Автомобильная промышленность России в XX веке
Материал из Documentation.
Всего с 1910 по 1915 г. Русско-Балтийский завод изготовил 451 легковую машину и несколько образцов грузовых и специальных автомобилей. Во второй половине 1915 г. Русско-Балтийский завод был эвакуирован, а выпуск машин прекратился.[1]
В России в 1916 году Военное ведомство направило на кредитование пяти частных и одного казенного заводов более десяти миллионов рублей, на которые те должны были поставить армии легковые и грузовые автомобили.[2]
6 ноября 1930 года запустили главный конвейер московского автопроизводства — завод КИМ, после переименованный в МЗМА, далее АЗЛК.
Ульяновский автомобильный завод основан в июле 1941 года.
Минский автомобильный завод основан в 1944 году.
Львовский автобусный завод основан 21 мая 1945 года.
Белорусский автомобильный завод основан в сентябре 1948 года.
Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года как филиал московского завода ЗИЛ.
Первым автомобилем Волжского автомобильного завода стал ВАЗ-2101 «Жигули» — переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль с кузовом седан. Данная модель была адаптированной для советского рынка версией итальянского автомобиля Fiat-124 («Фиат-124»). ВАЗ-2101 в 1967 г. стал лауреатом престижной автопремии «Европейский автомобиль года» (European Car of the Year, ныне — «Автомобиль года», Car of the Year). Для эксплуатации в условиях СССР был увеличен дорожный просвет со 140 до 170 мм, были внесены более 800 других изменений. Первые 6 машин ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода 19 апреля 1970 г. Кроме ВАЗ-2101, выпускался автомобиль с кузовом универсал ВАЗ-2102 (на базе Fiat 124 Familiare) и «люксовая» версия ВАЗ-2103 (Fiat 124S), имевшая улучшенный дизайн, более просторный салон и мощный двигатель. С 1971 г. ВАЗ-2101 поставлялся за рубеж под маркой Lada. Завершилось производство ВАЗ-2101 и его модификаций в 1988 г., всего было выпущено более 6,7 млн автомобилей (включая ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и модификации).[3]
В 1970 году председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил перед отечественным автопромом задачу: создать комфортабельный внедорожник для жителей сельской местности. Первый экспериментальный внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом под индексом «ВАЗ-Э2121» появился через год. Причем для того, чтобы быстрее запустить новый автомобиль в серию, конструкторы под руководством Петра Прусова решили создать машину с высокой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями. Еще одной особенностью стал полностью «легковой» дизайн автомобиля — в отличие от машин марки «УАЗ» в автомобиле не было ничего специфически «вседорожного». Дорожные испытания прототипов стартовали в 1972 году (небывалая скорость для советского автопрома). Первые машины сошли с конвейера АвтоВАЗа в апреле 1977 года.[4] ВАЗ-2121 «Нива» (компактный трехдверный внедорожник с постоянным полным приводом) стал первой машиной АвтоВАЗа, не основанной полностью на Fiat 124.[5]
В 1975 г. в производство была запущена улучшенная версия ВАЗ-2103, получившая индекс ВАЗ-2106.[6]
В конце 1970-х гг. инженеры АвтоВАЗа начали разрабатывать переднемоторный переднеприводный легковой автомобиль — такая схема набирала популярность за рубежом за счет дешевизны производства, лучшей устойчивости и управляемости. В 1980 г. были подписаны контракты с иностранными консультантами для проекта — итальянской компанией UTS («Ю-ти-эс») и немецкой Porsche («Порше»). Результатом разработки стала серия «Спутник», или «Лада Самара». Первое поколение включало в себя трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108, его пятидверный вариант ВАЗ-2109 и пятидверный седан ВАЗ-21099. В серийное производство модели были запущены в 1984, 1987 и 1990 гг. соответственно.[7]
В 1979—1982 гг. на смену ВАЗ-2101 в производство были запущены два новых седана ВАЗ-2105 и его «люксовый» вариант, отличавшийся более мощным двигателем, ВАЗ-2107.[8]
Разработка третьего поколения основной линейки автомобилей ВАЗ в начале 1980-х гг. первоначально велось в рамках проекта ВАЗ-21099, также при сотрудничестве с Porsche. В серийное производство переднеприводный четырехдверный седан был запущен только в 1995 г. с индексом ВАЗ-2110 («Десятка»).[9]
В 1980 году стартовало производство экспортной модификации «ВАЗ-21212» с правым рулем.[10]
Для замены ВАЗ-2102 в 1984 г. на конвейер был поставлен новый модернизированный универсал ВАЗ-2104.[11]
В середине 1980-х гг. АвтоВАЗу был передан проект Серпуховского автомобильного завода по производству легкового автомобиля особо малого класса — ВАЗ-1111 («Ока»). Серийное производство на ВАЗе и ряде других предприятий началось в 1987 г.[12]
В 1993 году появилась модель «ВАЗ-21213» с мотором объемом 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом.[13]
С 1995 года было налажено производство автомобилей «ВАЗ-2131» с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом.[14][15]
Таганрогский автомобильный завод был основан в феврале 1997 года.
В 1997 году в Калининградской области открылся автомобильный завод «Автодор».[16][17]
В 1998 году в Москве стартовала сборка автомобилей Renault.[18]
В 2000 году «Северсталь» получила контроль над Ульяновским автомобильным и Заволжским моторным заводами.[19]
Содержание |
[править] Виды автомобилей
[править] Легковые автомобили
15 октября 1956 года были собраны первые легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга».[20]
[править] Грузовые автомобили
Осенью 1924 года московский завод «АМО» выпустил первые советские грузовые машины.[21]
В 1925 году дал первые грузовики собственной конструкции Ярославский автомобильный завод.[22]
В ноябре 1934 года освоено производство трехосного грузовика ГАЗ-ААА грузоподъемностью 2 тонны (выпускался до 1944 г., всего собрано 37 373 автомобиля).[23]