Железнодорожное машиностроение России
Материал из Documentation.
Железнодорожное машиностроение России — отрасль российского транспортного машиностроения.
В России производятся многие виды железнодорожной техники, включая пассажирские и грузовые вагоны, дизель- и электропоезда, электро- и тепловозы.
Содержание |
[править] Отраслевая структура
Российское железнодорожное машиностроение можно разделить на три сектора: локомотивостроение, вагоностроение и производство путевой техники.
В локомотивостроении по типам локомотивов выделяются тепловозостроение и электровозостроение.
Вагоностроение подразделяется на грузовое вагоностроение и пассажирское вагоностроение.
[править] Компании
В настоящее время в отрасли работает около 500 предприятий и организаций.[1]
Крупнейшие компании:
- Трансмашхолдинг
- Уралвагонзавод
- Тихвинский вагоностроительный завод
- Алтайвагон
- Рузаевский завод химического машиностроения
- Армавирский завод тяжёлого машиностроения
- Энгельсский завод металлоконструкций
- Калининградский вагоностроительный завод
- Промтрактор-вагон
- Тихвинский завод транспортного машиностроения
Системообразующие компании железнодорожного машиностроения России (по состоянию на май 2020 года):[2]
- АО «Трансмашхолдинг» (Москва)
- АО «Группа Синара» (Свердловская область)
- АО «Алтайвагон» (Алтайский край)
- АО «НПК «ОВК»» (Москва)
- АО «РМ РЕЙЛ ХОЛДИНГ» (Мордовия)
- АО «Завод металлоконструкций» (Саратовская область)
- ООО «ЛокоТех-Сервис» (Москва)
- АО «Желдорреммаш» (Москва)
- Группа компаний Рейл Сервис» (Москва)
- ООО «ПК Транспортные системы» (Москва)
[править] Выпускаемая продукция
В номенклатуру продукции, производимой предприятиями железнодорожного машиностроения, входят:[3]
- грузовые вагоны — вагоны для перевозки грузов. Различают грузовые вагоны универсальные, пригодные для перевозки грузов широкой номенклатуры, и специальные — для одного или нескольких сходных грузов.
- К универсальным грузовым вагонам относятся; крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны и изотермические вагоны. Крытые грузовые вагоны обладают наибольшей универсальностью; полувагоны имеют открытый сверху кузов (тез крыши), часто люки в полу и иногда двери в стенах, что обеспечивает возможность механизации погрузки и выгрузки. Платформы обычно оборудованы настилом пола и откидными бортами. Универсальная цистерна представляет собой резервуар (котёл), как правило, цилиндрической формы, имеющий люки для налива продукта и устройства для его слива.
- К специальным грузовым вагонам относятся: крытые и открытые хопперы, вагоны для перевозки скота, полувагоны с глухим кузовом, платформы и крытые грузовые вагоны для перевозки автомобилей, платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, транспортёры, цистерны и изотермические вагоны для перевозки отдельных видов грузов, а также вагоны промышленного транспорта.
- Крытые хопперы — саморазгружающиеся вагоны, что позволяет существенно облегчить, ускорить и удешевить выгрузку по сравнению с универсальными крытыми вагонами. Крытые хопперы строят специально для перевозки цемента, зерна и подобных грузов, минеральных удобрений, технического углерода.
- Открытые хопперы (без крыши) служат для перевозки отдельно торфа, кокса, горячих окатышей.
- Вагоны для перевозки скота обычно выполняются двухъярусными; они оборудованы системой водоснабжения, поилками, кормушками, устройствами вентиляции, а иногда отделениями для обслуживающего персонала. В кузовах размещается запас корма.
- Полувагоны с глухими кузовами (не имеющими люков в полу и дверей в стенах) выгружаются с помощью вагоноопрокидывателей. Строятся специальные бункерные полувагоны, например, для перевозки битума.
- Платформы для перевозки легковых автомобилей обычно имеют два яруса.
- Платформы для перевозки контейнеров отличаются от универсальных устройствами для крепления контейнеров и отсутствием настила пола и бортов;
- локомотивы, эксплуатируемые на железных дорогах общего пользования, по роду работы делят на магистральные (грузовые, пассажирские, универсальные), которые служат для вождения поездов, и маневровые локомотивы, используемые при маневровых работах на станциях, а также маневрово-вывозные локомотивы, предназначенные для смешанной работы — выполнения манёвров и тяги поездов. Кроме того, на промышленных предприятиях для перевозок на внутризаводских путях, лесоразработках, в рудниках, шахтах используют промышленные локомотивы для широкой и узкой рельсовой колеи. Род работы локомотива определяет выбор его основных тяговых параметров (мощности, силы тяги, скорости движения) и основные конструктивных форм и размеров (осевой формулы, диаметра колёс). Одним из важных параметров, влияющих на выбор типа локомотива для обеспечения перевозок, является его коэффициент полезного действия;
- пассажирские вагоны — предназначается для размещения пассажиров при их перевозке с обеспечением необходимых удобств. Пассажирские вагоны — основные часть пассажирского вагонного парка, в состав которого входят также вспомогательные вагоны пассажирского парка: вагоны — рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны. Пассажирские вагоны по способу перемещения разделяются на несамоходные (вагоны локомотивной тяги) и самоходные, являющиеся составными единицами поездов пост формирования мотор — вагонного подвижного состава — электро — секций и дизель — поездов. В зависимости от дальности следования поездов в них используют различные пассажирские вагоны: спальные, купейные или некупейные (открытого типа), с креслами или жёсткими местами для сидения.
[править] География
Предприятия железнодорожного машиностроения географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Это обусловлено тем, что отрасль выпускает крупногабаритные и весьма металлоёмкие изделия. Предприятия этой отрасли при производстве одной тонны готовой продукции отличаются высокой электроёмкостью и малой трудоёмкостью, но самое главное, что для отрасли характерна высокая металлоёмкость.[4]
Исторически железнодорожное машиностроение России возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центр, Санкт-Петербург), а затем переместилось к металлургическим базам.[5]
В Центральном районе организовано производство тепловозов (Коломна) и маневровых тепловозов (Брянск, Людиново, Муром), на Северном Кавказе (Новочеркасск) — электровозов.[6]
Вагоностроение формировалось в тех же районах, что и локомотивостроение, учитывая не только наличие металла, но и древесного сырья.[7]
В настоящее время в отрасли сложилось чёткое разделение труда: грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане; двухярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей — в Твери; саморазгружающиеся — в Калининграде; изотермические — в Брянске; трамвайные — в Усть-Катаве (Челябинская область) и Санкт-Петербурге; для метрополитена — в Мытищах, Санкт-Петербурге; электропоезда — в Демихово (Московская область).[8]
[править] Экспорт
Экспорт продукции железнодорожного машиностроения из России в 2015 году составил 21,2 млрд рублей.[9]
[править] Трудовые ресурсы
На предприятиях отрасли работает около 200 тыс. человек.[10]
[править] Показатели
Стоимость отгруженной продукции железнодорожного машиностроения России (млрд рублей):[11]
- 2014 год: 403,1
- 2015 год: 332,1
- 2016 год: 418,5
- 2017 год: 531,7
- 2018 год: 706,8
[править] Ссылки
[править] Карты
[править] Trainpix
[править] Sdelanounas
- Раздел о Трансмашхолдинге на сайте sdelanounas
- Раздел о НЭВЗе на сайте sdelanounas
- Россия наладила производство пассажирского подвижного состава: мы делаем то, чего раньше не делали
- Степень локализации «Ласточки» уже составила 62 %
- Принципиально новые электропоезда — ЭД9Э — в серийном производстве, в том числе — на экспорт
- В Свердловской области выпустили первый российско-германский электропоезд «Ласточка»
- ОМК ввела в эксплуатацию первую в стране линию по выпуску ж/д колес для скоростного движения
- Трансмашхолдинг представил два новых электровоза. 5 августа 2014
[править] Металлоснабжение и сбыт
[править] Рунет
- Машиностроение
- Автомобильная промышленность и транспортное машиностроение
- Машиностроение. 28 июня 2004
- Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России
- Локомотив с американским сердцем
- ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ. Обзор отрасли. Февраль 2003
- Железнодорожное машиностроение в России
- Машиностроение
- Пресс-центр
- Корпоративный журнал
[править] Прочее
- История железнодорожного транспорта России
- Железнодорожное машиностроение государств-членов ТС и ЕЭП
[править] Примечания
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Перечень системообразующих организаций
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2016 год и основных результатах деятельности за 2015 год
- ↑ Размещение и развитие отрасли железнодорожного машиностроения
- ↑ [1]
Машиностроительная продукция в России | |
---|---|
История | Российская империя • СССР • 1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020) |
Автомобили | Легковые • Грузовые • Автобусы |
Телекоммуникационное оборудование | Радиоприёмники • Телевизоры • Телефоны (Мобильные, Стационарные) |
Машиностроение | Авиационная промышленность • Автомобильная промышленность • Железнодорожное машиностроение • Сельскохозяйственное машиностроение • Станкостроение • Судостроение • Энергетическое машиностроение |
Внешняя торговля | Экспорт • Импорт |