Ракетно-космическая промышленность Украины

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ракетно-космическая промышленность Украины — отрасль машиностроения Украины.

Ведущим госпредприятием ракетно-космической промышленности Украины является «Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова» («Южмаш»).[1]

С 2014 года отрасль пребывает в остром кризисе, связанном с фактической потерей российского рынка.

Содержание

[править] История

[править] Советское время

История днепропетровского ракетного центра начинается с создания в городе, освобожденном от германской оккупации, Днепропетровского автомобильного завода (ДАЗ) в 1944 году. В конце 1940-х — начале 1950-х годов ДАЗ наладил выпуск автокранов, автопогрузчиков, грузовых автомобилей и автомобилей-амфибий. Однако 9 мая 1951 Совет министров СССР принял постановление об организации на ДАЗ серийного производства ракет. На следующий день был подписан приказ министра вооружения СССР Дмитрия Устинова о присвоении заводу номера 586. С тех пор предприятие занимается производством ракетной и космической техники.[2]

В апреле 1953 года на базе отдела главного конструктора завода № 586 образовано Особое конструкторское бюро № 586 (ОКБ-586). Основанием для такого решения стала задача по проектированию ракеты средней дальности Р-12, к работе над которой конструкторы завода приступили еще в феврале. В 1954-м главным конструктором ОКБ-586 был назначен Михаил Янгель. С этого момента ОКБ и завод существовали как тесные партнеры. С работой завода связано известное высказывание Никиты Хрущева, что в СССР ракеты делают, как сосиски. Оно родилось после ознакомления первого секретаря ЦК КПСС с конвейерным производством баллистических ракет на заводе № 586.[3]

В 70-х годах на базе завода было организовано ПО «Южный машиностроительный завод», в октябре 1986-го — НПО «Южное» в составе КБ «Южное», ПО «ЮМЗ» и Днепропетровского филиала НИИ технической механики. Однако полного объединения предприятий так и не произошло, оно было достаточно формальным, а КБ и завод остались независимыми юридическими лицами.[4]

С момента создания завод № 586, а затем ПО «Южмаш» тесно связано с разработкой и производством ракет стратегического назначения. Сначала это были Р-12 и Р-14, ракеты первого поколения, затем первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-16. Передача производства этих ракет на заводы Перми, Оренбурга, Омска, Красноярска позволила заводу приступить к реализации новых проектов.[5]

В апреле 1962 года СМ СССР принял постановление «О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов». Документ предусматривал производство ракет Р-36 и Р-36-О (орбитальной). Р-36 стала базовой ракетой второго поколения, в состав боевого оснащения которой входили два типа моноблочных головных частей (ГЧ) с наиболее мощными в мире боевыми зарядами и комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Новые технические решения позволили ракете находиться на боевом дежурстве в постоянной готовности к пуску в течение нескольких лет. На основе многоцелевой ракеты Р-36 были созданы ракетные комплексы с разделяющейся трехблочной ГЧ и с орбитальной ГЧ. Особенность орбитальной ракеты Р-36-О состояла в выведении ГЧ, оснащенной двигательной установкой, на околоземную орбиту и в последующем торможении ГЧ и ее спуске в любую точку земного шара.[6]

В период с 1960-х по 1980-е годы Южмаш совместно с КБ «Южное» разработал и внедрил в производство МБР тяжелого класса Р-36М, Р-36М УТТХ и МБР легкого класса МР-УР-100, МР-УР-100 УТТХ с повышенной живучестью и способностью поражать несколько целей, а также командную ракету 15А11 системы «Периметр». В конце 80-х годов началось серийное производство ракетных комплексов четвертого поколения — МБР Р-36М2 «Воевода», РТ-23 УТТХ, которые были приняты на вооружение в 1988—1990 годах и до сих пор остаются в российских РВСН.[7]

На момент подписания в 1991 году Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) на вооружении РВСН находилось 1398 МБР, на которых размещалось свыше 6,6 тысячи боезарядов. При этом на боевом дежурстве находилось 444 ракеты производства ЮМЗ, оснащенные 4176 боезарядами. Это составляло примерно 42 процента всей мощности стратегических ядерных сил СССР.[8]

[править] С 1991 года

В апреле 1992 года решением главкома Вооруженных Сил СНГ и Министерства промышленности России ЮМЗ был освобожден от обязанностей изготовителя МБР четвертого поколения. В том же году их сборка на предприятии была прекращена. Тем же решением КБ «Южное» и ЮМЗ освобождены от обязанностей головного разработчика и изготовителя универсальной модернизированной ракеты РТ-2ПМ2 с передачей их производства в Россию.[9]

С 1992 года ЮМЗ прекратил выпуск баллистических ракет в интересах Вооруженных Сил РФ. Основным продуктом ЮМЗ в 1990—2000-е годы стали ракеты космического назначения, разработанные еще во времена СССР. Наибольший доход предприятию принесла РН «Зенит-3SL» в рамках проекта Sea Launch. Совместное предприятие по предоставлению пусковых услуг создано в 1995 году с участием российской корпорации «Энергия», ГКБ «Южное», ЮМЗ, компании Boeing и норвежской компании Kvaerner (сейчас в составе группы компаний Aker ASA Group). В составе СП 40 процентов акций получил Boeing (общее руководство, маркетинг, строительство и эксплуатация базового порта в городе Лонг-Бич), 25 процентов — РКК «Энергия» (головное предприятие по ракетному сегменту проекта, производит третью ступень РН «Зенит-3SL» — разгонный блок ДМ-SL), 20 процентов — Kvaerner (стартовая платформа Odyssey на базе плавучей буровой платформы и сборочно-командное судно Sea Launch Commander). ГБК «Южное» и Южмаш получили по 5 и 10 процентов акций соответственно. Они отвечали за разработку и производство первых двух ступеней РН «Зенит-3SL». С 1999 года по настоящее время СП Sea Launch выполнило 36 коммерческих пусков РН «Зенит-3SL». Они проводятся с экватора из района острова Рождества (Тихий океан), что позволяет запускать на наиболее востребованную сегодня коммерческими заказчиками геостационарную орбиту более тяжелые КА по сравнению с запусками с космодромов, расположенных не на экваторе. По неофициальным данным, контракт на пуск носителя стоит 80-100 миллионов долларов, из которых украинская сторона получает в среднем 20-25 миллионов долларов.[10]

За время работы СП Sea Launch стало одним из лидеров мирового рынка пусковых услуг (его доля составляла в разные годы 15-40 процентов). Основными конкурентами выступили СП International Launch Services (занимается маркетингом российских РН «Протон-М») и европейская компания Arianespace (РН семейства Ariane 5). Кроме того, участники программы Sea Launch учредили проект Land Launch по запуску доработанной РН «Зенит-3SL» (с разгонным блоком ДМ-SL) и «Зенит-3SL» (без разгонного блока) с космодрома Байконур. Проигрывая по грузоподъемности морскому варианту, «Наземный старт» экономнее благодаря более простой инфраструктуре Байконура. При использовании стартовой площадки в Казахстане отпадает необходимость сравнительно длительного перехода стартовой платформы из базового порта в район запуска. Первый запуск по новой программе состоялся 28 апреля 2008 года.[11]

История компании не избежала событий скандального характера, связанных с неожиданным банкротством «Си Лонча». В 2008 году компания неожиданно прекратила пуски, а в суд города Лос-Анджелеса поступило обращение о признании компании банкротом. Инициатор банкротства — «Боинг», который нес основную маркетинговую нагрузку по проекту. После череды судебных исков контроль над компанией получила РКК «Энергия», заплатив «Боингу» более 155 миллионов долларов, которые были предъявлены в качестве убытков компании. В настоящее время «Морской старт» контролирует РКК.[12]

В конце 2012 года менеджмент швейцарской корпорации «Си Лонч АГ», «дочки» РКК «Энергия», объявил, что прямые убытки по итогам 2011 составили более 100 миллионов долларов, не лучше результат и в 2012 году, а для продолжения дальнейшей работы срочно необходимы как минимум 200 миллионов долларов. В 2013-м пуски «Морского старта» были приостановлены после аварии ракеты с КА «Интелсат» 1 февраля, связанной с аварийным отключением двигателей сразу после старта. Возобновление программы произошло 27 мая текущего года с запуском КА Eutelsat3B.[13]

На мировом рынке до недавнего времени пользовались спросом запуски лёгких космических аппаратов в рамках проекта «Днепр». В качестве носителя в проекте используется МБР Р-36М, а в перспективе — Р-36М2 «Воевода». Ракеты для запуска берутся из наличия РВСН России по мере снятия их с боевого дежурства. Для осуществления запусков по проекту «Днепр» в сентябре 1997 года зарегистрировано ЗАО «Международная космическая компания „Космотрас“ („Космические транспортные системы“). Акции предприятия распределили пополам между российскими и украинскими предприятиями. С апреля 1999 года осуществлено 19 пусков, один (26 июля 2006-го) завершился аварией. Все пуски Р-36М проводились в рамках российской программы „Зарядье“, преследующей цель продления ресурса МБР этого типа, тем самым существенно снижалась их себестоимость. Основным конкурентом программы „Днепр“ являются российские РН „Рокот“ и „Космос-3М“ (производятся ГКНПЦ имени Хруничева). Однако их себестоимость заведомо выше: для „Рокота“ (на базе снимаемых с боевого дежурства первых двух ступеней МБР УР-100НУ) требуется изготовление разгонного блока „Бриз-КМ“ и головного обтекателя, а РН „Космос-3М“ вообще производится целиком.[14]

Вопросом „выравнивания“ конкурентных условий, вероятно, озаботился экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В 2008—2009 годах пуски „Днепра“ прекратились, так как МО РФ, по сведениям украинских специалистов, подняло цену на Р-36 с символической до рыночной. Стоимость ракеты для программы оказалась в пределах доходов от каждого пуска. В этой связи старты „Днепра“ стали нечастым явлением. По специальной просьбе президента Виктора Януковича к президенту Владимиру Путину Украина получила ракету для запуска спутника дистанционного зондирования Земли „Сич-2М“ в 2011 году. Со сменой главы МО РФ РН „Днепр“ стартовал чаще, однако в связи с нынешними неопределенными отношениями Киева и Москвы вероятность продолжения стартов РН существенно снижается.[15]

[править] Кризис

В результате последовательного сокращения объёмов производства ракетно-космической техники на Украине поступления денежных средств в „Южмаш“ снизились более чем в 4 раза, с 1,91 млрд гривен в 2011 году до 450 млн гривен в 2014 году. При этом, по договорам с Россией сокращение составило более чем в 60 раз, соответственно с 1,72 млрд до 28 млн гривен. Дальнейшее производство ракетоносителя „Зенит“ (проекты „Морской старт“, „Наземный старт“) приостановлено. Россия сокращает сотрудничество по прочим проектам („Днепр“, Федеральная космическая программа).[16][17]

В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств Южмаша составил на конец 2014 года около 700 млн гривен. Долги предприятия на 1 января 2015 года составили около 640 млн гривен, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам — более 140 млн гривен. В начале февраля 2015 года отмечалось, что сотрудники Южмаша не получают зарплату уже полгода.[18]

25 января 2015 года в СМИ прошло сообщение о том, что руководство Южмаша приняло решение о практически полной остановке предприятия. Работников отправили в отпуск до 2 марта. Продолжают работу лишь те участки производства, которые нельзя остановить по технологическим причинам.[19]

29 января 2015 года на сайте „Южмаша“ было опубликовано заявление, в котором говорилось: »ЮЖМАШ не останавливал работу до 2 марта 2015 года. В связи с имеющей временный характер недостаточной загруженностью производственных мощностей на предприятии введено состояние простоя до 25 февраля 2015 года. При этом в состоянии простоя находится менее половины работающих, так как имеющие производственные задания подразделения работают в обычном режиме. В настоящее время предприятие выполняет работы по заказам компании Орбитал (США), БК АЦС (Бразилия), в рамках других международных проектов и программ, а также по договорам с КБ «Южное». Работникам, находящимся в простое, в строгом соответствии с требованиями КЗоТ начисляется заработная плата в размере две трети от тарифной ставки (оклада)."[20]

В феврале 2015 года официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков заявил, что ракеты-носители «Зенит» украинского производства больше заказываться не будут, а те космические аппараты, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших российских ракет семейства «Ангара». «Наша промышленность только что завершила создание современной ракеты, которая позволяет выполнять любые задачи, и мы посчитали, что нет больше смысла закупать ракеты на Украине», — пояснил Буренков.[21]

2 февраля 2015 года помощник генерального директора Южмаша Владимир Ткаченко заявил, что отказ Роскосмоса от заказов на ракеты днепропетровского предприятия Южмаш означает для завода потерю 80 % выручки. «Два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам», — сказал Ткаченко. По его словам, Южмаш уже три месяца находится в простое, задолженность по зарплате накопилась за семь месяцев, имеются большие долги по электроэнергии, а за последнее время с завода уволилось до тысячи человек.[22]

[править] Циклон-4

Ракеты-носители «Зенит», «Днепр», «Циклон» оставались для днепропетровских ракетостроителей возможностью выжить в новых условиях, главной чертой которых стало отсутствие гособоронзаказа. Старые носители, однако, невечные, и чтобы подготовиться к растущей конкуренции на рынке пусковых услуг, руководство космической отраслью настойчиво проталкивало проект создания ракетно-космического комплекса «Циклон-4» в Бразилии.[23]

Сама ракета создается на основе РН «Циклон-3». От прототипа РН будет отличаться новой третьей ступенью, улучшенными энергетическими характеристиками двигателей, улучшенной системой управления, увеличенным головным обтекателем, возможностью эксплуатации в тропических условиях, возможностью запуска КА массой до 1,8 тонны на геопереходные орбиты (с высотой апогея 36 тысяч километров). Старты «Циклона-4» первоначально планировалось осуществлять с приэкваториального космодрома Алкантара на северо-востоке Бразилии на круговые низкие и средние орбиты и орбиту, переходную к геостационарной. История проекта ведётся с 2003 года, когда Украина и Бразилия подписали межправительственный договор о долгосрочном сотрудничестве в области космоса. В 2006 году зарегистрировано СП Alcantara Cyclon Space, где на паритетной основе участвуют украинская и бразильская стороны.[24]

Первоначально планировалось начало стартов в 2010—2011 годах, но ряд сложностей, начиная с отношения Бразилии к проекту и заканчивая поиском финансов в эпоху мирового экономического кризиса, приводили к постоянному переносу даты первого старта.[25][26]

В апреле 2015 года газета Follia di Sao Paulo со ссылкой на собственные источники в руководстве Бразилии сообщила, что Бразилия решила отказаться от реализации проекта сотрудничества с Украиной в области космоса.[27]

В мае 2015 года глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Олег Уруский заявил, что на сегодняшний день Бразилия заморозила работы по проекту. Он сказал, что Украина может перенести стартовую площадку ракетно-космического комплекса «Циклон-4» с бразильского космодрома «Алкантара» на территорию США.[28]

[править] Показатели

Объём производства и реализации предприятиями ракетно-космической отрасли Украины по итогам 2012 года составил 4,3 млрд грн, что на 20 % больше по сравнению с 2011 годом. В общем объеме продаж доля экспорта составила 62 %. Почти три четверти экспортированной продукции составила ракетно-космическая техника.[29]

[править] Примечания

  1. Украинский «Южмаш» частично приостановил работу из-за нехватки заказов. 29 января 2015
  2. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  3. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  4. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  5. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  6. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  7. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  8. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  9. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  10. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  11. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  12. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  13. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  14. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  15. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  16. „Южмаш“ застыл в ожидании гособоронзаказа. 2 февраля 2015
  17. О состоянии и перспективах Южмаша. 21 января 2015
  18. „Южмаш“ застыл в ожидании гособоронзаказа. 2 февраля 2015
  19. „Южмаш“ практически остановил работу. 25 января 2015
  20. ЗАЯВЛЕНИЕ по поводу распространения недостоверной информации о событиях на предприятии. 29 января 2015
  21. Роскосмос обойдется без «Зенита». 2 февраля 2015
  22. Южмаш теряет 80 % дохода из-за отказа Роскосмоса от ракет Зенит. 2 февраля 2015
  23. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  24. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  25. Украинское ракетостроение: от Челомея до Коломойского. 10 июня 2014
  26. Пуск украинской ракеты-носителя «Циклон-4» откладывается на 2014 год. 10 апреля 2013
  27. Бразилия отказывается от проекта космического сотрудничества с Украиной. 10 апреля 2015
  28. Украина думает над переносом стартовой площадки нового ракетно-космического комплекса «Циклон-4» из Бразилии в США. 20 мая 2015
  29. Правительство Украины намерено привлечь $400 млн на развитие космической сферы. 28 марта 2013
Личные инструменты