Отношения России со Швейцарией

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дипломатические отношения между Россией и Швейцарией были установлены 22 февраля (по новому летоисчислению — 6 марта) 1814 г. В этот день состоялось вручение верительных грамот видным российским дипломатом действительным статским советником графом И. А. Каподистрией в качестве Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра при Швейцарской Республике.[1]

До начала ХХ века Швейцария имела на территории Российской Империи (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Рига, Варшава, Тифлис, Киев) только консульства, занимавшиеся делами швейцарских поселений в России и торговыми связями. Первое посольство Швейцарии в Санкт-Петербурге было учреждено в 1906 г.[2]

После 1917 г. Швейцария официально не признала советскую Россию, однако и прерваны отношения не были. В мае 1918 г. было дано согласие на пребывание в Берне «для поддержания фактических отношений» миссии РСФСР во главе с Я. А. Берзиным, которая в ноябре того же года была выдворена из Швейцарии по обвинению в ведении революционной пропаганды. Фактический разрыв дипломатических отношений произошел в 1923 г. после убийства в Лозанне советского полпреда В. В. Воровского и оправдания швейцарским судом присяжных его убийц. Дипломатические отношения между СССР и Швейцарией были восстановлены 18 марта 1946 г.[3]

23 декабря 1991 г. Швейцария одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.[4]

Между Россией и Швейцарией поддерживаются регулярные политические контакты. 9 ноября 2007 г. состоялись переговоры Президента России В. В. Путина с Президентом Швейцарии М.Кальми-Ре во время ее рабочего визита в Москву. В рамках сессии Всемирного экономического форума в Давосе 28 января 2009 г. прошла встреча Председателя Правительства России В. В. Путина с Президентом Швейцарии Х.-Р.Мерцем. 21-22 сентября 2009 г. состоялся первый в истории российско-швейцарских отношений государственный визит Президента России Д. А. Медведева в Швейцарию. Д. А. Медведев также встречался с Президентами Швейцарии П.Кушпеном (Эвиан, 8 октября 2008 г.), Д.Лойтхард (Сочи, 26 августа 2010 г.) и М.Кальми-Ре (Коломна, 13 июля 2011 г., Горки, 30 октября 2011 г.). 15 июня 2011 г. в ходе рабочей поездки в Женеву переговоры с Президентом Швейцарии М.Кальми-Ре провел В. В. Путин. В январе 2013 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе состоялась встреча Д. А. Медведева с Президентом Швейцарии У.Маурером. В ходе проведения Олимпийских зимних игр в Сочи в феврале 2014 г. Президент России В. В. Путин посетил развернутый в Олимпийском парке «Швейцарский дом». 7 мая 2014 г. Москву с рабочим визитом посетил Президент и Начальник Федерального департамента (Министр) иностранных Швейцарии дел Д.Буркхальтер. Состоялась его встреча с В. В. Путиным и Министром иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавровым.[5]

Расширяются межпарламентские контакты. В мае 2013 г. Председатель Совета кантонов Ф.Ломбарди встретился в Москве с Председателем Совета Федерации В. И. Матвиенко. В октябре 2013 г. подписан Меморандум о межпарламентском сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом кантонов Федерального Собрания Швейцарской Конфедерации — первый документ о сотрудничестве, заключенный швейцарским сенатом с иностранным партнером.[6]

На 23-25 сентября 2014 г. запланирован официальный визит Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С. Е. Нарышкина в Швейцарию по приглашению председателя Национального совета (нижней палаты парламента) Швейцарии Р.Лустенбергера.[7]

Совершенствуется договорно-правовая база двусторонних отношений. Подписаны Декларация о намерениях по сотрудничеству между Правительством Российской Федерации и Федеральным советом Швейцарии (1993 г.), соглашения о воздушном сообщении (1993 г.), о торговле и экономическом сотрудничестве (1994 г.), об избежании двойного налогообложения (1995 г.), Совместное заявление правительств двух стран о дальнейшем развитии сотрудничества (1998 г.), Декларация о намерениях в сфере культуры (2009 г.), Соглашение об охране географических указаний и наименований мест происхождения товаров (2010 г.), Соглашение о взаимном признании официальных клейм на изделиях часовой промышленности, изготовленных из драгоценных металлов (2011 г.), Декларация о сотрудничестве в целях модернизации экономики (2011 г.), Протокол о внесении изменений в Соглашение об избежании двойного налогообложения (2011 г.), Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (2012 г.). В ходе государственного визита в Швейцарию Д. А. Медведева 21-22 сентября 2009 г. заключены двусторонние соглашения об облегчении взаимных поездок граждан и о реадмиссии (вступили в силу в феврале 2011 г.), а также о сотрудничестве в чрезвычайных ситуациях. Ведется работа над соглашениями о сотрудничестве в таможенных делах, о международном автомобильном сообщении, о ввозе и возврате культурных ценностей. Достигнута договоренность о запуске переговоров по подготовке межправсоглашения о сотрудничестве в области предупреждения транснациональной преступности и борьбы с ней.[8]

Практически ежегодно проводятся встречи министров иностранных дел. 12 апреля 2013 г. в швейцарском г. Нёвшатель состоялись переговоры С. В. Лаврова и Д.Буркхальтера. 5 декабря 2013 г. министры встречались в Киеве «на полях» 20-го заседания СМИД ОБСЕ в преддверии председательства Швейцарии в ОБСЕ в 2014 г. 8 февраля 2014 г. С. В. Лавров в Сочи посетил прием, организованный от имени Д.Буркхальтера в честь юбилея российско-швейцарских дипотношений.[9]

Во исполнение подписанного в ноябре 2007 г. Меморандума о содействии развитию двустороннего сотрудничества запущен механизм консультаций координаторов двустороннего сотрудничества на уровне первого заместителя Министра иностранных дел России и статс-секретаря ФДИД Швейцарии. Регулярно проводятся межмидовские консультации по вопросам европейской безопасности, деятельности ОБСЕ и ООН, ближневосточного урегулирования, международного права, экономической проблематике, консульским вопросам (в 2013 г. — около 20 мероприятий).[10]

Осуществляется взаимодействие по линии оборонных ведомств и правоохранительных органов.[11]

12-14 февраля 2012 г. в Швейцарии находился Секретарь Совета Безопасности России Н. П. Патрушев. 7-8 октября 2013 г. состоялись консультации Начальника управления политики безопасности Федерального департамента (Министерства) обороны, защиты населения и спорта Швейцарии К.Катрины с заместителем Секретаря Совета Безопасности России Е. В. Лукьяновым.[12]

14-15 марта 2010 г. и 18-19 марта 2012 г. Берн с рабочими визитами посещал Начальник Генерального Штаба ВС России Н. Е. Макаров. 11 апреля 2011 в Москве было подписано межправительственное Соглашение о двустороннем сотрудничестве в сфере военной подготовки. 6-10 июля 2011 г. состоялся визит в Россию командующего швейцарской армией А.Блатмана.[13]

22-23 апреля 2014 г. прошёл визит Главы МЧС России В. А. Пучкова в Швейцарию. В ходе поездки состоялись переговоры с руководителем Швейцарского агентства развития сотрудничества (ШАРС) М.Дахиндена и руководителем Федерального ведомства по защите населения Швейцарии В.Шоллем.[14]

12-14 мая 2014 г. Швейцарию с рабочим визитом посетила делегация Генеральной прокуратуры Российской Федерации во главе с руководителем ведомства Ю. Я. Чайкой.[15]

Торгово-экономические отношения. По итогам 2013 г. продолжилась тенденция на снижение объемов взаимного товарооборота, который, по данным российской статистики, составил 11,8 млрд долл. США (-12,3 % к 2012 г.), при этом российский экспорт сократился на 15,6 %, импорт — на 0,4 %.[16]

В структуре российского экспорта в Швейцарию по итогам 2013 года основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (50,5 %), драгоценные камни и металлы (38,7 %), продукция химической промышленности (6,3 %), металлы и изделия из них (2,5 %).[17]

Структуру импорта формируют машины, оборудование и транспортные средства (42,1 %), продукция химической промышленности (33,0 %), продовольственные товары и сельхозсырье (9,6 %), другие товары, в основном, часы (9,0 %), металлы и изделия из них (3,7 %).[18]

По данным российской статистики за 9 месяцев 2013 г., объем накопленных швейцарских инвестиций в России (сентябрь 2013 г.) — около 5,2 млрд долл. США (из них 2,6 — прямые), российские в Швейцарии — 8,2 млрд долл. США (3 — прямые). Крупнейшие швейцарские инвесторы в России — компания «Нестле» (пищевая промышленность), концерн «Асеа Браун Бовери» (производство высоко- и низковольтного оборудования для промышленности, строительства и ЖКХ), концерн «Шиндлер» (лифтовое и эскалаторное оборудование). Всего в России зарегистрировано более 600 компаний с участием швейцарского капитала. Среди крупных российских инвесторов в Швейцарии Группа компаний «Ренова» (более 3 млрд долл. США), компании «РусАл» и «СУАЛ».[19]

С января 1994 г. действует Смешанная Межправительственная комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией (СМПК). Сопредседателем с российской стороны является Министр спорта В. Л. Мутко, со швейцарской — Руководитель управления двусторонних экономических отношений Госсекретариата экономики Швейцарии Л.Лой Агости. Последняя сессия СМПК состоялась в Берне 10 декабря 2013 г.[20]

В июле 2009 г. при поддержке ТПП России создан Деловой совет по сотрудничеству со Швейцарией. Цели Совета — содействие развитию деловых контактов между российскими и швейцарскими предпринимателями, защита прав и законных интересов российского бизнеса в Швейцарии, упрочение его позиций на швейцарском рынке.[21]

С декабря 2011 г. в Цюрихе действует представительство ТПП России.[22]

Развиваются прямые межрегиональные связи. Субъекты Российской Федерации наращивают экономическое сотрудничество со швейцарскими кантонами в различных областях, в том числе в энергетике, производстве лифтового оборудования, лесопереработке, производстве мебели, строительстве, сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности. С российской стороны наиболее активны Москва, Санкт-Петербург, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, республики Башкортостан, Татарстан и Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ. Со швейцарской — кантоны Базель-городской, Берн, Во, Женева, Люцерн, Невшатель, Фрибур, Цюрих. В Швейцарии регулярно проводятся экономические презентации российских регионов.[23]

Весьма заметно российское культурное присутствие в Швейцарии, которое охватывает практически все основные жанры — музыкальное и изобразительное искусство, балет, литературу, кинематограф, художественную и документальную фотографию и др. В сентябре 2002 г. в Москве проводились Дни Швейцарии (в 2001 г. они прошли в Санкт-Петербурге). Швейцария приняла активное участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга (основное мероприятие — фестиваль «Швейцарская неделя» в июле 2003 г.).[24]

В 2006 г. в связи с 60-летием восстановления дипломатических отношений в Швейцарии и России была реализована обширная программа мероприятий, включавшая выступления известных музыкальных коллективов, документальные и художественные выставки, презентации книг, научные симпозиумы и конференции. В октябре 2006 г. в Женеве был открыт переданный в дар от города Москвы бюст Ф.Лефорта — уроженца Женевы, сподвижника Петра I.[25]

В течение 2011 г. в Швейцарии проводился Фестиваль российской культуры (всего ок. 80 мероприятий).[26]

В 2014 г. проходят «перекрестные» Сезоны культуры России в Швейцарии (открылся 4 марта в г. Фрибур гала-концертом звезд российского балета) и Швейцарии в России (открылся 13 марта в Москве Неделей швейцарского документального кино), приуроченные к 200-летию установления российско-швейцарских дипломатических отношений.[27]

[править] 2014 год

Наиболее значимыми событиями в контексте развития российско-швейцарского политического диалога стали встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина с Президентом Швейцарии, действующим Председателем ОБСЕ Д.Буркхальтером (в Москве 7 мая и в Вене 24 июня). Приоритетное внимание в ходе состоявшихся переговоров было уделено обсуждению ситуации на Украине и роли ОБСЕ в урегулировании внутриукраинского кризиса.[28]

Проводя в целом взвешенный и конструктивный курс в качестве председателя ОБСЕ, официальный Берн в своем «личном качестве» предпочитал ориентироваться на есовские установки по Украине и Крыму. Швейцария пошла по пути снижения интенсивности и уровня политических контактов с Россией. В частности, был отменен намеченный на сентябрь официальный визит Председателя Государственной Думы России С. Е. Нарышкина.[29]

Берн также предпринял ряд шагов, направленных на «недопущение использования территории страны для обхода санкций Евросоюза», которые затронули отдельные сектора экономики России и ее финансовые институты. При этом меры, введенные швейцарским правительством, были менее жесткими, предусматривая, как правило, не запретительный, а уведомительный либо разрешительный порядок операций и сделок с российскими партнерами.[30]

Отмечая «вынужденный и временный» характер указанных ограничений, швейцарская сторона подчеркивала принципиальную заинтересованность в поддержании российско-швейцарских связей. Успешно реализована программа «перекрестных» Сезонов культуры России и Швейцарии, приуроченных к отмечавшемуся в 2014 г. 200-летию установления дипломатических отношений между двумя странами.[31]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  2. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  3. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  4. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  5. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  6. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  7. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  8. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  9. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  10. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  11. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  12. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  13. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  14. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  15. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  16. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  17. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  18. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  19. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  20. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  21. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  22. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  23. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  24. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  25. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  26. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  27. Российско-швейцарские отношения. 22 мая 2014
  28. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  29. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  30. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  31. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты