Отношения России с Евросоюзом

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Евросоюз — один из основных политических и экономических партнёров России, с которым она развивает отношения равноправного стратегического партнёрства.[1]

Официальные отношения на уровне СССР — ЕС были установлены 2 марта 1989 года после того, как состоялось вручение верительных грамот и открытие Постоянного представительства СССР при ЕЭС в Брюсселе. 23 декабря 1991 года Европейский союз признал Россию правопреемницей Советского Союза в полном объёме.[2]

Отношения между Россией и Европейским союзом регулируются Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 года на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества. Документ содержит программу экономического сотрудничества, охватывающую все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров.[3]

Центральное место в системе отношений Россия — ЕС занимают встречи на высшем уровне. 21-22 июня 1993 года на сессии ЕС в Копенгагене было выдвинуто предложение о проведении регулярных встреч председателей Европейского совета и Европейской комиссии с президентом России (в формате «один плюс два»). Первая встреча по такой формуле состоялась в Москве 11 ноября 1993 года. Эта встреча положила начало регулярному политическому диалогу ЕС и России. Между Россией и ЕС также ведется диалог в формате председатель правительства России — председатель Комиссии Европейского союза (КЕС). Осуществляется сотрудничество в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС: Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.[4]

Ключевым вектором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты, которые были утверждены в ходе саммита Россия — ЕС 10 мая 2005 г. в Москве. Основным форматом сотрудничества являются также отраслевые диалоги, предполагающие создание рабочих групп по интересующим стороны темам.[5]

Основным рабочим органом сотрудничества Россия — ЕС является Постоянный совет партнерства (ПСП), заменивший в 2003 году Совет сотрудничества. ПСП собирается как в формате министров иностранных дел, так и отраслевых министров, планируется проведение встреч в других форматах.[6]

Регулярно проводятся встречи Комитета парламентского сотрудничества (КПС).[7]

Ведётся постоянный обмен мнениями в контексте формирующейся в рамках ЕС Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕП — БО), в том числе напрямую с Генеральным секретарем Совета ЕС/Высоким представителем по общей внешней политике и политике в области безопасности ЕС.[8]

Важным элементом отношений Россия — ЕС является учет взаимных интересов сторон при расширении Европейского союза. Подтверждением тому являются подписанные 27 апреля 2004 года и 23 апреля 2007 года в Люксембурге Совместные заявления о расширении ЕС и отношениях Россия — ЕС, а также соответствующие Протоколы к СПС, распространяющие права и обязанности Соглашения на новых членов Евросоюза. Совместные заявления, в частности, фиксируют ряд обязательств стран-членов ЕС, в том числе касающихся проблемы русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, а также калининградского грузового транзита.[9]

Содержание

[править] История

1 июня 2007 года вступили в силу Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, которые были подписаны в Сочи 25 мая 2006 года в ходе 17‑го саммита Россия — ЕС.[10]

24 ноября 2006 года «на полях» саммита Россия — ЕС лидеры России, ЕС, Норвегии и Исландии утвердили Рамочный документ и Политическую декларацию по политике «Северного измерения», которые вступили в силу 1 января 2007 года.[11]

28 октября 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая министерская встреча обновленного «Северного измерения» (СИ), в ходе которой было рассмотрено состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве и Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия. Министры приняли решение о запуске нового Партнерства СИ в области транспорта и логистики (ПСИТЛ). Помимо этого, на встрече обсуждались пути активизации сотрудничества в области культуры, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии.[12]

1 декабря 2007 года истек первоначальный десятилетний срок действия СПС. Еще в 2005 году Россия впервые подняла вопрос о «факторе 2007 года». На саммите Россия — ЕС в Сочи в мае 2006 года была достигнута политическая договоренность о начале работы над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Евросоюзом. На неформальном саммите ЕС — Россия в Лахти (Финляндия) в октябре 2006 года президент РФ Владимир Путин предложил заменить СПС на Договор о стратегическом партнерстве. Переговоры по заключению нового соглашения должны были начаться в ноябре 2006 года на очередном саммите ЕС — Россия, однако Польша наложила вето на мандат Европейской комиссии на ведение переговоров, требуя от России снять эмбарго на поставки польского мяса.[13]

Соглашение было автоматически продлено еще на год, в соответствии со статьей 106 СПС, которая позволяет это сделать. Предполагается, что соглашение будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.[14]

После того, как Москва и Варшава урегулировали проблемы с экспортом в Россию польской сельхозпродукции в декабре 2007 года, правительство Польши объявило о готовности снять вето.[15]

До последнего времени начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу «Дружба», об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании «замороженных» конфликтов в Молдавии и Грузии.[16]

26 мая 2008 года Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС — Россия. 27 июня 2008 года на саммите РФ — ЕС в Ханты-Мансийске Россия и Евросоюз официально объявили о начале переговоров по новому соглашению. Первый раунд этих переговоров состоялся 4 июля 2008 года в Брюсселе.[17]

[править] Экономические отношения

Товарооборот между Россией и странами ЕС в настоящее время превышает $400 млрд в год (за период с 2000 по 2008 годы этот показатель утроился и после ощутимого падения в 2009 году, обусловленного глобальным экономическим кризисом, вновь растёт). За последние годы Россия превратилась в третьего, после США и Китая, торгового партнёра ЕС. При этом на долю Евросоюза приходится более половины внешнеторгового оборота России и более двух третей накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику.[18][19]

ЕС является главным импортёром российских энергоресурсов. Россия же прочно удерживает за собой позицию важнейшего для ЕС поставщика природного газа, на четверть удовлетворяя суммарные потребности в нем стран-членов ЕС, и второго по значению экспортера в ЕС нефти и нефтепродуктов.[20]

[править] Визовый режим

Государства-члены ЕС и Россия связаны обязательствами ОБСЕ «постепенно упрощать и гибко управлять процедурами выезда и въезда» и «рассмотреть возможности взаимной отмены въездных виз на основе соглашений между ними». Они признают, что «более свободное передвижение и контакты между их гражданами важны в контексте защиты и продвижения прав человека и основных свобод».[21]

На этой основе ЕС и Россия преследуют общую цель — безвизовые краткосрочные поездки их граждан. На саммите Россия-ЕС в мае 2003 года они договорились «изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы», а затем, в «дорожной карте» по Общему пространству свободы, безопасности и правосудия, принятой в мае 2005 года, «продолжать и активизировать визовый диалог на экспертном и политическом уровне».[22]

С учетом постоянного роста контактов между людьми и деловых связей важное значение имеет вопрос либерализации визового режима между Российской Федерацией и Европейским союзом.[23]

Начало этому процессу положило заключение в 2006 г. Соглашения Россия-ЕС об упрощении выдачи виз, которое предусматривает облегченный порядок получения виз (на основании письменного обращения принимающей стороны) ряду категорий лиц, а именно: предпринимателям; членам официальных делегаций; водителям, осуществляющим международные пассажирские и грузовые перевозки; членам поездных, рефрижераторных и локомотивных бригад; лицам, участвующим в научной, культурной или творческой деятельности; участникам международных спортивных мероприятий и сопровождающим их в профессиональном статусе лицам; школьникам, студентам, аспирантам и сопровождающим их преподавателям; близким родственникам (супругам, детям, родителям, бабушкам и дедушкам, внукам) лиц, законно проживающих на территории России или государства-члена ЕС; журналистам; участникам официальных программ обмена между породненными городами; лицам, посещающим воинские и гражданские захоронения.[24]

При этом отдельные категории лиц (члены официальных делегаций; предприниматели; водители; члены поездных бригад; лица, участвующие в научной, культурной и творческой деятельности; участники международных спортивных мероприятий; журналисты; участники официальных программ обмена между породненными городами) имеют право на получение годовой многократной визы — при условии, что им в течение предыдущего года выдавалась и была использована хотя бы одна однократная виза, или многократной визы сроком действия от 2 до 5 лет — если в течение предшествующего 2-летнего периода они использовали годовую многократную визу. Кроме того, членам национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов, супругам и детям младше 21 года (либо находящимся на иждивении) граждан России или ЕС оформляются многократные визы сроком действия до пяти лет, даже если они обращаются за визой впервые.[25]

Обладатели дипломатических паспортов могут въезжать в Россию и ЕС, выезжать, а также следовать транзитом без виз.[26]

В отношении всех граждан России и ЕС установлены максимальный срок принятия решений по запросам об оформлении виз — 10 календарных дней, а также размер консульского сбора — 35 евро (при получении визы в срочном порядке — 70 евро). От уплаты консульского сбора освобождаются близкие родственники; члены официальных делегаций, национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов; школьники, студенты, аспиранты и сопровождающие их преподаватели; инвалиды и лица, которые при необходимости их сопровождают; лица, подтвердившие необходимость осуществления поездки гуманитарного характера; участники молодежных международных спортивных мероприятий и сопровождающие их; лица, участвующие в научной, культурной или творческой деятельности, а также участники официальных программ обмена между породненными городами.[27]

Предусмотренные Соглашением льготы касаются только краткосрочных поездок, то есть с суммарным сроком пребывания не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.[28]

Контроль за выполнением Соглашения осуществляется в рамках специально созданного для этого Совместного комитета. В целях единообразного применения сторонами норм данного документа им утверждены Совместные рекомендации по применению Соглашения.[29]

Соглашение в целом выполняется успешно, а возникающие проблемы обсуждаются на заседаниях Совместного комитета. Например, некоторые консульские загранучреждения стран ЕС требуют от обращающихся за визой российских граждан предоставлять избыточный перечень документов; вынуждают их получать визы через т. н. визовые (аутсорсинговые) центры, не предоставляя альтернативы прямого обращения в консульство; крайне редко оформляют многократные визы сроком действия 5 лет, иногда требуя наличия двух использованных годовых шенгенских виз, вместо предусмотренной Соглашением одной, причем в большинстве случаев — виз конкретной (своей) страны.[30]

В целях дальнейшего упрощения режима трансграничного передвижения граждан в апреле 2011 г. Россия и Евросоюз приступили к переговорам по внесению изменений в данное Соглашение. Модернизация Соглашения позволит, в частности, расширить категории лиц, которым выдаются многократные визы сроком действия до пяти лет и перечень лиц, освобождаемых от уплаты консульских сборов, а также предоставить безвизовый въезд, выезд и пребывание для некоторых категорий граждан.[31]

Основной и конечной задачей взаимодействия между Россией и ЕС на данном направлении является переход к безвизовому режиму взаимных краткосрочных поездок. Именно в этих целях в 2007 году был запущен безвизовый диалог Россия-ЕС, который проводился в рамках четырех тематических блоков: защищенность документов, включая биометрию; незаконная миграция, включая реадмиссию; общественный порядок и безопасность; внешние сношения.[32]

В марте 2010 года завершилась исследовательская стадия безвизового диалога. Прошедшие экспертные консультации позволили в конструктивном ключе обсудить законодательную и административную практику в ЕС и России в охватываемых тематическими блоками областях.[33]

В 2010 году Россия подготовила проект соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС. В том же году Россия и ЕС вышли на оперативную стадию безвизового диалога. Стороны совместно выработали и одобрили в декабре 2011 года перечень «Совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС» по четырем блокам вопросов: защищенность документов, включая биометрию; незаконная миграция, включая реадмиссию; общественный порядок, безопасность и правовое сотрудничество; внешние связи. Имплементация этого документа началась в первой половине 2012 года. Реализация «Совместных шагов» откроет возможность для незамедлительной разработки и заключения Соглашения об отмене визовых требований для граждан Российской Федерации и Европейского союза.[34]

[править] Эмиграция из России в ЕС

Согласно данным Eurostat’а, по итогам 2017 года Россия не вошла в топ-10 стран, граждане которых получили наибольшее число разрешений на право пребывания в Евросоюзе. Статистика зафиксировала высокую активность россиян лишь в отдельно взятых странах. Так, Латвия предоставила в 2017 году 1625 гражданам России право длительного пребывания, что сделало выходцев из России крупнейшей группой получателей подобных разрешений в этой стране. На втором месте россияне оказались в Болгарии, на Кипре, в Финляндии и Чехии, на третьем — в Литве. В большинстве случаев число полученных россиянами в этих странах разрешений колеблется в диапазоне 2-3 тысячи. Лишь в Чехии оно составило в 2017 году почти 7 тыс.[35]

[править] Отношение населения России к ЕС

Согласно опросу, проведённому в России «Левада-Центром» в мае 2017 года, хорошо к ЕС относились 27 % респондентов, плохо — 55 %, затруднились ответить — 18 %.[36]

[править] Показатели

В 2019 году вид на жительство в ЕС получили 76 тыс. граждан России.[37]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  2. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  3. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  4. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  5. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  6. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  7. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  8. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  9. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  10. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  11. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  12. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  13. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  14. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  15. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  16. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  17. Отношения между Россией и Европейским союзом. Справка
  18. Отношения Россия-ЕС. Краткий обзор отношений
  19. Товарооборот между Россией и ЕС по итогам 2013 года превысил $410 млрд
  20. Отношения Россия-ЕС. Краткий обзор отношений
  21. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  22. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  23. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  24. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  25. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  26. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  27. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  28. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  29. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  30. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  31. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  32. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  33. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  34. Отношения Россия-ЕС. Сферы сотрудничества. Визовые вопросы
  35. [1]
  36. Отношение к странам
  37. Рост потока: почему мигранты наводняют Евросоюз. 22 января 2021
Внешняя политика России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АбхазияАзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная ОсетияЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Международные организации  НАТОВТОЕвросоюз
Темы  Министерство иностранных дел
Личные инструменты