Реформа валютного регулирования в России в 2000-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Пока ожидалось вступление в силу нового закона о валютном контроле, принятого в декабре 2003 года после нескольких лет разработки, были приняты ряд поправок в Закон о валютном регулировании 1992 года, частично в ответ на непрекращающиеся жалобы иностранного делового сообщества.

Для ряда операций по счёту капитала, включая привлечение ссуд за рубеж нефинансовыми институтами-резидентами на срок свыше 180 дней и открытие счетов за рубежом юридическими лицами-резидентами для обслуживания своих представительств и филиалов за рубежом, требование получения разрешения было заменено на уведомительный порядок. В июле 2003 года требование обязательной продажи валютной выручки было снижено с 50 до 30 %. Были приняты меры по либерализации вывоза валюты из России, таким образом с февраля 2003 года и российские и иностранные граждане имеют право вывозить валюту, эквивалентную $10 тыс., без подтверждающей документации.

Однако, из-за проблемы бегства капитала из России, Центральный банк РФ продолжает накладывать ограничения на отток иностранной валюты. Хотя эти ограничения призваны сдерживать незаконный отток, законная репатриация иностранными инвесторами иногда оказывается проблематичной, как это отмечалось в исследовании 2001 года.

Например, в качестве серьёзной меры валютного контроля, резидент России должен получить предварительное разрешение Министерства финансов на конвертацию рублей в иностранную валюту для проведения одного или нескольких связанных платежей на сумму более $10 тыс (или эквивалентной суммы в другой валюте) нерезиденту России в соответствии с договором об оказании большинства видов услуг, включая арендные платежи за рубеж. Предварительное разрешение не потребуется, если у российского резидента достаточно средств в иностранной валюте для произведения платежей и он не нуждается в обмене рублей на иностранную валюту. Однако, требование конвертировать валюту может помешать российскому юридическому лицу накопить достаточно резервов в иностранной валюте, чтобы избежать необходимости получать разрешение. Хотя разрешение обычно представляется, на это нередко уходит до нескольких недель.

Кроме того, хотя в последние годы правила валютного регулирования были существенно упрощены, для ряда операций с использованием иностранной валюты по-прежнему требуется разрешение ЦБ. Так, например, в качестве меры регулирования входящих и исходящих потоков капитала, которые происходят в результате ускорения или затягивания расчетов по внешнеторговым сделкам, иностранные покупатели товаров, экспортируемых российскими юридическими лицами, должны произвести оплату за товар в течение 90 дней, если у них нет разрешения российского Министерства финансов на более длительный период расчетов; расчеты в связи с покупкой недвижимости или акций на вторичном рынке могут быть произведены только при наличии лицензии, выданной заблаговременно Центральным банком; для проведения некоторых зачетов и иных механизмов расчетов требуется заблаговременное разрешение Центрального банка, если они ведут к появлению задолженности в иностранной валюте. Кроме того, требование репатриации и продажи валюты, действующее в отношении всей валютной выручки, полученной резидентами за рубежом (с небольшими исключениями), остается довольно обременительным даже после снижения нормы до 30 процентов.

Каждое из этих требований, хотя технически и применимо ко всем лицам на территории России, ведет к непропорционально более серьезным последствиям для иностранных инвесторов, а также российских лиц, проводящих значительные операции с иностранными государствами и/или иностранными акционерами и партнерами. Более того, процедура запрашивания и получения разрешений Центрального банка громоздка, требует множества документов и чрезвычайно много времени. Хотя в лицензиях обычно не отказывают, для иностранного инвестора, строго следующего процедуре подачи заявки, весь процесс может затянуться на несколько месяцев.

Действуют также сложные нормы и правила, регулирующие использование иностранными инвесторами внутренних банковских счетов. В настоящее время действует несколько режимов. Иностранные юридические лица могут проводить почти все свои операции либо по счетам «К» (конвертируемым), либо по счетам «Н» (неконвертируемым). Рубли, депонированные на счет типа «К», можно свободно конвертировать в иностранную валюту. Суммы, зачисленные на счет типа «Н», могут быть конвертированы в иностранную валюту, только если они вносятся на счет на срок до одного года. Помимо этого, для некоторых расчетов в связи с ценными бумагами и иными инвестиционными операциями нерезиденты могут открывать счета типа «С», в отношении которых также действуют ограничения на использование и репатриацию средств. Физические лица-нерезиденты могут проводить расчеты по счетам типа «Ф».

Новый закон о валютном контроле, который вступит в силу 18 июня 2004 года, предусматривает сохранение некоторых мер контроля (включая требование репатриации и обязательной конвертации) в том или ином виде по крайней мере до конца 2006 года, а также появление новых дискреционных полномочий у ЦБР по введению депозитных требований для ряда операций по счету капитала, которые, как считается, потенциально могут дестабилизировать финансовый сектор и экономику в целом. Кроме того, еще на год будут сохранены меры контроля в отношении открытия и ведения банковских счетов за рубежами 32 Российской Федерации. В настоящее время разрабатываются подробные положения подзаконных актов для нового закона.

Закон о ценных бумагах, как представляется без детального изучения, не ограничивает выпуск внутренних ценных бумаг на иностранные рынки.

[править] Ссылки

Финансы в России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Ценные бумаги  АкцииОблигацииДеривативы (Фьючерсы, Опционы)
Государственные финансы  Консолидированный бюджетФедеральный бюджетГосударственный долг (Внутренний долг, Внешний долг)
Финансы населения  Доходы (Заработная плата, Пенсии) • Расходы
Темы  ДеньгиПроцентные ставкиБанковская системаСтрахованиеЛизингКлирингФакторингКредитыДепозитыДолгиФинансы организаций
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Реформы в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Сферы  ПолитикаЭкономикаОбразованиеЗдравоохранение
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты