Государственные финансы России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2011 году Президент РФ Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ ускорить создание органа по управлению государственным долгом России, активами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.[1]

Увеличение финансовых потребностей российского правительства в 2020 году было в основном удовлетворено за счёт увеличения чистых внутренних заимствований (4,1 % ВВП).[2]

5 февраля 2021 года рейтинговое агентство Fitch отмечало, что у России сильные государственные финансы, включая самый низкий уровень соотношения общего государственного долга к ВВП в аналогичной группе.[3]

Содержание

[править] Бюджеты

[править] Бюджет расширенного правительства

С 2001 по 2008 год в среднем профицит бюджета расширенного правительства России составлял 6,1 %, а в 2005 году и 2006 году превысил 9 %.[4]

В 2011—2013 годах в результате значительного сокращения доли расходов в ВВП и увеличения нефтяных доходов госбюджет был сведён с профицитом. Однако эти достижения носили кратковременный характер: уже в 2013 году бюджет расширенного правительства вновь был сведён с дефицитом на фоне снижения нефтяных и ненефтяных доходов и увеличения расходов региональных бюджетов.[5]

В 2018 году доходы бюджета расширенного правительства (БРП), по предварительным данным Федерального казначейства, превысили объемы предыдущего года на 1,9 п.п. ВВП, или на 5870 млрд руб. в абсолютном выражении. При этом около 75 % прироста доходов БРП было обеспечено за счет федерального бюджета, в том числе нефтегазовых доходов на 3046 млрд руб., или на 2,2 п.п. ВВП. Ненефтегазовые поступления в консолидированный бюджет РФ в 2018 г. по сравнению с 2017 г. выросли на 2824 млрд руб. в абсолютном выражении, но сократились в долях ВВП на 0,3 п.п. Расходы бюджетной системы России по отношению к ВВП сократились в 2018 г. по сравнению с январем — декабрем 2017 г. на 2,5 п.п. ВВП, увеличившись в абсолютном выражении на 1485 млрд руб.[6]

В 2018 году доходы бюджетной системы России продемонстрировали максимальный уровень за 5-летний период, чему во многом способствовала благоприятная конъюнктура цен на сырьевые ресурсы. Расходы бюджета расширенного правительства в долях ВВП в 2018 г., напротив, достигли минимального значения за 5-летний период, что, в свою очередь, стало возможным вследствие действия бюджетного правила, значительно ограничившего расходы федерального бюджета. В итоге консолидированный бюджет РФ в 2018 г. был исполнен с профицитом (2,9 % ВВП) — впервые за последние годы.[7]

В 2019 году был зарегистрирован профицит консолидированного бюджета России в размере 1,9 % ВВП.[8]

Консолидированный бюджет России в январе-апреле 2020 года исполнен с профицитом 942,5 млрд рублей, что в два раза меньше, чем за аналогичный период 2019 года (1 трлн 890,0 млрд рублей).

[править] Федеральный бюджет

2004 год — Введение бюджетного правила, по которому нефтегазовые доходы при цене нефти выше $20/баррель поступают в Стабилизационный фонд.[9]

[править] Региональные бюджеты

В 2015 году в России началось составление рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.

[править] Местные бюджеты

26 апреля 2007 года Путин заявил: «Считаю необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления и, в первую очередь, за счёт формирования достаточной доходной базы.»[10]

[править] Межбюджетные трансферты

3 апреля 2001 года Путин заявил: «Нам крайне необходим прозрачный механизм выделения из бюджета субсидий и региональных трансфертов».[11]

В 2004 году был принят Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».[12]

В 2004 году в России была су­ще­ст­вен­но уточ­нена сис­те­ма меж­бюд­жет­ных транс­фер­тов (раз­де­ле­ние их на не­це­ле­вые — до­та­ции и це­ле­вые — суб­си­дии и суб­вен­ции, свя­зан­ные с кон­крет­ны­ми обя­за­тель­ст­ва­ми и де­ле­ги­руе­мы­ми пол­но­мо­чия­ми).[13]

Вследствие резкого уменьшения налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты в течение кризиса 2008 года были увеличены межбюджетные трансферты.[14]

Межбюджетные трансферты выросли с 8,1 % общих расходов федерального бюджета (или 1,3 % ВВП) в 2000 г. до 45 % в 2010 г.[15]

[править] Контроль

В целях создания правовой основы для разграничения полномочий парламента, финансовых органов и Счетной палаты в области финансового контроля были внесены соответствующие нормы в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ), в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года№ 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», также был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле». Это позволило в рамках совершенствования бюджетного законодательства сохранить и расширить роль парламента в бюджетном процессе. В рамках закона «О парламентском контроле» впервые были определены полномочия парламента в сфере бюджетных правоотношений в форме предварительного, текущего и последующего контроля.[16]

В Федеральном законе от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены понятия и сфера государственного (муниципального) финансового контроля, полномочия органов, осуществляющих этот контроль, методы финансового контроля и установлена ответственность за все виды бюджетных правонарушений.[17]

[править] Нормативные акты

Был принят Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Этим федеральным законом была создана правовая основа для принципиально новой организации бюджетного процесса на всех его стадиях, направленной на повышение самостоятельности и ответственности всех уровней органов государственной власти, а также на повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Принципиальная новизна федерального закона заключалась в том, что весь процесс работы над бюджетом стал основываться на новой методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, предполагающей переход к среднесрочному бюджетному планированию и к системе бюджетирования, ориентированного на результат.[18]

В целях повышения эффективности процесса формирования проектов бюджетов и отчетов об их исполнении был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении».[19]

В целях создания правовой основы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа был принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».[20]

[править] Прочее

После кризиса 2008—2009 годов цены на нефть вновь быстро повысились. Благодаря этому факту, а также ужесточению бюджетной политики, удалось достичь временного восстановления равновесия государственного бюджета России и обеспечить бюджетное пространство.[21]

В 2015 году дефицит госбюджета России увеличился до 3,5 % ВВП. Для его финансирования власти использовали средства Резервного фонда, которые сократились с $88 млрд в конце 2014 года до $46 млрд в конце 2015 года.[22]

[править] Налоги

Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Объём обязательных платежей (без учёта влияния изменения мировых цен на нефть) в 2001—2005 годах, в % ВВП России
Основная статья: Налоги в России в XXI веке

В 2001—2004 годах были про­ве­де­ны масштабные на­ло­го­вые преобразования, на­прав­лен­ные на сни­же­ние фис­каль­но­го бре­ме­ни на эко­но­ми­ку. Со­кра­ти­лось чис­ло на­ло­гов, бы­ли сни­же­ны НДС, на­ло­ги на при­быль, на до­хо­ды фи­зических лиц (13 % при вве­де­нии пло­ской шка­лы на­ло­го­об­ло­же­ния), оборотные налоги, реформированы налоги на оплату труда (вве­дён еди­ный со­ци­аль­ный на­лог), изменено налогообложение нефтедобывающей отрасли. Всё это сни­зи­ло мас­шта­бы не­пла­те­жей в хо­зяйственной сис­те­ме и сти­му­ли­ро­ва­ло вы­ход до­хо­дов как фи­зи­че­ских, так и юри­дических лиц из «те­ни», при­ве­ло к по­вы­ше­нию со­би­рае­мо­сти бюд­жет­ных до­хо­дов и ста­ло од­ним из важ­ных фак­то­ров вы­со­ких тем­пов эко­но­мического рос­та в 2000-х годах.[23][24]

[править] Активы Минфина России

7 февраля 2023 года отмечалось: «В настоящий момент Минфин [России] имеет ликвидных резервов в ФНБ на 4 трлн и еще около 5.3 трлн депозитов, то есть свыше 9.3 трлн. Если учитывать позиции в золоте и прочие активы в российских банках, — выходит почти 14 трлн руб активов, доступных к распределению.»[25]

[править] Резервные фонды

3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из «связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой» доходов. По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать «стабильное развитие в менее благоприятные годы», а также использоваться «для решения масштабных стратегических задач». После этого Минфин России начал разработку концепции такого бюджетного резерва. За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.[26]

24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить «лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике».[27]

23 декабря 2003 года Путин подписал закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ». Закон предусматривал создание выделенной части федерального бюджета, куда должны были поступать дополнительные доходы, образующиеся, если цена на нефть становится выше базовой.[28]

1 января 2004 года был основан Стабилизационный фонд России, призванный повысить стабильность государственных финансов. Фонд был создан в целях накопления ресурсов в годы высоких мировых цен на нефть и финансирования расходов в период низких цен на нефть.[29][30]

Таможенные пошлины на нефть, поступающие в бюджет свыше цены отсечения, направлялись в Стабилизационный фонд. Первоначально цена отсечения составляла $20 за баррель, а в 2006 году она была повышена до $27 за баррель.[31]

Первые средства в Стабфонд были перечислены 29 января 2004 года.[32]

В 2005—2007 годах правительство России использовало средства Стабфонда для погашения части внешнего долга страны и покрытия дефицита Пенсионного фонда. В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005—2007 годах было выделено 1,281 трлн рублей. Также в 2007 году из Стабфонда 300 млрд рублей было потрачено на финансирование Внешэкономбанка, госкорпорацию «Роснанотех» и на увеличение объёма Инвестиционного фонда России. Несмотря на это, баланс Стабфонда вырос с $18,7 млрд на конец 2004 года до $156,7 млрд на конец 2007 года.[33][34]

Стабфонд способствовал стабильности экономического развития России, являлся одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшил инфляционное давление, снизил зависимость российской экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.[35]

В 2008 году Стабфонд был разделён на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а бюджетное правило было скорректировано. Резервный фонд был сформирован для защиты бюджета от колебаний цен на энергоресурсы. Его пороговый объём был установлен на уровне 10 % ВВП. Нефтегазовые доходы сверх этого порога должны были направляться в Фонд национального благосостояния, средства которого инвестировались в диверсифицированный портфель. Новое бюджетное правило — так называемое бюджетное правило постоянного дохода — было разработано с целью поддержания ненефтегазового дефицита на уровне не выше 4,7 % ВВП начиная с 2011 года (включая 3,7 % ВВП из перечислений, поступающих из Резервного фонда, и 1 % ВВП от эмиссии облигаций).[36]

Во время мирового финансового кризиса это бюджетное правило было приостановлено. Сбережения, накопленные в Резервном фонде, позволили правительству в 2009 году профинансировать дефицит в размере 6,3 % ВВП без значительного ухудшения отношения госдолга к ВВП. В 2009 году и 2010 году правительство России потратило примерно 3 % ВВП из Резервного фонда на финансирование бюджета.[37]

В конце 2011 — начале 2012 года на счетах Резервного фонда оставалось не более 800 млрд руб. Активное пополнение Резервного фонда возобновилось в 2012 году.[38]

В 2013 году было введено новое бюджетное правило. Оно устанавливало пороговый размер федеральных расходов равным сумме (1) нефтегазовых доходов при базовой цене на нефть, (2) ненефтегазовых доходов, и (3) чистого долга в размере 1 % ВВП. Дополнительные нефтегазовые доходы сверх указанной суммы направлялись на пополнение Резервного фонда до порогового объема в 7 % ВВП. После достижения этого показателя средства распределялись между Фондом национального благосостояния и приоритетными проектами развития. Любой дефицит, вызванный падением цены на нефть ниже базовой цены, должен был покрываться за счет средств Резервного фонда. Первоначально базовая цена была определена как средняя цена за предшествующие пять лет. Затем расчётный период должен был ежегодно увеличиваться на один год, и к 2018 году он должен был составить 10 лет.[39]

В 2013 году Резервный фонд и Фонд национального благосостояния составляли примерно 4 % ВВП, что намного ниже докризисных показателей: Резервный фонд — 9,8 % ВВП; Фонд национального благосостояния — 6,3 %.[40]

Резервный фонд использовался для финансирования бюджетного дефицита 2015 года.[41]

В 2015 году правительство России использовало Фонд национального благосостояния как внебюджетный механизм для поддержки крупных банков и стимулирования инвестиций.[42]

В 2016 году произошло существенное — почти вдвое — сокращение объёма суверенных фондов.[43]

19 июня 2017 года министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах объединения Резервного фонда и ФНБ. Поправки в Бюджетный кодекс, объединяющие два фонда, Путин подписал 29 июля 2017 года.[44]

К 2019 году накопления ФНБ превысили планку 7 % ВВП, что дало возможность направлять избыток средств на финансирование инвестпроектов.[45]

Минфин России в марте 2020 года конвертировал из ФНБ иностранную валюту на сумму 1,49 триллиона рублей для покупки у Центробанка России пакета акций Сбербанка.

Объем ФНБ на 1 апреля 2020 года составил 12 трлн 855,75 млрд рублей, или 11,3 % ВВП, что эквивалентно $165,384 млрд.

По состоянию на 1 декабря 2020 года объем средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ) достиг отметки в 177 млрд долларов США (13,1 % ВВП).[46]

Объём Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 января 2022 года составил 13 трлн 565,35 млрд рублей (эквивалент $182,594 млрд).

Ликвидные активы ФНБ (средства на банковских счетах в Банке России) к 1 января 2022 года составили 8,433 триллиона рублей, или 7,3 % ВВП ($113,5 миллиарда).

[править] Министерство финансов России

В 2003—2004 и 2005—2011 гг. Антон Силуанов занимал пост заместителя министра финансов РФ Алексея Кудрина.[47]

С 27 сентября по 16 декабря 2011 г. Антон Силуанов — и. о. министра финансов. С 16 декабря 2011 г. — министр финансов РФ.[48]

18 мая 2018 г. Антон Силуанов назначен первым вице-премьером правительства РФ — министром финансов РФ.[49]

[править] Показатели

Доходы бюджета России от нефтегазовой отрасли выросли в 2022 году на 28 %.[50]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  2. Fitch Affirms Russia at 'BBB'; Outlook Stable. 5 февраля 2021
  3. Fitch Affirms Russia at 'BBB'; Outlook Stable. 5 февраля 2021
  4. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  5. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  6. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  7. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  8. 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России
  9. Наша экономическая политика. Главные события за 20 лет. 8 октября 2019
  10. [1]
  11. [2]
  12. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  13. Путин
  14. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  15. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  16. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  17. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  18. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  19. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  20. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  21. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  22. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  23. Экономически обоснованные реформы стали подменяться «мерами»
  24. Путин
  25. [3]
  26. [4]
  27. [5]
  28. [6]
  29. Путин Владимир Владимирович
  30. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  31. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  32. [7]
  33. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  34. [8]
  35. Путин Владимир Владимирович
  36. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  37. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  38. [9]
  39. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  40. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  41. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  42. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  43. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  44. [10]
  45. Двадцать лет вместе. Экономическая история времен Владимира Путина
  46. 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России
  47. Министры финансов РФ с 1990 года. Досье. 18 мая 2018
  48. Министры финансов РФ с 1990 года. Досье. 18 мая 2018
  49. Министры финансов РФ с 1990 года. Досье. 18 мая 2018
  50. [11]
Финансы в России в XXI веке
Темы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населенияВнешнефинансовые отношения
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Экономика России в XXI веке
Промышленность  Обрабатывающая промышленность (Машиностроение, Пищевая промышленность, Лёгкая промышленность, Металлургия, Химическая промышленность, Промышленность стройматериалов) • Добыча полезных ископаемыхЭлектроэнергетика
Сельское хозяйство  ЖивотноводствоРастениеводство
Строительство  Промышленное строительствоСельскохозяйственное строительствоТранспортное строительствоСтроительство недвижимости
Транспорт  Сухопутный транспорт (Железнодорожный, Автомобильный, Трубопроводный) • Водный транспорт (Морской, Внутренний водный) • Воздушный транспортКосмический транспорт
Связь  Телефонная связьИнтернет
Торговля  Розничная торговляОптовая торговля
Финансы  ДеньгиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингЦенные бумагиДолгиГосударственные финансыФинансы организацийФинансы населения
Внешнеэкономические отношения  Внешняя торговля (Экспорт, Импорт) • Внешнефинансовые отношенияВнешнеинвестиционные отношения
Национальные счета  ВВПВНДВНРРасходы на конечное потреблениеВаловое накопление основного капитала
Темы  Основные фондыИнвестицииТрудовые ресурсы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты