Железнодорожное машиностроение Украины
Материал из Documentation.
Железнодорожное машиностроение Украины — отрасль машиностроения Украины. С 2014 года переживает тяжёлый кризис, связанный с сокращением доступа на российский рынок для предприятий Украины.
Содержание |
[править] История
Изготовители вагонов, локомотивов и частей к ним в последние годы входили в число ведущих экспортёров на Украине, уступая только металлургам, химикам и аграриям. В рекордном 2011 году продажи этой продукции принесли стране почти $4,5 млрд валютных поступлений. При этом около 90 % поставок приходилось на страны СНГ, в первую очередь Россию, составляя более трети украинского экспорта машиностроительной продукции на этом направлении.[1]
Спад в украинском вагоностроении наметился ещё в 2012 году, когда объём производства сократился на 10,3 % по сравнению с предыдущим годом. Тогда его основной причиной стали экономические факторы. Российский рынок вагонов после бума 2010—2011 годов оказался перепроданным, что привело к падению спроса. В дальнейшем свою роль сыграло ужесточение конкуренции. В России был введен в строй Тихвинский вагоностроительный завод, с ходу отобравший часть рынка у прежних поставщиков, а на «Уралвагонзаводе» был реализован проект расширения производственных мощностей.[2]
Ухудшение отношений с Россией в 2013 году немедленно сказалось на положении украинских вагоностроителей. К экономическим проблемам прибавилась протекционистская политика российских властей по защите интересов собственных производителей. Под предлогом снижения качества продукции ряд украинских компаний лишились лицензий на поставку своих изделий на российский рынок. Таким образом, по итогам 2013 года производство железнодорожных вагонов на Украине упало ещё на 46,5 %.[3]
В конце 2013 года появились было признаки исправления ситуации, но после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года вопрос о возвращении украинских вагонов на российский рынок отпал. Результаты для отрасли оказались катастрофическими. В I полугодии 2014 года в стране было изготовлено 3,48 тыс. вагонов, что на 77 % меньше, чем в тот же период годом ранее. Для сравнения, в 2011 году объём производства составил 52,3 тыс., а в кризисном 2009 году — 13 тыс. Сейчас мощности украинских предприятий отрасли загружены не более чем на 10 %.[4]
Прекращение экспорта в Россию привело к тому, что Кременчугский сталелитейный завод — главный производитель вагонного литья на Украине — приостановил работу с февраля 2014 года. Подавляющую часть продукции этот завод поставлял в Россию, а попытки выйти на рынки Европы и Северной Америки оказались неудачными.[5][6]
Начиная с марта 2014 года началось массовое приостановление Россией действия выданных ранее сертификатов соответствия для украинских производителей: ОАО «Крюковский вагоностроительный завод», ОАО «Днепропетровский стрелочный завод», ОАО «Азовобщемаш», ГП «Харьковский машиностроительный завод» и других.[7]
[править] Компании
Крупнейшие предприятия:
- АО «Азовмаш»
- АО «Крюковский вагоностроительный завод»
- АО «Стахановский вагоностроительный завод»
- АО «Днепровагонмаш»
Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) производит выпуск подвижного состава повышенной грузоподъёмности (универсальные полувагоны, оснащённые тележкой типа Барбер с максимальной нагрузкой на ось до 25 тонн), которые хоть и разрабатывались по заказу «Укрзализницы», но поставлялись (до недавнего времени) в основном в Россию, где использовались «РЖД» и другими перевозчиками.[8]
[править] Показатели
Индекс производства железнодорожных локомотивов и подвижного состава на Украине (% к предыдущему году):
- 2007 год: 166,4 %[9]
- 2008 год: 107,7 %[10]
- 2009 год: 36,1 %[11]
- 2010 год: 245,3 %[12]
- 2011 год: 125,5 %[13]
- 2012 год: 100,6 %[14]
- 2013 год: 65,5 %[15]
- 2014 год: 37,3 %[16]
- 2015 год: 41,4 %[17]
- 2016 год: 106,4 %[18]
- 2017 год: 202,4 %[19]
- 2018 год: 132,0 %[20]
[править] Ссылки
- Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России
- Крюковский вагонзавод в 2013 году сократил прибыль в 2,3 раза
- После хунты — хоть потоп. 23 июля 2014
- Выпуск грузовых вагонов на Крюковском заводе значительно уменьшился. 9 октября 2014
- В Мариуполе с «Азовмаша» увольняют тысячи людей. 21 ноября 2014
- Россия подготовила Украине транспортную ловушку. 11 августа 2015
- Украина увеличила производство грузовых вагонов в 2,5 раза
[править] Примечания
- ↑ Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[1]
- ↑ Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[2]
- ↑ Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[3]
- ↑ Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[4]
- ↑ Без консервантов: чем грозит остановка Кременчугского сталелитейного завода. 19 июля 2014
- ↑ Вымирающая промышленность. 31 июля 2014[5]
- ↑ Украина подала иск к России в ВТО. 21 октября 2015
- ↑ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ С ЕС И ТС: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2007—2012 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2007—2012 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2007—2012 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2007—2012 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2007—2012 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2007—2012 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2013—2017 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2013—2017 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2013—2017 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2013—2017 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності за 2013—2017 роки
- ↑ Індекси промислової продукції за видами діяльності у 2018 році