Катастрофа самолёта A310 в Кемеровской области (22 марта 1994)
Материал из Documentation.
22 марта 1994 года в районе Междуреченска (Кемеровская область) в 20 час. 58 мин. потерпел катастрофу и разбился самолёт А-310-300 «Глинка», принадлежавший авиакомпании «Российские авиалинии» и совершавший рейс по маршруту Москва — Гонконг. На борту самолёта находились 63 пассажира и 12 членов экипажа. Среди пассажиров были 23 гражданина иностранных государств. Все 75 человек погибли. Последний сеанс связи с самолётом состоялся в 20 час. 49 мин., когда он пролетал над Новокузнецком. Самолёт упал с высоты 10100 м.
Из трёх «чёрных ящиков» уцелело два. В результате проведённого расследования выяснилось, что причиной гибели самолёта явилось одновременное управление автопилотом и штурвалом, за которым в кресле пилота сидел несовершеннолетний сын командира воздушного судна.
Содержание |
[править] Описание катастрофы
Во время полёта на эшелоне 10100 м, командир воздушного судна (КВС) пустил своего сына Эльдара, летевшего с ним, посидеть в пилотском кресле. Эльдар держался за штурвал, слегка покачивая его из стороны в сторону — что не могло привести к отключению автопилота «пересиливанием». Однако в конце концов Эльдар приложил к штурвалу усилие в 12-14 кг, что привело отключению автопилота по каналу крена.[1]
Самолёт стал заваливаться вправо, входя в спираль. При достижении угла крена ~45 град., началась тряска при срыве потока. Возникшие перегрузки не позволили командиру быстро занять своё место и приступить к выводу самолёта из спирали. Когда наконец это удалось сделать, пилоты почти вывели самолёт, но для завершения манёвра не хватило всего нескольких сот метров высоты. Самолёт столкнулся со склоном сопки и полностью разрушился. Погибли все, находившиеся на борту.[2]
[править] Поисковые работы
В 22:05 22 марта по распоряжению дежурных Российской федеральной службы поиска и спасения к месту предполагаемой катастрофы из Новосибирска был направлен самолет ПВО Ан-12, а через 3 минуты туда же из Новокузнецка вылетел вертолёт Ми-8 Министерства гражданской авиации. Летчики наблюдали в районе посёлка Майзас сильный пожар, однако с воздуха не смогли определить, что именно горит на земле. В 23.20 в милицию позвонил один из местных жителей и сообщил о виденных в тайге обломках самолета. Через 46 минут на связь вышел командир вертолета Ми-8. Он рассказал дежурному, что примерно в 8 км к югу от населенного пункта Майзас в радиусе 2 км им обнаружены горящие обломки самолета. Однако посадка вертолета вблизи от места катастрофы не удалась — этому препятствовала плохая видимость и толстый снежный покров.
В 02:35 23 марта из Новокузнецка в посёлок Майзас вылетел ещё один Ми-8, на борту которого находились спасатели, сотрудники МВД и эксперты. Они, как сообщил сотрудник пресс-службы главы администрации Кемеровской области, прибыли в зону падения самолета первыми. На месте происшествия были обнаружены догоравшие обломки лайнера и тела погибших, разбросанные в радиусе 800 м. Около 03:00 в посёлке Плотниково (пригород Кемерово) был сформирован мобильный отряд, которому предстояло проложить подъездные пути к месту катастрофы. В 07:00 отряду удалось пробраться к догоравшим обломкам самолёта. До 12.00 велись работы по прокладке к месту происшествия санной трассы. После этого участок был оцеплен войсками и милицией.[3]
[править] Первые версии происшествия
Утром 23 марта первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Юрий Воробьёв сообщил, что «авиакатастрофа произошла внезапно, экипаж самолета не передавал сообщений об аварийной ситуации на борту». Как сказал Воробьёв, «это странно, поскольку аварийная ситуация обычно развивается в течение определенного промежутка времени, и экипаж успевает доложить о неполадках». Воробьёв заявил, что не исключает вероятности теракта или иной чрезвычайной ситуации, послужившей причиной катастрофы.[4]
Замначальника отдела воздушного транспорта Министерства транспорта РФ Юрий Кореневский сказал, что резкое падение самолёта А-310 могло быть вызвано только мгновенной разгерметизацией салона, произошедшей в результате взрыва на борту или столкновения с посторонним предметом. Таким предметом, по мнению Кореневского, мог быть, например, шар-зонд, запущенный метеорологами (в такой ситуации мгновенная декомпрессия способна полностью парализовать действия экипажа). В то же время Кореневскому удалось вспомнить несколько авиакатастроф, произошедших по технологическим причинам, — однако во всех случаях экипаж поддерживал связь с землёй вплоть до удара о землю. Кореневский отметил, что при катастрофе А-310 никаких сообщений от экипажа об аварийной ситуации не получили ни диспетчерские службы, ни экипаж самолёта Ту-134, примерно в то же время пролетавшего поблизости. Кореневский заявил, что профессионализм и подготовленность экипажа не вызывают сомнений.[5]
[править] Переговоры экипажа
Обозначения, используемые в тексте:
- КВС — командир воздушного судна Я. В. Кудринский[6]
- Яна — дочь командира, 1981 г.р.[7]
- Эльдар — сын командира, 1978 г.р.[8][9]
- 2П — второй пилот И. В. Пискарёв[10]
- Макаров — лётчик, летящий в Гонконг в качестве пассажира
- Э — кто-то из находящихся в кабине пилотов
До катастрофы — около 15 минут. Самолёт летит на автопилоте. В кабине находятся командир воздушного судна, второй пилот и двое посторонних — дочь командира воздушного судна Яна и пассажир Макаров.
- 17:43:30: КВС [обращаясь к своей дочери Яне]: Иди садись сейчас сюда, на моё кресло, хочешь?
- 17:43:31: КВС покинул своё рабочее место
- 17:43:34-17:43:37: Яна села в кресло КВС
- 17:44:10: Яна: Пап, подними меня [Яна попросила поднять своё кресло вверх][11]
- 2П: Новосибирск, «Аэрофлот», 593-й проходим вашу точку на эшелоне 10 100.
- 17:47:06: КВС: Ну что, Яна, будешь пилотировать?
- Яна: Нет!
- КВС: На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!
- Яна: Пап, а это можно крутить?
- КВС: Новокузнецк слева видишь?
- Яна: Мы так низко летим?
- КВС: Десять тысяч сто метров.
- Яна: Это много, да?
- КВС: Много…
- Яна пытается покинуть кресло.
- КВС: Подожди, не торопись…
- Яна: Я и так осторожно…
- 17:51:12: Яна покинула кресло КВС[12]
- Появляется сын командира воздушного судна Эльдар.
- 17:51:47: Макаров: Снимается счётчик.[13]
- 17:51:55: Эльдар сел в кресло КВС.[14]
- 17:52:46: Эльдар [обращаясь к Макарову]: Снимаешь?[15]
- 17:52:48: Макаров: Снимаю.[16]
- Эльдар: Это крутить можно?
- 17:54:25: КВС: Да! Если крутить влево, куда самолет пойдет?
- Эльдар: Влево!
- КВС: Поворачивай! Влево крути!
- 17:54:35: КВС: Так, смотри за землёй, куда будешь крутить. Поехали влево, влево крути![17]
- Эльдар: Здорово!
- 17:54:37: КВС: Пошёл, да?[18]
- 17:54:39: Эльдар повернул штурвал влево на 3..4 градуса.[19]
- 17:54:40: КВС: Влево идёт самолет?[20]
- 17:54:41: Эльдар: Идёт.[21]
- 17:54:42: КВС: Не видно, да?[22]
- Э: <неразб>[23]
- 17:54:50: Э: Сейчас вправо пойдёт[24]
- 17:54:53: Макаров: Ты ему авиагоризонт нормально поставь.
- 17:05:05: Самолёт начал крениться вправо.[25]
- 17:55:12: КВС: Что ты, Яна, хочешь?[26][27]
- Яна: <неразб>
- 17:55:15: КВС [обращаясь к Яне]: Зачем?[28]
- Яна: <неразб>
- 17:55:18: КВС [обращаясь к Яне]: В первом классе вы будете только спать.[29]
- 17:55:27: КВС [обращаясь к Яне]: Не бегай там, а то нас с работы выгонят.[30]
- 17:55:28: С этого времени началось незамеченное ни КВС, ни вторым пилотом, постепенное увеличение правого крена.[31]
- 17:55:36: Эльдар [про курс самолёта]: А чего он поворачивается?[32][33]
- 17:55:38: КВС: Сам поворачивается?[34][35]
- 17:55:40: Эльдар: Да.[36][37]
- 17:55:41: Э: А почему он поворачивается?[38][39]
- 17:55:42: Эльдар: Не знаю.[40]
- 17:55:45: КВС: Курс не собьёшь?[41]
- 17:55:45: Макаров: Он всё-таки зону крутит, ребята. [Макаров предположил, что самолёт уходит в зону ожидания][42]
- 17:55:46: 2П: Мы в зону пошли, ожидания.[43][44]
- 17:55:48: КВС: Да?[45][46]
- 17:55:49: 2П: Конечно.[47][48]
- 17:55:50: Макаров: Ре-бя-та! [Тем самым Макаров среагировал на быстрый рост вертикальной перегрузки в самолёте][49][50]
- 17:55:52: КВС: Держи! Держи штурвал, держи![51][52]
- 17:55:55: 2П: Скорость![53]
- 17:55:56: 2П: В обратную сторону.[54][55]
- 17:55:58: 2П: В обратную.[56][57]
- 17:55:59: 2П: Обратно![58]
- 17:55:59: КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево![59]
- 17:56:06: Э: Вправо?[60]
- 17:56:08: Э: Ты не видишь, что ли?[61]
- 17:56:11: Автопилот отключился.[62]
- 17:56:14: Э: Вправо крути.[63]
- 17:56:17: КВС: Вправо![64]
- 17:56:18: 2П: Да влево! Земля вот![65][66]
- 17:56:24: КВС: Эльдар, выходи![67]
- 17:56:26: КВС: Выползай назад.[68]
- 17:56:28: КВС: Выползай назад, Эльдар.[69]
- 17:56:30: Э: Ты видишь <неразб> нет?[70]
- 17:56:34: 2П: РУДы на малый![71][72]
- 17:56:38: КВС: Выходи![73]
- 17:56:40: Э: Выходи, Эльдар.[74]
- 17:56:41: Э: Выходи <неразб>.[75]
- 17:56:43: Э: Выходи.[76]
- 17:56:44: Э: Выходи.[77]
- 17:56:47: Э: <неразб>.[78]
- 17:56:49: Э: Выходи.[79]
- 17:56:52: Э: Выходи, говорю.[80]
- 17:56:54: 2П: Полный газ! Полный газ! Полный газ![81][82]
- 17:56:55: К этому моменту КВС занял своё рабочее место.[83]
- 17:56:56: 2П: Дал газ![84]
- 17:56:57: КВС: Полный газ![85]
- 17:56:58: 2П: Дал![86]
- 17:56:59: Э: <неразб>.[87]
- 17:57:00: Э: Полный газ.[88]
- 17:57:05: Э: Я дал газ, дал.[89]
- 17:57:08: Э: Какая скорость?[90]
- 17:57:09: Э: <неразб>.[91]
- 17:57:13: Э: <неразб>.[92]
- 17:57:17: Э: Так.[93]
- 17:57:23: КВС: Газ полный![94]
- 17:57:25: 2П: Скорость большая очень![95]
- 17:57:27: Э: Большая, да?[96]
- 17:57:28: Э: Большая.[97]
- 17:57:29: Э: Я включил.[98]
- 17:57:30: КВС: Так, всё, выходим, выходим.[99]
- 17:57:32: КВС: Вправо! Вправо ножку![100]
- 17:57:35: КВС: Большая скорость.[101]
- 17:57:36: КВС: Убери газы![102]
- 17:57:37: 2П: Прибрал![103]
- 17:57:42: КВС: Потихо-о-о-нечку![104]
- 17:57:47: 2П: Б…, опять![105]
- 17:57:48: Э: Вправо не крути.[106]
- 17:57:50: Э: Скорость добавил.[107]
- 17:57:53: КВС: Сейчас выйдем! Всё нормально![108]
- 17:57:55: КВС: Потихоньку на себя.[109]
- 17:57:56: КВС: Потихоньку.[110]
- 17:57:57: КВС: Потихоньку, говорю![111]
- 17:58:01: Столкновение самолёта с землёй.[112]
[править] Ссылки
- Моделирование катастрофы. Видео
- Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- Ребенок за штурвалом Airbus 310. Переговоры экипажа и посторонних лиц в кабине. 23 марта 1994 года
- Тема: Все происшествия с Ту-154[1]
- Переговоры экипажей погибших кораблей[2]
- Запись «чёрного ящика» авиалайнера А-310, потерпевшего катастрофу в районе Новокузнецка 22 марта 1994 г.[3]
- Ребенок за штурвалом. Черный ящик А 310, 1994 г.
- Ребенок за штурвалом. Авиакатастрофа под Междуреченском. 23 марта 1994 года.
[править] Примечания
- ↑ Катастрофа А-310-300 а/к 'РАЛ' под Междуреченском
- ↑ Катастрофа А-310-300 а/к 'РАЛ' под Междуреченском
- ↑ Обстоятельства гибели самолета весьма туманны
- ↑ Обстоятельства гибели самолета весьма туманны
- ↑ Обстоятельства гибели самолета весьма туманны
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Катастрофа А-310-300 а/к 'РАЛ' под Междуреченском
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2207 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2210 на модели катастрофы
- ↑ 2211 на модели катастрофы
- ↑ 2212 на модели катастрофы
- ↑ 2213-2217 на модели катастрофы
- ↑ 2220 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2232 на модели катастрофы
- ↑ 2235 на модели катастрофы
- ↑ 2238 на модели катастрофы
- ↑ 2247 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2256 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2258 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2260 на модели катастрофы
- ↑ Предположительно КВС
- ↑ 2261 на модели катастрофы
- ↑ 2262 на модели катастрофы
- ↑ 2265 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2266 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2268 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2269 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2270 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2272 на модели катастрофы
- ↑ 2275 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2276 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2277 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2278 на модели катастрофы
- ↑ 2285 на модели катастрофы
- ↑ 2287 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2293 на модели катастрофы
- ↑ 2296 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2297 на модели катастрофы
- ↑ 2303 на модели катастрофы
- ↑ 2305 на модели катастрофы
- ↑ 2307 на модели катастрофы
- ↑ 2309 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2314 на модели катастрофы
- ↑ 2318 на модели катастрофы
- ↑ 2320 на модели катастрофы
- ↑ 2321 на модели катастрофы
- ↑ 2323 на модели катастрофы
- ↑ 2324 на модели катастрофы
- ↑ 2327 на модели катастрофы
- ↑ 2329 на модели катастрофы
- ↑ 2332 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2334 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска
- ↑ 2336 на модели катастрофы
- ↑ 2337 на модели катастрофы
- ↑ 2338 на модели катастрофы
- ↑ 2339 на модели катастрофы
- ↑ 2340 на модели катастрофы
- ↑ 2345 на модели катастрофы
- ↑ 2348 на модели катастрофы
- ↑ 2349 на модели катастрофы
- ↑ 2353 на модели катастрофы
- ↑ 2357 на модели катастрофы
- ↑ 2363 на модели катастрофы
- ↑ 2365 на модели катастрофы
- ↑ 2367 на модели катастрофы
- ↑ 2368 на модели катастрофы
- ↑ 2369 на модели катастрофы
- ↑ 2370 на модели катастрофы
- ↑ 2372 на модели катастрофы
- ↑ 2375 на модели катастрофы
- ↑ 2376 на модели катастрофы
- ↑ 2377 на модели катастрофы
- ↑ 2382 на модели катастрофы
- ↑ 2387 на модели катастрофы
- ↑ 2388 на модели катастрофы
- ↑ 2390 на модели катастрофы
- ↑ 2393 на модели катастрофы
- ↑ 2395 на модели катастрофы
- ↑ 2396 на модели катастрофы
- ↑ 2397 на модели катастрофы
- ↑ Акт по результатам расследования катастрофы самолёта А310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 года в районе города Междуреченска