Внешняя политика России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



День дипломатического работника был установлен в соответствии с Указом Президента РФ от 31.10.2002 «О Дне дипломатического работника».[1]

Президент России Дмитрий Медведев в ию­ле 2008 года одобрил Кон­цеп­цию внеш­ней по­ли­ти­ки России. В августе 2008 года Медведев сформулировал пя­ть прин­ци­пов внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сии: вер­хо­вен­ст­во ме­ж­ду­народного пра­ва; не­при­ятие од­но­по­ляр­но­сти и фор­ми­ро­ва­ние по­ли­цен­трич­но­го ми­ро­уст­рой­ст­ва; не­до­пу­ще­ние изо­ля­цио­низ­ма и кон­фрон­та­ции в ме­ж­ду­народных де­лах; за­щи­та жиз­ни и до­с­то­ин­ст­ва российских гра­ж­дан, где бы они ни на­хо­ди­лись; обес­пе­че­ние ин­те­ре­сов Рос­сии в тра­ди­ци­он­но дру­же­ст­вен­ных ре­гио­нах.[2]

В августе 2008 года происходит вооружённый конфликт с Грузией — Пятидневная война. Россия признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии.

В 2012 году Россия вступила в ВТО. В марте 2014 года происходит воссоединение Крыма с Россией. С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз. В сентябре 2015 года Россия начала военную операцию в Сирии.

В 2015 году начинает активно применяться закон об НКО — иностранных агентах. В том же году принимается закон о «нежелательных организациях». Вести реестр поручено Генпрокуратуре, участие россиян в их работе может наказываться в том числе в уголовном порядке. 2 декабря 2019 года Путин подписал закон, распространяющий требования законодательства о СМИ-иностранных агентах на физических лиц.[3]

В редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016, констатируется незыблемость фундаментальных основ международной деятельности России: самостоятельность, независимость, прагматизм, многовекторность, готовность развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и их объединениями. Определены основные задачи российской дипломатии: обеспечение безопасности страны, её суверенитета и территориальной целостности; создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики; упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных мировых центров; продвижение курса на укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, верховенстве международного права и равноправных партнёрских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН; защита прав и интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников.[4]

4 июня 2018 года был подписан федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».[5]

Содержание

[править] МИД России

Министры иностранных дел России в XXI веке: И. С. Иванов (сентябрь 1998 — март 2004); С. В. Лавров (с марта 2004).[6]

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 «О форменной одежде работников МИД России, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств МИД России на территории РФ» введены форменная одежда и знаки различия для послов и посланников.[7]

Положение о МИД России утверждено Указом Президента РФ от 11.7.2004.[8]

Эмблема МИД России была утверждена Указом Президента РФ от 9.7.2010 «Об учреждении геральдического знака – эмблемы МИД РФ».[9]

27.7.2010 — Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД России».[10]

8.11.2011 — Указ Президента РФ «О координирующей роли МИД России в проведении единой внешнеполитической линии РФ».[11]

Флаг МИД России был утверждён Указом Президента РФ от 12.7.2012 «Об учреждении флага МИД РФ».[12]

На 2019 в центральный аппарат МИД России входят 17 территориальных департаментов (4 департамента стран СНГ, 4 Европейских департамента, 3 департамента Азии, департаменты Северной Америки, Латиноамериканский, Ближнего Востока и Северной Африки, Африки, а также Общеевропейского сотрудничества и Азиатского и Тихоокеанского сотрудничества), 24 функциональных департамента (в том числе, департаменты международных организаций, экономического сотрудничества, гуманитарного сотрудничества, внешнеполитического планирования, по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями, по вопросам новых взрывов и угроз, информации и печати, государственного протокола, историко-документальный), другие структурные подразделения.[13]

[править] Дипломатические отношения

26.6.2016 - Федеральный закон «О Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) РФ в иностранном государстве)».[14]

[править] Международные организации

[править] Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Об участии России в работе АБИИ было объявлено 28 марта 2015 года во время Азиатского форума в Боао (провинция Хайнань, КНР). С таким заявлением выступил первый заместитель Председателя правительства России Игорь Шувалов.[15]

14 апреля 2015 года России официально был присвоен статус предполагаемого регионального государства-учредителя Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Единогласное решение об этом было принято странами, ранее присоединившимися к переговорному процессу по созданию АБИИ.[16]

В декабре 2019 года было сообщено, что Совет директоров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) одобрил суверенный заём для России в размере полумиллиарда долларов США на цели финансирования пилотного российского проекта в портфеле банка — «Программы инфраструктурного развития Российской Федерации». Это был первый с 2014 года кредит от международного института развития с участием западных акционеров, выданный России. «Надо понимать, что в АБИИ представлены не только азиатские страны, но и Великобритания, Канада, Франция, Нидерланды, Испания, Бельгия. Всего 75 государств. Подобная инициатива, конечно, натолкнулась бы на ожесточенное сопротивление в других международных институтах. Однако в рамках АБИИ наши западные партнеры вынуждены считаться с позицией остального мира. Это доказывает, что политика санкционных ограничений не может длиться вечно», — прокомментировал предоставление займа глава Минэкономразвития Максим Орешкин.[17]

[править] АТЭС

В 2012 году во Владивостоке прошёл саммит АТЭС.[18][19]

[править] БРИКС

При ак­тив­ном уча­стии Дмитрия Медведева было сфор­ми­ро­ва­но объ­е­ди­не­ние БРИКС (до 2011 БРИК) (Бра­зи­лия, Рос­сия, Ин­дия, Ки­тай, с 2011 — и ЮАР).[20]

В 2009 году в Екатеринбурге состоялся первый саммит БРИК.[21]

В 2011 году к БРИК при­сое­ди­ни­лась ЮАР, объединение стало называться БРИКС.[22]

Зна­чит. дос­ти­же­ни­ем ста­ло ре­ше­ние (2014) о соз­да­нии Ре­зерв­но­го фон­да и Бан­ка раз­ви­тия, ко­то­рые при­зва­ны спо­соб­ст­во­вать фи­нан­со­вой ста­биль­но­сти и реа­ли­за­ции ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов в стра­нах БРИКС.[23]

В 2015 году Россия ратифицировала Соглашение о Новом банке развития.[24]

В ноябре 2020 года было сообщено, что Новый банк развития БРИКС (НБР) получил от России заявку на кредит объемом 1 миллиард долларов для борьбы с последствиями пандемии COVID-19.[25]

[править] ВОЗ

На региональном уровне Россией с 2014 года финансируется деятельность географически удаленного офиса ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний.[26]

2 октября 2020 года глава Постоянного представительства Российской Федерации Геннадий Гатилов и Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус подписали четыре новых меморандума о намерениях, в том числе по вопросу о предоставлении Российской Федерацией средств в размере более 15 млн долл. США на поддержку приоритетных мер в области здравоохранения.[27]

РФПИ объявил о подаче заявки в ВОЗ на регистрацию и преквалификацию «Спутника V» в октябре 2020 года.[28]

ВОЗ возобновила процедуру регистрации «Спутника V» в октябре 2021 года.[29]

[править] ВТО

16 декабря 2011 года в Женеве 8-я министерская конференция ВТО одобрила присоединение России к ВТО.[30]

Подписание Протокола 16 декабря 2011 года в Женеве в ходе пленарного заседания 8-й Министерской конференции Всемирной торговой организации (ВТО) министром экономического развития Российской Федерации и генеральным директором ВТО окончательно завершило 18-летний период переговоров, проводимых Российской Федерацией по присоединению к этой международной организации.[31]

Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» принят Государственной Думой 10 июля 2012 года.[32]

22.8.2012 Рос­сия офи­ци­аль­но ста­ла чле­ном ВТО.[33]

[править] ГРЕКО

Россия стала членом Группы государств против коррупции (ГРЕКО) с 1 февраля 2007 года.[34]

В апреле 2008 года состоялся визит в Россию делегации экспертов-оценщиков ГРЕКО, которые на основе предварительно заполненных властями России вопросников на практике знакомились с системой борьбы с коррупцией в стране. Оценщики ГРЕКО встречались с представителями администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, Государственной Думы, правоохранительных органов, Минфина, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, ФНС России и др., представителями СМИ. Оценщики ГРЕКО также встречались с представителями неправительственных организаций.[35]

По итогам визита в Россию экспертами-оценщиками стран ГРЕКО совместно с секретариатом ГРЕКО был подготовлен проект отчета об оценке эффективности антикоррупционной системы РФ, который был вынесен на утверждение пленарного заседания ГРЕКО 1-5 декабря 2008 г. в. Страсбурге. Была дана оценка соответствующим аспектам российской антикоррупционной системы. По итогам заседания в финальную редакцию отчета ГРЕКО по России вошли 26 рекомендаций.[36]

[править] ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития в середине 2014 года по политическим мотивам заморозил все новые проекты в России.

[править] МВФ

Задолженность России перед МВФ сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов.[37]

В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 миллиардов долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.[38] Выплаты были осуществлены за счёт средств Стабилизационного фонда.[39]

По состоянию на 31 января 2014 года российская квота в МВФ составляла 5,945 миллиона СДР (специальные права заимствования).[40]

[править] НАТО

В 2001 году НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро, а в 2002 году — Военную миссию связи.[41]

28 мая 2002 года главы государств-членов НАТО и В. В. Путин подписали Римскую декларацию, которая определила новый формат отношений России и НАТО — был создан Совет Россия — НАТО (его возглавил генсек альянса Дж. Робертсон).[42] Совет был призван стать площадкой для консультаций по текущим вопросам безопасности и руководить практическим сотрудничеством по широкому ряду направлений.[43]

Диалог и сотрудничество между Россией и НАТО стали более крепкими с созданием Совета Россия — НАТО.[44]

В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации «Россия — НАТО» помогал бывшим российским военнослужащим адаптироваться к гражданской жизни путем предоставления информации о поиске работы и социальной адаптации, подготовки и оказания услуг по трудоустройству. Центр был создан в Москве и постепенно расширял свою деятельность в регионах. Около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ прошли переподготовку и более 80 % смогли трудоустроиться в гражданской сфере.[45]

До вывода своего миротворческого контингента в начале 2003 года Россия оказывала поддержку операциям НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине и Косово.[46]

С момента подписания в феврале 2003 года рамочного соглашения о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей аварийных подводных лодок работа в данной области постоянно развивалась. С 2005 по 2011 год Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО.[47]

В ходе начатого в 2003 году исследования был проанализирован возможный уровень оперативной совместимости систем противоракетной обороны театра военных действий государств-членов НАТО и России. Были организованы командно-штабные и компьютерные учения в целях разработки механизмов и процедур для совместных операций. На встрече на высшем уровне в Лиссабоне в 2010 году руководители стран СРН утвердили общую оценку угрозы баллистических ракет и договорились разработать совместный анализ будущих рамок для сотрудничества в области противоракетной обороны.[48]

В декабре 2004 года был утвержден План действий СРН по борьбе с терроризмом. Сотрудничество в данной области включало проведение учений, регулярный обмен информацией и подробные консультации по различным аспектам, таким как ликвидация последствий, борьба с самодельными взрывными устройствами, проведение особо важных мероприятий и обеспечение их безопасности.[49]

В период с 2004 по 2007 год эксперты и другие представители стран СРН также присутствовали в качестве наблюдателей на четырех полевых учениях по реагированию на аварию с ядерным боеприпасом, которые были проведены в России и каждом государстве НАТО, обладающем ядерным оружием (Франция, Соединенное Королевство и США).[50]

В течение ряда лет Россия оказывала поддержку действующим в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международным силам содействия безопасности (МССБ) через различные механизмы для содействия транзиту по российской территории невоенных грузов для стран-участниц МССБ.[51]

Неожиданно для Москвы в начале 2008 года стало известно, что США предлагают Украине и Грузии программу вступления в НАТО. Этот план поверг Кремль в тревожное состояние, ситуация начала накаляться. В 2008 году Путин первый и единственный раз за всё своё правление ездил на саммит НАТО в Бухарест. Там на ужине с главами западных государств попытался их вразумить. По словам участников, он им тогда говорил, что Украина шаткое и хрупкое государство, что попытки включить ее в НАТО приведут к расколу страны. План по вступлению новых членов в НАТО принят не был. Германия и Франция заняли осторожную позицию. Бушу не удалось продавить решение в Бухаресте.[52]

После Пятидневной войны официальные заседания СРН и сотрудничество России с НАТО в некоторых областях были приостановлены до весны 2009 года.[53]

Россия дала НАТО возможность использовать мандат Совета Безопасности ООН на проведение военной операции в Ливии.[54]

Всё практическое гражданское и военное сотрудничество НАТО с Россией в рамках СРН было приостановлено с апреля 2014 года.[55]

В декабре 2018 года министры иностранных дел стран НАТО поддержали вывод США о том, что Россия существенным образом нарушает свои обязательства, предусмотренные Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД): не обладать, не производить и не проводить летные испытания крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км, и не обладать и не производить пусковые установки таких ракет.[56]

[править] ООН

При уча­стии Рос­сии бы­ла раз­ра­бо­та­на и при­ня­та ре­зо­лю­ция СБ ООН № 1373 от 28.9.2001, в соот­вет­ст­вии с ко­то­рой соз­дан и функ­цио­ни­ру­ет Контр­тер­ро­ри­сти­че­ский ко­ми­тет.[57]

Федеральный закон «О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций» принят Государственной Думой 18 февраля 2006 года.[58]

В 2015 году Россия подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ своего континентального шельфа в Арктике.

27 мая 2021 г. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, суверенный фонд Российской Федерации) и Детский фонд ООН (United Nations International Children’s Emergency Fund, UNICEF) объявляют о подписании соглашения для поставок 220 миллионов доз двухкомпонентной российской вакцины против коронавируса «Спутник V» для вакцинации 110 млн человек.[59]

На начало ноября 2021 года, в состав миротворческих сил ООН входили 75 россиян.[60]

По состоянию на январь 2022 года российские военные и полицейские участвуют в девяти миротворческих миссиях ООН (в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре, ЦАР, Косово, на Кипре и Ближнем Востоке, в Южном Судане и Республике Судан).[61]

[править] Организация исламского сотрудничества

Россия в 2005 году по инициативе Владимира Путина стала наблюдателем в Организации Исламского Сотрудничества.[62]

[править] Парижский клуб

21 августа 2006 года Россия полностью и досрочно рассчиталась с Парижским клубом по долгам бывшего СССР.[63]

[править] ФАТФ

В 2003 году Россия стала членом ФАТФ (Груп­па раз­ра­бот­ки фи­нан­со­вых мер борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег).[64]

[править] Международные соглашения

В июле 2002 года Российская Федерация ратифицировала разработанную в рамках Совета Европы Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 года.[65]

Распоряжением Правительства России от 30 июля 2009 года № 1055-р на основании пп. «а» п. 3 ст. 45 Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) было принято решение о прекращении временного применения ДЭХ и уведомлении об этом Правительства Португалии — депозитария ДЭХ. Соответствующая нота, в которой было указано, что «Российская Федерация также подтверждает, что в соответствии с п. 1 ст. 45 Договора Российская Федерация не применяла временно любое положение Договора в той степени, в которой временное применение такого положения противоречило Конституции, законам или нормативным актам Российской Федерации», была направлена 20 августа 2009 года. Уведомление о намерении не становиться Договаривающейся Стороной ДЭХ вступило в силу по истечении 60 дней с даты его получения депозитарием ДЭХ, то есть 19 октября 2009 года.[66]

Россия подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией в мае 2016 года. В рамках этого соглашения в 2018 году Москва получила доступ к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами более чем 80 юрисдикций, в том числе так называемых офшоров.[67]

В мае 2019 года Россия ратифицировала стандарт MLI.[68]

В феврале 2021 года Россия предложила пересмотреть Конвенцию о дорожном движении для допуска беспилотников на дороги общего пользования.[69]

[править] Климатические соглашения

Киотский протокол, представлявший собой важнейший этап в международных усилиях по снижению антропогенной нагрузки на климатическую систему Земли, вступил в 2005 году в силу благодаря решению России о его ратификации.[70]

21 сентября 2019 года правительством России было утверждено постановление о принятии Парижского соглашения.[71]

В рамках реализации Парижского соглашения правительством России утверждён национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года.[72]

В 2020 году Россия приняла Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу.[73]

[править] Двусторонние договоры

Были ратифицированы договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные между Российской Федерацией и Республикой Парагвай (ратифицирован в 2001 году), Республикой Гватемала (2001 год), Китайской Народной Республикой (2002 год), Румынией (2004 год), Южно-Африканской Республикой (2007 год), Республикой Абхазия (2008 год), Республикой Южная Осетия (2008 год).[74]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Медведев
  3. «Но потом, как видите, втянулся»
  4. [2]
  5. История контрсанкций России в отношении Украины. 21 августа 2021
  6. [3]
  7. [4]
  8. [5]
  9. [6]
  10. [7]
  11. [8]
  12. [9]
  13. [10]
  14. [11]
  15. [12]
  16. [13]
  17. [14]
  18. Путин Владимир Владимирович
  19. Путин
  20. Медведев
  21. Путин
  22. Путин
  23. Путин
  24. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  25. [15]
  26. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
  27. [16]
  28. [17]
  29. [18]
  30. [19]
  31. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  32. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  33. Путин
  34. [20]
  35. [21]
  36. [22]
  37. [23]
  38. [24]
  39. Правовое регулирование государственного долга России как института в системе финансового права
  40. [25]
  41. [26]
  42. [27]
  43. [28]
  44. [29]
  45. [30]
  46. [31]
  47. [32]
  48. [33]
  49. [34]
  50. [35]
  51. [36]
  52. «Либо проиграем, либо станем чище и добрее». Дмитрий Тренин о расколе между Западом и Россией. 1 октября 2020
  53. [37]
  54. «Либо проиграем, либо станем чище и добрее». Дмитрий Тренин о расколе между Западом и Россией. 1 октября 2020
  55. [38]
  56. [39]
  57. Внешняя политика
  58. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  59. [40]
  60. [41]
  61. [42]
  62. [43]
  63. [44]
  64. Путин
  65. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  66. Дело «ЮКОС против Российской Федерации» и вопрос о юрисдикционном иммунитете государства
  67. [45]
  68. [46]
  69. [47]
  70. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
  71. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
  72. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
  73. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года
  74. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
Внешняя политика России в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Внешняя политика России в XX-XXI веках
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
История внешней политики России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз


Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел


Россия в XXI веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100


Международные отношения в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСеверная МакедонияСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЮжная ОсетияЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыКонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты