Экономика КНДР

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



КНДР — государство элементами плановой и рыночной экономик.

Содержание

[править] История

Основная статья: История экономики КНДР

После окончания Корейской войны, особенно в 1960-х и 1970-х годах экономика КНДР была тесно связана с рынками Китая и СССР. Считается, что к середине 1970-х годов северокорейская экономика была сильнее, чем южнокорейская. После распада СССР и Восточного блока, Северная Корея потеряла гарантированные рынки там, одновременно лишившись возможности импорта технологий и ресурсов по «дружественным ценам». Этот экономический шок и последующие стихийные бедствия оказали значительное влияние на экономическое положение КНДР.

После прихода к власти лидер КНДР Ким Чен Ын открыто поставил экономический рост во главу угла — наряду с разработкой ядерного оружия. Результатом стали постепенные рыночные реформы, которые привели к быстрому росту частных предприятий и уровня жизни. КНДР прошла путь от жёстко контролируемой государством плановой экономики до экономики, во многом начавшей работать по рыночным принципам.[1]

Реформы, приведшие к буму де-факто частных предприятий, реализовывались неофициально и почти не освещались в государственных СМИ. Как отмечает живший в Пхеньяне профессор Андрей Ланьков, Ким Чен Ын не мог позволить себе поставить под сомнение идеологическое наследие своих деда и отца, критиковавших свободный рынок. «Ким Чен Ын решил сделать то, чего боялся его отец. Он начал вводить значительные элементы рыночной экономики, — говорит Ланьков. — По сути, он разрешил заниматься бизнесом, но это не означает либерализацию политики».[2]

По словам Ланькова, результатом стали «значительное повышение уровня жизни» и экономической активности, что заметно по растущему числу ресторанов и рынков. «Перемены в Пхеньяне очевидны. Там ездят автомобили, а панорама города преобразилась до неузнаваемости», — говорит бывший сотрудник американской разведки.[3]

[править] Сельское хозяйство

Основная статья: Сельское хозяйство КНДР

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике КНДР. В сельскохозяйственном производстве имеет место низкая производительность труда, одна из причин этого — хронический дефицит топлива. Несмотря на эти трудности, КНДР входит в десятку крупнейших производителей фруктов в мире и является 15-м по величине производителем яблок.

[править] Транспорт

Основная статья: Транспорт КНДР

В 1990 году в НДР насчитывалось около 30 тыс. км дорог, из которых около 1700 — асфальтированных. После стихийных бедствий середины 1990-х годов, дорожная инфраструктура сильно пострадала, и теперь дороги имеют общую протяжённость 25,6 тыс. км. Железнодорожная сеть имеет длину 5235 км, из них 3,5 тыс. км электрифицированы. В связи с большими запасами угля, в стране до сих пор используют паровозы для перевозки грузов и пассажиров. Общая протяжённость водных путей — 2250 км. Количество аэропортов — 78. Основной авиаперевозчик — государственная компания Air Koryo. Основным средством передвижения у большинства населения являются велосипеды.

[править] Зарплата

По данным Корейского института развития в Сеуле, за последние 10 лет в государственном секторе они увеличились более чем на 250 % примерно до $85 (более 75 000 северокорейских вон) в месяц. А неофициальные заработки «на стороне» в частном секторе возросли за тот же период более чем на 1200 %.[4]

[править] Трудовые ресурсы

По оценкам руководителя южнокорейской разведки Ли Пёнхо, 40 % населения КНДР сейчас трудятся на частных предприятиях.[5]

[править] Частный сектор экономики

Размеры северокорейской частной экономики не представляется возможным оценить с какой-либо степенью надежности, но по существующим оценкам в частном секторе сейчас производится от 30 % до 50 % ВВП.[6]

Правительство КНДР неоднозначно относится к частной экономике, но обычно воспринимает её как неизбежное зло, хотя и не готово по по литическим причинам полностью легализовать частный сектор. Правительство Ким Чен Ына относится к частной экономике более терпимо, чем его предшественники.[7]

Наибольшее распространение частный капитал получил в сфере обслуживания, транспорта и рыболовства. Грань между государственными и частными предприятиями в последние годы быстро стирается.[8]

Деятельность частного сектора внесла заметный вклад в улучшение экономического положения КНДР, наблюдаемое в последние годы. Рост частного сектора привел к резкому увеличению имущественного неравенства.[9]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. Андрей Ланьков. Возрождение рыночной экономики в Северной Корее. Август 2015
  7. Андрей Ланьков. Возрождение рыночной экономики в Северной Корее. Август 2015
  8. Андрей Ланьков. Возрождение рыночной экономики в Северной Корее. Август 2015
  9. Андрей Ланьков. Возрождение рыночной экономики в Северной Корее. Август 2015
Экономика
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьМашиностроениеДобывающая промышленностьОбрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Грузовой транспортПассажирский транспортЖелезнодорожный транспортАвтомобильный транспортТрубопроводный транспортМорской транспортВнутренний водный транспортВоздушный транспортКосмический транспорт
Торговля  Международная торговляРозничная торговляОптовая торговля
Финансы  СтрахованиеМежбанковские отношенияИндексМеждународный финансовый центр
Доходы населения  Заработная платаПенсииПособия по безработицеСписок стран по средней заработной плате
Цены  ИПЦИЦПДефлятор ВВПИнфляцияЦены на природный газЦены на никельЦены на медьЦены на нефть
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты