Транзит через Россию

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Уникальность России как транзитной страны связана с тем, что она занимает значительную часть евроазиатского континента, что сводит к минимуму число пограничных переходов, так как транзитные маршруты через Россию проходят через единое административное и правовое пространство, а транзитные грузы пересекают меньшее число государственных границ, чем на альтернативных направлениях.[1] Данный фактор усиливается участием России в ЕАЭС, благодаря которому у России нет таможенного контроля на границах с Казахстаном и Белоруссией.

Содержание

[править] Транзитные коридоры

Ведущее место в государственной политике России по формированию международных транспортных коридоров (МТК) занимает Транссиб — это мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением общеевропейского транспортного коридора № 2 (Берлин — Варшава — Минск — Москва).[2]

Второе главное направление развития МТК на территории России — это коридор «Север — Юг»: Северная Европа — Россия — Иран — Пакистан — Индия с ответвлениями на Кавказ — Персидский залив; Центральную Азию через Каспий. На этом коридоре используется глубоководная Волго-Донская речная си-стема. Данный МТК может стать продлением панъевропейского коридора № 9, идущего из Хельсинки до Москвы и далее в страны Южной Европы. Продление его в России на юг на Новороссийск и Астрахань позволит создать транзитный мост между Европой и Азией через территорию России.[3]

Третьим перспективным международным коридором, пролегающим в границах России, является «Северный морской путь» (СМП): Европа — страны АТР.[4]

Ещё одним, пока не реализованным коридором, является Большое водное кольцо Европы: р. Волга — р. Дон — Азовское море — Черное море — р. Дунай — р. Майн — р. Рейн — Балтийское море — р. Волга с ответвлением на сеть европейских боковых рек и каналов и Каспийское море. Уникальность его заключается в том, что он представлен только водным транспортом и может быть использован для обслуживания экспортно-импортных связей стран Европы и России. Но на отдельных участках этот коридор совпадает с МТК «Север — Юг» и может обеспечивать транзитные перевозки между Европой и Азией с использованием самого дешевого водного транспорта.[5]

Перспективным в России является создание Северо-Российского евразийского МТК, который насквозь пересечёт всю страну севернее Транссиба. Его недостающим звеном является строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, задача создания которой заложена в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Северо-Сибирская магистраль свяжет Нижневартовск через Лесосибирск, Сургут с Усть-Илимском, где замкнётся на БАМ.[6]

В отдалённой перспективе реально сооружение на территории России Арктической или Полярно-Сибирской железнодорожной магистрали. Она будет связана со строительством дороги Котлас — Сейда — Лабытнанги — Игарка с выходом на Норильск. Дорога позволит значительно сократить расстояние для транзитных грузов между Европой и Америкой.[7]

[править] Виды транспорта

[править] Железнодорожный

По данным Минтранса России, в 2010 году железнодорожный транзит через Россию составил 27,7 млн тонн грузов (примерно 2,5 % от всего объёма перевозок), в том числе 0,6 млн тонн по Транссибу.[8]

[править] Морской

В 2011 году транзит грузов других стран, прежде всего СНГ, через порты России составил 49,3 млн тонн, или 9,4 % всего грузооборота.[9]

[править] Контейнеры

Основные направления транзитных контейнерных перевозок в России: Находка — Восточная — Брест (Белоруссия); Находка — Восточная — Алма-Ата (Казахстан) — Ассаке (Узбекистан); Литва — Латвия — Озинки (Казахстан); Забайкальск — Чоп — Чиерна (Венгрия).[10]

[править] Транзит нефти Азербайджана

SOCAR поставляет нефть по нефтепроводу «Баку-Новороссийск» в соответствии с межправительственным соглашением России и Азербайджана от 18 января 1996 года. По условиям соглашения, по нефтепроводу Баку-Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн тонн сырья в год по тарифу $15,7 за тонну.[11][12]

Азербайджан с осени 1997 года использует нефтепровод Баку-Новороссийск для нефтетранзита.[13]

В 2010 году транзит нефти Азербайджана через Россию составил 2,25 млн тонн.[14]

В 2010 году ГНКАР прокачала по нефтепроводу Баку-Новороссийск 2,2 млн тонн нефти.[15]

В 2011 году транзит нефти Азербайджана через Россию по нефтепроводу Баку-Новороссийск составил 1,99 млн тонн.[16][17]

В 2012 году ГНКАР прокачала по нефтепроводу Баку-Новороссийск 2 млн тонн нефти.[18]

Весной 2013 года официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин заявил, что в течение последних пяти лет Азербайджан не исполнял условия межправительственного соглашения от 18 января 1996 года — объёмы транзита были в 2,5 раза меньше, чем предусматривалось документом.[19]

В мае 2013 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия договора о транзите азербайджанской нефти от 18 января 1996 года.[20]

[править] Казахстан

Самый крупный поток транзитных грузов, следующих через Россию, всеми видами транспорта связан с Казахстаном. В экспорте это нефть, металлы, хлебные грузы — всего более 60 млн т. В импорте ведущую роль играют товары высокой степени обработки, которые следуют в Казахстан или напрямую или через морские порты по железным и автодорогам.[21]

[править] Транзит нефти

«КазТрансОйл» осуществляет транспортировку нефти через КТК.[22]

Транзит казахстанской нефти по территории России за 2012 год вырос на 0,96 %, составив 19,2 млн тонн.[23]

[править] Центральная Азия

Для обслуживания транзитных перевозок Казахстана и других стран Центральной Азии в середине 2000-х годов было открыто движение регулярных (по расписанию) контейнерных поездов: «Балтика-Транзит» (Балтия - Казахстан/Центральная Азия) и «Казахстанский вектор» (Брест — Алматы — Ташкент), а также поездов, курсирующих по мере формирования поездных партий по маршрутам Алматы — Мууга (Таллин), Алматы-Новороссийск, Аксу (Павлодар) — Херсон, Аксу — Клайпеда.[24]

[править] Белоруссия

По состоянию 2012 год, основной транзит белорусских экспортных грузов осуществляется через порты стран Прибалтики (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга), а также через украинские порты (Одесса, Николаев).[25]

26 апреля 2012 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о возможности переориентации белорусских грузов с портов Прибалтики на Россию: «Мы ведём переговоры с Россией, чтобы они понизили железнодорожные тарифы, с тем чтобы мы загрузили их порты на Балтике, они были бы рады видеть миллионы тонн наших грузов.»[26]

15 сентября 2012 года Лукашенко встретился с Владимиром Путиным. Позже стало известно, что на этой встрече было принято принципиальное решение о переориентации больших объёмов грузов из Белоруссии, в том числе калийных удобрений, с портов государств Прибалтики на российские порты.[27][28]

9 ноября 2012 года Лукашенко, принимая находящегося с визитом в Минске губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, заявил, что Белоруссия переориентирует перевалку больших объёмов грузов с портов стран Прибалтики на порты Ленинградской области. «Беларусь, — заявил Лукашенко, — находится на перекрестке транзитных путей между Востоком и Западом, а Ленинградская область располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом в виде четырёх морских портов. Это для нас интересно с точки зрения реализации совместных транзитных проектов, в том числе взаимной перевалки товаров в третьи страны морским и сухопутным путём». В свою очередь Дрозденко заявил: «Если нам удастся сделать справедливые тарифы или, как мы говорили с правительством Беларуси, чтобы тарифы были хотя бы в ноль по сравнению со странами Балтии, экономики Ленинградской области, России, Беларуси от этого только бы выиграли. Мы сегодня готовы через наши портовые сооружения переваливать и технику, и минеральные удобрения, и нефтепродукты, и многое другое.».[29]

В августе 2017 года Путин заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с использованием российской инфраструктуры при транспортировке выработанных нефтепродуктов. «Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал Путин. Как сообщил на встрече с Путиным глава «РЖД» Олег Белозёров, белорусские НПЗ отказываются от услуг «Российских железных дорог» и, несмотря на скидки в России, предпочитают им прибалтийскую инфраструктуру, мотивируя это долгосрочными контрактами. «По нефтеналиву мы дали 50-процентную скидку для перевозки с белорусских заводов, но белорусские заводы пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, а едут в республики Прибалтики, — рассказал Белозёров. — Мы ведем дискуссию, они говорят, что у них долгосрочные контракты на эту тему заключены, но мы стараемся выстраивать с ними диалог».[30]

[править] История

В 2000 году на второй Международной Евро-Азиатской конференции в Санкт-Петербурге была изложена российская концепция транзитных путей на основе формирования геоэкономических осей Запад — Восток (включая Транссиб) и Север — Юг (из Финляндии через Каспийский коридор в Южную Азию).[31]

В 2011 году прекратились перевозки контейнерных грузов из Финляндии в порты Дальнего Востока с использованием Транссиба.[32]

Порядок установления тарифов на услуги ледокольного флота на трассах СМП, введённый ФСТ России в июне 2011 г., разрешает применять тарифы ниже предельных, что существенно повысило привлекательность использования СМП, в том числе для транзитного плавания. Прежние тарифы были в 4-6 раз выше стоимости перевозки грузов морским транспортом через Суэцкий канал. В результате в 2011 г. грузооборот по СМП увеличился в 5,8 раза по сравнению с 2010 г., когда было перевезено 145 тыс. тонн, и достиг 834,9 тыс. тонн транзитных грузов. В 2011 г. был выполнен 41 транзитный рейс, в том числе с грузом — 26 рейсов. При этом танкерным фортом было сделано 15 рейсов и перевезено 686 тыс. тонн, судами-балкерами — 3 рейса и 110 тыс. т, судами-рефрижераторами — 4 рейса и 27 тыс. тонн, прочими судами было перевезено 10,9 тыс. тонн.[33]

[править] Показатели

[править] Объём перевозок

В 1999—2002 объ­ё­мы тран­зит­ных пе­ре­во­зок че­рез тер­ри­то­рию Рос­сии воз­рас­та­ли в сред­нем на 7 % в год.[34]

[править] Морские порты

За 2004 г. портами России, включая стивидорные компании, входящие в регионы соответствующих Морских администраций, перевалено 12,3 млн т транзитных грузов, из которых нефть — 9,70 млн тонн, чёрные металлы — 1,23 млн тонн.[35]

[править] Контейнеры

В 2007 году объём контейнерных транзитных перевозок грузов в России составлял 39,6 тыс. ДФЭ.[36]

[править] Порт Восточный

В 2005 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 14,1 тыс. ДФЭ.[37]

В 2006 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 406 ДФЭ.[38]

В 2007 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 3,1 тыс. ДФЭ.[39]

В 2008 году объём переработки транзитных грузов в порту Восточный составил 424 ДФЭ.[40]

[править] Туркмения

В 2013 году транзит нефтепродуктов Туркмении через Россию сократился на 28 % до 958 тыс. тонн.[41]

[править] Ссылки

[править] Литература

  • Леонтьев Р. Г., Шпилева Н. А., Орлов А. Л. Современные предпосылки транзита по Транссибирскому контейнерному мосту // Бюллетень транспортной информации. 2010. № 1
  • Леонтьев Р. Г., Шпилева Н. А., Орлов А. Л. Российский транзит контейнеров между Западной Европой и Восточной Азией // БТИ. 2010. № 3
  • Холоша М. Российский транзит под разными углами зрения. Морские порты, № 6, 2010, стр. 38-44
  • Крупнов Ю. В. Транссиб «версия 2.0» как инструмент восстановления транзитного потенциала и основа выживания России в 2020—2030 гг. // Транспорт Российской Федерации, № 2, 2010. С. 4-6

[править] Примечания

  1. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  2. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  3. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  4. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  5. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  6. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  7. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  8. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  9. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  10. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
  11. «Транснефть» получила три заявки на транзит нефти по территории России в 2013 году
  12. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  13. Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
  14. Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
  15. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  16. Обзор рынков металлов и нефти № 10/2012 (неделя 10 5/03 — 09/03)
  17. Азербайджанская нефтяная госмонополия SOCAR снизила в 1 полугодии транзит по нефтепроводу Баку-Новороссийск на 9,1 %
  18. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  19. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  20. Россия расторгла с Азербайджаном договор о транзите нефти
  21. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  22. «Транснефть» получила три заявки на транзит нефти по территории России в 2013 году
  23. Россия сократила экспорт нефти в 2012 году
  24. Транспорт и связь в новых независимых государствах: особенности и факторы развития / Под общей ред. д.э.н. Л. Б. Вардомского. М: ИЭ РАН, 2013
  25. Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
  26. Беларусь уходит из европейских портов[1]
  27. Перебросит ли Беларусь весь экспорт в российские порты?
  28. Беларусь уходит из европейских портов[2]
  29. Беларусь уходит из европейских портов[3]
  30. [4]
  31. РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРАХ
  32. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  33. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  34. Транспортный комплекс
  35. Перевозки российских грузов через морские порты за 2004 г. в сравнении с 2003 г.
  36. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
  37. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  38. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  39. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  40. Отчет о научно-исследовательской работе: «Администрирование внешнеторговых грузопотоков»
  41. Нефтетранспорт. Март 2014
Транзит
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Транзит грузов  Транзит нефтиТранзит нефтепродуктовТранзит природного газаТранзит угляТранзит удобрений
Личные инструменты