Экономика Крыма в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Валовой региональный продукт

ВРП Крыма в 2012 году оценивался в $4,3 млрд.[1]

Валовой региональный продукт Крыма вырос с 189,439 млрд рублей в 2014 году до 359,110 млрд рублей в 2017 году.[2]

Валовой региональный продукт Крыма на душу населения вырос со 100,5 тыс. рублей в 2014 году до 187,7 тыс. рублей в 2017 году.[3]

[править] Отрасли

[править] Промышленность

[править] Обрабатывающая промышленность

[править] Судостроение

В 2006 году завод «Залив» выкупил крупный украинский бизнесмен Константин Жеваго. С 2007 по 2011 годы на «Заливе» строятся десять контейнеровозов и исследовательское судно «Polarcus Adira» (по заказу норвежской компании).[4]

После вхождения Крыма в состав России на «Заливе» шло активное наполнение портфеля заказов и привлечение средств на модернизацию. За счет привлечения 1,2 млрд рублей на заводе реконструированы блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года. Также восстановлена не работавшая 10 лет станция по производству кислорода и жидкого азота, модернизирован элетромонтажный цех.[5]

В конце 2014 года на «Заливе» были заложены два универсальных 145-метровых морских танкера для ВМФ России дедвейтом 12 тысяч тонн каждый. В 2015 году началось строительство кабельного судна «Свияга» и многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Ильин». В 2016 году заложены патрульные корабли «Павел Державин» и «Сергей Котов», малые ракетные корабли «Циклон», «Аскольд» и «Амур», в 2020-м — автомобильный грузопассажирский паром «Петропавловск».[6]

10 мая 2016 года на заводе «Море» состоялась церемония закладки малого ракетного корабля нового поколения «Шторм» проекта 22800.[7]

Два универсальных десантных корабля-вертолетоносца заложили 20 июля 2020 года на судостроительном заводе «Залив» в Керчи.[8]

29 января 2021 года в Крыму состоялся торжественный спуск на воду нового боевого патрульного корабля «Сергей Котов» проекта 22160, оснащенного ракетами «Калибр» и отечественными двигателями Коломенского завода.

18 августа 2021 года на cудостроительном заводе «Залив» в Керчи в Крыму состоялся спуск на воду (вывод из сухого строительного дока) строящегося для ВМФ России головного кабельного судна «Волга» проекта 15310.

21 сентября 2021 года в Керчи на АО «Судостроительный завод имени Б. Е. Бутомы» (управляющая компания для ООО «Судостроительный завод „Залив“») состоялась церемония спуска на воду второго строящегося на этом предприятии для ВМФ России малого ракетного корабля «Аскольд» проекта 22800 (шифр «Каракурт») с заводским номером 802. Церемония спуска прошла под руководством Главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова, участие в торжественном мероприятии принял также председатель Совета министров Республики Крым Юрий Гоцанюк.[9]

[править] Химическая промышленность

В октябре 2018 года было сообщено, что крупный химзавод по производству диоксида титана в Армянске (север Крыма) получил разрешение на возобновление работы после остановки в начале сентября 2018 года из-за загрязнения атмосферы испарениями с кислотонакопителя предприятия.[10]

[править] Электроэнергетика

[править] ТЭС

1 октября 2018 года введены в строй первые очереди Таврической (Симферополь) и Балаклавской (Севастополь) газовых теплоэлектростанций.[11]

В октябре 2018 года была запущена первая очередь модернизированной Сакской ТЭЦ общей мощностью 90 МВт.[12]

В марте 2019 года Путин дал старт работе Таврической ТЭС в Крыму на полную мощность.[13]

[править] Энергосети

Для решения проблемы энергодефицита в 2015—2016 годах по дну Керченского пролива были уложены четыре нитки энергомоста, которые обеспечили переток в Крым 800 МВт в сутки со стороны Краснодарского края.[14]

[править] Добыча природного газа

Компания «Черноморнефтегаз» в 2013 году добыла 1,65 млрд куб. м газа.[15]

[править] Государственная политика

Крымский региональный фонд развития промышленности создан Советом министров Республики Крым в январе 2019 года для оказания финансовой поддержки крымским предприятиям промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения, организации и содействия в решении региональных инновационных программ и проектов, направленных на развитие промышленного потенциала региона.[16]

[править] Сельское хозяйство

В 2019 году объем производства в сельском хозяйстве Республики Крым составил 56,2 млрд рублей, что на 18,7 % выше показателя 2018 года. Это произошло за счет увеличения посевных площадей, роста производства зерна, овощей, масличных культур.[17]

[править] Растениеводство

С 2014 г. вода в Крым по СКК не подается, что, в большинстве случаев, вынудило сельскохозяйственных производителей работать в богарных условиях на ранее орошаемых землях.[18]

В 2019 году в Крыму было посажено почти 1,9 тыс. га многолетних насаждений, в том числе 1,1 тыс. га садов и 703 га виноградников.[19]

[править] Зерноводство

В 2015 году аграрии Крыма собрали 1,4 млн тонн зерна, что почти в два раза превосходит потребность Крыма.[20]

В 2016 году в Крыму было собрано 1,447 млн т зерна, что на 104,7 тыс. т больше, чем в 2015 году.[21]

Аграрии Крыма в 2019 году собрали около 1,7 млн тонн зерновых, что на 800 тыс. тонн больше, чем в предыдущем году.[22]

[править] Орошение

По состоянию на 01.01.2001 г. в Крыму орошалось 397,4 тыс. га, среди которых 365,6 га были представлены пашней и 30,6 тыс. га — многолетними насаждениями.[23]

В 2013 году в Крыму площадь орошаемых земель сельскохозяйственных предприятий достигала 136,8 тыс. га.[24]

В 2015 году в Крыму площадь орошаемых земель сельскохозяйственных предприятий составила 10,6 тыс. га.[25]

[править] Рыболовство

В 2003 году предприятия Крыма добыли более 41 тыс. тонн рыбной продукции.[26]

[править] Строительство

В январе 2020 года среднестатистическая заработная плата в строительном секторе Крыма составляла 38 727 рублей.[27]

[править] Жилищное строительство

В марте 2019 года отмечалось, что за пять прошедших лет в Крыму введено в эксплуатацию более 2,3 млн кв. м жилья.[28]

[править] Транспорт

Основная статья: Транспорт Крыма в XXI веке

[править] Пассажирский транспорт

По данным ГУ статистики Крыма в 2013 году услугами пассажирского транспорта с учетом троллейбусного транспорта воспользовались 282 млн пассажиров, что на 10 % больше, чем в 2012 году. В частности, автопредприятиями всех форм собственности за отчетный период перевезено 121 млн пассажиров, что на 15 % больше, чем в 2012 году. Железнодорожным транспортом Крыма перевезено 21,4 млн пассажиров, что на 1,5 % меньше, чем годом ранее. Собственным флотом морских портов и ГСК «Керченская паромная переправа» перевезено 1,2 млн пассажиров, что составляет 96,8 % по сравнению с показателями за 2012 год. Авиакомпаниями Крыма в 2013 году перевезено 313,7 тыс. пассажиров, что в 2,8 раза больше, чем в позапрошлом году. Троллейбусным транспортом в 2013 году перевезено 138 млн пассажиров, что на 8 % больше, чем за 2012 год.[29]

[править] Сухопутный транспорт

В конце января 2014 года правительство Украины утвердило соглашение с Россией о совместных действиях по строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Документ предусматривал проведение геологических исследований и разработку ТЭО проекта.[30]

[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт

27 февраля 2014 года отмечалось: «Вокзалы и другая железнодорожная инфраструктура в направлении полуострова и в самом Крыму функционируют в штатном режиме без сбоев. Поезда в направлении Крыма, в частности, в Симферополь и Севастополь, курсируют по графику без сбоев в движении, передает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу Приднепровской железной дороги (ПЖД, Днепропетровск). Все поезда курсируют в штатном режиме согласно графику. Вокзалы и другая железнодорожная инфраструктура в направлении полуострова и в самом Крыму также функционируют в штатном режиме без сбоев.»[31]

19 марта 2014 года Путин поставил перед Министерством транспорта Российской Федерации задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах.[32]

В 2014 году было образовано ФГУП «Крымская железная дорога».[33]

В ноябре 2017 года власти Крыма предложили построить на полуострове новую железную дорогу протяженностью 215 км от Керчи до Симферополя через Белогорск. Предложение вошло в проект концепции комплексного развития железных дорог региона.[34]

В конце 2019 года регулярное железнодорожное сообщение Крымского полуострова с другими регионами России было восстановлено после более чем пятилетнего перерыва.[35]

Пассажирские железнодорожные перевозки по Крымскому мосту через Керченский пролив стартовали 23 декабря 2019 года.[36]

С 1 января 2020 года железные дороги Крыма и Севастополя стал обслуживать пассажирский оператор Южная пригородная пассажирская компания.[37]

С 7 марта 2020 года через Крымский мост были пущены пригородные поезда по маршруту Керчь — Анапа.[38]

Со 2-3 апреля по 17 мая 2020 года полностью отменялись пригородные поезда Южной ППК на маршруте Феодосия — Керчь.[39]

Со 2 апреля 2020 года было прекращено движение рельсовых автобусов по маршруту Керчь — Анапа.[40]

С 18 мая 2020 года было возобновлено движение пригородных поездов в Крыму и Севастополе по обычным расписаниям.[41]

Летом 2020 года полностью обновились пригородные поезда Крымской железной дороги.[42]

30 июня 2020 года в Крыму министр транспорта Евгений Дитрих, глава Республики Крым Сергей Аксёнов и врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев дали старт движению грузовых поездов по Крымскому мосту.[43]

[править] Трамвайный транспорт

Движение трамваев в Крыму было полностью остановлено в конце марта 2020 года.[44]

Контракт на поставку 27 узкоколейных вагонов (20 однокабинных модели 71-411 и семь двухкабинных модели 71-411-03) был заключён между АО «Уралтрансмаш» и минтрансом Крыма.[45]

С 1 июня 2021 года была возобновлена работа сезонного трамвайного маршрута № 2 в Евпатории.[46]

Первый из 27 закупленных трамвайных вагонов производства АО «Уралтрансмаш» прибыл в Евпаторию 4 июня 2021 года на автотрейлере.[47]

С 23 июля 2021 года первые вагоны, полученные МУП «Трамвайное управление им. И. А. Пятецкого», приступили к работе на городских маршрутах с пассажирами.[48]

В декабре 2021 года было сообщено, что концерн «Уралвагонзавод» завершил поставку партии из 27 узкоколейных трамваев в Евпаторию.[49][50]

[править] Автомобильный транспорт
Новый терминал аэропорта «Симферополь»
Новый терминал аэропорта «Симферополь»
[править] Автобусный транспорт

В мае 2016 года было сообщено, что Нефтекамский автозавод получил контракт Республики Крым на поставку 90 малогабаритных автобусов Bravis на газовом двигателе, соответствующем экологическому классу Евро-5.[51]

С 2017 года «Крымтроллейбус», помимо троллейбусных, стал обслуживать и автобусные маршруты.[52]

[править] Троллейбусный транспорт

Троллейбусное движение в Керчи открыто в 2004 году.[53]

В октябре 2012 года отмечалось, что износ троллейбусного транспорта Крыма составляет 96,8 %.[54]

С 10 января 2019 года в Симферополе был возрождён троллейбусный маршрут № 11, прекративший работу в 2015 году.[55]

Впервые вологодские троллейбусы начали работать в Керчи в марте 2019 года.[56]

С 1 июля 2019 года стоимость проезда в троллейбусах Симферополя выросла с 15 до 17 руб.[57]

Маршрут № 4А Симферопольского троллейбуса начал работу с 13 мая 2021 года.[58]

[править] Дороги

С 2017 года строилась четырёхполосная автодорога федерального значения «Таврида» (Керчь — Симферополь — Севастополь).[59]

16 мая 2018 года началось автомобильное движение по Крымскому мосту.[60]

Движение по Крымскому мосту машин с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн было открыто 1 октября 2018 года. За 14 месяцев по мосту проехало свыше 865 тыс. грузовиков, а годовой грузовой трафик в 2,5 раза превысил аналогичный показатель Керченской паромной переправы — в 2016—2018 гг. паромы перевезли суммарно 850 000 фур, приводит данные представитель Минтранса. Причем грузопотоки в Крым и из Крыма отличались ненамного: в направлении полуострова проехало более 450 000 машин — на 8,5 % больше, чем в обратном направлении, в Краснодарский край.[61][62]

Первая очередь автодороги «Таврида» длиной 190 км открыта в декабре 2018 года от развязки под Симферополем до автоподхода к Крымскому мосту.[63]

В 2019 году в Симферополе продолжился капитальный ремонт основных городских улиц, стартовавший осенью 2018 года.[64]

30 июня 2020 года было открыто рабочее движение по четырём полосам трассы «Таврида» от Керчи до Белогорска.[65]

27 августа 2020 года Президент России Владимир Путин принял участие в запуске движения по четырем полосам трассы «Таврида» от Керчи до Севастополя протяженностью 250,7 км. В церемонии также участвовали министр транспорта Евгений Дитрих, генеральный директор АО «ВАД» Валерий Абрамов, дорожные строители. Глава государства проехал по новому участку «Тавриды» и побеседовал с рабочими АО «ВАД». Затем он дал разрешение на открытие движения на построенных участках.[66]

[править] Мосты

В 2014 году для установления бесперебойного транспортного сообщения полуострова президент РФ Владимир Путин поставил задачу построить через Керченский пролив мостовой переход с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями. Переход, соединивший Керченский полуостров с Таманским, стал самым протяженным в России и Европе — 19 км.[67]

[править] Газопроводный транспорт

Для обеспечения газоснабжения в декабре 2016 года пущен магистральный газопровод Краснодарский край - Крым протяженностью почти 360 км.[68]

[править] Морской транспорт

После воссоединения Крыма с Россией основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью страны являлась Керченская паромная переправа.[69]

С 2016 года по 2018 год паромы Керченской паромной переправы перевезли суммарно 850 тыс. фур.[70]

В период функционирования Керченской паромной переправы один рейс на пароме из порта «Крым» в порт «Кавказ» обходился им 19,5 тыс. рублей за фуру.[71]

С 1 августа 2018 года скоростной теплоход «Комета» начал регулярное движение между Ялтой и Севастополем.[72]

[править] Воздушный транспорт

В 2013 году аэропорт Симферополя принял и отправил 1,2 млн пассажиров.[73]

Группа вооружённых людей в военной форме без опознавательных знаков взяла контроль над аэропортом Симферополь в Крыму в ночь на 28 февраля 2014 года. Как сообщили агентству Интерфакс-Украина очевидцы захвата, около 150 человек вооружены и экипированы так же, как и те, кто утром 27 февраля заняли парламент и правительство Республики Крым. Они приехали в аэропорт на четырёх КАМАЗах без номеров, с которых разгрузили амуницию, оружие. Вначале вооруженные люди оцепили терминал внутренних рейсов аэропорта, однако потом продвинулись дальше.[74]

Прямые международные авиарейсы в Крым не осуществляются с 2014 года.[75]

После воссоединения Крыма с Россией начались работы по модернизации аэропорта «Симферополь». По распоряжению Совета министров Республики Крым для возрождения авиахаба привлекли специалистов ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», подведомственного Росавиации. С ним АО «МА „Симферополь“» заключило госконтракты на создание проекта комплексной реконструкции аэропорта.

В 2015 году аэропорт Симферополя обслужил свыше 5 млн человек.[76]

В 2014—2015 годах прошла реконструкция аэропорта Симферополя, которая затронула действующую терминальную инфраструктуру и привокзальную площадь. В ходе реконструкции в аэропорту остались два главных терминала — «А» и «В». В них построены новые залы ожидания выхода на посадку и большой зал прилета, с шестью багажными конвейерными линиями. Общая площадь терминалов увеличилась с 10 тыс. кв. метров до 23 тыс. кв. метров.[77]

В 2016 году на Ялтинском международном экономическом форуме было подписано инвестсоглашение о строительстве в аэропорту Симферополь современного аэровокзального комплекса.[78]

Новый «Терминал 1» аэропорта Симферополь начали строить в мае 2016 года.[79]

Новый терминал аэропорта «Симферополь» принял первых пассажиров утром 16 апреля 2018 года. С этого же дня через него следуют пассажиры всех вылетающих и прилетающих авиарейсов.[80] Инвестиции в создание нового терминала составили 32 млрд рублей.[81]

После ввода в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса площадью 78 тыс. м2 существенно возросла пропускная способность аэропорта «Симферополь».

Строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Симферополь началось в 2018 году.[82]

В ходе проведенного в 2018 года конкурса аэропорту Симферополя присвоено имя художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817—1900).[83]

В 2018 году аэропорт Симферополя принял более 5 млн пассажиров (в 2013 году — менее 1,5 млн).[84]

В мае 2019 года аэропорту Симферополь присвоено имя художника-мариниста Ивана Айвазовского.[85]

Аэропорт Симферополь в 2020 году обслужил 4,63 млн человек. По сравнению с 2019 годом пассажиропоток сократился на 500 тыс. человек, что связано с распространением COVID-19.[86]

По итогам мая 2021 года аэропорт Симферополь впервые в современной истории обслужил свыше полумиллиона пассажиров в течение мая.[87]

[править] Связь

После присоединения Крыма к России в 2014 году украинские операторы связи ушли с территории Крыма.[88]

Компанию «Миранда-Медиа» создал в 2014 году «Ростелеком» для развития сети связи в Крыму.[89]

Win Mobile появился в 2014 году на базе оборудования ушедшего из Крыма оператора «МТС-Украина».[90]

В 2016 году на рынке Крыма появился оператор Volna Mobile.[91]

По состоянию на май 2022 года в Крыму работали четыре оператора связи: Win Mobile («К-телеком»), Volna Mobile (КТК-Телеком), «Крымтелеком» и «Севмобайл».[92]

По состоянию на май 2022 года магистральные каналы связи в Крыму принадлежали компании «Миранда-Медиа».[93]

[править] Торговля

Основная статья: Торговля в Крыму в XXI веке

В 2007 году был открыт ТРК «Центрум».[94]

В 2008 году был открыт ТЦ «FM».[95]

В 2009 году был открыт ТЦ «Южная Галерея».[96]

В 2011 году был открыт ТРЦ «Конфетти».[97]

В 2012 году был открыт ТРК «MEGANOM».[98]

В 2018 году был открыт ТЦ «Лоцман».[99]

[править] Туризм

Основная статья: Туризм в Крыму в XXI веке

[править] Инфраструктура

По данным Министерства курортов и туризма Крыма, на начало 2014 года на полуострове насчитывалось более 800 санаторно-курортных и туристических учреждений, из них более 400 - санаторного и оздоровительного характера.[100]

В марте 2019 года отмечалось, что в Крыму за прошедшие пять лет открыто 28 новых оздоровительных и гостиничных организаций, проведена модернизация более 170 отелей.[101]

В марте 2019 года отмечалось, что в настоящее время в Республике Крым расположено более 700 санаторно-курортных и гостиничных организаций, из них более 300 предоставляют лечение и оздоровительные услуги, примерно 400 - услуги по размещению отдыхающих (гостиницы, отели и др.).[102]

[править] Численность туристов

В 2001 году в Крыму побывали 4,7 миллиона туристов, из них 54 % отдыхающих прибыли из России.[103]

В 2013 году в Крыму отдохнули 5,89 млн туристов.[104]

В 2018 году в Крыму отдохнуло рекордное за постсоветские годы число туристов — около 6,8 млн человек.[105]

В 2019 году в Крыму отдохнули 7 млн туристов.[106]

[править] Финансы

[править] Банковская система

6 мая 2023 года «Сбер» открыл свое первое отделение в Крыму — в центре Ялты.[107]

[править] Государственные финансы

[править] Бюджеты

По сравнению с 2002-м доходы крымского бюджета за 2003 год увеличились на пятую часть.[108]

Расходы бюджета Крыма в 2013 году на 52 % обеспечены поступлениями (дотациями и субвенциями) из центрального бюджета.[109]

[править] Налоги

В 2003 году в Крыму ввели сбор на развитие рекреационного комплекса. В 2007 году он был отменён и введён туристический сбор в размере от 0,5 до одного процента стоимости всего периода проживания.[110]

[править] Финансы населения

[править] Доходы населения

Размер среднемесячной заработной платы в Крыму вырос в рублях на 70,6 % по сравнению с 2014 годом и составил в 2018 году 29 тыс. рублей. За тот же период среднемесячная пенсия увеличилась на 18,2 % — до 13 тыс. рублей.[111]

[править] Инвестиции

Инвестиции в экономику Крыма выросли с 26 млрд рублей в 2014 году до 270 млрд в 2018 году.[112]

[править] Государственная политика

Политическая карьера Арсения Яценюка началась в 2001 году, когда он был назначен исполняющим обязанности, а затем и министром экономики Крыма.[113]

5 сентября 2018 года постановлением правительства России ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» продлена до 2022 года.[114]

В 2019 году ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» стала частью одноимённой государственной программы.[115]

Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты