Су-25

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot) — одноместный бронированный дозвуковой самолёт-штурмовик. Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при визуальной видимости цели, а также объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.[1]

Создан в ОКБ имени Сухого. В начале 1980-х годов успешно прошёл испытания и был рекомендован к принятию на вооружение.

Содержание

[править] Характеристики

На вооружении Су-25 находятся пушки калибра 23 миллиметра и 30 миллиметров, управляемые ракеты класса воздух-воздух, неуправляемые ракеты, бомбы, в том числе и с лазерным наведением.

Максимальная скорость полёта у земли — 975 километров в час. Специалисты отмечают хорошие маневренные и взлётно-посадочные характеристики Су-25.

[править] История

Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году. Новый самолет предназначался для поддержки войск непосредственно над полем боя и проектировался как предельно простой в эксплуатации и обслуживании дозвуковой реактивный самолет, обладающий высокими маневренными характеристиками и повышенной боевой живучестью. В период 1970—1971 г.г. проект самолета Су-25 участвовал в конкурсе аванпроектов штурмовика наряду с проектами ОКБ Яковлева, Ильюшина и Микояна, и, как наиболее подготовленный, одержал победу над проектами соперников.[2]

В сентябре 1972 г. состоялась защита эскизного проекта и макета самолета, постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974-го, первый полет на нем шеф-пилот ОКБ В. С. Ильюшин выполнил 22 февраля 1975 года. Заводские испытания двух опытных самолетов Су-25 продолжались до октября 1976-го, после чего машины были поставлены на доработку. С 1978 года начались государственные испытания самолета. Окончание первого этапа госиспытаний Су-25 было решено совместить с проверкой самолета в условиях действующей армии в Афганистане. Для этого была сформирована смешанная группа из состава испытателей НИИ ВВС и представителей промышленности, кроме технического персонала в ее состав вошли два опытных самолета: Т8-1Д и Т8-3 и четыре летчика: А. А. Иванов и Н. Ф. Садовников из ОКБ, В. Н. Музыка и В. В. Соловьев из НИИ ВВС. В период с 16 апреля по 5 июня 1980 г. на аэродроме Шинданд (ДРА) эта группа обеспечила выполнение 100 испытательных полетов, в том числе 44 реальных боевых вылета. В ходе этих испытаний Су-25 показал высокий уровень боевых характеристик. Госиспытания были завершены в декабре 1980 года.[3]

Производство Су-25 осуществлялось на заводе в Тбилиси, первый серийный самолет был облетан 18 июня 1979 г. летчиком-испытателем ОКБ Ю. А. Егоровым. В ходе серийного выпуска самолет серьезно дорабатывался. В 1984 году появилась специальная экспортная модификация самолета — Су-25К (Т-8К), самолеты этого типа поставлялись в Чехословакию, Болгарию, Ирак, КНДР и Анголу. По результатам боевой эксплуатации в Афганистане, в 1987-88 г.г. на самолете был внедрен ряд доработок для повышения боевой живучести, в 1989-90 г.г. прошел испытания и был запущен в серию вариант Су-25 с новым двигателем Р-195, а в 1991 году выпущена партия Су-25 в варианте самолета-буксировщика мишеней Су-25БМ. После 1991 года самолеты типа Су-25 из состава ВВС Белоруссии и России поставлялись на экспорт в Перу и Эфиопию.[4]

Отличительной чертой Су-25, как самолета-штурмовика, предназначенного для действий непосредственно над полем боя, в зоне насыщенной средствами ПВО, являлась повышенная боевая живучесть. Для этого на самолете был выполнен целый комплекс конструктивно-компоновочных мероприятий: бронирование кабины летчика, обеспечение взрывобезопасности топливных баков за счет заполнения их пенополиуретаном, протектирования, и т. д. Перед внедрением в конструкцию самолета, все эти мероприятия были в достаточной мере отработаны на стендах в ОКБ, а в дальнейшем полностью подтвердили свою эффективность в ходе эксплуатации самолета во время боевых действий в Афганистане.[5]

В составе ВВС СССР Су-25 поступал на вооружение отдельных штурмовых авиаполков (ОШАП) окружного (армейского) подчинения. Первые 11 серийных самолетов в апреле 1981 года были переданы в состав 80 ОШАП, базировавшегося на аэродроме Ситал-Чай (Закавказский ВО). На базе этого полка была сформирована 200 отдельная штурмовая авиаэскадрилья (ОШАЭ), которая в июне 1981 г. была направлена в состав ВВС 40-й армии в Афганистан и стала, т.о., первым строевым подразделением ВВС СССР, воевавшим на штурмовиках Су-25. В дальнейшем, на протяжении всего периода пребывания советских войск в Афганистане, Су-25 являлись основным средством авиационной поддержки войск на поле боя. Штурмовики Су-25 показали исключительно высокий уровень боевой эффективности и живучести. За время ведения боевых действий, на них было выполнено более 60000 боевых вылетов, при этом от боевых повреждений в воздухе было потеряно всего 23 самолета, то есть средний налет на 1 потерянный самолет составил 2600 часов, что было существенно выше, чем у любого другого из применявшихся в Афганистане боевых самолетов. Су-25 был официально принят на вооружение постановлением правительства от 31 марта 1987 года. К этому времени самолет уже 8 лет выпускался серийно, из них 6 лет эксплуатировался в строю и участвовал в боевых действиях в Афганистане. В составе ВВС России самолеты Су-25 с 1994 года принимают участие в боевых действиях против незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике. За рубежом самолеты Су-25К принимали активное участие в боевых действиях в составе ВВС Ирака в период ирано-иракской войны 1981-88 г.г. и в составе ВВС Анголы — во время гражданской войны в 80-90 г.г.[6]

Создание учебно-боевого варианта Су-25 было задано постановлением правительства от 29 июня 1976 года. Для производства спарки был определен серийный авиазавод в г. Улан-Удэ. Опытные образцы Су-25УБ (Т-8У) были собраны в Улан-Удэ в 1985 году. Первый полет на первом опытном экземпляре Су-25УБ Т8У-1 10 августа 1985 года выполнил летчик-испытатель ОКБ А. А. Иванов. Государственные испытания самолета были проведены в 1986-87 г.г., серийное производство самолета осуществлялось с 1986 по 1991 год в двух модификациях: Су-25УБ — для ВВС СССР и Су-25УБК — на экспорт. В августе 1988 года на базе серийного Су-25УБ производства Улан- Удэнского завода в ОКБ был построен вариант спарки Су-25УТГ, предназначенный для летчиков палубной авиации ВМФ. С самолета были демонтированы все прицельные системы и вооружение, а взамен установлен посадочный гак. Основным назначением самолета являлось обучение пилотов корабельной авиации выполнению взлета и посадки на палубу авианесущих кораблей проекта 1143.5. Первый полет опытного самолета Т8УТГ-1 состоялся 1 сентября 1988 года, пилотировал машину летчик-испытатель ОКБ И. В. Вотинцев. 1 ноября 1989 года, в ходе летно-конструкторских испытаний Су-25УТГ, экипаж в составе летчика ОКБ И. В. Вотинцева и штурмана-испытателя ЛИИ В. А. Крутова совершил на Т8УТГ-1 первую посадку на палубу ТАвКр «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»). Серийный выпуск Су-25УТГ осуществлялся в 1991 году, самолеты были переданы в состав авиации ВМФ.[7]

В 1976 году в ОКБ начались работы по созданию специализированного варианта штурмовика Су-25Т (Т-8М), предназначенного для борьбы с танками. В ходе дальнейших работ особый упор был сделан на обеспечение возможности круглосуточного применения самолета, для чего он оснащался высокоавтоматизированной оптико-электронной прицельной системой «Шквал» и мощным комплексом противотанкового вооружения «Вихрь». Первый полет на опытном самолете Т8М-1 совершил 17 августа 1984 года летчик-испытатель ОКБ А. Н. Исаков. В период 1984-87 г.г. на трех опытных самолетах были проведены летно-конструкторские испытания Су-25Т, а в период 1988-92 г.г. — государственные испытания самолета. В 1989-91 г.г. в Тбилиси была выпущена установочная партия самолетов, первый серийный Су-25Т был облетан на заводе 26 июля 1990 года летчиком-испытателем В. П. Коростиевым. В начале 90-х силами НПК «Штурмовики Сухого» была предпринята попытка развернуть работы по созданию на базе Су-25Т специализированного ударного самолета под обозначением Су-39. На серийном заводе в Улан-Удэ была выполнена подготовка серийного производства и выпущены 2 первых предсерийных экземпляра самолета. В настоящий момент испытания этого самолета продолжаются.[8]

Начиная с 2001 года в ОКБ осуществляется программа модернизации самолетов Су-25, находящихся на вооружении ВВС России (Су-25СМ). Головным предприятием по организации программы был определен 121 АРЗ МО (Кубинка), работы осуществляются под руководством и в кооперации с ОКБ Сухого. Облет первого модернизированного Су-25СМ-1 5 марта 2002 года выполнил летчик-испытатель ОКБ И. Е. Соловьев. По окончании программы испытаний будет принято решение об объемах и сроках проведения модернизации строевых самолетов.[9]

[править] Средства противодействия самолёту

В январе 2016 года британская газета Independent писала: «Такие самолёты, как Су-25 — ветеран войн в Чечне и Грузии — уязвимы перед переносными зенитно-ракетными комплексами».[10]

В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Во время конфликта на Украине [в 2014 году] обнаружилось, что этот штурмовик [Су-25] плохо защищён от современных зенитных систем. Россия и пророссийские ополченцы сбили несколько украинских Су-25.»[11]

[править] Применение в боевых действиях

Су-25 принимал участие в многочисленных конфликтах по всему миру.[12]

Су-25 послужил в Афганистане, в Первой и Второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте.[13]

В 2014 году Су-25 сыграл важную роль в борьбе международных сил против ИГИЛ, а также в боевых действиях на Донбассе.[14]

[править] Производство

В 1970-е и 1980-е годы было построено более 1 тыс. штурмовиков Су-25.[15]

[править] Наличие в Вооружённых силах России

По состоянию на май 2015 года на вооружении в России остаётся около 200 самолётов Су-25.[16]

[править] Сравнение с аналогами

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 эффективнее выполняет задачи по непосредственной авиационной поддержке, нежели Су-22 и Су-24, на которых в настоящее время летают лётчики из ВВС Сирии».[17]

[править] Оценки

В сентябре 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 <...> это один из лучших в мире штурмовиков. <...> Конфликт на Украине продемонстрировал недостатки Су-25, поскольку несколько украинских штурмовиков были сбиты системами ПВО русских и повстанцев.»[18]

В мае 2015 года американское издание National Interest писало: «Су-25 <...> остаётся исключительно эффективным по своему ударному воздействию штурмовиком. Су-25 был создан для нанесения ударов по сухопутным силам НАТО в Центральной Европе на случай всеобщего наступления войск Варшавского договора.»[19]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Су-25К
  2. Су-25К: Историческая справка
  3. Су-25К: Историческая справка
  4. Су-25К: Историческая справка
  5. Су-25К: Историческая справка
  6. Су-25К: Историческая справка
  7. Су-25К: Историческая справка
  8. Су-25К: Историческая справка
  9. Су-25К: Историческая справка
  10. «Устаревшая» армия России шокирует Запад и Израиль высокотехнологичным оружием. 31 январе 2016
  11. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  12. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  13. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  14. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  15. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  16. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  17. Пять российских видов оружия, которых должно бояться «Исламское государство». 25 сентября 2015
  18. Пять российских видов оружия, которых должно бояться «Исламское государство». 25 сентября 2015
  19. Главное оружие российской авиации: топ-5. 8 мая 2015
  20. Копия источника от 25 апреля 2014: [1][2]
Самолёты Су
История  1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Самолёты  Су-1Су-2Су-4Су-5Су-6Су-7Су-8Су-9Су-10Су-11Су-13Су-15Су-15Су-17Су-24Су-24МСу-24МРСу-25Су-25ТСу-25УТГСу-26Су-27Су-27МСу-28Су-29Су-30Су-30МККСу-30СМСу-31Су-33Су-33УБСу-34Су-35Су-35ССу-37Су-38Су-39Су-47Су-57Су-80
Личные инструменты