Машиностроение России в XX веке
Материал из Documentation.
В декабре 1925 года был утверждён план строительства новых машиностроительных заводов, в том числе тракторного на Волге, вагонного в Нижнем Тагиле, завода тяжелого машиностроения в Свердловске, заводов сельскохозяйственного машиностроения в Челябинске и Ростове-на-Дону.
Наркомат оборонной промышленности СССР в январе 1939 года был разделён на четыре самостоятельных общесоюзных наркомата: авиационной промышленности (руководители: М. М. Каганович, А. И. Шахурин), судостроительной промышленности (И. Ф. Тевосян, И. И. Носенко), вооружения (Б. Л. Ванников, Д. Ф. Устинов), боеприпасов (И. П. Сергеев, П. Н. Горемыкин).
В соответствии с задачами мирного времени после Великой Отечественной войны была проведена реорганизация ряда наркоматов. В 1946 году наркомат боеприпасов стал Министерством сельскохозяйственного машиностроения, наркомат минометного вооружения — Министерством машиностроения и приборостроения, наркомат танковой промышленности — Министерством транспортного машиностроения.
В 1985 году в СССР был взят курс на ускоренное развитие машиностроения.
На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. приоритетом было названо ускоренное развитие машиностроения.[1]
[править] Отрасли
[править] Авиационная промышленность
В 1917 г. в России насчитывалось 16 авиационных заводов, на которых трудилось более 10 тыс. человек. Из них только 7 были чисто авиационными, остальные имели смешанное производство.[2]
По приблизительным подсчётам, основной капитал всех авиационных предприятий России в 1917 г. составлял 67 млн руб., то есть 4 % от фондов всего машиностроения.[3]
Во второй половине 1917 г. из-за недостатка двигателей и ухудшения снабжения российские авиационные заводы снизили свою производительность.[4]
26 января 1940 года вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о необходимости резкой интенсификации использования материальных и трудовых ресурсов для развития авиации.[5]
Общий объем капитальных вложений в авиастроение СССР в 1940 г. составил 1 млрд 670 млн рублей.[6]
[править] Ракетостроение
В апреле 1946 года ракетостроение СССР было выделено в самостоятельную отрасль оборонной промышленности.
[править] Сельскохозяйственное машиностроение
В 1929 году был введён в эксплуатацию завод Ростсельмаш.
[править] Автомобильная промышленность
В 1932 году был введён в эксплуатацию Горьковский автомобильный завод.
[править] Радиоэлектронная промышленность
Начиная с 1969 года, радиоэлектронная промышленность СССР переключилась на производство преимущественно машин Единой Системы и Системы Малых ЭВМ.
[править] Двигателестроение
[править] Дизельное двигателестроение
11 января 1939 г. Дизельное производство ХПЗ им. Коминтерна выделено в самостоятельный дизельный завод, получивший сначала название Государственный дизелестроительный завод 18-го ГУ Наркомавиапрома (НКАП), а позднее — Союзный завод № 75 НКАП. Директор завода — бывший сотрудник ЦИАМ Г. Д. Брусникин.[7]
[править] Ракетное двигателестроение
С 1997 года «Энергомаш» поставляет в США двигатели РД-180 для ракеты «Атлас 3».
[править] Оборонная промышленность
В декабре 1936 года был образован общесоюзный Наркомат оборонной промышленности (наркомы: М. Л. Рухимович, 1936—1937 годв; М. М. Каганович, 1937—1939 годы).
В то время как среднегодовой темп прироста валовой продукции всей промышленности СССР за три года третьей пятилетки (1938—1940 годы) составил 13 %, продукция оборонной промышленности возрастала на 39 % ежегодно. Таким образом, ежегодный прирост военной продукции в СССР в 1938—1940 годах втрое превосходил прирост всей промышленной продукции.
В конце 1930-х — начале 1940-х годов в СССР шло освоение производства новых видов военной техники: танк Т-34 (конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко), тяжелый танк «Клим Ворошилов» (Ж. Я. Котин), реактивный миномёт БМ-13 (А. Г. Костиков, Ю. А. Победоносцев, И. И. Гвай и др.), штурмовик Ил-2 (С. В. Ильюшин).
С января 1939 г. по 22 июня 1941 г. промышленность СССР дала армии 17745 боевых самолетов, свыше 7 тыс. танков, около 30 тыс. полевых орудий, почти 52,4 тыс. минометов.
В годы Великой Отечественной войны на выпуск военной продукции было переключено производство практически всех отраслей промышленности СССР. Предметы военного потребления составляли около 65-68 % всей произведённой в СССР в годы войны промышленной продукции.
За счёт мобилизации внутренних резервов оборонная промышленность СССР уже в июле 1941 года увеличила производство на 30 %, а в августе 1941 года — на 40 % по сравнению с июнем 1941 года. Однако в последующие месяцы в результате эвакуации многих предприятий производство военной продукции резко снизилось.
В сентябре и ноябре 1941 года были образованы новые наркоматы — танковой промышленности, миномётного вооружения.
За 1942 год в СССР было произведено 28 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, в 1943 г. — 27,3, в 1944 — 34,7, в 1945 г. (с января по август) — 13,5 тыс. Боевых самолётов соответственно — 22, 33,1, 35,6, 15 тыс.; орудий всех видов и калибров — 57,4, 57,7, 41,3, 9,8 тыс.; установок реактивной артиллерии — 3,3, 3,3, 2,6, 0,8 тыс.
После Великой Отечественной войны государство продолжало уделять особое внимание развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия.
Конверсия промышленности СССР (перевод на выпуск мирной продукции), сопровождавшаяся сокращением объёмов производства на 17 %, завершилась в 1946 году.
19 марта 1992 года было принято решение о конверсии оборонной промышленности России.
[править] Государственная политика
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 226 утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 года».[8]
[править] Регионы
[править] Брянская область
Новозыбковский машиностроительный завод основан в 1970 году в городе Новозыбкове Брянской области.
[править] Населённые пункты
[править] Санкт-Петербург
К началу Первой мировой войны в Санкт-Петербурге производилось 70 % российской электротехники и примерно 25 % машин и оборудования.
[править] Предприятия
[править] Арзамасский машиностроительный завод
Арзамасский машиностроительный завод основан в 1972 году.
[править] Калужский турбинный завод
Калужский турбинный завод основан 9 июля 1946 года.
[править] Красноярский машиностроительный завод
Красноярский машиностроительный завод основан в 1932 году.
[править] Московский прожекторный завод
Московский прожекторный завод основан в 1932 году на базе прожекторного отдела Электрокомбината.
[править] Нефтемаш
Краснодарский завод «Нефтемаш» основан в июне 1949 года.
[править] Новокраматоский завод тяжёлого машиностроения
В 1934 году был введён в эксплуатацию Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения.
[править] Сормовский завод
Сормовский завод в годы НЭПа стал крупнейшим поставщиком паровозов, дизелей, барж разного типа.
[править] Томский подшипниковый завод
Томский подшипниковый завод был основан в ноябре 1941 года на базе эвакуированного в Томск завода ГПЗ-1. До 1992 года предприятие называлось ГПЗ-5 (Государственный подшипниковый завод № 5).
[править] Уральский завод тяжёлого машиностроения
В 1933 году был введён в эксплуатацию Уральский завод тяжёлого машиностроения.
[править] Показатели
В 1926/27 г. продукция машиностроения СССР на одну треть превысила продукцию 1913 г.[9]
За период с 1990 года до 1996 год в промышленном производстве доля машиностроения сократилась с 30 % до 17 %.
[править] Примечания
- ↑ Современная история международных отношений: 1991—2016: Учеб. пособие / А. В. Фененко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Немецкий след в истории отечественной авиации
- ↑ Немецкий след в истории отечественной авиации
- ↑ [E.A.Zubov_Dvigateli_tankov_(iz_istorii_tankostro(BookSee.org).pdf Двигатели танков (из истории танкостроения)]
- ↑ http://www.komitet3.km.duma.gov.ru/file.xp?idb=718748&fn=%CE%E1%F1%F3%E6%E4%E5%ED%E8%E5%20%F2%E5%F5%ED%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E3%EE%20%EF%E5%F0%E5%E2%EE%EE%F0%F3%E6%E5%ED%E8%FF%20%EE%F2%F0%E0%F1%EB%E5%E9%20%EC%E0%F8%E8%ED%EE%F1%F2%F0%EE%E5%ED%E8%FF.doc&size=68608
- ↑ Всемирная история. Том IX
Машиностроение России в XX веке | |
---|---|
1900-е | 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 |
1910-е | 1910 • 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 |
1920-е | 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 |
1930-е | 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 |
1940-е | 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 |
1950-е | 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 |
1960-е | 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 |
1970-е | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 |
1980-е | 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 |
1990-е | 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 |
2000-е | 2000 |