Отношения России с Египтом в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В апреле 2001 года в ходе очередного официального визита в Москву X. Мубарака обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, в частности в экономической сфере.[1]

В сентябре 2004 года Россия и Египет подписали Протокол о стратегическом сотрудничестве и диалоге между министерствами иностранных дел двух стран. Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, «протокол выводит наше сотрудничество на качественно новый уровень, предусматривает консультации и координацию действий практически по всем направлениям глобальной и региональной политики».[2]

С российской стороны Египет посетил премьер-министр Михаил Фрадков в ноябре 2004 года.[3]

Визит в Египет президента России Владимира Путина в апреле 2005 года стал первым визитом главы российского государства в арабские страны после 1964 года. По его итогам было принято Совместное заявление о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет.[4]

В феврале 2015 года Путин в ходе своего визита в Египет подарил президенту Абдель Фаттаху ас-Сиси автомат Калашникова.[5]

17 октября 2018 года между Россией и Египтом был подписан договор о всестороннем партнёрстве и стратегическом сотрудничестве, он вступил в силу в январе 2021 года Египет стал третьей страной Африки (после Алжира и ЮАР), с которой у России декларировано «стратегическое партнёрство».[6]

Содержание

[править] Военная сфера

В 2016 году российские десантники впервые провели учения на территории Египта.

[править] Экономика

В 2001 г. «ЛУКОЙЛ» стал партнёром Генеральной нефтегазовой корпорации Египта по концессии WEEM.[7]

В январе 2003 года в Москве находилась делегация АРЕ, в состав которой вошли более 100 предпринимателей, представляющих основные отрасли египетской экономики. Одной из главных целей визита было увеличение взаимных инвестиций и создание совместных предприятий.[8]

В ноябре 2004 года Египет признал рыночный статус российской экономики и заявил о своей поддержке присоединения России к ВТО.[9]

В марте 2016 года Россия и Египет подписали Меморандум о сотрудничестве в области электросвязи, почтовой связи и информационных технологий.[10]

Соглашение о создании российской промышленной зоны на территории экономической зоны Суэцкого канала сроком на 50 лет было подписано на 11-й межправительственной комиссии Россия — Египет в мае 2018 г.[11]

В марте 2019 г. делегация российских ИТ-компаний во главе с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Константином Носковым посетила Египет. В состав делегации вошли руководители и представители фонда «Росинфокоминвест», ГК «ИнфоВотч», ГК INOVENTICA, НТЦ «Протей», «Базальт СПО», «Новый диск», «ИРКОС», Т8, «Центр речевых технологий», «ИнфоВотч Галф», «СКАЙРОС Телеком», а также Аналитического центра при Правительстве, Высшей школы экономики и Московского института электроники и математики имени А. Н. Тихонова.[12]

9 марта 2022 года состоялся телефонный разговор В. В. Путина и Абдельфаттаха ас-Сиси, стороны в конструктивном ключе обсудили ход реализации крупных совместных проектов в атомной энергетике и промышленности, а также выразили заинтересованность в продолжении тесного сотрудничества в туристической и аграрной сферах.[13]

[править] Торговля

Российско-египетский товарооборот по итогам 2022 года увеличился почти на 30 % и превысил отметку $6 млрд.[14]

[править] Финансы

По данным Центрального банка Египта, общая задолженность Египта перед Россией в июне 2021 г. составляла 703 млн долл. (на конец 2019 г. — 458 млн).[15]

[править] Воздушный транспорт

Авиасообщение России с Египтом было приостановлено в ноябре 2015 года после крушения российского пассажирского лайнера над Синайским полуостровом.[16]

В 2018 году Президент России Владимир Путин подписал указ о возобновлении регулярных авиаперевозок в Каир.

В апреле 2018 года было восстановлено регулярное авиасообщение между Россией и Египтом.[17]

Россия в сентябре 2020 года возобновила авиасообщение с Каиром.[18]

8 июля 2021 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации (от 08.07.2021 № 411) было отменено действие указа (№ 553 от 2015 г.) о запрете на полёты российских авиакомпаний на египетские курорты.[19]

Зимой 2021/22 гг. чартерные рейсы в Хургаду и Шарм аш-Шейх выполняли «Уральские авиалинии», «Ямал», Red Wings, Smart Avia, iFly, Azur Air и S7.[20]

Чартерное авиасообщение России с Египтом, вновь прерванное в начале марта 2022 г., возобновилось 28 мая 2022 г.[21]

[править] Туризм

Согласно статистике Банка России, до 2016 г. туризм занимал до 95 % оборота торговли услугами между Россией и Египтом.[22]

[править] Туристы России в Египте

По итогам 2008 года Россия заняла первое место по числу туристов в Египте.

До последовавшей после крушения в результате теракта 31 октября 2015 г. самолёта «Когалымавиа» с российскими туристами приостановки прямого авиасообщения Египет принимал свыше 3 млн граждан России в год.[23]

[править] Компании

[править] Компании России в Египте

«Лукойл» с 2009 г. в статусе оператора участвует в концессии WEEM Extention в Египте.[24]

С 2010 г. в Египте работает представительство российской компании Softline.[25]

В 2017 году «Роснефть» приобрела у итальянской компании Eni 30 % проекта по разработке месторождения Зор у берегов Египта за $1,125 млрд.

В декабре 2019 года было сообщено, что «Зарубежнефть» подписала соглашение о разделе продукции по двум нефтяным блокам на шельфе Египта. Блоки South East Ras El Ush (SEREU) и East Gebel El Zeit (EGZ) находятся в Суэцком заливе.[26]

В результате слияния компаний Wintershall и Deutsche Erdöl AG (DEA) в 2019 г. частичный контроль над активами в нефтегазовом секторе Египта (участки в Западной дельте Нила и в Суэцком заливе) получила частная инвестгруппа российских акционеров «Альфа-Групп».[27]

[править] Строительство АЭС в Египте

В 2015 году Москва и Каир заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области строительства по российскому проекту и эксплуатации первой в Египте АЭС «Эль-Дабаа» и межправсоглашение об условиях российского кредита на 25 миллиардов долларов. А в декабре 2017 года в египетской столице в присутствии президентов России и Египта Владимира Путина и Абделя Фаттаха ас-Сиси были подписаны акты о вступлении в силу коммерческих контрактов на сооружение атомной станции.[28]

В 2018 году президент Владимир Путин сообщал о планах выделить Египту госкредит на $25 млрд для строительства АЭС в Египте.[29]

В апреле 2019 г. площадка под строительство АЭС прошла проверку по ядерному и радиационному контролю Египта.[30]

В феврале 2020 г. «Росатом» подписал первые контракты с египетскими компаниями на подрядные работы по строительству АЭС.[31]

К лету 2021 г. Управление атомных станций Египта практически завершило строительство инфраструктуры и жилых домов для рабочих, а также укрепление набережной возле АЭС, окончило первый этап процесса выравнивания рельефа площадки в рамках подготовки к возведению АЭС.[32]

Управление атомных электростанций Египта в начале июля 2021 г. сообщило о подаче Управлению по ядерному и радиологическому регулированию Египта всех необходимых документов для получения разрешения на начало строительства первых двух блоков АЭС «Эль-Дабаа». В январе 2022 г. был передан пакет документов по 3 и 4 блокам.[33]

20 июля 2022 года в Египте при участии России началось строительство первой в стране атомной электростанции — АЭС «Эд-Дабаа».[34][35]

Строительство с участием России энергоблока № 2 первой в Египте АЭС «Эль-Дабаа» началось 19 ноября 2022 года.[36]

[править] Образование

В марте 2023 года отмечалось: «Сегодня интерес египетских студентов к обучению в российских университетах существенно вырос — за последние пять лет количество студентов из Египта увеличилось более чем в шесть раз и на сегодняшний день преодолело отметку 15 тысяч человек. Наиболее популярны такие специальности, как медицина, инжиниринг, робототехника и ядерная физика.»[37]

[править] Блага

[править] Машиностроительная продукция

[править] ЗРК

В 2005—2006 годах Россия выполнила контракт по модернизации 10-20 египетских ЗРК С-125 «Печора» до уровня «Печора-2М».[38]

20 единиц С-125 были модернизированы Россией для Алжира до уровня «Печора-2М» в 2010—2011 годах.[39]

[править] Пассажирские вагоны

Договор о поставке ЕНЖД 1300 пассажирских вагонов на сумму более €1 млрд был подписан в сентябре 2018 года.[40] Договор был подписан по итогам выигранного консорциумом тендера, объявленного Египетскими национальными железными дорогами в 2017 году. В тендере также принимали участие производители из Китая, Италии, Индии, Испании и Румынии. Сделка стала крупнейшей в истории египетских железных дорог.[41]

В декабре 2019 года было сообщено, что в Каире подписано соглашение о финансировании сделки на поставку Египетским национальным железным дорогам 1,3 тыс. пассажирских вагонов российско-венгерским консорциумом «Трансмашхолдинг-Венгрия КФТ».[42] В апреле 2020 года соглашение вступило в силу.[43]

В октябре 2019 г. прототипный вагон 3 класса (с принудительной вентиляцией) был представлен министру транспорта Египта и принят инспекторами ЕНЖД. К концу июня 2020 г. в Египет были доставлены первые серийные пассажирские вагоны, в августе Египетские национальные железные дороги начали эксплуатацию трёх пассажирских поездов, сформированных из новых вагонов.[44]

По состоянию на сентябрь 2021 г., контракт исполнен на 38 % — завершена поставка 500 вагонов третьего класса с системами принудительной вентиляции.[45]

6 февраля 2023 года было сообщено, что руководитель Египетских национальных железных дорог (ЕНЖД) Мохамед Амер и вице-президент Трансмашхолдинга Серго Курбанов подписали пакет соглашений, предусматривающих организацию технического обслуживания пассажирских вагонов российско-венгерского производства, поставляемых в рамках контракта заключенного в 2018 году. Церемония подписания прошла в городе Каир в присутствии министра транспорта Египта Камеля аль-Вазира и генерального директора ТМХ Кирилла Липы. Общая стоимость сервисного пакета — 430 млн евро. Согласно подписанным документам, ТМХ берет на себя обязательства по техническому сопровождению поставленной техники в течение 12 лет. Предусмотрены разработка проекта и оснащение оборудованием специализированного депо, которое будет создано в пригороде города Каира, обучение персонала из числа местных жителей, а также техническое обслуживание техники и поставка запасных частей для вагонов.[46]

[править] Самолёты

В начале февраля 2016 г. производитель SSJ 100 «Гражданские самолёты Сухого» подписал соглашение о намерениях с египетской чартерной авиакомпанией Air Leisure о передаче ей четырёх самолётов, которое также предусматривало опцион еще на шесть бортов. Air Leisure выполняла чартерные перевозки преимущественно между Китаем и Египтом, в 2018 г. прекратила работу в связи с финансовыми сложностями.[47]

В сентябре 2016 г. Гражданские авиационные власти Египта выдали сертификат типа на SSJ 100.[48]

[править] Энергоносители

С начала 2015 г. «Роснефть» — аккредитованный контрагент Генеральной нефтегазовой корпорации Египта (EGPC) и принимает участие в тендерах на спотовые поставки нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Египет.[49]

[править] Химическая продукция

[править] Вакцины

В феврале 2021 года в Египте была одобрена двухкомпонентная вакцина «Спутник V».[50]

22 апреля 2021 г. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, суверенный фонд Российской Федерации), египетская фармацевтическая компания Minapharm и ее дочерняя структура, компания ProBioGen (Германия) объявляют о соглашении для производства более 40 млн доз российской вакцины против коронавируса «Спутник V» в год.[51]

24 сентября 2021 г. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, суверенный фонд Российской Федерации) объявил об одобрении применения российской однокомпонентной вакцины против коронавируса «Спутник Лайт» Управлением по лекарственным средствам Египта (Egyptian Drug Authority).[52]

Внешняя политика России в XXI веке
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
2030-е  2030203120322033203420352036203720382039
2040-е  2040204120422043204420452046204720482049
2050-е  2050205120522053205420552056205720582059
2060-е  2060206120622063206420652066206720682069
2070-е  2070207120722073207420752076207720782079
2080-е  2080208120822083208420852086208720882089
2090-е  2090209120922093209420952096209720982099
2100-е  2100
Личные инструменты