Экономика Санкт-Петербурга в XXI веке
Материал из Documentation.
Экономика Санкт-Петербурга росла очень быстрыми темпами вплоть до 2013–2014 годов.[1]
По данным администрации Санкт-Петербурга, в 2021 году в Санкт-Петербурге открылось 14 производств с общим объёмом инвестиций более 20 млрд рублей.[2]
Содержание |
[править] Отрасли
[править] Промышленность
Автозавод корейского автопроизводителя Hyundai в Санкт-Петербурге начал тестовое производство в сентябре 2010 г., в январе 2011 г. предприятие приступило к массовому выпуску автомобилей Hyundai Solaris в кузове седан. В мае 2011 г. завод начал производить Solaris в кузове хэтчбек, а в августе — новый Kia Rio.[3][4]
[править] Жилищное строительство
В 2008 году девелоперская «Группа компаний „ПИК“» подписала с управляющей компанией «Морской фасад» соглашение о строительстве 1,3 млн м2 жилья на намывных территориях в Санкт-Петербурге. Стоимость сделки оценивалась в $3 млрд «ПИК» заплатила только часть суммы, в 2010 г. компания была вынуждена из-за финансовых проблем выйти из проекта, отдав купленные участки банкам-кредиторам.[5][6]
В 2014 году правительство Санкт-Петербурга подписало соглашение с израильской компанией Morgal Investments о строительстве на Пулковских высотах многофункционального жилого комплекса «Планетоград». Объём соглашения составил около $3 млрд. Застройщик начал работу на участке в 2017 г.[7][8]
По итогам 2019 года в Санкт-Петербурге в эксплуатацию было введено более 3,4 млн м2 жилой недвижимости.[9]
[править] Транспорт
[править] Сухопутный транспорт
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
17 декабря 2009 года — начало движения в России высокоскоростных поездов. В этот день по маршруту Москва — Санкт-Петербург отправился в первый рейс высокоскоростной поезд «Сапсан».[10]
12 декабря 2010 года — открыто скоростное сообщение между Россией и Финляндией. В этот день из Хельсинки в Санкт-Петербург отправился первый скоростной поезд «Аллегро». С началом скоростного сообщения время в пути по железной дороге между Санкт-Петербургом и Хельсинки сократилось с 6 ч. 18 мин. до чуть более трех с половиной часов.[11]
23 января 2013 года — начало курсирования поезда «Ласточка» в России. Первыми маршрутами электропоездов «Ласточка» стали Санкт-Петербург — Чудово — Новгород-на-Волхове, Санкт-Петербург — Чудово — Бологое.[12]
В апреле 2020 года было сообщено, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов направил генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозерову письмо, в котором одобрил разработанную компанией концепцию по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла.[13]
Скоростной электропоезд «Ласточка» начал курсировать между Санкт-Петербургом и Тихвином 28 декабря 2020 года.[14]
[править] Метро
3 октября 2019 года в Санкт-Петербурге открыли три новые станции метро — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — нового участка Фрунзенского радиуса.[15]
[править] Трамвайный транспорт
Трамвайная сеть «Чижик» действует в Санкт-Петербурге с 7 марта 2018 года. Тогда был открыт обновлённый маршрут № 8 «Хасанская ул. — метро Ладожская».[16]
В декабре 2018 года в Санкт-Петербурге был открыт второй трамвайный маршрут сети «Чижик».[17]
В октябре 2019 года было сообщено, что Смольный и ООО «БалтНедвижСервис», выигравшее конкурс на создание трамвайной линии на юге Санкт-Петербурга, подписали концессионное соглашение о реализации проекта по маршруту «Станция метро „Купчино“ — пос. Шушары — Славянка».[18]
Первая пересадка между трамвайной сетью ГЭТа и ТКК заработала с 8 июня 2020 г., когда до остановки «ул. Передовиков» продлилась трасса ГЭТовского маршрута № 10.[19]
С 6 октября 2021 года по Гранитной улице в Санкт-Петербурге начал курсировать регулярный трамвайный маршрут «Горэлектротранса».[20]
Подвижной состав
В ноябре 2014 года конкурс на поставку для петербургского трамвая трёх составов со 100-процентным уровнем низкого пола выиграла компания Alstom совместно с «Трансмашхолдингом».[21]
В 2019 году петербургский «Горэлектротранс» получил пополнение в виде 21 трёхсекционного вагона модели 71-931М производства ПК «Транспортные системы».[22]
В августе 2020 года СТМ выиграл конкурс на поставку трамваев для строящейся сети «метро Купчино — Шушары — Славянка» в Санкт-Петербурге.[23]
28 сентября 2020 года СПб ГУП «Горэлектротранс» объявило конкурс на поставку в лизинг 13 новых низкопольных трамваев — 11 двухсекционных низкопольных и двух трехсекционных вагонов.[24][25]
В ноябре 2020 года было сообщено, что подведены итоги объявленного СПб ГУП «Горэлектротранс» аукциона на поставку 13 новых трамваев для Санкт-Петербурга. Его победителем признана подмосковная лизинговая компания ООО «Тяжпромлизинг», которая снизила начальную (максимальную) цену по контракту с 1,198 млрд до 1,136 млрд рублей.[26]
В мае 2023 года было сообщено, что Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, входит в госкорпорацию «Роскосмос») признан победителем конкурса на поставку 14 полностью низкопольных четырехосных односекционных вагонов трамвая в Санкт‑Петербург.[27]
Пути
Конкурс на строительство трамвайной линии по Гранитной улице в Санкт-Петербурге был объявлен в 2015 году.[28]
В 2019 году в Санкт-Петербурге впервые с начала XXI века была построена новая трамвайная линия (длиной километр на Гранитной улице).[29]
В 2020 году завершилось строительство трамвайной линии по Гранитной улице в Санкт-Петербурге.[30]
В 2020 году в Санкт-Петербурге было отремонтировано всего около 2,5 км трамвайных путей.[31]
15 мая 2023 года в Санкт-Петербурге для регулярного движения трамваев открылись обновлённые трамвайные пути в Калининском районе на участке ул. Комсомола от ул. Лебедева до пл. Ленина.[32]
С 30 мая 2023 года в Санкт-Петербурге в связи с досрочным завершением ремонта трамвайных путей открыто движение трамваев по участку ул. Ярослава Гашека от Купчинской ул. до Бухарестской ул.[33]
Со 2 июня 2023 года в Санкт-Петербурге после завершения замены трамвайных путей на участке длиной 1,77 км восстановлено трамвайное движение на Старо-Петергофском просп. от наб. Обводного канала до пл. Стачек.[34]
[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт
В апреле 2021 года было сообщено, что АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) заключило договор на поставку в лизинг крупной партии автобусов АО «Третий парк» в г. Санкт-Петербург.[35]
По состоянию на ноябрь 2021 года в парке петербургского «Пассажиравтотранса» работали 229 автобусов на компримированном природном газе и 10 автобусов с электрическим двигателем.[36]
Электробусы
Первые электробусы в Санкт-Петербурге вышли на маршрут в начале марта 2019 года.[37]
В Санкт-Петербурге с 16 марта 2020 года электробусы с динамической подзарядкой обслуживают маршрут № 47 «М. Балканская ул. — метро „Московская“».[38]
По состоянию на май 2021 года в Санкт-Петербурге эксплуатировались 10 электробусов производства группы Volgabus.[39]
1 сентября 2021 года было сообщено, что СПб ГУП «Пассажиравтотранс» заключил договор на проектирование нового электробусного парка.[40][41]
[править] Троллейбусный транспорт
Первый в Санкт-Петербурге троллейбусный маршрут с использованием участка автономного хода действует с декабря 2017 г.[42]
По состоянию на декабрь 2019 года в Санкт-Петербурге на маршрутах эксплуатировалось самое большое количество троллейбусов с автономным ходом в России (более 110).[43]
В феврале 2020 года было сообщено, что победителем объявленного ГУП «Горэлектротранс» конкурса на оказании услуги финансовой аренды (лизинга) 87 новых троллейбусов для нужд Петербурга объявлено АО «Сбербанк Лизинг».[44]
В мае 2020 года было сообщено, что СПб ГУП «Горэлектротранс» объявило тендер на услуги лизинга для приобретения 40 троллейбусов большой вместимости.[45]
В мае 2020 года было сообщено, что в Санкт-Петербург прибыла первая партия из пяти новых троллейбусов «Адмирал» производства "ПК Транспортные системы (г. Энгельс). Подвижной состав СПб ГУП «Горэлектротранс» получило в лизинг.[46]
С 16 ноября 2020 года трасса троллейбусного маршрута № 46 «Автовский ДСК — ул. Пионерстроя» продлена на три километра по новому участку просп. Ветеранов от ул. Пионерстроя до железнодорожной платформы Сергиево. Поскольку на продлённом сегменте контактная сеть полностью отсутствует, маршрут переведён на обслуживание троллейбусами с увеличенным автономным ходом (электробусами с динамической подзарядкой).[47]
По итогам 2020 года в Санкт-Петербург было поставлено 142 новых троллейбуса.[48]
В октябре 2021 года Санкт-Петербургом объявлена закупка партии самых крупных в России троллейбусов.[49]
[править] Дороги
В 2001 году началось строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга.[50]
15 декабря 2004 года открылся Большой Обуховский («Вантовый») мост.[51]
Северный участок Западного скоростного диаметра, г. Санкт-Петербург. Часть строящегося Западного скоростного диаметра — первой в России платной внутригородской автомагистрали, которая должна пройти вдоль берега Финского залива. Ранее уже были введены в строй первая (2008 г.) и вторая (2012 г.) очереди южного участка магистрали. Контракты на строительство участка заключены в 2010 г., официальное открытие состоялось в августе 2013 г. Протяженность северного участка ЗСД составляет 26,4 километра.[52]
Движение по Южному участку ЗСД было открыто в 2012 году.[53]
По состоянию на август 2013 года в Санкт-Петербурге велось строительство ЗСД.[54]
По состоянию на октябрь 2014 года велось строительство ЗСД.[55]
В 2016 году в Санкт-Петербурге завершилось строительство ряда знаковых инфраструктурных объектов, среди которых ЗСД за 210 млрд рублей и участок трассы А181 «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до автодороги Парголово — Симагино за 11,2 млрд рублей.[56]
Осенью 2016 года КРТИ частично открыл новую путепроводную развязку над Выборгской железнодорожной линией в поселке Репино стоимостью 2,2 млрд рублей.[57]
2 декабря 2016 года был открыт последний (центральный) участок ЗСД, строительство которого началось в марте 2013 года. Таким образом, 47 км ЗСД пронзили Санкт-Петербург в 2016 году, связав его северо-западные, центральные и южные районы.[58][59][60]
ВЭБ участвовал в финансировании строительства Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (доля ВЭБ — 25 млрд рублей).[61]
27 ноября 2019 года была открыта трасса М-11 «Нева». Благодаря ей время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократилось до 5,5 — 6 часов.
24 марта 2021 года в Санкт-Петербурге началось строительство Широтной магистрали скоростного движения, которую также ещё называют Восточным скоростным диаметром. Торжественная церемония состоялась на пересечении Западного скоростного диаметра (ЗСД) с Витебским проспектом, где была забита первая свая для будущей Витебской развязки. Старт строительству дали: губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Беглов, помощник президента России И. Е. Левитин, президент ВТБ А. Л. Костин.[62][63]
[править] Парковки
С 1 декабря 2021 года зона платной парковки в Санкт-Петербурге была расширена — в нём стала входить ещё 71 улица Центрального района.[64]
[править] Мосты
Яхтенный мост открыли в мае 2017 года.[65]
[править] Общественный транспорт
17 апреля 2021 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов одобрил программу развития электротранспорта Санкт-Петербурга до 2028 года.[66]
[править] Морские порты
В начале 2004 года власти Санкт-Петербурга приняли решение начать работы по реализации проекта строительства паромно-пассажирского комплекса за счет расширения территории Васильевского острова.[67]
По состоянию на февраль 2008 года в Санкт-Петербурге велось строительство пассажирского порта «Морской фасад».[68]
В 2011 году грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил около 60 миллионов тонн.
В 2014 году грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург» составил 61,1 млн тонн. Это на 6 % выше аналогичного показателя 2013 года.
[править] Аэропорты
В середине первого десятилетия XXi века принимается решение о масштабной реконструкции аэропорта Пулково.[69]
Сентябрь 2007 года — Жюри объявляет победителя международного архитектурного конкурса на разработку концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта.[70]
В 2010 году Внешэкономбанк выделил деньги на реконструкцию и эксплуатацию международного аэропорта Пулково (Санкт-Петербург). Общая стоимость первого этапа проекта превысила 1,1 млрд евро. Объем кредита ВЭБа составил 205 млн евро.[71]
24 ноября 2010 года — Торжественная церемония закладки первой сваи нового терминала Пулково. Участвует Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин.[72]
Терминал-1 аэропорта Пулково. Новый терминал был открыт в декабре 2013 г. Стоимость проекта 47 млрд рублей. Здание «Пулково-1» было закрыто на реконструкцию 28 февраля 2014 года. Сумма инвестиций составила 60 млн евро. Реконструкция закончена 3 февраля 2015. Общая площадь терминала «Пулково-1» после реконструкции выросла по сравнению с первоначальной на 43 % — с 42751,1 кв.м. до 61 134,1 кв.м.[73]
Пассажиропоток «Пулково» с 8,4 млн человек в 2010 г. вырос до 18,1 млн в 2018 г.[74]
[править] Гостиницы
Отель Four Seasons в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году. После открытия Four Seasons в районе Исаакиевской площади, где ранее были только гостиницы «Астория» и «Англетер», появились отели W (ныне SO/ Sofitel) и Lotte, и площадь превратилась в главный кластер люксовых отелей Санкт-Петербурга.[75]
Lotte Hotel St. Petersburg официально открылся в сентябре 2017 года.[76]
[править] Туризм
Проект «Остров фортов» реализуется по поручению Владимира Путина с 2019 года. В 2020 году были открыты объекты первой очереди – музейно-исторический парк и учебно-тренировочный комплекс «Лагерь настоящих героев».[77]
[править] Торговля
6 сентября 2012 года обновленный ДЛТ принял покупателей.[78]
[править] АЗС
В 2006 году в Санкт-Петербурге открылось 33 АЗС, из них 14 новых и 19 после реконструкции или ребрэндинга.[79]
[править] Розничная торговля
В 2020 году в Санкт-Петербурге оборот розничной торговли упал на 2 % по сравнению с показателем 2019 года и составил 1,515 трлн рублей.[80]
[править] Торговая недвижимость
По данным JLL, 2020 год для рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга был одним из самых сложных за всю историю его существования.[81]
В 2020 году рынок качественной торговой недвижимости Санкт-Петербурга пополнился тремя торговыми центрами совокупной площадью 127 тыс. м² — это рекордное значение за последние семь лет. Большую часть нового предложения сформировали специализированные торговые центры. В 2020 году были открыты мебельный центр «Кубатура» (GLA 110 тыс. кв. м), третья очередь «Outlet Village Пулково» (GLA 5 тыс. кв. м) и районный культурно-досуговый центр Green Park (GLA 12 тыс. кв. м).[82]
[править] Общественное питание
По итогам 2019 года доля заведений общественного питания в структуре открытий в торговых центрах Санкт-Петербурга составила 21 %, что в 2,5 раза превышает показатель 2018 года, когда он составлял 8 %.[83]
[править] Банковская система
В 2011 году Александр Евневич стал основным владельцем небольшого петербургского банка «Объединенный капитал».
[править] Инвестиции
В 2010 году объём инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге вырос в десять раз по сравнению с 2000 годом и составил $13 млрд.[84]
[править] Ссылки
- В Москву из Петербурга прибыл первый двухэтажный поезд. 2 февраля 2015
- Новая модель транспортного обслуживания в Петербурге. 15 сентября 2022