Государственное устройство Китая

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Формально высшим правоустанавливающим документом Китая, как и в большинстве других стран, выступает конституция, последняя редакция которой вышла в 1982 году. Согласно ей, Всекитайское собрание народных представителей — высший орган власти в государстве. На практике, впрочем, все политические решения принимает Коммунистическая партия, членами которой являются практически все высшие руководители государства. Разделить партию и государство в Китае невозможно.[1]

Содержание

[править] Генеральный секретарь Центрального комитета Компартии Китая

Генеральный секретарь Центрального комитета Компартии — высший пост в Компартии Китая, управляющей страной. Фактически генеральный секретарь — первое лицо в государстве. Занимающие эту позицию политики параллельно назначаются на пост председателя КНР — в основном церемониальный, но важный с символической и дипломатической точки зрения. Именно он позволяет фактическим лидерам Китая на равных общаться с президентами других стран. В качестве лидера Компартии нынешний глава государства встречается с руководителями других правящих коммунистических партий — например, вьетнамской или кубинской.[2]

Генеральный секретарь не имеет диктаторских полномочий, и для проведения в жизнь своих решений должен заручиться поддержкой остальных членов ПКПБ. Впрочем, юридически установленных ограничений или разделения властей между членами ПКПБ нет, каждый раз конкретное соотношение сил определяется заново. К примеру, предыдущий генеральный секретарь Ху Цзиньтао был «слабым», и потому все решения принимались по согласованию групп интересов. Нынешний генеральный секретарь Си Цзиньпин имеет более авторитарный стиль правления, и многие решения имеют ярко выраженный авторский оттенок.[3]

Согласно установившемуся после смерти Мао Цзэдуна обычаю, генеральный секретарь как правило занимает свою должность два срока, в сумме составляющие десять лет (впрочем, Чжао Цзыян и Ху Яобан находились у власти меньше декады). Этот обычай был введен для того, чтобы не допустить геронтократии — ситуации, когда страна оказывается заложником преклонного возраста руководства (как в СССР). По уставу Компартии генеральный секретарь выдвигается из рядов делегатов съезда Компартии, который проходит один раз в пять лет. По факту же нового генерального секретаря выдвигают различные группировки и ПКПБ действующего генерального секретаря в результате сложных согласований за закрытыми дверями.[4]

Съезды Компартии проходят один раз в пять лет. На съездах, год проведения которых заканчивается на цифру 2 (1992, 2002, 2012, 2022 и т. д.), происходит смена поколений руководителей. На съездах, год проведения которых оканчивается на цифру 7 (1997, 2007, 2017, 2027 и т. д.), происходит ротация значительного числа представителей Центрального комитета, Политбюро и ПК Политбюро. Как правило, на таких промежуточных съездах ПКПБ покидают все его члены кроме двух, которые на следующем съезде занимают посты генерального секретаря и премьер-министра.[5]

[править] Постоянный комитет Политбюро

Постоянный комитет Политбюро (ПКПБ) — фактически верховный орган власти в Китае, определяющий развитие государства и принимающий важнейшие решения. Партийный устав гласит, что члены партийных комитетов любого уровня (включая высший) выполняют свои функции в соответствии с принципами коллективного руководства и индивидуальной ответственности за определенные сферы.[6]

Все члены ПКПБ параллельно занимают важные партийные и государственные должности. К примеру, Си Цзиньпин помимо поста генерального секретаря держит ещё 11 постов, в том числе председателя КНР и главы Центрального военного совета. Исторически посты в ПКПБ практически всегда занимали: премьер-министр, глава Всекитайского собрания народных представителей, глава Народного политического консультативного совета Китая, первый вице-премьер и глава Секретариата Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК). В последних четырёх составах ПКПБ место было также гарантировано главе Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины.[7]

Принцип коллективного руководства означает, что генеральный секретарь для проведения своей политики должен заручиться поддержкой остальных членов ПКПБ. В ПКПБ есть несколько не зафиксированных документально, но до сих пор выполнявшихся норм. В частности, возрастное ограничение: с 1997 года ни один человек старше 67 лет не был выдвинут в состав этого органа или более широкого Политбюро. Члены ПКПБ также не могут занимать свой пост более двух сроков по пять лет подряд.[8]

Официально членов ПКПБ КПК, как и членов Политбюро, выдвигает из своего состава на проходящих каждые пять лет съездах ЦК КПК. По факту роль действующего Политбюро, и особенно генерального секретаря, в этом процессе чрезвычайно велика. В целом процесс выбора нового состава ПКПБ очень сложен, совершенно скрыт от глаз публики и предполагает многоуровневые согласования и торг между разными группами интересов.[9]

Летом того года, когда очередной Съезд партии должен выдвинуть новый состав Политбюро, действующее Политбюро проводит встречу в курортном городе Бэйдайхэ недалеко от Пекина. Там в результате консультаций друг с другом, ушедшими в отставку лидерами и бывшими членами Политбюро формируется предварительный будущий состав этого органа. Затем осенью за несколько недель до Съезда Политбюро собирается ещё раз для утверждения финального списка кандидатов. В 2007 году ПКПБ также провёл опрос среди членов ЦК по поводу того, кого они хотели бы видеть в следующем составе Политбюро.[10]

[править] Совет государственной безопасности

Совет государственной безопасности был создан Си Цзиньпином в ходе третьего пленума ЦК 18-го созыва в ноябре 2013 года. Его задачей была обозначена «координация принятия ключевых решений в области национальной безопасности, обороны, разведки, дипломатии и общественной безопасности». Он отчасти является эквивалентом Совета безопасности в России и Совета национальной безопасности в США, но также имеет ряд важных отличий.[11]

Совет выступает не государственным, а партийным органом со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде непрозрачности работы и фокуса на удержание власти. Как сообщал сайт агентства «Синьхуа» в материале «Разъяснения о Совете государственной безопасности и общей ситуации в сфере безопасности», совет руководствуется двумя задачами: «необходимостью защитить суверенитет и национальную безопасность, а также обеспечить политическую безопасность и социальную стабильность внутри Китая».[12]

Информация о полном составе совета держится в тайне, как и схема его функционирования. Предположительно, членами совета помимо Си Цзиньпина, Ли Кэцяна и Чжан Дэцзяна также являются Ли Чжаньшу, Мэн Цзяньчжу и Чжан Чуньсянь, но этот список, очевидно, неполон. Совет базируется на территории Канцелярии, он же предоставляет персонал для её секретариата.[13]

[править] Политбюро ЦК КПК

Политбюро, состоящее из Постоянного комитета (7 членов) и 18 обычных членов, выступает центром принятия политических решений. В состав Политбюро входят высшие партийные функционеры, высшие государственные чиновники, представители важнейших провинций и военные.[14]

Среди представителей государственной власти — председатель КНР, вице-председатель КНР, премьер-министр и четыре вице-премьера. Провинции представлены четырьмя важнейшими городами: в Политбюро входят главы парткомов Шанхая, Пекина, Тяньцзиня и Чунцина. Два других — главы богатейшей провинции Гуандун и наиболее проблемного Синьцзян-Уйгурского автономного района.[15]

Официально членов Политбюро выдвигает из своего состава на проходящих каждые пять лет съездах Центральный комитет КПК (ЦК КПК), но по факту роль действующего ПКПБ КПК, и особенно генерального секретаря, в этом процессе чрезвычайно велика.[16]

[править] Госсовет

Несмотря на то что ПКПБ принимает все важнейшие решения, Госсовет Китая является важным государственным органом и в основном управляет экономикой страны. По конституции все министерства отчитываются лично перед главой Госсовета (вторым человеком в государстве) — премьер-министром. По факту важнейшие министерства (обороны, общественной безопасности, государственной безопасности, культуры) отчитываются напрямую перед кураторами из Политбюро КПК, минуя Госсовет. Госсовету, таким образом, остаётся управление неполитическими хозяйственными сферами.[17]

Госсовет еженедельно проводит рабочие встречи, а раз в шесть месяцев — пленарные заседания. Те, кого приглашают на рабочие встречи, неофициально формируют Исполнительный комитет Госсовета. На пленарные заседания помимо них приглашаются все министры, глава Центрального банка, главный аудитор Госсовета и глава Государственный комитет по развитию и реформе.[18]

Члены Госсовета ежегодно отчитываются перед членами ВСНП о проделанной работе. На этих выступлениях фактически происходит презентация планов Госсовета как в целом, так и в отдельных сферах.[19]

В состав Госсовета входят премьер-министр, четыре вице-премьера, а также пять государственных советников, генеральный секретарь и главный аудитор. У каждого из них есть собственная сфера ответственности. Госсовет формально формируется Всекитайским собранием народных представителей, и его члены обязаны отвечать на запросы ВСНП. Глава Госсовета и первый (исполнительный) вице-премьер по традиции входят в ПКПБ. Можно говорить о существовании трех уровней членства в Госсовете: глава Госсовета, его заместители и государственные советники; 25 министров; 56 глав ведомств и подотчетных организаций.[20]

Пост министра китайского правительства важен и значим. Выше них по статусу из бюрократов стоит только руководящий состав Госсовета (премьер-министр, вице-премьеры и государственные советники), губернаторы провинций и руководители отделов Центрального комитета Компартии. Впрочем, преувеличивать его значимость также не стоит. К примеру, выше министра иностранных дел Китая Ван И в линейке внешнеполитических руководителей стоят Чжан Гаоли и Ян Цзечи.[21]

[править] Центральный комитет КПК

ЦК Компартии Китая — формально высший руководящий орган Коммунистической партии, объединяющий руководящий состав партии со всей страны. В состав ЦК КПК в настоящий момент входит 205 членов и 171 кандидат в члены. Разница между ними состоит в том, что члены ЦК имеют право голоса, а кандидаты имеют право лишь участвовать в дискуссиях, но не голосовать. В случае выбытия члена ЦК по какой-либо причине его место занимает кандидат в члены. В состав ЦК по должности входят руководители партийных организаций провинций, большинство министров, руководителей крупных госпредприятий и военачальников.[22]

ЦК КПК формально назначает генерального секретаря, выбирает состав Политбюро, ПКПБ, Центрального военного совета и Центральной комиссии по проверке дисциплины. По факту списки лиц для занятия вакантных должностей спускаются в ЦК из секретариата действующего Политбюро, и ЦК просто подтверждает назначение.[23]

ЦК КПК действует на основе ленинского принципа демократического централизма. Дискуссия на пленумах допускается, но, когда решение принято, дальнейшее обсуждение прекращается.[24]

ЦК КПК подчиняется ряд важных для Компартии департаментов, включая организационный департамент, департамент по связям с общественностью, департамент «Единого фронта» и международный департамент. Ему также подчиняется партийная газета «Жэньминь жибао», Центральный офис по изучению политики, Офис по изучению истории партии и Центральная партийная школа, осуществляющая подготовку кадров.[25]

Схема формирования: раз в пять лет делегаты от парторганизаций страны собираются на съезд Компартии Китая и выбирают из своего состава членов ЦК. С 1980-х годов выборы проходят на «альтернативной основе»: число кандидатов превышает число доступных мест на 10 %. Большинство исследователе полагает, что эти выборы являются формальностью и все решения приняты заранее и спущены на голосование ЦК из действующего ПКПБ.[26]

[править] Секретариат ЦК КПК

Секретариат ответственен за обеспечение рутинной работы Политбюро и ПКПБ. Его задача — оформлять и приводить в жизнь решения ПКПБ. Тем не менее Секретариат обладает собственными существенными полномочиями по принятию решений в части, касающейся выполнения указаний Политбюро. Согласно китайской «табели о рангах», члены Секретариата стоят выше государственных советников и вице-председателей Всекитайского собрания народных представителей, но ниже членов Политбюро.[27]

Сотрудники Секретариата ответственны за подготовку и проведение всех крупных политических мероприятий в стране, включая съезды Компартии. Он контролирует работу пяти ключевых для функционирования Компартии отделов: Организационного отдела, Канцелярии, Отдела пропаганды, Отдела Единого фронта и Отдела международного сотрудничества. Их главы как правило по должности входят в состав Секретариата.[28]

[править] Канцелярия ЦК КПК

Канцелярия ЦК КПК — ключевой орган китайской политической системы, который условно можно сравнить с аппаратом президента в других странах. Формально она отвечает только за логистическое и организационное обеспечение деятельности высшего руководства Компартии, но по факту также готовит черновики законов и речей, составляет информационные сводки, обеспечивает охрану первых лиц и мероприятий с их участием и многое другое.[29]

Все руководители этого органа, кроме Лин Цзихуа, становились членами Политбюро или во время пребывания в нем, или впоследствии. Многие из занимавших этот пост становились членами ПКПБ, включая бывшего премьер-министра Вэнь Цзябао.[30]

[править] Центральная комиссия по проверке дисциплины

Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) — орган Коммунистической партии, ответственный за поддержание в её рядах дисциплины, предотвращение злоупотреблений и расследование совершенных членами партии нарушений. Фактически это главный антикоррупционный орган Китая. В случае нарушения членом партии закона его дело вначале расследует ЦКПД, которая по результатам расследования принимает решение о том, передавать ли дело в руки гражданской прокуратуры.[31]

Структура ЦКПД во многом схожа со структурой других коммунистических организаций Китая. Постоянный комитет осуществляет управление в те периоды, когда комиссия не собирается на пленарные заседания. В постоянный комитет комиссии входит 21 человек, общая численность комиссии — 130 человек. Численность персонала достигает 1 тыс. человек. Глава комиссии Ван Цишань имеет 8 заместителей, включая представителя Министерства контроля Госсовета Хуан Шусяня и главу комиссии НОАК по проверке дисциплины Ду Цзиньцая.[32]

Среди доступных ЦКПД наказаний — понижение в должности, выговор, исключение из партии. Офис по регулярным проверкам имеет 12 инспекционных групп, которых руководство ЦКПД посылает в попавшие под подозрение в массовом нарушении дисциплины организации.[33]

Комиссии по проверке дисциплины существуют на всех уровнях административного деления страны — начиная от центра и заканчивая уездами. Каждый уровень подчиняется уровню над ним, но не центральной комиссии, которая расследует только преступления высших чинов партии. Руководители провинциальных, городских и уездных комиссий обычно набираются не из их родных регионов, чтобы избежать фаворитизма при принятии решений.[34]

При Си Цзиньпине ЦКПД резко усилилась и получила невиданный ранее статус. Нынешняя стратегия ЦКПД предполагает концентрацию на трех направлениях:[35]

  • пристальное внимание к партийным лидерам всех уровней, так как именно они совершают наиболее серьезные преступления и в наибольшей степени подрывают престиж партии;
  • активное использование комплексных проверок различных министерств и ведомств. При Ван Цишане были созданы 53 стационарные инспекционные группы, направленные в 48 министерств, госкомпаний и ведомств, включая Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру;
  • активное привлечение к работе ЦКПД населения. ЦКПД создала совместный с контрольным министерством Госсовета сайт, на который любой гражданин может подать жалобу на коррупционное или ненадлежащее поведение чиновника.

Система работает — и довольно неплохо. К примеру, по отправленному на сайт заявлению корреспондента журнала Caixin Ло Чанпина было начато расследование в отношении бывших глав Национальной комиссии по реформам и развитию и Национальной энергетической администрации. Они оба были признаны виновными и получили тюремные сроки.[36]

[править] Отдел международного сотрудничества ЦК КПК

Отдел международного сотрудничества ранее отвечал за связи с коммунистическими партиями в других странах, но вследствие резкого уменьшения числа и влияния этих партий расширил свою повестку. Теперь он поддерживает контакты с более чем 400 партиями в 140 странах. Задачи и полномочия отдела часто пересекаются с оными у Министерства иностранных дел, а главы отдела считаются как минимум не ниже по статусу, чем министры иностранных дел страны.[37]

Важнейшую роль отдел играет в отношениях Китая с Северной Кореей. Практические все послы Китая в этой стране в какой-либо период своей жизни были руководителями или заместителями руководителей отдела. Верно это и для нынешнего посла в КНДР Ли Цзиньцзюня, который долгое время был заместителем директора организации. Выходцем из отдела является и постоянный представитель Китая в ООН Лю Цзеи. Впрочем, в Политбюро руководители отдела практически никогда не попадают.[38]

[править] Отдел «Единого фронта» ЦК КПК

Отдел «Единого фронта» работает с некоммунистическими организациями Китая. Его функции схожи с функциями Народного политического консультативного совета. В сферу его ответственности входят восемь «малых демократических партий», религиозные и этнические организации, бизнес-сообщества, профсоюзы, а также вопросы, касающиеся Гонконга, Макао, Тайваня и Тибета.[39]

[править] Всекитайское собрание народных представителей

Включающий около 3 тыс. членов парламент КНР по конституции является высшим органом государственной власти в Китае. По факту его роль, скорее, церемониальная: все реальные политические и экономические решения в стране принимаются ПКПБ. По конституции Китая ВСНП назначает председателя КНР, вице-председателя КНР, премьер-министра, вице-премьеров и государственных советников, выдвигает законы и заслушивает доклады чиновников. На деле главной его функцией выступает ежегодное десятидневное заседание, на котором депутаты ВСНП просто одобряют спущенные из Компартии и Госсовета решения. В качестве примера голосования ВСНП можно привести голосование за назначение Си Цзиньпина председателем КНР. Он победил с результатом 2952 голоса за, один против и двое воздержались.[40]

Депутатов в ВСНП поставляют провинции в соответствии с численностью их населения. В соответствии с изменениями от июля 2014 года минимальный размер делегации от провинции составляет 15 человек, а размер делегаций от Гонконга, Макао и НОАК фиксируются. Как и в СССР, в Китае парламент играет роль органа имитации сословного представительства. В его состав входят выдающиеся общественные деятели, спортсмены, военные и мастера культуры. Депутат в Китае не профессия, а статус: за пределами ежегодных съездов они работают на своих основных должностях.[41]

Депутаты разделены на девять подкомитетов, каждый из которых имеет собственную специализацию. В состав ВСНП входит также пять административных комиссий. В промежутке между съездами вопросы, связанные с деятельностью ВСНП, решает Постоянный комитет ВСНП, включающий 161 человека. Он собирается один раз в два месяца и также одобряет законы, спущенные из Госсовета КНР, Компартии и других органов исполнительной власти. Иногда те или иные решения не поддерживаются 20-25 % членов ВСНП или ПК ВСНП, но на общий положительный результат это никогда не влияет.[42]

830 из 2987 мест в нынешнем ВСНП занимают кандидаты от «Единого фронта», то есть представители восьми «малых демократических партий», официально признающих руководящую и направляющую роль КПК, а также представители Всекитайской федерации профсоюзов. 409 — представители этнических меньшинств, 699 — женщины, 1042 — партийные и государственные чиновники, 401 — рабочие и крестьяне, 610 — «белые воротнички».[43]

Собрания народных представителей более низких уровней также имеют достаточно большую численность: от 400 до 1 тыс. депутатов на уровне провинций, 200—800 — на уровне префектур и 100—500 — на уровне уездов.[44]

Сессии ВСНП и НПКСК проходят каждый год весной, чаще всего — в марте. В последние годы на этих мероприятиях стали допускаться публичные дискуссии по вопросам средней и меньшей важности, чаще всего социальным и экономическим. К примеру, на сессии 2017 года активно обсуждались необходимость введения налога на инвестиционную недвижимость и необходимость изменения политики контроля над рождаемостью. Попадание в СМИ такого рода дискуссий — шаг вперед по сравнению с периодом 20-летней давности, но обсуждение действительно серьезных вопросов политического характера все еще не допускается.[45]

[править] Народный политический консультативный совет

НПКСК — совещательный орган при руководстве КНР, в котором представлены общественные и политические организации, дающие Компартии советы по управлению страной. Треть мест принадлежит представителям самой КПК, остальные места занимают представители восьми «малых демократических партий», общественных и религиозных организаций, множества ассоциаций и федераций, выходцы из Гонконга и Макао, а также представители китайцев, вернувшихся из-за рубежа.[46]

Членами НПКСК являются 2237 человек, 299 человек составляют секретариат, ведающий делами НПКСК в перерывах между сессиями. Как и ВСНП, НПКСК имеет отделения на уровне провинций, префектур и уездов. Руководство НПКСК включает председателя и 23 вице-председателя. Сессии проходят ежегодно в марте, одновременно с сессиями ВСНП.[47]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. [21]
  22. [22]
  23. [23]
  24. [24]
  25. [25]
  26. [26]
  27. [27]
  28. [28]
  29. [29]
  30. [30]
  31. [31]
  32. [32]
  33. [33]
  34. [34]
  35. [35]
  36. [36]
  37. [37]
  38. [38]
  39. [39]
  40. [40]
  41. [41]
  42. [42]
  43. [43]
  44. [44]
  45. [45]
  46. [46]
  47. [47]
Личные инструменты