Машиностроение Китая
Материал из Documentation.
Машиностроение Китая — крупная отрасль обрабатывающей промышленности Китая.
До конца прошлого столетия большинство китайских машиностроительных компаний представляли собой государственные предприятия, как правило, отстающие в технологическом и управленческом отношении от своих международных конкурентов. Во многих секторах у Китая не было собственных прав интеллектуальной собственности, и внутренний спрос удовлетворялся преимущественно за счет импорта. Китайское правительство приняло стратегию импорта наиболее передового оборудования для повышения эффективности собственного производства, организуя совместные предприятия, в которых у иностранцев был только миноритарный пакет акций.[1]
В первом десятилетии нынешнего века благодаря иностранным инвестициям было подготовлено достаточное количество квалифицированной рабочей силы, чтобы резко улучшить управление компаниями. Правительство стало придерживаться политики «рынок в обмен на технологии», перенеся акцент с импорта машин на импорт капитала. Многие иностранные компании приобрели акции китайских предприятий.[2]
Размеры и темпы роста китайского рынка создавали благоприятные условия для развития крупных компаний, которые могли лучше использовать эффект от масштабов производства, чем их зарубежные конкуренты. Так, в производстве портовых кранов шанхайская компания «Zhenhua Heavy Industry» стала мировым лидером, опередив германскую «Demag Cranes» и финскую «Kone».[3]
В последние годы усилилась инвестиционная активность китайских компаний за рубежом. Они стали покупать иностранные компании в высокотехнологичных секторах экономики. По данным китайского Совета по продвижению международной торговли, на долю машиностроения приходится 17 % китайских прямых зарубежных инвестиций в развитых странах и 20 % — в развивающихся странах.[4]
Китайские инвестиции в производство оборудования для легкой промышленности являются естественным продолжением процесса консолидации отрасли, которая происходит уже более двадцати лет. Движущим мотивом покупок зарубежных компаний в этой сфере является стремление приобрести новейшие технологии и известные бренды.[5]
Покупка компаний FACC и ELKEM представляет собой попытку китайских компаний войти в верхние сегменты цепочек добавленной стоимости. Австрийская FACC AG имеет сильные международные позиции в производстве композитных углепластиков, применяемых в авиакосмической промышленности. Норвежская ELKEM — известный производитель субстанций на основе силикона и углеродных сплавов, используемых в электронной промышленности и металлургии (для производства материалов с заранее заданными свойствами).[6]
За последнее десятилетие машиностроение Китая развивалось исключительно высокими темпами. В 2012 г. общий объем производства составил 480 млрд долл., а по объемам условно-чистой продукции страна стала мировым лидером. В постоянных ценах среднегодовые темпы прироста составили 20 %. Темпы прироста рабочей силы в отрасли составили за тот же период 6 % в год, а численность занятых более чем удвоилась, достигнув 6 млн человек. Эта тенденция резко контрастирует с ситуацией в США, Японии и ЕС, где происходило сокращение рабочих мест. Глобальный финансовый кризис практически не затронул китайское машиностроение.[7]
Хотя производительность труда в машиностроительной отрасли Китая еще существенно ниже, чем в развитых странах (около 50 % от уровня ЕС), темпы ее роста составляли в 2000—2012 гг. более 12 % в год, а абсолютный показатель вырос с 8 тыс. до 26 тыс. долл.[8]
В настоящее время китайское машиностроение ориентировано в основном на потребности внутреннего рынка, куда направляется 85 % валовой продукции отрасли. Доля импорта во внутреннем потреблении составляет только 15 %. Этот показатель намного ниже, чем в Японии, ЕС и США, где доля импортных машин и оборудования достигает 38 %. Причем значение импорта все время снижается: в 2000 г. его удельный вес составлял 36 %. В период с 2000 по 2012 г. экспорт машин и оборудования в Китае рос гораздо более высокими темпами, чем импорт, что снизило дефицит в торговле продукцией машиностроения с 70 млрд до 5 млрд долл.[9]
Технологическая и профессиональная квалификация китайских машиностроительных компаний все время повышается. В некоторых областях они уже находятся на уровне японских и европейских компаний. Китайские фирмы не только научились копировать существующие продукты, но и разрабатывают свои собственные машины и оборудование. Они становятся все более амбициозными, все чаще выходят на глобальный рынок. В 2006 г. китайские компании приобрели 20 компаний из развитых стран, в 2007 г. — уже 33, в 2008 г. — 38, в 2010 г. — 50 компаний.[10]
Приход иностранных инвесторов в Китай все еще приветствуется, однако ограничения на возможность покупки ими контрольного пакета акций китайских компаний становятся жестче. Китайское правительство делает акцент на передаче технологий, а не на импорте машин и капитала. Тем не менее в ближайшие годы страна все еще будет зависеть от компонентов, станков и оборудования специального назначения, производимых за ее пределами. В этой связи в 2010 г. были аннулированы импортные пошлины на некоторые виды машин и оборудования, такие как турбины, компрессоры, оборудование для металлообработки, строительное оборудование и сельскохозяйственные машины.[11]
В марте 2011 г. в Китае был принят 12-й пятилетний план (на 2011‒2015 гг.), основной целью которого объявлялось создание новой экономической модели развития страны. Суть этой модели — в переходе от инвестиций в капитальные активы к технологическому совершенствованию, инновациям и потреблению в качестве основных факторов роста. Кроме того, устойчивому росту должны поспособствовать энергосбережение и использование экологически эффективных технологий.[12]
Для машиностроения особое значение имеют следующие установленные в пятилетнем плане цели: снижение энергоемкости ВНП на 16 %; снижение выбросов углекислого газа на 17 %; увеличение доли альтернативных видов топлива с 8,3 до 11,4 %; сокращение потребления водных ресурсов в производственных процессах на 30 %.[13]
Кроме того, Китай наметил семь стратегических нарождающихся отраслей в качестве объектов для промышленной политики и капиталовложений: 1) биотехнологии; 2) новые источники энергии; 3) производство оборудования высокого технического уровня; 4) энергосбережение и защита окружающей среды; 5) экологически чистые транспортные средства; 6) новые материалы; 7) следующее поколение информационных технологий. На эти отрасли к 2015 г. должно приходиться до 8 % ВНП страны.[14]
Такая концепция развития позволит китайским предприятиям конкурировать на глобальном рынке в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью. Конечная цель заключается в формировании полных производственных цепочек, от базовых разработок до коммерческого использования продукции.[15]
Развитие семи стратегических отраслей тесным образом связано с инновациями. Основой исследований и разработок китайских национальных компаний должны стать внутренние инновации. Национальные расходы на НИОКР, по плану, достигнут к 2015 г. 2,2 % ВНП (в 2007 г. они составляли 1,7 %), а число патентов — 3,3 на 10 тыс. населения. Задачей китайской промышленной политики становится сдвиг от «сделано в Китае» к «разработано в Китае», что означает движение вверх по цепочкам добавленной стоимости. К специфическим промышленным целям такой стратегии, затрагивающей и машиностроение, относятся:[16]
- выведение из производства избыточных мощностей, устаревших технологически или загрязняющих окружающую среду;
- оптимизация промышленной структуры с целью достижения максимальной эффективности вдоль всей цепочки добавленной стоимости;
- стимулирование промышленной консолидации, слияний и поглощений (в таких отраслях, как автомобильная промышленность, фармацевтика и др.) для формирования национальных чемпионов;
- совершенствование трудоемких отраслей и стимулирование экспорта машин и оборудования, а также высокотехнологичных продуктов.
Китайские НИОКР жестко привязаны к национальной промышленной политике, которая направлена не только на догоняющее развитие и достижение уровня развитых стран в области технологий и передовых продуктов.[17]
[править] Примечания
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013
- ↑ Глобальный рынок машиностроения. 24 октября 2013