Гражданское самолётостроение России в 2014 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2014 году в России было изготовлено 43 пассажирских и транспортных самолёта — на 20 % больше, чем годом раньше. 38 новых самолётов в течение 2014 года поставлено заказчикам (в это число вошло 16 машин, изготовленных в 2013 году и ранее, но до этого в эксплуатацию не передававшиеся). Рост поставок, по сравнению с результатами 2013 года составил 36 %.[1]

Наибольший вклад в статистику работы российского авиапрома в 2014 году внесла программа Sukhoi SuperJet 100, демонстрировавшая уверенную динамику: объём производства новых самолетов этого типа увеличился на 42 % (34 машины против 24 годом раньше), а рост фактических поставок стал почти двукратным (27 против 14).[2]

Содержание

[править] Данные ОАК

ОАК поставила заказчикам 33 воздушных судна гражданской авиации,[3] из которых:[4]

  • по типу воздушных судов:
  • по направлению поставок:
    • на внутренний рынок — 24;
    • на экспорт — 9.

[править] Самолёты

[править] SSJ

Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100
Основная статья: SSJ в 2014 году

В течение 2014 года в КнАФ ЗАО «ГСС» были собраны и совершили первый полет 34 новых самолета SSJ100, в том числе 13 — в версии LR (увеличенной дальности). Кроме того, был изготовлен и поступил на испытания ресурсный экземпляр SSJ100-95LR (№ 95075). Из этого числа 12 машин предназначалось для авиакомпании «Аэрофлот» (шесть, включая две выпуска 2013 г., переданы в эксплуатацию по контракту с лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» после возврата производителю шести заключительных самолетов версии light; шесть поставлены в эксплуатацию по новому контракту с компанией «Сбербанк Лизинг», сдача в эксплуатацию еще двух перенесена на 2015 г.).[5]

Шесть самолетов версии LR изготовлены для «Газпромавиа», из них поставлены в эксплуатацию четыре, а также два, облетанные в 2013 г.; еще два из числа изготовленных в 2014 г. будут переданы в 2015 году.[6]

Шесть SSJ100-95LR в новой 103-местной компоновке были изготовлены для авиакомпании «ЮТэйр», но в связи с возникшими примерно с середины 2014 г. вследствие санкций проблемами с финансированием со стороны лизингодателя — компании «ВЭБ-лизинг», а затем и сложной финансовой ситуации у самого перевозчика, эти машины, вероятно, в 2015 г., будут переданы другому заказчику. В числе наиболее вероятных претендентов считается «Аэрофлот» (или его дочерние предприятия).[7]

Девять новых SSJ100-95B были изготовлены в 2014 г. для СП SuperJet International для последующей передачи в эксплуатацию в мексиканскую авиакомпанию Interjet. Однако только одна из машин, облетанных в 2014 г., успела поступить в эксплуатацию, остальные семь из восьми машин, прибывших в минувшем году в Мексику, были собраны на КнАФ ЗАО «ГСС» еще в 2013 г.[8]

Еще один новый SSJ100, облетанный в 2014 г., к концу этого года, после необходимой кастомизации, которая уже началась, будет поставлен МЧС России. В конце 2014 г. были выполнены первые пассажирские рейсы на самолете SSJ100-95B в версии VIP, построенном в 2013 г. по заказу ОАО «Рособоронэкспорт». Оборудование VIP-салона этой машины и ее сертификация были завершены в течение 2014 г.[9]

Таким образом, общий объем производства новых SSJ100 в Комсомольске-на-Амуре в 2014 г., не считая ресурсного образца № 95075, составил 34 самолета. В эксплуатацию в течение минувшего года поступило 27 новых самолетов, что почти вдвое больше, чем в 2013 г.[10]

[править] Ан-148

Основная статья: Ан-148 в 2014 году

Производственная программа ОАО «ВАСО» в части выпуска новых самолетов Ан-148 в 2014 г. была полностью ориентирована на выполнение контрактов с государственными заказчиками. Было изготовлено три новых Ан-148-100Е для Минобороны России, при этом в эксплуатацию в ВВС России переданы четыре машины (включая одну, выпущенную в конце 2013 г.). Еще два Ан-148-100ЕА были сданы в 2014 г. авиации ФСБ России: один из них был облетан в конце 2013 г., а другой — еще в 2010 г., но первому заказчику (МО Мьянмы) передан в свое время так и не был и после заключения в прошлом году контракта с ФСБ прошел необходимое переоборудование.[11]

В общей сложности ВАСО выпустило в 2014 г. три новых Ан-148 (в 2013 г. — шесть), но поставило заказчикам шесть — в полтора раза больше, чем в 2013 г., когда было поставлено четыре Ан-148.[12]

[править] Ил-96

ОАО «ВАСО» в течение 2014 г. не выпустило ни одного нового широкофюзеляжного самолета семейства Ил-96. Вместе с тем после переоборудования в специальную пассажирскую версию Ил-96-400ВПУ в октябре 2014 г. был облетан ранее не поступавший в эксплуатацию грузовой Ил-96-400Т (№ 01004) выпуска 2011 г. Начаты работы по переоборудованию в специальные версии других ранее выпущенных Ил-96-400Т.[13]

[править] Ту-204

В течение 2014 г. ЗАО «Авиастар-СП» не было выпущено ни одного нового самолета семейства Ту-204, не получила пока развития и программа модернизированного Ту-204СМ.[14]

[править] Ту-214

Казанский авиационный завод в 2014 г. изготовил и поставил один новый Ту-214СР по заказу на три такие самолета от УДП РФ. Кроме того, был собран и выведен на летные испытания один новый самолет Ту-214 в специальной версии для Минобороны России и поставлен в эксплуатацию в ВВС России второй самолет воздушного наблюдения Ту-214ОН, облетанный в конце 2013 г.[15]

[править] Ан-140

ОАО «Авиакор — авиационный завод» (не входит в состав ОАК) в течение 2014 г. изготовил два новых пассажирских самолета Ан-140-100 по контрактам с Минобороны России. Один из них поступил в эксплуатацию в ВВС России, второй в конце года был сдан заказчику и поступит в Морскую авиацию ВМФ России. Годом ранее завод построил и сдал Министерству обороны три новых Ан-140-100.[16]

[править] Бе-200

Несмотря на имевшиеся планы, ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» не смогло в 2014 г. завершить сборку первых самолетов-амфибий Бе-200ЧС по имеющимся контрактам с МЧС России и Минобороны России. Выход на испытания и поставка первого Бе-200ЧС таганрогской сборки перенесены на 2015 г.[17]

[править] МС-21

Пассажирский самолёт МС-21
Пассажирский самолёт МС-21

В марте ЦАГИ завершил ресурсные испытания прототипа кессона крыла из полимерных композиционных материалов для самолёта МС-21.[18]

В июле в ЦАГИ завершился первый этап испытаний крупномасштабной модели самолёта МС-21.[19]

[править] Ил-114

В августе Путин поручил правительству России, Минобороны России и полномочному представителю президента в Приволжском федеральном округе оценить целесообразность восстановления производства Ил-114.[20]

[править] Российско-китайский широкофюзеляжный самолёт

В мае ОАК и китайская корпорация COMAC подписали Меморандум о сотрудничестве по программе перспективного пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта.[21]

В сентябре ОАК представила бизнес-концепцию этого самолёта в Минпромторг России.[22]

[править] Роль на мировом рынке

В мире заказчикам было поставлено 1558 новых пассажирских самолётов вместимостью более 30 кресел, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (2,12 %).[23][24]

В мире заказчикам было поставлено 177 новых узкофюзеляжных пассажирских самолётов вместимостью 61-120 мест, из которых на ОАК пришлось 33 единицы (18,6 %).[25][26]

[править] Примечания

  1. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  2. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  3. Кроме транспортной и специальной
  4. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  5. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  6. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  7. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  8. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  9. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  10. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  11. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  12. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  13. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  14. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  15. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  16. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  17. 2014-й: предварительные итоги. Часть 1. Производство пассажирских и транспортных самолетов
  18. ЦАГИ завершил ресурсные испытания прототипа кессона крыла МС-21. 27 марта 2014
  19. В ЦАГИ впервые со времен СССР испытывается крупномасштабная модель самолета. 31 июля 2014
  20. О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности // Москва, ноябрь 2014
  21. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  22. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  23. Включая российский рынок
  24. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
  25. Включая российский рынок
  26. Годовой отчёт «ОАК» за 2014 год
Гражданское самолётостроение России
История  Российская империяСССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Отрасли  Производство пассажирских самолётовПроизводство грузовых самолётов
Производимые самолёты  Sukhoi SuperJet 100Ту-204СМТу-214Ту-204-120СЕИл-96Бе-200МС-21 (проект) • Ил-76ТД-90А (проект) • Як-152 (проект)
Производственные площадки  Авиастар-СПВоронежское акционерное самолётостроительное обществоКазанский авиационный завод им. С. П. ГорбуноваТАНТК
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты