Отношения России с Узбекистаном

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Дипломатические отношения между Россией и Узбекистаном установлены 20 марта 1992 г.[1]

На регулярной основе осуществляются политические контакты на высшем и высоком уровнях. Президенты двух стран неоднократно обменивались государственными, официальными и рабочими визитами.[2]

В рамках официального визита Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова в Российскую Федерацию 14-15 апреля 2013 г. подписаны межправительственные программы сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013—2015 годы и экономического сотрудничества на 2013—2017 годы, а также соглашения о реадмиссии и о поощрении и взаимной защите инвестиций.[3]

10 декабря 2014 г. состоялся официальный визит Президента Российской Федерации В. В. Путина в Узбекистан, в ходе которого подписаны межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015—2019 гг. и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.[4]

Осуществляются контакты руководителей двух стран и на многосторонних площадках (СНГ, ШОС). 11 сентября 2014 г. в Душанбе «на полях» заседания СГГ ШОС В. В. Путин и И. А. Каримов обсудили актуальные вопросы и перспективы российско-узбекского взаимодействия в различных сферах. 8 мая 2015 г. И. А. Каримов принял участие в неформальном саммите СНГ в Москве по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 10 июля 2015 года состоялась встреча В. В. Путина и И. А. Каримова «на полях» саммита ШОС в г. Уфе.[5]

Министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров неоднократно посещал Ташкент с рабочими и официальными визитами (последний раз — 15 июля 2015 г.).[6]

Договорно-правовую базу российско-узбекского сотрудничества составляют около 200 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. Основополагающее значение имеют Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве от 30 мая 1992 г., Договор о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 г. и Договор о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 г., в которых зафиксированы приоритетные направления развития двустороннего партнерства в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Договорами предусмотрено тесное взаимодействие в вопросах обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, противодействия терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотиков и новым вызовам и угрозам.[7]

Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 г.[8]

В январе-июле 2015 г. объем взаимной торговли уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 30,4 % и составил 1653,9 млн долл. США. Российский экспорт снизился на 27,2 % (1317,5 млн долларов США), а импорт — на 40,5 % (336,4 млн долларов США). В 2014 г. объем российско-узбекского товарооборота составил 3997,2 млн долларов США. Российский экспорт достиг 3122,6 млн долларов США, а импорт — 874,6 млн долларов США. Россия сохраняет свои позиции основного торгового партнера Узбекистана — ее доля в общем объеме внешней торговли республики составила в 2014 г. около 27 %.[9]

В Узбекистане действуют порядка 880 российско-узбекских компаний, аккредитованы представительства свыше 80 российских предприятий. В России создано 512 компаний с узбекским капиталом.[10]

Вопросы торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества, взаимодействия в области ТЭК и других отраслях экономики рассматриваются в рамках работы Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Сопредседателями МПК являются заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козак и первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан — министр финансов Р. С. Азимов. Очередное 16-е заседание Комиссии состоялось 26 ноября 2014 г. в Ташкенте.[11]

Развивается военное и военно-техническое сотрудничество. Базовым двусторонним документом в этой сфере является Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях, подписанный в декабре 1999 г. В октябре 2001 г. подписано межгосударственное Соглашение о совместном применении ВВС России, войск ПВО и ВВС Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран. С июня 2001 г. в целях координации ВТС действует Российско-Узбекская рабочая группа по ВТС.[12]

Важным направлением двусторонних отношений является развитие межрегиональных связей на основе межправительственного Соглашения о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан от 19 мая 2000 г. С хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан сотрудничают 70 регионов Российской Федерации. Лидирующие позиции в торговле с Узбекистаном занимают г. Москва, Республики Башкортостан, Татарстан, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Московская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, г. Санкт-Петербург.[13]

В России трудится около 2154 тыс. трудовых мигрантов из Узбекистана. В 2014 г. объемы их денежных переводов на родину составили порядка 5,5 млрд долларов США. С учетом этого существенное место в комплексе российско-узбекских отношений занимают вопросы трудовой миграции. Они регулируются межправсоглашениями о защите прав трудящихся-мигрантов, о борьбе с незаконной миграцией от 4 июня 2007 г. и о реадмиссии от 15 апреля 2013 г. В октябре 2013 г. в Ташкенте состоялись заседания Объединенной российско-узбекской рабочей группы по вопросам борьбы с незаконной миграцией и Совместной российско-узбекской рабочей группы по вопросам трудовой миграции. Ведется работа по взаимному учреждению представительств компетентных органов в сфере миграции.[14]

Российско-узбекское взаимодействие в гуманитарной сфере базируется на межправительственном Соглашении о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 19 марта 1993 г. и Соглашении о сотрудничестве в области культуры между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством по делам культуры Республики Узбекистан от 11 октября 1998 г.[15]

В соответствии с межправительственным Соглашением об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 6 мая 1998 г. в Узбекистане функционирует Российский центр науки и культуры. Организуются научно-методические, культурно-просветительские и образовательные мероприятия по продвижению русского языка в Узбекистане.[16]

Российско-узбекское сотрудничество в области образования осуществляется на основе межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области высшего образования от 27 июля 1995 г. и подписанного в 2005 г. Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки России и Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана. В 2014—2015 учебном году в российские образовательные учреждения в пределах выделенной республике квоты были зачислены 212 узбекских граждан.[17]

В Ташкенте действуют филиалы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина.[18]

В 1995 г. было подписано двустороннее межправительственное соглашение о создании на территории Республики Узбекистан Международной радиоастрономической обсерватории «Суффа».[19]

Содержание

[править] Экономические отношения

[править] Торговые отношения

По итогам 2017 года товарооборот России с Узбекистаном составил 3,6 миллиарда долларов и увеличился на 33,9 %.

[править] Природный газ

«Узбекнефтегаз» — основной партнер «Газпрома» в Узбекистане. Занимается разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией нефти и газа.[20]

В 2017 году объем закупки «Газпромом» природного газа в Узбекистане составил 5,5 млрд куб. м.[21]

[править] Военное сотрудничество

Важную роль в обеспечении стабильности в Центрально-Азиатском регионе играет военно-техническое сотрудничество между Россией и Узбекистаном. В марте 1994 года Россия и Узбекистан подписали Договор о развитии сотрудничества в военной области. В декабре 1999 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях. В мае 2001 года заключен межгосударственный Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам, в октябре того же года — межгосударственное Соглашение о совместном применении ВВС России, войск ПВО и ВВС Узбекистана для обеспечения безопасности воздушного пространства двух стран. В июне 2001 года в целях координации ВТС создана российско-узбекская рабочая группа по ВТС. В июне 2012 года Узбекистан принял решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявив о приоритете развития двусторонних отношений со странами-членами организации.[22]

В июле 2014 года было подписано межправительственное Соглашение о реализации Программы мероприятий по модернизации и переоснащению Вооруженных Сил Республики Узбекистан современными вооружением и военной техникой до 2020 года. Программа принята осенью 2014 года.[23]

Подписанное 10 декабря 2014 года в рамках визита Владимира Путина в Ташкент соглашение между правительствами Узбекистана и России об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015—2019 годы открыло РФ и Узбекистану новые возможности для увеличения российского военно-технического присутствия в Узбекистане, включая поставки вооружения и современной военной техники на условиях частичного кредитования.[24]

В марте 2007 года на основе межправительственного соглашения было создано узбекско-российское совместное предприятие «УЗРОСАВИА». Основные виды деятельности СП «УЗРОСАВИА» — ремонт и модернизация вертолетов семейства Ми-8 и Ми-24, производство запчастей, а также ремонт другой техники спецназначения. Учредителями выступили с узбекской стороны — государственно-акционерное общество «Ташкентское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова» и государственное предприятие «Узмахсусимпекс»; с российской — ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «ОПК „Оборонпром“» и ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод».[25]

В рамках военного сотрудничества двух стран узбекские офицеры повышают квалификацию в России. Подготовку проходят военные специалисты по обслуживанию систем тяжелого вооружения и авиации.[26]

[править] История

[править] 1992 год

Основным документом, регулирующим торгово-экономические связи России и Узбекистана, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях от 13 ноября 1992 года.[27]

[править] 2013 год

14-15 апреля 2013 года президент республики Узбекистан Ислам Каримов посетил Россию с официальным визитом. В рамках визита были подписаны межправительственные программы сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013—2015 годы и экономического сотрудничества на 2013—2017 годы, а также соглашения о реадмиссии и о поощрении и взаимной защите инвестиций.[28]

12-13 ноября 2013 года делегация Совета Федерации во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко посетила Узбекистан с официальным визитом. Парламентарии двух стран обсудили пути активизации диалога между законодательными органами России и Узбекистана, а также перспективы российско-узбекского сотрудничества в целом.[29]

[править] 2014 год

Значительный вклад в дальнейшее развитие отношений с Узбекистаном внесла работа двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, два заседания которой прошли в Москве (январь) и Ташкенте (ноябрь).[30]

В ходе официального визита Президента Российской Федерации в Узбекистан (декабрь) подписаны важные межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015—2019 годы и об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств.[31]

Подтверждением позитивной динамики развития отношений России и Узбекистана служит объем двустороннего товарооборота, который в 2014 г. практически достиг 4 млрд долл. США. Россия занимает первое место среди торгово-экономических партнеров Узбекистана, в стране работает около 900 предприятий с участием отечественного капитала.[32]

[править] 2015 год

14-15 июля 2015 года состоялся визит министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в Узбекистан. В Ташкенте Сергей Лавров был принят президентом республики Узбекистан Исламом Каримовым. Стороны обсудили ключевые аспекты двустороннего сотрудничества, состоялся обмен мнениями по основным вопросам региональной и международной повестки дня. Глава российского МИДа Сергей Лавров также провел переговоры с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым.[33]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  2. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  3. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  4. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  5. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  6. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  7. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  8. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  9. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  10. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  11. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  12. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  13. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  14. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  15. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  16. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  17. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  18. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  19. РОССИЙСКО-УЗБЕКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (справка)
  20. [1]
  21. [2]
  22. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  23. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  24. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  25. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  26. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  27. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  28. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  29. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
  30. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  31. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  32. Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
  33. Межгосударственные отношения России и Узбекистана. 25 апреля 2016
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты