Налогообложение в России в 1992 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



С 1 января 1992 года вступил в силу ряд налоговых законов.[1]

21 ноября 1992 года Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.[2]

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 г. включала 4 группы налогов:[3]

  1. Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ.
  2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований.
  3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.
  4. Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

Содержание

[править] Виды налогов

[править] Налог с оборота

В 1992 году, одновременно с либерализацией цен был отменён налог с оборота (лишь несколько товаров составляли исключения). В процессе выравнивания производственных и потребительских цен освободившуюся ренту присваивали частные посредники.[4]

[править] Налог на прибыль

27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».[5] В нём говорилось, что:[5]

  • налог на прибыль уплачивается всеми предприятиями, которые являются юридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями и бюджетные предприятия (по действовавшему в 1991 году союзному законодательству последние не платили налог на прибыль), а также подpазделения пpедпpиятий, имеющие отдельный баланс и pасчетный счет.
  • особый порядок действует в отношении предприятий железнодорожного транспорта, связи и (с 1 июля 1992 года) предприятий газового хозяйства.
  • прибыль от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и (с 1 июля 1992 года) охотохозяйственной продукции не облагается налогом.

В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32 %, за исключением прибыли от посреднических операций, а также прибыли бирж и брокерских контор, для которых была установлена ставка 45 %. Сельскохозяйственные производители не платили налог на прибыль. Дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам облагаются у источника выплаты по ставке 15 %.[5]

Эффективная ставка налога на прибыль составила 28,6 % в 1992 году. Низкая величина эффективной ставки налога на прибыль объясняется, во-первых, слабостью налоговых инспекций они не могли воспрепятствовать большому числу умышленных и неумышленных нарушений в учете. Кроме того, в условиях высокой инфляции (в 26 раз за год) должна была в значительной степени сказаться описанная выше практика неуплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.[5]

С 1 июля 1992 года была уменьшена налогооблагаемая прибыль на суммы, направленные на развитие средств связи, на ряд затрат, связанных с пенитенциарной системой, на суммы дивидендов физическим лицам при инвестировании этих средств внутри предприятия, на перевооружение и реконструкцию производства, включая НИОКР, а также на перевооружение и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.[5]

Законом «О внесении изменений…» от 16 июля 1992 года было введено увеличение валовой прибыли на сумму средств, перечисляемых покупателями продукции в специальные фонды предприятий. Эта норма вводилась с целью пресечения одной из форм уклонения от налогообложения, когда реализация продукции оформлялась договором по минимальной цене, а остальная сумма перечислялась в специальные фонды.[5]

5 августа 1992 года постановлением правительства России было утверждено «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», согласно которому определялся перечень затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на величину которой уменьшается налогооблагаемая прибыль от реализации продукции. Это Положение было введено в действие с 1 июля 1992 года.[5]

С 1992 года заработная плата полностью отражается в учете в составе себестоимости продукции. Объём заработной платы, превышающий четыре минимальных оклада, увеличенных в соответствии с числом работников, в 1992 году облагался налогом на прибыль.[5]

Изменение налоговых льгот, связанных с капитальными вложениями, происходило следующим образом: в Законе от 27 декабря 1991 года разрешалось уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, направленные на вложения в производственные мощности для ряда отраслей (нефтяной, угольной, конверсионных предприятий, производство медицинской техники, медикаментов, продовольствия и оборудования для переработки продуктов питания, товаров народного потребления). С 1 октября 1992 года законом от 16 июля 1992 года к этому списку присоединены техническое перевооружение производства в остальных отраслях и реконструкция объектов социальной инфраструктуры.[5]

В 1992 году существовало множество налоговых льгот для инвестиций, предоставление которых зависело от вида деятельности, типа и размера предприятия и т. д. Анализ их использования показывает очевидную неэффективность подобных льгот. Их применение вызвало формирование различных фактических ставок налога на прибыль на различных предприятиях и в различных секторах, что искажало экономические критерии распределения ресурсов. Кроме того, они создавали многочисленные лазейки в нормативных документах, позволяющие практически любому предприятию уменьшать уровень налоговых изъятий.[5]

С 1 января 1992 года авансовые взносы налога на прибыль следовало платить в размере 1/6 от прибыли за квартал до 10 и 25 числа каждого месяца (для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок). Однако в 1992 году не существовало никаких санкций за неуплату авансовых платежей, если объявлялась нулевая предполагаемая прибыль, чем пользовалось большое число предприятий для перенесения уплаты налога на возможно более поздний срок, что в условиях высокой инфляции давало им немалый выигрыш и приводило к потерям доходов бюджета.[5]

Налог на прибыль за I квартал 1992 года составил наибольшую часть (40,1 %) всех налоговых поступлений предприятий (6,7 % ВВП). Впрочем, определенная часть этих поступлений была обусловлена проведенной переоценкой запасов. Запасы готовой продукции были переоценены по состоянию на начало года, и половина величины переоценки подлежала перечислению в бюджет. Общие налоговые поступления за II квартал выросли до 21,3 % ВВП (в I квартале — 16,7 %). Рост поступлений налога на прибыль, который продолжался до июля 1992 года (9,9 % ВВП), объясняется во многом тем, что после либерализации цен в народном хозяйстве наблюдалась аномально высокая рентабельность, так как предприятия не имели возможности переоценивать затраты, которые быстро обесценивались в результате высокой инфляции. Это касалось и запасов материальных ресурсов, накопленных до либерализации цен. Часть затрат осуществлялась по-прежнему в старых ценах. В результате в первом полугодии доля налога на прибыль составила 44 % всех налоговых поступлений. В третьем квартале доля поступлений налога на прибыль (8,7 % ВВП или 38 % налоговых поступлений) снизилась за счет уменьшения инфляционного обесценения текущих затрат предприятий и проведения переоценки основных фондов в начале второго полугодия и соответствующего снижения рентабельности. Общая сумма налоговых поступлений за 9 месяцев составила 23,0 % ВВП. Поступления налога на прибыль в четвертом квартале сохранились на уровне третьего квартала — 8,7 % ВВП, хотя их доля в доходах бюджета снизилась до 30,7 %. В структуре налоговых поступлений за 1992 год уменьшилась доля налога на прибыль до 31,6 % после роста в I полугодии. Всего поступления налога на прибыль за 1992 год составили 8,9 % ВВП.[5]

В 1992 году наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре − 5,8 % ВВП).[5]

Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью.[5]

[править] Подоходный налог

В 1992 году в России была введена пятиступенчатая прогрессивная шкала налогообложения физических лиц с максимальной ставкой 35 %, аналогичная шкалам, существующим в развитых капиталистических странах.[6]

Её введение является ярким примером трансплантации, приведшей к активизации альтернативного и отторжению внедрявшегося института. В тот период необходимая сеть налоговых инспекций ещё только создавалась, информация о налогоплательщиках практически отсутствовала, институт налоговой полиции не был предусмотрен вовсе. Мысль о том, что гражданин должен «добровольно» отдать часть заработанных денег государству, совершенно противоречила господствовавшим культурным стереотипам, а учёт собственных доходов и заполнение налоговой декларации на десятке листов требовали значительного времени и незаурядной квалификации, которой не обладала даже деловая элита. В результате попытка трансплантации прогрессивного подоходного налога оказалась неудачной. Введённые тогда правила налогообложения внесли весомый вклад в активизацию альтернативного института — теневой экономики.[6][7]

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога демонстрирует тезис о неэффективности трансплантации слишком передовых институтов.[6]

[править] Уклонение от налогов

В 1992 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчётности. Первоначальное терпимое отношение к ужесточению налогового режима объяснялось несколькими причинами. Во-первых, большинство предприятий, в особенности из госсектора, привыкло быть законопослушными. Предприятия традиционно видели в государстве хотя и не идеального, но партнера, который в критическую минуту окажет помощь. Многие директора совершенно искренне полагали, что запредельные налоговые ставки являются временным «перегибом», который вскоре будет исправлен. Некоторые из них даже обращались с соответствующими призывами в правительство, ожидая, что к ним прислушаются. Во-вторых, в 1992 году в России ещё сохранялись некоторые элементы прямого государственного участия в экономических процессах. Благодаря этому довольно многие предприятия получали за счет бюджета льготные кредиты и индивидуальные налоговые скидки, им предоставлялись льготы во внешнеэкономической деятельности и т. д. Все это позволяло смягчать нехватку оборотных средств и более терпимо относиться к высоким налогам. В-третьих, утратив свои финансовые накопления, многие предприятия при этом сумели сохранить довольно значительные материальные резервы: парк машин и оборудования, земли, здания, сооружения, запасы сырья и полуфабрикатов. Эти ресурсы, благодаря тому, что их можно было продавать, обменивать и сдавать в аренду, тоже сыграли роль демпфера в сложной финансовой ситуации. Кроме того, внутренние цены на энергоресурсы и транспорт в 1992 году ещё были относительно низки и не столь сильно сказывались на уровне издержек, как впоследствии.[8]

[править] Прочее

В 1992 году произошло резкое усиление налогового бремени.[9]

В 1992 году были произведены следующие изменения в налогообложении:[9]

  • Введены НДС и спецналог, совокупная ставка которых установлена в 28 % к добавленной стоимости
  • Начисления на фонд заработной платы установлены в размере 39 % от фонда заработной платы

В 1992 году происходило активное формирование основ российской налоговой системы, заложенных законами Российской Федерации, принятыми в конце 1991 года.[5]

Постановлением правительства России от 24 декабря 1991 года № 60 с 1 января 1992 года предприятиям было предоставлено право вводить индексацию амортизационных отчислений в связи с происшедшим изменением цен с коэффициентом 2.0 по основным фондам, введённым в эксплуатацию до 1 января 1992 года, с последующим отнесением этих сумм на резервы предстоящих расходов и платежей. Но с 1 июля 1992 года постановлением правительства России от 14 августа 1992 года № 595 индексация была отменена в связи с переоценкой основных фондов. На основании этого постановления разрешается применение повышающих коэффициентов амортизации (ускоренная амортизация) предприятиями, реализующими значительные инвестиционные программы по техническому перевооружению производства, по согласованию с министерством экономики России и министерством финансов России.[5]

20 марта 1992 года министерством финансов России было утверждено положение «О бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации», установившим единые методологические основы бухгалтерского учёта на территории России.[5]

За 1992 год общая сумма налоговых поступлений составила 28,3 % ВВП. В последнем квартале наблюдался рост налоговых поступлений. Июльские изменения налогового законодательства, ограничивающие возможности легального уменьшения налогов, были опубликованы с опозданием и поэтому реальное увеличение сбора налогов пришлось на последние 3 месяца.[5]

[править] Примечания

  1. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  4. Полтерович В. М. К руководству для реформаторов: некоторые выводы из теории экономических реформ. // Экономическая наука современной России. 2005. № 1(28). С.7-24
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 Изменения в технике взимания налога на прибыль и его динамика в 1992—1998 годах
  6. 6,0 6,1 6,2 Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
  7. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  8. Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7
  9. 9,0 9,1 Кувалин Д. Б. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 1-4
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты