Мост между Хабаровским краем и Сахалином

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Мост между Хабаровским краем и Сахалином — проект транспортного моста между Хабаровским краем и островом Сахалин. В случае реализации проекта Сахалин получит сухопутную транспортную связь с «материковой» частью России.

Решение о строительстве до сих пор не принято. Однако эта инициатива неоднократно обсуждалась на совещании межведомственных рабочих групп с участием профильных федеральных министерств, администраций Сахалинской области и Хабаровского края, а также АО «РЖД».[1]

В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского, также рассматриваются проекты тоннеля или дамбы. Всего длина железнодорожной связи должна составить 580 км: она начнется от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до поселка Ныш на северо-востоке Сахалина.[2]

Содержание

[править] Характеристики

Сахалинский железнодорожный переход планируется построить по маршруту от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре—Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяжённость, включая 6-километровый мост, — 585 км. Стоимость без НДС — 540,3 млрд рублей, из них мост — 252,8 млрд рублей. Кроме того, «РЖД» нужно вложить 92,1 млрд рублей в железные дороги Сахалина.[3]

Проходить пролив Невельского железная дорога может либо по мосту, либо через тоннель, в обоих случаях переход должен быть однопутным. В случае тоннеля путь на материковой части проекта и сам тоннель должны быть электрифицированы (максимальная скорость по тоннелю — 80 км/ч). При выборе моста дорога будет на тепловозной тяге. Пассажирские перевозки будут крайне ограниченны (на десятый год эксплуатации не более одной пары поездов в сутки), объём грузовых перевозок — 9,2 млн тонн с перспективой развития инфраструктуры до 36,9 млн тонн.[4]

[править] История

[править] Российская империя

Предложения строительства постоянного транспортного перехода на Сахалин появились сразу после вхождения острова в состав Российской империи в 1875 году. Существовали проекты моста или дамбы через пролив Невельского, однако они не были реализованы из-за отсутствия средств и малой экономической целесообразности. От планов по строительству моста окончательно отказались в 1905 году, после того как Россия по итогам войны с Японией лишилась южной части Сахалина.[5]

[править] СССР

В конце 1920-х годов в районе пролива Невельского были проведены первые инженерные изыскания, которые продемонстрировали большую сложность строительства там моста или тоннеля. Территория расположена в зоне с повышенной сейсмичностью, строительство осложнено неустойчивыми или трудными для проходки грунтами.[6]

В 1945 году по итогам Второй мировой войны СССР вернул контроль над всем Сахалином. В 1949 году председатель Совета министров СССР И. В. Сталин принял решение о строительстве железнодорожного тоннеля на остров. 5 мая 1950 года было подписано секретное постановление Совета министров СССР «О строительстве железной дороги Комсомольск — Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив». Планировалось, что тоннель пройдет под мысом Невельского и будет иметь длину 12,9 км. Предполагалось строительство подъездных путей на Сахалине (327 км) и от Комсомольска-на-Амуре (порядка 400 км).[7]

Проектирование и подготовительные строительные работы начались в апреле 1950 года. На них трудились условно-досрочно освобожденные заключенные ГУЛАГа, а также вольнонаемные специалисты. К началу 1953 года на стройке работали 3,7 тыс. человек. В Хабаровском крае были построены 120 км путей до станции Черный Мыс (разобрана в начале 2010-х годов), созданы шахтные стволы для прокладки тоннеля. После смерти Сталина 5 марта 1953 года строительство было остановлено из-за массовой амнистии: почти все рабочие, бывшие заключенные, воспользовались правом уехать домой. С тех пор стройка не возобновлялась.[8]

Планы завершения строительства тоннеля существовали в 1960—1970-х годах при проектировании Байкало-Амурской магистрали, однако они тоже не были реализованы.[9]

[править] С 1991 года

В 2001 году правительство утвердило Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». В исходной редакции она предусматривала строительство «железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока в размере 5-7 млн т в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн т». В 2006 году эта линия была исключена из программы принятыми поправками.[10]

В 2008 году переход на Сахалин был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года (утверждена распоряжением правительства от 17 июня 2008 года).[11]

В апреле 2012 года тема перехода между Хабаровским краем и Сахалином была обсуждена на совещании межведомственной рабочей группы, составленной из представителей Минтранса, Минфина, Минэкономразвития, администраций Хабаровского края и Сахалинской области, а также АО «Российские железные дороги». На заседании рабочей группы было подтверждено решение связать Сахалин с материком исключительно железной дорогой. Ранее дальневосточный полпред Виктор Ишаев предлагал, чтобы переход предусматривал и движение автотранспорта. «Однако вопрос об автомобильном сообщении снят с повестки дня, потому что сложно обеспечить соответствующий грузопоток. В то же время проектировщикам будет рекомендовано разработать временную дорогу для строительства таким образом, чтобы в дальнейшем она могла стать основой для автомобильного сообщения между островом и большой землей»,— сообщила пресс-служба сахалинского правительства.[12]

16 июля 2013 года министр транспорта России Максим Соколов заявил: «Ещё буквально несколько слов по проекту, который сегодня обсуждался и был затронут в выступлениях всех коллег, — это связь Сахалина с материком, транспортный переход Селихино-Ныш. Действительно, мы к сентябрю закончим научно-исследовательскую работу по развитию транспортного коридора Европа-Россия-Япония с оценкой возможного использования территории острова Сахалин. Работа заканчивается в августе, но мы сейчас видим, что примерно этот переход в ценах нынешних лет будет оцениваться стоимостью более 400 миллиардов рублей, из них порядка 18 — это стоимость разработки проектно-сметной документации. И, конечно, этот проект реализуем только в том случае, если он будет подхватывать поток грузов из Японии, оценочно это порядка 24 миллионов тонн в год. Для этого также необходимо строить транспортную связь, это решит проектное исследование: либо мост, либо туннель под проливом Лаперуза.»[13]

15 июня 2017 года в ходе прямой линии Путин заявил о том, что «планы моста на Сахалин реанимируются».[14]

В сентябре 2017 года вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Россия близка к тому, чтобы начать реализацию проекта строительства моста между Хабаровским краем и Сахалином.[15]

7 сентября 2017 года Путин заявил: «Мы планируем мост построить на Сахалин, выйти потом, соединить Сахалин и Хоккайдо — это вещи абсолютно планетарного характера».[16]

[править] Стоимость строительства

15 июня 2017 года в ходе прямой линии Путин заявил о том, что стоимость моста между Хабаровским краем и Сахалином будет ниже, чем Керченского моста. Путин также отметил, что, по предварительным расчётам, стоимость моста может составить 286 млрд рублей без учёта стоимости работ по строительству подъездных путей на Сахалине и в Хабаровском крае.[17]

[править] Загрузка моста

В сахалинской администрации говорили, что основную загрузку моста могут дать угольные грузы, для этого нужно проложить железнодорожные подходы к месторождениям, в частности, на западном побережье Сахалина.[18]

Для загрузки моста предлагается и идея транзита азиатских товаров. В частности, речь идёт о возможности создания железнодорожного сообщения между Сахалином и Японией.[19]

[править] Характеристика текущего транспортного положения Сахалина

Сахалин — крупнейший остров России. Он отделён от «материковой» части России Амурским лиманом (на севере) и Татарским проливом (в центральной и южной части). Самая узкая часть, минимальная ширина которой 7,5 км, расположенная между ними, называется проливом Невельского. В настоящее время с Сахалином возможна связь только по воздуху или морем, причём зимой для транспортировки грузов по воде требуется ледокольная проводка. Основной паромной переправой является линия Ванино (Хабаровский край) — Холмск.[20]

[править] Перспективы

Проектные работы займут три года (2018—2020 годы), строительные — пять лет (2019—2023 годы).[21]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. Дорога на Сахалин будет железной
  13. [12]
  14. [13]
  15. [14]
  16. [15]
  17. [16]
  18. Дорога на Сахалин будет железной
  19. Дорога на Сахалин будет железной
  20. [17]
  21. [18]
Личные инструменты