Гражданское самолётостроение России
Материал из Documentation.
Гражданское самолётостроение России — отрасль российского самолётостроения, осуществляющая производство гражданских самолётов.
Россия производит пассажирские ближнемагистральные (SSJ 100), среднемагистральные (Ту-204СМ, Ту-214), дальнемагистральные самолёты (Ил-96), а также грузовые самолёты (Ту-204-120СЕ) и самолёты-амфибии (Бе-200). Ведётся разработка среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21 и регионального пассажирского самолёта Ил-114.
В 2014 году в России было произведено 43 гражданских самолёта, в том числе SSJ 100 — 34 единицы.[1]
Содержание |
[править] Типы самолётов
[править] Sukhoi Superjet 100
Sukhoi Superjet 100 — региональный самолёт, способный перевозить 98 пассажиров на расстояние до 3000 км (базовая модель) и до 4500 км (модификация с увеличенной дальностью).[2][3]
Разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого». Производится на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полёт в мае 2008 года. Коммерческая эксплуатация с апреля 2011 года.[4][5][6]
[править] Ту-204СМ
Ту-204СМ — среднемагистральный пассажирский самолёт, являющийся продолжением развития семейства самолётов Ту-204/Ту-214. Ту-204СМ — глубоко модернизированный вариант самолёта Ту-204, использующий новый двигатель ПС-90А2 с повышенными показателями ресурса и надёжности, с двухчленным составом лётного экипажа, с модернизированным и вновь установленным оборудованием.[7] Машина способна перевозить 194 пассажира на расстояние до 4800 км, а в двухклассной компоновке в пассажирском салоне самолёта размещаются 174 кресла.[8]
Разработан компанией «Туполев». Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Первый полёт в 2010 году.[9][10]
[править] Ту-214
Ту-214 — магистральный узкофюзеляжный двухдвигательный самолёт.[11] Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке — 3800 км, максимальная пассажировместимость — 210 человек.[12]
Разработан компанией «Туполев». Производится на Казанском авиационном заводе им. С. П. Горбунова. Первый полёт в 1996 году.[13] Коммерческая эксплуатация с мая 2001 года.[14][15]
[править] Ту-204-120CE
Ту-204-120СЕ — грузовой самолёт, предназначенный для перевозки грузов до 27 тонн в контейнерах международного класса на воздушных трассах протяжённостью до 3000 км, или грузов массой 10,5 тонн на расстояние до 7400 км.[16]
Производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП».[17]
[править] Бе-200
Бе-200 — самолёт-амфибия, базовая конфигурация которого предназначена для тушения лесных пожаров водой или огнегасящими жидкостями с воздуха.[18]
Разработан ТАНТК им. Г. М. Бериева. Первоначально выпускался на «ИАПО», затем производство было перенесено в ТАНТК. Первый полёт в 1998 году.[19][20] Поставляется конечным заказчикам с 2003 года.[21]
[править] Ил-96
Ил-96 — семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов, предназначенное для перевозки до 300 пассажиров или до 92 тонн груза. Разработано на базе самолёта Ил-86.[22]
Модификации: Ил-96-300 (базовый пассажирский, с салоном на 300 пассажиров), Ил-96М (удлинённый вариант на 375 пассажиров, двигатели — PW-2037), Ил-96-400Т (грузовой, с двигателями ПС-90А1).[23]
[править] МС-21
МС-21 — разрабатываемое семейство пассажирских самолётов, ориентированных на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров. В рамках программы разрабатываются самолёты МС-21-300 (160—211 мест) и МС-21-200 (130—176 мест).[25] Максимальная дальность полёта в 2-классной компоновке — около 6000 км.[26]
Разработка ведётся корпорацией «Иркут» и ОКБ им. А. С. Яковлева.[27]
[править] Производственные площадки
Гражданские самолёты производятся на пяти основных производственных площадках. Все они входят в состав «Объединённой авиастроительной корпорации».
Авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) занимается выпуском ближнемагистрального пассажирского самолёта SSJ 100.
Завод «Авиастар-СП» (Ульяновская область) выпускает самолёты Ту-204СМ и Ту-204-120CE.
Воронежское акционерное самолётостроительное общество (Воронежская область) выпускает самолёт Ил-96.
Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова (Татарстан) выпускает самолёт Ту-214.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева (Ростовская область) выпускает самолёт-амфибию Бе-200.
[править] Роль на мировом рынке гражданских пассажирских самолётов
В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (2,12 %).[28][29]
В 2014 году в мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (18,6 %).[30][31]
[править] Перспективы
[править] Типы самолётов
Учебно-тренировочный самолёт Як-152. Проходит испытания.
Среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21.[32] Проходит лётные испытания.
Турбовинтовой региональный пассажирский самолёт Ил-114-300. Серийное производство начнётся в 2021 году.
Транспортный самолёт Ил-76ТД-90А. Является гражданской модификацией серийно выпускаемого самолёта Ил-76МД-90А.[33]
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929. Российская ОАК и китайская Comac ведут разработку широкофюзеляжного двухдвигательного лайнера на 250—300 пассажиров, способного выполнять полёты на расстояние до 12 тыс. км.[34] Он будет создаваться на паритетных условиях финансирования и появится в 2021 году. Общая стоимость проекта составит около $13 млрд.[35]
Ближнесреднемагистральный самолёт Фрегат Экоджет. Полностью негосударственный проект. Самолёт будет обладать фюзеляжем овального сечения, благодаря чему достигается вместимость 276—358 пассажиров (в зависимости от конфигурации) при внешних габаритах, сравнимых с габаритами Boeing 757.[36]
Пассажирский самолёт МС-21-100. По состоянию на август 2017 года в «ОАК» и правительстве России прорабатывается вопрос о создании нового самолета на базе SSJ 100 — на 130 пассажиров с долей локализации не менее 80 % и с учётом технических решений, применяемых в МС-21 (например, установка композитного крыла).[37]
[править] Организации
К 2022 году компания «Иркут» фактически отойдёт от реализации военных программ, сконцентрировавшись исключительно на производстве самолётов типа МС-21.[38]
[править] Ссылки
[править] Реестры самолётов
[править] ЖЖ
- Производство гражданских самолетов
- Гражданское самолетостроение в России в 2014 году — и рост и падение одновременно. 10 марта 2015
- Гражданское самолетостроение в России в 2013 году — рост в ПОЛТОРА раза! 23 марта 2014
- Гражданское самолетостроение в СССР
- Что предлагает отечественная промышленность гражданской авиации. 10 декабря 2018
[править] Рунет
- Гражданская авиация
- Гражданская авиация
- План мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации
- График производства гражданских самолётов в России
- ВАСО готово делать 65 самолетокомплектов для SSJ-100 в год
- В минувшем году в России произвели 13 гражданских самолетов
- «Суперджет»: «возрождение» того, чего не было
- Сравнение эксплуатационной экономики Ил-96-300 и Boeing 767—300 на опыте «Аэрофлота»
- Какая судьба ожидает гражданское авиастроение в России? 16 апреля 2014
- АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ В РОССИИ
- Самолёты для России. 10 июня 2012
- Рогозин: двигатель ПД-14 решит проблему топливной неэффективности российских самолетов. 10 сентября 2016
[править] Прочее
- Россия готова к выходу на рынок гражданской авиации Китая
- САМОЛЕТ-АМФИБИЯ
- Гражданский сектор отечественного самолетостроения в 2014 г. 2 января 2015
[править] Примечания
- ↑ См. Авиационная промышленность России в 2014 году
- ↑ Sukhoi Superjet 100. Особенности конструкции
- ↑ Sukhoi Superjet 100
- ↑ Sukhoi Superjet 100
- ↑ Sukhoi Superjet 100. История создания
- ↑ SSJ-100
- ↑ Ту-204СМ
- ↑ Ту-204СМ. Особенности конструкции
- ↑ Ту-204СМ
- ↑ Ту-204СМ. История создания
- ↑ Ту-214
- ↑ Ту-214. Летно-технические характеристики
- ↑ Ту-214
- ↑ Ту-214. История создания
- ↑ Ту-204, Ту-214
- ↑ Ту-204-120СЕ
- ↑ Ту-204, Ту-214
- ↑ Бе-200
- ↑ Бе-200
- ↑ Бе-200
- ↑ Бе-200. История создания
- ↑ Ил-96
- ↑ Ил-96
- ↑ Ил-96
- ↑ МС-21
- ↑ МС-21. Летно-технические характеристики
- ↑ МС-21
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Полеты наяву. Россияне полетят в отпуск на новом самолете. 14 января 2015
- ↑ Генеральный директор ОАО «Ил» Сергей Вельможкин: «Наши самолеты сегодня востребованы как гражданскими авиаперевозчиками, так и Вооруженными силами»
- ↑ Полеты наяву. Россияне полетят в отпуск на новом самолете. 14 января 2015
- ↑ «Ударный самолет» летит в Китай. Россия и Китай создадут широкофюзеляжный самолет. 6 июля 2015
- ↑ МС-21: что после? 8 апреля 2015
- ↑ [1]
- ↑ [2]