Внешняя политика России в 2013 году
Материал из Documentation.
[править] Основные события
События 2013 года свидетельствуют об усилении элементов нестабильности в мировых делах, вызванной как сохраняющейся неустойчивостью экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях, так и действиями разнонаправленных факторов, связанных с непростым процессом становления полицентричной модели международных отношений. Обостряется глобальная конкуренция, все нагляднее проявляется соперничество различных ценностных ориентиров и моделей развития. В этих условиях нахождение адекватных ответов на глобальные вызовы возможно только на основе солидарных действий международного сообщества.[1]
Произошедшие за последние годы изменения в глобальном геополитическом ландшафте получили отражение в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 12 февраля). Обновленная Концепция аккумулирует исторический опыт Российского государства и отражает уточненное видение приоритетов страны в стремительно меняющемся современном мире. Она подтверждает преемственность внешнеполитического курса, основанного на доказавших свою эффективность принципах прагматизма, открытости, многовекторности, последовательного, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов, которые и впредь будут определять философию действий России на международной арене, позволяя ей проводить самостоятельную, независимую и последовательную внешнюю политику, востребованную в качестве важнейшего фактора глобального равновесия и геополитической стабильности. С опорой на положения этого документа Россия предпринимала целенаправленные усилия в интересах обеспечения международной безопасности, утверждения верховенства международного права, укрепления центральной координирующей роли ООН в международных отношениях.[2]
В фокусе внимания российской внешней политики находилась мобилизация коллективных усилий международного сообщества в интересах содействия мирному разрешению региональных кризисов и конфликтных ситуаций.[3]
Наглядным примером того, что отход от силового давления в пользу логики мира приносит конкретные плоды, стало развитие ситуации вокруг Сирии. Во многом благодаря последовательной позиции нашей страны удалось избежать внешнего военного вмешательства в сирийские дела, опасной деградации обстановки на Ближнем Востоке и распространения волн конфликта далеко за пределы региона.[4]
Выработка Россией и США совместных подходов позволила выйти на прорывные решения о постановке сирийского химоружия под международный контроль с целью его последующего уничтожения. Первая часть этого процесса успешно завершена. Основные параметры второй фазы были одобрены 17 декабря на заседании исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).[5]
В рамках усилий по нахождению политических развязок сирийского кризиса Российская Федерация совместно с партнерами продолжала поиск путей скорейшего созыва международной конференции «Женева-2», призванной дать старт межсирийским переговорам.[6]
В результате последовательных усилий по урегулированию иранской ядерной программы (ИЯП) достигнута сбалансированная договоренность между партнерами по «шестерке» и Ираном (Женева, 24-25 ноября), позволяющая заметно приблизиться к практическому разрешению одной из самых сложных и длительных проблем мировой политики. Женевская договоренность базируется на выдвинутой Президентом Российской Федерации концепции, в основе которой лежат принципы поэтапности и взаимности, и отвечает российской позиции в пользу политико-дипломатического разрешения ИЯП. Она подразумевает признание права Ирана на мирный атом, включая обогащение урана, при условии прояснения всех оставшихся у международного сообщества вопросов и постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ, что позволит укрепить стабильность, доверие и безопасность всех государств в этом регионе, включая Израиль.[7]
В течение года регион Ближнего Востока и Северной Африки продолжал переживать период потрясений. В этих условиях Россия предпринимала активные усилия по сохранению стабильности, недопущению развития ситуации по кризисной спирали. Продолжалась последовательная работа по развитию двустороннего сотрудничества с арабскими государствами. В России исходили из понимания того, что глубинные трансформации на обширном пространстве Ближнего Востока и Северной Африки не должны отодвигать на второй план необходимость урегулирования арабо-израильского конфликта. Осуществлялись активные контакты с руководством Израиля, Палестины, а также партнерами по ближневосточному «квартету» международных посредников. Россия приветствовала возобновление в июле палестино-израильского переговорного процесса. В марте состоялась первая за полтора года министерская встреча членов «квартета» «на полях» 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в ходе которой было принято решение о проведении ежемесячных заседаний на уровне спецпредставителей.[8]
В фокусе внимания постоянно была задача формирования благоприятных условий для создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ).[9]
Успешным было российское председательство в «Группе двадцати» в 2013 году. На прошедшем в Санкт-Петербурге 5-6 сентября саммите «двадцатки» был одобрен целый ряд предложенных российской стороной новаторских инициатив, касающихся в том числе путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, борьбы с размыванием налогооблагаемой базы, финансирования инвестиций в реальный сектор экономики, содействия международному развитию. Они отражены в Плане действий по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. По итогам встречи также были приняты Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати», Санкт-Петербургская стратегия развития по содействию странам с низким уровнем доходов, а также Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. Подтверждена безальтернативность неукоснительного выполнения обязательств, принятых в декабре 2010 года по квотам и реформе управления МВФ. Итоги встречи в верхах свидетельствуют о востребованности «двадцатки» не только для участвующих в ней государств, но и для всего международного сообщества. В целом, председательство нашей страны в «Группе двадцати» подтвердило способность России играть весомую роль в решении фундаментальных проблем современного развития.[10]
Россия также активно участвовала в работе других неформальных структур глобального управления. Содействовала укреплению БРИКС. На саммите в Дурбане (26-27 марта) зафиксирована общность позиций по наиболее острым вопросам мировой политики — сирийскому кризису, иранской ядерной программе, ближневосточному урегулированию, проблеме нераспространения ОМУ. Достигнут прогресс в разработке Стратегии развития БРИКС. По российской инициативе запущен процесс подготовки Стратегии многостороннего экономического сотрудничества государств-участников БРИКС. Успешно продвигаются переговоры по созданию Банка развития и Пула валютных резервов государств БРИКС.[11]
В рамках членства в «Группе восьми» Россия действовала в интересах поиска путей политико-дипломатического урегулирования международных проблем на основе многосторонних подходов, активно участвовала в выработке согласованных позиций в отношении нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и наркобизнесом, а также в разработке совместных инициатив социально-экономической и гуманитарной направленности. В итоговых документах саммита «Группы восьми» в Лох-Эрне (17-18 июня) закреплено признание руководящей роли ООН в вопросах борьбы с терроризмом, удалось выйти на сбалансированные формулировки по базовым элементам урегулирования ситуации в Сирии. Политический потенциал, аккумулированный в период российского председательства в «двадцатке», будет использован в ходе предстоящего в 2014 году председательства России в «Группе восьми».[12]
Главенствующее место в системе российских внешнеполитических приоритетов по-прежнему отводилось укреплению партнерских отношений со странами Содружества Независимых Государств, продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве.[13]
В течение года между странами СНГ заключено 20 многосторонних договоров, главами государств и правительств Содружества принято более 50 решений по стимулированию всех направлений межгосударственного сотрудничества, прежде всего экономического. 31 мая в Минске подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. между его сторонами и Республикой Узбекистан.[14]
В контексте решения задачи по формированию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планомерно осуществлялась кодификация договорно-правовой базы Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана, продолжалась разработка проекта Договора о ЕАЭС. С целью обеспечения свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ТС и ЕЭП главами государств «тройки» согласован порядок поэтапного устранения существующих барьеров для доступа национальных предпринимателей на рынки своих стран. Велась работа над практическими аспектами присоединения к Таможенному союзу Армении и Киргизии. Дальнейшее развитие получил переговорный процесс о модальностях соглашения о свободной торговле (ССТ) между странами-членами ТС и Европейской ассоциацией свободной торговли и выработке аналогичной договоренности с Новой Зеландией. В марте стартовали переговоры о заключении ССТ между странами ТС и Вьетнамом.[15]
Новый импульс получило сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Принимались меры по наращиванию потенциала Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Отрабатывались механизмы подготовки Миротворческих сил ОДКБ. В течение года принят ряд совместных заявлений по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня, среди которых — предотвращение гонки вооружений в космосе, ситуация в Сирии и вокруг нее, противодействие афганской наркоугрозе. С 23 сентября председательство в Организации перешло к России.[16]
Россия прикладывала целенаправленные усилия в контексте поиска политико-дипломатических решений конфликтов на пространстве СНГ.[17]
Предпринятые российской стороной шаги в рамках процесса нагорно-карабахского урегулирования осуществлялись в тесном взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Франция и США). Благодаря совместным усилиям достигнута принципиальная договоренность о возобновлении азербайджано-армянских контактов на высшем уровне.[18]
В статусе страны-гаранта и посредника в приднестровском урегулировании Россия содействовала налаживанию диалога между Кишиневом и Тирасполем, способствовала реализации конкретных мер доверия между сторонами конфликта в рамках формата «5 плюс 2».[19]
Саммит Россия-ЕС (Екатеринбург, 3-4 июня) и встреча в формате Правительство Российской Федерации — Еврокомиссия (Москва, 21-22 марта) подтвердили стратегический характер отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом. Подтвержден обоюдный настрой на активизацию работы над новым базовым соглашением. Намечены шаги по развитию сотрудничества в приоритетных областях, включая либерализацию визового режима, энергетику, торговлю, предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф. Россия стремилась задействовать потенциал инициативы «Партнерство для модернизации» для более эффективного использования отраслевых диалогов с Евросоюзом. В ноябре дан старт «Году науки Россия-ЕС». Завершен процесс заключения со странами-членами Евросоюза двусторонних исполнительных протоколов к Соглашению Россия-ЕС о реадмиссии от 25 мая 2006 г. Договорно-правовая база взаимодействия в сфере борьбы с нелегальным оборотом наркотиков была дополнена Соглашением Россия-ЕС о сотрудничестве по контролю прекурсоров наркотических средств (Екатеринбург, 4 июня).[20]
Созданию объединенного энергетического комплекса Европы будет способствовать выполнение подписанной 21 марта координаторами Энергодиалога Россия-ЕС «дорожной карты» сотрудничества до 2050 г. В рамках практической реализации проекта «Южный поток» запущено строительство болгарского (октябрь) и сербского (ноябрь) участков газопровода. В то же время российская сторона была вынуждена последовательно отводить предпринимаемые партнерами попытки навязать собственные правовые нормы в энергетической сфере, в том числе в нарушение международных договоренностей.[21]
Стратегический характер носили отношения с ФРГ, в откровенном ключе шло обсуждение актуальных вопросов международной и двусторонней повестки дня, в том числе очертаний новой архитектуры безопасности на европейском континенте, способной на практике обеспечить единство Европы без разделительных линий и на основе уважения законных прав всех населяющих ее народов. В полной мере сохранило свое значение стратегическое партнерство между Россией и Францией. 6 августа в Риме состоялось совместное заседание министров иностранных дел и обороны России и Италии, которое подтвердило обоюдный настрой на поступательное развитие сотрудничества в политической, экономической, военной и военно-технической сферах в духе стратегического партнерства. Конструктивный характер носило взаимодействие с Великобританией. Успешно заработали принципиально новые для двусторонних отношений механизмы — Стратегический диалог в формате встречи министров иностранных дел и обороны и Энергодиалог высокого уровня.[22]
В контактах с Североатлантическим альянсом и его ключевыми членами на всех уровнях российская сторона последовательно выводила партнеров на дальнейшие шаги по повышению предсказуемости и доверия в отношениях Россия-НАТО, в том числе путем взаимного расширения практики добровольного обмена информацией по учениям и тренировочным мероприятиям. В ходе переговоров министров иностранных дел (Брюссель, 23 апреля и 4 декабря) и обороны (Брюссель, 23 октября) стран-членов Совета Россия-НАТО (СРН) обсуждались пути продвижения к выполнению принятых на саммите СРН в Лиссабоне (2010 г.) решений о продвижении к общему пространству мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Продолжалось взаимодействие с альянсом на афганском направлении, в том числе с учетом переформатирования операции НАТО в Афганистане после предстоящего в 2014 г. вывода с территории страны контингента Международных сил содействия безопасности.[23]
В ходе 20-го заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Киеве 5 декабря согласован полезный документ о развитии процесса «Хельсинки плюс 40», который определяет ориентиры работы по подготовке к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта (2015 г.). В принятых на встрече решениях удалось отразить ряд важных для российской стороны позиций — по проблематике нераспространения ОМУ, легкого и стрелкового оружия. Также утвержден прорывной документ «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационно-коммуникационных технологий», впервые определяющий общие «правила игры» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Для исправления перекосов в работе Организации российская сторона выдвинула конкретные предложения по ее реформе, включая разработку устава, упорядочение практики наблюдения за выборами и деятельности полевых присутствий, взаимодействие с НПО.[24]
Отношения с Соединенными Штатами Америки Россия стремилась выстраивать на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимного учета интересов, подчеркивалась готовность к налаживанию партнерского диалога с той степенью интенсивности, к которой будут готовы в Вашингтоне. Россия выступала за максимальное наращивание торгово-инвестиционных связей и переход на безвизовый режим взаимных поездок граждан, что способствовало бы развитию всего комплекса российско-американского взаимодействия.[25]
Россия добивалась предоставления гарантий ненаправленности против нашей страны развертываемой США глобальной системы ПРО и устранения других «раздражителей» в двусторонних отношениях, в том числе настойчивых попыток экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан, государственных и частных компаний и кредитных организаций. В России исходят из того, что прогресс в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы должен способствовать переосмыслению американской концепции создания системы ПРО в Европе, так как по сути исчезает повод, который использовался для обоснования необходимости ее создания.[26]
Россия наращивала усилия по углублению интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который становится «локомотивом» глобального экономического роста. Предпринимались последовательные шаги по динамичному встраиванию России в региональные интеграционные процессы в целях стимулирования инновационного и модернизационного развития страны, прежде всего ускоренного подъема Сибири и Дальнего Востока. В рамках многосторонних структур и форумов и в двустороннем формате проводилась линия на формирование в АТР равноправной, внеблоковой и транспарентной архитектуры безопасности на основе принципов неделимости безопасности, приверженности международному праву, неконфронтационном отстаивании национальных интересов.[27]
Одобрение в ходе 8-го саммита ВАС (Бруней, октябрь) российской (совместно с КНР и Брунеем) инициативы о разработке принципов укрепления безопасности в АТР способствовало созданию условий для проведения первых экспертных консультаций по данной тематике (Бруней, ноябрь).[28]
Продолжалось насыщение практическим содержанием связей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Конкретные шаги в этом направлении были согласованы на встречах министров иностранных дел (июль) и экономики (август) в Брунее. Принята Рабочая программа по реализации «дорожной карты» российско-асеановского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) по инициативе России начата подготовка рабочего плана по обеспечению кибербезопасности в регионе. В ходе Второго Совещания министров обороны АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс») в Брунее (август) согласованы договоренности о расширении регионального военного сотрудничества.[29]
Благодаря солидарным усилиям России и других государств-членов, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) продолжала утверждаться в качестве весомого фактора мира и стабильности в Азии. Общие подходы к вопросам обеспечения безопасности и устойчивого развития на пространстве ШОС подтверждены в ходе совместных мероприятий высшего и высокого уровня и закреплены в принятых 13 сентября Бишкекской декларации и Плане действий на 2013—2017 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами ШОС.[30]
Как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с партнерами по ОДКБ и ШОС, а также по линии ООН и в рамках Совета Россия — НАТО, Российская Федерация последовательно проводила политику оказания всестороннего содействия Исламской Республике Афганистан в становлении в качестве мирного, независимого, нейтрального государства, способного самостоятельно противодействовать угрозам терроризма, бороться с наркобизнесом и организованной преступностью. Новым шагом в данном направлении стало решение Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ (Санкт-Петербург, апрель) о предоставлении делегации Афганистана статуса наблюдателя при Ассамблее.[31]
Предпринимались последовательные усилия по укреплению отношений с государствами африканского континента, их региональными и субрегиональными структурами. Активизации политического диалога способствовало участие в работе Санкт-Петербургского саммита «Группы двадцати» Председателя Африканского союза, Премьер-министра Эфиопии Х.Десаленя и Председателя Руководящего комитета глав государств и правительств программы «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), Президента Сенегала М.Салла. Предпринимались практические шаги по развитию традиционно дружественных отношений с государствами Африки. В ходе саммита БРИКС в ЮАР (Дурбан, 26-27 марта) подписана совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства с Южно-Африканской Республикой.[32]
Российская Федерация, как постоянный член Совета Безопасности ООН, принимала участие в разблокировании кризисных ситуаций на континенте. Оказывалась адресная гуманитарная помощь Мали, Сомали, Эфиопии и ряду других стран, в том числе по линиям ПРООН, ВОЗ и ЮНИДО.[33]
Продвижению взаимовыгодных отношений разнопланового партнерства с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна способствовали многочисленные двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. Предпринимались шаги в интересах повышения динамики сотрудничества с интеграционными объединениями региона. В рамках официального визита в Москву 29 мая министров иностранных дел расширенной «тройки» Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) достигнута договоренность о создании механизма политконсультаций в формате Россия-СЕЛАК.[34]
Проводилась последовательная и активная политика в Арктике. Россия принимала участие в реализации многосторонних проектов (более 80) в регионе. На восьмой министерской сессии Арктического совета (Швеция, Кируна, 15 мая) по российской инициативе подписан второй в истории панарктический юридически обязывающий документ — Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Россия выступила организатором третьей встречи высоких представителей государств-членов Арктического совета (Салехард, 9-11 апреля) и третьего Международного Арктического форума «Арктика — территория диалога» (Салехард, 24-25 сентября). Укреплению военного сотрудничества и расширению повестки дня в области безопасности способствовало заседание Арктического совета на уровне начальников Генеральных штабов (Дания, 12 июня).[35]
Активизировались действия российской дипломатии на культурно-гуманитарном направлении. Продолжалась реализация концепции «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». Подписаны соответствующие межправительственные соглашения с Македонией, Республикой Корея, Румынией, Турцией и Японией. Расширялась сеть российских центров науки и культуры за рубежом. Осуществлялся комплекс шагов, направленных на укрепление культурно-информационного присутствия России в мире (тематические «перекрестные годы», Дни России в зарубежных странах, программа в рамках Форума славянских культур, мероприятия в связи с памятными датами истории). Без сбоев выполнялась Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011—2015 годы. Доработаны проекты государственных концепций поддержки русского языка за рубежом и «Русская школа за рубежом».[36]
Важным направлением внешнеполитической деятельности оставалось взаимодействие с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе по линии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, консолидация Русского мира. Центральным событием года стало проведение Всемирной тематической конференции «Соотечественники и их вклад в мировую культуру» (Москва, 29-30 октября).[37]
Во взаимодействии с международными и региональными организациями, используя различные дискуссионные площадки и диалоговые механизмы, Россия играла деятельную роль в процессе поиска объединительных идей для выстраивания гармоничных межцивилизационных и межкультурных отношений в мире, исходя из необходимости вести эту работу на основе традиционных ценностей, которые на протяжении истории формировали духовный и нравственный фундамент мировой цивилизации. В рамках работы V Форума «Альянса цивилизаций» (Вена, 25 февраля — 1 марта) были приняты решения о новых ориентирах деятельности этой международной инициативы, действующей под эгидой Генерального секретаря ООН. Поиску ненасильственных путей урегулирования конфликтов была посвящена XI ежегодная сессия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» с участием представителей из 60 стран (о. Родос, 6 октября).[38]
[править] Территории
[править] Абхазия
Россия продолжала оказывать помощь Сухуму в восстановлении социально-экономического потенциала Абхазии.[39]
[править] Армения
В декабре Россия и Армения подписали межправительственное соглашение, в соответствии с которым «Газпром» увеличил долю в «Армросгазпроме» с 80 % до 100 % в счет погашения долга в $155 млн.[40]
[править] Бангладеш
В середине января Россия и Бангладеш подписали соглашение об экспортном кредите в размере миллиарда долларов.
[править] Белоруссия
Взаимодействие России и Белоруссии оставалось одинаково интенсивным как в рамках Союзного государства, так и в форматах ТС и ЕЭП. В 2013 году договорно-правовая база отношений была распространена на новые области регулирования, такие как совместное использование системы ГЛОНАСС, международная информационная безопасность, военно-техническое сотрудничество. Укреплялись торгово-экономические связи, дальнейшее развитие получили двусторонние инвестиционные проекты, крупнейший из которых — строительство Белорусской АЭС — стартовал 17 ноября. В сентябре на территории двух стран состоялись совместные стратегические военные учения «Запад-2013». На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства (Москва, 25 декабря) подписаны Программа согласованных действий в области внешней политики на 2014—2015 годы, Соглашение о повышении эффективности сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, Соглашение о реализации программы военно-технического сотрудничества до 2020 года.[41]
19 февраля председатель Госкомимущества Белоруссии Георгий Кузнецов сообщил, что российская и белорусская стороны согласовали условия объединения МАЗа и КамАЗа в холдинг «Росбелавто».[42]
[править] Босния и Герцеговина
Открылось представительство Республики Сербской в России.[43]
30 мая в ТПП РФ состоялся форум «Деловое сотрудничество с Боснией и Герцеговиной».[44]
[править] Вьетнам
Заметно продвинулись отношения всеобъемлющего стратегического партнерства с Вьетнамом. В ходе официального визита Президента Российской Федерации в Ханой 12 ноября достигнуты договоренности об активизации сотрудничества по целому ряду направлений.[45]
Россия и Вьетнам подписали соглашение о создании в Камрани совместной базы для обслуживания подлодок.
[править] Грузия
Продолжался курс на преодоление кризиса в российско-грузинских отношениях. В рамках диалога о путях нормализации двусторонних связей удалось согласовать условия возвращения на российский рынок ряда грузинских товаров, восстановления автотранспортного сообщения, активизировать культурные, спортивные и религиозные контакты. Россия расширила практику выдачи гражданам Грузии виз для поддержания родственных связей.[46]
В рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье предпринимались последовательные усилия по созданию предпосылок для заключения юридически обязывающей договоренности о неприменении силы между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией — с другой.[47]
[править] ЕС
Россия и ЕС провели один саммит (в июне в Екатеринбурге).
[править] Индия
Интенсивным был многомерный диалог с Индией в русле особо привилегированного стратегического партнерства, поддерживался доверительный обмен мнениями по широкому кругу вопросов в ООН и на других международных площадках. Состоялись переговоры Президента Российской Федерации с премьер-министром Индии (Москва, 21 октября), многочисленные контакты по линии различных министерств и ведомств, развивалась парламентская дипломатия. Динамичный характер носило военное и военно-техническое сотрудничество, в октябре проведены учения сухопутных войск двух стран. Развивались научно-технические и культурные связи.[48]
[править] Иран
По данным ФТС России, товарооборот между Россией и Ираном сократился на 31,5 % по сравнению с 2012 годом и составил 1,59 млрд долл.
[править] Казахстан
Доверительный характер носило разноформатное взаимодействие с Казахстаном. Поддерживался интенсивный политический диалог.[49]
11 ноября подписан новый базовый Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке.[50]
В конце 2013 года Россия и Казахстан создали Единую систему противовоздушной обороны.
В конце 2013 года Россия и Казахстан продлили на год действие соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Казахстан.
[править] Кипр
12 сентября Россия и Кипр подписали в Москве соглашение о реструктуризации кредита на 2,5 млрд евро. Соглашение предусматривает снижение ставки процента по кредиту с 4,5 до 2,5 %.
[править] Киргизия
В апреле Госдума приняла закон, согласно которому Киргизии был прощён долг в размере 599 млн долларов.[51]
В октябре Россия и Киргизия достигли договоренности о поставках в республику военной помощи — вертолетов, бронетранспортёров, бронеавтомобилей, реактивных систем залпового огня, артиллерийских установок, стрелкового оружия, а также средств связи и разведки.[52]
[править] Китай
Динамичное развитие по всем направлениям получили российско-китайские отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. Наращивался плодотворный политический диалог по актуальным международным проблемам. Состоялись три встречи глав государств (в марте, июне и сентябре), визиты и переговоры различного уровня. Прошли совместные военно-морские (июль) и антитеррористические (август) учения. Китай оставался одним из ключевых внешнеторговых партнёров России. Успешно реализовывалась насыщенная программа двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества.[53]
Товарооборот между Россией и Китаем достиг $88,8 млрд, что на 1 % больше, чем в 2012 году.
В марте Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке 24 самолётов Су-35 и четырёх подводных лодок класса «Лада».
Россия и Китай заключили сделку на поставку 365 млн тонн нефти в течение 20 лет.
Россия и Китай договорились о заключении контракта на поставку до 38 млрд кубометров газа в год на 30 лет.
[править] КНДР
В сентябре Россия и КНДР завершили реконструкцию трансграничного железнодорожного участка Хасан — Раджин.[54]
[править] Куба
В феврале Россия и Куба заключили соглашение о частичном списании и реструктуризации долга Кубы в 30 млрд долларов.[55]
[править] Македония
Россия и Македония подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве при строительстве «Южного потока».
[править] ОАЭ
В июне Россия и ОАЭ заключили межправительственное соглашение о налогообложении дохода от инвестиций.
В сентябре Россия и эмират Абу-Даби подписали Меморандум о намерениях с целью создания инвестиционного фонда объёмом в $5 млрд.
[править] Сербия
11 января Россия и Сербия подписали в Москве соглашение о предоставлении Россией государственного экспортного кредита на 800 миллионов долларов для модернизации сербских железных дорог.
24 мая Россия и Сербия подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, охватывающем все сферы взаимодействия, включая политику, торговлю, экономику, культуру, науку, технику и образование.[56]
В ноябре Россия и Сербия подписали двустороннее соглашение о военном сотрудничестве.
[править] Сирия
19 июля Россия и Китай проголосовали против введения санкций в отношении Сирии.
29 августа Россия и Китай выступили против применения силы при обсуждении Советом Безопасности ООН проекта, открывающего путь для нанесений ударов по Сирии.
[править] США
В начале мая Россия и США выступили с совместной инициативой о проведении международной конференции по урегулированию конфликта в Сирии.
В июне Россия и США заключили договор о сотрудничестве по Рамочному соглашению о многосторонней ядерно-экологической программе в РФ (МНЭПР) от 2003 года.
В сентябре Россия и США заключили так называемую «химическую сделку», результатом которой должен был стать полный вывоз химоружия с территории Сирии.
Россия и США создали в рамках соглашения о кибербезопасности горячую линию для взаимодействия в кризисных случаях.
Россия и США подписали соглашение, согласно которому «Рособоронэкспорт» в 2014 году обязался поставить в Афганистан 30 вертолётов Ми-17B5.
[править] Турция
Россия и Турция подписали соглашение о строительстве и эксплуатации первой в Турции атомной электростанции в Аккую.
[править] Украина
17 июля Россия и Украина договорились о создании совместного предприятия по усовершенствованию самолёта Ан-124.
В декабре Россия и Украина договорились о 30-процентном снижении цены на газ для Украины, а также о покупке Россией украинских евробондов на сумму 15 миллиардов долларов.
Россия и Украина проводили совместные учения под названием «Фарватер мира».
[править] Финляндия
В декабре Россия и Финляндия заключили контракт на строительство на мысе Ханхикиви в районе финской Пюхяйоки АЭС «Ханхикиви-1» по российскому проекту АЭС-2006.
Россия и Финляндия договорились о долгосрочном топливном сотрудничестве с российской компанией «ТВЭЛ».
[править] Южная Корея
Россия и Южная Корея подписали межправительственное соглашение, которое предусматривает безвизовый режим, если целью поездки является туризм или частные цели.
[править] Южная Осетия
Россия продолжала оказывать помощь Цхинвалу в восстановлении социально-экономического потенциала Южной Осетии.[57]
[править] Япония
Впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии (28-30 апреля), по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства. На фоне укрепления позитивной атмосферы в двусторонних отношениях в ноябре проведен первый раунд диалога в формате «2 плюс 2», возобновлены консультации по проблеме заключения мирного договора. Расширялось многоплановое торгово-инвестиционное сотрудничество. 29 апреля подписано межправительственное соглашение об учреждении и деятельности культурных центров.[58]
[править] НАТО
В декабре Россия и НАТО договорились о совместном проекте по уничтожению устаревших боеприпасов в Калининградской области.
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ [1]
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года
- ↑ Основные внешнеполитические события 2013 года