Инвестиционный фонд России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Инвестиционный фонд России был создан в конце 2005 года по предложению тогдашнего министра экономического развития РФ Германа Грефа. Это министерство первоначально и стало его куратором. Источники наполнения фонда в соответствии с учредительными документами — часть налога на добычу полезных ископаемых и экспортной выручки. Первоначально, согласно трёхлетнему финплану, бюджет фонда выглядел так: 2006 год — 70 млрд руб., 2007 год — 72,9 млрд руб., 2008 год — 73,2 млрд руб. Однако сразу же после утверждения этого плана ведомству Г.Грефа удалось пролоббировать перечисление в фонд части денег, сэкономленных от досрочного погашения долга Парижскому клубу.

По данным Счётной палаты РФ, объем средств Инвестфонда РФ, израсходованных в 2006—2007 годах, составил 30,75 млрд руб., а свободный остаток на 1 декабря 2007 года — 234,3 млрд руб. Примерно такие же цифры приводил тогдашний председатель правительства РФ Виктор Зубков — 265 млрд руб. В апреле 2008 года министр регионального развития РФ Дмитрий Козак называл вдвое большую цифру — 545 млрд руб. Можно предположить, что он имел в виду не конкретную цифру на конкретном счете, а возможности казны по поддержанию проектов фонда в течение какого-то периода.

Процедура отбора проектов следующая. Инвестфонд проводит конкурс с ключевыми требованиями: стоимость проекта и как можно большее участие частных денег. Победители проходят правительственную комиссию, а затем проекты одобряются самим правительством.

Первые семь проектов были одобрены в декабре 2006 года:

В 2008 году правительством было одобрено пять проектов:

В январе 2008 года:

В августе 2008 года:

  • комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области;
  • строительство концерном «Ситроникс» завода по производству микросхем по технологии 0,065-0,045 микрона в Зеленограде (чипы не последних поколений, в основном используемые в производстве бытовой электроники).

Таким образом, к настоящему времени одобрено 14 проектов. Их общий объем — 1 трлн руб., из которых около 342 млрд должен профинансировать Инвестфонд. К весне 2008 года правительственная комиссия рассмотрела 20 проектов из 75 поданных. Остальные были отвергнуты как не соответствующие формальным требованиям.

Большая часть фирм и персоналий, которым обещано вспоможение из казны, давно знакомы публике. В Татарстане нефтехимию развивает ТАИФ (совладелец — сын президента Радик Шаймиев), основные действующие лица в Сибири и на Дальнем Востоке — «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Норникель» Владимира Потанина, интегральные схемы намерена производить «дочка» АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Всё это игроки старые, крупные, проверенные.

Впрочем, по-видимому, ни один проект пока не имеет реального крупномасштабного финансирования. Проверка Счётной палаты в декабре 2007 года показала, что за два года из Инвестфонда было потрачено 30,75 млрд руб., из которых 30 млрд было передано в капитал Российской венчурной корпорации (РВК). Председатель правительства России В.Зубков на заседании правительства в феврале 2008 года сообщил, что в 2007 году из 265 млрд руб. Инвестфонда израсходовано 28,3 млрд, из которых 25 млрд передано РВК. И только 1,8 млрд руб. ушло на финансирование двух других проектов — строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске и развитие Нижнего Приангарья. При этом речь пока главным образом идет об оплате информационно-консультационных услуг.

В таком неспешном развертывании деятельности Инвестфонда нет ничего удивительного или предосудительного. Все принятые к финансированию в 2006—2007 годах программы находятся на стадии предпроектных разработок, в лучшем случае — проектирования, сейчас лишь определяется перечень конкретных объектов, строительство которых профинансирует государство. Весной 2008 года правительство изменило правила работы Инвестфонда: его передали от Минэкономразвития Минрегиону, снизили в 10 раз (до 500 млн руб.) минимальный объем финансирования проектов и разрешили вкладывать деньги в инвестфонды субъектов федерации. К чему это приведёт, пока непонятно, поскольку заявки от регионов подавались до 1 сентября, а рассматриваться будут до 1 декабря. Ясно, впрочем, что возможна конкуренция между этими проектами и одобренными ранее.

Но главная проблема — направленность финансируемых проектов. За исключением двух, одобренных последними, это либо дороги, либо инфраструктурное, то есть главным образом тоже транспортное, обеспечение развития сырьевых или недалеко от них ушедших природоемких отраслей экспортной ориентации (нефтепереработка и нефтехимия, целлюлозно-бумажная промышленность).

[править] Ссылки

[править] Примечания


Инвестиции в России
История  I тысячелетие (IX век, X век) • II тысячелетие (XI век, XII век, XIII век, XIV век, XV век, XVI век, XVII век, XVIII век, XIX век, XX век) • XXI век
Виды  Инвестиции в основной капиталВенчурные
Отрасли экономики  Железнодорожный транспортЭлектроэнергетикаХимическая промышленностьНефтеперерабатывающая промышленностьЦветная металлургияЧёрная металлургияМашиностроениеАвтомобильная промышленностьСудостроениеПромышленность строительных материаловОбрабатывающая промышленностьСтекольная промышленностьЛесопромышленный комплексАПКТранспортТорговля
Иностранные инвестиции  Инвестиции ФранцииИнвестиции СШАИнвестиции ГерманииИнвестиции ИталииИнвестиции ВеликобританииИнвестиции ФинляндииИнвестиции КанадыАвтомобильная промышленностьПромышленность строительных материаловЭлектроэнергетикаСельскохозяйственное машиностроениеХимическая промышленностьПищевая промышленность
Инвестиционный климат  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Инвестиционная политикаИнвестиционный фонд России
Личные инструменты