Отношения России со Швецией

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Российско-шведские отношения развиваются в последние годы в целом поступательно. Выстраиваем наше сотрудничество со Швецией исходя из принципов взаимного уважения и учета интересов. Позитивный вектор динамичному продвижению двустороннего сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической и инвестиционной сферах, задан встречами на высшем уровне в ноябре 2009 года (визит в Швецию президента Российской Федерации Дмитрия Медведева) и в марте 2010 года (визит в Россию премьер-министра Швеции Фредерика Рейнфельдта) и закреплен переговорами председателя правительства Российской Федерацийи Владимира Путина и Фредерика Рейнфельдта в Стокгольме в апреле 2011 года.[1]

Приоритетные области взаимодействия — энергетика, «зеленая экономика», телекоммуникационные, информационные, космические и нанотехнологии, лесопромышленный комплекс, медицина и образование.[2]

Преодолены негативные последствия мирового финансового кризиса для российско-шведского сотрудничества в этой сфере, и после некоторого спада в двусторонней торговле в 2009 году, в настоящее время вновь наблюдается положительная тенденция.[3]

Так, в 2010 году товарооборот возрос по сравнению с предыдущим годом на 22,9 % и составил 6,44 миллиардов долларов. За семь месяцев 2001 года он вырос на 30 % — до 4,7 миллиардов долларов США. В первом полугодии 2011 года в российскую экономику поступило шведских инвестиций на сумму около 450 миллионов долларов США.[4]

На российском рынке зарегистрировано более 400 шведских компаний, в основном работающих в машиностроении, строительстве, агро- и лесопромышленном комплексах, фармацевтической промышленности и торговой сфере. Среди крупнейших инвесторов — компании «ИКЕА», «АББ», «СКФ», «СЦА», «Сандвик», «Вольво», «Скания», «Тетра Пак», «Альфа-Лаваль», «Астра Зенека».[5]

В целом же взаимодействие в торгово-экономической сфере координирует межправительственный российско-шведский наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству (сопредседатели — заместитель председателя правительства Российской Федерации Сергей Иванов и министр торговли Швеции Эва Бьёрлинг). 30 марта 2011 года в Стокгольме состоялась XV сессия наблюдательного комитета, в ходе которой была поставлена задача наращивания совместной работы по созданию в России с участием шведского капитала высокотехнологических производств, выпускающих продукцию, в том числе и для рынков третьих стран. 27 апреля 2011 года в Стокгольме сопредседатели наблюдательного комитета подписали российско-шведскую декларацию о партнерстве во имя модернизации.[6]

У компаний Швеции имеются хорошие перспективы участия в создании и работе инновационного центра в Сколково. В мире широко известен шведский опыт сопряжения науки и производства, формирования и деятельности технопарков и наукоемких кластерных центров. Принято решение об учреждении российско-шведского Делового совета. Эту новую структуру двустороннего взаимодействия, деятельность которой призвана укрепить частно-государственное партнерство двух стран в торгово-экономической и инвестиционной сферах, возглавили председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев и исполнительный директор концерна «Эрикссон» Ханс Вестберг.[7]

Развитие двусторонних отношений опирается на солидную договорно-правовую базу — действует порядка 50 межгосударственных и межправительственных соглашений, целый ряд межведомственных документов и соглашений о сотрудничестве на уровне регионов, За последние полтора года подписано одиннадцать двусторонних документов. Важнейшие из них — межправительственные соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Балтийском море, о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, о сотрудничестве в области здравоохранения и социального обеспечения, о сотрудничестве в области культуры и искусства.[8]

Активно развиваются связи по линии ведомств и регионов двух стран. Более 40 российских городов/регионов поддерживают побратимские связи или имеют соглашения о сотрудничестве (всего около 70) с административными образованиями Швеции, особенно центральными и южными. Осуществляется регулярный обмен визитами на уровне городских и региональных властей.[9]

Россия и Швеция конструктивно взаимодействуют в рамках международных региональных форматов на Балтике, Севере Европы в целом и в Арктике — таких как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет, «Северное измерение», в том числе по линии председательства Швеции в СБЕР (12 октября 2011 года на министерской сессии СБЕР в городе Кируна эти функции будут переданы Норвегии), Арктическом совете, а также в Хельсинкской комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Признательны шведским партнерам за содействие в реализации важных природоохранных проектов на Северо-Западе России, таких как строительство очистных сооружений в Санкт-Петербурге и реконструкция системы водоснабжения и охраны окружающей среды в Калининграде.[10]

Содержание

[править] История

В 1617 году Россия подписала мирный договор со Швецией.

В мае 1656 года Россия объявила войну Швеции.

В июле 1656 года война России со Швецией началась.

Летом-осенью 1699 года Россия заключила союзный договор с Данией, Польшей и Саксонией, направленный против Швеции.

9 августа 1700 года Россия объявила войну Швеции. Война получила название Северной.

В 1741 году началась война России со Швецией.

В 1788 году Россия объявила войну Швеции.

3 августа 1790 года Россия заключила мир со Швецией.

В феврале 1808 года началась война России со Швецией, находившейся под британским влиянием.

Осенью 1809 года Россия заключила мир со Швецией.

[править] 2014 год

Швеция выступила в качестве одного из наиболее активных сторонников антироссийского курса ЕС. В дополнение к сохраняющейся с 2011 года паузе в политдиалоге на уровне глав государств, Стокгольм свернул все двусторонние контакты по линии министерств и ведомств. Исключением стала организованная по инициативе шведской стороны беседа С. В. Лаврова с новым мининдел Швеции М.Вальстрём «на полях» СМИД ОБСЕ (Базель, 4 декабря), в ходе которой был выражен обоюдный настрой на поддержание регулярных контактов.[11]

Не получил разрешения ни один из спорных вопросов, усложняющих двусторонние контакты. Власти Швеции продолжают занимать неконструктивную позицию по запросам Российской Федерации о выдаче лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений или осужденных за такие преступления в России. Неурегулированной остаётся ситуация вокруг здания Торгового представительства России в Швеции в связи с противоречащими нормам международного права действиями шведских властей по принудительной продаже этой обладающей дипломатическим иммунитетом недвижимости в рамках судебного разбирательства по иску немецкого бизнесмена Ф.Зедельмайера к Российской Федерации.[12]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  2. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  3. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  4. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  5. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  6. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  7. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  8. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  9. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  10. Лукашевич: отношения РФ и Швеции развиваются поступательно. 10 октября 2011
  11. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  12. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты