Бартерные операции в России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] До 1992 года
Прямой обмен товарами и услугами существовал ещё в плановой экономике.[1] Правда, его экономический смысл не имел особого отношения к рыночной логике.[1] Такой обмен затевался предприятиями не ради увеличения сбыта собственной продукции, а для получения материальных ресурсов, которые нельзя было получить в рамках централизованного распределения.[1] С технологией классических бартерных сделок российские предприятия познакомились позже — уже после начала рыночных экспериментов в позднем СССР.[1] Примерно с конца 1989 года некоторые производители получили право напрямую экспортировать свою продукцию.[1] При организации бартерных операций отечественный и зарубежный партнёры устанавливали на свои товары и услуги условные цены в какой-либо валюте.[1] Обмен осуществлялся в соответствии с этими ценами, но фактически перевода денег со счета на счет не происходило, и в распоряжение каждого из партнёров поступало только определенное совместным договором количество продукции.[1] Таким образом, прямой обмен товаров на товары позволял обоим партнёрам обходить проблему неконвертируемости рубля и некоторых зарубежных валют, а также увеличивать объёмы собственных продаж.[1]
Впоследствии, когда система централизованного снабжения начала рушиться, а благополучие предприятий всё больше и больше стало зависеть от собственных доходов, масштабы бартерных сделок начали расти и внутри страны.[1]
[править] 1992—1999 годы
В 1992 году, после либерализации цен и попыток ужесточения монетарной политики, натуральный обмен товарами и услугами быстро превратился в чрезвычайно распространённое явление.[1] Предприятия, у которых на расчётном счёте не было денег для расплаты с партнёрами, но имелась готовая продукция, посредством бартерных операций поддерживали нормальную хозяйственную деятельность и предотвращали остановки производства.[1] Таким образом, в условиях нехватки денежных средств эти операции помогали ускорять оборот реального капитала (хотя в нормальной ситуации натуральный обмен обычно осуществляется медленнее, чем сделки на основе денежных платежей).[1]
На многих предприятиях, по оценкам их представителей, в некоторые периоды времени до 95 % сделок осуществлялось в бартерной форме.[1]
Особенно активно бартерные операции использовались в рамках замкнутых технологических циклов.[1] В частности, металлурги часто расплачивались своей продукцией за товары и услуги угольщиков, машиностроителей и железных дорог; электростанции — за поставки энергоносителей и транспортное обслуживание.[1] А химическое предприятие ПО «Азот» из Кемерова, например, в своё время частично погашало свои долги перед электроэнергетиками, снабжая их наполнителями для фильтров ТЭЦ.[1] Таким образом, там, где существовали обусловленные технологией производства встречные поставки, бартерный обмен стал надежным средством сохранения кооперационных связей в условиях нехватки у партнёров денежных средств.[1]
К бартеру предприятия прибегали и в тех случаях, когда им было невыгодно проводить платежи через свой банковский счет.[1] Ситуации такого рода возникали, например, в случае наличия крупной задолженности перед энергоснабжающими организациями или по бюджетным платежам, когда любые появлявшиеся на счете предприятия деньги могли быть списаны в пользу влиятельного кредитора в безакцептном порядке.[1]
Начав использовать бартерные сделки, предприятия очень скоро поняли, что натуральный обмен создаёт, помимо прочего, возможность весьма эффективно уклоняться от налогов.[1] В этих целях участники подобных операций обменивали продукцию по условным стоимостям, заметно (иногда в несколько раз) уступавшим рыночным ценам, занижая, таким образом, реальный оборот и, соответственно, налогооблагаемую базу.[1]
Борясь с этим явлением, правительство ввело в налоговое законодательство нормы, в соответствии с которыми нельзя было продавать или обменивать продукцию по ценам ниже себестоимости.[1] Однако опытные бухгалтеры и налоговые консультанты постоянно изобретали всё новые способы, позволявшие обойти эти нормы.[1] Они манипулировали величиной себестоимости, относя издержки на другие виды продукции (заодно уменьшая номинальную прибыль); объявляли, что часть затрат была произведена в предшествующие годы и калькулировали ее по ценам прошлых периодов и т. д.[1] Кроме того, многоступенчатые бартерные и бартерно-денежные схемы сотрудничества, проводимые с участием нескольких партнёров по принципу взаимозачёта, во многих случаях позволяли вообще не отражать реальные сделки в официальном бухгалтерском делопроизводстве, полностью выводя их из-под налогообложения.[1]
В других случаях предприятия наоборот умышленно завышали стоимость товаров и услуг, получаемых по бартеру.[1] Это позволяло им искусственно увеличивать издержки, отражаемые в бухгалтерских отчётах, и таким образом занижать базу по налогу на прибыль.[1]
Своеобразной формой бартерных операций стала выдача зарплаты готовой продукцией.[1] В 1992 году некоторые предприятия, не имея в достатке наличных денег, стали рассчитываться со своими работниками натурой, предлагая последним самим реализовывать полученные в качестве зарплаты товары.[1] Помимо решения трудовых проблем этот метод, судя по всему, давал предприятиям возможность уменьшать некоторые обязательные платежи и налоги (например, начисления на фонд заработной платы).[1] Кроме того, предприятия, таким образом, отчасти решали свои сбытовые проблемы и снижали издержки реализации.[1] В ряде случаев такая форма получения трудовых доходов оказалась выгодной и для работников.[1] Поэтому, несмотря на архаичность подобного стиля взаимоотношений работников и работодателей, метод надолго прижился на некоторых предприятиях и, в первую очередь, на тех, которые производили сами или получали от своих партнеров потребительские товары массового спроса.[1] Примерами такого рода были стекольные заводы в Дятькове (Брянская область) и Гусь-Хрустальном (Владимирская область), ряд машиностроительных заводов, производивших металлическую посуду, и некоторые другие предприятия, вблизи которых в 1990-е годы существовали оживленные самодеятельные рынки, где работники торговали изделиями собственного производства.[1]
Однако в целом организация бартерных операций была сложным и трудоемким делом.[1] Недостаточная ликвидность большинства материальных продуктов сильно ограничивает сферу применения подобных сделок.[1] Использование многоступенчатых и смешанных натуральноденежных схем обмена ненамного расширяет этот диапазон.[1] Кроме того, постепенное распространение принципа 100%-й предоплаты на бартерные сделки сделало их слишком длительными, в результате чего в значительной степени терялся смысл их применения.[1] Вот почему в 1994—1995 годах, когда более-менее наладились новые кооперационные связи, были выработаны более эффективные способы ухода от налогов, а проблема нехватки оборотных средств смягчилась массовыми неплатежами, роль бартерных операций в поддержании устойчивости предприятий несколько уменьшилась.[1] Однако и в этот период времени, судя по некоторым данным, на большинстве крупных предприятий доля бартерных операций составляла не менее 10-30 % общего числа сделок, а в чёрной металлургии, например, доля бартера в товарном обмене до поры до времени держалась на уровне 70-80 %.[1]
Повторный всплеск бартерных операций и взаимозачётов имел место в период, предшествовавший финансовому кризису 1998 года.[1] В это время ограничительная монетарная политика финансовых властей спровоцировала очередное резкое обострение «денежного голода» в российской экономике.[1] Как следствие, в 1998 году доля бартерных операций поднялась, по данным Российского Экономического Барометра, до 51 %.[1]
В 1990-е годы бартерные сделки использовались и для противодействия быстрому обесценению денег, и для восстановления производственных связей, и с целью уклонения от налогов, и с целью преодоления нехватки оборотных средств, и для увеличения объемов сбыта.[2]
Вплоть до начала 2000-х годов бартерные операции, несмотря на их нетехнологичность и дороговизну, сохранялись как масштабное явление.[1]
[править] 2000-е годы
2001 год можно считать годом прощания с засильем бартера в России. Он опустился до уровня, характерного для большинства рыночных стран.[3]
В 2000-х годах круг задач, решаемых при помощи бартерных сделок, резко сузился по сравнению с 1990-ми годами.[2] В новых экономических условиях сохранился только один серьёзный мотив для проведения бартерных сделок — устойчивая нехватка оборотных средств для проведения сделок между партнёрами.[2] Для решения прочих проблем, решавшихся с помощью бартера в 1990-е годы, предприятия теперь могли найти более дешёвые способы.[2] Это было связано с тем, что в нормальных условиях бартерные сделки обычно влекут за собой более значительные трансакционные издержки, чем сделки при помощи «живых» денег.[2] Поэтому уменьшение числа форс-мажорных ситуаций в экономике постепенно превращало бартерный обмен в неконкурентоспособную технологию.[2]
Таким образом, из всеобщего явления бартер трансформировался в специфический вид деятельности, который стал использоваться только в некоторых случаях.[2] Как следствие, доля предприятий, полностью отказавшихся от бартерных сделок, в годы экономического подъема устойчиво росла.[2] Если к началу 2001 года бартерные сделки исключили из своей практики только 22,60 % предприятий, то в начале 2008 года, по данным ИНП РАН, таких предприятий было уже 70,29 %.[2] Если в 1999 году бартерные сделки и взаимозачёты с целью преодоления нехватки оборотных средств использовали 66,39 % опрошенных предприятий, то к 2008 году эта доля сократилась почти в 10 раз — до 7,10 %.[2]
[править] Ссылки
- Задолженность по заработной плате, доля бартера в продажах и реальный обменный курс рубля, январь 1994 г. — июнь 1999 г.[2]
[править] Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 'Кувалин Д. Б. «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009
- ↑ [1]