Внешнеэкономические отношения США

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



США являются одной из крупнейших торговых держав мира. Экспорт составляет $968 млрд и в нем преобладают различные готовые высокотехнологичные товары. Импорт $1,12 трлн: нефть и нефтепродукты, сырье для промышленности, продовольствие, напитки. Главные торговые партнеры — Канада, Европейский союз, Япония.[1]

Содержание

[править] История

Известный американский историк Пол Бэйрох назвал США «родиной и бастионом современного протекционизма». Согласно Бэйроху, в течение XIX века и вплоть до 1920-х годов США были наиболее протекционистской и, в то же время, наиболее быстро развивавшейся экономикой в мире. Средняя стоимостная ставка тарифа на ввоз промышленных товаров в США составляла 35-45 % в 1820 г., 40-50 % — в 1875 г. (в Англии в это время тарифы были на минимальном уровне), около 50 % — в 1931 г. Резкое снижение тарифов произошло лишь после Второй Мировой войны, когда США утвердились в качестве технологического лидера. В 1950 г. средняя тарифная ставка составляла только 14 %.[2]

Президент США Б. Обама в январе 2010 года объявил о Национальной экспортной инициативе, направленной на удвоение американского экспорта в течение ближайших пяти лет.[3]

[править] Территории

[править] Иран

Санкции США в отношении Ирана впервые были введены в 1979 году после захвата сотрудников посольства США в этой стране в качестве заложников, случившегося вскоре после исламской революции в Иране. В ответ были заблокированы все активы иранского правительства в США, разорваны дипломатические отношения, введено полное торговое эмбарго.[4]

В середине 1980-х был вновь введен ряд санкций в связи с включением Ирана госдепартаментом США в список стран, спонсирующих международный терроризм.[5]

В 1987 году был введен запрет на импорт в США товаров из Ирана.[6]

В 1995 году США усилили экономическое давление на Иран в связи с ростом опасений по поводу иранской программы создания ОМУ.[7]

Закон о санкциях в отношении Ирана от 1996 года предусматривает введение экстерриториальных санкций в отношении иностранных компаний, осуществляющих новые инвестиции размером более 20 млн долл. в год в нефтегазовый сектор Ирана. Подобные санкции могут оказать негативное влияние на деятельность иностранных компаний в США. В отношении них могут быть введены запреты на участие в американских тендерах по государственным закупкам, ограничения на поставки товаров на американский рынок, предоставление кредитов американскими банками. Но до настоящего времени Администрация США ни разу не применяла санкции в отношении нарушителей данного закона.[8]

Закон о нераспространении от 2000 года предусматривает введение санкций против иностранных компаний, поставляющих в Иран товары, услуги или технологии, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения (ОМУ).[9]

Закон о поддержке свободы в Иране от 2006 года распространил санкции на иностранные компании, которые поставляют Ирану усовершенствованные обычные вооружения.[10]

Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, ответственности и изъятии капиталовложений от 2010 года предусматривает, в том числе:[11]

  • введение санкций в отношении иностранных компаний, поставляющих в Иран нефтепродукты и оборудование для нефтедобычи и нефтепереработки;
  • обязанность иностранных компаний, участвующих в тендерах по госзакупкам в США, предоставлять сертификат, подтверждающий отсутствие у них экономических связей с топливно-энергетическим комплексом Ирана;
  • запрет на участие в тендерах по госзакупкам в США иностранным компаниям, экспортирующим в Иран продукцию и технологии, используемые для ограничения свободы слова;
  • запрет американским банкам на установление сотрудничества с иностранными банками, поддерживающими отношения с иранскими организациями, являющимися объектами санкций.

Данные законы вызывают протесты со стороны третьих стран, однако, по мнению американской стороны, выгоды от их действия весомее их издержек: законы способствуют сдерживанию роста экономического и военного потенциала Ирана, так как многие иностранные компании, находясь в условиях выбора между иранским и американским рынками, отдают предпочтение последнему и отказываются от отношений с Ираном.[12]

В 2009 году, по данным Министерства торговли США, объем торговли между США и Ираном составил (экспорт и импорт соответственно, в $млн): 282 и 67.[13]

[править] КНДР

Санкции США в отношении КНДР, в частности, полное торговое эмбарго, были впервые введены в 1950 году в ходе Корейской войны.[14]

В дальнейшем санкции действовали также на основании признания Северной Кореи спонсором международного терроризма, марксистско-ленинским государством с коммунистическим правительством и страной, разрабатывающей ОМУ.[15]

В 2008 году США было принято решение о прекращении действия Закона о торговле с вражеским государством в отношении Северной Кореи и снятии накладываемых этим законом санкций. Тем не менее, санкции, налагаемые на КНДР другими законами США, продолжали действовать.[16]

В 2009 году, по данным Министерства торговли США, объём торговли между США и КНДР составил (экспорт и импорт соответственно, в $млн): 1 и 0.[17]

[править] Куба

Санкции США в отношении Кубы были введены в начале 1960-х годов в связи с экспроприацией после революции собственности американских юридических и физических лиц в этой стране.[18]

В 1960 году было введено эмбарго на экспорт, в 1962 году — полное торговое эмбарго, в 1963 году — замораживание средств кубинского правительства и введение ограничений на передвижения ее руководства.[19]

В 1982 году Куба была причислена США к странам, спонсирующим терроризм, с 1996 года — введен запрет на прямое воздушное сообщение между США и Кубой.[20]

С 1992 года санкции США в отношении Кубы осуждаются Генеральной ассамблеей ООН — в 2009 году в поддержку резолюции, осуждающей США, проголосовало 187 стран, против — 3 страны, а именно США, Израиль, Палау.[21]

Закон о свободе и демократической солидарности с Кубой от 1996 года, известный как закон Хелмса-Бертона, предусматривает введение санкций в отношении юридических и физических лиц из третьих стран, которые ведут бизнес на Кубе с использованием активов, экспроприированных у американских владельцев в начале 1960-х годов. Данный закон также запрещает заходить в американские порты в течение 6 месяцев морским кораблям, делавшим остановку на Кубе.[22]

В 2009 году Президент США Б. Обама смягчил некоторые санкции в части, касающейся посещения этой страны американцами кубинского происхождения, денежных переводов, предоставления услуг американскими телекоммуникационными компаниями этой стране.[23]

В 2009 году, по данным Министерства торговли США, объем торговли между США и Кубой составил (экспорт и импорт соответственно, в $млн): 533 и 0.[24]

[править] Мьянма

В 2009 году, по данным Министерства торговли США, объём торговли между США и Мьянмой составил (экспорт и импорт соответственно, в $млн): 7 и 0.[25]

[править] Россия

Санкции в виде отказа СССР в предоставлении РНБ были введены США в 1951 году, в том же году они денонсировали советско-американское торговое соглашение 1937 года.[26]

В 1974 году на СССР было распространено действие поправки Джексона-Вэника. По сути, поправка не изменила положения вещей: РНБ СССР как не предоставлялся с 1951 года, так не предоставлялся и после 1974 года, однако теперь основанием для проведения такой политики у США было не только противостояние с идеологическим соперником, но и борьба за права человека.[27]

В отношении России мораторий на действие поправки Джексона-Вэника был введен в июне 1992 года, а с сентября 1994 года Россия дважды в год признается не нарушающей изложенные в поправке критерии.[28]

В феврале-марте 2010 года США сняли санкции, которые вводились в разное время, начиная с 1999 года, с Балтийского государственного технического университета и ФГУП «Главкосмос».[29]

В мае 2010 года США сняли санкции в отношении Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Московского авиационного института, ФГУП «Конструкторское бюро приборостроения», ФГУП «Рособоронэкспорт».[30]

[править] Сирия

Санкции США в отношении Сирии были впервые введены в 1979 году в результате включения Сирии в список государств, спонсирующих международный терроризм. В частности, был наложен запрет на поставки в эту страну из США продукции военного и двойного назначения, а также на оказание ей экономической помощи.[31]

В 2004 году администрация Д. Буша-младшего ужесточила санкции в отношении Сирии. Был введен запрет на экспорт из США в Сирию любых товаров, за исключением сельскохозяйственной продукции, медикаментов и медицинского оборудования.[32]

В 2009 году, по данным Министерства торговли США, объём торговли между США и Сирией составил (экспорт и импорт соответственно, в $млн): 304 и 303.[33]

[править] Судан

Санкции США в отношении Судана были впервые введены в 1988 году в связи с гражданской войной в этой стране и включали в себя приостановление ей экономической и военной помощи.[34]

Позднее Судан был исключен из списка участников Генеральной системы преференций США.[35]

В 1997 году администрация Б. Клинтона, обвинив суданское правительство в пособничестве международному терроризму, попытках дестабилизировать соседние государства и нарушениях прав человека, ввела всеобъемлющие санкции, в частности, полное торговое эмбарго, запрет на финансовые операции, замораживание в США активов суданского правительства.[36]

В 2009 году, по данным Министерства торговли США, объём торговли между США и Суданом составил (экспорт и импорт соответственно, в $млн): 79 и 10.[37]

[править] Санкционная политика

До 1990-х годов США использовали односторонние экономические санкции главным образом против стран, которые входили или могли попасть в сферу влияния СССР. То есть они применялись в основном в отношении социалистических стран, с которыми у США не было тесных экономических отношений, что обуславливало незначительное экономическое давление на объект санкций, и, соответственно, их низкую эффективность. В то же время США не имели практической возможности проводить международные санкции по линии СБ ООН в отношении неугодных им стран в связи с неминуемым их блокированием советской стороной.[38]

[править] Поправка Джексона-Вэника

Некоторые из санкций предусматриваются разделом 402 Закона о торговле 1974 года, более известным как поправка Джексона-Вэника. В соответствии с поправкой, запрещено предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ), а также кредитов и банковских гарантий по линии американских государственных агентств странам с нерыночной экономикой, которые ограничивают свободу эмиграции своих граждан.[39]

В настоящее время только Кубе и Северной Корее отказано в РНБ в результате действия данной поправки.[40]

Остальные нерыночные, прежде всего социалистические страны, в 1980—2000-е годы были: а) либо выведены из-под действия поправки специальными законодательными актами; б) либо в отношении них действует мораторий на применение поправки; в) либо они признаются странами, не нарушающими изложенных в поправке критериев. В двух последних случаях РНБ предоставляется на временной основе и подлежит ежегодному подтверждению.[41]

[править] КОКОМ

В 1949 году западными странами был создан Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю, более известный как КОКОМ, занимавшийся координацией политики стран-участниц в сфере экспортного контроля с целью предотвращения попадания стратегических товаров и технологий в СССР и другие социалистические страны.[42]

КОКОМ упразднён в 1994 году.[43]

[править] Ссылки

[править] Правительственные ресурсы

[править] Edu-нет

[править] Прочее

[править] Примечания

  1. США — Соединенные Штаты Америки
  2. Полтерович В. М.О стратегии догоняющего развития для России. // Экономическая наука современной России. 2007. № 3(38). С.17-23.
  3. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  4. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  5. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  6. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  7. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  8. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  9. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  10. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  11. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  12. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  13. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  14. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  15. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  16. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  17. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  18. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  19. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  20. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  21. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  22. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  23. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  24. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  25. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  26. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  27. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  28. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  29. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  30. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  31. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  32. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  33. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  34. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  35. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  36. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  37. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  38. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  39. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  40. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  41. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  42. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
  43. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США
Внешнеэкономические отношения в мире
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты