Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР — одна из статей советского экспорта энергоносителей.

Содержание

[править] История

[править] 1922—1940 годы

С 12 сентября 1923 года Синдикат нефтяной промышленности (Нефтесиндикат) являлся монопольным органом по реализации нефти как на внутреннем, так и на внешнем рынках с непосредственным подчинением ВСНХ СССР в лице Главного управления по топливу ВСНХ СССР (ГУТ).[1]

После ликвидации Нефтесиндиката в 1930 году для торговли нефтью за рубежом было создано специальное государственное объединение «Нефтеэкспорт», подчинённое Наркомату внешней торговли. Перед этими организациями ставилась задача по увеличению нефтеэкспорта, который поднялся от 948 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов в 1913 году до 1685 тыс. тонн в 1926 году и 2882 тыс. тонн в 1928 году. К 1928 году доля советской нефти и нефтепродуктов на мировом рынке составляла 5,2 %.[2]

В 1920-х годах экспорт нефти и нефтепродуктов был одной главных статей экспорта из СССР.[3]

В 1928/1929 году (операционный год с 1 октября по 30 сентября, которым в период НЭП измерялся ежегодный цикл в народном хозяйстве СССР) было вывезено 31,8 % нефтепродуктов, произведённых в стране, а бензина 88 %. Советская нефтяная промышленность имела ярко выраженную экспортную ориентацию, которую во второй половине 1920-х годов было решено усилить. Именно с этой целью тогда строились два мощных нефтепровода к Чёрному морю (Баку — Батум и Грозный — Туапсе), а также НПЗ в начальных и конечных пунктах этих нефтепроводов.[4]

Весной 1929 года в строй действующих вступил трубопровод Грозный — Туапсе, в феврале 1930 года — Баку — Батум. К этому времени значительная часть НПЗ в Батуме и Туапсе, как и в Баку, и в Грозном, уже была сдана. Строительство новых НПЗ было особенно важно для того, чтобы увеличить выпуск бензина, пользовавшегося тогда большим спросом на мировом рынке.[5]

К 1928 году структура мирового нефтеэкспорта существенно изменилась по сравнению с довоенным временем и существенно отличалась от структуры нефтеэкспорта СССР. Доля керосина на международном рынке за 15 лет упала втрое и составляла 9,3 %, хотя в советском нефтеэкспорте керосин занимал почти четверть объёма — 24,3 %. Мировой экспорт бензина увеличился вдвое и практически весь бензин, произведенный в Советском Союзе, отправлялся за границу.[6]

При снижении спроса на керосин в Европе приходилось вывозить советский керосин на рынки Востока — в Египет, Индию, Турцию и Персию. В Египет и Индию экспорт осуществлялся через мировые тресты. В 1924/1925 году ими было продано 44 % советского керосина, в 1925/1926 году — 24 %, в 1926/1927 году — 33 %. Продажа керосина в Турции производилась отделением Нефтесиндиката из своих складов. Норма ввоза советских нефтепродуктов в эту страну устанавливалась специальным договором с турецкой монополией. В Персии в 1920-х годах советские нефтепродукты продавало советско-персидское общество «Персазнефть». Основной капитал общества был внесен «Азнефтью» (51 %), торгпредством СССР в Персии (15 %) и советско-персидским обществом «Шарк».[7]

Для реализации своих нефтепродуктов на европейских рынках Нефтесиндикат использовал четыре основных вида товаропроводящих каналов: 1) продажи государственным потребителям; 2) продажи независимым фирмам, которые брали на себя дальнейшее продвижение продукции к потребителям; 3) продажи компаниям, входившим в состав главных мировых нефтяных групп и 4) реализация через собственный распределительный аппарат, созданный в 1920-е годы в некоторых государствах.[8]

Так, советская фирма «Russian Oil Products» (по первым буквам в русской транскрипции — «РОП») работала в Великобритании с августа 1924 г.; к началу 1925 г. она построила распределительные нефтехранилища в Бристоле и Кардиффе и стала продавать нефтепродукты через собственный нефтеторговый аппарат, на первых порах — на 1 — 3 пенса дешевле, чем другие фирмы.[9]

В середине 1920-х годов советские внешнеторговые ведомства создали в Германии собственную «Немецко-российскую нефтяную компанию» («Deutsche-Russische Naphta Kompanie» — «Дерунафт») для распределения нефтепродуктов. Другой советской нефтяной компанией в Германии была «Дероп», созданная в 1927/1928 году.[10]

К 1927 году Нефтесиндикат имел свои отделения и агентства в Милане, Вене, Праге, Константинополе, Смирне (Измире), Ревеле, Гельсингфорсе и Харбине. Кроме того, Нефтесиндикат был пайщиком акционерных обществ во Франции («Нафтрюсс») и Италии. В начале 1930-х годов Советский Союз продолжал осваивать новые рынки. В 1931 году советские нефтепродукты впервые появились в южном Китае и Корее, в 1932 году — Канаде и Новой Зеландии.[11]

Ещё до окончания строительства нефтепроводов СССР стал наращивать нефтяной флот. В 1928 году отмечалось: «За последние два года флот пополнился 4-мя новыми единицами: „Азнефть“, „Грознефть“, „Эльбрус“, „Нефтесиндикат“. Заканчивалось строительство нефтетопливных судов „Эмбанефть“, „Советская Нефть“, „Союз горнорабочих СССР“. С введением этих судов тоннаж Нефтесиндиката должен был достичь 60 тыс. тонн. Кроме того, по заказу Нефтесиндиката на советских верфях строилось еще 5 судов с общим тоннажем 40 тыс. тонн».[12]

Чтобы остановить «войну цен», в которую переросла конкуренция на мировом рынке, 17 сентября 1928 года три ведущих нефтяных компании мира («Стандарт Ойл», «Шелл» и «Англо-Персидская» — будущая «Бритиш Петролеум») подписали так называемое Акнакарийское соглашение, в результате которого был основан Международный нефтяной картель. И, одновременно, те же корпорации начали переговоры с СССР о согласовании позиции на рынках нефти. 28 февраля 1929 года «Нью-Йорк Таймс» сообщала: «В четверг Детердинг [Генри Детердинг — руководитель крупнейшей англо-нидерландской компании „Ройял Датч/Шелл“; после национализации нефтяных активов компании в Азербайджане активно выступал против СССР] и британские нефтяные фирмы заключили мир с Советами. Только что подписан договор на три года, который не только прекращает войну цен между британцами и Советами (РОП) на британском рынке…, но также кладёт конец политическому враждебному отношению Детердинга к Советам. <...> Главное достижение Советов заключается в том, что в договоре нет пункта о компенсации, которая должна была бы уплачиваться Детердингу за национализированную собственность, на что он до сих пор предъявлял такую упорную претензию».[13]

Соглашение с западными корпорациями имело для СССР скорее политическое значение. В конце 1929 года начался кризис, названный в Америке Великой депрессией, на мировом рынке цены на нефть резко упали, и в новых условиях СССР и нефтяные компании не смогли согласовать свою политику.[14]

В годы кризиса на мировом рынке резко упал спрос на нефть. В результате с 1929 по 1932 год мировая нефтедобыча (без СССР) упала на 17 %. В СССР за тот же период добыча нефти, напротив, выросла на 56,5 % и к 1932 году её объём более чем на 3 млн тонн превышал мощности нефтепереработки.[15]

Сырую нефть СССР готов был экспортировать по демпинговым ценам. В несколько меньшей степени это относилось к нефтепродуктам, составлявшим основную часть нефтяного экспорта: когда строились черноморские НПЗ, не предполагалось, что их продукцию придется доставлять потребителям во внутренние районы России.[16]

Однако СССР нужна была валюта для закупок оборудования, проведения форсированной модернизации экономики, создания новых предприятий и целых отраслей, ведь предприятия, построенные в годы НЭП, к 1928/1929 году выпускали всего 4 % промышленной продукции СССР. Экспорт нефти позволял СССР производить грандиозные закупки машин и оборудования.[17]

В разгар кризиса СССР наращивал экспорт нефти и нефтепродуктов (в физическом объёме), но выручка от их реализации существенно падала. Увеличивали вывоз нефти и некоторые другие страны, например Румыния, где нефтеэкспорт вырос от 2,8 до 4,9 млн тонн. Но США проводили иную политику: за годы кризиса экспорт нефтепродуктов оттуда сократился с 16,7 до 9,4 млн тонн.[18]

Советский нефтяной экспорт, нараставший в годы Великой депрессии, вызывал большую озабоченность ведущих нефтяных компаний, объединившихся в Международный нефтяной картель. В мае 1932 года при участии СССР в Нью-Йорке открылась нефтяная конференция, основным вопросом которой стал экспорт советской нефти. Английские и американские представители предложили СССР отказаться от самостоятельных действий на мировых рынках и поставлять им по 5 млн тонн нефти ежегодно в течение 10 лет по фиксированной цене. СССР не устраивала предложенная квота, так как была надежда на увеличение экспорта. Низкими, по мнению СССР, оказались и предложенные цены. Кроме того, не удалось придти к соглашению по вопросу о собственной сбытовой организации СССР за рубежом, которую западные партнёры предлагали ликвидировать.[19]

Советская сторона с начала переговоров выдвинула чрезмерные требования, а когда сняла их, то было уже поздно. По этому поводу И. В. Сталин писал Л. М. Кагановичу: «Директива Розенгольца [он вёл переговоры от имени Советского правительства] исходит не из учёта сил, а из максималистских требований, не подкреплённых силой. Так соглашения не строят. Нефтяная группа сильнее нас экономически. Она всегда может помешать нашему нефтеэкспорту, может сбить цены и вогнать нас в большие убытки, если даже предположить, что бросовой нефти для экспорта будет у нас все больше и больше. Но дело в том, что бросовой нефти у нас не будет больше, и наш экспортный нефтяной фонд будет уменьшаться ввиду колоссального и всё растущего спроса на нефтепродукты со стороны водного и желдортранспорта, грузовой и автомобильной промышленности, тракторной и авиационной промышленности… Директива Розенгольца не учитывает силу и удельный вес нефтяников в деле интервенций. Она не учитывает того, что нам выгодно более или менее нейтрализовать политически англо-американскую нефтяную группу, если мы в самом деле хотим сохранить мир хотя бы в ближайшие два-три года».[20]

Переговоры в Нью-Йорке продолжались несколько недель, однако договориться с западными партнерами ни тогда, ни позже Советскому Союзу не удалось.[21]

К концу первой пятилетки нефтепродукты были самой крупной статьей советского экспорта и составляли 18,7 % от его общей стоимости. Несмотря на мировой кризис, при подготовке заданий на вторую пятилетку намечалось резко увеличить вывоз нефти и нефтепродуктов. В декабре 1931 г. Госплан предложил к 1937 г. довести нефтяной экспорт СССР до 10,4 млн т; на первое место среди экспортных товаров должны были выйти бензин и лигроин — 4,25 млн т, затем мазут — 2,25 млн т, керосин — 1,2 млн т, газойль — 1,0 млн т, смазочные масла — 525 тыс. т. На сырую нефть должно было приходиться менее 6 % нефтяного экспорта (600 тыс. тонн). Однако этим планам не было суждено осуществиться.[22]

Во второй пятилетке нефтяной экспорт СССР значительно упал: нефти едва хватало для удовлетворения внутренних потребностей. Прирост ее добычи резко замедлился, а потребности в нефтепродуктах возросли. Бензин стал нужен для своих автомобилей, производство которых в СССР возросло от 671 штуки в 1927/1928 г. до 23879 штук в 1932 г. и 96700 штук в 1935 г. Примерно таким же было положение с горючим для тракторов: с 1926/1927 г. его потребление увеличилось в 18,7 раза. Всё больше нефтепродуктов требовали авиация и вооруженные силы. В результате, вместо намечавшихся к 1937 г. 4,25 млн т бензина и лигроина вывезли в 10 раз меньше — лишь 415 тыс. т; вместо 1,2 млн т керосина — 243 тыс. т.[23]

К 1935 г. доля экспорта в общем объеме производства упала не только по нефтепродуктам, но и по многим другим товарам. Удельный вес экспорта в продукции народного хозяйства СССР снизился с 3,5 % в 1930 г. до 0,8 % в 1936 г.[24]

В ещё большей мере, чем экспорт, в начале второй пятилетки упал советский импорт. С 1931 по 1934 г. он в неизменных ценах сократился в 3,3 раза. Интересно, что максимальная доля импорта в поставках оборудования для «Азнефти» за весь период с 1920 по 1940 г. пришлась на 1926/1927 г.; тогда она достигла 40,6 %.[25]

В годы второй пятилетки структура советского экспорта изменилась. Доля нефтепродуктов уменьшилась, и объем выручки от их реализации был ниже, чем от реализации лесоматериалов, хлеба и пушнины.[26]

Уменьшение вывоза нефти и нефтепродуктов из СССР продолжалось в годы третьей пятилетки: если в 1937 г. экспорт нефтепродуктов и сырой нефти составил 1930 тыс. т, то в 1938 г. — 1389 тыс. т, а в 1939 г. — 718 тыс. т. В 1940 г. нефтеэкспорт незначительно вырос до 874 тыс. т, что объясняется крупными поставками нефтепродуктов в Германию.[27]

Географическая структура советского нефтеэкспорта в этот период заметно менялась. В 1927/1928 г. на первом месте по объему ввоза из СССР нефти и нефтепродуктов стояла Италия — 494 тыс. т, на втором была Великобритания — 387 тыс. т, на третьем — Франция — 355 тыс. т, на четвертом — Германия — 344 тыс. т. Те же четыре страны, правда, в иной последовательности лидировали как импортеры советских нефтепродуктов и в 1929 г.[28]

С 1933 г. и по физическому объему, и по стоимости на первом месте среди покупателей советской нефти стояла Германия (до этого лидировала Великобритания), куда было экспортировано 10,3 % физического объема и 13,9 % стоимостного объема нефти и нефтепродуктов, в 1934 г. — соответственно 10,6 % и 14,3 %, в 1935 г. — соответственно 14,6 % и 19,7 %, в 1936 г. — соответственно 13,1 % и 15,4 %.[29]

Однако в целом до Второй мировой войны значение советской нефти в импорте нефтепродуктов Германии было несущественным. В 1938 г. немецкий импорт нефти и нефтепродуктов составил 5019 тыс. т, из них 44,4 % поставили Венесуэла и Вест-Индия, 23,7 % — США, 8,9 % — Мексика, 3,7 % — Ирак, 3,1 % — Голландская Ост-Индия, 2,5 % — Перу, 0,65 % — Эстония, 0,3 % — Польша, 3,5 % (190 тыс. т) — прочие. В 1938—1939 гг. Советский Союз практически не вывозил нефть и нефтепродукты в Германию; с 1933 г. их экспорт неуклонно снижался, в 1938 г. он упал почти до нулевой отметки. В 1940 г. объем поставок нефти и нефтепродуктов из СССР в Германию резко взлетел до 657 тыс. т. Это составляло 75 % советского экспорта нефтепродуктов, что вполне понятно, если вспомнить общеполитическую ситуацию того времени. После начала советско-финской войны в Англии и Франции даже разрабатывались планы бомбардировки бакинских нефтепромыслов.[30]

В годы предвоенных пятилеток максимальным экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР был в 1932 г. — 5592 тыс. т нефтепродуктов и 526 тыс. т сырой нефти; минимальным — в 1939 г., снизившись по сравнению с 1932 г. в 8,5 раз — до 474 тыс. т нефтепродуктов и 244 тыс. т сырой нефти. Экспорт керосина сократился за те же годы в 15,4 раза, бензина — в 17,2 раза.[31]

Планы прироста нефтедобычи во второй пятилетке выполнены не были; более того, темп прироста существенно замедлился по сравнению с первой пятилеткой. Таким же оставалось положение и в третьей пятилетке. Все больше нефтепродуктов требовало народное хозяйство СССР. С 1929 по 1935 г. доля экспортного бензина сократилась с 91,5 % общего бензинового производства до 21,4 %, а керосина с 34 % до 8,5 %. В дальнейшем эта доля падала еще больше. В 1939 г. экспорт бензина из СССР был в 5,6 раза меньше, чем в 1935 г.; экспорт керосина за те же годы уменьшился в 7,7 раза.[32]

Во второй половине 1930-х годов нефтяная промышленность СССР утратила преимущественно экспортную ориентацию; масштабы нефтеэкспорта многократно сократились. Причины этого — резко возросший спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке, который не успевала удовлетворять нефтяная промышленность, а также ухудшение условий сбыта нефтепродуктов на внешнем рынке. После 1932 г. объемы вывоза нефтепродуктов уменьшались ежегодно, лишь в 1940 г. имел место относительно незначительный прирост вывоза, целиком направленный в Германию.[33]

[править] 1970—1991 годы

В 1970-х годах СССР резко увеличил объём экспорта нефти в западные страны, в Западную Европу, прежде всего Германию и Италию. В начале 1970-х годов в мире происходил нефтяной кризис, арабские страны ОПЕК повысили цены на нефть в несколько раз, поэтому европейские страны попытались диверсифицировать свои поставки и стали закупать частично нефть в СССР. Пик советского нефтеэкспорта был в 1980 году по странам СЭВ, а в 1984 году — абсолютный пик экспорта. СССР тогда экспортировал 172 млн тонн нефти.[34]

[править] Объёмы экспорта

Экспорт нефти и нефтепродуктов из СССР:

  • 1923/1924 год — 712 тыс. тонн. Из них нефтепродукты — 637 тыс. тонн и сырая нефть — 74 тыс. тонн[35]
  • 1927/1928 год — 2,78 млн тонн. Из них нефтепродукты — 2,53 млн тонн и сырая нефть — 248 тыс. тонн[36]
  • 1930 год — 4,71 млн тонн за 157 млн рублей. Из них нефтепродукты — 4,42 млн тонн и сырая нефть — 294 тыс. тонн[37][38]
  • 1940 год — 874 тыс. тонн. Из них нефтепродукты составляли 874 тыс. тонн, а сырая нефть не экспортировалась.[39][40]
  • 1960 год — 33,2 млн тонн. Из них нефтепродукты — 15,4 млн тонн и сырая нефть — 17,8 млн тонн[41]
  • 1970 год — 95,8 млн тонн. Из них нефтепродукты — 29,0 млн тонн и сырая нефть — 66,8 млн тонн[42]
  • 1980 год — 160,3 млн тонн. Из них нефтепродукты — 41,3 млн тонн и сырая нефть — 119 млн тонн[43]
  • 1985 год — 166,7 млн тонн. Из них нефтепродукты — 49,7 млн тонн и сырая нефть — 117 млн тонн[44]
  • 1986 год — 186,8 млн тонн. Из них нефтепродукты — 56,8 млн тонн и сырая нефть — 130 млн тонн[45]
  • 1987 год — 196 млн тонн.[46]
  • 1988 год — 205 млн тонн.[47]
  • 1989 год — 185 млн тонн.[48]

[править] Ссылки


Статьи
Экономика  ВВП Российской империиИстория жилищного строительстваЭкономика в 1913 годуЭкономика в 1914 годуЭкономика в 1915 годуЭкономика России в 1990-х годахИнновации в 1990-х годахДоходы населения в 1990-х годахЭкономика России в 2000-х годах2000-2007 годыПрограмма социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005—2008)Экономический кризис 2008—2009 годовСписок производств, открытых в 2000-х годахМЭРТМПСНациональный проект «Жильё»Список регионов по средней заработной плате в 2009 годуНациональный проект «Развитие АПК»Экономика России в XVIII векеЭкономика Чечни в 1990-х годах
Промышленность  1913 год1990-е годы2000-е годыИстория машиностроенияИстория авиационной промышленностиАвиационная промышленность в 2000-х годахИстория нефтяной промышленностиИстория газовой промышленностиАвтомобильная промышленность в 1990-х годахЧёрная металлургия в 2000-х годахПищевая промышленность в 2000-х годахЦементная промышленность в 2000-х годахНефтяная промышленность в 2000-х годахУгольная промышленность в 2000-х годахСписок электростанций, открытых в России в 2000-х годахVolga-Siber
Транспорт  История воздушного транспортаИстория автомобильных дорогЖелезнодорожный транспорт в 1990-х годахЖелезнодорожный транспорт в 2000-х годахЮжный потокИстория Северного потока
Финансы  История фондового рынкаИстория внешнего долгаУниверсальный банк сбереженийОсновные направления налоговой политики на 2008—2010 годыДеньги на Руси в XII векеВнешний долг Российской империиДеньги при Борисе ГодуновеДеньги в XVIII векеДеньги в XIX векеДеньги в XX веке
Внешняя торговля  История экспорта вооруженийЭкспорт зерна из Российской империиРасследование в отношении возросшего импорта столовых приборов (2008—2009)Ограничения экспорта нефти в 2001—2002 годахИстория импорта мяса и мясопродуктовВнешняя торговля в XVII веке
Экономические реформы  1990-е годы2000-е годыЛиберализация ценРеформа ВПК в 2000-х годахРеформа электроэнергетической системыХронология реформы электроэнергетической системыЗемельная реформа в 2000-х годахРеформа госзакупок в 2000-х годахБанковская реформа в 2000-х годахБюджетная реформа в 2000-х годахНалоговая реформа в 2000-х годахПоследствия реформы подоходного налогаРеформа валютного регулирования в 2000-х годахРеформа финансовой инфраструктуры в 2000-х годах
Компании  ГазпромРосатомРоснаноСургутнефтегазЮКОС (Выплаты налогов «ЮКОСом», Торговля нефтью и нефтепродуктами ЮКОСом в 2002 году) • БалтиморИнтеллект-Банк
Внешняя политика  Отношения с БелоруссиейОтношения с ВеликобританиейОтношения с ИорданиейОтношения с КамбоджейОтношения с КитаемОтношения с СШАОтношения с ТурциейОтношения с УзбекистаномОтношения с ФранциейОтношения со ШвециейВнешняя политика в 2000—2008 годахДекларация о принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Куба
1990-е годы  Внешняя политикаЭкспортНалогообложениеКодификация законодательстваПрезидентство Бориса ЕльцинаПервая чеченская войнаМежвоенный период в ЧечнеРоссия при правительстве Евгения Примакова • 1991 год (Экономика, Внешняя политика, Реформы) • 1992 год (Экономика, Экономика в январе, Торговля, Налогообложение, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Внешняя политика, Реформы) • 1993 год (Экономика, ВВП, Налогообложение, Реформы, Ядерное оружие 18 февраля 1993 года) • 1994 год (Экономика, ВВП, Реформы, Катастрофа самолёта A310) • 1995 год (Экономика, ВВП, Внешняя политика, Реформы, Землетрясение на Сахалине, Серия взрывов в Москве 15 января, Выборы в Госдуму) • 1996 год (Обрабатывающая промышленность, Экспорт, Внешняя политика, Реформы) • 1997 год (Экономика, Налогообложение, Внутренняя политика) • 1998 год (Экономика, ВВП, Авиационная промышленность, Экспорт энергоносителей, Экономический кризис, Внутренняя политика, Реформы) • 1999 год (Экономика, Финансы, Федеральный бюджет России, Денежно-кредитная политика, Внешняя политика, Реформы, Нападение боевиков на блок-пост в Ингушетии 3 мая, Нападение боевиков на Дагестан в мае, Нападение боевиков на Ставропольский край и Дагестан 17-18 июня, Вторжение боевиков в Дагестан в августе, Воздушные бомбардировки Чечни в августе-сентябре, Взрыв в Волгодонске 12 сентября, Выборы в Госдуму, Отставка Примакова с поста премьер-министра, Встреча Ельцина с Магомедовым 23 августа 1999 года, Отставка Ельцина с поста президента)
2000-е годы  Внутренняя политикаВнешняя политикаСтроительствоПреступностьКатастрофы в 2001—2003 годах2000 год (Экономика, ВВП, Внешнеэкономические отношения, Экспорт машиностроительной продукции, Фондовый рынок, Внешняя политика, Вооружённые силы) • 2001 год (Экономика, Внешняя торговля, Бюджетная политика, Внешняя политика, Реформы, Наводнение в Якутии в мае, Катастрофа Ту-154 в Иркутской области) • 2002 год (Экономика, ВВП, Внутренняя политика, Внешняя политика, Образование, Реформы, Наводнение в Краснодарском крае) • 2003 год (Экономика, ВВП, Экспорт природного газа, Внешняя торговля, Реформы) • 2004 год (ВВП, Реформы, Экономика СФО, Спецоперация в селении Барсуки в мае) • 2005 год (Экономика, ВВП, Экспорт, Авиационная промышленность, Внешняя политика, Реформы) • 2006 год (Экономика, ВВП, Налогообложение, Реформы) • 2007 год (Экономика, ВВП, Экспорт) • 2008 год (ВВП, Экспорт, Реформы, Импортозамещение, Предвыборная программа Зюганова на президентских выборах)
2010-е годы  2010 год (Экономика, ВВП, Финансы, Внешняя политика, Реформы) • 2011 год (Экономика, ВВП, Финансы, Экспорт вооружений, Образование, Реформы) • 2012 год (Экономика, ВВП, Авиапром, Строительство, Налогообложение, Инвестиции, Внешнеэкономические отношения, Экспорт, Экспорт природного газа, Экспорт вооружений, Внешняя политика, Реформы, Расширение Москвы, Наводнение в Краснодарском крае, ВРП Волгоградской области) • 2013 год (Экономика, ВВП, Промышленность, Обрабатывающая промышленность, Машиностроение, Авиационная промышленность, Самолётостроение, Добыча полезных ископаемых, Животноводство, Экспорт, Экспорт энергоносителей, Экспорт природного газа, Финансы, Венчурные инвестиции, Доходы населения, Внешняя политика, Вооружённые силы, Реформы) • 2014 год (Экономика, Промышленность, Авиационная промышленность, Самолётостроение, Строительство, Доходы населения, Экспорт, Экспорт зерна, Импортозамещение, Реформы, Присоединение Крыма к России, Экономика Крыма, Заработная плата в Крыму, Отношения с Украиной) • 2015 год (ВВП, Сельское хозяйство, Металлургия, Судостроение, Инвестиции, Экспорт природного газа, Экспорт вооружений, Экспорт военных самолётов, Экспорт автомобилей, Импорт в I полугодии, Доля импортной продукции на рынке, Депозиты, Еврооблигации, Реформы, Экономика Крыма, Производство зерна в Крыму) • 2016 год (Внешняя политика, Экономика Крыма, Сельское хозяйство Крыма) • 2017 год (Внешняя политика)
Реформы  1990-е годы2000-е годыБорис Ельцин и реформыПервый этап административной реформы (2003—2005 годы)Федеративная реформа в 2000-х годахРеформа государственной службы в 2000-х годахРеформа социальных льгот в 2000-х годах • Реформы образования (1990-е годы, 2000-е годы) • Судебные реформы (1990-е годы, 2000-е годы) • Реформа МВД в 2000-х годахРеформа местного самоуправленияРеформа системы государственного управления в 2000-х годахПравовая реформа в 2000-х годахРеформы в 1906 годуРеформы в 1917 годуРеформы в 1918 году • Военные реформы (1990-е годы, 2000-е годы)
СССР  СССР в 1920-х годахРеформы в СССР в 1925 годуСССР в 1928 годуСССР в 1929 годуСССР в 1930-х годахСССР в 1931 годуСССР в 1932 годуСССР в 1939 годуСССР в 1940 годуСССР в 1941 годуСССР в 1946 годуСССР в 1948 годуСССР в 1951 годуСССР в 1952 годуСССР в 1955 годуСССР в 1957 годуСССР в 1960 годуСССР в 1974 годуСССР в 1980 годуСССР в 1987 годуСССР в 1988 годуРеформы в 1944 годуРеформы в 1980-х годахРеформы в СССР в 1987 годуРеформы в 1988 годуРеформы в 1990 годуСтавка Главного Командования Вооружённых силОперативно-стратегическое планирование СССР накануне Великой Отечественной войныСостояние вооружённых сил накануне Великой Отечественной войныСтратегическое развёртывание вооружённых сил накануне Великой Отечественной войны362-я стрелковая дивизияКатастрофы в 1945—1969 годахКатастрофы в 1970—1991 годахКрым в 1960-х годахАшхабадское землетрясениеХронология аварии на Чернобыльской АЭСИстория ядерных испытаний в СССР
Экономика СССР  ВВПИмпортИмпорт пищевой продукции1920-е годы1923 год1930-е годы1935 год1936 год1937 год1970-е годы1980-е годы1985 год1986 год1989 год1990 годСельское хозяйствоНалоговая системаПромышленность в 1936 годуИстория нефтяной промышленностиЗакон о государственном предприятииВнешняя торговля в 1980-х годах
Экспорт из СССР  ЭнергоносителиНефть и нефтепродуктыНефть и нефтепродукты в 1930-х годахПриродный газЗерноЗерно в 1930-х годах1980-е годы
Внешняя политика СССР  Внешняя политика в 1920-х годах (Отношения с Германией, Отношения с Великобританией) • Внешняя политика в 1930-х годахВнешняя политика в 1938 годуВнешняя политика в 1940 годуВнешняя политика в 1942 годуОтношения с ЯпониейМосковские переговоры между СССР, Великобританией и Францией в августе 1939 годаДоговор о ненападении между СССР и ГерманиейСоветско-германские отношения в сентябре 1939 года
В. В. Путин  «Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики» • Кандидатская диссертация • «Россия на рубеже тысячелетий» • «Открытое письмо» избирателям • «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» • Указ «О долгосрочной государственной экономической политике» • Биография Путина (1995 год, 1996—1999 годы, 1997 год, 1999—2000 годы, 1999 год, 2000 год, 2001 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год, 2007 год, 2008—2012 года, 2008 год, Август 2008 года, 2012 год, 2014 год, 2016 год) • Послание Федеральному собранию в 2002 годуРоссия при первом правительстве ПутинаПервый президентский срокВторой президентский срок
И. В. Сталин  Социально-экономическая политикаВнешняя политикаСталин в 1919 годуСталин в 1920 годуСталин в 1926 годуСталин в 1927 годуСталин во время Великой Отечественной войныСталин в 1941 году
Вооружённые силы  Советско-финская война 1939-1940 годовБерлинская наступательная операцияВойна в Афганистане (1979—1989)Пятидневная война (8 августа, Действия авиации, Действия ВДВ России, ПВО Грузии, Средства радиоэлектронной борьбы России, Су-25, «Точка-У»)
Преступность  Коррупция в 1990-х годахПохищение и убийство троих англичан и новозеландца в ЧечнеДело ХодорковскогоПокушения на Евгения РыбинаДело Кировлеса (Показания свидетелей на судебном процессе) • Убийства и покушения на мэров городовДело статистиковУбийства в 1997 годуУбийства в Чечне в 1990-х годахУбийства сотрудников МВД ДагестанаМассовое убийство в МекенскойУбийство шестерых российских военных (5 сентября 1999)Убийство Владимира Петухова
Терроризм  Теракт в Москве 27 декабря 1994Теракт в Санкт-Петербурге 19 декабря 1996Теракт в Архангельской области 5 сентября 1998Взрыв около приёмной ФСБ 4 апреля 1999 годаТеракт в Москве 22 июня 1999Взрывы жилых домов в сентябре 1999 года (Хронология событий в сентябре 1999 года, Расследование, Теракт в Буйнакске, Теракт на улице Гурьянова, Теракт на Каширском шоссе, Обнаружение взрывчатки в доме на улице Борисовские пруды, Теракт в Волгодонске, Реакция на взрывы, Сообщения прессы в первой половине сентября 1999 года) • Попытка подрыва Курского вокзала в Москве в 2000 годуСерия терактов в Ставропольском крае 6 октября 2000Теракт в Москве (5 июля 2003)Теракт в московском метро (6 февраля 2004)Теракт в Самаре (4 июня 2004)Теракты в двух российских самолётах 24 августа 2004Теракты в 2005 годуТеракт в Санкт-Петербурге 18 февраля 2007Теракт во Владикавказе 6 ноября 2008
Терроризм на Северном Кавказе  Теракт в Ставропольском крае (28-29 июля 1994)Теракт в Будённовске (14 июня, 15 июня) • Теракт в Пятигорске 28 апреля 1997Теракт во Владикавказе (19 марта 1999)Теракт во Владикавказе (май 1999)Теракт во Владикавказе (10 ноября 2001)Теракт во Владикавказе (28 апреля 2002)Теракт в Грозном (27 декабря 2002)Теракт в Краснодаре (25 августа 2003)Теракт в Грозном (9 мая 2004)Теракт в БесланеВысший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа
Персоналии  Пётр IБорис ЕльцинЕгор ГайдарВладимир ПетуховШамиль БасаевАслан МасхадовИса МунаевТимур БатчаевЗелимхан ЯндарбиевШамиль ИрисхановСемён КоробейниковИгорь ПоповБорис НемцовСергей Горин
Прочее  1471 год1550-е годыXVII век1680-е годы1772 год1816 год1833 год1841 год1850-е годы1850 год1852 год1856 год1860-е годы1861 год1880-е годы1890-е годы1893 год1895 год1897 год1903 год1907 год1910 год1913 год1915 год1916 годИстория СерпуховаИстория ПодольскаМинздравсоцразвитияНациональный проект «Здоровье»Национальный проект «Образование»Катастрофы в 1997—2000 годахИстория хоккейных матчей сборных России и ФинляндииПрезидентство Дмитрия МедведеваКонтртеррористическая операция на Северном Кавказе (1999—2009)
Личные инструменты