина из семейства Flanker».[35]

В октября 2016 года американское издание National Interest писало: «Су-35 <…> — это самый лучший истребитель из числа созданных на сегодня в России. Будучи модернизированным вариантом самолета советской эпохи Су-27, новый истребитель летает высоко, быстро, и обладает невероятной полезной нагрузкой. Это, в сочетании с современным комплексом бортового электронного оборудования, делает Су-35 чрезвычайно опасным противником любого американского истребителя, если не считать F-22 Raptor компании Lockheed Martin. Поскольку Су-35 — это истребитель завоевания превосходства в воздухе, его основные преимущества заключаются в сочетании следующих качеств — способности набора большой высоты и скорости, что придает дополнительный импульс для запуска установленных на борту ракет „воздух-воздух“ большой дальности. В воздушном бою Су-35 способен применять свое оружие на сверхзвуковых скоростях с числом Маха, равным 1,5, и на высоте более 13 километров. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги, что придает ему невероятную маневренность. Кроме того, у него современная бортовая электроника и мощные средства радиоэлектронной борьбы.»[36]

В августе 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что в ходе сирийской кампании Су-35 заслужил только похвалу.[37]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Производство Су-35 на КнААЗ — фоторепортаж. 24 июля 2015
  2. [1]
  3. Филиал Открытого акционерного общества "Авиационная холдинговая компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина»
  4. [2]
  5. Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины. Аналитическое приложение к докладу // Евразийский банк развития, 2013
  6. [3]
  7. [4]
  8. [5]
  9. [6]
  10. [7]
  11. [8]
  12. [9]
  13. [10]
  14. [11]
  15. [12]
  16. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  17. [13]
  18. Минобороны подпишет соглашение о закупке 48 истребителей Су-35 на авиасалоне МАКС-2015. 10 августа 2015
  19. Минобороны подпишет соглашение о закупке 48 истребителей Су-35 на авиасалоне МАКС-2015. 10 августа 2015
  20. Военно-техническое сотрудничество России и Китая. Досье
  21. [14]
  22. [15]
  23. [16]
  24. [17]
  25. [18]
  26. [19]
  27. [20]
  28. [21]
  29. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  30. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  31. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  32. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  33. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  34. F-15 против Су-35: кто победит? («The National Interest», США). 14 сентября 2015
  35. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  36. 10 типов смертоносного оружия, которые Россия и Америка применят в случае войны. 11 октября 2016
  37. [22]
Су-35
2000-е  2003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
Комплектующие и материалы  ДвигателиКрылоФюзеляжШасси
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Темы  РазработкаПроизводствоИсторияСравнение с аналогами


Военное самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство истребителейПроизводство бомбардировщиковПроизводство штурмовиковПроизводство военно-транспортных самолётовПроизводство учебно-боевых самолётов
Производимые самолёты  Су-35Су-30Су-34МиГ-29Ил-76МД-90АЯк-130Су-57МиГ-35 (проект) • А-100 (проект) • Ту-160М2 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект) • Ил-78М-90А (проект) • Ил-276 (проект)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Самолёты Су
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Самолёты  Су-1Су-2Су-4Су-5Су-6Су-7Су-8Су-9Су-10Су-11Су-13Су-15Су-15Су-17Су-24Су-24МСу-24МРСу-25Су-25ТСу-25УТГСу-26Су-27Су-27МСу-28Су-29Су-30Су-30МККСу-30СМСу-31Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-35ССу-37Су-38Су-39Су-47Су-57Су-80
Личные инструменты