Экономика Южной Осетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Отрасли экономики

[править] Промышленность

В советское время в Южной Осетии функционировали 27 промышленных предприятий. В связи с распадом СССР и экономической блокадой Южной Осетии, промышленными предприятиями были утеряны старые хозяйственные связи, поэтому они стали испытывать трудности со сбытом производимой продукции. Произошёл резкий спад объёмов промышленного производства.[1][2]

В настоящее время промышленный комплекс Южной Осетии представлен почти исключительно государственными предприятиями (в частном секторе действуют лишь небольшие цеха).[3]

По состоянию на середину 2012 года в Южной Осетии имелось 21 государственное унитарное промышленное предприятие. Из этих предприятий в 2011 году функционировало 12. К ним относятся заводы: «Электровибромашина»; «Эмальпровод»; Багиатский наливочный завод; Лесокомбинат; Завод пива и фруктовых вод; Юго-Осетинское предприятие хлебобулочных изделий; Полиграфическое объединение; Консервный завод; ГУП РЮО «Юголеспромхоз»; Дзауский лесхоз; Знаурский лесхоз; Ленингорский лесхоз. Десять предприятий не функционировало: Квайсинское рудоуправление; Швейная фабрика; Молочный завод; Соковый завод (Винзавод); Мясокомбинат; Мехзавод; Ленингорский пивзавод «Алутон»; Хлебоприёмное предприятие; Югостальк.[4]

В 2011 году объём производства на промышленных предприятиях Южной Осетии составил 119 млн рублей, в том числе:[5][6]

  • Хлебокомбинат — 61,4 млн рублей
  • Багиатский наливочный завод — 18,4 млн рублей
  • Полиграфическое объединение — 12,6 млн рублей
  • «Электровибромашина» — 11,3 млн рублей
  • ГУП РЮО «Юголеспромхоз» — 5,74 млн рублей
  • Завод пива и фруктовых вод — 2,47 млн рублей
  • Ленингорский лесхоз — 1,54 млн рублей
  • «Эмальпровод» — 1,05 млн рублей
  • Знаурский лесхоз — 810 тыс. рублей
  • Дзауский лесхоз — 503 тыс. рублей
  • Лесокомбинат — 128 тыс. рублей

Характерными проблемами промышленности Южной Осетии являются изношенность основных фондов, нехватка оборотных средств, отсутствие или снижение потребности на выпускаемую продукцию, дефицит квалифицированных кадров. Почти все действующие предприятия являются убыточными. На многих предприятиях эксплуатируется изношенное, морально устаревшее оборудование, что отрицательно сказывается на качестве производимых товаров.[7][8]

Кредиторская задолженность южноосетинских предприятий в 2011 году увеличилась на 35 % и составила 89,7 млн рублей.[9]

[править] Агропромышленный комплекс

Общая площадь земель по землепользователям в Южной Осетии составляет 310 тыс. га. Площадь сельхозугодий составляет 84,1 тыс. га, из них пашни — 13,1 тыс. га, пастбища — 64,3 тыс. га, сенокосы — 6,67 тыс. га.[10]

В 2011 году полученная продукция сельского хозяйства по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 31 % и составила 7,19 млн рублей, в том числе продукция растениеводства — 3,46 млн рублей, продукция животноводства — 3,73 млн рублей.[11]

За 2011 году в хозяйствах Южной Осетии было посеяно зерновых и зернобобовых культур на площади 707 га (в 2010 году — 793 га), в том числе озимая пшеница — 530 га (в 2010 году — 431 га), ячмень яровой — 165 га (в 2010 году — 322 га), овёс — 12 га (в 2010 году — 40 га). Из общей площади посевов (707 га) общественными хозяйствами посеяно 267 га, а фермерскими хозяйствами — 440 га. За 2011 год валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 9,77 тыс. центнеров (в 2010 году — 5,54 тыс. центнеров), в том числе озимая пшеница — 7,97 тыс. центнеров, яровой ячмень 1,74 тыс. центнеров. Из общего количества сбора (9,77 центнеров) общественными хозяйствами собрано 3,81 тыс. центнеров (в 2010 году — 2,67 тыс. центнеров), а фермерскими хозяйствами 5,95 тыс. центнеров (в 2010 году — 2,87 тыс. центнеров).[12]

По состоянию на 1 января 2012 года в Южной Осетии (по общественным и фермерским хозяйствам) поголовье крупного рогатого скота составило 18,9 тыс. голов, что на 676 голов меньше, чем на 1 января 2011 года. Из указанного количества скота 17,5 тыс. голов приходится на хозяйства населения, и 1,34 тыс. голов — на фермерские хозяйства. Поголовье коров в 2011 году уменьшилось на 767 голов и составило 11,2 тыс. голов. Поголовье свиней увеличилось на 712 голов и составило 3,86 тыс. голов. Поголовье овец и коз увеличилось на 686 голов и составило 11,0 тыс. голов. Поголовье телят уменьшилось на 491 голову и составило 1,92 тыс. голов. Количество пчелосемей составило 1,99 тыс. ульев (в 2010 году — 2,76 тыс. ульев). Распределение крупного рогатого скота по районам представляет следующим образом: Ленингорский район — 4,60 тыс. голов или 24 %; Цхинвальский район — 4,96 тыс. голов или 26 %; Знаурский район — 3,75 тыс. голов или 20 %; Дзауский район — 5,44 тыс. голов или 29 %; город Цхинвал — 148 голов или 1 %.[13]

В 2011 году в рамках Инвестиционной программы агропромышленной отрасли Южной Осетии было выделено 339 млн рублей, в том числе для развития:[14]

  • молочного животноводства — 130 млн рублей
  • мясного животноводства — 58,3 млн рублей
  • ветеринарии — 1,5 млн рублей
  • кормопроизводства — 16,4 млн рублей
  • овощеводства — 5,25 млн рублей
  • садоводства — 35,1 млн рублей
  • комплекса перерабатывающих производств — 84,5 млн рублей
  • терминала для хранения и реализации продуктов питания — 37,4 млн рублей
  • комбикормового завода — 10,0 млн рублей
  • рыболовства — 5,55 млн рублей
  • пчеловодства — 1,76 млн рублей

Основные проблемы агропромышленного комплекса Южной Осетии:[15]

  • Отсталость материально-технической базы и технологий сельскохозяйственного производства;
  • Сокращение трудоспособного населения в сельской местности;
  • Неполная обрабатываемость сельскохозяйственных угодий;
  • Снижение поголовья крупного рогатого скота;
  • Низкий уровень развития таких отраслей, как разведение овец и коз, птицеводства, виноградарства, выращивание овощей и фруктов.

[править] Транспорт

Основная статья: Транспорт Южной Осетии

За 2011 год РГУП «УАТ-ЮО» была проведена работа по возобновлению движения автотранспорта по международным, городским и сельским маршрутам и оказанию транспортных услуг. За 2011 год полученные общие доходы от перевозок пассажиров и оказания транспортных услуг, по сравнению с 2010 годом, увеличились на 9,54 млн руб. и составили 24,2 млн руб. Объём перевезённых грузов составил 139 тыс. тонн. Доходы от грузовых перевозок составили 4,71 млн рублей, а расходы — 4,01 млн рублей. Пассажирооборот по сравнению с 2010 годом уменьшился на 307 тыс. пас. км. и составил 6,20 млн пас. км. Доходы от перевозок пассажиров за 2011 год составили 19,5 млн рублей (в 2010 году — 14,6 млн рублей), а расходы 24,6 млн рублей (в 2010 году — 21,0 млн рублей). Убытки по итогам работы предприятия за 2011 год составили 5,15 млн рублей, хотя сумма выпадающих доходов пассажирских перевозок правительством Южной Осетии была компенсирована. Среднесписочная численность работников автотранспорта увеличился по сравнению с 2010 годом на 29 человек и составила 144 человек. Фонд начисленной заработной платы также увеличился на 3,65 млн рублей и составил 12,8 млн рублей. Среднемесячная заработная плата составляет 7431 рублей.[16]

Развивается дорожное строительство по федеральным стандартам России.[17]

Функционирует газопровод «Дзуарикау — Цхинвал» (введён в эксплуатацию в августе 2009 года). Газопровод идёт из Дзуарикау (Северная Осетия) через Кавказский хребет и город Квайса до Цхинвала.[18][19]

Железнодорожное сообщение с Россией отсутствует.[20]

В середине 2013 года отмечалось, что с российским участием дорабатывается проект по строительству железной дороги Алагир (Россия)- Цхинвал (Южная Осетия).[21]

[править] Связь

Основная статья: Связь Южной Осетии

Была возведена радиорелейная станция, благодаря которой стоимость телефонного сообщения между Россией и Южной Осетией снизилась с 30 до 1.80 рублей.[22]

На середину 2008 года около 85 % территории Южной Осетии было покрыто стабильным телевещанием.[23]

[править] Финансы

Основная статья: Финансы в Южной Осетии

Национальный Банк Южной Осетии основан на базе Югоосетинского управления госбанка в 1992 году.[24]

В середине 2013 года отмечалось, что в последние годы на обеспечение функционирования организаций бюджетной сферы Южной Осетии Россией выделялась ежегодно финансовая помощь порядка 2,8 млрд рублей.[25]

В декабре 2014 года правительство Южной Осетии одобрило проект закона о государственном бюджете республики на 2015 год. Вся доходная часть госбюджета составит 7,31 млрд рублей, в том числе 3,6 млрд — это финпомощь России на социально-экономическое развитие, ещё 3,6 млрд рублей — финпомощь России в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы. Налоговые и неналоговые доходы госбюджета прогнозируются в размере 633 млн рублей, что составит 9 % общего объёма доходов бюджета.[26]

[править] Полезные ископаемые

В Южной Осетии целесообразно использование ресурсов для производства строительных материалов:[27]

  • Туф в качестве стенового камня (приблизительный объем запасов 2 млн м3)
  • Мрамор как строительный, скульптурный материал, а также в качестве сырья для электротехнической и химической промышленности
  • Асбест
  • Кирпичная глина
  • Кварцевый песок
  • Серпентинит
  • Мергель

[править] Внешнеэкономические отношения

В середине 2005 года отмечалось, что Грузия поставляет природный газ в Южную Осетию по $135 за 1000 кубометров при мировой цене за газ в $120-130, при том, что сама Грузия получает газ из России по цене $60.[28]

В марте 2012 года между Южной Осетией и Россией было заключено Соглашение о торговле товарами. После вступления этого Соглашения в законную силу южноосетинской стороной не будут применяться ввозные таможенные пошлины в отношении российских товаров, ввозимых в Южную Осетию, за исключением сыра, творога, минеральной воды, спирта и вина, которые производятся в Южной Осетии.[29]

[править] Доходы населения

Осенью 2005 года отмечалось, что в настоящее время средняя зарплата в Южной Осетии составляет порядка 1000—1200 рублей, средняя зарплата — около 900 рублей.[30]

К концу 2011 года средняя пенсия в Южной Осетии составляла 1585 рублей.[31]

По итогам встречи Владимира Путина и Леонида Тибилова в Москве в конце 2012 года зарплата южноосетинских бюджетников с января 2013 года увеличена и постепенно приближается к уровню среднего заработка работников соответствующих бюджетных отраслей в Северной Осетии.[32]

[править] История

В развитии народного хозяйства Южной Осетии за 1951—1997 годы выделяются этапы, качественно отличающиеся друг от друга характером воспроизводственного процесса, темпами экономического роста, инвестиционной политикой, характером хозяйственного механизма и его эффективностью. Таких этапов три:[33]

  1. 1951—1970 годы — этап высоких темпов развития всего народного хозяйства, обеспечения расширенного воспроизводства преимущественно интенсивного типа, совершенствования структуры народнохозяйственного комплекса в условиях командно-административной системы управления и попыток ее реформирования;
  2. 1971—1985 годы — этап замедления темпов развития народного хозяйства, обеспечение расширенного воспроизводства экстенсивного типа в промышленности, усиления диспропорции в соотношении добывающих и обрабатывающих отраслей и неравномерности размещения производительных сил в условиях сохранения командно-административной системы управления;
  3. 1986—1997 годы, когда началась перестройка и осуществлялся переход к рыночной модели хозяйствования, процесс расширенного воспроизводства не обеспечивался, темпы экономического развития имели отрицательный результат.

В 2004 году к власти в Грузии пришло новое руководство во главе с Михаилом Саакашвили. Новые власти Грузии объявили незаконным весь товар, поступающий из России на территорию Южной Осетии, а всю продукцию, поступающую в Грузию из Южной Осетии — контрабандной. Усилиями Саакашвили был закрыт крупный оптовый рынок на границе между Южной Осетией и Грузией. Это нанесло достаточно серьёзный ущерб экономике Южной Осетии. Значительно сократился объём грузооборота на Транскаме, и соответственно бюджетные показатели. Осенью 2005 года премьер-министр Южной Осетии Юрий Морозов заявил, что в результате экономической блокады бюджет Южной Осетии уже потерял 90 млн рублей.[34]

В августе 2008 года произошла война в Южной Осетии, в результате которой, в частности, был нанесён значительный ущерб инфраструктуре южноосетинской промышленности.[35]

[править] Прочее

Южная Осетия активно декларирует развитие экономики в качестве одного из приоритетных направлений национальной политики. Последующие за развалом Советского Союза годы характеризуются теми же проблемами, которые актуальны и для Абхазии. Военный конфликт и в особенности отсутствие продуманной политики по разгосударствлению и развитию рыночной экономики оказало негативное влияние на региональный бизнес. Спорные ситуации в таких условиях отнюдь не являлись исключением. Нынешняя ситуация характеризуется поступательной динамикой в отношениях предпринимателей и властей. Президент Эдуард Кокойты и председатель правительства Юрий Морозов установили в качестве приоритета привлечение инвестиций в малые и средние предприятия и производства. Данный выбор обусловлен тем, что именно эти виды бизнеса являются наиболее подходящими для обеспечения социальной стабильности и роста благосостояния населения.[36]

Рассматриваются в крупные проекты, среди которых возрождение производства на Цхинвальской швейной фабрике.[37]

В декабре 2004 года на пост министра экономики Южной Осетии был назначен 33-х летний Александр Кокоев, ранее занимавший пост главы Комитета по налогам и сборам. Выпускник экономического факультета северо-осетинского госуниверситета, занимавший различные должности в МВД Южной Осетии, в органах налоговой полиции, Кокоев, используя свой российский опыт, стал одним из наиболее прогрессивных министров. Считая, что развитие мелкого и среднего предпринимательства способны поднять экономику ЮО на ноги, Кокоев занялся разработкой гибкой системы предпринимательства.[38]

В 2004 году при содействии Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного хозяйств в Джавском районе Южной Осетии был организован опорный пункт по производству семян картофеля на безвирусной основе.[39]

[править] Ссылки

[править] Регнум

[править] Osinform

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. В перспективе Южная Осетия объединится с Северной Осетией в составе России: Леонид Тибилов
  2. Пути выхода важнейшей отрасли экономики из глубокой депрессии[1]
  3. Пути выхода важнейшей отрасли экономики из глубокой депрессии[2]
  4. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[3]
  5. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[4]
  6. Пути выхода важнейшей отрасли экономики из глубокой депрессии[5]
  7. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[6]
  8. Пути выхода важнейшей отрасли экономики из глубокой депрессии[7]
  9. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[8]
  10. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[9]
  11. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[10]
  12. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[11]
  13. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[12]
  14. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[13]
  15. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[14]
  16. Итоги работы промышленных предприятий в Южной Осетии за 2011 год[15]
  17. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  18. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  19. Дзуарикау — Цхинвал
  20. В перспективе Южная Осетия объединится с Северной Осетией в составе России: Леонид Тибилов
  21. Кавказский маршрут
  22. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  23. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  24. Интервью генерального директора Национального Банка Южной Осетии ИА REGNUM
  25. «Стоять на перепутье — не лучшая позиция»
  26. Россия в 2015 году выделит Южной Осетии более 6,5 млрд рублей. 20 декабря 2014
  27. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  28. Если Южная Осетия и должна говорить о железнодорожном сообщении, то только с Россией: интервью ИА REGNUM
  29. Глава ГТК РЮО: Таможенные посты на границе Южной Осетии — один из атрибутов государственности Республики
  30. Южная Осетия — 15 лет независимости. Реалии и перспективы
  31. Идеологические аспекты восстановления и развития экономики Республики Южная Осетия (Часть 1)[16]
  32. «Стоять на перепутье — не лучшая позиция»
  33. http://www.dissercat.com/content/razvitie-narodnogo-khozyaistva-yuzhnoi-osetii-1951-1997-gg-osnovnye-napravleniya-etapy-probl
  34. Южная Осетия — 15 лет независимости. Реалии и перспективы
  35. Пути выхода важнейшей отрасли экономики из глубокой депрессии[17]
  36. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  37. http://index.integrum.ru/Images/articles_author/analitika/Georgia_conflict_2008_RU_july.pdf
  38. Южная Осетия — 15 лет независимости. Реалии и перспективы
  39. Южная Осетия — 15 лет независимости. Реалии и перспективы
Экономика
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьМашиностроениеДобывающая промышленностьОбрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Грузовой транспортПассажирский транспортЖелезнодорожный транспортАвтомобильный транспортТрубопроводный транспортМорской транспортВнутренний водный транспортВоздушный транспортКосмический транспорт
Торговля  Международная торговляРозничная торговляОптовая торговля
Финансы  СтрахованиеМежбанковские отношенияИндексМеждународный финансовый центр
Доходы населения  Заработная платаПенсииПособия по безработицеСписок стран по средней заработной плате
Цены  ИПЦИЦПДефлятор ВВПИнфляцияЦены на природный газЦены на никельЦены на медьЦены на нефть
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты