Алексей Леонидович Кудрин

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Алексей Леонидович Кудрин (р. 12 октября 1960, Добеле, Латвийская ССР) — российский государственный и политический деятель. Председатель Счётной палаты России. До 2011 года занимал посты заместителя председателя правительства и министра финансов России.

Содержание

[править] Биография

[править] Ранние годы

Отец — военнослужащий, мать — бухгалтер.[1]

До поступления в Ленинградский государственный университет (ЛГУ) А.Кудрин работал в Академии тыла и транспорта министерства обороны СССР в Ленинграде автомехаником, инструктором практического обучения лаборатории двигателей.[2]

После окончания в 1983 году экономического факультета ЛГУ — стажёр — исследователь Института социально—экономических проблем Академии наук СССР (АН СССР).

В декабре 1985 года поступил в очную аспирантуру Института экономики АН СССР.

Защитив кандидатскую диссертацию, занимался научной деятельностью в Институте социально—экономических проблем АН СССР. Входил в группу ленинградских экономистов, изучавших идеи внедрения рыночной экономики в России, где познакомился с Анатолием Чубайсом.

[править] 1990—1996

С октября 1990 года работал заместителем председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета (первым зампредом Ленгорисполкома был Анатолий Чубайс).[3]

После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства.[4]

С ноября 1991 по 1992 — заместитель председателя Комитета по экономическому развитию Санкт-Петербурга.

С августа 1992 года по 1993 год — председатель главного финансового управления мэрии Санкт—Петербурга (впоследствии переименованного в финансовый комитет).

С 1993 по июнь 1996 — заместитель, первый заместитель мэра, член правительства города, председатель комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга.[5]

В декабре 1993 года баллотировался в Госдуму по списку «Выбора России».[6]

Ушёл в отставку с постов в мэрии Санкт-Петербурга после поражения мэра Анатолия Собчака на выборах.[7]

[править] 1996—2000

В августе 1996 года указом президента России Б. Н. Ельцина назначен заместителем руководителя администрации президента России, начальником Главного контрольного управления президента России (администрацию президента возглавлял Анатолий Чубайс).

В марте 1997 года Анатолий Чубайс стал первым вице-премьером и министром финансов России. В том же месяце указом президента России Кудрин был назначен первым заместителем министра финансов России (курировал государственный долг и социальные реформы). Главное контрольное управление по рекомендации Кудрина возглавил Владимир Путин.

В январе 1999 Кудрин ушёл в отставку из-за разногласий с министром финансов России Михаилом Задорновым по вопросу перераспределения функций внутри минфина России. В том же месяце стал первым заместителем председателя правления РАО ЕЭС России (председателем правления был Анатолий Чубайс).

1 июня 1999 года назначен первым заместителем министра финансов России Михаила Касьянова.

[править] 2000—2011

18 мая 2000 стал заместителем председателя правительства России — министром финансов России.[8]

Июль 2000 года — Алексей Кудрин впервые в общих чертах сформулировал свой главный тезис — экономия расходов. Тогда же закончилось действие трехлетней программы сокращения госрасходов — ее итогом стал рост долгов федерального бюджета перед бюджетными организациями в размере 34 млрд руб.[9]

В августе 2000 года назначен управляющим от РФ в Международном валютном фонде.[10]

Август 2000 года — подготовил свой первый проект бюджета на 2001 год, исходя из скромных $18-19 за баррель Urals.[11]

Октябрь 2000 года — возглавил правительственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле. Основная задача комиссии в то время — корректировка экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.[12]

Ноябрь 2000 года — перевел Государственный таможенный комитет на казначейское обслуживание, начав реформу управления госфинансами.[13]

Декабрь 2000 года — Алексей Кудрин подготовил доклад президенту о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Министерства экономического развития и торговли, которым было поручено разобраться с проблемой налогообложения в нефтяной отрасли. В 2003—2004 годах на основании этих исследований Минфин готовил поправки к Налоговому кодексу, повысившие экспортные пошлины на нефть и НДПИ, а также материалы Минфина были использованы для формулировки налоговых претензий к ЮКОСу.[14]

Декабрь 2000 года — возглавил комиссию правительства РФ по вопросам Всемирной торговой организации. В июне 2001 года объявил, что «Россия на финишной прямой на пути в ВТО». Руководить переговорами по вступлению в ВТО и деятельностью самой комиссией Алексею Кудрину пришлось до мая 2008 года и передать эти полномочия в правительстве Владимира Путина первому вице-премьеру Игорю Шувалову.[15]

Декабрь 2000 года — Алексей Кудрин назначен Владимиром Путиным куратором подготовки 300-летия Петербурга. Для выполнения этого поручения Алексей Кудрин не уклонялся от не слишком приятных для высокопоставленных чиновников обязанностей, как, например, слетать на полдня в Вашингтон рейсовым самолетом, чтобы уговорить президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона принять участие в праздничных мероприятиях. Праздник был с помпой отмечен в мае 2003 года и по разным подсчетам обошелся федеральному бюджету в $1,5 млрд.[16]

Август 2001 года — Алексей Кудрин включился в пенсионную реформу, разработанную тогдашним главой Пенсионного фонда Михаилом Зурабовым. По предложению Минфина доходы Пенсионного фонда и других социальных фондов включены в доходы федерального бюджета-2002. Ответственность за расходование средств Пенсионного фонда окончательно закреплена за федеральным правительством, профсоюзы отстранены от участия в этом процессе.[17]

Сентябрь 2001 года — Алексей Кудрин провел инвентаризацию всех внешних долгов РФ, начав процесс погашения внешнего долга.[18]

Ноябрь 2001 года — по предложению Алексея Кудрина создан комитет по финансовому мониторингу в структуре Минфина. Это стало одним из первых шагов в рамках реформы управления госфинансами.[19]

Декабрь 2001 года — Алексей Кудрин занял 55-е место в опросе ВЦИОМа «Кого народ считает элитой?». Тот же опрос в 2008 году отвел Алексею Кудрину 82-е место.[20]

Март 2002 года — инициировал выдвижение замминистра финансов Сергея Игнатьева на пост председателя ЦБ взамен Виктора Геращенко. При участии Игнатьева фактически была запущена реформа госбанковского сектора.[21]

Март 2002 года — Алексей Кудрин вошел в наблюдательный совет алмазодобывающей компании АЛРОСА. До этого Минимущество в течение двух лет безуспешно пыталось выполнить поручение президента по возвращению федеральной доли в АЛРОСА, которой распоряжалась администрация Республики Саха (Якутия).[22]

Март 2002 года — Владимир Путин своим распоряжением произвел Алексея Кудрина в ранг охраняемого федерального чиновника, которому положена персональная охрана ФСБ. Традиционно такой охраной обеспечены только первые лица государства — президент (и действующий и бывший), премьер, главы Конституционного и Верховного судов, главы палат Федерального собрания и полномочные представители президента. Охрана с министра финансов была снята только в 2003 году. Причина, зачем Алексею Кудрину потребовались персональные телохранители, не объяснена до сих пор.[23]

Сентябрь 2002 года — по поручению президента Владимира Путина Алексей Кудрин проводил переговоры с Союзом правых сил (СПС) о реформе армии. Переговоры прекратились сами собой после снижения политического влияния СПС до нуля, однако обсуждение военной реформы продолжилось. Так, в октябре 2002 года во втором чтении бюджета-2002 в Госдуме Алексей Кудрин впервые рассекретил общие расходы на финансирование Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы и Федеральной службы налоговой полиции.[24]

Ноябрь 2002 года — Алексей Кудрин выступил с категоричным протестом против предложения Германа Грефа добиться «амбициозного» экономического роста путем создания особых экономических зон, заявив, что «не зоны создадут экономический рост».[25]

Декабрь 2002 года — Алексей Кудрин призвал губернаторов и местные власти как можно быстрее отказаться от обслуживания своих бюджетов в собственных казначействах и передать все средства Федеральному казначейству. Такой перевод дал старт казначейской реформе в рамках смены системы управления госфинансами.[26]

В декабре 2002 — марте 2003 года по предложению Алексея Кудрина создана правительственная комиссия по вопросам оптимизации бюджетных расходов под его руководством.[27]

Февраль 2003 года — Минфин подготовил стратегию развития банковского сектора на 2004—2005 годы и на период до 2008 года. Этот вопрос остался нерешенным с февраля 2003 года. Но по решению тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова стратегия была положена по сукно из-за разногласий с Минэкономики. В правительстве вспомнили о банковской реформе только в июне 2004 года и одобрили ее уже без возражений. Главное в концепции то, что к 2007 году для вновь создаваемых банков вводится финансовый ценз — объем собственных активов вновь создаваемых банков должен быть не меньше $5 млн. Банкам, которые окажутся зарегистрированными до 2007 года, разрешается иметь активы на меньшую сумму. Зато для всех банков увеличивается требование по достаточности капитала с 2 % до 10 %.[28]

Март 2003 года — правительство в целом одобрило представленный Минфином план налоговой реформы на 2003—2005 годы.[29]

Июнь 2003 года — Алексей Кудрин впервые открыто выступил против роста оборонных расходов в бюджете на 2004 год.[30]

Август 2003 года — Алексей Кудрин сформулировал впервые предложения о создании стабилизационного фонда в 2004 году. Первым идею создания стабилизационного фонда сформулировал в 2002 году помощник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Фонд стал наполняться доходами в 2004 году.[31]

Ноябрь 2003 года — продолжая налоговую реформу, Алексей Кудрин предложил Госдуме с 1 января 2004 года упразднить действие чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Этим «внутренним офшором», по данным Минфина, пользовались ЮКОС, «Сибнефть» и десятки компаний помельче, которые в 2002 году недоплатили на законном основании бюджету $1,5 млрд налога на прибыль. Госдума удовлетворила предложение без возражений.[32]

Февраль 2004 года — Алексей Кудрин признал завершение первого этапа банковской реформы, начатой в 2003 году. Задачи прошлой стратегии на 90 % исполнены и по объему капитализации банков, и по кредитованию реального сектора.[33]

Февраль 2004 года — Россия полностью расплатилась с Германией по долгам бывшего СССР бывшей ГДР.[34]

9 марта 2004 года — Алексей Кудрин стал министром финансов Российской Федерации в правительстве Михаила Фрадкова, лишившись статуса вице-премьера. Кудрину пришлось отстаивать свое право остаться в правительстве Михаила Фрадкова с понижением до ранга министра на личной встрече с Владимиром Путиным. До этого Алексей Кудрин рассчитывал если и не на пост премьера, то по крайней мере на пост его единственного заместителя. Но Михаил Фрадков настоял на том, чтобы его единственным замом стал глава думского комитета по бюджету Александр Жуков. Перед Алексеем Кудриным впервые встал вопрос — писать президенту Владимиру Путину заявление об отставке или соглашаться на мягкое понижение в званиях. Он выбрал второе.[35]

Март 2004 года — по опросу фонда «Общественное мнение» Алексей Кудрин занял третье место среди самых нежелаемых избирателями политиков в правительстве Михаила Фрадкова после Германа Грефа и Александра Починка.[36]

Март 2004 года — должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков. Алексей Кудрин публично это назначение не лоббировал, но и не противился ему. Бывший министр налогов и сборов Геннадий Букаев, которого Алексей Кудрин курировал в правительстве Касьянова, безрезультатно обращался к Алексею Кудрину за помощью сохранить свой пост.[37]

Март 2004 года — Алексей Кудрин утратил полноту контроля над ФТС, которым обладал в прошлом правительстве. ФТС перешла под контроль министра экономического развития Германа Грефа. Минфину удалось сохранить контроль только над казначейскими функциями ГТК, а также над выполнением плана как в общем по таможенному комитету, так и по федеральным округам.[38]

Менее болезненной для Алексея Кудрина оказалась утрата контроля над правительственными комиссиями по вопросам экономической интеграции, а также по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО) и взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эти комиссии отошли премьеру Михаилу Фрадкову.[39]

Март 2004 года — Алексей Кудрин назначен заместителем председателя комиссии по подготовке празднования 1000-летия Казани. Председателем комиссии являлся президент Владимир Путин. Как сформулировал свою задачу Алексей Кудрин главная цель подготовки — «не сам праздник, а обновление города, строительство дорог, решение проблем ветхого жилья, строительство метро, моста» через Волгу. По признанию экс-президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева идея участия федерального бюджета в подготовке празднования «зародилась, когда перед выборами В. В. Путина на первый срок обеспечивалось вхождение республики в единое правовое поле».[40]

Март 2004 года — 2 декабря 2003 года Алексей Кудрин поставил ультиматум Белоруссии: до 31 марта 2004 года определиться по переходу на единую валюту. В марте 2004 года Алексей Кудрин предложил исключить этот вопрос из повестки правительства — белорусы отказались признать единым эмиссионным центром российский ЦБ. С тех пор вопрос прямого рублевого аншлюса на белорусскую территорию серьезно правительством РФ не обсуждался.[41]

Апрель 2004 года — правительство завершило налоговую реформу, одобрив законопроектами поправки к Налоговому кодексу.[42]

Апрель 2004 года — реформа ОМС откладывается как минимум на год. Минфин и Минэкономики не смогли урегулировать свои разногласия по законопроекту «Об обязательном медицинском страховании».[43]

Апрель 2004 года — Алексей Кудрин объявил о начале бюджетной реформы. Главная идея бюджетной перестройки, сформулированная на начальном этапе, такова: бюджет должен формироваться не по сметному принципу (от достигнутого), а должен быть ориентирован на конкретные результаты, которые ведомства хотят получить за счет денег налогоплательщиков.[44]

Апрель 2004 года — Алексей Кудрин впервые высказался по делу ЮКОСа на стороне обвинения. В интервью «Ъ» он заявил: «Если вы имеете в виду налоговую часть дела, то в отношении ЮКОСа мы всего лишь начали выдвигать претензии. Если вы хотите спросить, перестанут ли у нас в стране преследовать за неуплату налогов, то я заявляю, что в России, как и в других цивилизованных государствах, всегда будут преследовать тех, кто незаконно уклоняется от налоговых платежей». В дальнейшем Алексей Кудрин отказался реструктурировать налоговую задолженность ЮКОСа в федеральный бюджет в размере 98 млрд руб.[45]

В мае 2004 года сохранил свою должность в новом кабинете Михаила Фрадкова.

Август 2004 года — Алексей Кудрин убедил губернатора Ханты-Мансийского АО Александра Филипенко поделиться сверхплановыми доходами, которые принесут округу взысканные с ЮКОСа налоги в размере 52,3 млрд руб. В подписанном министром и губернатором протоколе говорится, что 35 млрд из 52,3 млрд руб. округ отдает «в виде безвозмездных перечислений в федеральный бюджет с целью формирования в бюджете 2005 года средств на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ в связи с проводимой работой по разграничению органов власти различных уровней». Из этих денег были оплачены полномочия регионов по монетизации льгот.[46]

Июнь 2004 года — министр финансов Алексей Кудрин отказал своему бывшему начальнику, экс-премьеру Михаилу Касьянову, предложившему создать на базе двух банков бывшего СЭВа — Международного инвестиционного (МИБ) и Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) — международный банк инфраструктурных проектов.[47]

Сентябрь 2004 года — Алексей Кудрин заменил в Минфине Сергея Колотухина, отвечавшего в ведомстве за госдолг, международные финансовые отношения и государственные финансовые активы, а также за переговоры с международными финансовыми организациями Сергеем Сторчаком. В 2005 году в отношении Сергея Колотухина, приведенного в Минфин еще Михаилом Касьяновым в 1999 году, следственное управление ФСБ возбудило уголовное дело по факту злоупотреблений при реструктуризации долга России перед Чехией и долга Вьетнама перед РФ.[48]

Конец 2004 года — Минздрав в соавторстве с Минфином подготовил и провел через Госдуму законопроект о замене натуральных льгот денежными выплатами (монетизация льгот). Уже в начале 2005 года эта реформа спровоцировала уличные волнения льготников. Для исправления ситуации всю первую половину 2005 года Алексею Кудрину пришлось в оперативном порядке урегулировать спорные вопросы с льготниками и региональными властями.[49]

Март 2005 года — под давлением Алексея Кудрина правительство Михаила Фрадкова полностью отказалось от идеи снизить с 1 января 2006 года НДС с 18 % до 13 %. 14 марта 2005 года Алексей Кудрин пообещал «Ъ»: «Мы вернемся к вопросу о снижении налогов через три года», то есть в марте 2008 года. В марте 2008 года правительство Владимира Путина это обещание не выполнило, а Алексей Кудрин не напоминал. Тем не менее дискуссия о возможности снижения НДС до 13 % регулярно возобновлялась в правительстве весь 2006 год.[50]

Март 2005 года — правительство утвердило законопроект «Об особых экономических зонах», на разработку которого тогдашний глава Минэкономики Герман Греф потратил пять лет (с 2000 года), в качестве меры, которая могла бы способствовать удвоению ВВП. Под давлением главы Минфина Алексея Кудрина налоговые льготы в таких зонах оказались скромными — правительство согласилось отменить ограничение по переносу убытков на следующий налоговый период, ввести ускоренную амортизацию с удвоенным коэффициентом, снизить налогооблагаемую базу на затраты, относимые на НИОКР. Для технико-внедренческих зон было предусмотрено снижение ставки ЕСН до 14 % с сохранением принципа регрессивности. Что не помешало к 2011 году создать на территории РФ 24 особые экономические зоны четырех типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические.[51]

Май 2005 года — Алексей Кудрин предложил правительству РФ и Парижскому клубу кредиторов досрочно принять оплату долга бывшего СССР. Договориться о досрочном погашении долга по номиналу — без дисконтов и премий — Минфину не удалось.[52]

Июнь 2005 года — под давлением Минфина правительство составило первый трехлетний прогноз социально-экономического развития и проект бюджета на 2006—2008 годы.[53]

Ноябрь 2005 года — Минфин согласился на создание в бюджете-2006 инвестиционного фонда. В бюджете на этот год впервые было предусмотрено на этот фонд 69,7 млрд руб. Наполнение фонда до 2009 года происходило за счет повышения цены отсечения нефти при формировании стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счет экономии на процентах. Алексей Кудрин не скрывал, что пошел на создание инвестфонда, чтобы обезопасить стабфонд от притязаний лоббистов.[54]

Подготовка саммита G8 в Москве — первого саммита развитых стран, на котором Россия должна была воспользоваться всеми атрибутами полноправного члена этой организации. До этого Россию допускали к обсуждению только политических проблем. На этот раз в феврале 2006 года страны G7 на равных обсуждали и экономические проблемы. Триумф был смазан тем, что к обсуждению тех же вопросов были допущены лидеры и других развивающихся стран — ЮАР, Индии, Китая и Бразилии.[55]

Май 2006 года — Минфин предложил с 2007 года отменить единую тарифную сетку оплаты труда для работников бюджетной сферы на федеральном уровне. Таким образом, дифференциация зарплат бюджетников по разным регионам должна была стать законной, до этого она реализовывалась через системы доплат и премий.[56]

Июнь 2006 года — Алексей Кудрин впервые сформулировал свое отношение к созданию инновационной экономики, которую президент Дмитрий Медведев возвел в ранг национальной политики в 2007 году: «Если инфляция выше 3 %, все разговоры об инновационной экономике — болтовня». По его мнению, единственное, что может предложить правительство,— снизить инфляцию до этого уровня и обеспечить привлечение кредитов в инновационную сферу под 5 % годовых. Больше ничего делать не нужно — в 2009 году объем инвестиций в основные производственные фонды составил бы $260 млрд, «за четыре года этот объем удвоится».[57]

Июнь 2006 года — кризис на алкогольном рынке после введения системы ЕГАИС Михаил Фрадков возложил на Минфин. В ответ Алексей Кудрин предложил правительству приостановить работу системы. В полном объеме система электронного учета алкоголя от завода до потребителя так и не была запущена до сих пор. Вывод Минфина: «К причинам сложившейся ситуации относится неготовность технических средств и программного обеспечения ЕГАИС. Это не позволяет получить в ходе работы ЕГАИС информацию об объемах поставленной и отпущенной в розничную сеть продукции и осуществлять мониторинг рынка».[58]

Август 2006 года — Минфин подготовил и провел реформу на рынке драгоценных металлов. До конца 2006 года в структуре Минфина появились федеральные агентство и служба, регулирующие деятельность рынка драгоценных металлов и камней. Их создали на базе Гохрана, Пробирной палаты и ФГУП «Алмазювелирэкспорт». Вновь созданной службе достались все контрольно-надзорные функции, а агентство было наделено полномочиями по управлению Госфондом и обслуживанию участников рынка.[59]

Август 2006 года — доля государства в капитале двух крупнейших российских банков — Сбербанка и Внешторгбанка (ВТБ) — сокращается до 50 % плюс 1 акция. Такое развитие событий предполагает стратегия развития госбанков, разработка которой ведется в рамках Национального банковского совета (НБС). Разработку документа тормозит Минфин, который готовит концепцию развития специализированных госбанков (она, в частности, предполагает реформирование Внешэкономбанка СССР). Минфин поддержал амбициозные планы председателя банка Владимира Дмитриева по созданию на базе ВЭБа национального банка развития, согласившись сохранить за ним функции агента правительства по внешнеэкономической деятельности и долгового агентства. Это предполагает проект концепции развития специализированных госбанков, который Минфин намерен внести в правительство до конца сентября.[60]

Декабрь 2006 года — завершение обмена второй части коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации РФ на общую сумму $1,075 млрд. Тем самым в структуре российского внешнего долга советский долг сократился с $130 млрд в начале 2000 года до $4,9 млрд.[61]

Январь 2007 года — Минфин предлагает в 2008 году создать новый бюджетный фонд, дополняющий уже существующие стабфонд и инвестфонд,— фонд для финансирования внеплановых социальных обязательств государства. Согласно новому варианту Бюджетного кодекса, предлагалось зафиксировать 5 % от всех так называемых публичных обязательств государства на случай непрогнозированного роста выплат базовой части пенсий, материнского капитала и пособий по безработице. В дальнейшем идея была трансформирована в бюджетный резерв на все вновь принимаемые правительством обязательства, который определялся правительством на второй год бюджетной трехлетки.[62]

В конце 2006 — начале 2007 года Алексей Кудрин предложил реформу госинвестиций (часть реформы управления госфинансами, см. проекты), по которой контроль за формированием ФЦП и ВЦП к 2009 году перешел бы к Минфину. На первом этапе Алексей Кудрин предлагал заменить федеральные целевые программы, адресную инвестиционную программу (ФАИП) и ведомственные целевые программы (ВЦП) долгосрочными целевыми программами.[63]

Конец 2006 — начало 2007 года — Минфин подготовил первый вариант законопроекта о трансфертном ценообразовании, жесткость которого не вызвала поддержки даже у ФНС.[64]

2007—2008 годы — регулярные призывы главы Минфина Алексея Кудрина ограничить заимствования госкомпаний (они мешали ему бороться с инфляцией) остаются без ответа. Заимствования ограничились не по воле Минфина, а в результате международного экономического кризиса 2009 года. Согласно данным ЦБ, за январь—сентябрь 2007 года внешний долг РФ вырос на $120,3 млрд, или на 38,7 %, составив на 1 октября 2007 года $430,9 млрд.[65]

24 сентября 2007 года — Алексей Кудрин назначен заместителем председателя правительства и министром финансов в правительстве Виктора Зубкова (до 7 мая 2008 года).[66]

С ноября 2007 по октябрь 2008 года — заместитель главы Минфина Сергей Сторчак находился под следствием по обвинению в покушении на хищение денежных средств из госбюджета в особо крупном размере путем мошенничества и в злоупотреблении должностными полномочиями. В ноябре министр финансов Алексей Кудрин передал в следственные органы ходатайство об освобождении под личное поручительство своего заместителя Сергея Сторчака. Дело против Сторчака развалилось в том числе и под давлением Алексея Кудрина, который после освобождения вернул своему заместителю прежний пост в Минфине.[67]

12 мая 2008 года — Алексей Кудрин назначен вице-премьером, министром финансов в правительстве Владимира Путина.[68] В тот же день В.Путин объявил новую структуру правительства России. Согласно распределению обязанностей заместителей председателя правительства, А.Кудрин координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам разработки основных направлений социально-экономического развития РФ, проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, управления госдолгом и финансовыми активами РФ, государственного финансового планирования, разработки и выполнения федерального бюджета, повышения результативности бюджетных расходов и совершенствования бюджетной системы, а также разработки и реализации налоговой политики, государственной инвестиционной политики и федеральных целевых программ, включая разработку системы показателей их эффективности. А.Кудрин также координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения единого экономического пространства и свободной экономической деятельности, госрегулирования финансовых рынков, страховой и аудиторской деятельности.

Август 2008 года — Минфин провел валоризацию пенсий в рамках пенсионной реформы.[69]

Октябрь 2008 года — за сутки до второго чтения федерального бюджета на 2009—2011 годы цена нефти Urals упала ниже $70 за баррель — уровня, исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный. Еще в сентябре Алексей Кудрин убеждал инвесторов в том, что Россия в условиях кризиса для них окажется «тихой гаванью», но в октябре вице-премьер уже признал, что Россия не сможет игнорировать долгосрочное влияние мирового кризиса. Тогда же он приступил к сокращению бюджета на 2009 и 2010 годы.[70]

Октябрь 2008 года — начало обсуждения в правительстве реформы пенсионной системы и трансформации единого социального налога (ЕСН) в страховые платежи. Минфин предлагает использовать средства фонда национального благосостояния в пенсионной системе, увеличивать ЕСН меньшими темпами и несколько позже. В финансовом ведомстве также предлагают с 2010 года заменить ЕСН страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в фонды, одновременно проиндексировав шкалу ЕСН с учетом роста зарплат. При этом Минфин расходится с Минздравсоцразвития и Минэкономики по срокам увеличения пенсионного обеспечения.[71]

Октябрь 2010 года — Россия обещает Исландии кредит €4 млрд на спасение экономики.[72]

Декабрь 2010 года — Алексей Кудрин пролоббировал упразднение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), увольнение независимого от Минфина ее главы Владимира Миловидова и создание новой Федеральной финансовой службы, подведомственной министерству.[73]

Август 2010 года — Алексей Кудрин предложил свой вариант реформы МВД: перевести местные подразделения МВД на федеральный уровень. Высвободившимися ресурсами регионы уже в 2012 году по предложению Минфина оплатят передаваемые им федеральные функции в образовании и здравоохранении.[74]

Июнь 2010 года — состоялось возрождение дорожных фондов по версии Минфина (с увеличением акцизов на бензин с одновременным уменьшением ставок транспортного налога).[75]

Июнь 2010 года — Минфин подготовил схему сокращения численности госслужащих на 20 %. По этой схеме численность чиновников федеральных органов исполнительной власти, зафиксированная на 1 июля 2010 года, в течение 2011—2013 годов должна быть сокращена на 20 %. По планам Минфина, на 5 % число чиновников сократится уже к 1 апреля 2011 года. К 1 апреля 2012 года доля уволенных будет доведена до 10 %, и, наконец, к 1 апреля 2013 года пятая часть нынешних госслужащих покинет государственные должности.[76]

Май 2010 года — Минфин подготовил новый вариант бюджетной реформы: программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Основной элемент реформы — перевод 90 % бюджетного финансирования на программный метод.[77]

Февраль 2011 года — резкая публичная критика двух президентских программ — госпрограммы вооружения до 2020 года и сокращения страховых взносов с 34 % до 26 % — послужила формальным объяснением отставки Алексея Кудрина.[78]

26 сентября 2011 года отправлен в отставку с постов вице-премьера и министра финансов.[79]

29 сентября 2011 было сообщено, что Алексей Кудрин сохраняет за собой посты председателя Национального банковского совета (НБС) и Совета по финансовым рынкам при президенте РФ. По словам С.Сторчака, А.Кудрин будет «плотно заниматься вопросами формирования международного финансового центра страны».

[править] Экономическая политика

[править] Государственный внешний долг

Проект погашения государственного внешнего долга России — крупнейший и наиболее эффектный проект Алексея Кудрина в должности министра финансов. На старте проекта РФ была должна миру более $143 млрд, из которых $93 млрд были взятые на себя Россией долги бывшего СССР. На старте программы предполагалось, что она затянется на десятилетия: Минфин приступил к проекту в 2001 году, и уже тогда в адрес Алексея Кудрина высказывалась критика, погашение госдолга многие политики, в том числе околоправительственные, считали ложным приоритетом. К 2006 году, когда в целом активная часть программы была завершена (этому способствовала не только конъюнктура нефтяных цен, гораздо более слабая, чем в последующие годы, но и налоговая реформа), расходы на обслуживание госдолга РФ не были опасны как фактор, блокирующий экономический рост. Наиболее заметным следствием реформы стало изменение международного позиционирования России — став нетто-кредитором в системе международных заимствований, РФ стабилизировала свой реальный статус и в международных финансовых организациях, и в G8.[80]

С момента своего назначения на должность министра финансов Алексей Кудрин проводил последовательную политику по сокращению внешнего госдолга РФ, накопленного как в советский период, так и после 1991 года. Эта программу, де-факто продолжавшуюся до 2006 года, когда был завершен обмен второй части коммерческой задолженности СССР на еврооблигации РФ, а статус РФ как надежного заемщика подтвердил саммит G8 в Москве, логично завершил переход РФ в статус международных кредиторов. В октябре 2010 года правительство РФ обсуждало с Исландией предоставление ей кредита на спасение экономики, а в 2011 году Минфин готов был участвовать в спасении уже целого Евросоюза: предложение Алексея Кудрина вложиться в бумаги Европейского фонда финансовой стабильности было обнародовано за считаные дни до его отставки.[81]

За год — с назначения в августе 2000 года управляющим от РФ в Международном валютном фонде (МВФ) до сентября 2001 года — Алексей Кудрин провел инвентаризацию всех внешних долгов РФ. На тот момент объем государственного внешнего долга РФ составлял $143,3 млрд, из которых $93,3 млрд были долгами СССР, а $50 млрд — «новыми» долгами, образовавшимися после 1991 года. В 1991 году, когда СССР объявил мораторий на платежи по внешнему долгу, непогашенными остались связанные целевые кредиты, полученные во второй половине 80-х, и несвязанные финансовые или банковские кредиты, привлеченные в 1990—1991 годах в сумме $61,8 млрд. В нее входили и $28 млрд долга Парижскому клубу. Весь внешний долг на начало 1999 года оценивался в 146,4 % ВВП.[82]

Уже в октябре 2001 года Кудрин сделал первый шаг к сокращению госдолга, подготовив поручение президента досрочно погасить задолженность ЦБ перед МВФ ($11,7 млрд). Окончательно он был погашен в феврале 2005 года — притом что по графику платежи должны были осуществляться до 2008 года. Экономия на процентах составила $204 млн — впоследствии она была использована для финансирования созданного в 2006 году инвестиционного фонда РФ.[83]

В продолжение этого процесса в ноябре 2002 года Минфин начал обмен «коммерческой» задолженности СССР — за три последующих года РФ выплатила по долгу вместе с процентами более $56 млрд. На январь 2004 года основной госдолг РФ сократился до $119 млрд, что позволило Минфину заявить: по основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга, отношение платежей по госдолгу к экспорту товаров и услуг в 2003 году составило 10 %, к доходам федерального бюджета — около 17,8 %. В феврале 2004 года РФ полностью расплатилась с Германией по долгам бывшего СССР бывшей ГДР, перечислив последний транш «живыми» деньгами в размере $75 млн (всего РФ заплатила немцам $500 млн).[84]

В июне 2006 года Минфин договорился о досрочном погашении долга Парижскому клубу — с дисконтом $1 млрд. К 21 августа 2006 года Москва погасила весь долг перед Парижским клубом в размере $21,3 млрд, а общая экономия от долгосрочного погашения составила $7,7 млрд. К декабрю 2006 года завершился обмен второй части коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации РФ на общую сумму $1,075 млрд — в структуре внешнего долга РФ долг СССР сократился со $130 млрд в начале 2000 года до $4,9 млрд.[85]

В 2005—2006 годах Минфин активно участвовал в подготовке саммита G8 в Москве. До этого РФ допускали только к обсуждению политических проблем, в феврале же 2006 года страны G7 и РФ на равных обсуждали уже и экономические проблемы. Триумф Москвы, впрочем, был смазан: к обсуждению были допущены лидеры и других развивающихся стран — ЮАР, Индии, Китая и Бразилии. Однако в октябре 2010 года РФ сделала первую крупную заявку на переход в категорию международных кредиторов, пообещав предоставить кредит €4 млрд на спасение экономики Исландии. Кредит, впрочем, выдан так и не был.[86]

Отметим, что из долгов беднейших стран РФ Минфин отчетливо выделял безнадежных, из которых РФ извлекала политический капитал. Так, в июне 2003 года Алексей Кудрин объявил, что из списанных за последние пять лет $35 млрд долгов беднейших стран бывшему СССР $5,5 млрд попадают под категорию «официальная помощь в развитии беднейшим странам». В результате, по его подсчетам, по объемам поддержки беднейших стран РФ на тот момент занимала третье место в мире, а по отношению этого объема такой поддержки к ВВП — первое. В продолжение в мае 2005 года Алексей Кудрин договорился в Дамаске с премьер-министром Сирии Мухаммедом Наджи аль-Отри о списании 73 % сирийских (прежде всего военных) долгов.[87]

[править] Налоговая реформа

Налоговая реформа, инициированная Алексеем Кудриным в 2000 году, оказала наибольшее влияние на всю последующую экономическую политику РФ в течение десятилетия и стала, по сути, каркасом для всех других содержательных изменений в большинстве сфер, подконтрольных Кремлю и Белому дому. Технически именно она предопределила и появление дела ЮКОСа в 2003 году, и «нефтяное изобилие» 2007—2008 годов, и неожиданно быстрое восстановление экономики после кризиса 2008—2010 годов. Ключевые моменты реформы — введение системы экспортных пошлин и НДПИ для нефтяных компаний (в случае с «Газпромом» движение по этому пути удалось начать лишь в 2011 году), усиление налогового администрирования, ликвидация «внутренних офшоров», перераспределение доходов от региональных бюджетов к федеральному и «налоговая централизация». Налоговая реформа, плюсы и минусы которой определили большую часть характерных черт «эпохи президента Путина», позволила в 2007—2009 годах резко нарастить объемы социальных расходов и начать второй раунд обсуждения реформы системы здравоохранения и пенсионной реформы — инициативы 2002—2003 годов в этой области были неудачными и не имели финансовой базы.[88]

Налоговые реформы Алексея Кудрина начались с пересмотра налогообложения «нефтянки». В октябре 2000 года Кудрин возглавил комиссию Белого дома по защитным мерам во внешней торговле (основная ее задача в то время — корректировка экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты). В декабре того же года он подготовил доклад о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Минэкономики, которым было поручено разобраться с налогообложением в отрасли. Предваряя доклад, в ноябре 2000 года Алексей Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли». Немедленных претензий никому предъявлено не было — но в 2003—2004 годах на базе этих исследований Минфин подготовил ряд поправок к Налоговому кодексу (НК), повысив экспортные пошлины на нефть и НДПИ. Материалы Минфина также использовались для формулировки налоговых претензий к ЮКОСу. Параллельно финансовое ведомство вело атаку на местные налоговые льготы: в ноябре 2003-го Алексей Кудрин предложил Госдуме с 1 января 2004 года упразднить действие чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Этим «внутренним офшором», по данным Минфина, пользовались ЮКОС, «Сибнефть» и десятки компаний помельче, сэкономившие на этом в 2002 году $1,5 млрд налога на прибыль. Госдума удовлетворила предложение без возражений.[89]

В марте 2003-го Минфин представил, а правительство одобрило план новой налоговой реформы на 2003—2005 годы. Этому решению предшествовал длительный и публичный конфликт между Алексеем Кудриным и тогдашним премьером Михаилом Касьяновым — последний утверждал, что представленные Минфином предложения о снижении ставки НДС на 2 % «нельзя признать налоговой реформой». Касьянов обвинял Кудрина в том, что правительство с декабря ждет от Минфина предложений по этой реформе, а финансовое ведомство так и не может решить, какой налог надо снижать в первую очередь — НДС или ЕСН. Суть предложений Минфина заключалась в снижении базовой ставки НДС с 20 % до 18 % с сохранением льготной 10-процентной ставки для ряда товаров (100 млрд руб., или 0,7 % ВВП выпадающих доходов бюджета). Упрощение возврата НДС при капстроительстве снижало налоговую нагрузку еще на 60 млрд руб., или на 0,4 % ВВП, отмена налога с продаж, которую правительство уже утвердило,— на 0,4 % ВВП, другие решения — еще на 0,5 % ВВП. В сумме это давало требуемые 2 % ВВП снижения налоговой нагрузки на экономику. Михаилу Касьянову пришлось согласиться с таким вариантом — в первоначальных бюджетных расчетах реформа была бы обеспечена твердым рублем только на 0,46 % ВВП. Тогда же было запланировано, что в 2005 году единый социальный налог должен быть снижен с 36,5 % до 26 % (с сохранением регрессивной шкалы).[90]

Планировалось и снижение в 2006 году НДС до 16 % (с ликвидацией всех льгот) — но этого так никогда и не произошло. В апреле 2004 года правительство завершило налоговую реформу, одобрив законопроектами поправки к Налоговому кодексу. Снижение налогов было компенсировано ростом налоговой нагрузки на нефтяную отрасль — ростом экспортных пошлин и НДПИ. По расчетам Минфина в 2004 году, фискальный нажим был усилен прежде всего на восемь крупнейших нефтяных компаний, добывающих 80 % всей нефти. По расчетам Минфина, «сверхприбыль» нефтяных компаний (то, что изымалось у них в бюджет) в 2004—2005 годах должна была составить $5 млрд.[91]

Отметим, что аналогичное повышение налогового бремени для «Газпрома», которое в 2006—2011 годах Алексей Кудрин пытался увязать с решением различных финансовых проблем правительства (в том числе и с возможным снижением НДС в 2006-м), ему удалось согласовать с правительством Владимира Путина только перед самой отставкой и под угрозой дисбаланса предвыборного бюджета 2012 года.[92]

В марте 2005 года под давлением Алексея Кудрина правительство Михаила Фрадкова полностью отказалось от идеи снизить с 1 января 2006 года НДС с 18 % до 13 %. Взамен Минфином и МЭРТ предложена оптимизация администрирования НДС и налога на прибыль. 14 марта 2005 года Алексей Кудрин пообещал «Ъ»: «Мы вернемся к вопросу о снижении налогов через три года», то есть в марте 2008 года. В марте 2008 года правительство Владимира Путина это обещание не выполнило, а Алексей Кудрин не напоминал. Тем не менее дискуссия о возможности снижения НДС до 13 % регулярно возобновлялась в правительстве весь 2006 год. И в начале 2007-го — вплоть до отставки Михаила Фрадкова с поста премьера. Идею снижения НДС в 2008 году пытался реанимировать президент Дмитрий Медведев, но она была тогда же окончательно похоронена Минфином в рамках дискуссии о пенсионной реформе и замене ЕСН страховыми взносами.[93]

С тех пор Алексей Кудрин не допустил никакого снижения налогов вплоть до 2011 года. По его инициативе налоговая реформа трансформирована в совершенствование налогового администрирования. Этот процесс был начат в марте 2004 года — тогда должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков. Алексей Кудрин публично это назначение не лоббировал, но и не противился ему; бывший министр налогов и сборов Геннадий Букаев безрезультатно обращался к Алексею Кудрину за помощью в сохранении своего поста.[94]

Продолжение налоговой реформы планируется и на 2012 год. Еще в конце 2006 — начале 2007 года Минфин подготовил первый вариант законопроекта о трансфертном ценообразовании, жесткость которого не вызвала поддержки даже у ФНС: ведомство намеревалось поручить налоговикам контролировать все сделки между взаимозависимыми лицами внутри страны на сумму свыше 100 млн руб., а также определенные категории внешнеторговых операций. Закон был принят только в июле 2011 года. Одновременно Минфином подготовлены дополнения в Налоговый кодекс, вводящие понятие «консолидированная группа налогоплательщиков». По нему новые, более жесткие правила доначисления налогов из-за использования нерыночных цен не будут распространяться на так называемых консолидированных налогоплательщиков. Минфин специально подчеркивал, что критерии сознательно определены таким образом, чтобы в первые три года действия закона консолидацией смогли воспользоваться не более 10-20 крупных структур.[95]

[править] Бюджетная реформа

Свой первый бюджет 2001 года Алексей Кудрин составил исходя из скромных $18-19 за баррель и в условиях отказа МВФ предоставлять стабилизационные кредиты. С тех пор Кудрин никогда не опирался на доходы от конъюнктуры, хотя она его ни разу не подвела. Стабилизационный фонд, который считался в середине 2000-х альтернативой стратегии массированных госинвестиций, выполнил свои функции в кризис такого масштаба, который правительство физически предусмотреть не могло. Победа нынешних союзников Дмитрия Медведева в споре с Алексеем Кудриным при переносе старта американского долгового кризиса на два года могла бы вызвать в экономике России, лишенной резервного фонда, катастрофу. Сторонники идеологии бюджетного консерватизма, заложенного и в Бюджетный кодекс, и в большинство документов правительства, основной угрозой в возможном отказе от итогов бюджетной реформы видят именно риски повторения такого сценария при новом витке мирового финансового кризиса.[96]

Уже в 2001 году министр финансов Алексей Кудрин предпринял первую попытку изменить бюджетные правила 1990-х годов — перевести допдоходы 2001 года в финансовый резерв 2002 года. Уже в 2003 году Минфин предложил трансформировать финансовый резерв в стабилизационный фонд, который начал наполняться доходами в 2004 году. Алексея Кудрина мало интересовали инвестиционные возможности такого фонда — он настойчиво отстаивал консервативный подход его хранения в устойчивых низкодоходных активах под контролем Минфина и ЦБ. В качестве уступки за неприкосновенность стабфонда в 2005 году Минфин согласился на создание в бюджете-2006 инвестиционного фонда. Тогда же Алексей Кудрин впервые сформулировал свое отношение к созданию инновационной экономики, которую президент Дмитрий Медведев возвел в ранг национальной политики в 2007 году: «Если инфляция выше 3 %, все разговоры об инновационной экономике — болтовня». В 2008 году стабфонд был разделен на резервный фонд и фонд будущих поколений, и большая часть резервного фонда была потрачена на антикризисные мероприятия правительства 2009 года.[97]

Консервативное отношение к средствам стабфонда Алексея Кудрина объясняется неудачной попыткой прямо сократить госрасходы. Созданная им в 2002 году комиссия по оптимизации бюджетных расходов не смогла добиться поставленной цели сокращения госрасходов на 1 % ВВП — расходы поддались только на 0,2 % ВВП. После этого опыта Алексей Кудрин сменил тактику — ежегодно усложняя правила формирования бюджета. В 2004 году Минфин заменил годовой бюджет трехлетним финансовым планом. В Бюджетном кодексе была изменена бюджетная классификация, делавшая расходы более прозрачными для Минфина, и был законодательно определен строгий график подготовки бюджета. В 2006 году эта реформа дополнена новыми предложениями — «раздельным учетом нефтегазовых (сырьевых) и ненефтегазовых доходов» федерального бюджета, а сам бюджет был окончательно переведен на трехлетнее планирование. Тогда же сделанная Минфином попытка полностью изымать из экономики нефтегазовую ренту потерпела провал, но в ходе дискуссий по этой проблеме Алексею Кудрину удалось существенно расширить источники наполнения стабфонда за счет НДПИ на нефть, природный газ и газовый конденсат, а сам размер фонда был привязан в процентах к размеру ВВП.[98]

Вся конструкция бюджета, подготовленная за этот период Минфином, в полной мере была использована на выполнение социальных планов Владимира Путина — повышение зарплат бюджетникам и пенсионную реформу. В мае 2010 года Минфин подготовил новый этап бюджетной реформы. Основной элемент реформы — перевод 90 % бюджетного финансирования на программный метод. Идея была поддержана правительством только на уровне концепции — реализация реформы дошла до утверждения Белым домом перечня из 40 госпрограмм, которые предполагалось запустить с 2012 года. Но в 2011 году реформа была отложена на год по предвыборным обстоятельствам — ведомства не справились с составлением госпрограмм в рамках жесткой бюджетной экономии и необходимостью исполнять предвыборные обещания президента и премьера.[99]

[править] Реформа управления государственными финансами

Система управления государственными финансами не в меньшей степени, чем налоговая реформа, изменила с начала 2000-х лицо российской экономики. Именно действия Алексея Кудрина, а позже — альянса министра финансов с новым главой ЦБ Сергеем Игнатьевым позволили уйти от «экономики банков» 90-х к «экономике компаний» 2000-х. Во многом именно это поддержало политическую власть президента Владимира Путина в борьбе с преимущественно банковскими по происхождению «олигархами», и именно это стало основой «нового госкапитализма» и экономики госбанков. В отличие от идеи концентрации государственных финансов в управляемом Минфином секторе, идея Минфина о быстрой приватизации госбанков, равно как и продолжение реформ в секторе госучреждений, пока под вопросом. Первое зависит от того, пойдет ли будущее правительство на приватизацию не только госбанков, но и госактивов в целом. Второе — от готовности этого правительства в целом воспринимать эту часть идей Алексея Кудрина: в удачном случае социальный эффект от завершения этого процесса может быть не менее силен, чем от любого другого завершенного проекта бывшего вице-премьера и его команды.[100]

Одной из уже практически забытых, но крайне важных с любой точки зрения реформ, проведенных Алексеем Кудриным, была реформа всей системы государственных финансов. Процесс этот начался еще в ноябре 2000 года, когда Государственный таможенный комитет был переведен на казначейское обслуживание. Этими довольно скромными на вид действиями Алексей Кудрин определил во многом сам характер российского госкапитализма: и «семибанкирщина» 90-х, и вообще власть банковского сообщества, оспариваемая политически и командой Бориса Ельцина, и с большим успехом командой Владимира Путина, строились в своей основе на возможности банков работать с государственными финансами. Уже в декабре 2002 года Алексей Кудрин призвал губернаторов и местные власти как можно быстрее отказаться от обслуживания своих бюджетов в собственных казначействах и передать все средства Федеральному казначейству, которое становится базой для новой системы госфинансов.[101]

В 2002 году началась и подготовка создания новой конструкции управления госфинансами, госдолгом, международными резервами в интегрированном виде — она была создана к 2004 году. Обойтись силами только Минфина в этом вопросе было невозможно — в марте 2002 года Алексей Кудрин инициировал выдвижение замминистра финансов Сергея Игнатьева на пост председателя ЦБ вместо Виктора Геращенко.[102]

Современная система госфинансов сейчас кажется существовавшей всегда, тем не менее на практике еще в 2003 году альтернативы этому пути выглядели совершенно реалистичными. В феврале 2003 года Минфин подготовил стратегию развития банковского сектора на 2004—2005 годы и на период до 2008 года. Этот вопрос остался нерешенным с февраля 2003 года. Но по решению тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова стратегия была положена под сукно из-за разногласий с Минэкономики. В правительстве вспомнили о банковской реформе только в июне 2004 года и одобрили уже без возражений. Главное в концепции — ограничение числа мелких банков и усиление банковского регулирования, рост требований по достаточности капитала для всех банков с 2 % до 10 %.[103]

Уже в феврале 2004 года Алексей Кудрин признал успешным завершение первого этапа банковской реформы, начатой в 2003 году. «Задачи прошлой стратегии на 90 % исполнены и по объему капитализации банков, по кредитованию реального сектора. Мы ставили задачи принять закон о страховании банковских вкладов — он принят. Мы ставили задачи ввести ряд новых нормативов в надзоре — они введены. Например, достаточность капитала. Мы ставили задачу перехода на МСФО — с 1 января он введен, и все банки уже прошли предварительную подготовку специалистов. Мы ставили задачу вывести из состава коммерческих банков госучреждения, передать все пакеты Минимуществу и их продать. На 80 % это исполнено»,— констатировал вице-премьер.[104]

Впрочем, регулирование сферы госфинансов имело и обратную сторону — постепенное усиление роли в экономике госбанков, которые государство продавать не спешило. Еще в мае 2002 года Алексей Кудрин предложил правительству слияние Внешторгбанка и Внешэкономбанка СССР после предстоящей реорганизации последнего. Но реорганизация Внешэкономбанка СССР в Банк развития состоялась только в 2007 году, причем полуофициальные идеи постановки ВЭБа под общебанковский контроль и его приватизации потерпели крах: структура превращена в Банк развития. Внешторгбанк, переименованный в 2006 году в ВТБ, в июне 2002 года был выкуплен правительством у ЦБ за 42 млрд руб. Но в программу приватизации банк попал только в 2010 году — в феврале 2011 года государством были проданы 10 % акций банка. Борьбу за сокращение доли государства в банковском секторе Алексей Кудрин не оставлял ни на один месяц. Так, в августе 2006 года разрабатываемая Национальным банковским советом стратегия развития госбанков предполагала в ближайшее время сокращение до контрольного пакета доли государства в Сбербанке и ЦБ. Довольно медленно шла и реализация идей Минфина по развитию специализированных госбанков. В рамках последнего и самого масштабного проекта Алексея Кудрина, «второй приватизации» в 2011—2015 годов, эту проблему, возможно, удастся решить (вместе с проблемой альянса государственных банков и компаний под государственным контролем — «Роснефти», «Транснефти», «Газпрома» (создающих с 2007 года фактически замкнутый кластер в экономике), но уже без вице-премьера.[105]

Более сложные и масштабные идеи Алексея Кудрина в области интегрирования управления денежно-кредитной, финансовой политикой и банковского надзора увенчаться видимым успехом не успели — несмотря на то что обязательства двигаться по этому пути с целью снижения макрорисков в экономике Россия брала на себя с 2008 года на всех совещаниях G8 и G20. Движения в этой сфере были: так, в декабре 2010 года Алексей Кудрин пролоббировал упразднение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), увольнение независимого от Минфина ее главы Владимира Миловидова и создание новой Федеральной финансовой службы, фактически подведомственной министерству. Но вопрос о создании действительно работающей макрорегуляторной структуры остается вопросом будущего правительства.[106]

Также решением будущего правительства является и начатая в 2008 году Минфином реформа бюджетного сектора — основа готовящейся реформы и в госуслугах, и в здравоохранении, и в образовании. Реализация первой фазы реформы, проводимой под руководством и по настоянию Алексея Кудрина, к 2010 году показала как минимум устойчивость новой системы. Успех второй фазы новой системы во многом позволил бы правительству «замкнуть» итоги реформы госфинансов, отраслевых реформ в госсекторе и полного перехода бюджета в 2013 году на программный принцип. Возможный отказ правительства Дмитрия Медведева от продолжения этой реформы — один из основных рисков будущей экономической политики будущего президента Владимира Путина.[107]

[править] Реформа военных финансов

Участие Алексея Кудрина в военной реформе в России никогда не было излишне публичным, как и вся сфера обороны и военно-промышленного комплекса — хотя именно разногласия вице-премьера и президента в этой сфере стали формальной причиной отставки министра финансов. Впервые начав обсуждение военной реформы в 2002 году, Алексей Кудрин не успел завершить свою часть в этой работе, хотя бывшие и действующие члены его команды и занимались, и занимаются этой сферой — возможно, вице-премьер уволился из правительства, поскольку его не объявлявшиеся ранее проекты в этой области были отвергнуты.[108]

Впервые Алексей Кудрин занялся проблематикой военной реформы именно в целом, не ограничиваясь чисто финансовой тематикой. В сентябре 2002 года по поручению президента Владимир Путина года он проводил переговоры с Союзом правых сил (СПС) о военной реформе армии. Переговоры прекратились сами собой — после снижения политического влияния СПС до нуля.[109]

Темы финансист не составил — в июне 2003 года Алексей Кудрин впервые открыто выступил против роста оборонных расходов в бюджете на 2004 год. В сопроводительном письме к проекту бюджета Алексей Кудрин заявляет, что, как и в 2003 году, в 2004 году увеличивается рост расходов на национальную оборону. Тогда речь шла о росте в номинальном выражении в размере 46,9 млрд руб. Алексей Кудрин указывал на то, что планировалось, что затраты на оборону будут делиться в пропорции 60 % — на содержание армии, а 40 % — на закупки нового вооружения. Чтобы выдержать эту пропорцию, Минобороны должно было в 2001—2003 годах сокращать свою численность. Но генералитет не только этого не делал, но в «опережающем» порядке увеличивал денежное довольствие военнослужащих. В результате произошло «значительное утяжеление расходов на текущее содержание, что не позволяет выдерживать пропорции увеличения ассигнований на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, закупки и ремонт вооружения и военной техники в заданных объемах». Алексей Кудрин рекомендовал тогдашнему министру обороны Сергею Иванову «систематизировать и сокращать численность вооруженных сил».[110]

В дальнейшем Минфин изменил тактику: непосредственно по вопросам военной реформы практически не высказывался ни Алексей Кудрин, ни его подчиненные (во всяком случае, за пределами чисто специальных вопросов), но оказывался постоянным поставщиком кадров в центральный аппарат Минобороны. Помимо самого министра обороны Анатолия Сердюкова, который до назначения в армию возглавлял подотчетное Минфину Министерство по налогам и сборам, в Минобороны из ведомства Алексея Кудрина в разное время были откомандированы Любовь Куделина (в 2004 году), Вера Чистова (2009) и Татьяна Шевцова (2010). Несмотря на периодическую замену представительниц Минфина в Минобороны, их главная задача не менялась — финансовое обеспечение военной реформы. До тех пор пока представители в Минфине напрямую курировали ход военной реформы, Алексей Кудрин воздерживался от публичной критики финансовых запросов военных.[111]

В феврале 2010 года источники в Кремле начали сообщать о переходе права курировать военную реформу от Анатолия Сердюкова к заместителю секретаря Совета безопасности, бывшему начальнику Генштаба Юрию Балуевскому. В это же время Алексей Кудрин открыто объявил о своем несогласии с кремлевским вариантом госпрограммы вооружения стоимостью 20 трлн руб. до 2020 года. Эту же причину он использовал и для официального объяснения своих разногласий с президентом Дмитрием Медведевым в сентябре 2011 года.[112]

[править] Научная деятельность

Алексей Кудрин — кандидат экономических наук с 1988 года.[113] Тема диссертации «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования».[114]

Почётный профессор экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, почётный профессор Бурятского государственного университета, главный научный сотрудник института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ и член попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге.[115]

Алексей Кудрин является автором более 30 научных работ.[116] Часть работ посвящена конкуренции и антимонопольной политике в советской экономике переходного периода.[117]

Среди работ Алексея Кудрина:

[править] Личная жизнь

Любит играть в большой теннис, плавать. В молодости увлекался хоккеем, футболом, баскетболом. В школьном ансамбле играл на ударных инструментах.[119]

Женат вторым браком. Супруга Ирина — бывший секретарь пресс-атташе А.Чубайса Андрея Трапезникова. Дочь Полина от первого брака (1987 г. р.), сын Артём (1998 г. р.).[120]

[править] Награды и почётные звания

Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 12 октября 2005 года № 1199 награжден орденом «За заслуги перед отечеством IV степени».[121]

В 2004 году Алексей Кудрин был назван британским журналом «The Banker» министром финансов года, став победителем в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».[122]

В 2006 году британская газета «Emerging markets» назвала Алексея Кудрина лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком.[123]

В 2010 году британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты».[124]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  2. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  3. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  4. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  5. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  6. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  7. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  8. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  9. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  10. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  11. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  12. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  13. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  14. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  15. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  16. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  17. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  18. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  19. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  20. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  21. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  22. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  23. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  24. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  25. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  26. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  27. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  28. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  29. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  30. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  31. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  32. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  33. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  34. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  35. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  36. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  37. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  38. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  39. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  40. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  41. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  42. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  43. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  44. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  45. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  46. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  47. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  48. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  49. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  50. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  51. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  52. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  53. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  54. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  55. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  56. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  57. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  58. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  59. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  60. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  61. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  62. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  63. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  64. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  65. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  66. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  67. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  68. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  69. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  70. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  71. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  72. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  73. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  74. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  75. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  76. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  77. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  78. Ъ — 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме // Коммерсантъ
  79. А. Кудрин займется созданием в России международного финансового центра :: Общество :: РБК // Top.rbc.ru
  80. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[1] // Коммерсантъ
  81. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[2] // Коммерсантъ
  82. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[3] // Коммерсантъ
  83. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[4] // Коммерсантъ
  84. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[5] // Коммерсантъ
  85. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[6] // Коммерсантъ
  86. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[7] // Коммерсантъ
  87. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[8] // Коммерсантъ
  88. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[9] // Коммерсантъ
  89. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[10] // Коммерсантъ
  90. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[11] // Коммерсантъ
  91. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[12] // Коммерсантъ
  92. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[13] // Коммерсантъ
  93. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[14] // Коммерсантъ
  94. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[15] // Коммерсантъ
  95. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[16] // Коммерсантъ
  96. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[17] // Коммерсантъ
  97. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[18] // Коммерсантъ
  98. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[19] // Коммерсантъ
  99. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[20] // Коммерсантъ
  100. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[21] // Коммерсантъ
  101. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[22] // Коммерсантъ
  102. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[23] // Коммерсантъ
  103. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[24] // Коммерсантъ
  104. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[25] // Коммерсантъ
  105. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[26] // Коммерсантъ
  106. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[27] // Коммерсантъ
  107. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[28] // Коммерсантъ
  108. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[29] // Коммерсантъ
  109. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[30] // Коммерсантъ
  110. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[31] // Коммерсантъ
  111. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[32] // Коммерсантъ
  112. Ъ — Крупнейшие достижения Алексея Кудрина[33] // Коммерсантъ
  113. [34]
  114. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  115. [35]
  116. [36]
  117. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  118. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  119. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  120. Ъ-Власть — Все правительство // Коммерсантъ
  121. Алексей Кудрин. Официальный сайт | Биография Алексея Кудрина // Akudrin.ru
  122. Алексей Кудрин. Официальный сайт | Биография Алексея Кудрина // Akudrin.ru
  123. Алексей Кудрин. Официальный сайт | Биография Алексея Кудрина // Akudrin.ru
  124. Алексей Кудрин. Официальный сайт | Биография Алексея Кудрина // Akudrin.ru


Алексей Леонидович Кудрин
Периоды  1960—1990 годы1990—1996 годы1996—2000 годы2000—2011 годыс 2011 года
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011
Реформы  НалоговаяБюджетная


Экономика
Промышленность  Тяжёлая промышленностьЛёгкая промышленностьМашиностроениеДобывающая промышленностьОбрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Жилищное строительство
Транспорт  Грузовой транспортПассажирский транспортЖелезнодорожный транспортАвтомобильный транспортТрубопроводный транспортМорской транспортВнутренний водный транспортВоздушный транспортКосмический транспорт
Торговля  Международная торговляРозничная торговляОптовая торговля
Финансы  СтрахованиеМежбанковские отношенияИндексМеждународный финансовый центр
Доходы населения  Заработная платаПенсииПособия по безработицеСписок стран по средней заработной плате
Цены  ИПЦИЦПДефлятор ВВПИнфляцияЦены на природный газЦены на никельЦены на медьЦены на нефть
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Личные инструменты