Владимир Путин и государственные и муниципальные финансы в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Федеральный бюджет

25 декабря 2000 года Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О федеральном бюджете на 2000 год“ в связи с получением дополнительных доходов».[1] Согласно закону, дополнительные доходы составляют 306 млрд руб., из которых 159,1 млрд руб. направляются на увеличение непроцентных расходов федерального бюджета 2000 г. Остальные средства направляются на погашение государственного долга РФ.[2]

В декабре 2000 года Путин подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год». Бюджет на 2001 год — бездефицитный и утвержден по доходам и расходам в сумме 1 трлн 193 млрд 482,9 млн руб, исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 7 трлн 750 млрд руб. и годового уровня инфляции 12 проц. Предельный размер государственных внешних заимствований определен в сумме 5 млрд долл. Объем федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ утвержден в 100 млрд 353 млн 722 тыс. руб. Установлен размер фонда регионального развития — 3 млрд 335 млн руб., фонд компенсаций — 33 млрд 381 млн 638 тыс. руб. и фонд развития региональных финансов в сумме, эквивалентной 20 млн долл. Бюджетом 2001 года установлен также предельный размер государственного внутреннего долга на 1 января 2002 года в сумме 575,7 млрд руб. Предельный размер государственных внешних заимствований на 2001 год установлен в сумме 5 млрд долл. Ассигнования на оборону увеличиваются в 2001 г. на 12,6 проц. по сравнению с предлагавшейся ранее правительством суммой в 206 млрд 34 млн руб. На финансирование федеральной целевой программы по восстановлению народного хозяйства Чечни выделяется 4,5 млрд руб. Основным финансовым законом также определена схема распределения возможных дополнительных доходов бюджета. Так, если они составят 70 млрд руб., то 50 % их пойдет на погашение долговых обязательств государства, а остальные — на обеспечение приоритетных бюджетных статей. В случае если такие доходы превысят 70 млрд руб., они будут распределяться по тем же направлениям по схеме 70 % и 30 % соответственно.[3]

31 декабря 2001 года Путин подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год».[4] Доходы утвержденного бюджета на 2002 год составят 2125,7 млрд рублей, расходы 1947,4 млрд рублей, профицит −178,3 млрд рублей. В бюджете на случай ухудшения ситуации предусмотрен защитный механизм, согласно которому расходы на сумму 68,5 млрд рублей откладываются и ставятся в зависимость от получения необходимого объема доходов.[5]

В декабре 2002 года Путин подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год». Доходы запланированы в размере 2,41 трлн руб., расходы — 2,34 трлн руб. Профицит в размере 72 млрд руб. в основном пойдет на выплаты по внешнему долгу.[6]

В декабре 2003 года Путин подписал закон «О федеральном бюджете на 2004 год». Доходы бюджета в 2004 году должны составить 2742 млрд рублей (17,9 % ВВП), расходы — 2659 млрд рублей (17,4 % ВВП). Профицит бюджета запланирован на уровне 83,4 млрд рублей (0,5 % ВВП). Расходы на нужды обороны в следующем году должны составить 411,47 млрд рублей, на деятельность правоохранительных органов — 310,58 млрд рублей. На образование планируется потратить 117,79 млрд рублей, социальная политика потребует 161,19 млрд рублей, на обслуживание государственного долга выделяется 287,57 млрд рублей. На финансирование местных бюджетов из федерального будет выделено 810,62 млрд рублей. В бюджете на 2004 год предусмотрен стабилизационный фонд.[7]

В декабре 2004 года Путин подписал Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год». Согласно проекту бюджета, доходы госказны в 2005 году должны составить 3 триллиона 326,08 млрд рублей, или 17,8 % ВВП, расходы — 3 триллиона 47,97 миллиарда рублей, или 16,3 процента ВВП. На национальную экономику выделяется 240 миллиардов 211,7 миллиона рулей. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 6 миллиардов 834,8 миллиона рублей, на охрану окружающей среды — 4 миллиарда 625,2 миллиона рублей. Одной из особенностей бюджета-2005 является существенное увеличение расходов на национальную оборону (на 27,7 процента по сравнению с текущим годом), а также на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (на 26 процента). На финансирование образования в бюджете отводится 154 миллиарда 674,4 миллиона рублей, расходы на культуру, кинематографию и СМИ не превысят 38 миллиардов 916,1 миллиона рублей, на здравоохранение и спорт — 84 миллиардов 581,5 миллиона рублей, на регулирование вопросов социальной политики — 167 миллиардов 360,9 миллиона рублей. Сумма межбюджетных трансфертов будет равняться 955 миллиардам 157,6 миллиона рублей. Законом предлагается утвердить в 2005 году размер финансовой поддержки субъектов России в сумме 189 миллиардов 875 миллиона 736 тысяч рублей. В документе прописано, что государственные внешние заимствования России на 2005 год составят 1 миллиардов 127,32 миллиона долларов, в том числе кредиты международных финансовых организаций — 952,42 миллиона долларов со сроком погашения 11-12 лет, и кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — 174,9 миллиона долларов со сроком погашения 5-7,5 лет. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2005 год, средства Стабилизационного фонда России сверх накопленной суммы в 500 миллиардов рублей могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда России и на погашение государственного внешнего долга страны.[8]

В 2005 году Путин поставил задачу правительству разработать трёхлетний бюджет и принять его не в декабре, как обычно, а в середине лета, перед началом предвыборных кампаний.[9]

В 2005 году Путин подверг критике представленный ему проект бюджета. Путин призвал кабинет министров внимательнее отнестись к расходной части бюджета. Недовольство Путина вызвал тот факт, что, согласно проекту документа, в 2006 году рост непроцентных расходов бюджета превысит ожидаемый экономический рост почти три раза.[10]

В декабре 2005 года Путин подписал закон о федеральном бюджете России на 2006 год. Бюджет рассчитан по доходам в сумме 5,046 трлн рублей (20,7 % ВВП), по расходам — 4,27 трлн (17,5 % ВВП). В том числе непроцентные расходы прогнозируются в объеме 4,067 трлн (16,7 % ВВП), процентные — 202,48 млрд (0,8 % ВВП). Профицит федерального бюджета в 2006 году должен составить 776,02 млрд рублей (3,2 % ВВП).[11]

В декабре 2006 года Путин подписал закон о Федеральном бюджете на 2007 год. Профицит бюджета составит полтора триллиона рублей при повышении расходов почти на триллион рублей. Доходы бюджета вырастут до 6,96 триллиона рублей. Госрасходы по разделу «Национальная оборона» запланированы в размере 822 миллиардов рублей, по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — в 662,86 миллиарда рублей. На здравоохранение и спорт чиновники выделили 206 миллиардов рублей, на образование — 277,94 миллиарда рублей, а на культуру, кинематографию и СМИ — 67,8 миллиарда рублей.[12]

В апреле 2007 года Путин подписал федеральный закон, который предусматривает переход России на трёхлетнее бюджетное планирование. Подписанный Путиным закон вносит изменения в Бюджетный кодекс. Новая редакция Бюджетного кодекса дает право формировать перспективный финансовый план на три года всем уровням исполнительной власти. Для федерального правительства формирование бюджета на трехлетний период обязательно. В законе также говорится, что с 2008 года Стабилизационный фонд будет разделен на Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Также в проекте бюджета будет обязательно утверждаться ожидаемый предельный уровень инфляции, объем роста ВВП, доходов бюджета, его расходов.[13]

В конце июля 2007 года Путин подписал трёхлетний бюджет России на 2008—2010 годы.[14][15] Впервые в российской практике бюджетного планирования федеральный бюджет был составлен на трёхлетний период. Показатели федерального бюджета утверждены раздельно на 2008 г. и на 2009, 2010 гг., так как предполагается, что показатели планового периода (2009, 2010 гг.) будут уточняться при составлении и утверждении проекта федерального бюджета на 2009 и на 2010 гг. Законом также утверждены приложения, устанавливающие бюджетные ассигнования федерального бюджета (раздельно на 2008 г. и на 2009, 2010 гг.) по разделам и подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов бюджета, ведомственная структура расходов федерального бюджета, а также общий объем ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств. Главным распорядителям бюджетных средств начиная с 2008 г. предоставлено право перераспределения в ходе исполнения федерального бюджета ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом.[16]

28 мая 2008 года Путин утвердил увеличение расходов федерального бюджета на 2008 год на 120,4 млрд рублей.[17]

В январе 2009 года Путин поручил профильным ведомствам изменить параметры трёхлетнего бюджета на 2009—2011 годы, исходя из новых макроэкономических прогнозов.[18][19]

В марте 2009 года было опубликовано подписанное Путиным распоряжение, согласно которому в первом полугодии 2009 года правительство РФ направляло 1,6 триллиона рублей из Резервного фонда на финансовое обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Сообщалось, что всего в 2009 году из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет потрачено 2,7 триллиона рублей.[20]

19 января 2009 года Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль девальвирован до 35 руб.[21]

30 сентября 2010 года Путин сообщил, что проект бюджета на ближайшие три года подписан и готов для внесения в Госдуму. Путин напомнил, что в расходную часть внесены обязательства по индексации и выплатам пенсий, пособий и зарплат бюджетникам и военнослужащим. Также в числе приоритетов — финансирование социальных программ, в первую очередь жилищных. Путин сказал: «Особо подчеркну: новый бюджет даст старт двум принципиально новым программам. Речь идет о модернизации здравоохранения в субъектах федерации и о развертывании масштабного дорожного строительства и использованием механизмов дорожных фондов».[22]

[править] Бюджетные послания

20 апреля 2001 года Путин направил в правительство и Федеральное собрание бюджетное послание на 2002 год.[23]

30 мая 2006 года Путин направил премьер-министру Михаилу Фрадкову, а также главам Госдумы и Совета Федерации бюджетное послание на 2007 год. Документ должен быть принят за основу при подготовке закона «О федеральном бюджете на 2007 год». К 1 марта 2007 года чиновники должны будут представить доклад о реализации основных пунктов послания. Главным требованием Путина к бюджету на 2007 год является принятие антиинфляционных мер. При этом акцент, по мнению Путина, следует делать не на снижение уже возникших инфляционных всплесков, а устранение причин высоких темпов инфляции. Путин также предложил сбалансировать бюджетную систему России в долгосрочной перспективе и оценивать бюджетные расходы более консервативно, а не исходя из текущей конъюнктуры рынка. Он призвал осуществлять прирост непроцентных расходов пропорционально темпам роста экономики. Особое внимание Путин уделил Стабилизационному фонду. Он считает необходимым чётко разделить средства, которые резервируются в фонде с целью сглаживания возможных кризисов, и которые он назвал резервной частью фонда, и средства, откладываемые в «фонд будущих поколений». Он предложил определять объём резервной части в процентах к ВВП. Он вновь напомнил, что средства Стабфонда следует тратить только на погашение внешнего долга и пенсионного дефицита.[24] В Бюджетном послании Путин потребовал принимать бюджет не на один год, а сразу на три.[25][26][27]

Бюджетных посланиях Путина 2005 и 2006 годов была чётко определена необходимость смещения акцентов бюджетного процесса с управления затратами на управление результатами: «Бюджет следует формировать, исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, а бюджетные ассигнования должны иметь чёткую привязку к государственным функциям».[28]

В марте 2007 года Путин направил премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову и спикерам обеих палат российского парламента Бюджетное послание на 2008—2010 годы.[29]

[править] Прочее

1 февраля 2000 года Путин утвердил положение о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства РФ. Согласно положению, в целевые долговые обязательства Российской Федерации переводятся имеющиеся в наличии у граждан РФ облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные до 1 января 1992 года, сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные до 1 января 1992 года, размещение которых производилось на территории РСФСР.[30]

В конце 2000 – начале 2001 года на основе целей и задач, вытекающих из Бюджетного послания Путина Правительством была подготовлена Концепция государственной бюджетной политики в области расходов.[31]

26 мая 2004 года Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию, одной из тем которого было проведение бюджетной реформы.[32]

20 декабря 2006 года Путин одобрил бюджет Фонда социального страхования и Пенсионного фонда. Расходы первого составят 287,5 миллиарда рублей, а второго — 1,7 триллиона рублей.[33]

26 апреля 2007 года в послании Федеральному Собранию Путин предложил преобразовать Стабилизационный фонд Российской Федерации в резервный фонд и фонд будущих поколений.[34]

В январе 2012 года Путин заявил, что одной из важных задач является восстановление долгосрочного соответствия между величиной государственных доходов и расходов. Кроме того, по мнению Путина, бюджетные заимствования должны проводиться очень аккуратно.[35]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Обзор экономических показателей, 15 января 2001
  2. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  3. http://www.smi.ru/00/12/27/185071.html
  4. [1][2][3]
  5. http://www.lenta.ru/economy/2001/12/31/putin/
  6. http://www.newsru.com/finance/25dec2002/budget.html
  7. http://www.lenta.ru/russia/2003/12/26/budget/
  8. http://www.lenta.ru/economy/2004/12/24/budget/
  9. [4]
  10. http://lenta.ru/news/2005/09/22/budget/_Printed.htm
  11. http://www.banki.ru/news/topnews/?id=116235
  12. http://lenta.ru/news/2006/12/20/budget/
  13. http://lenta.ru/news/2007/04/27/budjet/index.htm
  14. http://lenta.ru/news/2007/07/26/budget/
  15. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  16. Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы
  17. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  18. http://www.marketanalysis.ru/news/2544/
  19. http://www.region49.ru/index.php?newsid=7202
  20. http://lenta.ru/lib/14160711/full.htm
  21. http://www.versii.com/news/171918/
  22. http://www.ntv.ru/novosti/206591/
  23. http://www.whoiswho.ru/old_site/forum_chk/output.php?letter_id=232&person_id=43b25ba8c8b45&PHPSESSID=36374f1d2b710c202deb6ef71c422a1d
  24. http://lenta.ru/news/2006/05/30/budget1/
  25. http://lenta.ru/news/2007/03/09/budjet/index.htm
  26. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.05.2006. О бюджетной политике в 2007 году
  27. Российская экономика в 2006 году. Тенденции и перспективы
  28. События в бюджетной политике 1992—2008[5]
  29. http://lenta.ru/news/2007/03/09/budjet/index.htm
  30. Обзор экономических показателей, 15 февраля 2001
  31. События в бюджетной политике 1992—2008[6]
  32. [7]
  33. http://lenta.ru/news/2006/12/20/budget/
  34. Путин инициировал раздел Стабфонда
  35. Владимир Путин: «Нам нужна новая экономика»[8]
Владимир Владимирович Путин
Периоды  1952—1975 годы1975—1990 годы1990—1996 годы1996—1999 годы1999—2000 годыПрезидентство (1 срок, 2 срок, 3 срок, 4 срок) • 2008-2012 годы
Годы  197019711972197319741975197619771978197919801981198219831984198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020202120222023202420252026202720282029
Политика  Внутренняя политикаСоциально-экономическая политикаВнешняя политика
Реформы  НалоговаяБюджетнаяБанковскаяТаможеннаяЗемельнаяПенсионнаяСоциальных льготФинансовой инфраструктуры (Валютного регулирования) • Корпоративного управленияТрудовых отношенийСистемы ВТСВПКЕстественных монополий (Электроэнергетики, Железнодорожного транспорта, Газовая система (2000-е годы))ЖКХОбразования (Среднего образования) • Здравоохранения (ОМС) • Правовая (Судебная) • Системы госуправления (Административная, Технического регулирования) • ВоеннаяМВДФедеративная (Совета федерации) • Местного самоуправления
Послания Федеральному собранию  20002001200220032004200520062007201220132014201520162018201920202021
Агентство стратегических инициатив  Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России
Публикации  Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономикиРоссия на рубеже тысячелетийОткрытое письмо избирателямНовый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня
Путин и экономика  Путин и доходы населения РоссииПутин и труд в РоссииПутин и ЖКХ РоссииПутин и транспортПутин и ТЭК РоссииПутин и пенсионное обеспечение в РоссииПутин и АПК РоссииПутин и ОПК РоссииПутин и атомная энергетика РоссииПутин и строительство в РоссииПутин и торговля в РоссииПутин и связь в России
Путин и промышленность России  Путин и автомобильная промышленностьПутин и двигателестроениеПутин и ракетно-космическая промышленностьПутин и авиационная промышленностьПутин и судостроение
Путин и финансы в России  Путин и формирование международного финансового центраПутин и государственные и муниципальные финансыПутин и налогообложениеПутин и налог на прибыльПутин и НДСПутин и НДПИПутин и подоходный налог
Путин и внешнеэкономические отношения России  Путин и экспортПутин и импорт
Путин и российские компании  Путин и государственные компанииПутин и ГазпромПутин и Транснефть
Темы  Деятельность (Принятые решения, Подписанные законы, Подписанные президентские указы, Назначения, Инициативы, Предложения, Поставленные задачи, Награждения, Визиты, Оценки деятельности) • ПредположенияРоссия при первом правительстве Путина (Хроника деятельности Путина, Социально-экономическая политика) • Россия во время президентства Путина (Экономика, Изменение социально-экономических показателей) • Прямая линия 2002 годаКандидатская диссертацияПутин и НАТОПутин и внешняя политика РоссииПутин и образование в РоссииПутин и судебная система РоссииПутин и постсоветское пространствоПутин и ЕвросоюзПутин и СШАПутин и силовые структуры РоссииПутин и нанотехнологии в РоссииПутин и регионы РоссииПутин и здравоохранение в РоссииПутин и праздники в РоссииПутин и жильё в РоссииПутин и Приоритетные национальные проекты в РоссииПутин и электронное правительство в РоссииПутин и коррупция в РоссииПутин и табакокурение в РоссииПутин и демографическая политика в РоссииПутин и алкоголь в РоссииПутин и наука в РоссииПутин и преступность в РоссииУказ «О долгосрочной государственной экономической политике»Путин в августе 2008 годаРазвод с Людмилой ПутинойПодарки ПутинуДочери Путина
Личные инструменты