Гражданское самолётостроение России в 2014 году
Материал из Documentation.
В 2014 году в России было изготовлено 43 пассажирских и транспортных самолёта — на 20 % больше, чем годом раньше. 38 новых самолётов в течение 2014 года поставлено заказчикам (в это число вошло 16 машин, изготовленных в 2013 году и ранее, но до этого в эксплуатацию не передававшиеся). Рост поставок, по сравнению с результатами 2013 года составил 36 %.[1]
Наибольший вклад в статистику работы российского авиапрома в 2014 году внесла программа Sukhoi SuperJet 100, демонстрировавшая уверенную динамику: объём производства новых самолетов этого типа увеличился на 42 % (34 машины против 24 годом раньше), а рост фактических поставок стал почти двукратным (27 против 14).[2]
Содержание |
[править] Данные ОАК
ОАК поставила заказчикам 33 воздушных судна гражданской авиации,[3] из которых:[4]
- по типу воздушных судов:
- по направлению поставок:
- на внутренний рынок — 24;
- на экспорт — 9.
[править] Самолёты
[править] SSJ
В течение 2014 года в КнАФ ЗАО «ГСС» были собраны и совершили первый полет 34 новых самолета SSJ100, в том числе 13 — в версии LR (увеличенной дальности). Кроме того, был изготовлен и поступил на испытания ресурсный экземпляр SSJ100-95LR (№ 95075). Из этого числа 12 машин предназначалось для авиакомпании «Аэрофлот» (шесть, включая две выпуска 2013 г., переданы в эксплуатацию по контракту с лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» после возврата производителю шести заключительных самолетов версии light; шесть поставлены в эксплуатацию по новому контракту с компанией «Сбербанк Лизинг», сдача в эксплуатацию еще двух перенесена на 2015 г.).[5]
Шесть самолетов версии LR изготовлены для «Газпромавиа», из них поставлены в эксплуатацию четыре, а также два, облетанные в 2013 г.; еще два из числа изготовленных в 2014 г. будут переданы в 2015 году.[6]
Шесть SSJ100-95LR в новой 103-местной компоновке были изготовлены для авиакомпании «ЮТэйр», но в связи с возникшими примерно с середины 2014 г. вследствие санкций проблемами с финансированием со стороны лизингодателя — компании «ВЭБ-лизинг», а затем и сложной финансовой ситуации у самого перевозчика, эти машины, вероятно, в 2015 г., будут переданы другому заказчику. В числе наиболее вероятных претендентов считается «Аэрофлот» (или его дочерние предприятия).[7]
Девять новых SSJ100-95B были изготовлены в 2014 г. для СП SuperJet International для последующей передачи в эксплуатацию в мексиканскую авиакомпанию Interjet. Однако только одна из машин, облетанных в 2014 г., успела поступить в эксплуатацию, остальные семь из восьми машин, прибывших в минувшем году в Мексику, были собраны на КнАФ ЗАО «ГСС» еще в 2013 г.[8]
Еще один новый SSJ100, облетанный в 2014 г., к концу этого года, после необходимой кастомизации, которая уже началась, будет поставлен МЧС России. В конце 2014 г. были выполнены первые пассажирские рейсы на самолете SSJ100-95B в версии VIP, построенном в 2013 г. по заказу ОАО «Рособоронэкспорт». Оборудование VIP-салона этой машины и ее сертификация были завершены в течение 2014 г.[9]
Таким образом, общий объем производства новых SSJ100 в Комсомольске-на-Амуре в 2014 г., не считая ресурсного образца № 95075, составил 34 самолета. В эксплуатацию в течение минувшего года поступило 27 новых самолетов, что почти вдвое больше, чем в 2013 г.[10]
[править] Ан-148
Производственная программа ОАО «ВАСО» в части выпуска новых самолетов Ан-148 в 2014 г. была полностью ориентирована на выполнение контрактов с государственными заказчиками. Было изготовлено три новых Ан-148-100Е для Минобороны России, при этом в эксплуатацию в ВВС России переданы четыре машины (включая одну, выпущенную в конце 2013 г.). Еще два Ан-148-100ЕА были сданы в 2014 г. авиации ФСБ России: один из них был облетан в конце 2013 г., а другой — еще в 2010 г., но первому заказчику (МО Мьянмы) передан в свое время так и не был и после заключения в прошлом году контракта с ФСБ прошел необходимое переоборудование.[11]
В общей сложности ВАСО выпустило в 2014 г. три новых Ан-148 (в 2013 г. — шесть), но поставило заказчикам шесть — в полтора раза больше, чем в 2013 г., когда было поставлено четыре Ан-148.[12]
[править] Ил-96
ОАО «ВАСО» в течение 2014 г. не выпустило ни одного нового широкофюзеляжного самолета семейства Ил-96. Вместе с тем после переоборудования в специальную пассажирскую версию Ил-96-400ВПУ в октябре 2014 г. был облетан ранее не поступавший в эксплуатацию грузовой Ил-96-400Т (№ 01004) выпуска 2011 г. Начаты работы по переоборудованию в специальные версии других ранее выпущенных Ил-96-400Т.[13]
[править] Ту-204
В течение 2014 г. ЗАО «Авиастар-СП» не было выпущено ни одного нового самолета семейства Ту-204, не получила пока развития и программа модернизированного Ту-204СМ.[14]
[править] Ту-214
Казанский авиационный завод в 2014 г. изготовил и поставил один новый Ту-214СР по заказу на три такие самолета от УДП РФ. Кроме того, был собран и выведен на летные испытания один новый самолет Ту-214 в специальной версии для Минобороны России и поставлен в эксплуатацию в ВВС России второй самолет воздушного наблюдения Ту-214ОН, облетанный в конце 2013 г.[15]
[править] Ан-140
ОАО «Авиакор — авиационный завод» (не входит в состав ОАК) в течение 2014 г. изготовил два новых пассажирских самолета Ан-140-100 по контрактам с Минобороны России. Один из них поступил в эксплуатацию в ВВС России, второй в конце года был сдан заказчику и поступит в Морскую авиацию ВМФ России. Годом ранее завод построил и сдал Министерству обороны три новых Ан-140-100.[16]
[править] Бе-200
Несмотря на имевшиеся планы, ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» не смогло в 2014 г. завершить сборку первых самолетов-амфибий Бе-200ЧС по имеющимся контрактам с МЧС России и Минобороны России. Выход на испытания и поставка первого Бе-200ЧС таганрогской сборки перенесены на 2015 г.[17]
[править] МС-21
В марте ЦАГИ завершил ресурсные испытания прототипа кессона крыла из полимерных композиционных материалов для самолёта МС-21.[18]
В июле в ЦАГИ завершился первый этап испытаний крупномасштабной модели самолёта МС-21.[19]
[править] Ил-114
В августе Путин поручил правительству России, Минобороны России и полномочному представителю президента в Приволжском федеральном округе оценить целесообразность восстановления производства Ил-114.[20]
[править] Российско-китайский широкофюзеляжный самолёт
В мае ОАК и китайская корпорация COMAC подписали Меморандум о сотрудничестве по программе перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта.[21]
В сентябре ОАК представила бизнес-концепцию этого самолёта в Минпромторг России.[22]
[править] Роль на мировом рынке
В мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (2,12 %).[23][24]
В мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (18,6 %).[25][26]
[править] Примечания
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ Кроме транспортной и специальной
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
- ↑ ЦАГИ завершил ресурсные испытания прототипа кессона крыла МС-21. 27 марта 2014
- ↑ В ЦАГИ впервые со времен СССР испытывается крупномасштабная модель самолета. 31 июля 2014
- ↑ О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности // Москва, ноябрь 2014
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
- ↑ Включая российский рынок
- ↑ Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год