Железнодорожный транспорт России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Железнодорожный транспорт России в XXI веке — один из основных видов рельсового транспорта России в XXI веке.

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой

В 2007 году в рамках реформы отрасли из состава «РЖД» были выделены грузовые операторы, в том числе «Первая грузовая компания» (приватизирована в 2011—2012 годах, её купила структура Владимира Лисина).[1][2]

[править] Пассажирский

В соответствии с реформой пригородного железнодорожного комплекса в 2012 году было создано 26 пригородных пассажирских компаний.[3]

[править] Инфраструктура

[править] Пути общего пользования

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России по состоянию на 2016 год составляла 86 тыс. 363,7 км, из них электрифицированы около 44 тыс. км.[4]

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России увеличилась за 2018 год на 79,7 км и достигла на конец 2018 года 86,6 тыс. км.[5]

[править] Линии

[править] Амуро-Якутская магистраль

В 2003 году правительством Якутии была принята инвестиционная программа достройки линии «Беркакит — Томмот» до норм временной эксплуатации.[6]

15 мая 2004 года вышло постановление правительства России № 242 «О неотложных мерах по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск».[7]

28 августа 2004 года был торжественно открыт железнодорожный участок «Нерюнгри — Томмот».[8]

В 2009 году на железнодорожном участке «Томмот — Амга» открылось рабочее движение.[9]

В 2005 году началось строительство участка Томмот — Нижний Бестях.

25 сентября 2010 года было уложено «серебряное звено» на станции Кердем, завершившее строительство первого пускового комплекса железнодорожной линии «Томмот — Якутск».[10]

19 июля 2019 года подписан приказ Росжелдора № 309 об открытии станций участка Томмот — Нижний Бестях для выполнения грузовых и пассажирских операций по Тарифному руководству № 4 с присвоением кодов единой сетевой разметки.[11]

[править] БАМ

В марте 2021 г. президент Владимир Путин поручил представить предложения по расширению восточного участка БАМа для увеличения экспорта угля с якутских месторождений, а также проработать механизмы финансирования данного проекта.[12]

12 августа 2021 года прошла церемония закладки памятного камня по случаю начала реконструкции участка БАМа протяжённостью 340 км от Улака до Февральска.[13]

[править] Выходной — Лавна

В 16:33 мск 16 февраля 2023 года «РЖД» писали: «Расширяем железнодорожную сеть в Заполярье — строим новую линию Выходной — Лавна. Ход работ лично оценил глава компании Олег Белозёров во время рабочего визита в Мурманск. Вместе с губернатором региона Андреем Чибисом они осмотрели ключевые объекты стройки.»[14]

[править] Журавка — Миллерово

В августе 2017 года было открыто движение по железнодорожной линии между Журавкой (Воронежская область) и Миллерово (Ростовская область) на трассе Москва — Адлер в обход территории Украины.[15]

[править] Кошта — Череповец-2

5 декабря 2017 года был открыт третий главный путь между станциями Кошта и Череповец-2 Северной железной дороги. Это событие заметно увеличило пропускную способность горловины станции Череповец-2.[16]

[править] Москва — Мытищи

13 января 2020 года ОАО «Российские железные дороги» открыло на участке Москва — Мытищи пятый главный путь. Это позволило начать движение 27 дополнительных пригородных поездов. Протяжённость участка — 18 км.[17]

К 20 мая 2020 года интенсивность движения на единственном в России участке с пятью главными путями Москва — Мытищи достигла максимального показателя на сети — 332 пары поездов в сутки, включая 282 пары пассажирских поездов, региональных экспрессов и пригородных электричек.[18]

[править] Северный широтный ход

К идее строительства железнодорожной магистрали в Заполярье, которая бы соединила Уральскую и Северную железные дороги по маршруту Салехард — Надым — Новый Уренгой, вернулись в середине 2000-х годов В 2006 году было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал Полярный» (ныне АО «Корпорация развития»), в один из приоритетных проектов которого вошел СШХ. В том же году начато проектирование одного из самых сложных участков проекта — автомобильно-железнодорожного моста через реку Обь в районе Салехарда.[19]

15 июня 2007 года участки СШХ распоряжениями правительства РФ были включены в подпрограмму «Железнодорожный транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)», а 17 июня 2008 года — в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года.[20]

Проект строительства магистрали был утвержден в 2014 году.[21]

В октябре 2016 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и правительство ЯНАО согласовали схему строительства дороги.[22]

В 2016 году было принято решение, что СШХ будет строиться в рамках концессии.[23]

24 декабря 2016 года в Москве была зарегистрирована компания-концессионер — ООО «СШХ».[24]

29 ноября 2017 года президент РФ Владимир Путин, выступая на III Железнодорожном съезде в Москве, отметил важность проекта СШХ. По словам главы государства, новая магистраль «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути».[25]

В декабре 2017 года проект строительства СШХ был внесен в правительство РФ в соответствии с разработанной правительством ЯНАО и РЖД дорожной картой.[26]

27 февраля 2018 года стало известно, что правительство РФ одобрило старт концессионной процедуры по реализации Северного широтного хода. Соответствующий документ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 22 февраля 2018 года.[27]

8 августа 2018 года премьер Медведев подписал постановление правительства о заключении концессионного соглашения по строительству СШХ на срок до 2052 года.[28]

В сентябре 2020 года Главгосэкспертиза России рассмотрела проектно-сметную документацию на первый этап строительства железнодорожной магистрали «Обская — Салехард — Надым» в составе маршрута «Северный широтный ход».[29]

21 апреля 2021 года президент России Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию объявил о необходимости запуска Северного широтного хода для освоения богатств Арктики.[30]

В октябре 2022 года было сообщено, что АО «Газпром» заключило договор генподряда на строительство железнодорожного участка «Надым — Пангоды» протяжённостью 109 км, который станет частью Северного широтного хода.[31]

В ноябре 2022 года вице-премьер России Марат Хуснуллин заявил, что правительство России приостановило проект строительства Северного широтного хода в пользу развития восточного направления. «Сейчас мы в первую очередь выстраиваем и все силы концентрируем на восточном направлении, строительстве Восточного полигона (РЖД)», — сказал он. По его словам, вторым приоритетным направлением власти определили строительство Мурманского железнодорожного узла. «После того как мы два основных наших направления — с учетом изменившейся логистики — запустим, мы вернемся еще раз к Северному широтному ходу. Он достаточно дорогостоящий проект, но я считаю, что он безусловно имеет перспективу развития», — сказал Хуснуллин.[32]

[править] Сосново — Лосево

В середине января 2013 года был открыт для движения второй главный путь на участке Сосново — Лосево.[33]

[править] Транссиб

К 2002 году Транссиб был полностью переведён на электрическую тягу.

[править] Улак — Эльга

«Мечел» строил железную дорогу Улак — Эльга шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд руб.[34]

[править] Элегест — Кызыл — Курагино

Распоряжением от 29 марта 2021 года правительство России поручило Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) заключить с АО «ТЭПК Кызыл-Курагино» («дочка» АО «Тувинской энергетической промышленной корпорации», ТЭПК) соглашение о приостановке концессии на строительство железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино на срок до пяти лет без штрафных санкций.[35]

[править] Показатели

Согласно данным Росстата, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России по состоянию на 2016 год составляла 86 тыс. 363,7 км.[36]

[править] Прочее

План реконструкции БАМа и Транссибирской магистрали высшее руководство России утвердило летом 2013 года.[37]

Проект модернизации БАМа и Транссиба стартовал в 2013 году для синхронизации развития российской промышленности и транспортной системы. Одной из причин этого решения стало смещение вектора перевозок российского угля с западного на восточное направление.[38]

В соответствии с указом президента России от 7 мая 2018 года (майский указ) в части повышения провозной способности БАМа и Транссиба в полтора раза — до 180 млн тонн — в 2024 году АО «РЖД» разработало следующий этап программы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Он включён в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (Магистральный план).[39]

6 февраля 2019 года был открыт железнодорожный обход Краснодара.[40]

[править] Вокзалы

24 декабря 2001 года состоялось открытие 3-го пускового комплекса железнодорожного вокзала Самары — вы­сотной части здания вокзала. С его вводом в эксплуатацию завершилась первая очередь реконструкции вокзала.[41]

В Саранске (Чувашия) 14 мая 2003 года открылся железнодорожный вокзал, который реконструировали десять месяцев. В здании надстроили второй этаж, полностью заменили коммуникации и кровлю.[42]

В 2003 году в Коврове открыт новый железнодорожный вокзал.

В городе Братске в 2012 году был открыт новый железнодорожный вокзал Падунские пороги.

4 августа 2013 года был торжественно открыт железнодорожный вокзал на станции Нижний Бестях.[43]

28 октября 2013 года АО «РЖД» открыло новый железнодорожный вокзал в Адлере. На открытии присутствовал президент России Владимир Путин.

Центральный вокзал в Волгограде был открыт в мае 2014 года после реконструкции.

Железнодорожный вокзал Глазова был открыт в декабре 2016 года после капитальной реконструкции.

В декабре 2017 года в Гудермесе был открыт новый железнодорожный вокзал. Строительство объекта площадью в 4,5 тыс. м2 велось с 2012 года.

Новый железнодорожный вокзал «Воронеж-Южный» был открыт в мае 2018 года на станции «Придача». Инвестиции АО «РЖД» в строительство составили около 340 млн рублей.

В июле 2019 года началась реконструкция вокзального комплекса Саратов-1.[44]

[править] Станции

1 августа 2009 года на Тульском отделении Московской железной дороги состоялось открытие после реконструкции станции Тарусская.[45]

На Заволжской линии была открыта платформа «Светлоярская», открывшаяся для пассажиров 7 июля 2014 года.[46]

На Московском центральном кольце 8 ноября 2016 года открылась 31-я по счету станция — «Панфиловская».[47]

К строительству платформы Окружная Савёловского направления Московской железной дороги приступили в конце 2016 года.[48]

В 2016 году РЖД реконструировали железнодорожную станцию Отдых.[49]

2 августа 2018 года заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Олег Тони и мэр Москвы Сергей Собянин в торжественной обстановке открыли новый остановочный пункт Окружная Савеловского направления Московской железной дороги. Это был первый крупный объект, построенный и введенный в эксплуатацию в рамках интеграции радиальных направлений железных дорог с Московским центральным кольцом. Новую платформу переместили на 200 метров ближе к Московскому центральному кольцу и разместили над путями кольца.[50]

Железнодорожную станцию Санино начали строить в сентябре 2018 года.[51]

6 сентября 2019 года Сергей Собянин открыл новую железнодорожную платформу Северянин.[52]

29 июня 2020 года открылась новая станция МЦД-1 «Славянский бульвар».[53]

13 июля 2020 года первых пассажиров приняла новая станция Курьяново МЦД-2.[54]

[править] Мосты

В 2006 году под укладку был сдан железнодорожный мост через реку Алдан.[55]

В 2008 году был сдан под укладку железнодорожный мост через реку Амгу длиной 346,7 метров.[56]

Строительство железнодорожного моста через Лену в городе Усть-Кут началось в 2015 году.[57]

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 18 декабря 2019 года сообщила, что подтвердила технологическую готовность железнодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив.[58]

В 2019 открылось железнодорожное сообщение по Крымскому мосту, соединившему п-ов Таманский и г. Керчь.[59]

В сентября 2020 года было сообщено, что Главгосэкспертиза приступила к аудиту проекта строительства железнодорожного моста на Сахалин.[60]

19 февраля 2021 года первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Андрей Белоусов, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в режиме видеоконференции открыли движение по новому железнодорожному мосту через реку Ахтубу. «Новый мост — один из ключевых объектов в решении задач увеличения пропускной способности в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. С его вводом ликвидируется последний лимитирующий однопутный участок от Баскунчака до Астрахани и создаются условия для организации тяжеловесного движения. Мостовой переход увеличит также пропускную способность по транспортному коридору Север — Юг в направлениях на Москву и Казахстан», — заявил Олег Белозеров. Общая длина моста составила 494 м. Инвестиции ОАО «РЖД» в строительство моста составили 3 млрд рублей.[61][62]

[править] Тоннели

15-километровый Северомуйский тоннель был сдан в эксплуатацию в декабре 2003 года. Однако и после этого Северомуйский хребет оставался одним из самых узких мест на БАМе, поскольку в тоннеле проложена одна колея.[63][64][65]

В мае 2009 года было сообщено, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступило к строительству комплекса тоннелей N1 на совмещенной (автомобильная и железная) дороге Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».[66]

В 2012 году был открыт Кузнецовский тоннель на Байкало-Амурской магистрали.

5 марта 2018 года ОАО «РЖД» завершило проходку второго Байкальского тоннеля.[67]

Идею строительства второго Северомуйского тоннеля, который расширил бы мощности первого железнодорожного тоннеля с 16 млн до 100 млн тонн, в августе 2018 года предложила обдумать комиссия по ТЭКу при президенте России.[68]

В июле 2019 года было сообщено, что компания «Северомуйский тоннель — 2» (учреждена российской группой «Сибантрацит») подписала договор с ОАО «Минскметропроект» на разработку документации для строительства второй очереди Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали.[69]

21 апреля 2020 года открылось движение по новому железнодорожному тоннелю на станции Гумрак Приволжской дороги.

[править] ВСМ

С 2013 года началось обсуждение строительства ВСМ Москва — Казань длиной 800 км.[70]

22 мая 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума был представлен проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань.[71]

В апреле 2019 года стало известно, что ВСМ Москва — Казань не получила одобрения президента Владимира Путина.[72]

В середине апреля 2019 года стало известно, что Владимир Путин поддержал начало проектирования высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.[73]

[править] Строительство

В 2017 году в России введено в эксплуатацию 248,7 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий в рамках инвестиционных проектов: «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», «Развитие участка Тобольск — Сургут», «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла», «Комплексная реконструкция линий Таманского полуострова», Комплексный проект развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск (1-й этап «Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка — Миллерово»).[74]

Новая соединительная ветвь с 2018 года сооружается между Киевским и Смоленским направлениями МЖД.[75]

[править] Компании

[править] РЖД

В России в 2003 году для управ­ле­ния всем ж.-д. ком­плек­сом стра­ны соз­да­но ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные дороги» (ОАО «РЖД»), 100 % ак­ций ко­то­ро­го при­над­ле­жит го­су­дар­ст­ву.[76][77]

В 2003—2005 гг. Фадеев стал первым Президентом Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».[78]

24 ноября 2016 года открылся Центр управления перевозками Восточного полигона «РЖД».[79]

Средняя зарплата в «РЖД», по данным годового отчета компании за 2016 год, — 46852 рублей в месяц.[80]

В 2017 году АО «РЖД» увеличило чистую прибыль в 14 раз, до исторически максимального показателя 139,7 млрд руб.[81]

[править] Территориальные подразделения

[править] Дальневосточная железная дорога

По итогам 2016 года среднесуточная выгрузка на Дальневосточной железной дороге составляла более 5,5 тыс. вагонов.[82]

[править] Забайкальская железная дорога

На Забайкальской железной дороге (ЗабЖД) в 2017 году отремонтировали почти 400 км пути.[83]

[править] Московская железная дорога

Старостенко Владимир Иванович — начальник Московской железной дороги в 2002—2009 гг.[84]

Молдавер Владимир Ильич — начальник Московской железной дороги с 11 ноября 2009 г. по 20 мая 2019 г.[85]

Важным достижением МЖД в период руководства В. И. Молдавера является создание каркаса терминально-логистических центров вокруг Москвы — вместо ликвидированных грузовых дворов в Москве. Это ТЛЦ «Восточный» на станции Электроугли, «Белый Раст» на одноименной станции БМО, железнодорожный кластер Ворсино на границе Московской и Калужской областей.[86]

В 2012 году был открыт Технологический центр управления пригородным комплексом Московской железной дороги.

В 2016 году на МЖД началась реформа по специализации железнодорожных линий под пассажирское и грузовое движение.[87]

Глазков Михаил Олегович — начальник Московской железной дороги с 20 мая 2019 года.[88]

[править] Свердловская железная дорога

На Свердловской железной дороге с 26 ноября 2020 года началось обновление новыми вагонами локомотивной тяги маршрутов Алапаевского направления.[89]

[править] Московский железнодорожный узел

В 2008 году была принята Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла, где предусматривалось и строительство Московского центрального кольца.[90]

[править] Государственная политика

Решение о проведении реформы железнодорожного транспорта России было принято в 2001 году.[91]

В 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.[92]

В качестве целей реформы были определены:[93]

  • повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
  • формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
  • снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
  • удовлетворение растущего спроса на грузовые и пассажирские перевозки.

Ключевым мероприятием реформы было разделение государственного управления и хозяйственной деятельности в сфере железнодорожного транспорта и создание в 2003 году Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — нового экономического субъекта, владельца инфраструктуры и общенационального железнодорожного перевозчика, которому были переданы функции хозяйственного управления на федеральном железнодорожном транспорте.[94]

В 2002 году президентом России В. В. Путиным Фадеев назначен министром путей сообщения России.[95]

При министре транспорте России Игоре Левитине (занимал пост в 2004—2012 годах) прошёл основной этап реформы железнодорожного транспорта России — грузовые перевозки от ОАО «РЖД» были частично переданы частным компаниям, запущен процесс формирования самостоятельных компаний-операторов пригородных и пассажирских перевозок.[96]

Игорь Ромашов в 2006—2008 годах возглавлял Федеральное агентство железнодорожного транспорта.[97]

По инициативе ОАО «РЖД» была разработана Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Правительством РФ в июне 2008 года. Первоочередным приоритетом Стратегии было определено развитие железнодорожных линий, пропускные способности которых исчерпаны.[98]

В апреле 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте до 2016 года.

[править] Прогнозы

[править] Инвестиции

Планировалось, что инвестиционная программа «РЖД» в 2019 году составит не менее 680 млрд рублей, в 2020 году — 820 млрд рублей, в 2021 году — 745 млрд рублей.[99]

[править] Показатели

На нач. 2002 года экс­плуа­та­ци­он­ная дли­на се­ти же­лез­ных до­рог России со­ста­ви­ла 86 тыс. км, в том числе про­тя­жён­ность уча­ст­ков, имею­щих два и бо­лее пу­ти, — 36,2 тыс. км.[100]

За 2019 год на сети ОАО «РЖД» введено в эксплуатацию 422,7 км железнодорожного пути.[101]

204,7 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий введено в эксплуатацию в 2020 году в России.[102]

На сети РЖД в 2020 году погрузка сократилась на 2,7 % до 1244 млн тонн, количество пассажиров — на 27,4 %, до 869,4 млн.[103]

[править] Ссылки

Железнодорожный транспорт России в XXI веке
Виды  ГрузовойПассажирский
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


История железнодорожного транспорта России
XVIII век  1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  Грузовой транспортПассажирский транспорт
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Транспорт России в XXI веке
Виды  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты