Транспортное строительство в России в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Транспортные объекты
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железные дороги
В 2001 году был построен Северо-Муйский железнодорожный тоннель.
В 2001 году правительство утвердило Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)». В исходной редакции она предусматривала строительство «железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока в размере 5-7 млн т в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн т». В 2006 году эта линия была исключена из программы принятыми поправками.[1]
Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может считаться 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю.
В 2007 году в Красноярском крае началось строительство железнодорожной ветки Карабула — Ярки.
Соглашение о строительстве железнодорожного моста через реку Амур в районе села Нижнеленинское Еврейской автономной области было подписано в мае 2013 года.[2]
19 марта 2014 года президент России Владимир Путин поставил перед министерством транспорта задачу построить Крымский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах.
В октябре 2014 года был подписан меморандум об участии китайской стороны в строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань протяжённостью 770 км.[3]
Строительство железнодорожных подходов к Крымскому мосту стартовало в начале 2015 года.[4]
25 апреля 2015 года группировка Железнодорожных войск приступила к строительству участка двухпутной электрифицированной железной дороги Журавка — Миллерово. 21 сентября 2015 года, через пять месяцев после фактического старта работ, распоряжение о строительстве дороги подписал председатель правительства России Дмитрий Медведев. 7 августа 2017 года на линии началось рабочее движение. 20 сентября 2017 года РЖД в рамках тестовой эксплуатации запустили на линии регулярное движение грузовых поездов.[5]
25 июля 2015 года было подписано Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) № 678-РГ «О мерах по финансированию завершения строительства отдельных объектов участка Беркакит-Томмот железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск».
Строительство Крымского моста началось в феврале 2016 года.
В феврале 2017 года было начато строительство железнодорожного моста через р. Большая Пера. Мост станет связующим звеном железнодорожной ветки, которая соединит Амурский ГПЗ с Забайкальской железной дорогой. Протяжённость моста составит 252 м.
7 сентября 2017 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин заявил, что в России предметно изучается возможность строительства железнодорожного перехода с «материковой» части России на Сахалин.[6]
Строительство железнодорожной станции Остафьево в Москве началось в начале 2018 года.[7]
[править] Автомобильные дороги
В XXI веке в России были построены автодороги «Таврида», «Нева», ЦКАД, «Восток» и ряд других.
[править] Мосты
Пешеходный мост Богдана Хмельницкого был построенный в 2001 году с использованием конструкций старого железнодорожного Краснолужского моста.
В 2010 году в Великом Новгороде началось строительство моста через реку Волхов. Позже работы были приостановлены и возобновились весной 2012 года.
Зимой 2010 года в Алексине началось строительство нового моста через Оку.
В декабре 2015 года китайская Sinohydro Corporation и Федеральное дорожное агентство подписали меморандум о намерениях, касающийся реализации инвестиционного проекта по строительству и содержанию моста через реку Лену в районе Якутска.[8]
[править] Метро
В 2003 году была открыта первая линия Московского метро, вышедшая за пределы Московской кольцевой автодороги, — Бутовская, которая также явилась первой линией «лёгкого метро» в Москве.[9]
6 мая 2003 года была открыта станция «Парк Победы» Московского метро. Она стала самой глубокой станцией Московского метро (84 м).[10]
В 2005 году в Омске был открыт метромост через Иртыш.[11]
Торжественное открытие метро в Казани состоялось 27 августа 2005 года.[12][13]
В 2011 году в Москве началось строительство северного радиуса Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена.
Решение приступить к строительству Большой кольцевой линии Московского метро принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы были начаты в ноябре 2011 года.[14]
Строительство Кожуховской линии Московского метро началось в 2012 году.[15]
Строительство электродепо «Братеево» Замоскворецкой линии Московского началось в марте 2012 года.
4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития Московского метрополитена на срок до 2020 года. Программа предусматривала строительство в 2012—2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая Третий пересадочный контур.[16]
Геологоразведочные работы на месте будущего строительства станции «Котельники» Московского метро начались в октябре 2012 года.[17]
В июле 2013 года по итогам конкурса генеральным подрядчиком строительства станции «Технопарк» Московского метро стало ООО «Балтметрострой» — дочернее предприятие группы компаний «Балтстрой» (Санкт-Петербург).[18]
В июле 2014 года строители приступили к сооружению фундамента станции «Технопарк» Московского метро.[19]
Станция «Котельники», открытие которой состоялось 21 сентября 2015 г, стала 197-й в Московском метрополитене.[20]
Станция «Технопарк», открытие которой состоялось 28 декабря 2015 года, стала 198-й в Московском метрополитене.[21]
18 января 2016 года была открыта 199-я станция Московского метрополитена — «Румянцево».[22]
15 февраля 2016 года открыта 200-я станция Московского метрополитена — «Саларьево».[23]
В январе 2017 года компания «Сиарсиси рус» (российское подразделение китайской China Railway Construction Corporation Limited) и компания «Мосинжпроект» подписали соглашение о строительстве нескольких станций Московского метрополитена — «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского». Сумма контракта составила 22,98 млрд рублей.[24]
31 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл 207-ю станцию Московского метрополитена — «Ховрино».[25]
В 2018 году губернатор Красноярского края заявил о том, что на строительство метро в Красноярске нужны 65 млрд рублей.[26]
26 февраля 2018 года запущено пассажирское движение на первом участке Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».[27]
[править] Трубопроводы
[править] Нефтепроводы
Первая очередь строительства нефтепровода ВСТО (Тайшет — Сковородино, 2709,6 км) начата в апреле 2006 года, завершена в декабре 2009 года.
[править] Газопроводы
Строительство газопровода «Сила Сибири» началось в марте 2015 года.
[править] Водный транспорт
Строительство Новороссийского зернового терминала начато в 2004 году, в августе 2007 года была произведена опытная перевалка зерновых культур. Терминал введён в эксплуатацию в мае 2008 года.[28]
Строительство Туапсинского зернового терминала началось в 2006 году. В 2009 году он был введён в строй.[29][30]
В 2012 году в Обской губе началось строительство нового порта Сабетта.
1 февраля 2018 года в Пионерском (Калининградская область) началось строительство международного морского терминала по приёму круизных и грузопассажирских судов.
17 апреля 2019 года в присутствии Главы Минтранса Евгения Дитриха подписано акционерное соглашение о строительстве терминала «Лавна» в составе Мурманского транспортного узла. Проект строительства современного высокотехнологичного глубоководного порта в Мурманске является стратегическим для страны и позволит переваливать 18 млн тонн угля в год.[31]
[править] Воздушный транспорт
В 2007 году в рамках Федеральной целевой программы на острове Итуруп началось строительство нового международного аэропорта «Итуруп».[32]
В 2012 году построены аэродромы на полуострове Ямал и в Талакане (Якутия).
В 2013 году в Санкт-Петербурге завершилось строительство нового терминала аэропорта «Пулково».
19 июля 2013 года Министр транспорта России Максим Соколов дал старт строительству нового аэровокзала международного аэропорта «Курумоч».[33][34]
В июне 2014 года в «Стригино» (Нижегородская область) началось строительство нового пассажирского терминала.
Проект строительства аэропорта «Платов» был реализован на основе государственно-частного партнерства, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годах)» и программы подготовки и проведения в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Строительные работы начались 1 ноября 2014 года. В эксплуатацию аэропорт был принят 7 декабря 2017 года. Платов стал первой крупной международной воздушной гаванью, созданной с нуля в России с 1991 года.[35]
Осенью 2015 года в Перми началось строительство нового аэровокзального комплекса.
На ЯМЭФ-2016 был заключён договор о строительстве нового терминала аэропорта «Симферополь».[36]
Строительные работы по сооружению нового аэровокзального комплекса Симферополя стартовали в мае 2016 года.[37]
Строительство нового терминала B аэропорта «Шереметьево» началось в 2016 году в рамках подготовки к ЧМ-2018.[38]
В феврале 2016 года в аэропорту Махачкалы (Дагестан) началось строительство нового терминала международных сообщений общей площадью более 8000 м² с пропускной способностью 190 пассажиров в час.
В сентябре 2017 года началось строительство нового терминала аэропорта Хабаровска.[39]
С весны 2018 года в аэропорту «Хабаровск» началось строительство нового пассажирского терминала внутренних авиалиний стоимостью 4,9 млрд рублей.[40]
16 апреля 2018 года был открыт новый терминал аэропорта «Симферополь» (Крым).[41]
[править] Космодромы
Первый камень на месте основания космодрома «Восточный» был заложен 28 августа 2010 года при участии премьер-министра России Владимира Путина. Подготовительные строительные работы начались в сентябре 2011 года. Полномасштабные, по созданию инфраструктуры и технологических объектов, стартовали в начале 2012 года.[42]
В июле 2012 года в Амурской области начались работы по строительству стартового комплекса космодрома «Восточный».[43]
[править] Компании
[править] Ространсмодернизация
По состоянию на ноябрь 2022 года компания «Ространсмодернизация» выполняла функции госзаказчика по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.[44]