Реформы в России в 1998 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Военная реформа

30 июля 1998 г. президент утвердил «Основы (концепцию) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 г.». В «Основах» излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Они охватывали все наиболее важные сферы военной деятельности — от принципов международной политики до военно-патриотического воспитания. В «Основах» был предопределен уровень военных расходов как доли ВВП: 5,1 %—на всю правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности страны, в том числе 3,5 % — на оборону. «Основы» устанавливали чисто концептуальный подход к межвидовой реорганизации по сферам применения видов ВС — суша, воздух-космос, море. На первом этапе (до 2001 г.) ВС должны были закончить переход к четырёхвидовой структуре, а на втором (до 2005 г.) — к трёхвидовой. При всей важности «Основ военного строительства» она представляла собой лишь директивную основу для проведения военной реформы, являясь своеобразной мини-доктриной переходного периода. Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной Военной доктрины. В «Основах» не было представлено финансово-экономическое обоснование намеченных мероприятий, отсутствовали координационные планы, необходимые при реформировании всех составляющих оборонной системы.[1]

Бюджетный кризис весны 1998 г., а затем и крах 17 августа нанесли тяжелый удар по осуществлению реформы в тот самый момент, когда она стала набирать темп. Еще на стадии формирования бюджета 1998 год стал переломным с позиций военной экономики: впервые в современной истории России расходы на национальную оборону перестали быть главенствующими. Первое место по удельному весу в общих расходах 1998 г. заняло обслуживание государственного долга. Весной 1998 г. запланированные расходы на оборону были сначала сокращены кабинетом С. В. Кириенко с 82 до 61 млрд р., а после кризиса 17 августа финансирование было еще более урезано, и в результате к концу года ассигнования на национальную оборону составили всего лишь около 38 млрд р. Это был двойной удар: он не только отменил все «подъемные» на сокращение Вооруженных Сил, но и резко сократил даже базовый оборонный бюджет, значительно опережая реальное сокращение численности ВС и тем самым сводя на нет всю возможную экономию на их содержании.[2]

В результате инфляции второй половины 1998 г. большинство военных оказались за чертой бедности, и даже при этом денежное довольствие задерживалось на 2-3 месяца. Подготовка и учения в сухопутных войсках, ВВС и ВМС фактически прекратились. Ход военной реформы был глубоко подорван. Наиболее важное направление — сокращение личного состава — было перекрыто сокращением финансирования. Пал жертвой финансового кризиса и переход на службу по контракту. Поскольку финансирование сокращений с самого начала было недостаточным, а после 17 августа вообще замерло, было решено главный упор делать на сокращении контрактников, увольнение которых было дешевле (закон не предусматривал обеспечения их жильем и других выплат) и в то же время обещало некоторую экономию за счет их содержания, поскольку их жалование гораздо выше, чем у призывников (обычно в 5 раз, а в зонах боевых действий — в 10 раз).[3]

[править] Судебная реформа

Принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.[4]

В течение 1998 г. судебных исполнителей, работавших при судах, заменили судебные приставы при органах юстиции.[5]

[править] Реформа железнодорожного транспорта

Первый вариант концепции реформирования железнодорожного транспорта был утверждён правительством С. В. Кириенко (Постановление Правительства № 448 от 15 мая 1998 г. «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта»). Концепция не предусматривала ни акционирования, ни приватизации: «Железные дороги — государственные унитарные предприятия». Лишь грузовые компании-операторы (да и то, на третьем, заключительном этапе) могли быть акционированы.[6]

[править] Финансовые реформы

Подробнее см. также: Финансы в России в 1998 году

[править] Налоговая реформа

В июле 1998 года была начата основательная налоговая реформа.[7]

[править] Реформа межбюджетных отношений

Постановлением правительства России № 862 от 30 июля 1998 г. была утверждена «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации (1999—2001 гг.)».[8]

[править] Бюджетная реформа

В 1998 году был принят Бюджетный кодекс.[9]

[править] Прочее

1 января 1998 года была произведена денежная реформа: рубль деноминирован в 1 тыс. раз.[10]

Принят закон «Об ипотеке» от 16 июля 1998 г.[11]

[править] Прочее

В 1998 году была начата реформа электроэнергетики.[12]

Принят закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г.[13]

В 1998 году был принят Градостроительный кодекс.[14]

[править] Примечания

  1. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  2. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  3. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  4. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  5. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  6. Хусаинов Ф. И. Реформа железнодорожного транспорта: достижения и проблемы // Вестник транспорта. — 2011. — № 4. — С. 8-14. (начало); № 5. — С.2-11 (окончание)
  7. Ход системных реформ в СНГ
  8. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  9. Тони Верхайен, Елена Добролюбова, Юлия Широкова, Майя Гусарова, Наталья Иванова Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления // Всемирный банк, Москва, 2006
  10. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  11. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  12. [1][2]
  13. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
  14. Короткевич В. И. Истории современной России 1991—2003 // Издательство С.-Петербургского университета, 2004
Реформы в России в XX веке
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Личные инструменты