Машиностроение России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



По итогам 2011 года суммарный рост производства в машиностроительном комплексе России составил 16 % по сравнению с 2010 годом, по оценке информационного агентства AK&M. Объемы производства практически вышли на докризисные показатели: отставание от 2008 года составило всего 1 %.[1]

Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трёх машиностроительных отраслях России увеличилось в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 2,6 %. Из числа двенадцати машиностроительных подотраслей положительная динамика по итогам года отмечена только в двух — в «производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи», а также в «производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». В обоих случаях резкое увеличение производства произошло за счет выполнения гособоронзаказа.[2]

В 2015 году российское машиностроение продемонстрировало худший результат за последние шесть лет. Суммарное производство в трёх машиностроительных отраслях снизилось относительно предыдущего года на 8,9 % (расчёты ИА AK&M на основе данных Росстата). Основной причиной спада стало снижение потребительского и инвестиционного спроса. Также негативное влияние на производственные результаты оказали повышение стоимости кредитных ресурсов и рост цен на материалы.[3]

В производстве бытовой техники в России спад в 2015 году составил 2,8 %. На фоне многих других подотраслей этот результат можно считать неплохим. Выпуск холодильников снизился на 15,8 % до самого низкого уровня за последние шесть лет — 3.118 млн единиц, по данным Росстата. Производство стиральных машин также снизилось из-за падения спроса на 10,2 % до 3.485 млн штук, но по объёмам уступило только двум предыдущим годам. При этом объём производства телевизоров в 2015 году упал на 46,4 % до 8.6 млн, и был минимальным за последние шесть лет. Это связано с насыщением рынка в 2014 году, когда наблюдался ажиотажный спрос на технику из-за первой волны девальвации рубля.[4]

Производство многих видов машиностроительной продукции в России в 2016 году достигло многолетнего минимума. Это касается легковых автомобилей, некоторых видов строительной техники и пр.[5]

В 2017 году российское машиностроение, по оценке экспертов РИА Рейтинг, увеличило выпуск продукции на 3,4 %. Положительная динамика производства машиностроительной продукции зафиксирована впервые за последние три года. Во всех пяти крупных машиностроительных секторах, состояние которых исследовали эксперты РИА Рейтинг — в автомобилестроении, в крупном энергетическом машиностроении, в сельскохозяйственном, железнодорожном и дорожно-строительном машиностроении — зафиксирована положительная динамика. В 2017 году выросло производство автотранспортной техники почти на 20 %, сельскохозяйственной — в 1,5 раза, железнодорожной — на 38 %, дорожно-строительной — более чем на 30 %.[6][7]

Немаловажным фактором увеличения производства в отрасли в 2017 году стало возобновление роста инвестиций в основной капитал. До этого на протяжении нескольких лет инвестиции в основной капитал сокращались, а в 2017 году они выросли на 4,4 %. В результате, вырос внутренний спрос на инвестиционное оборудование. Правда, отчасти этот спрос удовлетворялся за счет начавшего расти импорта оборудования, но и отечественные производители инвестиционной техники смогли значительно нарастить продажи. Кроме того, возобновился рост потребительского спроса, что в немалой степени было обусловлено активизацией потребительского кредитования. Это стимулировало спрос на автомобильном рынке и на рынке бытовой техники. Кроме того, произошёл рост экспорта машиностроительной продукции, который, по оценке Федеральной таможенной службы увеличился за год на 24,6 % в физическом выражении и на 15,5 % в денежном. Например, экспорт легковых автомобилей увеличился на 24,1 %.[8]

Содержание

[править] Отрасли

[править] Ракетостроение

23 ноября 2022 года было сообщено, что стратегическая ракета «Сармат» запущена в серийное производство.[9]

[править] Авиационная промышленность

Пассажирский самолёт МС-21-300
Пассажирский самолёт МС-21-300

В марте 2020 года завершился процесс вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в госкорпорацию «Ростех». С этого момента «Ростех» стал владельцем всех ключевых российских авиастроительных активов, так как прежде объединял под своей эгидой «Вертолеты России», «Технодинамику», Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) и концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).[10]

[править] Судостроение

В 2007 году по инициативе Владимира Путина принята программа поддержки российского судостроения.[11]

[править] Железнодорожное машиностроение

Электропоезд «Ласточка»
Электропоезд «Ласточка»

Строительство в России зданий производственного комплекса по выпуску электропоездов «Ласточка» было начато 25 мая 2012 года. 25 мая 2013 года было запущено производство кузовов. Строительные и пусконаладочные работы на остальных участках завершились 11 ноября 2013 года. Параллельно строительству приобреталось оборудование и создавалась конструкторская документация на российскую модель электропоезда. Первые электропоезда завод выпустил в 2014 году. В 2017 году уровень локализации электропоезда превысил 80 %.[12]

[править] Метровагоностроение

81-775/776/777 «Москва-2020» — тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2020 года заводом ОАО «Метровагонмаш» по заказу Московского метрополитена. Вагоны модели 81-775 — моторные головные, 81-776 — моторные промежуточные, 81-777 — прицепные промежуточные.[13]

[править] Производство трамваев

В 2016—2017 годах в России наблюдался значительный рост производства трамваев, который происходил на фоне поставок 300 трамваев в Москву, обновления трамвайного парка перед чемпионатом мира по футболу, а также необходимости замены старых, изношенных трамваев с истекшим сроком эксплуатации.[14]

По итогам 2018 года объём производства трамваев в России немного снизился и составил 136 штук.[15]

В 2019 году объём производства трамваев в России достиг 214 единиц.[16]

В 2020 году объём производства трамваев в России составил 190 единиц.[17]

В 2020 году компания «ПК Транспортные системы» выпустила 128 трамвайных вагонов.[18]

[править] Автомобильная промышленность

Правительство России изменило концепцию развития российского автопрома: вместо политики государственного протекционизма по защите российских автомобилей на российском рынке решили сделать отрасль привлекательной для иностранных автомобильных концернов, чтобы они создавали совместные и новые предприятия в России. Была сформулирована принципиально новая задача: используя растущий потребительский спрос и интерес иностранных производителей к емкому российскому рынку, качественно обновить отрасль, создать мощности по производству автомобилей, способных конкурировать с импортными. Для этого в марте-апреле 2005 года правительство определило понятие «промышленная сборка» и радикально снизило (до 5 %) или вовсе отменило пошлины на ввоз иностранных комплектующих, сырья, материалов для такой сборки. Режим «промышленной сборки» облегчал создание новых и модернизацию существовавших мощностей и стал альтернативой ввозу готовых иномарок. Действующим предприятиям дали 1,5 года для организации на них сварки, окраски и сборки кузова, вновь создаваемым — 2,5 года. После этого в течение 3,5 лет предприятие обязано было на 30 % сократить ввоз автокомпонентов. В октябре 2006 года правительство подтолкнуло иностранных и российских инвесторов к организации полноценной промышленной сборки автомобилей и автокомпонентов, освободив от ввозимых пошлин более 300 автокомпонентов. Нововведения побудили к радикальным переменам и российские заводы. Они стали переходить на выпуск иномарок, не просто сокращая, а свертывая производство российских моделей.[19]

[править] Сельскохозяйственное машиностроение

Завод Claas был запущен в Краснодаре в 2005 году.[20]

[править] Тракторостроение

По данным компании «АСМ-холдинг», в 2018 году в России было произведено 7836 тракторов, что на 3,3 % меньше, чем в 2017-м. Доля отечественных марок составила 46 %, иномарок российской сборки — 54 %, из них сборка из тракторокомплектов Минского тракторного завода — 30,7 %, из комплектов Харьковского транспортного завода — 1,8 %, из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion) — 21,5 %.[21]

24 мая 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был заключен Специальный инвестиционный контракт (СПИК) с ОАО «КЭМЗ» по локализации производства чешских тракторов ANT 4135F в России.[22]

С 2013 по 2019 год выпуск российских тракторов для сельского хозяйства увеличился в 6 раз, до 3355 единиц.[23]

В 2019 году Ростсельмаш запустил в производство новую линейку тракторов.

[править] Пищевое машиностроение

Министерство промышленности и торговли России в апреле 2021 года выплатило первые в 2021 году субсидии компаниям пищевого машиностроения в целях предоставления покупателям скидки при приобретении оборудования в рамках постановления Правительства РФ № 823.[24]

[править] Двигателестроение

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14

Указом президента России в 2008 году была создана «Объединённая двигателестроительная корпорация», призванная осуществлять разработку, производство, ремонт и обслуживание широкого спектра авиационных двигателей. По состоянию на апрель 2020 года в эту интегрированную структуру входили десятки двигателестроительных КБ и серийных заводов.[25][26]

[править] Оборонная промышленность

В начале и середине 2000-х годов в России были созданы вертикально интегрированные монопольные государственные холдинговые компании в оборонной промышленности. В частности, такие холдинги были созданы в промышленности средств ПВО, в производстве авиационных средств поражения, в авиастроении, двигателестроении, судостроении.[27]

[править] Приборостроение

Указом президента России от 1 апреля 2020 года была создана «Корпорация морского приборостроения», куда вошли ключевые предприятия отрасли.[28]

[править] Радиоэлектронная промышленность

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) образован в 2009 году.[29]

[править] Кабельная промышленность

В октябре 2012 года было сообщено, что в Северске (Томская область) состоялся запуск первой очереди Западно-сибирского кабельного завода.[30]

По итогам 2016 года «Сарансккабель» вошёл в пятёрку крупнейших российских производителей кабельной продукции, по данным Ассоциации «Электрокабель».

13 сентября 2022 года было сообщено: «Инженеры Управления робототехники, инструментального и экологического мониторинга Морспасслужбы совместно с подольским АО „Электропровод“ наладили выпуск оптоволоконного кабеля для телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) инспекционного класса. Для обеспечения выпуска отечественного кабель-троса для ТНПА специалисты Морспасслужбы разработали детальное техническое задание. Совместно с АО „Электропровод“ выпущена тестовая партия продукции.»[31]

[править] Турбостроение

2015 год — Открытие нового завода «Сименс Технологии Газовых Турбин».[32]

В феврале 2020 года в составе Объединенной двигателестроительной корпорации появилось предприятие «ОДК — Турбины большой мощности», которое займется серийным производством и поставкой ГТД-110М заказчику, а также ремонтно-сервисным обслуживанием на протяжении всего жизненного цикла эксплуатации новой турбины.[33]

В январе 2021 года было сообщено, что компания «ОДК-Сатурн» получила заём от Фонда развития промышленности (ФРП) на 2 млрд рублей на запуск серийного производства отечественных газовых турбин большой мощности ГТД-110М.[34]

18 января 2023 года было сообщено, что Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха изготовила первую серийную газовую турбину ГТД-110М. Изготовление газовой турбины осуществлено предприятием «ОДК-Сатурн» в Рыбинске Ярославской области. Двигатель произведен в запланированные сроки в 2022 году согласно контракту между «ОДК-Турбины большой мощности» и ведущей строительство ТЭС «Ударная» компанией «Технопромэкспорт».[35]

[править] Компании

[править] Курганмашзавод

2013 год стал переломным для «Курганмашзавода».

[править] Объединённая приборостроительная корпорация

В 2014 году была создана «Объединённая приборостроительная корпорация», в которую вошли несколько десятков предприятий, в том числе и концерн «Вега» в полном составе.

[править] Ростех

В 2007 году была создана госкорпорация «Ростехнологии» (организована как госхолдинг в машиностроении). Она была переименована в «Ростех» в 2014 году.[36]

[править] Светлана-Оптоэлектроника

В 2001 году на петербургском заводе «Светлана-Оптоэлектроника» была выпущена первая в России светодиодная лампочка.[37]

[править] Уралвагонзавод

В 2011 году Владимир Путин одобрил выделение 64 млрд рублей на финансирование модернизации Корпорации УВЗ в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Владимир Путин в декабре 2016 года принял решение передать Уралвагонзавод в управление Ростеха. Такая мера продиктована необходимостью улучшить экономическую ситуацию на предприятии и начать процесс формирования объединенного бронетанкового холдинга на базе Курганмашзавода и Уралвагонзавода.[38]

[править] ЯМЗ

В 2015 году общий выпуск двигателей на ЯМЗ составил 35000 двигателей против 39000 в 2014 году.[39]

[править] Государственная политика

17.08.2017 — распоряжение правительства России № 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года».[40]

[править] Регионы

[править] Воронежская область

2011 год — Открытие локального производства электротехнического оборудования «Сименс» в Воронеже.[41]

2012 год — Открытие трансформаторного завода «Сименс» в Воронеже.[42]

[править] Москва

В сентябре 2019 года было сообщено, что на западе Москвы началось строительство Национального космического центра.[43]

[править] Санкт-Петербург

С 2008 года было налажено серийное производство бытовой техники в ООО «БСХ Бытовые приборы».

В 2011 году остановилось производство трамваев и вагонов метро на «Вагонмаше».

[править] Татарстан

В Татарстане 28 мая 2018 года состоялась церемония начала строительства первого в России промышленного парка Haier, где планируется размещение 12 заводов, в том числе по выпуску стиральных машин, кухонной техники и телевизоров.[44]

[править] Показатели

Рост машиностроения России (к предыдущему году):[45]

  • 2018 год: 6,1 %
  • 2019 год: 5,1 %

Индекс производства компьютеров, электронных и оптических изделий в России (% к предыдущему году):[46]

  • 2014 год: 108,9 %
  • 2015 год: 106,1 %
  • 2016 год: 108,5 %
  • 2017 год: 98,3 %
  • 2018 год: 98,5 %

Индекс производства электрического оборудования в России (% к предыдущему году):[47]

  • 2014 год: 97,9 %
  • 2015 год: 90,5 %
  • 2016 год: 108,1 %
  • 2017 год: 104,7 %
  • 2018 год: 102,9 %

Индекс производства в отрасли «производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» в России (% к предыдущему году):[48]

  • 2014 год: 92,1 %
  • 2015 год: 95,3 %
  • 2016 год: 101,5 %
  • 2017 год: 106,8 %
  • 2018 год: 99,4 %

Индекс производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в России (% к предыдущему году):[49]

  • 2014 год: 88,7 %
  • 2015 год: 76,9 %
  • 2016 год: 105,8 %
  • 2017 год: 114,5 %
  • 2018 год: 113,3 %

Индекс производства в отрасли «производство прочих транспортных средств и оборудования» в России (% к предыдущему году):[50]

  • 2014 год: 116,2 %
  • 2015 год: 105,4 %
  • 2016 год: 108,1 %
  • 2017 год: 106,3 %
  • 2018 год: 97,8 %

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. Развитие общественного транспорта в городах России. #9
  17. Развитие общественного транспорта в городах России. #9
  18. [16]
  19. [17]
  20. [18]
  21. [19]
  22. [20]
  23. [21]
  24. [22]
  25. [23]
  26. [24]
  27. [25]
  28. [26]
  29. [27]
  30. [28]
  31. [29]
  32. «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020
  33. [30]
  34. [31]
  35. [32]
  36. Двадцать лет вместе. Экономическая история времен Владимира Путина
  37. [33]
  38. [34]
  39. [35]
  40. Оценка перспектив развития ГЧП в городском наземном рельсовом транспорте
  41. «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020
  42. «Сименс» в России, Беларуси и Центральной Азии. Февраль 2020
  43. [36]
  44. [37]
  45. Картина деловой активности за I квартал 2020 года
  46. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  47. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  48. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  49. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  50. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
Машиностроение России в XXI веке
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Машиностроение России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Авиационная промышленность  СамолётостроениеВертолётостроение
Ракетостроение  Космическое ракетостроениеСтратегическое ракетостроениеТактическое ракетостроение
Судостроение  Гражданское судостроениеВоенное судостроение
Автомобильная промышленность  Легковое автомобилестроениеГрузовое автомобилестроениеПроизводство автобусов
Железнодорожное машиностроение  ЛокомотивостроениеВагоностроение
Сельскохозяйственное машиностроение  ТракторостроениеПроизводство зерноуборочных комбайнов
Двигателестроение  Авиационное двигателестроениеРакетное двигателестроениеАвтомобильное двигателестроение
Энергетическое машиностроение  Атомное энергетическое машиностроениеПроизводство котельного оборудования
Станкостроение  Производство металлообрабатывающих станковПроизводство деревообрабатывающих станков
Электронная промышленность  Микроэлектроника
Приборостроение  Часовая промышленностьАвиационное приборостроениеМорское приборостроениеМедицинское приборостроение
Оборонная промышленность  Производство техники сухопутных войскВоенное авиастроениеВоенное судостроениеПроизводство средств ПВОВоенное ракетостроение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты