Права человека во Франции

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Франция все чаще становится объектом критики со стороны международных и собственных французских правозащитных организаций («Международная Амнистия», «Международная федерация прав человека», «Репортеры без границ» и др.). Все большее негодование правозащитников вызывают нынешний курс властей на ужесточение иммиграционной политики, активизация борьбы с нелегальной миграцией, новые подходы и требования к интеграции иммигрантов во французское общество, условия содержания во французских тюрьмах, вмешательство в работу средств массовой информации.[1]

Наибольший резонанс в правозащитных кругах вызвали проводимые властями акции по выдворению румынских и болгарских цыган (наводнивших страну после того, как граждане Румынии и Болгарии получили право 90-дневного безвизового въезда в Шенгенскую зону). С июля 2010 г. Париж приступил к ликвидации незаконных цыганских поселений и возвращению их обитателей на родину (причем за счет французского бюджета), что спровоцировало недовольство не только среди правозащитников, но и в Брюсселе.[2]

Вторая масштабная «кампания» по выдворению нелегалов, породившая множество протестов со стороны правозащитников, коснулась выходцев из североафриканских стран (в основном Туниса), которые под предлогом «арабской весны» пытались через итальянский остров Лампедуза и континентальную Италию незаконно перебраться во Францию. Париж действовал жестко — временно восстановил контроль на границе с Италией, отлавливал и возвращал непрошеных гостей.[3]

Правозащитные НПО безжалостно критикуют любые попытки властей повысить требования, предъявляемые к интеграции легальных иммигрантов во французское общество. В частности, за последний год внесены изменения в законодательство, ужесточающие условия воссоединения семей иммигрантов, получения права убежища и французского гражданства. Неукоснительно выполняется принятый еще при Ж.Шираке закон о запрете на ношение религиозной символики в государственных учебных заведениях. Введены запреты на ношение паранджи в публичных местах и на проведение религиозных обрядов и молитв на улицах городов.[4]

Официальный Париж с порога отметает нападки правозащитников. Власти обещают наращивать борьбу с нелегалами. Отмечается, что из Страны высылаются не только цыгане или арабы, а любые нелегалы — независимо от происхождения.[5]

Закон об иммиграции, вступивший в силу в конце 2007 г., ограничивший право на воссоединение семей и разрешивший анализ ДНК с целью подтверждения родства, подвергся широкой критике, даже со стороны Государственной комиссии по этике.[6]

Европейский суд по правам человека и Комитет ООН против пыток нередко фиксируют нарушения принципа «невыдворения» и права на эффективное средство правовой защиты государством.[7]

Французская система правосудия нередко вызывает критику со стороны ЕС и правозащитных НПО. Неоправданно растягиваются сроки следствия, имеют место задержки и с передачей дел в суды. Во время судебных процессов чрезмерно ограничивается доступ к материалам дела обвиняемой стороны. Вообще, участились случаи жесткого обращения полицейских с легальными и нелегальными иммигрантами и французскими гражданами иностранного происхождения как при предварительном заключении, так и в ходе репатриации. Все правозащитные организации заявляют о фактической безнаказанности французских стражей закона и о предвзятости судей и неадекватности их решений по подобным делам.[8]

По мнению «Международной Амнистии» и Комиссии Совета Европы, из-за неудовлетворительно состояния тюрем вследствие скученности заключённых и антисанитарных условий их содержания, французские тюрьмы худшие в Европейском союзе.[9]

Францию критикуют за принятие в марте 2004 г. закона, запрещающего ношение религиозных символов в государственных школах, что характеризует его как нарушающий прав на свободу вероисповедания и ограничивающий право на получение образования. Молодые мусульманки оказываются перед выбором: либо снять платок, либо покинуть государственную школу.[10]

Особую озабоченность среди правозащитников вызвала ситуация, связанная с депортацией цыган.[11]

19 августа 2010 г. началась высылка цыган в Румынию и Болгарию. Всего правительство планировало депортировать около 700 цыган. Депортации осуществлялись на добровольной основе. Каждый депортируемый взрослый получал от правительства 300 евро, на каждого ребенка выделялось 100 евро. 20 и 26 августа в Румынию вылетели самолеты с цыганами.[12]

9 сентября 2010 г. Европарламент принял обращение к Франции с требованием немедленно остановить процесс депортации цыган-мигрантов в Болгарию и Румынию. С осуждением действий Парижа выступила ООН.[13]

Франция проигнорировала требование Европарламента прекратить высылку цыган. По мнению комиссара ЕС по вопросам юстиции Вивианы Рединг (Viviane Reding), Париж нарушил законы Евросоюза о свободе передвижения.[14]

Во Франции насчитывается около 400 тыс. цыган. Подавляющее большинство из них живет в стране на протяжении столетий. Все они являются гражданами Франции, их кочевой образ жизни считается своего рода культурным достоянием, и закон обязывает местные власти выделять участки земли под цыганские таборы. Еще около 15 тысяч человек — выходцы из Восточной Европы, главным образом, из Румынии и Болгарии.[15]

В 2009 г. около 11 тысяч восточно-европейских цыган были высланы на родину, но вскоре большая часть из них вернулась во Францию. С начала 2010 г. французы выслали в Румынию и Болгарию около восьми тысяч цыган, причем только за август число депортированных составило тысячу человек.[16]

Скандал, разразившийся вокруг цыган, стал поводом к ужесточению иммиграционного законодательства во Франции. К первоначальной версии проекта закона об иммиграции были добавлены положения, согласно которым, французского гражданства может быть лишен любой человек иностранного происхождения, который угрожал жизни полицейского, жандарма или любого другого представителя закона. Кроме того, законопроект предполагает упрощение процедуры высылки цыган-нелегалов. Он включает директиву о возвращении, которая открывает возможность для администрации сопровождать решение о высылке запретом на возвращение в Евросоюз сроком от 3 до 5 лет.[17]

[править] Примечания

  1. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[1][2]
  2. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[3][4]
  3. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[5][6]
  4. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[7][8]
  5. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[9][10]
  6. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[11][12]
  7. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[13][14]
  8. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[15][16]
  9. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[17][18]
  10. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[19][20]
  11. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[21][22]
  12. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[23][24]
  13. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[25][26]
  14. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[27][28]
  15. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[29][30]
  16. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[31][32]
  17. Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира»[33][34]
Права человека
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Права человека в ЕвросоюзеПрава человека в ПрибалтикеЕСПЧ
Личные инструменты