История отношений России с Узбекистаном

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] 2016 год

Путин 5 апреля 2016 года подписал закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств», предусматривающий списание Узбекистану «технического долга» по поставкам и кредитам 1992—1993 годов на сумму $864 млн. Узбекистан, в свою очередь, отказался от претензий на часть активов Алмазного фонда и части так называемого «внутреннего валютного долга» бывшего СССР.[1]

[править] 2015 год

8 мая 2015 года Ислам Каримов принял участие в неформальном саммите СНГ в Москве по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

10 июля 2015 года состоялась встреча Владимира Путина и Ислама Каримова «на полях» саммита ШОС в Уфе.

14-15 июля 2015 года состоялся визит министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Узбекистан. В Ташкенте Сергей Лавров был принят президентом республики Узбекистан Исламом Каримовым. Стороны обсудили ключевые аспекты двустороннего сотрудничества, состоялся обмен мнениями по основным вопросам региональной и международной повестки дня. Глава российского МИДа Сергей Лавров также провел переговоры с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым.

По данным на ноябрь 2015 года, на территории Российской Федерации находились более 1,9 миллиона гражданин Узбекистана.[2]

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот России и Узбекистана по итогам 2015 года составил 2837,1 миллиона долларов, в том числе российской экспорт — 2235,4 миллиона долларов и импорт — 601,8 миллиона долларов. Физический объем российско-узбекского товарооборота за 2015 год остался практически на уровне 2014 года, сократившись всего на 1,8 %. Объем экспорта уменьшился на 1,7 %, импорта на — 3,2 %.

В 2015 году российские инвестиции в экономику Узбекистана составили 1235,5 миллиона долларов, что на 40,2 % больше, чем в 2014 году. Из них 95,2 % от общего объема пришлись на нефтегазовую отрасль (1176,5 миллиона долларов), 4,2 % — на сферу телекоммуникаций (52 миллиона долларов).

По итогам 2015 года объем денежных переводов из России в Узбекистан составил 3,059 миллиарда долларов (в 2014 году — 5,653 миллиарда долларов).[3]

[править] 2014 год

В июле 2014 года было подписано межправительственное Соглашение о реализации Программы мероприятий по модернизации и переоснащению Вооруженных Сил Республики Узбекистан современными вооружением и военной техникой до 2020 года. Программа принята осенью 2014 года.

11 сентября 2014 года в Душанбе «на полях» заседания Совета глав государств ШОС Владимир Путин и Ислам Каримов обсудили актуальные вопросы и перспективы российско-узбекского взаимодействия в различных сферах.

10 декабря 2014 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, в ходе которого были подписаны межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015—2019 годы и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.

В декабре 2014 года Россия и Узбекистан подписали соглашение об урегулировании взаимных финансовых обязательств, на основании которого Москва списала Ташкенту порядка 95 % долга (более 860 млн долларов).[4]

Подписанное 10 декабря 2014 года в рамках визита Владимира Путина в Ташкент соглашение между правительствами Узбекистана и России об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015—2019 годы открыло РФ и Узбекистану новые возможности для увеличения российского военно-технического присутствия в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.[5]

[править] 2013 год

14-15 апреля 2013 года президент республики Узбекистан Ислам Каримов посетил Россию с официальным визитом. В рамках визита были подписаны межправительственные программы сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013—2015 годы и экономического сотрудничества на 2013—2017 годы, а также соглашения о реадмиссии и о поощрении и взаимной защите инвестиций.

12-13 ноября 2013 года делегация Совета Федерации во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко посетила Узбекистан с официальным визитом. Парламентарии двух стран обсудили пути активизации диалога между законодательными органами России и Узбекистана, а также перспективы российско-узбекского сотрудничества в целом.

[править] 2012 год

В июне 2012 года Узбекистан принял решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявив о приоритете развития двусторонних отношений со странами-членами организации.

В 2012 году товарооборот России и Узбекистана, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, составил 3714,4 млн.долларов США. При этом российский экспорт увеличился на 10,4 % (до 2325 млн.долларов США), а импорт уменьшился на 25,1 % (до 1389,5 млн долларов США). Положительное сальдо составило 935,5 млн долларов США.

[править] 2009 год

Весной 2009 года Госдума ратифицировала «Соглашение между Россией и Узбекистаном о защите прав трудовых мигрантов» на территории обеих стран.[6]

По материалам ФМС на май 2009 года в России трудилось около 2 млн граждан Узбекистана.[7]

В июне 2009 года на состоявшемся в Москве саммите глав государств ОДКБ Узбекистан отказался подписывать договор о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР), мотивируя это несогласием с некоторыми положениями договора, в частности, с тем, что решения в нем должны были приниматься большинством голосов стран-государств, а не на основе консенсуса.

1 августа 2009 года Россия и Киргизия договорились о размещении в киргизском городе Ош российской военной базы. Это вызвало протест узбекской стороны, которая 3 августа заявила, что присутствие российских военных рядом с границей Узбекистана приведет к дестабилизации во всем регионе.

26 августа 2009 года стало известно, что Узбекистан не будет принимать участия во всех этапах комплексных военных учений ОДКБ в августе-октябре 2009 года.

[править] 2008 год

В феврале 2008 года Россия и Узбекистан заключили соглашение об интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова в объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).[8]

В России состоялись президентские выборы, на которых победу одержал Дмитрий Медведев. И. А. Каримов стал единственным центральноазиатским лидером, не поздравившим Д. А. Медведева ни после выборов, ни в день его инаугурации.[9]

Во время Пятидневной войны Каримов занял осторожную позицию и не поддержал признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, сделанное 26 августа 2008 года президентом Дмитрием Медведевым, однако поручил правительству Узбекистана отправить в Южную Осетию гуманитарную помощь в размере 250 тысяч долларов США.

На саммите ОДКБ 5 сентября 2008 года Каримов вместе с другими лидерами стран — членов этой организации подписал совместную декларацию, в которой выражалась озабоченность в связи с действиями Грузии в Южной Осетии и расширением НАТО на восток, а также поддержка активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе. Декларация также подразумевала большую степень военного взаимодействия между участниками ОДКБ.

В начале сентября 2008 года во время визита российского премьер-министра Владимира Путина в Ташкент Каримов дал согласие на строительство нового газопровода для поставок узбекского газа компании «Газпром» в обмен на повышение его цены.

Узбекистан приостановил членство в ЕврАзЭС в ноябре 2008 года.

[править] 2007 год

В марте 2007 года на основе межправительственного соглашения было создано узбекско-российское совместное предприятие «УзРосАвиа».

В апреле 2007 года правительство России санкционировало открытие Генеральных консульств Узбекистана в Санкт-Петербурге и Новосибирске.[10]

В декабре 2007 года в Узбекистане состоялись очередные президентские выборы, победу на которых одержал действующий глава государства. На следующий день после голосования В. В. Путин поздравил узбекского коллегу с победой.[11]

[править] 2006 год

В январе 2006 года, на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, был подписан протокол о присоединении Узбекистана к Договору об учреждении Сообщества. На этом завершилась политическая часть процедуры вступления Узбекистана в ЕврАзЭС.[12]

В июне 2006 года Узбекистан принял участие в очередном саммите ШОС, который, как отметили эксперты, носил выраженный антиамериканский характер.

16 августа 2006 года в Сочи Каримов подписал протокол о восстановлении членства Узбекистана в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ноябре 2006 года закон о ратификации протокола был принят парламентом республики. 13 декабря 2006 года его подписал Каримов, после чего Узбекистан официально стал членом ОДКБ.

В декабре 2006 года «Газпром» подписал договор на поставку 13 миллиардов кубометров узбекского газа и проведение геологоразведочных работ на плато Устюрт в 2006—2011 годах.

В конце 2006 года государственный долг Узбекистана России составлял около 500 миллионов долларов.

В 2006 году на узбекский рынок вышли новые и закрепились старые крупные инвесторы: «Русский Торговый Дом» (РТД), «Рособоронэкспорт», «Водстрой», «Русский Страховой Центр» и Интерпромбанк.[13]

[править] 2005 год

В феврале 2005 года «Газпром» и «Узтрансгаз» подписали соглашение на 2006—2010 годы на транспортировку туркменского природного газа через территорию Узбекистана с использованием газотранспортных систем «Средняя Азия — Центр» и «Бухара — Урал».[14]

5 мая 2005 года Ташкент уведомил руководство ГУУАМ о своем окончательном выходе из данной структуры.[15]

Серьёзное влияние на дальнейшее развитие российско-узбекских отношений оказали события 12-16 мая 2005 года, во время которых в Андижане и его окрестностях произошли массовые беспорядки. Узбекское руководство было вынуждено ввести в город войска, в ходе столкновений с которыми по официальным данным погибло 169 демонстрантов, а по данным узбекской оппозиции — до 1500 человек.[16]

События в Андижанской области получили неоднозначную оценку со стороны мирового сообщества. Так, США и Великобритания обвинили И. А. Каримова в чрезмерной жестокости при разгоне мирных шествий и потребовали провести международное расследование произошедшего. Узбекская сторона настаивала на ограниченном количестве жертв и отрицала, что при подавлении бунта погибли мирные жители. В результате сотрудничество Ташкента с Лондоном и Вашингтоном оказалось парализованным, ставка Узбекистана на развитие отношений с Западом не оправдалась. Более того, Ташкент оказался перед угрозой международной изоляции, а то и вмешательства западных держав в свои внутренние дела путем их участия в расследовании андижанских событий. Стремясь не допустить этого, И. А. Каримов обратился за поддержкой к России и Китаю — державам, сохранившим во время андижанских событий лояльность его режиму.[17]

Во время андижанских событий Россия последовательно поддерживала узбекское руководство. МИД России опубликовал заявление, в котором осудил «вылазку экстремистов в Узбекистане» и отметил, что «российская сторона в трудную минуту поддерживает руководство дружественного Узбекистана».[18]

В июне 2005 года, совершая визит в Брюссель, министр обороны России С. Б. Иванов заявил, что Москва не поддержит призывы к международному расследованию андижанских событий.[19]

Однозначная позиция России в андижанском вопросе предопределила последующий характер российско-узбекского диалога: Москва вновь стала восприниматься Ташкентом как его главный союзник.[20]

В конце июня 2005 года И. А. Каримов прибыл в Россию с рабочим визитом. Он официально проинформировал В. В. Путина об андижанских событиях, отметив, что российское руководство продемонстрировало беспристрастное отношение к данной проблеме.[21]

В июле 2005 года вблизи американской военной базы в Ханабаде местные жители обнаружили подразделение Вооруженных сил России; таким образом, Ташкент впервые за многие годы предоставил свою территорию в распоряжение российских военных.[22]

В сентябре 2005 года впервые прошли российско-узбекские тактические учения.[23]

В октябре 2005 года президенты России и Узбекистана приняли участие в работе Совета глав государств Организации "Центральноазиатское сотрудничество ", на котором с подачи Ташкента было принято решение о слиянии данной структуры с Евразийским экономическим сообществом.[24]

6 октября 2005 года Узбекистан подал заявку на вступление в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

14 ноября 2005 года в Москве главы России и Узбекистана подписали Договор о союзнических отношениях. Стороны объявили друг друга союзниками, и, в случае совершения против одной из них акта агрессии, это должно было рассматриваться как агрессия против обеих сторон. Учитывая, что на тот момент Ташкент еще не восстановил своего членства в ОДКБ, это означало выход российско-узбекских отношений на принципиально новую высоту. В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности стороны договорились при необходимости предоставить друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории. Ряд положений договора регулировали российско-узбекские экономические отношения. Основными направлениями взаимодействия сторон в данной сфере объявлялись развитие общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной налоговой, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, поощрение и защита инвестиций. Приоритетными отраслями сотрудничества были названы научно-техническая, энергетическая, финансовая, инвестиционная, банковская, авиастроительная, коммуникационная области и ядерная энергетика.[25][26]

Таким образом, Договор о союзнических отношениях предусматривал дальнейшее расширение и модернизацию российско-узбекского сотрудничества в торгово-экономической сфере, хотя степень интеграции сторон, предусмотренная новым соглашением, не существенно отличалась от установленной Договором о стратегическом партнерстве.[27]

Заключив союзнический договор, Москва и Ташкент выполнили целый ряд задач. Узбекистан окончательно избавился от перспектив попадания в международную изоляцию, получил гарантии защиты своей территории в случае любой внешней агрессии и возможность рассчитывать на помощь Москвы при повторении кризиса, подобного андижанским событиям. Россия смогла значительно укрепить свое влияние в Узбекистане и тем самым упрочить свои позиции во всем центральноазиатском регионе.[28]

По итогам 2005 года Россия занимала первое место в торгово-экономическом обороте Узбекистана.

[править] 2004 год

Переломным в экономическом сотрудничестве Москвы и Ташкента, по мнению экспертов, стал 2004 год, когда был создан российско-узбекский консорциум по разработке узбекских газовых месторождений и подписан договор о стратегическом партнерстве между странами.[29]

В конце марта 2004 года в Узбекистане произошла серия террористических актов. Стало снова очевидным, что ни разгром режима талибов в Афганистане и предполагаемый конец ИДУ, ни наличие на территории республики американских военных баз и техническое переоснащение узбекских вооруженных сил не устраняют возможность антиправительственных террористических актов.[30]

В ходе рабочего визита И. А. Каримова в Москву (15-16 апреля 2004 г.) кроме обсуждения вопросов, касающихся безопасности, борьбы против терроризма и экстремизма, значительное место занимали перспективы экономического сотрудничества. И. А. Каримов встретился с председателем Союза промышленников и предпринимателей России А. И. Вольским и президентом «ЛУКОЙЛа» В. Ю. Алекперовым.[31]

В апреле 2004 года «Газпром» и «Узбекнефтегаз» подписали соглашение о разделе продукции газового месторождения Шахпахты и обсудили условия участия российской стороны в разработке Устюртского газового месторождения.[32]

16 июня 2004 года президенты России и Узбекистана подписали Договор о стратегическом партнерстве, в котором определены приоритетные направления двустороннего взаимодействия в политической, экономической, гуманитарной, военной, военно-технической и других областях.

Договор стал новой ступенью в развитии российско-узбекских отношений и естественным результатом работы сторон в течение четырёх последних лет. Стороны договорились координировать усилия, направленные на создание эффективной системы безопасности в Центральной Азии, и подтвердили намерение сотрудничать, а не соперничать в региональных делах. В документе было закреплено типичное для более ранних соглашений России и Узбекистана положение о том, что в случае возникновения ситуации, способной негативно отразиться на безопасности одной из сторон, будет приведен в действие механизм консультаций по ее скорейшему урегулированию. Соответствующий механизм уже неоднократно применялся на практике при возникновении угроз безопасности Узбекистана, и намерение сторон при необходимости вновь к нему обратиться говорило об их возвращении к активному взаимодействию в сфере безопасности. Приоритетными направлениями военного сотрудничества договор провозгласил поставки в Узбекистан российской продукции военного назначения, модернизацию имеющейся у республики военной техники, подготовку в российских военных учебных заведениях офицеров для вооруженных сил Узбекистана. Важным для России представлялось положение о готовности сторон в необходимых случаях предоставить друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территории. Одним из главных направлений российско-узбекских отношений в договоре объявлялось экономическое сотрудничество. Важнейшими отраслями взаимодействия были названы топливно-энергетический комплекс, в том числе мирное использование атомной энергии, авиастроение, транспорт и коммуникации. Что касается гуманитарной составляющей двусторонних отношений, то она должна была получить дальнейшее развитие, хотя и не объявлялась в договоре приоритетной.[33]

Подписание Договора о стратегическом партнёрстве стало хорошим фундаментом для углубления всестороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном и продемонстрировало намерение сторон развивать диалог даже в условиях присутствия в Центральной Азии США.[34]

При этом позиция Ташкента, помимо экономических соображений, объяснялась и тем, что осторожный режим И. А. Каримова, не уверенный в расположении к нему Вашингтона и не исключавший возможности дестабилизации положения в регионе, стремился поддерживать привилегированные отношения с Россией — государством, с которым Узбекистан связывали десятилетия общей истории и которое демонстрировало ему исключительную лояльность на протяжении всего постсоветского периода. Москву же по-прежнему интересовала возможность сотрудничать с Узбекистаном как ключевой республикой жизненно важного для нее центральноазиатского региона, особенно в условиях расширения там американского присутствия. Соответственно российское руководство всячески поощряло инициативы Ташкента по сближению с Москвой.[35]

В июле 2004 года заметно ухудшились узбекско-американские отношения. Госдепартамент США заявил о намерении прекратить военную и сократить экономическую помощь Узбекистану в связи с отсутствием там прогресса в проведении демократических реформ. И хотя в соответствующем пресс-релизе говорилось, что Ташкент остается важным партнером Вашингтона в борьбе с международным терроризмом, Узбекистан сделал вывод о невозможности дальнейшего развития военно-политических связей с США, стремясь ещё активнее вести диалог с Россией.[36]

С 2004 года отношение Узбекистана к ОДКБ стало меняться в лучшую сторону: прекратилась критика организации в неэффективности, вырос интерес к её деятельности.[37]

[править] 2003 год

До начала 2003 года российско-узбекские отношения оставались стабильно нейтральными.[38]

В начале 2003 года в российско-узбекских отношениях обозначился новый рост. Он охватил все сферы двустороннего взаимодействия: политические и военные, экономические и гуманитарные связи. Наиболее заметные успехи в это время были достигнуты в политической и военной областях сотрудничества, прежде пребывавших в состоянии застоя.[39]

Одним из первых шагов на пути активизации политического диалога России и Узбекистана стал визит в Ташкент главы Администрации Президента России А. С. Волошина, состоявшийся в январе 2003 года.[40]

Представители Министерства обороны Узбекистана не приняли участие в очередном заседании Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров государств-участников СНГ (5 марта 2003 г., Москва).[41]

В мае 2003 года Узбекистан начал поставки в Россию природного газа.[42]

В конце мая 2003 года И. А. Каримов в числе прочих высоких гостей принял участие в неформальном саммите СНГ, приуроченном к 300-летию Санкт-Петербурга. Он тепло поблагодарил российскую сторону за великолепие и гостеприимство.[43]

В августе 2003 года состоялся рабочий визит в Узбекистан В. В. Путина, призванный придать двусторонним отношениям новый импульс. Открывая переговоры, президент России подчеркнул, что у сторон «накопилось много вопросов, которые надо обсудить». В ходе встречи главы государств рассматривали преимущественно экономические проблемы — вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере, текстильной промышленности, энергетике и водном хозяйстве, отдельно остановившись на поставках в Россию узбекского хлопка. В политической области они обсудили ситуацию в Афганистане и Ираке, при этом И. А. Каримов подтвердил, что «Узбекистан всегда признавал роль и интересы России в Средней Азии» и выразил надежду, что «и Россия понимает роль Узбекистана в регионе». Главным итогом встречи, по словам И. А. Каримова, стало понимание того, что «много ошибок мы допустили, находясь в состоянии некоторой эйфории. Устоявшиеся связи, взаимовыгодные и для России, и для Узбекистана, надо восстановить».[44]

В сентябре 2003 года министр иностранных дел Узбекистана С. С. Сафаев сделал ряд заявлений о необходимости углубления российско-узбекского сотрудничества.[45]

В 2003 году Газпром получил в управление все магистральные газопроводы, проходящие по территории Узбекистана.[46]

[править] 2002 год

В феврале 2002 года Ташкент с блиц-визитом посетил И. С. Иванов, который провел встречу с И. А. Каримовым. Согласно официальным заявлениям, во время беседы стороны «подтвердили свое стратегическое партнерство», однако визит Иванова в Ташкент завершился досрочно.[47]

Летом 2002 года под предлогом неэффективности ГУУАМ — антироссийской интеграционной группировки, включившей в свой состав Грузию, Украину, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию, — Ташкент прекратил свою деятельность в данной структуре.[48]

В октябре 2002 года президент Узбекистана, выразив поддержку России в связи с захватом заложников в Москве, отметил, что «безопасность России — это наша безопасность, стабильность России — это наша стабильность».[49]

В декабре 2002 года президент Узбекистана заявил: «Я глубоко уважаю Президента России Владимира Путина, и мое отношение к нему остается неизменным».[50]

В декабре 2002 года «Газпром» и компания «Узбекнефтегаз» подписали долгосрочное соглашение о стратегическом сотрудничестве: «Газпром» впервые получил доступ на узбекский энергетический рынок, что означало несомненный успех российской дипломатии.[51]

[править] 2001 год

В начале 2001 года стало очевидно, что ставка Ташкента на сотрудничество с талибами не оправдалась: Северный альянс перешел в контрнаступление, заручившись поддержкой ООН и ведущих мировых держав. Узбекистан оказался в невыгодном положении и был вынужден вновь обратиться в сторону России.[52]

В январе 2001 года И. А. Каримов, заявив об опасности талибской угрозы, призвал страны Центральной Азии сплотить усилия, чтобы совместно с Москвой противостоять экстремистам.[53]

Представительство Российского центра международного научного и культурного сотрудничества открыто в Ташкенте в январе 2001 года.

В марте 2001 года Ташкент посетила российская делегация, достигшая договоренностей о поставках в Узбекистан российской военной техники.[54]

В мае 2001 года И. А. Каримов посетил Россию со вторым за время своего президентства государственным визитом. Стороны обменялись мнениями по широкому кругу вопросов, вновь уделив основное внимание проблемам экономического и политического взаимодействия. По итогам состоявшихся переговоров президенты сделали Совместное заявление, в котором констатировали, что отношения между их странами вступают в новую фазу. Особое внимание в документе уделялось укреплению стратегического партнерства России и Узбекистана. Россия признала особую роль Узбекистана в Центральной Азии, а Ташкент — наличие у Москвы стратегических интересов в данном регионе, назвав ее надежным гарантом мира и стабильности. В области экономики главы государств отметили позитивную динамику развития двусторонних связей, подчеркнув, что их масштабы пока не в полной мере отвечают реальным возможностям и должны быть увеличены. Также отмечалась необходимость развития межрегионального взаимодействия двух стран, перспективной задачей объявлялось создание зоны свободной торговли и общего экономического пространства России и Узбекистана. Существенно большее внимание, чем в предыдущих документах, в заявлении уделялось гуманитарной составляющей российско-узбекских отношений. Президенты подчеркнули, что отныне она будет иметь приоритетный характер, то есть Москва и Ташкент более не собирались увязывать развитие гуманитарного сотрудничества с существующими в их отношениях политическими и экономическими проблемами. Ряд положений документа (о важности изучения русского языка, открытии в Узбекистане филиалов ведущих российских вузов и праве постоянно проживающих в республике русских граждан свободно выражать и сохранять свою самобытность) выразили стремление нового российского руководства обеспечить поддержку русскоязычного населения Узбекистана. Совместное заявление стало первым программным документом, принятым Москвой и Ташкентом после избрания президентом В. В. Путина.[55]

Визит И. А. Каримова был оценён в России как начало «оттепели» в отношениях с Узбекистаном.[56]

В мае 2001 года заключён межгосударственный Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам, в октябре того же года — межгосударственное Соглашение о совместном применении ВВС России, войск ПВО и ВВС Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран.

В июне 2001 года в целях координации ВТС создана российско-узбекская рабочая группа по ВТС.

15 июня 2001 года члены «Шанхайской пятерки» (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) приняли Узбекистан в состав этой организации и преобразовали свой союз в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).[57]

[править] 2000 год

В мае 2000 года в Узбекистан с первым официальным визитом после вступления в должность президента отправился В. В. Путин. Стороны уделили основное внимание вопросам военно-политического и торгово-экономического сотрудничества. В. В. Путин подтвердил готовность Москвы поддержать южные республики СНГ в случае агрессии исламских боевиков. Одной из приоритетных форм взаимодействия сторон впервые было названо межрегиональное сотрудничество. Важным итогом встречи также стало установление между В. В. Путиным и И. А. Каримовым взаимопонимания, совершенно не типичного для отношений президента Узбекистана с Б. Н. Ельциным; на пресс-конференции, проведенной по итогам визита, И. А. Каримов объявил: «Россия… является страной, которая без сомнения сделает все возможное для защиты территориальной целостности, нерушимости границ, независимости… Узбекистана».[58]

В мае 2000 года было подписано межправительственное Соглашение о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан.

В конце мая 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов заявил о возможности нанесения превентивных ударов по лагерям ваххабитов в Афганистане в случае возникновения потенциальной угрозы одной из стран СНГ. В ответ талибы пригрозили Ташкенту акциями возмездия. И. А. Каримов опроверг информацию о готовности узбекской авиации бомбить базы талибов, после чего Узбекистан, опасаясь втягивания в конфликт с «Талибаном», вновь начал дистанцироваться от Москвы.[59]

Начиная с осени 2000 года, когда после ликвидации прорвавшихся на территорию Узбекистана боевиков ИДУ прямая угроза для существующего строя миновала, стало заметно охлаждение узбекско-российских отношений.[60]

Делегация Узбекистана не приняла участие в заседании Совета министров обороны СНГ (Душанбе, октябрь 2000 г.).[61]

[править] 1999 год

В мае 1999 года Узбекистан вышел из Договора о коллективной безопасности и вступил в организацию ГУАМ.

Некоторое оживление в отношениях между Россией и Узбекистаном, с ноября 1998 года по июль 1999 года переживавших глубокий кризис, началось в августе 1999 года. Это было обусловлено, в частности, баткенскими событиями в Киргизии, в ходе которых группа исламских экстремистов захватила несколько высокогорных сел и создала угрозу правящему в республике режиму, также заявив о намерении нанести удар по Узбекистану. Эти события продемонстрировали Ташкенту, что дальнейшая конфронтация с Москвой в условиях усиления в Центральной Азии ваххабитских группировок представляет опасность национальной безопасности Узбекистана.

Убедившись, что в одиночку Бишкек не способен противостоять вторгшимся на ее территорию боевикам, в августе 1999 года Москва и Ташкент в экстренном порядке возобновили взаимодействие в военно-политической сфере. На основании Декларации о всестороннем сотрудничестве России, Таджикистана и Узбекистана они согласовали порядок поставок Ташкенту российского оружия для уничтожения боевиков в Киргизии.

Усилиями Ташкента в октябре 1999 года сопротивление экстремистов было сломлено. Однако в ноябре группа ваххабитов захватила узбекский город Янгиабад, расположенный на стыке границ Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. В ходе операции по освобождению города узбекские спецслужбы обнаружили у боевиков карты местности, сделанные авиацией США во время совместных узбекско-американских учений весной 1998 года. После этого в оборонной политике Ташкента начался очередной разворот в сторону Москвы.[62]

В свою очередь, Россия, учитывая прозрачность границ внутри СНГ и значимость исламского фактора в Центральной Азии, была крайне заинтересована в сохранении в Узбекистане сильного политического режима, способного противостоять натиску экстремистов.[63]

В декабре 1999 года, в ходе своего первого визита в Ташкент в должности председателя правительства России, В. В. Путин обсудил с узбекским руководством вопросы борьбы с терроризмом.[64]

В декабре 1999 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях. Согласно данному документу, в случае возникновения угрозы нападения на одну из сторон Россия и Узбекистан обязались предоставить друг другу всю необходимую помощь, за исключением стратегических вооружений. Они обязались развивать сотрудничество в военно-технической сфере и в деле подготовки военных кадров.[65]

В декабре 1999 года Россия и Узбекистан подписали также документы о сотрудничестве между ФАПСИ РФ и Службой национальной безопасности Узбекистана.

[править] 1998 год

5-7 мая 1998 г. Россию с государственным визитом посетил президент И. Каримов33. Одним из важнейших итогов его встречи с Б. Н. Ельциным стало закрепление в итоговых документах идеи создания «тройки» Россия-Узбекистан-Таджикистан для борьбы с исламским фундаментализмом, ознаменовавшее собой возникновение своеобразного политического союза трех государств.[66]

В мае 1998 года узбекским парламентом было принято решение о «нелегитимности» соглашений о получении Ташкентом российских займов, а также межправительственного соглашения 1997 года о реструктуризации долга. Узбекистан сам «списал» свою задолженность, признав долг лишь в объеме 43,1 млн долл.[67][68]

11-12 октября 1998 г. состоялся ответный государственный визит в Узбекистан президента Б. Н. Ельцина. По итогам переговоров между главами двух государств были подписаны Договор об углублении экономического сотрудничества и Программа экономического сотрудничества между Россией и Узбекистаном на 1998—2007 гг., детально определившие направления и механизм развития узбекистано-российских экономических связей.[69]

Неожиданный кризис в двусторонних отношениях наступил в ноябре 1998 г. в связи с прибытием в Россию М. Солиха — разыскиваемого узбекскими спецслужбами председателя партии «Эрк», запрещенной в Узбекистане в 1993 г. Узнав о нахождении М. Солиха на территории России, Ташкент, ссылаясь на положения трехсторонней декларации, потребовал его экстрадиции. Однако российская сторона отказалась выдать диссидента, не увидев в его деятельности стремления к свержению конституционного строя в Узбекистане.[70]

В ноябре 1998 г. Россия не приняла сторону Узбекистана в узбекско-таджикском внешнеполитическом кризисе, возникшем после рейда М. Худойбердыева.[71]

Военно-политические контакты между Москвой и Ташкентом были заморожены в ноябре 1998 года.[72]

[править] 1994 год

2-3 марта 1994 г. Россию посетил с официальным визитом президент Узбекистана И. Каримов. По итогам переговоров Б. Н. Ельцин и И. Каримов подписали Декларацию о развитии и углублении всестороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Декларация определила основные направления двустороннего сотрудничества на ближайшую перспективу, причем стороны вновь обязались защищать права человека и предпринимать «все необходимые меры, чтобы не допускать на своей территории какой-либо дискриминации национальных меньшинств».[73]

В марте 1994 года Россия и Узбекистан подписали Договор о развитии сотрудничества в военной области.[74]

[править] 1993 год

Российско-узбекское взаимодействие в гуманитарной сфере осуществляется на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 марта 1993 года.[75]

В сентябре 1993 года Россия, Казахстан, Узбекистан, а также три другие бывшие республики СССР подписали соглашение о создании общего валютно-финансового пространства.[76]

В ноябре 1993 г. МИД России, обратив внимание на существование в Узбекистане «проблемы русскоязычного населения», поставил на согласование МИД Узбекистана подготовленный в России проект межправительственного соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, однако положение о приоритете норм данного соглашения по отношению к национальному законодательству каждой из сторон сделало проект неприемлемым для Ташкента.[77]

[править] 1992 год

Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 года.

15 мая 1992 г. в Ташкенте подписан Договор о коллективной безопасности.[78]

30 мая 1992 года в Москве был подписан Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Он заложил правовую основу двусторонних отношений.[79]

Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.

[править] Примечания

  1. Новости // Polpred.com
  2. Межгосударственные отношения России и Узбекистана | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  3. Межгосударственные отношения России и Узбекистана | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  4. Пять фактов о жизни и работе Ислама Каримова // News.mail.ru
  5. Межгосударственные отношения России и Узбекистана | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  6. Торгово-экономическое и политическое сотрудничество РФ с государствами Центральной Азии в конце XX и начале XXI века — тема научной статьи по экономике и экономическим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  7. Торгово-экономическое и политическое сотрудничество РФ с государствами Центральной Азии в конце XX и начале XXI века — тема научной статьи по экономике и экономическим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  8. Торгово-экономическое и политическое сотрудничество РФ с государствами Центральной Азии в конце XX и начале XXI века — тема научной статьи по экономике и экономическим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  9. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  10. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  11. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  12. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  13. Lenta.ru: Каримов, Ислам // Lenta.ru
  14. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  15. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  16. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  17. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  18. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  19. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  20. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  21. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  22. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  23. Российско-узбекское сотрудничество // Vesti.ru
  24. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  25. Lenta.ru: Каримов, Ислам // Lenta.ru
  26. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  27. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  28. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  29. Lenta.ru: Каримов, Ислам // Lenta.ru
  30. Журнал «Международные процессы» // Intertrends.ru
  31. Журнал «Международные процессы» // Intertrends.ru
  32. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  33. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  34. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  35. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  36. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  37. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  38. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  39. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  40. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  41. Журнал «Международные процессы» // Intertrends.ru
  42. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  43. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  44. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  45. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  46. Торгово-экономическое и политическое сотрудничество РФ с государствами Центральной Азии в конце XX и начале XXI века — тема научной статьи по экономике и экономическим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  47. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  48. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  49. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  50. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  51. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  52. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  53. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  54. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  55. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  56. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  57. Lenta.ru: Каримов, Ислам // Lenta.ru
  58. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  59. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  60. Журнал «Международные процессы» // Intertrends.ru
  61. Журнал «Международные процессы» // Intertrends.ru
  62. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  63. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  64. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  65. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  66. «Проблема русскоязычного населения» в Узбекистане и российско-узбекские отношения — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  67. Новости // Polpred.com
  68. Новости // Polpred.com
  69. «Проблема русскоязычного населения» в Узбекистане и российско-узбекские отношения — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  70. «Проблема русскоязычного населения» в Узбекистане и российско-узбекские отношения — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  71. Журнал «Международные процессы» // Intertrends.ru
  72. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В. В. Путина (2000—2008): от взаимного неприятия к стратегическом у партнерству и союзничеству
  73. «Проблема русскоязычного населения» в Узбекистане и российско-узбекские отношения — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  74. Межгосударственные отношения России и Узбекистана | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  75. Российско-узбекские отношения // Russia.uz
  76. [1]
  77. «Проблема русскоязычного населения» в Узбекистане и российско-узбекские отношения — тема научной статьи по истории и историческим наукам, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка // Cyberleninka.ru
  78. Диссертация на тему «Российско-узбекские межгосударственные отношения в 1991—2007 гг.: основные тенденции и проблемы развития» автореферат по специальности ВАК 07.00.15 — История международных отношений и внешней политики // DisserCat
  79. Российско-узбекское сотрудничество // Vesti.ru
История внешней политики России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Личные инструменты