ПД-14
Материал из Documentation.
ПД-14 — авиационный двигатель.
Разработчик — «ОДК — Авиадвигатель», головной изготовитель — «ОДК — Пермские моторы». Оба предприятия расположены в Перми и входят в состав «ОДК».[1][2]
Содержание |
[править] Кооперация
Кооперация при создании двигателя:[3]
- Головной разработчик: АО «Авиадвигатель».
- Научное сопровождение проекта: «ЦИАМ», «ЦАГИ».
- Разработчик материалов: «ВИАМ».
Серийное производство двигателей ПД-14 распределено между предприятиями «ОДК-Пермь», «ОДК-УМПО», «ОДК-Сатурн», ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“», окончательная сборка будет вестись в Перми.[4]
[править] Модификации
Модификации двигателей, разрабатываемые в настоящее время:[5]
- ПД-14 — базовый ТРДД для самолёта МС-21-300;
- ПД-14А — дросселированный вариант ТРДД для самолёта МС-21-200;
- ПД-14М — форсированный вариант ТРДД для самолёта МС-21-400;
- ПД-10 — вариант с уменьшенной тягой до 10…11 тс для самолёта SSJ‑NG.
[править] Летательные аппараты
Унифицированная конструкция авиадвигателя позволит устанавливать двигатель практически на все российские пассажирские и транспортные самолёты.[6]
Двигателем ПД-14 (с тягой 14 тонн) планируется оснащать МС-21-200/300/400 и военно-транспортные самолёты Ил-76 и Ил-214.[7]
Облегчённой версией ПД-10 можно оснащать ближнемагистральные самолеты Sukhoi Superjet-100 (вместо французского двигателя SaM-146).[8]
Отдельную модификацию двигателя (ПД-12В) планируется устанавливать на тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26 (взамен украинского Д-136).
[править] Характеристики
Характеристики двигателя ПД-14:[9]
- Тяга — 14 тс
- Степень двухконтурности — 8,5
- Удельный расход топлива — 0,53 кг/кгс*ч
- Масса силовой установки — 3780 кг
[править] Новые технологии
Использование новых материалов на Уфимском моторостроительном производственном объединении позволило снизить массу пустотелой титановой рабочей лопатки вентилятора на 30 %, что позволило уменьшить вес ПД-14 на 8-10 % по сравнению с российскими двигателями старого поколения.[10]
Внедрение на Пермском моторном заводе технологии изготовления монокристаллических рабочих лопаток турбины из сплавов нового поколения с защитным керамическим покрытием дало возможность поднять температуру газа перед турбиной с 1900 до 2000 К.[11]
[править] Комплектующие и материалы
Горячая часть двигателя ПД-14 состоит из восьмиступенчатого компрессора и степенью сжатия 17, камеры сгорания и двухступенчатой турбины. Холодная часть состоит из вентилятора, трехступенчатого компрессора низкого давления и шестиступенчатой турбины низкого давления. Гондола двигателя на 65 % состоит из композитов.[12]
Двигатель ПД-14 производится преимущественно на основе российских материалов и комплектующих. По словам представителя «ОДК», «применение импортных комплектующих не превышает 5 %». При этом все эти 5 % комплектующих не относятся к особо ответственным деталям и при необходимости «достаточно просто заменяются». В основном это датчики, подшипники, уплотнения.[13]
[править] Система управления
Система автоматического управления двигателя ПД-14 состоит из следующих компонентов:[14]
Электронный регулятор РЭД-14 — важнейший компонент САУ, обеспечивающий комплексное всережимное управление двигателем, ограничение предельных параметров, оперативную диагностику и защиту двигателя, информационный обмен с системами самолета и двигателя. При комплектации электронного регулятора максимально используются современные российские компоненты и элементная база. Ресурс до первого ремонта должен составлять 40 тыс. часов.[15]
БН-14 — объединённый блок подкачивающего насоса и шестеренного насоса высокого давления — создается с применением высокопрочных и износостойких материалов и обеспечивает топливопитание двигателя, средств автоматики и механизации. Ресурс до первого ремонта — 20 тыс. часов.[16]
Дозатор топлива ДТ-14 обеспечивает по сигналам электронного регулятора дозирование топлива в двигатель, управление средствами механизации компрессора и управление теплообменниками. Межремонтный ресурс ДТ-14 установлен в 40 тыс. часов.[17]
Впервые в российском агрегатостроении к гидромеханическим агрегатам предъявляются требования международных норм по огнестойкости — категории В раздела 26DO 160G, то есть обеспечение работоспособности агрегатов в течение 5 мин. в условиях пожара двигателя.[18]
[править] Портфель заказов
По состоянию на август 2015 года портфель заказов на двигатель ПД-14 составлял 300 единиц.[19]
[править] История
Техническое задание на двигатель для МС-21 было сформировано в конце 2007 года.[20]
«Первые ворота», в ходе которых состоялась защита концепции ПД-14, были пройдены в июле 2008 года. С этого момента в Перми развернулись полномасштабные работы по проектированию узлов двигателя, разработке и освоению критических технологий, необходимых для создания нового семейства ТРДД.[21]
В 2008 году российское правительство выделило 15 млрд рублей (450 млн евро по курсу того времени) для ведения НИОКР по новому двигателю.[22]
Защита аванпроекта («вторые ворота») состоялась в марте 2010 г. «Третьи ворота», предполагающие окончательное определение конфигурации двигателя и защиту эскизного проекта, были успешно пройдены в июле 2011 года.[23]
Стендовые испытания демонстрационного газогенератора ПД-14 начались в Перми в ноябре 2010 г.[24]
В начале апреля 2012 года началась сборка двигателя-демонстратора ПД-14.[25]
Первый запуск на наземном испытательном стенде первого образца двигателя-демонстратора ПД-14 состоялся 9 июня 2012 года.[26]
В 2012 году началась сертификация двигателя ПД-14 в МАК.[27]
ПД-14 № 100-07 в начале осени 2015 года поступил на лётные испытания на борту летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. Первый полет Ил-76ЛЛ с работающим двигателем ПД-14 состоялся 30 октября 2015 г.[28]
Следующий опытный двигатель (№ 100‑08) осенью 2015 года поступил на испытания на высотном стенде (в термобарокамере) ЦИАМ им. П. И. Баранова в подмосковном Лыткарино.[29]
Первый этап лётных испытаний двигателя ПД-14 был завершён в 2016 году.[30]
В мае 2017 года «ОДК» сообщила об успешном завершении второго этапа летных испытаний ПД‑14 на борту летающей лаборатории Ил‑76ЛЛ в Летно-исследовательском институте им. М. М. Громова.[31]
В декабре 2017 года «ОДК» начала в ЛИИ им. М. М. Громова в подмосковном Жуковском третий этап летных испытаний двигателя ПД-14 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Он проводится с участием представителей сертифицирующих органов и должен официально подтвердить итоги первых двух этапов.[32]
Как сообщило 18 октября 2018 года Министерство промышленности и торговли России, двигатель ПД-14 получил Сертификат типа.[33]
[править] Планы по увеличению мощности двигателя
В 2019 году представитель «ОДК» Юрий Шмотин заявил: «Есть планы по увеличению мощности двигателя ПД-14 за счет увеличения степени двухконтурности вентилятора и разработки на его базе двигателя ПД-16 с более высокими характеристиками. Эта модификация будет востребована для МС-21-400.»[34]
[править] Перспективы
Лётные испытания самолёта МС-21-300 с двигателями ПД-14 стартуют в начале 2020 года.
Завершение лётных испытаний и получение сертификата типа воздушного судна МС-21 с двигателями ПД-14 планируется в 2021 году.[35][36]
Поставки ПД-14 для МС-21 должны начаться с 2021 года.[37]
Завершение лётных испытаний МС-21 с двигателем ПД-14 запланировано на II квартал 2022 года.[38]
Валидация сертификата ПД-14 в Европейском агентстве по безопасности полетов (EASA) запланирована на конец 2022 года.[39]
«ОДК» планирует выпускать до 50 авиадвигателей ПД-14 в год. Выход производства на полную мощность планируется в 2023—2024 годах.[40]
[править] Ссылки
- ПД-14
- Раздел о ПД-14 на сайте Sdelanounas
- ПД-14
- Семейство перспективных двигателей ПД-14
- ПД-14 — двигатель прогресса. 22 февраля 2016
- ПД-14 — двигатель прогресса. 28 января 2016
- ПД-14 — сердце новейшего российского самолёта МС-21. 27 апреля 2015
- Двигатель ПД-14 — будущее российского авиапрома. 28 августа 2013
- ПД-14 — двигатель прогресса. 25 июля 2016
- ОДК представила в Фарнборо макет двигателя ПД-14. 21 июля 2016
- ОДК рассчитывает на сертификацию двигателя нового поколения для гражданской авиации в 2018-19 годах
- Летные испытания ПД-14 подтвердили заявленные характеристики двигателя. 25 ноября 2015
[править] Примечания
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ [1]
- ↑ Семейство перспективных двигателей ПД-14
- ↑ [2]
- ↑ Семейство перспективных двигателей ПД-14
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ Двигатель революции. 25 января 2016
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Магистральный самолёт МС-21
- ↑ Магистральный самолёт МС-21
- ↑ Магистральный самолёт МС-21
- ↑ Магистральный самолёт МС-21
- ↑ Магистральный самолёт МС-21
- ↑ Портфель заказов на перспективный российский двигатель ПД-14 составляет 300 единиц. 31 августа 2015
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]