Як-130

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Учебно-боевой самолёт Як-130
Учебно-боевой самолёт Як-130

Як-130 — двухместный учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ Яковлева.

Предназначен для подготовки лётчиков современных и перспективных боевых самолётов. Также может использоваться в качестве лёгкого штурмовика.[1]

Содержание

[править] Характеристики

В корпорация «Иркут» подчеркивают, что высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации. Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять этот самолёт в ходе обучения и при решении боевых задач.[2]

Самолёт оснащен системами выброса пассивных помех, сбивающих с курса ракеты противника с тепловой системой самонаведения.[3]

Самолёт имеет электродистанционную комплексную систему управления — она выполняет функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта. Система позволяет в учебных целях перепрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Стоит отметить, что Як-130 очень тяжело ввести в штопор, а если это все же случилось, достаточно просто отпустить рули — и самолет сам выходит из штопора и продолжает безопасное пилотирование.[4]

Как пояснил лётчик, принимавший участие в испытании Як-130, машина «очень хороша и проста в управлении», но есть и подводные камни для молодых лётчиков, обучающихся на Як-130. «У него очень хорошая защита от ошибок лётчика, но после него люди уже теряют лётные навыки, когда переучиваются на Су-25 и Су-24. Як-130, он как Airbus, — защищен от дурачка, потому что взять тот же взлет: РУС [ручка управления самолетом] на Як-130 берется на себя до упора, на старых же самолетах Су-25 и Су-24 такого делать категорически нельзя. Система защиты от сваливания [сложное пространственное положение, когда летчик теряет пространственную ориентировку, а самолет выходит за пределы летных ограничений] большая. Если в дальнейшем после Як-130 переучиваться на Су-30, то это идеально», — сказал лётчик.[5]

[править] Вооружение

Як-130 может нести боевую нагрузку до трёх тонн, в том числе ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», а также высокоточные управляемые авиабомбы, бомбы свободного падения, неуправляемые ракеты, пушечные контейнеры и подвесные топливные баки.[6]

[править] Двигатели

У Як-130 два турбореактивных двухконтурных двигателя АИ-222-25 с тягой по 2500 кг. Разработкой его совместно с Россией занималось запорожское МКБ «Прогресс» — примерно половина комплектующих для этой силовой установки поставлялась с Украины. Как сообщал в конце 2014 года начальник управления военных представительств Минобороны полковник Олег Степанов, мероприятия по импортозамещению украинских покупных комплектующих изделий для производства двигателя АИ-222 самолета Як-130 выполнены — производство освоили в Научно-производственном центре газотурбостроения «Салют» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию).[7]

[править] Производство

Иркутский авиационный завод занимается производством самолёта Як-130.[8]

[править] В Вооружённых силах России

Первые поставки самолётов Як-130 российским военным начались в 2010 году.[9]

К началу 2016 года ВКС России суммарно получили 79 серийных самолётов Як-130, из которых 12 машин первых двух серий были построены на ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» по контракту 2005 года, а ещё 67 — на Иркутском авиационном заводе ПАО «Корпорация „Иркут“» по двум контрактам — 2011 года на 55 самолетов, и 2014 года ещё на 12 самолётов.[10]

В ВВС России самолёты Як-130 замещают устаревающие тренировочные самолёты L-39 чешского производства.[11]

[править] Экспорт

Экспортные поставки Як-130 начались в 2011 году.[12]

По состоянию на апрель 2016 года самолёты Як-130 стоят на вооружении Алжира (16 штук), Бангладеш (поставлено 6 самолетов из 16 заказанных) и Белоруссии, куда весной 2015 года были поставлены первые четыре самолёта, а уже в августе того же года на авиасалоне МАКС Минск заключил контракт с «Иркутом» на поставку ещё одной партии из четырёх Як-130.[13]

[править] Потери

По состоянию на апрель 2016 года с момента создания было потеряно всего три Як-130. При этом серийный только один, в результате этой аварии в Астраханской области в апреле 2014 года погиб один из лётчиков.[14]

[править] Оценки

Как отмечает американский аналитик Томас Ньюдик, сегодняшние российские многоцелевые учебно-боевые самолеты — «весьма жизнеспособная и довольно экономичная альтернатива обычным истребителям — даже тем, которые появились по ту сторону „железного занавеса“».[15]

[править] Перспективы

В 2018 году 10 Як-130 планируется передать в Вооружённые силы России.[16]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  2. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  3. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  4. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  5. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  6. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  7. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  8. Поставки военных самолетов Министерству обороны России в 2014 году. 11 января 2015
  9. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  10. Контракт на еще 30 самолетов Як-130 для ВКС России. 18 апреля 2016
  11. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  12. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  13. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  14. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  15. «Машина с защитой от дурачков». Минобороны закупило 30 новейших учебно-боевых самолетов Як-130. 17 апреля 2016
  16. [1]
  17. [2]
Як-130
История  XX векXXI век
Комплектующие и материалы  ДвигателиКрылоФюзеляжШасси
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжном Судане
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Темы  РазработкаПроизводствоСравнение с аналогами


Военное самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство истребителейПроизводство бомбардировщиковПроизводство штурмовиковПроизводство военно-транспортных самолётовПроизводство учебно-боевых самолётов
Производимые самолёты  Су-35Су-30Су-34МиГ-29Ил-76МД-90АЯк-130Су-57МиГ-35 (проект) • А-100 (проект) • Ту-160М2 (проект) • ПАК ДА (проект) • Ил-112В (проект) • Ил-78М-90А (проект) • Ил-276 (проект)
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты