Машиностроение России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В декабре 1925 года был утверждён план строительства новых машиностроительных заводов, в том числе тракторного на Волге, вагонного в Нижнем Тагиле, завода тяжелого машиностроения в Свердловске, заводов сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске и Ростове-на-Дону.

Наркомат оборонной промышленности СССР в январе 1939 года был разделён на четыре самостоятельных общесоюзных наркомата: авиационной промышленности (руководители: М. М. Каганович, А. И. Шахурин), судостроительной промышленности (И. Ф. Тевосян, И. И. Носенко), вооружения (Б. Л. Ванников, Д. Ф. Устинов), боеприпасов (И. П. Сергеев, П. Н. Горемыкин).

В соответствии с задачами мирного времени после Великой Отечественной войны была проведена реорганизация ряда наркоматов. В 1946 году наркомат боеприпасов стал Министерством сельскохозяйственного машиностроения, наркомат минометного вооружения — Министерством машиностроения и приборостроения, наркомат танковой промышленности — Министерством транспортного машиностроения.

В 1985 году в СССР был взят курс на ускоренное развитие машиностроения.

На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. приоритетом было названо ускоренное развитие машиностроения.[1]

Содержание

[править] Отрасли

[править] Авиационная промышленность

В 1917 г. в России насчитывалось 16 авиационных заводов, на которых трудилось более 10 тыс. человек. Из них только 7 были чисто авиационными, остальные имели смешанное производство.[2]

По приблизительным подсчётам, основной капитал всех авиационных предприятий России в 1917 г. составлял 67 млн руб., то есть 4 % от фондов всего машиностроения.[3]

Во второй половине 1917 г. из-за недостатка двигателей и ухудшения снабжения российские авиационные заводы снизили свою производительность.[4]

26 января 1940 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о необходимости резкой интенсификации использования материальных и трудовых ресурсов для развития авиации.[5]

Общий объем капитальных вложений в авиастроение СССР в 1940 г. составил 1 млрд 670 млн рублей.[6]

[править] Ракетостроение

В апреле 1946 года ракетостроение СССР было выделено в самостоятельную отрасль оборонной промышленности.

[править] Сельскохозяйственное машиностроение

В 1929 году был введён в эксплуатацию завод Ростсельмаш.

[править] Автомобильная промышленность

В 1932 году был введён в эксплуатацию Горьковский автомобильный завод.

[править] Радиоэлектронная промышленность

Начиная с 1969 года, радиоэлектронная промышленность СССР переключилась на производство преимущественно машин Единой Системы и Системы Малых ЭВМ.

[править] Двигателестроение

[править] Дизельное двигателестроение

11 января 1939 г. Дизельное производство ХПЗ им. Коминтерна выделено в самостоятельный дизельный завод, получивший сначала название Государственный дизелестроительный завод 18-го ГУ Наркомавиапрома (НКАП), а позднее — Союзный завод № 75 НКАП. Директор завода — бывший сотрудник ЦИАМ Г. Д. Брусникин.[7]

[править] Ракетное двигателестроение

С 1997 года «Энергомаш» поставляет в США двигатели РД-180 для ракеты «Атлас 3».

[править] Оборонная промышленность

В декабре 1936 года был образован общесоюзный Наркомат оборонной промышленности (наркомы: М. Л. Рухимович, 1936—1937 годв; М. М. Каганович, 1937—1939 годы).

В то время как среднегодовой темп прироста валовой продукции всей промышленности СССР за три года третьей пятилетки (1938—1940 годы) составил 13 %, продукция оборонной промышленности возрастала на 39 % ежегодно. Таким образом, ежегодный прирост военной продукции в СССР в 1938—1940 годах втрое превосходил прирост всей промышленной продукции.

В конце 1930-х — начале 1940-х годов в СССР шло освоение производства новых видов военной техники: танк Т-34 (конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко), тяжелый танк «Клим Ворошилов» (Ж. Я. Котин), реактивный миномёт БМ-13 (А. Г. Костиков, Ю. А. Победоносцев, И. И. Гвай и др.), штурмовик Ил-2 (С. В. Ильюшин).

С января 1939 г. по 22 июня 1941 г. промышленность СССР дала армии 17745 боевых самолетов, свыше 7 тыс. танков, около 30 тыс. полевых орудий, почти 52,4 тыс. минометов.

В годы Великой Отечественной войны на выпуск военной продукции было переключено производство практически всех отраслей промышленности СССР. Предметы военного потребления составляли около 65-68 % всей произведённой в СССР в годы войны промышленной продукции.

За счёт мобилизации внутренних резервов оборонная промышленность СССР уже в июле 1941 года увеличила производство на 30 %, а в августе 1941 года — на 40 % по сравнению с июнем 1941 года. Однако в последующие месяцы в результате эвакуации многих предприятий производство военной продукции резко снизилось.

В сентябре и ноябре 1941 года были образованы новые наркоматы — танковой промышленности, миномётного вооружения.

За 1942 год в СССР было произведено 28 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, в 1943 г. — 27,3, в 1944 — 34,7, в 1945 г. (с января по август) — 13,5 тыс. Боевых самолётов соответственно — 22, 33,1, 35,6, 15 тыс.; орудий всех видов и калибров — 57,4, 57,7, 41,3, 9,8 тыс.; установок реактивной артиллерии — 3,3, 3,3, 2,6, 0,8 тыс.

После Великой Отечественной войны государство продолжало уделять особое внимание развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия.

Конверсия промышленности СССР (перевод на выпуск мирной продукции), сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17 %, завершилась в 1946 году.

19 марта 1992 года было принято решение о конверсии оборонной промышленности России.

[править] Государственная политика

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 226 утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 года».[8]

[править] Регионы

[править] Брянская область

Новозыбковский машиностроительный завод основан в 1970 году в городе Новозыбкове Брянской области.

[править] Населённые пункты

[править] Санкт-Петербург

К началу Первой мировой войны в Санкт-Петербурге производилось 70 % российской электротехники и примерно 25 % машин и оборудования.

[править] Предприятия

[править] Арзамасский машиностроительный завод

Арзамасский машиностроительный завод основан в 1972 году.

[править] Калужский турбинный завод

Калужский турбинный завод основан 9 июля 1946 года.

[править] Красноярский машиностроительный завод

Красноярский машиностроительный завод основан в 1932 году.

[править] Московский прожекторный завод

Московский прожекторный завод основан в 1932 году на базе прожекторного отдела Электрокомбината.

[править] Нефтемаш

Краснодарский завод «Нефтемаш» основан в июне 1949 года.

[править] Новокраматоский завод тяжёлого машиностроения

В 1934 году был введён в эксплуатацию Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения.

[править] Сормовский завод

Сормовский завод в годы НЭПа стал крупнейшим поставщиком паровозов, дизелей, барж разного типа.

[править] Томский подшипниковый завод

Томский подшипниковый завод был основан в ноябре 1941 года на базе эвакуированного в Томск завода ГПЗ-1. До 1992 года предприятие называлось ГПЗ-5 (Государственный подшипниковый завод № 5).

[править] Уральский завод тяжёлого машиностроения

В 1933 году был введён в эксплуатацию Уральский завод тяжёлого машиностроения.

[править] Показатели

В 1926/27 г. продукция машиностроения СССР на одну треть превысила продукцию 1913 г.[9]

За период с 1990 года до 1996 год в промышленном производстве доля машиностроения сократилась с 30 % до 17 %.

[править] Примечания

  1. Современная история международных отношений: 1991—2016: Учеб. пособие / А. В. Фененко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017
  2. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  3. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  4. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  5. Немецкий след в истории отечественной авиации
  6. Немецкий след в истории отечественной авиации
  7. [E.A.Zubov_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]
  8. http://www.komitet3.km.duma.gov.ru/file.xp?idb=718748&fn=%CE%E1%F1%F3%E6%E4%E5%ED%E8%E5%20%F2%E5%F5%ED%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E3%EE%20%EF%E5%F0%E5%E2%EE%EE%F0%F3%E6%E5%ED%E8%FF%20%EE%F2%F0%E0%F1%EB%E5%E9%20%EC%E0%F8%E8%ED%EE%F1%F2%F0%EE%E5%ED%E8%FF.doc&size=68608
  9. Всемирная история. Том IX
Машиностроение России в XX веке
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000


Машиностроение России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XX веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиКредитыДепозитыДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты